Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата». Картина марат


Смерть Марата Картина Жака Луи Давида

Живопись эпохи классицизма Картина французского живописца Жака Луи Давида «Смерть Марата». Размер картины 162 x 128 см, холст, масло. Жан Поль Марат, один из наиболее фанатичных, жестоких и кровожадных лидеров французской революции, был близким другом Давида. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне, и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата». Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник видел в последний раз друга народа. Историческая достоверность сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа.

Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Больной Марат был убит в ванне, которую принимал по назначению врача, в то время когда он читал предательское письмо убийцы — Шарлотты Корде. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, — надгробием с надписью: «Марату — Давид». Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Темный фон, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка, использованные французским живописцем в этой картине, усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Художник монументализирует образное решение, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность.

Примечание. Мария-Анна Шарлотта Корде (de Corday d'Armont) — одна из жертв французской революции; родилась в 1768 году близ Каена, принадлежала к старинному дворянскому роду. Чтение исторических и философских сочинений сделало ее убежденной сторонницей демократических идей, но крайности, репрессии, убийства и массовые казни революции внушали ей отвращение и ужас. Когда в Каен прибыли бежавшие после 31 мая 1793 года из Парижа жирондисты, которых Шарлотта Корде знала лично и глубоко уважала, в ней зародился план убить одного из вождей монтаньяров.

1 июля 1793 она прибыла в Париж, колеблясь еще в выборе между Робеспьером и Маратом; она остановилась на последнем, когда прочла в его газете: "Ami du peuple", что для упрочения завоеваний революции нужно убить еще 200 тысяч человек. 11 июля она просила у Марата аудиенции, чтобы сообщить ему о кознях жирондистов в Каене, но была допущена к нему лишь вечером 13 июля. В то время, когда Марат, сидя в ванне, записывал, с ее слов, имена заговорщиков, приговаривая: "хорошо, через восемь дней они будут гильотинированы", Шарлотта Корде вонзила ему в сердце кинжал. Марат умер на месте; Корде добровольно отдалась в руки властей. 17 июля она предстала перед судом, где держала себя с большим достоинством и умерщвление Марата называла благодеянием для Франции; приговоренная к смерти, она была казнена в тот же вечер.

История искусства периода классицизма. Далее →

smallbay.ru

Смерть Марата — история и её художественные воплощения: postmodernism

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.Вот как об этом пишут историки:«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»Поль Жак Бодри-Шарлотта Корде

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.Антуан Йозеф Виртц-Убийство Марата

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.Антуан Йозеф Виртц-Убийство Марата

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.Антуан Йозеф Виртц-Убийство Марата

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Ниже картина, имя автора которой, к сожалению, мне не известно.

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.Владимир Алёхин-Смерть Марата

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.Эдвард Мунк

Эдвард Мунк

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»Сандро Бирка-Смерть МануэляПС. Не обошёл эту тему и кинематограф — например, в фильмах "Караваджо", "Наполеон", "О Шмидте", "Бойцовский клуб", "Крёстный отец 2" вполне себе угадывается образ, знакомый из живописи.

postmodernism.livejournal.com

«Смерть Марата» картина, Жак-Луи Давид

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David, 1748-1825) — великий французский художник. Известен как основоположник неоклассицизма во Франции. Известен многими потрясающими картинами, которые сегодня хранятся в самых крупных музеях мира. Одной из самых известных картин является Jacques-Louis David «Смерть Марата». Написана в 1793 году. Размер картины 162 x 128 см, холст, масло. В настоящее время находится в Королевском музее изящных искусств, Брюссель.

«Смерть Марата» — посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Революция уничтожила французскую монархию и сделала всех граждан страны свободными и равными по положению. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Марат заболел кожной болезнью экземой и регулярно принимал ванны, так как они облегчали его страдания. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Шарлотта была сторонницей демократических идей, но то, что делал Марат, какие жестокости и зверства он творил, вселяло в ней ненависть к его персоне. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Шарлотта Корде под видом доноса сообщила ему новость о том, что депутаты-жирондисты бежали в Нормандию, и когда тот ответил, что отправит их на гильотину, она ударила его купленным ранее ножом. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.

Этому трагическому событию и посвятил свою картину известный художник Жак-Луи Давид. В своей руке Марат держит записку, на которой присутствует такой текст: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На тумбе надпись, которую художник оставил как авторское посвящение картины: «Марату, Давид».

