Дневник живописи. Картина маха


"Маха обнаженная" Гойи. Легенды о модели и заказчике картины

Маха Обнаженная Франсиско Гойя

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

На творчество Гойя я обратила внимания очень давно. Какое-то время даже не задумывалась, в чем притягательность его картин и в чем гениальность самого Гойи.

Только побывав в Испании, посмотрев не одну его картину в музее Прадо, а также увидев творения других испанских художников и архитекторов, поняла, что такая самобытность и нетривиальность скорее в генах у испанцев.

Неординарность в генах у испанцев

Видимо, такова испанская генетика: она заставляет идти во что бы то ни стало наперекор традициям и шаблонам. Вспомните хотя бы крайне неординарного архитектора Гауди или бесшабашного Дали.

Если вы были в Испании, то наверняка обратили внимание, что испанцы в принципе любят все неординарное: на улицах много необычных скульптур, памятников, ландшафтных решений.

Революционность “Махи обнаженной” стала для меня очевидной после просмотра фильма “Призраки Гойи” (2006 г., США и Испания).

Художник жил в тяжелое время, когда в Испании властвовала Инквизиция. Это означало даже сожжение людей, обвиняемых в ереси. Служитель церкви мог безосновательно обвинить миловидную девушку в ереси, отнять ее навсегда у семьи, заточить в тюрьме и годами насиловать, судя по сюжету фильма!

Ничего удивительного, что Церковь стремилась влиять и на искусство. Так, например, ею было запрещено изображать обнаженные тела. И в такое время Гойя пишет свою “Маху обнаженную”!

Интересные факты о заказчике

Гойя маха одетая

Франсиско Гойя. Маха одетая. 1801-1803 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Заказчиком Гойи был всемогущий министр Годой. Во времена, когда изображение обнаженных тел было строго запрещено, только вафорит королевы и фактический правитель страны мог позволить себе такую “шалость”.

Кстати, сразу после приобретения “Махи обнаженной” он заказал у художника и “Маху одетую”. Считается, что он показывал ту или иную картину в зависимости от уровня терпимости к вольностям у его гостя. Я слабо верю в эту версию – думаю, если его гостем был ярый сторонник Церкви, ему картина просто не показывалась.

Я больше склоняюсь к гипотезе, что обе Махи ему нужны были для создания остроты ощущений у избранных гостей. Сначала демонстрировалась Маха одетая, а затем уже и обнаженная. Или наоборот.

Легенда о модели

Кто же позировал Гойе для обеих картин? Очень распространена до сих пор версия, что это была герцогиня Альба, с которой у художника был любовный роман. Действительно, Гойя нарисовал несколько ее портретов.

Гойя герцогиня Альба

Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба. 1797 г. Испанское общество Нью-Йорк

Я почти уверена, что Маха и Герцогиня Альба – не одна и та же женщина. Мне просто сложно представить, что аристократка, женщина из высшего общества согласится предстать перед всеми в обнаженном виде!

Это то же самое, если Кейт Мидлтон (супруга наследного принца Британского престола) сейчас сфотографируется для Плейбоя! Так что мне ближе версия о том, что на картине неизвестная женщина из бедного района Мадрида (жителей таких районов так и называли: мужчин – Махо, женщин – Махи).

В чем революционность Махи обнаженной?

На первый взгляд, нам, искушенным зрителям, может показаться вполне себе традиционным такое изображение. Однако обратите внимание на раскованность позы Махи. Она откровенно демонстрирует свое тело и даже закинула руки, без какого-либо стеснения обнажая свою грудь.

Такая откровенность позы, такая уверенность во взгляде и в целом реалистичность женщины до этого в живописи практически не встречалась.

Гойя маха Обнаженная фрагмент

Франсиско Гойя. Маха обнаженная (фрагмент). 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

До Гойи предпочитали изображать мифических, а не реальных женщин. Такой уход от реальности как бы негласно давал моральное право художнику изобразить обнаженное тело. Так делал, например, знаменитый соотечественник Гойи – Веласкес.

