Маковский Владимир ЕгоровичКартины и биография. Картина маковский


Маковский Владимир Егорович, картины с названиями, биография

Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) - русский художник, яркий представитель и один из руководителей Товарищества передвижных выставок. Преподавал в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вел живописную мастерскую в Императорской Академии художеств.

Особенности творчества Владимира Маковского: Лучше всего Маковскому удавались небольшие жанровые картины, идеально — с двумя персонажами. Он — признанный мастер «малого жанра». Сюжеты работ Владимира Маковского, как правило, литературны, глядя на них, зритель видит целую историю, включающую не только изображенный момент, но и предшествующие, и последующие события. Эпизоды повседневной жизни — любимая тема художника. Как видно из биографии Владимира Маковского, при жизни он был весьма успешным, а тот факт, что главные персонажи его картин — бедняки, не препятствовал установке достаточно высокой цены на его работы.

Известные картины Владимира Маковского: «Свидание», «Не пущу!», «Мать и дочь», «Девочка с гусями», «Две матери. Мать приемная и родная».

Владимир и Константин Маковские: два брата, два мира и кое-что общее

Владимир и Константин Маковские — оба художники, работали в разных стилях. Старший, Константин, был признанным салонным художником, писал портреты аристократов, император его величал «мой живописец», а русская старина представала на его полотнах идиллической. Младший же, Владимир, постоянно бродил по ночлежкам, блошиным рынкам и дешевым трактирам в поисках натуры. Константин очень недолго состоял в Товариществе передвижных выставок, а Владимир был с ним связан все годы его существования. Павел Третьяков — мерило успеха русских художников того времени, меценат и коллекционер, которому мы обязаны Третьяковской галереей, практически не приобретал картины Константина, считая цену на них завышенной. А вот картин Владимира Маковского в его коллекции было множество, да и отношения с младшим художником сложились теплые и дружеские. Впрочем, несмотря на все эти различия кое-что Маковских объединяло: оба были дорогими для своего времени художниками. Правда, старший — запредельно дорогим, а Владимир — просто дорогим, ровно настолько, чтобы вести достаточно обеспеченную жизнь и преуспевать. Похожи они были еще и потому, что обоим при жизни немало доставалось от критиков. В упрек им ставили разное, но упрекали обоих.

Художник Владимир Маковский: происхождение и образование

Семья Маковских в свое время была одним из культурных центров Москвы. Мать обладала прекрасным голосом, преподавала в Московской консерватории. Отец — художник, коллекционер, музыкант Егор Маковский — один из основателей Московского «натурного класса», хорошо известного как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там начинали свое обучение и Владимир, и Константин. Также у них был брат, художник-архитектор Николай и две сестры — художница Александра и артистка Мария. Владимир, как и Константин, называл своим первым учителем отца. По некоторым сведениям, его в детстве также обучал Тропинин. А официально учебу оба начали в Московском училище. С передвижниками Владимир Маковский связался в 1872 году, через два года стал одним из организаторов их выставок.

В 70−80-е годы написаны самые лучшие его произведения. Большинство из них так или иначе связаны с жизнью бедных. Максимально талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Глядя на его картины, мы «считываем» с каждой целую повесть, знаем, что было с героями до этого момента, предполагаем, что будет с ними после. Причем если бедные люди на картинах Константина Маковского иногда при смене наряда могли показаться завсегдатаями аристократического салона, то Владимир Маковский весьма убедителен в изображении низов — похождения по дешевым районам и ночлежкам не прошли даром. «Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре», — вот что о нем писали современники.

Его малые истории, небольшие картины на бытовые темы отличаются удивительной теплотой и человечностью. При этом нередко им свойственна тонкая ирония, которая никогда не доходит до уровня сатиры (1, 2).

Маковский вёл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества натурный класс, а в 1894 году его пригласили преподавать в Академию художеств, ради чего он переехал в Петербург. Идеолог передвижников критик Владимир Стасов считал это решение большой ошибкой, уверяя, что в отрыве от московских корней Маковский превратился в салонного живописца.

