Картина М.Ю. Лермонтова "Андрей Первозванный". Картина м


Картина М.Ю. Лермонтова "Андрей Первозванный"

Полотно, предположительно, является копией (1828 г.), сделанной М.Ю. Лермонтовым с картины А.П. Лосенко «Андрей Первозванный» (1764 г., холст, масло, 91,5 x 73 см).

 

Картина М.Ю. Лермонтова с работы А. Лосенко «Андрей Первозванный», 1828 год

 

Из истории бытования картины известно, что она всегда находилась в Тарханах: первоначально в доме Арсеньевой, в образной комнате, где было много икон, а затем в приходской церкви Михаила Архангела. Об этом в 1890-х годах П.К. Шугаев — собиратель воспоминаний тарханских старожилов — писал: «Около левого клироса (церкви Михаила Архангела) есть образ Апостола Андрея Первозванного, без ризы, весьма древней и замечательной живописи, тоже пожертвованный Елизаветой Алексеевной». Сейчас картина находится в экспозиции барского дома в образной комнате, на ее обратной стороне дата — 1828 год.

Долгое время считалось, что копию сделал неизвестный автор, но в 1972 году в процессе реставрации в левом нижнем углу была обнаружена надпись. В реставрационном заключении сказано: «После снятия лака в нижней части картины проявилась слабая надпись: Картина (второе слово неразборчиво) М.Ю. Лермонтова. Красочный слой надписи тонкий, сильно потерт, по характеру букв и по сохранности краски надпись старая». Работа была направлена на Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию консервации и реставрации, где было дано следующее заключение: «... при освещении картины ультрафиолетовыми лучами в ее нижнем углу проступает надпись, не обнаруженная на рентгенограмме. Вероятно она сделана краской, близкой по своему составу к краске фона картины. С помощью различных фотометодов удалось прочесть все же: «Картина... М.Ю. Лермонтова». Установленная надпись сообщает, что писал картину Лермонтов в возрасте 14 лет. Вероятно ли это?

Как известно, рисовал Лермонтов с раннего детства. Обучение искусствам входило во все образовательные программы, в т.ч. и домашнего обучения, которое предусматривало изучение истории, географии, словесности, языков. Жаль, что никто из современников не назвал имени учителя, занимавшегося с юным Лермонтовым в Тарханах рисованием. Когда поэт приехал в Москву и поступил в Университетский благородный пансион, его занятия рисованием становятся систематическими, оно считалось обязательным предметом, и вели его профессионалы-художники.

В письме 1827 года к «тетушке» Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов пишет: «Заставьте, пожалуйста, Екима (А.П. Шан-Гирея) рисовать контуры, мой учитель говорит, что я еще буду рисовать их с полгода; но я лучше стал рисовать: однако ж мне запрещено рисовать свое». А еще через год: «Скоро я начну рисовать c (buste) бюстов... какое удовольствие! к тому ж Александр Степанович (Солоницкий) мне показывает также, как должно рисовать пейзажи». Как видно из писем, Лермонтов уделяет большое внимание рисованию, его радуют удачи и продвижение вперед в этих занятиях. Конечно, «свое», то, что он рисовал до поступления в пансион, ему пришлось оставить, но его увлекало, по-видимому, все, связанное с живописью. К периоду занятий Лермонтова с Солоницким относятся рисунки юного поэта «Ребенок, тянущийся к матери» и «Мадонна с младенцем» - перерисовка с эстампов, распространенных в то время. Сам Лермонтов относился к Солоницкому с доверием и доброжелательностью, ему передал тщательно переписанную тетрадку своих стихотворений. По-видимому, успехи Лермонтова в рисовании были изрядными, потому что инспектор пансиона М.Г. Павлов интересовался им и хранил у себя его удачные рисунки. Известно имя еще одного лермонтовского учителя рисования. Это П.Е. Заболотский, у которого Лермонтов брал уроки, когда в 1832 году переехал в Петербург...

Возвращаясь к раннему — тарханскому — периоду жизни М.Ю. Лермонтова, когда он под руководством неизвестного нам наставника изучал живопись, к которой было у него особое тяготение, и рисовал «свое». Тогда он и мог сделать ученическую копию с картины Лосенко-мастера, чьи работы были широко распространены в эстампах. Вероятно, копия была далеко не мастерски сделана и учитель поправил и завершил работу. Он же, вероятно, сделал и надпись об авторстве своего ученика. Копию можно считать работой юного М.Ю. Лермонтов. Во-первых, чувствуется еще слабое владение кистью, допущены явные погрешности в изображении рук, плеч, шеи и живота. Во-вторых, хотя в копии цепко схвачен и передан общий колорит оригинала и манера письма Лосенко, все-таки в работе уже просвечиваются характерные для самого Лермонтова особенности его живописного дарования — экспрессивность и резкость, совершенно чуждые автору оригинала.

