Владимир Маслов. Гений-непрофессионал. Картина маслова


Художник Владимир Маслов. Скоро на аукционе ARTinvestment.RU

Вы поняли верно: несколько картин Владимира Маслова скоро будут представлены на нашем аукционе, и без «артподготовки» их выставлять неправильно

Вы поняли верно: несколько картин Владимира Маслова скоро будут представлены на нашем аукционе, и без «артподготовки» их выставлять неправильно.

Честно говоря, тема экспериментальная, и у меня нет объективной основы для доказательных инвестиционных прогнозов: аукционные эпизоды у Маслова пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Но одно могу сказать определенно: с работами этого художника коллекционеру скучно не будет. Вроде бы по формальным признакам — очередной деревенский художник-самоучка, поздно начавший рисовать и проходящий по линии наивного искусства. Но вместе с тем — незаурядный экспрессионист и просто прирожденный живописец. А вот это довольно большая редкость. России щедра на талантливых рисовальщиков и графиков, использующих технику живописи. Но художников, которые в качестве основного инструмента виртуозно используют цвет, на самом деле так уж много. У Маслова этот дар есть: живьем его насыщенные текстурные работы смотрятся весьма эффектно. Но первобытная живописная техника Маслова словно намеренно конфликтует с Интернетом: на экране его картины становятся «плоскими» и мутными. Напрячь воображение, конечно, можно, но это уже совсем не то. Так что вариантов нет — приезжайте к нам смотреть своими глазами.

С ним все интересно: и посмотреть, и посудачить. Например, сказывают, что известная наивная художница Баба Люба (Любовь Майкова), к которой в 1980-х и начале 1990-х толпами ездила московско-питерская интеллигенция, занялась творчеством в 80 лет под влиянием Маслова (Источник).

Впервые я услышал о Владимире Маслове (1934) в контексте творчества Зверева. Контекст, как выяснилось, был довольно зыбкий: спустя четыре года после смерти Зверева, в 1990 году была организована выставка «Владимир Маслов — Анатолий Зверев», но не более того. Маслова опекал Савва Ямщиков, и, по-видимому, эта встреча оказалась судьбоносной. Вот как о том рассказывал сам ныне покойный историк искусства (Источник):

«Я диву давался, как этот драгоценный самородок всего за один “бутылёк” отдаёт налетавшим на него, словно саранча, алчным “маршанам” свои неповторимые работы. Он передавал мне приветы, однако к советам остепениться не прислушивался. Но Бог не дал погибнуть ему от пьянства, подарив знакомство с замечательной женщиной, разведённой тогда с чувашским поэтом Айги, воспитывающей двух сыновей. Быстро отвадила русская красавица Наташа любителей халявы, навсегда закрыв перед ними двери. Вместо рвачей появились истинные почитатели таланта Маслова: мой друг Володя Васильев, буквально влюблённый в своего тёзку; замечательный футболист Сергей Семак с женой-искусствоведом, директор “Банка на Красных Воротах” Александр Петров, коллекционер Александр Ващенко. Васильев устроил Маслову выставку в Большом театре, потом совместно с ним организовали мы масловские вернисажи в Москве и Санкт-Петербурге, а Наташа провела большую выставку в Дубне… Книга “Богомаз”, которую написала Наташа по красочным рассказам мужа, являясь блестящим образцом художественной литературы, великолепно рисует образ белогородского мастера, не устающего радовать нас своими совершенными творениями».

Не в последнюю очередь благодаря усилиям Ямщикова в Белый городок Тверской области к художнику потянулись коллекционеры. Постепенно сформировался круг почитателей, и информация о самородке с Волги распространилась в кругах московской интеллигенции. Что будет дальше? Я думаю так: во многом это зависит от наличия движущих сил. Если будут периодические выставки, публикации, альбомы, регулярные аукционные продажи — всё, что поднимает настроение существующим коллекционерам и привлекает новых, — то прогноз вполне благоприятный. Материал есть, работы талантливые — по крайней мере, необходимые условия присутствуют.

Что прочитать о художнике Владимире Маслове: Николай Грибов Художник Владимир Маслов. Страстное молчание живописи… Наталия Айги Богомаз.

Владимир Богданов, AI

artinvestment.ru

Художник Вл.Маслов - Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

17

В начале 90-х я прочитала маленькую заметка в газете про этого художника, он меня очень заинтересовал своей биографией, а вскоре я услышала о выставке его работ на Кузнецком мосту. Я была просто потрясена настоящей, интересной живописью. Картины были небольшие, но очень выразительные, чувствовалась рука мастера. Особенно произвели впечатление зимние пейзажи, где  горит далекий маленький огонек в неказистом деревенском домишке, они были такие пронзительно печальные и одиночество страдающей души чувствовалось в них. Не сказать, что на выставке было полно народа, наоборот, народу было совсем мало, меня там отловили, подсунули микрофон и попросили  сказать несколько слов   для передачи о Маслове  по радио ( оставили пару фраз и я с трудом узнала свой голос в радиопередаче). Позже я увидела в художественном салоне на Пятницкой пейзаж с церковью, который  очень выделялся среди  прочих картин, я узнала по манере письма и размашистой подписи Владимира Маслова, но цена была такая скромная, что я удивилась и спросила у продавца про автора. Оказалось, что это тот самый Маслов, жена, говорят, иногда привозит на продажу его картины. Конечно, настоящую живопись мало кто понимает и покупает. А у них там цена по размеру картины определяется.

Художник Владимир Владимирович Маслов родился в 1934 году на Волге, провел детство под старинным городом Калязиным. В  юности  пришлось поработать кочегаром, маляром, художником-оформителем.  А еще раньше - делать для продажи коврики и копилки. С раннего детства все, связанное с живописью,- кисти, краски, даже простые карандаши, - вызывало у него восторг. В родном  крестьянском краю это казалось престранным, и художник старался уйти подальше от любопытных глаз - в поля, в лес.   С тех пор Природа станет неотъемлемой частью его жизни и искусства.