Смерть Марата картина

Жак-Луи Давид — Смерть Марата

Хотите, чтобы ваши дети получили по-настоящему качественное образование? Интернет-портал для родителей Детинформ detinform.ru предоставит для ознакомления все возможные частные гуманитарные школы в Москве и МО. Школы, лицеи и гимназии во всех районах города.

art-assorty.ru

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Одним из шедевров мировой живописи сегодня считается Картина «Смерть Марата» (1793 г.), написанная известным французским живописцем Жаком Луи Давидом. Марат был очень хорошим другом художника и одним из самых жестких и фанатичных главарей кровавых революционных событий во Франции. Он был убит решающим ударом ножа у себя в ванной. Поэтому данный «портрет» Марата, гениально выписанный автором, является своего рода напоминающим о трагических событиях тех времен.

Именно на данном полотне героический реализм художника достигает наилучшего художественного воплощения. Ведь писалась работа под непосредственным впечатлением от реальных событий (Давид в таком виде видел друга в последний раз).

Шедевр отличается сочетанием исторической правды с эмоциональной силой восприятия художественного образа. При этом Давид на картине ограничивается только самыми важными деталями для раскрытия трагичности образа: поникшее безжизненное тело, кровавая рана, нож и письмо (им убийца воспользовался с целью проникнуть в помещение). По историческим сведениям, больного Марата убили в ванной. А принимал он ее в то же самое время, когда читал коварное письмо Шарлотты Корде (убийцы).

Искаженные страданиями и скорбью, черты героя имеют ярко выраженный характер портрета. Яркий свет и четкая светотеневая расстановка на темном фоне подчеркивают состояние отрешенности. В роли античного саркофага зрителем воспринимаются ванна с драпировкой из ткани. А чурбан, где поставлена чернильница, выступает символической надгробной плитой с эпитафией: «Давид – Марату ».

Автором монументализирован этот образ, через лаконизм и героизм подчеркнута его драматическая выразительность. Художник создал шедевр, схожий с величественно строгим монументом. Таким образом, он хотел увековечить память своего друга как героя Франции, а увековечил себя как гениального французского живописца.

opisanie-kartin.com

Смерть Марата — история и её художественные воплощения

У меня была статья про фильм, посвященный этому сюжету:

Нда, печальная история, как революционерка убила революционера.

И, действительно, эту картину я помню с детства. Мне тогда казалась странной ситуация с убийством в ванной. Сейчас это конечно вполне нормально, что чиновник принимает незнакомую ему посетительницу в ванной. Но советскому пионеру, воспитанному в консервативных традициях, это казалось весьма странным. Только потом я узнал, что Марат страдал заболеванием кожи. Потому он почти непрерывно сидел в ванне. Но наши учителя про болезнь ничего не говорили. Оттого ситуация преобретала какой-то странный сексуальный оттенок.

Жуткая смерть. Человек в ванне, голый, чувствует себя беспомощным. Представляю: Сидишь ты в ванне. Какая-то сельская дурочка мило щебечет, рассказывая про врагов народа, которых надо непременно казнить. Милая идиллия. И тут вдруг девица достаёт из пышного бюста огромный нож. Нож устрашающе блестит в интимной полутьме. А девица говорит: "Марат, ты был неправ!" И тут ты понимаешь, что ты голый, и у тебя поблизости нет никакого оружия. Жуть.

А вообще забавно жили французы в те времена. По крайней мере, умирали они от чего угодно, но не от скуки:)

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.Вот как об этом пишут историки:«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»Поль Жак Бодри-Шарлотта Корде

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.Антуан Йозеф Виртц-Убийство Марата

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.Антуан Йозеф Виртц-Убийство Марата

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.Антуан Йозеф Виртц-Убийство Марата

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Ниже картина, имя автора которой, к сожалению, мне не известно.

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.Владимир Алёхин-Смерть Марата

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.Эдвард Мунк

Эдвард Мунк

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»Сандро Бирка-Смерть МануэляПС. Не обошёл эту тему и кинематограф — например, в фильмах "Караваджо", "Наполеон", "О Шмидте", "Бойцовский клуб", "Крёстный отец 2" вполне себе угадывается образ, знакомый из живописи.

pulemjotov.livejournal.com

Смерть Марата Википедия

Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.

Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:

"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]

Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).

По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]

В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.

На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:

  • «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
  • «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
  • «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
  • «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
  • «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.

На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).

Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.

Примечания

Литература

  • Дюлор. Убийство Марата. "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания).
  • Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. — М.: Политиздат, 1975. — 478 с. — (Пламенные революционеры).
  • Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.

Ссылки

wikiredia.ru

Смерть Марата или Хорошая трава росла и в XVIII веке.

