Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева. Картина масленица


Картина Кустодиева Масленица. Краткое описание картин за 1916, 1919, 1920 годы

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева Масленица - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Масленница 1916 г. Мини Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

Масленница 1919 г. КустодиевОдин такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И. Бродского

Масленница 1920 г. КустодиевВ 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» - это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье. А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

www.art-portrets.ru

Масленица в живописи

22.02.2015

Масленица в славянском мире – это уникальный синтез языческих гуляний с православными традициями. Праздник, который продолжается целую неделю, который заставляет вспомнить, что весна уже близко. Неудивительно, что многие русские художники изображали на своих картинах народные масленичные гуляния.

Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица», К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву, которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица» и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.

масленица в живописи

Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь – это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.

масленица в живописи

Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов – так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз - это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший, здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице - разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку – как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Масленица в картинах известных художников

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Масленица в картинах известных художников

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Масленица в картинах известных художников

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Масленица в картинах известных художников

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

Масленица в картинах известных художников

Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.

Масленица в картинах известных художников

Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век

Масленица в картинах известных художников

Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903

Масленица в картинах известных художников

Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.

Масленица в картинах известных художников

Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

Масленица в картинах известных художников

Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.

Масленица в картинах известных художников

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.

Масленица в картинах известных художников

Шелякин Анатолий Николаевич "Масленица" 2001 г.

Масленица в картинах известных художников

Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.

Масленица в картинах известных художников

Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.

Масленица в картинах известных художников

8-poster.ru

Масленица кустодиевская и не только...

Ещё о народных и религиозных праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. ©

Ещё о МасленицахБ. Кустодиев. Масленица, 1916Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

2. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.4. А. Брусилов. Масленица, 19991. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название — встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.

5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».6. Ф. Сычков. Катание с гор, 19372. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.

7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920

Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.9. П. Балод. Масленица3. Покачаться на качелях

Это тоже связано с повышением эффективности растениеводства. Для того чтобы лучше росли растения, нужно покачаться на качелях. Причем, чем выше, тем лучше.

10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.11. И. Шурихина. Масленица4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.

12. П. Грузинский. Масленица, 1889

13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908

Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.14. А. Черкашина. Масленица, 20025. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки — "старцы", "покойник", "высокие старухи".Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".

15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица

Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.17. А. Мырочкина. Масленица, 19986. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» — значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.

18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897

19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869

Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001

21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы

7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника — сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.

22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973

© «Культурология» и «Русская семёрка», 6-7 марта 2016

yarodom.livejournal.com

Картина «Масленица» Б.Кустодиева. Описание картины, 1919 г.

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.

Б. Кустодиев «Масленица»

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.

5sec.info

Масленица в русской живописи - Irchy's Nest

Масленица, говорят, неделю гуляет? Но не все коту Масленица, будет и Великий пост, поэтому отложим блины до иного дня. Кому чин, кому блин, а я хочу замечательные картины показать. Про Масленицу. :)

Борис Кустодиев - Масленица, 1916.Борис Кустодиев - Масленица, 1916

Борис Кустодиев - Масленица, 1919.Борис Кустодиев - Масленица, 1919

Константин Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской-площади в Петербурге, 1869.Константин Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской-площади в Петербурге, 1869

Борис Кустодиев - Масленица, 1920.Борис Кустодиев - Масленица, 1920

Константин Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869Константин Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869

Александр Бенуа - Масленица в Петербурге. Фрагмент. Эскиз декорации. 1911Александр Бенуа - Масленица в Петербурге. Фрагмент. Эскиз декорации. 1911

Борис Кустодиев - Зима. Масленичное гулянье, 1919.Борис Кустодиев - Зима. Масленичное гулянье, 1919

Борис Кустодиев - Масленица, 1920.Борис Кустодиев - Масленица, 1920

Владислав Нагорнов - Ярмарка на масляной неделе, 1999.Владислав Нагорнов - Ярмарка на масляной неделе, 1999

Семён Кожин - Масленица. Проводы зимы. Россия XVII век. 2001.Семён Кожин - Масленица. Проводы зимы. Россия XVII век. 2001

Борис Кустодиев - Масленица, 1919.Борис Кустодиев - Масленица, 1919

Брусилов Александр Владимирович - Масленица, 1999.Брусилов Александр Владимирович - Масленица, 1999