Владимирович Маслов

В 1970 году пейзажи Маслова будут представлены на выставке к 100-летию Ленина,  автор получит диплом Союза художников СССР, а два года спустя произойдет трагедия, – все его картины погибнут, и потрясенный художник на долгие годы оставит живопись. Вернуться к ней поможет художник-плакатист Канонов. Именно тогда Маслов сменил кисть на мастихин, инструмент, по мнению автора, способный передать драматизм его мироощущения.

Владимирович Маслов

Владимир Маслов – художник-самородок. Его творчество находится на стыке высокого профессионализма и фольклора. Фактура его картин необычайно смела, а поэтика  - реалистична и не выходит за пределы традиционных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.  Он пишет в экспрессивной манере,  пространство его полотен заполнено пятнами света и тени, передающими ощущения стихий: воздуха, воды, огня, земли, а светящиеся  резкие линии, нанесенные мастихином, вносят в сюжет драматизм и напряженность.Почти полвека Маслов живет в поселке «Белый городок» на берегу Волги – в 150 км от Москвы. Близость к аорте России, Волге, сказалась на его глубоком понимании, интуитивном чувствовании судьбы России и человеческой природы; недаром дом художника стоит всего в тридцати метрах от реки. Простой сюжет картин, - берега «Русского Нила», волжские сосны, стога в снегу, улицы  родного поселка,  - содержит в себе тонкую духовную составляющую. http://www.a3.artfor.ru/2009/Vladimir_Maslov.html

МАСЛОВ В. В.НАТЮРМОРТ2004, ОРГ./М., 55Х47

«Озимь» 32,5х29,5 см.Фанера, масло, кистьОргалит, масло, мастихин

МАСЛОВ В. В.ХРАМ2004, ОРГАЛИТ, М., 30Х40

МАСЛОВ В. В.УЛИЦА В МАЕ2004, ОРГАЛИТ, М., 55Х45

"Закат". Рубеж ХХ-XXI веков.Оргалит, масло, процарапывание, 27,3 х 39 см.

Рассвет зимой. 1990-е

Савва Ямщиков 2002г. Оргалит, масло

В ЛУННОМ СВЕТЕ52х57 см.Оргалит, масло, мастихин

Автопортрет

«Вид на Волгусквозь лесной прогал»37х32,5 см.Оргалит, масло, кисть

20

Владимир Владимирович Маслов родился в 1934 году на Волге, провел детство под старинным городом Калязиным. В юности пришлось поработать кочегаром, маляром, художником-оформителем. А еще раньше — делать для продажи коврики и копилки. С раннего детства все, связанное с живописью,- кисти, краски, даже простые карандаши, — вызывало у него восторг. В родном крестьянском краю это казалось престранным, и художник старался уйти подальше от любопытных глаз — в поля, в лес. В 1970 году пейзажи Маслова будут представлены на выставке к 100-летию Ленина, автор получит диплом Союза художников СССР, а два года спустя произойдет трагедия, – все его картины погибнут, и потрясенный художник на долгие годы оставит живопись.

22

Один из «ценителей», отобрав «для выставки» все полотна Маслова… ухитрился утопить их в Волге.

  • Ты, старик, извини, что так вышло, но лодка перевернулась. Я сам чуть не погиб. Все картины твои утонули.У меня сердце прямо остановилось. Как это утонули?! Как? Я так радовался, когда их писал… Я каждую картину переживал. А он мне взамен карту старинную стал сулить, с подписью какого-то царя или царицы, краски сколько угодно… Адрес давал свой, на Первой Мещанской где-то… Ничего я не взял, убит был, только виду не показывал. Сам же дачника утешал, угощал его спиртом.

17

Для мастера это была страшная трагедия. Пять лет после этого он не рисовал.

  • После утопления картин я лет пять рисовать не мог, оформиловкой одной занимался. Одновременно как-то буря сделалась в душе и опустошение, будто потерял все родное. Оформиловкой оскомину сбивал и естеством красок любовался. Как замечу: кусты пригнулись перед дождем, волны на реке с белыми барашками, огненные облака, слезы всегда на глазах. Мне от красоты плакать хочется. Вон у евреев даже стена плача в Иерусалиме, может быть я – еврей?

4

Но – выжил и продолжает рисовать. Какое счастье, что мы его современники!

Вернуться к живописи поможет художник-плакатист Канонов. Именно тогда Маслов сменил кисть на мастихин, инструмент, по мнению автора, способный передать драматизм его мироощущения.

Почти полвека Маслов живет в поселке «Белый городок» на берегу Волги – в 150 км от Москвы.

Картины его рассеяны по всему свету – они есть и в музеях и в частных собраниях, в королевских дворцах и в деревенских домах. Он дарил их так же легко, как – вроде бы — и рисовал. Но не кажущаяся ли это легкость?

19

Савва ЯМЩИКОВ, который высоко ценил его талант, писал:

«Я диву давался, как этот драгоценный самородок всего за один «бутылёк» отдаёт налетавшим на него, словно саранча, алчным «маршанам» свои неповторимые работы. Он передавал мне приветы, однако к советам остепениться не прислушивался. Но Бог не дал погибнуть ему от пьянства, подарив знакомство с замечательной женщиной, разведённой тогда с чувашским поэтом Айги, воспитывающей двух сыновей. Быстро отвадила русская красавица Наташа любителей халявы, навсегда закрыв перед ними двери. Вместо рвачей появились истинные почитатели таланта Маслова: мой друг Володя Васильев, буквально влюблённый в своего тёзку; замечательный футболист Сергей Семак с женой-искусствоведом, директор «Банка на Красных Воротах» Александр Петров, коллекционер Александр Ващенко. Васильев устроил Маслову выставку в Большом театре, потом совместно с ним организовали мы масловские вернисажи в Москве и Санкт-Петербурге, а Наташа провела большую выставку в Дубне… Книга «Богомаз», которую написала Наташа по красочным рассказам мужа, являясь блестящим образцом художественной литературы, великолепно рисует образ белогородского мастера, не устающего радовать нас своими совершенными творениями». http://finbahn.com/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/

00000

Художник от Бога, Маслов, жив, более-менее здоров (конечно не так, как в пятьдесят, когда с ведрами воды на вытянутых руках приседал на одной ноге).