Личная жизнь, художественные взгляды и «скрипка Маковского»

Владимир Маковский в 22 года женился на Анне Герасимовой, певице, дочери архитектора Московской дворцовой конторы. Их сын Александр стал художником-пейзажистом, а второй, Константин — архитектором. Маковский — плодовитый художник. Известно около полутора тысяч его картин. Некоторые современники считали, что столь активно он работал для того, чтобы обеспечивать супруге образ жизни, к которому она стремилась. Это тоже верно, однако его финансовое положение хотя и не было столь блестящим, как у старшего брата, нельзя было сравнить его, например, с плачевным положением дел Ивана Крамского, который оказался практически в портретном рабстве. Похоже, Маковскому просто самому нравилось быть в гуще событий, постоянно учиться, схватывать на лету, немедленно воплощать свои впечатления на холсте. Впрочем, не только на холсте — применительно к Владимиру Маковскому нередко поминают и «скрипку Энгра» (см. биографию Энгра).

Русский художник был большим поклонником музыки и даже приобрел весьма дорогостоящую скрипку работы Гварнери. Если верить воспоминаниям передвижника Якова Минченкова, музыкальные таланты Маковского предстают весьма сомнительными (потому и скрипка Энгра вспоминается!), а сам Маковский — человеком чрезвычайно меркантильным, холодным, лишенным увлеченности и подразумевающим лишь выгоду. Однако не будем забывать обстоятельства их знакомства: Минченков провалился при поступлении в Училище живописи, искал протекции бывшего тогда старшим преподавателем Владимира Маковского, но не добился ее. Училище он позже окончил и в Товариществе передвижников состоял, но, похоже, злые чувства к Маковскому затаил. По крайней мере, в его мемуарах добрых слов в адрес художника мы не найдем. А вот Поленов с удовольствием вспоминал музицирование Владимира Маковского. Впрочем, Минченков не пощадил и преподавательской деятельности Маковского, заявляя, что тот не мог ничему научить учащихся. Между тем, его учениками были такие представители Союза русских художников как Архипов, Головин, Бакшеев, Мешков, Аладжалов. А вот к новым веяниям в искусстве Владимир Маковский оказался категорически нетерпим. Хорошо известно его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем». Он возмущенно спросил Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»?

Революцию Маковский принял, но после нее прожил всего лишь два года, получая, кстати, пенсию от советского правительства.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ - Всякая всячина

Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К.Е. Маковского.

Маковский Владимир Егорович. Автопортрет. 1905Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой проходили с большим успехом. Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков.

Тропинин Василий Андреевич. Портрет Любови Корниловны Маковской. 1830-е.

Маковский Владимир Егорович. Портрет Егора Ивановича Маковского. 1880

От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

Мальчик, продающий квас. 1861

С 1861 по 1866 год Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в Академию Художеств, где успешно учился.

Литературное чтение. 1866

Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек – отец художника Егор Иванович Маковский, молодая девушка справа - невеста художника Анна Петровна Герасимова.

Маковский Константин Егорович. Портрет В.Е. Маковского, брата художника. 1868

В 1969 году, 23 лет отроду, женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898) и жил с семьёй в доме отца, пользуясь его поддержкой. В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором. Для заработка Владимир вынужден был выполнять всевозможные заказы: рисовал для различных московских иллюстрированных изданий, расписывал плафоны и занимался даже иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания.

Маковский Владимир Егорович. Деспот семьи. В мастерской художника. 1893

Сюжет картины можно считать автобиографическим. Она написана в 1893 году, во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, - копия его «Преображения» для Спасова монастыря. Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.

Маковский Владимир Егорович. Портрет Анны Петровны Герасимовой. 1880

С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное»). За картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869

Ночное.