Источник: книга Т.М. Мельниковой «И дышит непонятная святая прелесть в них...», л. 67-73

www.tarhany.ru

Картины В.М Васнецова | Русские художники

ГодИллюстрацияНазваниеРазмер, техникаМестонахождениеПримечание1867-МолочницаХолст, маслонеизвестноО существовании известно из письма Васнецова к Стасову.1867ЖницаХолст, маслоТверская областная картинная галерея1869Портрет художника Архипа КуинджиХолст на фанере, 46х36Государственная Третьяковская галерея1872Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, брата художникаХолст, масло. 76х56Собрание Всеволода Аполлинариевича Васнецова (на 1961 год). Дом-музей В. М. Васнецова1873АвтопортретХолст, масло. 71х58Государственная Третьяковская галерея1873Нищие певцы (богомольцы)Холст, масло. 100,5х163Вятский художественный музей В.М и А. М. Васнецовых1874Дети в лесу (Дети разоряют гнезда; Птичьи враги)Холст, маслоЧастная коллекция (Sotheby’s. 2012)В списке Моргуновых числится как исчезнувшая, по их сведениям, продавалась в комиссионном в Москве в 1930-х годах, в фототеке ГТГ есть снимок. Продан за 284 тыс. долл.1874Хороша наша деревня, только славушка худа (Хороши наши ребята, только славушка худа)Холст, масло 29х46 Музей-заповедник Абрамцево1874Поймали воришку (эскиз)Холст, масло. 39,5х57,2Собрание М. Г. Кирсанова, Москва (по данным 1961 год)1874Чаепитие в трактире (В харчевне)Холст, масло. 84х136Харьковский художественный музей1875Застрелился (Трагическое происшествие)Холст, масло. 47,8х75Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск)1875Застрелился (Трагическое происшествие или Самоубийца)Холст, масло. 27,2х23,7Музей-заповедник Абрамцево1875Картинная лавочка (Книжная лавочка)Холст, масло. 84х66,3Государственная Третьяковская галерея1875Картинная лавочка (эскиз)Холст, масло. 53х45Государственный Русский музей1876С квартиры на квартируХолст, масло. 53,5х67,2Государственная Третьяковская галерея1876В паркеХолст, масло. 28х42,5Государственная Третьяковская галерея1876Цветущая изгородьХолст, масло. 20х28Музей-заповедник Абрамцево1876КалиткаХолст, масло. 15х23Музей-заповедник Абрамцево1876БогатыриХолст, масло. 27х41Дом-музей В. Д. ПоленоваПервый эскиз маслом картины1876СокольничийХолст, масло. 30,3 х 22,5Чувашский государственный художественный музей1877Акробаты (на празднике в окрестностях Парижа), Балаганы в ПарижеХолст, масло. 221х136Государственный Русский музей.1877Балаганы в ПарижеХолст, масло. 159,6х117,8Государственная Третьяковская галереяПервый вариант картины «Акробаты»1877Крестьянин с шестомХолст, масло. Государственная Третьяковская галерея1878Портрет Александры Владимировны Васнецовой, жены художникаХолст, масло. 100х69Дом-музей В. М. Васнецова1878Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, брата художникаХолст, масло. 75х56,5Государственная Третьяковская галерея1878Военная телеграммаХолст, масло. 62х79,7Государственная Третьяковская галерея1878Карс (Известие о взятии Карса или Победа, Карс взяли)Холст, масло. 80х66Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева1878Развешивание флагов (Развешивание знамени)Холст, масло. 80х67Самарский областной художественный музейКопия или авторское повторение картины «Карс»1878Берег реки Вятки (Пейзаж на реке Вятке)Картон, масло. 25х46Собрание Я. Г. Этингера, Москва (на 1961 год). Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина1878Портрет Татьяны Алексеевны Караваевой, бабушки жены художникаХолст, масло. 43х32Государственный художественной музей Эстонии, Таллин1878После побоища Игоря Святославича с половцами (эскиз)Холст, масло. 14,5х27Государственная Третьяковская галерея1878Витязь на распутьеХолст, масло. 79×147Серпуховский историко-художественный музей1879ПреферансХолст, масло. 84x136Государственная Третьяковская галерея1879АхтыркаХолст, масло. 33х48,5Дом-музей В. Д. Поленова1879Дичок (Этюд. Крестьянская девочка)Холст, масло. 26,2х14,7На 1961 год принадлежал Вл. Ник. Прахову, Ташкент. Музей-заповедник Абрамцево1879Битва русских со скифами (эскиз)Холст, масло. 27х39,5Государственная Третьяковская галерея1879АбрамцевоХолст, масло. 19х47,5Дом-музей В. Д. ПоленоваЭтюд для первого плана картины «Богатыри»1879Девушка в старинном русском одеянииХолст на картоне, масло. 32 х 12,5Государственная Третьяковская галерея.Этюд для картины «Три царевны подземного царства».1879-начало 1880-х годовБерезы (Абрамцево)Холст, масло. 34х26Дом-музей В. Д. Поленова1870-е годыВынос иконы (эскиз)Холст, масло. 22х32Собрание П. Н. Крылова, Москва (на 1961 год)1870-е годыИзбушка на курьих ножкахХолст, масло. 58х38,3Музей-заповедник Абрамцево1870-е годыВ раздумье (Витязь на коне въезжает в дремучий бор)Картон, масло. 66,5х98,3Собрание В. Н. Аралова (на 1961 год)1870-е годыВитязь на распутьеХолст, масло. 29,5х54Новосибирский государственный художественный музейВ Госкаталоге датирован явно ошибочно 1895 годом, но с пометкой «1-й вариант картины „Витязь на распутье“»1880После побоища Игоря Святославича с половцамиХолст, масло. 