Здесь еще можно прочитать про него:  http://www.nasledie.dubna.ru/itemprint.asp?iditem=1133

np-morozova.livejournal.com

РУССКИЙ ХУДОЖНИК Олег Маслов | Художник-живописец Олег Маслов

Олег Сергеевич Маслов. Русский Художник.

Олег Сергеевич Маслов. Русский Художник.

Талант художника Олега Маслова — культурное достояние России. Размах творчества художника широк и разнообразен. Им создана портретная галерея легендарных атаманов Дона для Атаманского дворца столицы Донского казачества города Новочеркасска. Изготовлен в металле проект ордена генерала Ермолова.

О.С. Маслов. Орден генерала Ермолова

Орден генерала Ермолова

Ранее написано полотно о Святом Александре Невском «Не в силе Бог, а в Правде». Это символ Православного державника, лидера для России на все века. Незыблемый символ! Русь всегда была под мужественной рукой такого, как Святой Александр Невский — непоколебимой, уверенной в собственной Правде и Силе. Когда для Главы Государства мерилом является процветание собственного народа и страны — его всегда будет защищать Покрова Пресвятой Богородицы и любовь собственного народа. Глядя на жизненный подвиг Александра Невского, убеждаешься в неоспоримости Высшей Божественной Правды и законов бытия человека на этой голубой жемчужине Мирового Космоса.

О.С. Маслов. Александр Невский

Александр Невский

Портрет Николая II в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка … Он знал, что обречён на заклание. И мог уплыть на крейсере в Лондон. Но не имел права, потому что был в ответе за свой народ перед Всевышним. Поэтому с картины на нас смотрит представитель высшей духовной элиты Российской Империи. Его ясный взгляд спокоен, задумчив и твёрд.

О.С. Маслов. Николай Второй

О.С. Маслов. Николай Второй

 

Картина «Легенда об Орле», о становлении города Орла. Изображены первые воеводы Володимер Ростовский и на белом коне Василий Безобразов, которые за одно лето срубили крепость Орёл, на месте слияния реки Орлик и Ока, по указанию Царя всея Руси Иоанна Васильевича Грозного. Одна из легенд гласит, что когда рубили дубы, для строительства крепости, из гнезд стали вылетать орлы. В честь этого события город назван Орлом. Крепость строилась как форпост между лесом и степью от постоянных набегов крымских татар.

О.С. Маслов. Легенда об Орле

Легенда об Орле

К 100 летию гениального русского писателя М.А. Шолохова художником Масловым написан его портрет, где писатель стоит на берегу Тихого Дона во весь рост, под родным голубым небом, пытливо всматриваясь в нас с надеждой. Только под таким небом, под такими буйными и вольными ветрами, на такой необъятной шири степей и могучим, широким течением Тихого Батюшки Дона, мог появиться Великий Человек, который на сломе трагичных эпох, смог закалить вольный, гордый и непобедимый казачий народ. А он сам, философ и пророк, как может быть ни кто другой, гениально поведал тайны бытия на земле.

О.С. Маслов. Михаил Шолохов

Михаил Шолохов

Картину «Русский романс» о русской душе, где легенда русского романса Анастасия Вяльцева лилово-сиреневым вечером, высоко и нежно поёт композитору Василию Калиникову, Бунину и Андрееву, в самом сердце России – под городом Орлом.

О.С. Маслов. Русский романс

Русский романс

Волшебная кисть в руках художника удивительным образом передаёт духовное величие наших предков, воинскую доблесть, их святую и созидательную любовь к Отечеству. Его огромное полотно «Неиссякаемый родник» — (пять с половиной метров на три пятнадцать) – собрало под дубом у родника более семидесяти великих людей Родины. Перед нашим взором словно оживают Воины Духа Святой Руси.

В картине художник взял принцип построения русской иконописной школы и академической живописи, Соборности поколений во временном значении, написав лучших представителей, которых рождала русская земля, из глубины веков, до нашего времени. А мальчик у родника — это надежда на будущее… Пока бьют родники на нашей земле, она постоянно будет рожать великих людей. Дар этот Богом предназначен России.

О.С. Маслов. Неиссякаемый родник

Неиссякаемый родник

Неиссякаемый родник

Ермолов, Денис Давыдов, Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, митрополит Гермоген, Бунин, Андреев, Зыкина, Иоанн Кронштадский, Шолохов, Валентин Распутин, Василий Белов, выдающийся скульптор Вячеслав Клыков, Николай Бурляев, Александр Михайлов — это далеко не полный перечень имён выдающихся людей России.

У художника есть архив, в котором только 1118 великих имён, составивших славу не только России, но и миру. Но он считает, что началом начал является основатели рода — наши деды и матери… Да будет светла и крылата Россия!!! Слышно журчание родника, ветерок шевелит листья патриарха дуба, течет молитва русская и, чудится говор предков наших. Эта сакральная картина несёт мощь, возвращает нас к родовым корням, к естественной радости и гордости за своё могучее прошлое.

Картины Маслова побуждают каждого зрителя к душевному ладу и чистоте, к тайне и космогонии мира предков, их великого культурного и воинского наследия, к единению с русской природой. Философия жизни, Бога в его работах ведёт к горней чистоте, невольно привлекает к сотворчеству, осветляет душу. И душа ваша, дуновением Божьей благодати возносится и припадает к святому источнику, к неиссякаемому русскому роднику, исцеляясь и укрепляясь Святою водой Родовой Памяти.

О.С. Маслов. Генерал Ермолов. 1812 год

Генерал Ермолов. 1812 год

Картины написаны Олегом Сергеевичем Масловым с духовной любовью к Отечеству и народу, побуждают к любви и добру, к состраданию, очищают от зла. Работы художника являют величие национальной соборности через традиционное Православие, звучат красочные гимны Русской душе. Она вечна и открывают звёздную россыпь национальной даровитости.

Художником созданы монументальные рельефы и росписи, оформлены книги А. Платонова, Лермонтова, Пушкина, профессора Громова. Батальная, православная, историческая темы, красной чертой проходят через его творчество, он мастер исторического портрета. Кредо художника: Православная Россия, её Святые, герои, казачество.

 

Олег Сергеевич Маслов

Олег Сергеевич Маслов

Олег Сергеевич Маслов — кубанский казак, родился в 1949 году в городе Брянске. Выпускник Санкт-Петербургской Академии Художеств России, творческой мастерской действительного члена Академии Художеств СССР Ю.М. Непринцева.