Пастушки. 1903

Игра в бабки. 1870

Крестьянские мальчики. 1880

В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Внимание к деталям и, главное, тёплая ирония напоминают о традиции П.А. Федотова. Картина имела успех, а её автору прочили славу жанриста. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».

В приёмной у доктора. 1870

Любители соловьиного пения. 1872-1873

Получение пенсии (др. назв. «Сцена в казначействе при получении пенсии»). 1876

Псаломщики. 1870

В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.

Крамской Иван Николаевич. Портрет Маковского Владимира Егоровича. 1887

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

Ожидание. У острога. 1875

Ночлежный дом. 1889

Толкучка. 1875

Посещение бедных. 1874

В передней. 1884

В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В.В. Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».

Осужденный. 1879

Крах банка. 1881

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это «Крах банка». Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание», перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре», вновь затрагивающая темы города и деревни. Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - «Объяснение», с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения.

На бульваре. 1886-87

Свидание. 1883

Объяснение. 1889-1891

С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов. На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - «Узник» и «Оправданная». К той же тематической серии можно отнести и картину «Вечеринка», живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодёжи и студентов.

Оправданная. 1882

Вечеринка. 1875-1897

Узник. 1882

В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии Художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. Почти до последних дней В.Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.

Автопортрет. 1893

Маковский по-прежнему много путешествует. В путешествиях за границу он всё время старается проводить в музеях или работать на пленэре. Много дали ему поездки на Волгу. На выставках была представлена целая серия его волжских работ. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», которая долгое время была запрещена цензурой.

Ходынка. 1897

На Ваганьковском кладбище. Похороны жертв Ходынки. 1896-1901

Овдовев, Владимир Егорович некоторое время жил с матерью Любовь Корниловной и сестрой Александрой в скромной квартирке на Лиговке. Но вскоре женился во второй раз на певице Ольге Андреевне (Макаровой?) (1866-1924). С супругой они поселились в академической квартире на четвёртой линии Васильевского острова. Тёплая квартира, температура которой была изумительно ровная - казённых дров отпускалось без всякого счета, и уют, созданный новой женой, неохотно выпускали Владимира Егоровича в мастерскую к ученикам. В основном он работал дома.

Маковский Константин Егорович. Название в интернет-галереях: Портрет Ольги Степановны Маковской, жены В.Е. Маковского, брата художника. Дата создания- 1864.

С этим портретом явная путаница. Во-первых- перепутано отчество второй жены Владимира Маковского, её имя- Ольга Андреевна, о чём свидетельствует надпись на надгробной плите их общей могилы (см. ниже). Во-вторых- Анна Петровна- первая жена Владимира Егоровича, умерла в 1898 году, а Ольга Андреевна никак не могла быть женой художника в 1864 году, она ещё не родилась. Так как на картине ясно указан год (слева)- 1864, выходит на портрете не Ольга Андреевна, а Анна Петровна.

Скан из книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга», Юрий Пирютко.

Игнатьев Михаил Иванович. Художник В.Е. Маковский с невестой. 1900

Снова непонятно- какая невеста? Если первая, то сходится всё, кроме даты создания картины, конечно, если она не была написана позже, по памяти. В 1900 году Владимир Егорович был уже седым, почтенным мужем, а значит- на картине первая невеста.

Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, богато, имел в банке значительный для художника капитал, но всё, что он имел, не давалось ему легко, а было выработано упорным трудом, постоянной, систематической работой. Весь день у него был разбит на часы, и для каждого часа было свое задание: утром шёл в студенческую мастерскую, работал у себя, после обеда и краткого отдыха занимался музыкой. Участвовал во многих заседаниях, комиссиях и находил время для театра и концертов, не говоря уже о еженедельных собраниях у него дома.