205х390Государственная Третьяковская галерея.1880Девушка с бадейками (За водой) (Ахтырка)Холст, масло. 38х28Собрание В. В. Величко (на 1961 год). Дом-музей В. М. Васнецова.1880Река Воря (Ахтырка)Холст, масло. 33х23Частное собрание (на 1961 год). Музей-заповедник Абрамцево1880Ахтырский дуб, Дуб в АхтыркеХолст, масло. 33,5х47,6Государственная Третьяковская галерея1880Ковер-самолетХолст, масло. 165х297Нижегородский государственный художественный музей1880Ковер-самолет (эскиз)Холст, масло. 24,7х39Государственная Третьяковская галерея1880Баян (эскиз)Холст, масло. 34,5х42,8Музей-заповедник Абрамцево1880Песнь о Сальгаре (эскиз)Холст, масло. 42х32Собственность Т. В. Васнецовой (на 1961 год)1880Аленушка (эскиз)Холст, масло. 26,3х19,5Государственная Третьяковская галерея1880Пруд в АхтыркеХолст, масло. 34х22Государственная Третьяковская галереяЭтюд к картине «Аленушка»1880Мелколесье. АхтыркаХолст на картоне, масло. 14х48Музей-заповедник АбрамцевоЭтюд к картине «Богатыри»1880Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге)Холст, масло. 15,8х22,55Музей-заповедник АбрамцевоЭтюд к картине «Богатыри». В музее датируют 1884 годом.1881Три царевны подземного царстваХолст, масло. 152,5х165Государственная Третьяковская галереяПервый вариант картины1881Битва русских со скифамиХолст, масло. 161,5х295Государственный Русский музей1881АленушкаХолст, масло. 173х121Государственная Третьяковская галерея1881Аленушка (этюд)Холст, масло. 28х19Государственная Третьяковская галерея1881Аленушка (этюд)Холст, масло. 43х33Государственная Третьяковская галерея1881Аленушка (этюд)Холст, масло. 68х48Музей-заповедник АбрамцевоАвторское повторение1881ОсокаХолст на картоне, масло. 48,4х33,5Государственная Третьяковская галерея1881Пруд в АхтыркеХолст на картоне, масло. 32х23,4Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год). Дом-музей В. М. ВаснецоваВ музее помечен 1880 годом и фигурирует как этюд к картине «Аленушка»1881Пруд (Аленушкин пруд)Холст, масло. 49х33,2Музей-заповедник Абрамцево1881Деревья у пруда (Пейзаж. Дубы в Абрамцеве)Холст, масло. 43х29Музей-заповедник Абрамцево1881Опушка елового лесаХолст, масло. 48,5х32,5Государственная Третьяковская галерея1881ЗатишьеХолст, масло. 62,5х16Государственная Третьяковская галерея1881Юный крестьянин (Александр Михайлович Васнецов) (этюд)Холст, масло. 29,1 х 17Музей-заповедник Абрамцево1882Витязь на распутье -1882Холст, масло. 167, 299Государственный Русский музей1882Спящая царевна (эскиз)Холст на фанере, масло. 32,5х41,5Дом-музей В. М. ВаснецоваВ данном варианте картина не была осуществлена1882Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровым в Новгороде в 1478 (эскиз)Холст, масло. 41,6х46,1Музей-заповедник Абрамцево1882В костюме скомороха (этюд)Холст, масло. 66х52Государственная Третьяковская галерея1882Ворон (Зачем я не птица, не ворон степной)Холст, масло. 160х98Дом-музей В. Д. Поленова1882Богоматерь с младенцемХолст, масло. 171х98Дом-музей В. М. Васнецова1882Богоматерь с младенцем (эскиз)Холст, масло. 32х17Государственная Третьяковская галереяЭскиз иконы Абрамцевской церкви, послуживший впоследствии эскизом росписи апсиды алтаря Владимирского собора в Киеве.1882Богоматерь с младенцем (икона)Медь, масло. 47,5х35,5Музей-заповедник Абрамцево1882Владимир (икона)Медь, масло. 53,5х15,5Музей-заповедник Абрамцево1882Сергий (икона)Медь, масло. 138х61,5Музей-заповедник Абрамцево1882Алексий митрополит (икона)Медь, масло. 53,5х15,5Музей-заповедник Абрамцево1882Пейзаж в АхтыркеХолст, масло. 22,3х32,5Музей-заповедник АбрамцевоЭтюд к картине «Богатыри»1882Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)Холст, масло. 34,7х49,3Государственная Третьяковская галереяОчень близок к "Пейзаж в Ахтырке". Дата по Моргуновым, в каталоге ГТГ датирован годом ранее — 1881. Этюд к картине «Богатыри»1882Богоматерь (эскиз)Картон, масло. 51 х 41,5Музей-заповедник Абрамцево1882-1885Каменный век (фриз)Холст, масло. Общая длина 19 м 40 см.Государственный исторический музейДве части. Короткая «Пиршество» имеет размер 3,3х2,31882-1885Мужчина, обтесывающий камень (этюд)Холст, масло. 26,3х16,5Музей-заповедник Абрамцево1882-1885Мужчина на коленяхХолст, масло. 20,5х16,5Музей-заповедник Абрамцево1882-1885ПиршествоХолст, масло. 56х80Государственная Третьяковская галерея1883Витязь с мечомХолст, масло. 83,8х58,2Государственная Третьяковская галереяПисано с Петра Михайловича Васнецова, брата художника1883Дубы (Дубовая роща в Абрамцеве)Холст на картоне, масло. 36х60.Государственная Третьяковская галерея1883Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой (этюд)Холст, масло. 80х62.Государственная Третьяковская галереяЭтюд для фигуры Елены Прекрасной в картине «Иван-царевич на Сером волке»1883Березки (Осинка и березка) (этюд)34х24,5Собрание И. И. Дяденко, Москва (на 1961 год)1883Крестьянин Владимирской губернии Иван ПетровХолст, масло. 87,5х67,5.Государственная Третьяковская галерея1884Портрет Марка Анатольевича АнтокольскогоХолст, масло. 73,5х51.Государственная Третьяковская галерея