Член Союза Художников России, член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств АИАП при ЮНЕСКО, член Президиума Ассоциации «Пушкинский институт», член президиума Центра Международной Ассоциации. Имеет казачий чин войскового старшины.

Награжден Почетной Правительственной Грамотой «За Вклад в Русскую Культуру», казачьим орденом Г.К. Жукова «За Любовь и Верность Отечеству». Медалью 300-летия ордена «Святого Георгия», медалью 250-летия города Новочеркасска. Дипломант выставки «Тысячелетняя Россия».

Работы Мастера находятся в музеях и частных собраниях США, Англии, Германии, Франции, Австрии, Финляндии, Австралии, Объединенных Арабских эмиратов.

Художник Маслов работает над воплощением своей мечты – созданием огромного исторического полотна: «ДА БУДЕТ СВЕТЛА И КРЫЛАТА РОССИЯ!»

 

Юрий Сергеев

maslov-400

Post Views: 6 451

olegmaslov.com

Василий Маслов. Забытый художник советского авангарда

В выставочном центре Гараж, в Москве идёт выставка по творчеству авангардного художника Василия Маслова, воспитанника Болшевской трудкоммуны, созданной как один из самых крупных социальных экспериментов в 20-е годы в Подмосковье (и всем нам известной по фильму "Путёвка в жизнь") для перевоспитания бывших малолетних преступников.1.

Для начала - краткая биография художника. Родился он в 1906 году в пос. Верхняя Синячиха, Алапаевского района Свердловской области. В конце Гражданской войны умирает его мать и он начинает жизнь беспризорника. Но уже тогда открылась его тяга к искусству, в 25-26 годах обучается в Государственной высшей худ. школе в Баку, потом в Нижегородском художественном техникуме. В 1927 году о нём узнаёт Луначарский и он командирован на Рабфак ВХУТЕМАСа, куда впоследствии поступает. В 1930 году по совету Максима Горького направлен в Болшевскую трудкоммуну им. Г.Г. Ягоды, с которой будет связан до самой гибели. Там он обзаводится семьёй и создаёт серию настенных росписей, устраивает несколько выставок высоко оцененных на самом высоком уровне. Но начинали сгущаться тучи. 28 марта 1937 года был арестован Ягода, вскоре руководитель БТК Матвей Погребинский кончает жизнь самоубийством а Маслов арестован в июне 1937 года по обвинению "в личной связи с врагами народа Бухариным, Ягодой, Погребинским, Булановым, Островским". Расстрелян 2 января 1938 года на Бутовском полигоне.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Книжка Матвея Погребинского, отца Болшевской трудовой коммуны.Ну а фильм "Путёвка в жизнь" - в рекламе и не нуждается. Ведь он самой коммуне посвящён, и в основном там и снимался (ну немного в Сарапуле и Коломенском).

12. Портрет Музы - Муза Семенко, это жена Василия Маслова.

13.

14. Автопортрет.

15. Одно из самых любимых - индустриальный пейзаж.

16.

17.

18. Эскиз обложки журнала "За коммуну", работы Маслова

19. Фотография Василия Маслова в мастерской, а так же номер журнала "За коммуну" с его стихами и графикой.Да, он не только художник, но ещё и поэт.

20. полномерная 1:1 репродукция росписи из Королёва, рядом лежит один из подлинных фрагментов.И тут сделаем небольшое отступление что бы рассказать что это и как это. Осенью 2013 года в подмосковном Королёве во время незаконного сноса была обнаружена уникальная монументальная роспись 1930-1931 гг, созданная незаслуженно забытым художником-монументалистом. Эта находка стала настоящей сенсацией. Во многом благодаря ей дом Стройбюро удалось защитить от сноса и включить в список наследия, охраняемого государством.Покажу несколько своих фотографий, оной росписи, в спасении которой ваш покорный слуга принимал деятельное участие:21. "И Ленин такой молодой"

22. "Наш паровоз летит вперёд - в коммуне остановка!"

23.

24. Сюжет перекликающийся очень с картинами Альбера Марке

25. а вот фотография этой композиции в былые времена.

На самом деле в доме она не одна, и под завалами ждёт своего часа вторая композиция художника, которой пожелаем скорейшёго спасения, это композиция с рабочими:

26.

27. Кроме того на экране там крутят весьма примечательный неизвестный ранее док\фильм снятый в Болшевской трудкоммуне в 1935 году.

Для тех кто вообще не знает о коммунах ничего - коротко расскажу, инициатором создания трудовых коммун для малолетних правонарушителей был председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский. 18 августа 1924 года вышел приказ административно-организационного управления ОГПУ №185 за подписью зампреда ОГПУ Г.Г. Ягоды, давший путёвку в жизнь уникальному эксперименту по перевоспитанию малолетних правонарушителей. Так началась история Болшевской трудовой коммуны. По её образу и подобию в 1930-х годах создавались такого рода учреждения и в других городах Советского Союза. Организатором и начальником Болшевской трудовой коммуны стал Матвей Самойлович Погребинский, соратник и ближайший помощник Генриха Ягоды.Процесс перевоспитания в коммуне получил название "перековка". Это было созвучно эпохе индустриализации. Поэтому соответствующее название книги М. Погребинского "Фабрика людей", в которой был обобщен опыт работы Болшевской коммуны, вовсе не имело того зловещего "оруэлловского" смысла, какой стараются сегодня приписать всей советской эпохе. "Перековаться" означало – получить как минимум семиклассное образование, приобрести профессию и начать честно трудиться. Последнее для бывших уголовников было, пожалуй, самым трудным.Сначала в коммуне организовали две кустарные мастерские — столярную и сапожную. В одной вручную делали табуретки, в другой — также вручную шили спортивную обувь. В июне 1930 года заложили обувную фабрику, а в августе 1931-го — спортдеревообделочную. На ней стали осваивать производство теннисных ракеток и лыж. 1 сентября 1933 года вступил в строй учебный комбинат.Стараниями коммунаров Костино преображалось. В 1938 году село получило статус рабочего посёлка, а через год, в 1939-м — и города.Но в 1937 году уже наступили сумерки. Начались аресты ее руководителей, активистов. Рядовых членов коммуны, у которых еще не истекли сроки по приговорам, возвращали в места заключения. После ареста Г. Ягоды Погребинский, опасаясь такой же участи, добровольно ушел из жизни. Его книги были изъяты и помещены в спецхран, а память о Болшевской коммуне, носившей имя Г.Г. Ягоды, стерта, как и многие другие страницы драматической истории отечественной педагогики. 9 декабря 1939 года появился приказ о ликвидации всех трудовых коммун.