Диего Веласкес Венера перед зеркалом

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг. Национальная галерея Лондона

К тому же обнаженная натура, как правило, старалась прикрыть свое тело, и ее взгляд не был таким прямым и уверенным, как у Махи.

Боттичелли рождение Венеры

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Гойя был первым, кто изобразил такую откровенную и реалистичную наготу. И не только в этом он был первопроходцем.

Так, в некоторых его работах просматривается импрессионистская техника, например, в картине Молочница из Бордо. Хотя до её расцвета еще целое столетие!

А чего только стоят его гравюры Капричос! Во времена жесточайшей цензуры мастер обличал пороки общества и социальную несправедливость. Это было не просто новаторством. Это ещё было очень смело. Говорить правду тогда, когда все молчали.

Картины Гойи в России

В России хранится несколько картин Гойи. Если будете в Эрмитаже и Пушкинской музее, не пройдите мимо них.

Гойя сарате

Франсиско Гойя. Актриса Антониа Сарате. 1810 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Гойя лола хеменес

Франсиско Гойя. Портрет художницы Лолы Хеменес. 1813 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Если вам интересно творчество Гойи, рекомендую почитать также статьи о самых загадочных картинах художника: “Причем тут кошки на картине Гойи?” и “Женщина без лица на Портрете семьи Карла IV”.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Маха одетая и Маха обнажённая. | One of Lady

clip_image002

Кто эта сладострастная женщина, одетая в просвечивающие одежды, более подходящие для гарема, — на одной картине, и женщина, бесстыдно выставляющая свою красоту на обозрение всего света, — на другой? Это одна и та же женщина? Страстная, вызывающая желание, соблазнительная, бесстыдная, так как ее взгляд устремлен без тени смущения прямо на зрителя.

Однако, как же ее имя? Большинство ответит: на двух картинах — Герцогиня Альба, так как ни одна легенда в искусстве не пустила столь глубокие корни в воображение публики, как романтическое предположение, что, во время своего страстного романа с герцогиней, Гойя увековечил ее на этих двух полотнах.

Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба.

В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине. Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами.

Но кто бы ни позировал для этих картин, маха стала одной из самых восхитительных женщин в мире. Обнаженная маха Гойи — одна из самых соблазнительных и притягательных женщин, когда-либо созданных воображением художника. Вызывает удивление и тот факт, что Гойя отважился написать эту картину, так как обнаженные фигуры чрезвычайно редки в испанском искусстве.

Одна из редчайших и прекраснейших «ню» во всей западной живописи — «Венера» Веласкеса. Но «Маха» Гойи — не богиня, равным образом, это — не спокойное, реалистическое изучение анатомии человеческого тела; вне всякого сомнения — это живая женщина, вполне реальная, но соблазнительно романтизированная.

Не все испанское общество оценило «Обнаженную маху»; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму. Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей. И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.

Но, до самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, а после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо, откуда вскоре были переданы в Прадо.

Маха обнажённая и Маха одетая..  «Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.Маха" – женщина, главным смыслом жизни которой является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерно испанского понимания привлекательности.(кстати,Мачо-мужской эквивалент Махи)...

clip_image001Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).Маха обнажённая (ок. 1797—1800).Холст, масло. 97 × 190 см.Музей Прадо, Мадрид.Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер- министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры. Существует легенда, будто оба полотна находились в одной механической раме, и, по желанию, можно было перемещать "Маху одетую", чтобы увидеть "Маху обнаженную". Нельзя исключить, что "Маха одетая" и была создана с целью скрывать "Маху обнаженную" (изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией).clip_image002

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).Маха одетая (ок. 1800—1805).Холст, масло. 97 × 190 см.Музей Прадо, Мадрид Существует мнение, что для картин позировали разные женщины. Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.