www.renesans.ru

Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» » Выдающиеся художники

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею" (фрагмент)

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я» (М.В. Нестеров).

М.В. Нестеров был уверен, что «Видение отроку Варфоломею» – самое лучшее его произведение.

К религиозной тематике художник Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) пришёл в конце XIX в. Он занялся росписями церквей и создал цикл работ, посвящённых православной тематике.

В 1893-1894 гг. он исполнил запрестольный образ «Рождество Христово» в киевском Владимирском соборе, а в 1894-1896 – мозаику в храме Воскресения Христова в Петербурге. Делал росписи в церкви Александра Невского на Кавказе в 1899-1904 гг. и писал фрески для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1907-1911 гг. В это же время он пишет цикл картин, посвящённых Сергию Радонежскому. «Видение отроку Варфоломею» – первая картина этого цикла, содержанием которой является эпизод из жизни одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых. Нестеров, как и Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его». Он искал реальный нравственный идеал и нашёл этот идеал в Сергии Радонежском, носившем в миру имя Варфоломея.

Сергий Радонежский (1314-1392)

Се́ргий Ра́донежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой, сейчас это Троице-Сергиева лавра. Сергий Радонежский много сделал для Русской церкви и для государства и почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный (угодивший Богу монашеским подвигом, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу). Сергий Радонежский считается величайшим подвижником Земли Русской.

Его ученик Епифаний Премудрый написал житие своего учителя, из которого можно узнать основные подробности биографии этого русского святого.