Приходите! Выставка работает до 19 марта,Еврейский музей, центр авангардаУл. Образцова, 11, стр.1а. Вход на выставку бесплатный.

history-of-art.livejournal.com

Армения. Картина Масловой… - Иркутские Кулуары

Подробности Создано: 15.01.2018 15:50 Просмотров: 726

Она никогда прежде не писала ни для журнала «Иркутские кулуары», ни для нашего сайта. И мы не понимаем, как это могло случиться в принципе, если человек побывал в трёх десятках стран и накопил громадный опыт организации для себя такого рода туров, а также массу впечатлений и иллюстраций, а мы ведь и заточены под то, чтобы популяризировать наших читателей и их опыт… Вот что тут скажешь? Смайл.Как бы то ни было, сегодня Анна Маслова подытожила свои впечатления об Армении, откуда она только что вернулась, и делится всем этим с нами.

Моя поездка в Армению не была спланированной заранее, у меня просто были свободные мили на самолёт. И побывать там, конечно, я очень хотела давно.

В день прилёта я три часа посвятила поиску двух турагентств, чтобы спланировать каждый следующий день, а эти турагентства находятся в разных лучиках города. Ну или для меня, уставшей после перелёта, это представлялось таким. Но куда деваться? Лишний км нам не расстояние!

 

Второй день в Армении стал ещё более насыщенным. Сейчас, когда я вспоминаю его, кажется, что это было ооочень давно!С утра мы упаковались и двинули в сторону самого крупного пресноводного озера Армении – Севан. По пути заехали в монастырь XI века Кечарис, затем посетили горнолыжный курортный городок и прокатились на канатной дороге. Меня хватило только на первый уровень, и то считаю, я – Герой (высота не мой конёк).

 

Затем был обед с прекрасным видом на озеро, это почти то же самое, что в Листвянке, но только горы: вот прям протяни руку – и можно коснуться. Отведала местную рыбку – очень вкусно и душевно!

 

Стоит отдельно отметить гостеприимность и внимательность местных жителей, это реально подкупает: стараются подсказать, помочь, если сами не знают – найдут кто знает, но не оставят нерешённым заданный вопрос.

Потом наш путь лежал в Севанаванк, монастырский комплекс IX века, к которому вела крутая лестница с 300-ми ступеньками. Взобрались – и открылась нереальная красота озера Севан, горы и монастырь, аж дух захватывает, и хочется стать орлицей – взмахнуть крыльями и ощутить эту красоту на высоте гор.

День был чудесный! Казалось, что я попала на чей-то холст с изображением горных красот, и горы целый день были вокруг меня. Совпало многое: прекрасные пейзажи, интересный, толковый гид, вкусная пища, спокойствие на душе, погода – всё, как я люблю!

А завершила вечер на знаменитом блошином рынке «Вернисаж» в Ереване.

Что я об этом могу вам сказать? Сначала просто ходила от продавца к продавцу, от ряда к ряду и понимала: тут столько украшений, что мне никогда не выбрать. Все они ручной работы местного производства, в основном серебро. Конечно, продаются и сувениры. И всё новое, а не б/у. Потом я случайно увидела одно очень красивое кольцо у юной торговки и ее мамы, кольцо оказалось очень дорогое по меркам базара, торговаться они не хотели! У этой же дамы оказалось ещё очень много-много разных красивых и интересных цацек, но цену никто и не думал снижать. Жаль, но я покинула рынок без приобретений. Шла и думала: в Грузии всё по цене намного интереснее!

Хотя справедливости ради надо сказать: выбор нереально крутой именно здесь.

Ну а на следующее утро, в третий день путешествия, я проснулась и решила: после экскурсии иду на рынок, надо все-таки что-то выбрать себе на память из Армении. Но сначала наш путь лежал в посёлок Гарни. Мы ехали полюбоваться языческим храмом, который носит то же название. По пути остановились запечатлеть гору Арарат, которую армяне считают священной и очень обижаются на Ленина за то, что в 1921 году святыню отдали туркам. При том что их почтение к Арарату, почитание от этого не стало меньше.

 

Арарат хороша! Она проглядывала даже сквозь туман. Впрочем, и древний храм Гарни не разочаровал. Виды там – это что-то нереальное. А какой вкусный – без преувеличения – воздух! Он спрессовался в мегаконсистенцию, и его хочется взять и есть.

Продолжилась экскурсия в христианский храм Гегард, внесённый в список ЮНЕСКО. Полное его название — Гегардава́нк (арм. Գեղարդավանք, [geghárdavánkh]), дословно — «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

 

Время создания монастыря – IV век!

Величественный, хорошо сохранившийся монастырский комплекс, который и сейчас принимает верующих и туристов.После заехали на дегустацию и мастер-класс по приготовлению лаваша. Как легко это получается у местной кухарки: лаваши только и успевают заскакивать в тандыр и выскакивать оттуда!

Четвертый день начался с вкуснейшего завтрака, который мне сделала хозяйка хостела. Армянское национальное блюдо! Вкусный, очень вкусный завтрак она делала каждый день, и вряд ли надо выделять, что особенно хорош он был в этот раз, но… Мне он таким показался! Знаете же, что так бывает иногда?

Затем мы поехали в музей Сергея Параджанова. Дом, в котором художник и режиссёр не успел пожить, хотя сейчас… всё сделано именно так, как хотел сам Параджанов. Там очень много работ – хочется ходить и вглядываться и впитывать в себя необычные краски и красоту. Параджанов, друзья, кто не знает, это не только кинорежиссёр и сценарист. Он – и некоторые специалисты утверждают, что даже в первую очередь – художник, коллажист. Мастера называли гением многие признанные творцы-современники, например Андрей Тарковский, – и это в советское-то время!