Друзья-приятели. 1878

Музыкой начал заниматься уже в зрелом возрасте под руководством хороших учителей. В музыке добился того, что недурно играл на скрипке и разбирал довольно трудные партии, главным образом классиков. «Я не знаю какое искусство люблю больше, - говорил он, - живопись или музыку... Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя...». Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. В домашних концертах, главным образом в классических трио и квартетах, он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством.

Фотогравюра с портретом и дарственной надписью В. Маковского.

Вот что пишет об этом известный искусствовед Борис Зотов: «Маковский, известный композитор Танеев и художники-передвижники Мясоедов, Минченков и Брюллов (племянник «Великого Карла») собирались по вечерам, когда уже нельзя было работать красками. В упоении играли сложнейшие вещи Гайдна, Моцарта и Бетховена.». Дочь Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти), вспоминала: «Одним из самых очаровательных, тонких, душевных людей, которых я знала в жизни, был Владимир Егорович Маковский. Был он привлекателен и своей внешностью… Любил музыку до безумия… Было и осталось впечатление, что в душе его жил целый мир поэзии, романтики».

Музыкальный вечер. 1906

Гитарист. 1879

Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове». Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки. С 1905 года Маковский- действительный статский советник.

Допрос революционерки. 1904

Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905

Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905

Девятое января 1905 года на Васильевском острове. 1905

В 1915 году Товарищество передвижных художественных выставок чествовало его как одного из старейших и преданнейших своих членов. После февральской революции 1917 года его ещё собирались сделать президентом Академии художеств. Но после октября 1917-го всё резко изменилось. Академию закрыли, Маковского отправили на пенсию. Он ещё попытался соответствовать новым требованиям, новой власти, новому времени. За несколько месяцев до смерти им был написан эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея). и «Новое время». Но это уже были совсем слабые работы. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь.

В мастерской. 1920 / Художник в своей студии.

Автопортрет.

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

Источники: Википедия, Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках.Все Маковские тут

lera-komor.livejournal.com

Художник Маковский В.Е. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие разговоры и споры об искусстве.

Заниматься живописью Маковский начал рано, обучаясь у В.А. Тропинина. Под его руководством пятнадцатилетний Маковский пишет этюд «Мальчик, продающий квас». Уже в этой картине проявляется характерное для Маковского обостренное восприятие социальных проблем. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Маковский продолжил обучение под руководством С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. В это время появляются работы «Приезд станового в деревню», «Мастерская художника», «Домашняя сцена». В них прорисована каждая деталь, конкретно показана обстановка, изображение героев портретно.

В 1869 году у Маковского рождается сын. Появление первого ребенка сказалось на работах художника: в них проявился отчетливый интерес к детской теме. Появляются картины «Ночное», «Пастушки», «Крестьянские мальчики».

Первой картиной Маковского, которую приобрел П.М. Третьяков, стало полотно «Игра в бабки». Эта картина показывает, какой интерес к подробностям, деталям проявляет художник. Позднее творческая манера Маковского претерпит некоторые изменения: появится большая гибкость, эмоциональность, выразительность. Детали, которые раньше мешали общему восприятию сюжета, теперь будут подчиняться общей композиции.

В 1873 году Маковский стал академиком благодаря картине «Любители соловьев». В это же время была создана серия жанровых картин, опубликованных в альбоме «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов». Маковский очень ответственно отнесся к этой работе, тщательно изучив необходимые материалы.

С 1872 года Маковский становится активным участником Товарищества передвижных художественных выставок. Художник выступал за стремление к реалистичности во всем, представляя на выставках Товарищества различные полотна. С 1882 года Маковский стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1894 года – в Академии художеств в Петербурге. Маковский продолжает заниматься живописью, обращаясь к историческим темам («Девятое января 1905 года на Васильевском острове»). Однако в истории живописи он навсегда остался мастером живого и правдивого изображения различных слоев общества.

Маковский умер 21 февраля 1920 года.