Он родился от благоверных родителей Кирилла и Марии в 1314 г. (дата приблизительная) в селе Варницы под Ростовом и был вторым ребёнком в семье, где было трое сыновей. Братьев отдали обучаться грамоте, но Варфоломею учёба давалась с трудом. Епифаний Премудрый пишет: «Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно». Родители его ругали, учитель наказывал, товарищи смеялись над ним, он же «со слезами молился Богу». «Однажды отец послал его искать лошадей. …он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Варфоломей подошёл к нему и по окончании молитвы сказал, что хочет научиться грамоте, но не способен её постичь. Он обратился к старцу: «Святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец подал мальчику святую просфору и сказал, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников.

Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил, чтобы он пошёл к ним в дом. Там мальчику было предложено прочитать псалом, но он, стесняясь своего плохого чтения, отказался, и тогда старец сказал, что с этого дня он будет очень хорошо читать. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту». Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать». Уходя, старец сказал, что сын их будет «славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни» – «сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей».

Этот рассказ является основой знаменитой картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и памятника, установленного в Радонеже (скульптор В.М. Клыков).

Сергий Радонежский. Скульптура В.М. Клыкова

В дальнейшем Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, создал обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь, став впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича (Донского). Перед тем как встретиться в битве с Мамаем, Великий князь Димитрий, впоследствии Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить. Преподобный Сергий благословил его на битву с Мамаем.

Теперь обратимся к картине М. Нестерова.

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (1890)

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею". Холст, масло. 160х211 см. Государственная Третьяковская галерея

История создания картины

Художник писал картину в Уфе, используя «Жития преподобного Сергия» Епифания Премудрого. А зарисовки пейзажей были сделаны им в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Он поселился в деревне Комяково недалеко от Абрамцева (бывшее имение Аксаковых, а затем Мамонтова), но первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию. Место, где разворачивается сюжет картины – опушка одного из абрамцевских перелесков.

Нестерова очаровал наивный и поэтический рассказ Епифания Премудрого, его простодушная вера в чудо, и художник во время работы был полон этим ощущением. Но далеко не сразу он нашёл модель, чтобы через внешнее передать внутренний мир Варфоломея. Трудность задачи состояла в том, чтобы передать то неуловимое в облике мальчика, что сразу угадал неизвестный святой, увидев в нём «сосуд избранный». Художник уже отчаялся найти подходящий образ, и вот однажды на деревенской улице он неожиданно встретил хрупкую болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими прозрачными ручками. Это был образ «не от мира сего», и он узнал в нём своего Варфоломея.

Описание картины

Фрагмент картины М. Нестерова

На фоне милого сердцу художника среднерусского пейзажа на переднем плане картины стоят две фигуры: мальчик и явившийся ему под деревом святой в одежде схимника. Отрок застыл в наивной и трепетной надежде, сжав руки и широко открыв глаза, не отрываясь глядя на видение. Его глаза полны молитвы, и вместе с мальчиком как будто молится пейзаж. «Чарующий ужас сверхъестественного, – писал А. Бенуа, – редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине – пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение».

Картина впервые была показана на XVIII Передвижной выставке и сразу же стала сенсацией, вызвав очень противоречивые мнения: одни искреннее негодовали, другие недоумевали, а третьи восторгались. Больше всего зрителей поражала трактовка самого сюжета, стиль картины и живопись. Полотно было приобретено П.М. Третьяковым для его галереи.

Критик того времени Дедлов писал: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, – общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Но публику волновало не само видение, а золотой венчик (нимб) вокруг головы святого. Зрителей почему-то больше всего волновал вопрос, допустимо ли золото в картине, которая вся должна быть написана красками? И не низводится ли художественная картина до церковного образа? Именно так: низводится, хотя до церковного образа надо подняться. Некоторые передвижники даже назвали картину Нестерова вредной. Г. Мясоедов, к примеру, даже уговаривал художника закрасить этот нимб. Но Нестеров не очень реагировал на эти замечания, поднятый вокруг картины шум произвели на художника обратный эффект: он ещё больше проникся созданным образом и в дальнейшем продолжил цикл, посвящённый этому святому.

Посмотрите эти картины, мы не даём к ним никаких комментариев, чтобы и вы прониклись тем трепетным отношением к преподобному Сергию Радонежскому, которое испытывал художник.

М. Нестеров "Юность Сергия Радонежского"

 

М. Нестеров "Труды преподобного Сергия"

 

М. Нестеров "Преподобный Сергий Радонежский"

www.palitra.co


Смотрите также