 

 

Работа Сергея Параджанова

Далее... После пары кулинарных мастер-классов и обеда, мы съездили в монастырский комплекс Хор Вирап. Познавательно: в этой стране практически нет действующих монастырей, есть пока только соответствующие комплексы и – без монахов! А по пути увидели и Арарат целиком. Гора открылась взору только после заката, до этого солнышко никак не давало увидеть гору и запечатлеть её могущество.

 

Пятый день мы начали с поездки в город Вагаршапат, который назван так по имени своего основателя царя Вагарша I (117—140) и во II—IV веках был столицей Великой Армении. В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н (арм. Էջմիածին), по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря — резиденции Католикоса всех армян, центра Армянской Святой Апостольской Православной Церкви. В 1992 году городу вернули прежнее название, однако в обиходе действуют оба. Мы посетили храм Святой Рипсимэ (http://wiki.armenia.ru/wiki/Рипсимэ), который величественно украшает город и является местом христианских паломников.

После этого был мастер-класс по изготовлению долмы. Это очень хороший мастер-класс, и теперь можно сказать: я тоже носитель секрета вкусной долмы. Обращайтесь, если что!

А завершающим штрихом поездки в этот день стало посещение Кафедрального собора с просторной территорией и просмотр знаменитых армянских хачкар. Без них представить Армению невозможно.

Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — это вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Устанавливаются при входе на территорию храмовых комплексов, соборов, мемориалов. В ноябре 2010 года искусство создания хачкар было внесено в список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. Армяне очень дорожат хачкарами, для них это святыня из святынь! Первый хачкар датируется 879 годом.

«Хачкар – это такая материальная форма общения человека с Богом. Если у кого-то случилось что-то хорошее, то в качестве благодарности высшим силам он может установить хачкар. Если кто-то очень просит о чем-то Бога – тоже хороший повод закрепить свою просьбу красивым хачкаром. На границах обжитых земель они устанавливались и устанавливаются для ограждения от нечистой силы». Очень мало дублирующих хачкаров, как правило, каждый из них – в единственном экземпляре. Копию могут снять для дорогого подарка другому монастырю. Если обнаруживается хачкар, значит в этих местах точно проживают армяне.

По возвращении в Ереван я решила пробраться в район Конд. Это старый Ереван, который, видимо, скоро исчезнет, так как Новый город стремительно его вытесняет. Очень понравилось. Тут особая атмосфера! Шестой день в Армении был полностью посвящён Еревану… С утра посетили Матенадаран, и я в очередной раз прониклась ощущением, насколько армянская культура древняя, насколько сами армяне почитают свою культуру и историю – и с каким пиететом они относятся к своим корням и своей земле!

Затем было посещение городского музея, а также музейного комплекса, посвящённого геноциду армян во всем мире. На мой взгляд, вот такие места просто обязательны к посещению. Что-либо рассказывать о геноциде не вижу смысла – всё можно найти в Интернете и библиотеках. Скажу только, что у меня после этого долго стоял ком в горле!

А если подытожить, то Ереван очень красивый, душевный город, который нужно смотреть, изучать, восхищаться его людьми. Особенно девушками. Какие красивые армянки!

Опера и Площадь Республики – это два места, которые пользуются повышенной популярностью и у самих армян, и, конечно, у гостей города. И куда бы вы ни пошли в исторической части Еревана, вы обязательно выйдете или к Опере или к Площади Республики. И это правильно!

Ну а седьмой день в Ереване я начала с восхождения на Каскад (http://lions-guides.ru/Armenia/sights-of-Yerevan/Large-Yerevan-cascade) – 675 ступеней я преодолела, но как я это сделала?!

Взобралась и к статуе Матери Армении (где сегодня расположен Военный музей), и это путешествие реально было трудным, так как на моем пути лежала лестница с открытыми отверстиями, которых я жутко боюсь! А после спуска я набралась сил за чашкой капучино – и пошла нахаживать шаги в сторону знаменитой Голубой мечети Еревана (https://yandex.ru/search/touch/?text=голубая%20мечеть%20ереван%20&msid=1515673709.26522.22872.25696&lr=10262&mda)

Она на самом деле красавица, до которой стоит дойти, чтобы полюбоваться красками и порадовать свои глазки!А закончила я день прогулкой по Северному проспекту в сторону ночлега. 18 тысяч шагов для меня – это до тошноты.

Для друзей, планирующих поездку в Армению, подведу итоги, а также кое-что добавлю:

1.    Мобильную симку купить стоит сразу в аэропорту, до выхода из зоны багажа, стойки МТС и Билайн, я заплатила 300 рублей и получила много Интернета и 500 минут с Россией на МТС. Мы перевели минуты в Интернет, и ещё оставили мне минуты для звонков. Хватило на весь отпуск с загрузкой видео на Фейсбук, а фильмы я не смотрела. Стоит отметить, что с вайфаем в стране проблем нет вообще – он везде!2.    Курс валюты: https://pokur.su/rub/amd/1/. В праздничные дни меняли в супермаркете sas и обувном магазине Bellini, после праздников открылись банки – и можно было менять в любом банке. Хорошая статья по валюте Армении: https://araratour.com/ru/обмен-валюты-в-армении/. Во многих местах можно оплачивать картой, но наличка здесь ещё пока предпочтительнее. 3.    В Армении очень любят русских. Тут говорят на русском свободно многие, даже очень молодые люди (со 2-го класса русский является обязательным языком в школах). Английский знают тоже почти все. Гостеприимство армян превзошло грузинское, я была приятно шокирована таким вниманием и участием! Не ответив на заданный гостем вопрос, армяне не отпустят. Если не могут помочь сами, будут искать, кто поможет, доведут до места, передадут из рук в руки. И я на себе прочувствовала, насколько уважительно они относятся к женщинам. Очень уважительно! Хамства или злости я нигде не встречала. 4.    Жилье в Ереване. Жила в хостеле Rafael, удачное место – центр города, около Оперы. Бронировала на букинге, оплачивала на месте в драмах, оплату картой не принимают. За 7 полных ночей я заплатила 56000 драм (7000 рублей). Хостел отличный, я брала целую комнату, общими были только душевая комната и кухня. Завтрак за 500 драм в этом хостеле – лучше любого ресторана, очень вкусно! Минус или даже плюс – 6 этаж, лифта нет. Кондиционеры есть, обогреватели – тоже.5.    Страховка в Армению: 600 рублей, сама застраховалось в Интернете (https://www.liberty24.ru/private-customers/products/strakhovanie-vyezzhayushchikh-za-rubezh/). Несколько лет страхуюсь на этом сайте, хотя воспользоваться страховкой, к счастью, ни разу не пришлось. 6.    Такси из аэропорта – 650 рублей с оплатой русской валютой наличными. Обратно в аэропорт заказала в хостеле: 4000 драм – 500 рублей. Общественным транспортом Еревана я не пользовалась, так как центр лучше обходить пешком, это гораздо интереснее – всё близко! 7.    Питаться можно от 120 рублей и до… Завтракала в хостеле, в экскурсионные дни, а это было 5 дней из 8, обедала я с группой (в среднем 4500 драм обед). В кафе в самом Ереване я кушала два раза: Frank food – местная сеть быстрого питания (салаты разные от 300 драм за 100 грамм + выпечка: пирожок – 150 драм, чебурек – 300 драм, местная пицца – 400 драм, чай – 300 драм). Пила кофе в любой кафешке: армянский кофе – 300 драм, капучино в дорогом ресторане – 1100 драм. 8.    Нужно помнить, что в Армении много курят – и в общественных местах тоже. Так что если в ресторане хотите зал для некурящих, нужно при входе уточнять это.9.    Армянские блюда, которые я попробовала и которые лично я рекомендую отведать: долма, моцони, хоровац, сиг из озера Севан, Гата, кюфта, лагмаджо, бастурма, хашлама, лаваш, жареная пшеница, абрикосовое и вишнёвое варенье, алаш, армянский кофе и разные сыры. 10.     Экскурсии: в Ереване есть два агентства дневных экскурсий по городу и по Армении, выбор зимой небольшой, летом, говорят, намного больше (летний сезон здесь с марта по октябрь). Зимой нет sitybusа, он работает с мая по сентябрь. Экскурсии от 1100 рублей до 1700 рублей в день на человека. Занимается этим агентство (https://тwww.hyurservice.com/eng/), которое очень давно в Армении. Возят на больших автобусах, организовано все чётко, гиды рассказывают профессионально, но вайфая в автобусе НЕТ. Вода + булочки = презент! Есть и ещё одно агентство (https://yeranitravel.com/) – молодое, ему нет ещё и года. Автобусы у этого агентства – новые «Мерседесы» на 18 человек, и это получается почти как индивидуальный тур. У этого агентства тоже хорошие гиды, но в автобусе вайфай ЕСТЬ. Презент от агентства: вода + пряник. Выбрать, какое агентство лучше, – сложно, но меньшее количество туристов всегда, как мне кажется, интересней. Ждать, пока соберутся 40 человек, счастье невеликое!  А экскурсионные направления у них одинаковые. Оплата в том и другом только наличными в местной валюте. 11.    Сувениры – на любой кошелёк: от 6000 драм за магнитик. В виде подарка можно привозить коньячные изделия, вина из Арни, местный шоколад – вкусный, и подарочные упаковки красивые! 12.    На рынке «Вернисаж» более-менее реальное украшение можно купить от 25000 драм, чтобы качество было не совсем кустарное, торговаться рекомендуется, но торгуются слабовато. Нужно также помнить, что на рынке присутствуют китайские украшения с алиэкспресс. Вообще, в Ереване огромное количество ювелирных магазинов на любой кошелёк, принимаются любые валюты, карты. 13.    Кому интересно пошопиться… Думаю, Ереван как раз тот город, где стоит это сделать. Видела ботинки Ecco, которые можно было купить за 4000 рублей. В России такие стоят 7500 рублей. 14.    В Ереване отсутствует центральное отопление, это нужно учесть в зимнее время, тёплую одежду с собой берите обязательно. Самый жаркий месяц, со слов местных жителей, август, но год на год не приходится!Столица Армении входит в 100 безопасных городов в мире по numbeo.com. На самом деле, в городе и правда очень безопасно, я себя чувствовала совершенно комфортно. Чтобы понять, какой это рай, – стоит приехать сюда, ощущение спокойствия не покидает вообще, чувствуешь какую-то защищенность и крепость! 15.    В Ереване можно пить воду из крана, как и у нас в Иркутске. 16.    Список всех театров Еревана на https://www.yerevan.am/ru/alltheaters/our-theatres/, но лучше билеты покупать заранее. Для меня могли быть особо интересны три места, но январь – каникулы (детские ёлки): 1).Русский драматический им. Станиславского (https://m.facebook.com/russkiydramaticheskiy.teatrstanislavskogo) 2).Театр оперы и балета (http://opera.am/ru) 3).Театр марионеток: Mesrop Mashtots Avenue, 43, Republic of Armenia, Yerevan, сайта нет. 17.    Туристам надо помнить, что армяне очень обижаются, если не уважают их святых, историю и как-то демонстрируют это.18.    Улететь из России в Ереван можно Аэрофлотом, S7. Цены разные, но я купила авиабилет за мили, поэтому отделалась малой кровью: 16700 рублей + списанные, конечно, мили.19.    Отзывы других путешественников в Армению: https://2btraveler.ru/eda-v-armenii-chto-poprobovat-i-gde-pokushat/

Ну и главный вывод, который я в очередной раз сделала… При любом бюджете можно путешествовать! Было бы Желание! И даже один день, проведённый в путешествии, изменит нашу жизнь. Я убеждена!

Ехать или не ехать в Армению – вам решать. Для меня такой вопрос по любой стране не стоит, в любую страну нужно ехать и смотреть все своими глазками и впитывать энергетику своими чакрами. Каждое место уникально, главное – быть готовым принимать это! Армения – удивительная страна, поверьте. Достаточно сказать, что, например, Ереван старше Рима на 28 лет. Только подумайте, какая это земля, с какой историей и мощной энергетикой!