Будучи в Тулузе, забежала в музей, где обнаружилась "Смерть Марата" Рока. Подумав, решила сделать небольшой пост. Тема-то была популярная, кто этого трибуна только не рисовал! Ну, конечно, самая известная картина - давидовская.

Смерть Марата. 1793. Давид. Королевский музей изящных искусств. Брюссель.

Ну, об авторских копиях и вариантах я сейчас говорить не буду. Их столько понаделали, что сейчас каждый приличный музей изящных искусств в Европе имеет свою "Смерть Марата" à la David. Кому интересно - милости просим в хвост поста. Там я все найденные варианты выложила.

Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр.Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине.

Убийство Марата. Конец XVIII века. Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.

Убийство Марата Шарлоттой Корде. 1793. Неизвестный художник фр. школы. Лувр.

Граверы не отставали от художников. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе купить картину. Но эстампы стоили дешево, не удивительно, что они были очень популярны.

Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции.

Смерть патриота Жана Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.Интересно, что по композиции следующий рисунок очень похож на этот. И поза Шарлотты, и собака, и человек с пикой, и карта на заднем плане. И при этом явно не копия. Оба художника рисовали по рассказам очевидцев?

Убийство Марата. Гравюра Берто по оригиналу Свебаш-Девонтена. Нац. Библиотека Франции.Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.

Убийство Марата. Гравюра Оке. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Неизв. художник. Эстамп. Нац. Библиотека Франции.

У художников, конечно, была разная степень мастерства и информированности. Большинство из них ни Марата, ни Корде в глаза не видели, так что особого портретного сходства ожидать не приходится. Композиция тоже варьировалась. Но хоть ванна на картине была и то слава богу. И авторы были вполне вменяемые люди. А сейчас показываю гравюру, которая прямо свидетельствует что с забористой травой и в XVIII веке все было в порядке.

Робеспьер, входящий в квартиру Марата. Гравюра неизвестного художника. Карнавале.Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.

Дальше - тоже занятная вещица. Раньше я показывала картины и гравюры французские. И художники более-менее были в курсе дела. Но иностранцы тоже не сидели сложа руки. И то, что они с Маратом знакомы не были еще полбеды. Написано под картиной Марат - значит Марат. А что не похож ни полраза, то так художник увидел. Имеет полное право! Хуже было то, что зарубежные мастера никак не могли поверить в то, что джентльмен мог принимать даму, сидя в ванной. Это же на comme il faut! Похоже, особенно этим страдали авторы, работающие в Англии.

Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.

Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.

Вторая Жанна д`Арк или Убийство Марата Шарлоттой Корде из Кана в субботу 14 июля 1793 года. Гравюра Cruikshanka`а.Интересно, что тут не только композиция не верна, но и дата: 14 июля вместо 13.

Немцы прикололись по-своему. Романтизм, сентиментализм, готические романы, страшные сказки... Трогательный скелет в правом углу видите?

Шарлотта Корде, убивающая якобинца Марата. Немецкий эстамп. Нац. Библиотека Франции.

Тема продолжала оставаться популярной и в XIX столетии.

Убийство Марата. Гравюра из книги Дюлора "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания)Правда, лично мне кажется, что это еще гравюра XVIII века. Но следующие - точно XIX.

Гравюра из серии "55 сцен Революции, империи и Реставрации". XIX в. А.-Ф.-Э. Филиппо. Мальмезон.Интересно, что "Революция" и "Реставрация" написаны с большой буквы, тогда как "империя" - с маленькой.

Шарлотта Корде. 1860. П. Ж. А. Бодри. Музей изящных искусств в Нанте.

Смерть Марата. 1865. Гр. Я.-А. Дюрель-Марка из книги Тьера.

Убийство Марата. 1880. Ж. Ж. Weerts. Музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.

Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинов в Тулузе.

Даже за океаном, в Мексике, нарисовали Марата.

Смерть Марата. 1875. С. Ребуль.

А сейчас - в качестве бонуса для тех, кто добрался до конца - варианты давидовского полотна. Интересно, что картины, в принципе, один в один. А вот надписи на деревянной подставке различаются. А кое-где и вовсе отсутствуют.

Смерть Марата. 1793. Дж. Дж. Серанджелли по ор. Давида. Лувр.Вспомним, что на оригинале было написано "Марату. Давид", а здесь - "Не сумев меня подкупить, они меня убили".

Убитый Марат. XVIII в. Мастерская Давида. Лувр.

Смерть Марата. Давид (возможно). Галерея Туркен (Париж).

Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе.

Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне.

Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль.

P.S. Я не рассматривала варианты и коллажи XX и XXI века.P.P.S. Картинки кликабельны.

catherine-catty.livejournal.com