 

 

Лучшие картины Маковского В.Е.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ — МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

Продолжая тему «забытых имен» в искусстве, попробуем прикоснуться и понять творчество гениальных творцов русской живописи 19 века, работы которых выполнены в рамках повседневности человеческой жизни, в бытовом жанре. В прошлой статье мы рассказывали о гениальном русском живописце — Корзухине Алексее Ивановиче. А сегодня познакомимся с художником не менее гениальным, работы которого сегодня можно встретить в самых знаменитых музеях и галереях страны. Итак, познакомьтесь:

Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

Владимир Егорович — признанный мастер бытового жанра. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сегодня можно долго рассуждать о вопросах наследственности таланта, но как мне кажется, талант нужно еще и обнаружить, направить, раскрыть.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас» (1861). Впоследствии картина будет украшать стены  Государственной Третьяковской галереи.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы.

Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«В жаркий день», 1881, Серпуховский художественно-исторический музейЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«В полдень», 1879, этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галерея

Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник, он является ярким представителем искусства критического реализма.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«В сельской школе», 1883, Тульский областной художественный музейЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Две матери. Мать приемная и родная», 1905, Самарский областной художественный музей

Егор Иванович — отец Владимира пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества. Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.

Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Друзья-приятели», 1878, Челябинская областная картинная галереяЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Вечернее общество», 1875, Государственная Третьяковская галереяЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Литературное чтение», 1866, Государственная Третьяковская галерея

«Искусство — это вторая религия… искусство облагораживает человека, делает его гуманным», -любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры.

Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и не большой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью «пианый», выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.

В 1861 году он успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, мировоззрения, в воспитании художественных вкусов и способностей художника.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Варка варенья», 1876, Самарский областной художественный музей

Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Крестьянские дети», 1890, Харьковский художественный музейЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Приезд учительницы в деревню», 1896-1897, Государственная Третьяковская галерея

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приемной у доктора», где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу «домашних» способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония сделали свое дело — картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧГосударственная Третьяковская галерея

Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики». Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Игра в бабки», 1870, Государственная Третьяковская галерея
За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.

Тонкое понимание русского характера, поэтическое чувство красоты и музыки природы роднят это произведение с ранними повестями Тургенева. Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы. Над столом с неубранной посудой, с нарезанной селедкой висит клетка с птицей, к которой приковано все внимание присутствующих. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей. Их переживания переданы художником очень тонко и деликатно: с мягким юмором рисует он выражение счастья на грубых, изборожденных морщинами, измученных житейскими невзгодами лицах сидящего у стены хозяина дома и отставного солдата. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство. Показывая любовь русских людей к красоте природы, В. Маковский дает и меткую социальную характеристику персонажей.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Любители соловьев», 1872-1873, Государственная Третьяковская галереяЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Посещение бедных», 1874, Государственная Третьяковская галереяЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Рыбачки», 1886, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.КоваленкоЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«На Волге», 1897, Государственная Третьяковская галереяЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Обед», 1875, Этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галереяЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Ожидание», 1875, Государственная Третьяковская галерея

В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, — это «Крах банка» (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным «в учение» к ремесленнику, «в люди». Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«Свидание», Государственная Третьяковская галерея

Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре» (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город — все вторит настроению этого безрадостного свидания.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ«На бульваре», Государственная Третьяковская галерея

В 1896 г. он совершил поездку по Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы — грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

В наследие русскому народу остались свыше четырех сотен картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей и рисунков.
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧВыбор приданого. 1897-1898ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧНаем прислуги. 1891ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧНе пущу!. 1892
Умер Владимир Маковский в Ленинграде 21 февраля 1920. Похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.

«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины.»

«Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

Читайте также: Забытые имена — русский живописец Корзухин Алексей Иванович

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Маковский Владимир Егорович Картины и биография Makovsky Vladimir

Маковский Владимир Егорович Портрет

Маковский Владимир Егорович (Makovsky Vladimir Yegorovich) — русский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца Константина Маковского. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством Василия Андреевича Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был Сергей Константинович Зарянко. В 1870 году Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

Свидание Свидание, 1883 На бульваре На бульваре, 1887 Объяснение Объяснение, 1889-1891

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873). Художник часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879), в том числе деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; «Крестьянские дети», 1890; и другие картины).