Кстати, интересно, в 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну

www.oneoflady.com

Маха (картина) - это... Что такое Маха (картина)?

 Маха (картина)

«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.

Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки. В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.

Существует мнение, что для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» была написана раньше «Махи обнажённой»[1].

Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою.

Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.

В 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.

Примечания

  1. ↑ Замкова М. В. Прадо. — ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 53. — 128 с. — ISBN 5-94849-152-8

Литература

  • D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
  • Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
  • Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Маха-Вишну
  • Маха-мантра

Смотреть что такое "Маха (картина)" в других словарях:

  • Маха обнажённая — Франсиско Гойя Маха обнажённая …   Википедия

  • Маха одетая — Гойя Маха обнажённая, ок. 1797 1800 La maja desnuda Холст, масло. 97 × 190 см Музей Прадо, Мадрид «Маха обнажённая» (исп. La maja …   Википедия

  • Научная картина мира — (сокр. НКМ)  одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… …   Википедия

  • Обнажённая маха — Гойя Маха обнажённая, ок. 1797 1800 La maja desnuda Холст, масло. 97 × 190 см Музей Прадо, Мадрид «Маха обнажённая» (исп. La maja …   Википедия

  • Одетая маха — Гойя Маха обнажённая, ок. 1797 1800 La maja desnuda Холст, масло. 97 × 190 см Музей Прадо, Мадрид «Маха обнажённая» (исп. La maja …   Википедия

  • Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (картина) — …   Википедия

  • Олимпия (картина Мане) — …   Википедия

  • Собака (картина Гойи) — Франциско Гойя Собака, 1819 23 Perro semihundi …   Википедия

  • ГИДРОАЭРОМЕХАНИКА — раздел механики, изучающий движение жидкостей и газов в условиях, при которых не имеют практического значения различия в сжимаемости. Такой единый подход возможен, поскольку благодаря своей текучести жидкие и газообразные среды ведут себя… …   Энциклопедия Кольера

  • Шедевры Франсиско Гойи. История похищений — Самая полная в мире коллекция работ великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойи и Лусиентеса (1746 1828) хранится на родине художника в Испании в Мадридском музее Прадо. Самые его известные полотна «Маха одетая», «Маха… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

dic.academic.ru

Франсиско Гойя \"Маха обнажённая" и "Маха одетая".

. Это цитата

Франсиско Гойя \"Маха обнажённая" и "Маха одетая".

lomovolga

 

 

 

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Маха одетая (ок. 1800—1805).Холст, масло. 97 × 190 см.Музей Прадо, Мадрид

 

 

 

 

">

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)

Маха обнажённая (ок. 1797—1800).Холст, масло. 97 × 190 см.Музей Прадо, Мадрид.

 

 

 

 

«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника  Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida).  На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв.

 

Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.

 

 "Маха" – женщина, главным смыслом жизни которой , является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерного испанского понимания привлекательности (кстати, Мачо - мужской эквивалент Махи)...

 

Королева на улице, приличная в церкви и распущенная в постели. Именно такой, по мнению испанцев, должна быть настоящая маха. Махой в Испании называли женщину из городских низов, красивую и темпераментную, способную подарить мужчине страсть и внеземное наслаждение. Её воспевали в стихах, называя испанкой из испанок, а художники спешили запечатлеть её красоту на своих полотнах. Знаменитый испанский художник Франсиско Гойя, изобразивший на одном из своих полотен прекрасную молодую женщину, назвал его «Маха обнаженная». 

 

С этой картиной связано немало загадок. Известно, что она была написала в начале 19 века, но точную дату так и не удалось выяснить. Гойя написал сразу два полотна под названием «Маха». На них была изображена одна и та же женщина, но на первой картине она была одета, а на второй полностью обнажена. Существует предположение, что полотна заказал глава испанского правительства Мануэль Годой для своего личного кабинета.