Петр Грузинский - Масленица, 1889.Петр Грузинский - Масленица, 1889

Знак А.М. - Проводы зимы в старом Красноярске, 1996.Знак А.М. - Проводы зимы в старом Красноярске, 1996

Борис Кустодиев - Деревенская масленица (Гармонист), 1916.Борис Кустодиев - Деревенская масленица (Гармонист), 1916

Воскресенская Лидия - Масленница в Нижнем Новгороде, 2002.Воскресенская Лидия - Масленница в Нижнем Новгороде, 2002

Борис Кустодиев - Масленица, 1916.Борис Кустодиев - Масленица, 1916

Владимир Рябчиков - МасленицаВладимир Рябчиков - Масленица

Рудольф Френц - Масленица, 1903.Рудольф Френц - Масленица, 1903

Алексей Степанов - Катание на Масленицу, 1910.Алексей Степанов - Катание на Масленицу, 1910

Константин Маковский - Этюд к картине "Масленица"Константин Маковский - Этюд к картине "Масленица"

Сергей Судейкин - Масленичный Петрушка, ок. 1915.Сергей Судейкин - Масленичный Петрушка, ок. 1915

Адеев Сергей - Зима, масленицаАдеев Сергей - Зима, масленица

Петр Фролов - МасленицаПетр Фролов - Масленица

Володин Юрий Владимирович - МасленицаВолодин Юрий Владимирович - Масленица

Анна Виноградова - Сожжение чучела МасленицыАнна Виноградова - Сожжение чучела Масленицы

Анастасия Хохрякова - Масленица, 2006.Анастасия Хохрякова - Масленица, 2006

Валерий Сыров - Масленица, 1998-1999 гг.Валерий Сыров - Масленица, 1998-1999 гг.

Е.Штыров - МасленицаЕ.Штыров - Масленица

Валентин Белых - Собор Александра Невского. Масленица, 1908.Валентин Белых - Собор Александра Невского. Масленица, 1908

Анна Черкашина - Масленица, 2002.Анна Черкашина - Масленица, 2002

Вилкова ЕленаВилкова Елена

Чуприна Ирина - МасленицаЧуприна Ирина - Масленица

Крылов Сергей - МасленицаКрылов Сергей - Масленица

Максим Фаюстов - Масленица, 2006Максим Фаюстов - Масленица, 2006

А ЕЩЁ:

- Рождество в русской живописи- С первого по тринадцатое- Новый год в русской и советской живописи- Снежные котики

irastrange.livejournal.com

Картина «Масленица» – праздник радости, смеха и веселья :: SYL.ru

В дохристианской Руси было принято весело провожать уходящую зиму. В Православной церкви нет Масленицы, которую по сей день любит почти каждый русский человек. В ней имеется Сырная седмица, которая проходит в одно и то же время с Масленицей, но несёт иной сакральный смысл.

Смысл древнего праздника

На эту тему написана не одна картина «Масленица» разными живописцами. На каждой из них – снег, солнце, толпы нарядно одетого народа, тройки, запряженные в сани, их азартные гонки.

картина масленица

Но какой смысл несёт этот праздник? Все семь дней недели перед Великим постом имели несхожее значение. Картина Масленицы разворачивалась перед людьми так:

  • Встреча Масленицы – так назывался понедельник. Она происходила с горячими блинами. В этот же день делали чучело Масленицы, которое стояло на всеобщем обозрении всю неделю.
  • Вторник, заигрыш, отдавали молодёжи. На морозце все катались на горках, санях и каруселях.
  • В среду приглашали в дом гостей, которым на стол выставляли пироги, блины, медовые пряники. Этот день называли лакомкой. Обязательно тесть и тёща звали зятьёв на блины. Угостившись, все выходили на улицу, чтобы поучаствовать в кулачных боях и конных бегах.
  • «Разгуляй» – это четверг. Все уже «разошлись», и начинают широкую Масленицу. Вспомним картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Идут игры в снежки, все катаются на санках, водят хороводы и поют песни.
  • По пятницам зятья приглашали тёщу на блины. Дочь готовилась весь день, который так и назвали: тёщины вечёрки.
  • Никого из родственников не забывали. По субботам невестки звали в свой дом сестёр мужа. На золовкиных посиделках велись разговоры, подносились подарки, а стол был уставлен блинами.
  • И вот неделя подошла к концу. Наступило Прощеное воскресение. Все просят друг друга забыть об обидах, которые копились целый год. Под смех и шутки сжигают чучело Масленицы.