Ночлежный дом Ночлежный дом, 1889Русский музей, Санкт-Петербург Перед объяснением Перед объяснением, 1900Художественный музей, Самара Посещение бедных Посещение бедных, 1874Третьяковская галерея

Со временем в тонких психологических мизансценах Владимира Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея). Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера». Самые качественные свои вещи Маковский написал в 1880-90-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) — многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).

Оправданная Оправданная1882 Две сестры Две сестры1893 Императрица Мария Императрица Мария Фёдоровна1912

В 1893 году Владимир Егорович Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс.

Две матери Две матери. Мать приемная и родная, 1905-1906, Самарскийхудожественный музей Первый фрак Первый фрак, 1892, Государственное музейное объединение Русского Севера, Архангельск Дети Крестьянские дети, 1890,Государственная Третьяковскаягалерея, Москва

Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал также как портретист («Художник И. М. Прянишников», 1883; и др.), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Академии художеств). Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Крах банка Крах банка, 1881Третьяковская галерея Приезд учительницы Приезд учительницы в деревню1896-1897, ГТГ Сельская школа Сельская школа, 1883, Тульский музей изобразительных искусств Рыбачки Рыбачки1886 Вечернее общество Вечеринка, 1875-1897Третьяковская галерея Молебен Молебен на Пасху1887–1888 Ожидание Ожидание1875, ГТГ Малороссия Малороссия1885 Трактир В трактире1887 Девочка с гусями Девочка с гусями1875 Мать и дочь Мать и дочь, 1886Третьяковская галерея Прощание Прощание. К венцу.1894 Беседа Беседа. Идеалист и материалист.1900 Оптимист и пессимист Оптимист и пессимист1893 Кухаркины гости Кухаркины гости1913

Эти три картины хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске

smallbay.ru

Маковский Владимир Егорович. Биография, картины художника

26 января (7 февраля по новому стилю) 1846 год, Москва – 21 февраля 1920 год, Петроград

Владимир Егорович Маковский. Автопортрет Выдающейся мастер бытового жанра живописи, реалист. Писал картины-новеллы.

Маковский родился в семье, живущей искусством. Отец, Егор Иванович Маковский достиг хороших результатов в живописи. Он был бухгалтером Экспедиции Кремлёвских строений, за сбережённые средства приобретал высокохудожественные гравюры и картины. В его собрании присутствовали первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского. Мать, Любовь Корнилиевна Маковская (урождённая Молленгауер) прекрасно пела. Обладательница редкого по силе и красоте тембром голоса, с красивой внешностью, выступала перед публикой и имела большой успех. Брат, Константин Егорович Маковский так же стал выдающимся художником.

Владимир Маковский унаследовал от своих родителей и талант к рисованию, прекрасный слух и красивый голос. С детства, как и его родители, Маковский любил искусство. Его мечтой было стать художником, несмотря на уговоры матери выбрать более твёрдую профессию.

В 1862 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время успешной учёбы в училище он создал несколько картин. В 1862 году на выставке в училище была показана его первая картина «Мальчик, продающий крас». Маковский стал продолжателем известных русских жанристов – А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина, П.А. Федотова и В.Г. Перова. Маковский учился у педагогов – Е.С. Сорокина и С.К. Зарянко.

В 1866 году Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, в звании художника 3-й степени.

После окончания учёбы Маковский работает над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», как участник конкурса на большую золотую медаль. В 1969 году он получает золотую медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени. В это же время он много рисует с натуры, участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» ("Автографы московских художников", 1867) наряду с другими известными художниками.