 

Так как изображение нагого тела было в то время запрещено, то первый министр королевства прикрыл маху обнаженную другой, более приличной версией картины. Когда же в кабинете не было посторонних, верхняя картина с помощью хитрого механизма отъезжала, открывая взору сластолюбивого министра нагое тело прекрасной махи. По другой версии портрет поначалу тайно хранился в замке герцогини Альбы, а после её смерти перешел к домашнему лекарю. Однако завещание было оспорено корой и картина, вместе с другим имуществом, была передана в государственную казну, а затем попала к Мануэлю Годою. Предполагают, что для «Махи обнаженной» художнику позировала его возлюбленная, одна из самых знатных дам Испании. Действительно, между официальным портретом герцогини кисти Франсиско Гойи и «Махой обнаженной» большое сходство. Однако это предположение уже после смерти герцогини было опровергнуто её родственниками. «Знатная дама не могла позировать обнаженной» - категорически заявляли они – «Натурщицей Гойи была женщина из низов, настоящая маха». 

 

Но независимо от того герцогиня или простая горожанка позировала художнику, эту женщину считают воплощением испанского типа красоты. Стройная фигура, тонкая талия, смелая линия бедер отличают её от пышнотелых итальянок и кукольно изящных француженок. 

 

Обе эти картины числились в описи имущества Годоя, когда он покинул Испанию в 1808 году. Но это только косвенное доказательство, и оно не поколебало всеобщей уверенности, что моделью художника была герцогиня Альба.В конце концов, сравнительно недавно, в 1945 году, семейство Альба, желая убедить всех, что герцогиня не имеет отношения к этим картинам, согласилось на эксгумацию ее тела, чтобы сравнить размеры скелета с теми, что представлены на картине. Результаты обмеров ничего не дали, но зато обнаружился странный факт: обе ноги герцогини были сломаны; возможно, это произошло тогда, когда ее гроб был выброшен из фамильной усыпальницы во время войны с французами.

 

Не все испанское общество оценило «Обнаженную маху»; когда стал известен сюжет картины, художника вызвали в инквизицию. Состоялся ли суд над Гойей, неизвестно, но его картины не сожгли, а его самого не посадили в тюрьму. Возможно, за него заступился один из его высокопоставленных покровителей. И Гойя, который не отказывал себе в удовольствии при случае эпатировать общество, но всегда избегал его фатальных объятий, так и не открыл, кто же позировал ему для этой картины.

 

Интересна и загадочна судьба этой знаменитой картины. После появления «Махи» слухи о ней наполнили Испанию. Об экспонировании портрета не могло быть и речи – выставить изображение обнаженного женского тела на всеобщее обозрение считалось верхом неприличия. Таинственная картина так интересовала всех, что о ней узнали даже те, кто её в глаза не видел. Некто Себастьян Мартинас предлагал Гойя продать ему, нет, не саму картину, а всего лишь её копию за 10 тысяч реалов.

 

До самой смерти герцогини Альба, эти две работы находились у нее в будуаре, после ее смерти достались Мануэлю Годою. С 1814 года они стали храниться в Академии Сан-Фернандо. Ныне обе картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» хранятся в Мадриде в музее Прадо.

 

Кем бы не была прекрасная и чувственная женщина, изображенная на картине, «Маха обнаженная» остается одной из лучших картин Франсиско Гойи. 

 

 Интересный факт. В 1930 году в память о Гойе, частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну

 

текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серия сообщений "живопись старых мастеров":Часть 1 - Франсуа Буше \ "Одалиска". Правдивые фантазииЧасть 2 - Леонардо да Винчи \ Мир гения...Часть 34 - Жан Оноре Фрагонар \ Jean-Honore Fragonard (1732-1806)Часть 35 - Франсуа Буше \ Francois Boucher, 1703-1770Часть 36 - Франсиско Гойя \"Маха обнажённая" и "Маха одетая".Часть 37 - Ян Вермеер Делфтский \ Jan Vermeer van Delft (1632-1675)Часть 38 - Музы Рубенса - Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только.... Часть 39 - Рафаэль Санти \ Портрет Иоанны Арагонской , 1518Часть 40 - Рафаэль Санти \ Портрет Биндо Альтовити, ок. 1515Часть 41 - Леонардо да Винчи (круг) \ Ангельское...