Что значил этот обряд

Картина Масленицы не полна без костра. Само чучело делали женщины из соломы, на лице углем рисовали глаза с бровями и нос, а губы красили свеклой. Её обряжали в старое тряпье. Так она «красовалась» всю неделю. Перед тем как разжечь огонь, танцевали, водили хороводы, угощались блинами. Когда разводили костёр, чтобы Масленицу сжечь, то это означало, что зиме приходит конец. В ярком огне исчезал холод. Все ждали весны и обновления. В горячую кучу сучьев и хвороста бросали все непригодное, чтобы она уничтожила всё грешное и печальное. Считалось, что чем сильнее костёр, тем раньше придет долгожданная весна. Когда оставалась груда пепла, то молодежь с шутками и прибаутками перепрыгивала через него. Пепел от костра разбрасывали по полям для хорошего урожая.

И в наши дни ставят высокую Масленицу в центральном месте, огораживают и при скоплении зрителей сжигают.

Художник Б. Кустодиев

Известный живописец неоднократно, не менее 7 раз, возвращался к празднику проводов русской зимы. Он всегда на своих полотнах на тему русской Масленицы картину представлял так, что зритель ощущал морозную свежесть, радость и яркость этого события. Одна из первых работ написана в 1916 году.

описание картины масленица

Картина «Масленица», о которой сейчас пойдет речь, создана в 1919 году. Никому не может прийти в голову, что над ней работал тяжелобольной человек, у которого после операции были совершенно недвижимы ноги, но сохранены только руки, которые держат кисть. Он пишет этот праздник, забывая о своей болезни, противопоставляя её всем удовольствиям и радостям жизни.

Сама природа, а не только народ, радуется празднику. Нежным колоритом окрашено высокое небо, которое играет и переливается весёлыми зеленовато-оранжевыми и золотистыми красками. Заходящее солнце последними вечерними лучами освещает город, укрытый белоснежной пеленой снега, высокие шпили его церквей. Внизу, вдали на площади, расположились разноцветные балаганы, качели и карусели, которые, поскрипывая, вращаются. Там сосредоточилась большая толпа народа. Даже к первому плану картины, на котором отображены гонки расписных упряжек, долетает весёлый гул ярмарки.

С давних времён и до наших дней русские любят быструю езду. Соревнование на картине «Масленица» захватывает всех. Каждому хочется показать своё молодечество, быстроту коней, ловкость управления и удаль. Сказка, явленная нам художником, создала весёлое гулянье, погрузила в атмосферу карнавала.

Б. М. Кустодиев: описание картины «Масленица» (1920 год)

Художник увлекательно рассказывает о многовековой традиции, которая корнями уходит в язычество. Его многофигурная композиция окрашена идиллическим настроением, восхищением и лёгкой иронией. Ярмарочные балаганы расположились неподалёку от высокой церкви. Рядом с ней неспешно прогуливаются одетые в дорогие шубы состоятельные люди.

картина русская масленица

Мальчишки на санках катаются с горок. За ними с лаем радостно бегают собаки. Бойкая торговля идет у лоточника только что выпеченными горячими пирогами. Мчится тройка саврасых коней под алой дугой. Её догоняет покрытый синей расписной попоной вороной конь под золотой дугой с бубенцами. Не только город разукрашен белыми сугробами. Но и деревья все покрылись инеем и парят, как облака, над всеобщим беззаботным весельем.

Картина Васнецова «Сжигание чучела Масленицы»

На полотне в черно-белых тонах изображено, как весь городской люд собрался вокруг круглолицей Масленицы и уже развёл огонь. Дым вихрем взметнулся в небо, но костёр ещё только разгорается. Вокруг него собравшийся народ пританцовывает, кто-то даже встал от восторга на голову. Взрослые всё подходят и подходят, пришли и дети с санками, чтобы посмотреть, как исчезнет зима.

картина васнецова сжигание чучела масленицы

Вдали за частоколом спрятался древний город с церквями и высокими домами. Там веселятся на свой лад: катаются с горок на санях.

Так издавна проводился этот радостный и весёлый праздник.

www.syl.ru

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.

Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».

Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.

Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.

Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.

Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.

nathoncharova.livejournal.com


Смотрите также