В 1870 году состоялась выставка Маковского, на ней экспонировалась картина «В приёмной у доктора». Работа эта имела широкий успех и Маковскому пророчили будущие известного художника-жанриста. За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Позднее эти две картины участвовали на всемирной выставке в Вене.

Эти картины занимали очень почётное место на выставке

В.В. Стасов

В 1872 году в Москве организовывалась выставка к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовили «Севастопольский альбом», оформителями были В.Е. Маковский и И.М. Прянишников. Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».

В 1872 году Маковский вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, а через год становится членом Правления. Он был ярым противником искажения действительности в изобразительном искусстве.

Маковский рано женился и жил в доме отца, всячески поддерживающего молодого художника. Для того чтобы заработать на жизнь Маковский выполнял много заказов: заказы от иллюстрационных изданий, роспись плафонов, иконопись.

Юмористические сюжеты картин сменяются тревожными. Художник отражал в картинах человеческую несправедливость, изображал униженных и оскорблённых, убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между беднотой и богатством. Зрелые работы Маковского отличаются композиционным мастерством, жизненной наблюдательностью, режиссерским построением сцен.

Маковский решительно может считаться первым московским художником

В.В. Стасов

С 1882 по 1894 годы Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему сопутствовал наивысший успех художника, период творческих дерзаний, зрелости мастерства. Он продолжал создавать новые произведения на злободневные темы из жизни трудового народа. Большого успеха добился в портретном жанре, безукоризненные в рисунке, композиционном построении, живописные и завершённые, содержательные и человечные. В 1880-1890-е годы Маковский написал лучшие портреты близких ему людей.

Русский художник ездил каждый год на Украину, Волгу, в Крым. В поездках делал этюды, наброски, рисунки, писал картины.

Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.

Маковский был широко известен публике, получал регулярное жалование, жил на казённой квартире при училище. Картины его высоко ценились. Их быстро покупали для крупных художественных музеев и в частные коллекции. Будучи весёлым и общительным Маковский принимал по вечерам в своём доме представителей передовой интеллигенции. Его гостями были художники, артисты, музыканты, учёные.

В 1894 году художник переезжает в Петербург. С этого момента до конца жизни он работал руководителем жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.

В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.

Известные произведения Маковского Владимира Егоровича

Картина «Ночное» написана в 1879 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тема создания картины возникла по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». Творчество Тургенева было очень близко Маковскому. Но картина не является иллюстрацией рассказа. Поэтические образы крестьянских детей отображены во всём творчестве русского художника.

На полотне мы видим семерых крестьянских мальчиков и девочку. Один мальчик что-то рассказывает, остальные с интересом слушают. Дети изображены на фоне раннего летнего утра, вдали пасущихся лошадей – тургеневские черты.

Картина «На бульваре» написана в 1886-1887 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет картины раскрывает проблему отъезда крестьян на заработки в город, когда глава семьи покидал постарелых родителей и жену с детьми. Так рушился жизненный уклад русских деревень.

Перед зрителем молодая пара на улице, больше им негде увидеться. Молодой муж, ставший вполне городским, играет на гармошке, словно бы не обращает внимание на проблемы приехавшей жены. Она сидит согнувшись от печали и безысходности.

Ночное На бульваре Ночлежники. Ночлежный дом в Москве
  • Ночлежники. Ночлежный дом в Москве
Свидание Варка варенья
  • Варка варенья
В избе лесника
  • В избе лесника
В сельской школе
  • В сельской школе
В жаркий день Девочка с гусями
  • Девочка с гусями
Девушки, освещённые солнцем
  • Девушки, освещённые солнцем
Мать и дочь

rus-artist.ru

Русская живопись: Владимир Маковский : amarok_man

Изображение картин русского художника Владимира Егоровича Маковского (1846 - 1920 гг.)

/Я не стал возле каждой картины указывать  название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу./

Все кликабельно.

_____________________________

Все мои фотоальбомы с живописью здесь

amarok-man.livejournal.com


Смотрите также