kolybanov.livejournal.com

«Маха одетая» и «Маха обнаженная». | Vision | Истории

30 января 2011, Vision

     В середине 18 века культура махо, их образ жизни, стиль одежды, привычки пользовались огромной симпатией среди особ царского двора. Эта культура, вышедшая из низших слоев населения, привлекала внимание французской знати своей неординарностью, экспрессивностью, ярким национальным колоритом, воплотившим в себе все то, что принято считать исконно испанским.

 

 

 

 

 

 

     Щегольски одетые мужчины махо всегда держались высокомерно, поглядывая на своих соседей с изрядной долей спеси, открыто пренебрегая этическими нормами поведения и не скрывая своего презрения к мадридскому обществу. Женщина маха – это квинтэссенция испанки, сочетающая в себе живописность, романтизм и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Одевались женщины махи так же ярко, как и мужчины махо.

 

 

 

 

 

 

     Бурная, насыщенная страстью жизнь махо, открыто выставляющая на показ аморальность и пренебрежение какими бы то не было правилами поведения, являла собой резкий контраст с пресной церемонностью дворцового образа жизни. Испанская аристократия начала, не стесняясь, перенимать у махо манеры поведения и стиль одежды, зачастую выбирая себе любовников и любовниц из этой среды. К концу 18 века увлечение махизмом приняло настолько повальный характер, что король Карл III был вынужден ввести официальный запрет на ношение придворными особами национальной одежды, а также мораторий на проведение некоторых национальных развлечений, например, корриды. Карла III поддержало церковное духовенство, призывая свою паству отказаться от танцев и карнавалов, что также считалось ярким проявлением культуры махо.

 

 

 

     В юности Гойя тоже не избежал увлечения махизмом. На одном из автопортретов он изображен в образе махо и впоследствии эта тема будет периодически всплывать в его творчестве .Образы махо в ранних работах Гойи наполнены иронией и искренней симпатией. Чуть позднее женщины махи предстают в образе коварных, но неизменно очаровательных обольстительниц и обманщиц. А в начале 19 века, будучи уже в преклонных годах, Гойя воспринимал этот образ скорее как романтическое воспоминание о бурной юности.

 

 

 

 

 

 

     «Маха обнаженная» была написана Гойей примерно в 1797 году. Вслед за ней, примерно тремя-пятью годами позже, на свет появилась «Маха одетая». Вторая картина была написана для того, чтобы скрыть первую: обе картины были закреплены на специально изготовленной для них механической раме. Сначала зритель видел вполне целомудренную «Маху одетую», которая при желании могла быть сдвинута в сторону на шарнирах подрамника, открывая взору зрителей полную чувственного эротизма «Маху обнаженную».

 

 

 

 

 

 

 

      До сих пор нет однозначного мнения о том, кто позировал Гойе для этих картин. По наиболее распространенной версии вдохновительницей и моделью Гойи стала герцогиня Каэтана Альба. С Гойей их связывали долгие, трепетные отношения, и герцогиня не единожды появлялась на полотнах мастера. Кисти художника принадлежит несколько портретов герцогини, а также она запечатлена на страницах Мадридского и Санлукарского альбомов в образе махи. К тому же, будучи ярой приверженицей  махизма, герцогиня Альба вполне могла решиться на столь дерзкий шаг. Однако достоверных подтверждений этому не существует. Более того, искусствоведы склонны считать, что изображенная в образе махи женщина не имеет ничего общего с портретами самой Каэтаны Альба. Потомков герцогини настолько оскорбляло это предположение, что в 20 веке они решились вскрыть гробницу, чтобы найти опровержение этой легенде. Однако сделать им это не удалось: ранее могила уже вскрывалась наполеоновскими солдатами и положение тела герцогини было изменено, в связи с чем произвести точные замеры и с уверенностью сказать, соответствуют ли пропорции останков герцогини пропорциям изображенной на картине женщины, не представлялось возможным.

 

 

 

     По другой версии на картине изображена тайная возлюбленная премьер-министра Мануэля Годоя. На эту мысль искусствоведов натолкнул тот факт, что долгое время картины хранились в его собрании и были трепетно любимы и оберегаемы им. Не исключено, что только благодаря этой заботе картины сохранились и дошли до наших дней. Дело в том, что в то время святая инквизиция очень строго блюла нравственность граждан и сурово карала любое проявление эротизма. Изображение обнаженных тел находилось под строжайшим запретом. Любого, кто осмеливался нарушить этот запрет, ждало наказание, а само изображение непременно уничтожалось. До Гойи изобразить обнаженную натуру отважился только Веласкес. Его картина «Венера перед зеркалом» также находилась в будуаре Годои.

 

 

 

     После падения Годои в 1815 году вся его коллекция живописи была конфискована и попала в руки инквизиции. Гойя получил официальное приглашение в мадридский трибунал для выяснения обстоятельств, при которых были написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная». К сожалению, протокол допроса не сохранился, и сейчас уже не возможно установить, состоялся ли суд, и, если да, то каков был его вердикт? Возможно за Гойю вступились высокие покровители и это спасло его от наказания инквизиции, а картины – от уничтожения. Так или иначе история не позволила инквизиции совершить такое кощунство.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

www.artinheart.ru

Маха (картина) Википедия

«Мáхa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций[1].

История картины

Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром Испании, для своей частной коллекции обнажённой натуры[2]. «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием о картине является свидетельство гравёра Педро Гонзалеса де Сепульведы, который видел её во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с зеркалом» Веласкеса в 1800 году[2].

В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания»[3]. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их[4].

Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва[2], 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о её любовной связи с Гойей, не имеющей документальных подтверждений. В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.

«Махи» в музее Прадо

По одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву, но существуют и другие мнения: якобы, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой»[5].

В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя [6].

Картины дважды переходили в коллекцию Академии Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами, а в 1901 году переданы в Прадо. Остаётся неизвестным — предназначались ли работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить для независимого восприятия[7].

Влияние

В 1930 году в память о Гойе частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.

«Маха» вдохновляла многих художников: под сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию «Махи обнажённой», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен «Обнажённые женщины в испанском интерьере».

См. также

Примечания

.

Литература

  • Прокофьев В. Н. «Махи» Гойи или «Венера-цыганка» // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.
  • Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986. С. 64-66.
  • D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
  • Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
  • Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.

Ссылки

wikiredia.ru

Маха (картина) Вики

«Мáхa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций[1].

История картины[ | код]

Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром Испании, для своей частной коллекции обнажённой натуры[2]. «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием о картине является свидетельство гравёра Педро Гонзалеса де Сепульведы, который видел её во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с зеркалом» Веласкеса в 1800 году[2].

В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания»[3]. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их[4].

Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва[2], 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о её любовной связи с Гойей, не имеющей документальных подтверждений. В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.

«Махи» в музее Прадо

По одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву, но существуют и другие мнения: якобы, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой»[5].

В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя [6].

Картины дважды переходили в коллекцию Академии Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами, а в 1901 году переданы в Прадо. Остаётся неизвестным — предназначались ли работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить для независимого восприятия[7].

Влияние[ | код]

В 1930 году в память о Гойе частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.

«Маха» вдохновляла многих художников: под сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию «Махи обнажённой», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен «Обнажённые женщины в испанском интерьере».

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

.

Литература[ | код]

  • Прокофьев В. Н. «Махи» Гойи или «Венера-цыганка» // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.
  • Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986. С. 64-66.
  • D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
  • Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
  • Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также