Ну а если вас интересует лично мной потраченная сумма, то она больше 55 тысяч рублей. При том что реально было уложится и в 40 тысяч. Я-то всё-таки купила украшения – как обещала! До новых путешествий, друзья!

 

Анна Маслова

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

kuluars.info

Владимир Маслов (Россия) | ФИНБАН

00000

Владимир Владимирович Масловр. 1934

Его «завещал» нам Савва Васильевич Ямщиков, царствие ему небесное. Художник от Бога, Маслов, жив, более-менее здоров (конечно не так, как в пятьдесят, когда с ведрами воды на вытянутых руках приседал на одной ноге).

 

298184_original

 

Владимир Владимирович Маслов родился в 1934 году на Волге, провел детство под старинным городом Калязиным. В юности пришлось поработать кочегаром, маляром, художником-оформителем. А еще раньше — делать для продажи коврики и копилки. С раннего детства все, связанное с живописью,- кисти, краски, даже простые карандаши, — вызывало у него восторг. В родном крестьянском краю это казалось престранным, и художник старался уйти подальше от любопытных глаз — в поля, в лес. В 1970 году пейзажи Маслова будут представлены на выставке к 100-летию Ленина, автор получит диплом Союза художников СССР, а два года спустя произойдет трагедия, – все его картины погибнут, и потрясенный художник на долгие годы оставит живопись.

Один из «ценителей», отобрав «для выставки» все полотна Маслова… ухитрился утопить их в Волге.

  • Ты, старик, извини, что так вышло, но лодка перевернулась. Я сам чуть не погиб. Все картины твои утонули. У меня сердце прямо остановилось. Как это утонули?! Как? Я так радовался, когда их писал… Я каждую картину переживал. А он мне взамен карту старинную стал сулить, с подписью какого-то царя или царицы, краски сколько угодно… Адрес давал свой, на Первой Мещанской где-то… Ничего я не взял, убит был, только виду не показывал. Сам же дачника утешал, угощал его спиртом.

Для мастера это была страшная трагедия. Пять лет после этого он не рисовал.

  • После утопления картин я лет пять рисовать не мог, оформиловкой одной занимался. Одновременно как-то буря сделалась в душе и опустошение, будто потерял все родное. Оформиловкой оскомину сбивал и естеством красок любовался. Как замечу: кусты пригнулись перед дождем, волны на реке с белыми барашками, огненные облака, слезы всегда на глазах. Мне от красоты плакать хочется. Вон у евреев даже стена плача в Иерусалиме, может быть я – еврей?

Но – выжил и продолжает рисовать. Какое счастье, что мы его современники!

Вернуться к живописи поможет художник-плакатист Канонов. Именно тогда Маслов сменил кисть на мастихин, инструмент, по мнению автора, способный передать драматизм его мироощущения.

Почти полвека Маслов живет в поселке «Белый городок» на берегу Волги – в 150 км от Москвы.

Картины его рассеяны по всему свету – они есть и в музеях и в частных собраниях, в королевских дворцах и в деревенских домах. Он дарил их так же легко, как – вроде бы — и рисовал. Но не кажущаяся ли это легкость?

Савва ЯМЩИКОВ, который высоко ценил его талант, писал: «Я диву давался, как этот драгоценный самородок всего за один «бутылёк» отдаёт налетавшим на него, словно саранча, алчным «маршанам» свои неповторимые работы. Он передавал мне приветы, однако к советам остепениться не прислушивался. Но Бог не дал погибнуть ему от пьянства, подарив знакомство с замечательной женщиной, разведённой тогда с чувашским поэтом Айги, воспитывающей двух сыновей. Быстро отвадила русская красавица Наташа любителей халявы, навсегда закрыв перед ними двери. Вместо рвачей появились истинные почитатели таланта Маслова: мой друг Володя Васильев, буквально влюблённый в своего тёзку; замечательный футболист Сергей Семак с женой-искусствоведом, директор «Банка на Красных Воротах» Александр Петров, коллекционер Александр Ващенко. Васильев устроил Маслову выставку в Большом театре, потом совместно с ним организовали мы масловские вернисажи в Москве и Санкт-Петербурге, а Наташа провела большую выставку в Дубне… Книга «Богомаз», которую написала Наташа по красочным рассказам мужа, являясь блестящим образцом художественной литературы, великолепно рисует образ белогородского мастера, не устающего радовать нас своими совершенными творениями».

 

finbahn.com

Владимир Маслов. Гений-непрофессионал: ok_tet

Написала только что для местной газеты статеечку по результатам общения с художником из Тверской области.Вешаю под замком, ибо в одном месте чешется показать, что за человек, а показывать по-хорошему нельзя пока, поскольку завтра только в работу возьмут.

По дороге из Белого Городка, откуда мы с членами редакции возвращались в Дубну после встречи с художником Владимиром Масловым, у нас вспыхнул спор о том, где находится граница, отделяющая профессионализм от искусства. Прежде, чем автомобиль преодолел половину пути, мы с головой запутались в терминах, в том, кто как определяет для себя суть этого самого искусства; доспорились до брызгания слюной и хрипоты в голосе, да так и остались каждый при своём. Впрочем, в одном всё-таки, кажется, сошлись: Владимира Маслова, зарабатывающего себе на жизнь живописью, едва ли уместно называть профессионалом в стандартном понимании. Но создателем произведений искусства, его, вне всякого сомнения, считать следует.

Парадокс? Да. Всемирно известный живописец с шестью классами образования, бывший маляр, несостоявшийся помощник машиниста, художник-оформитель, самозабвенно рисовавший триптихи на тему спасения утопающих и тысячами писавший слово «коммунизм» на самых разных поверхностях; Владимир Маслов, отмечающий в ноябре своё 75-летие,– преяркое воплощение парадокса.

Парадоксальность личности Маслова, впрочем, не очень заметна при первом знакомстве, да и просто при общении, не подразумевающем экскурс в биографию художника. Радушный, свойский, доброжелательный человек, каких, в общем-то, немало. Беседует охотно, но увлекательным рассказчиком профессиональный интервьюер его назовёт вряд ли: Маслов внезапно смущённо смолкает, словно сомневаясь, интересно ли собеседнику его повествование; с куда большей охотой зачитывает тексты буклетов и газетных вырезок. Новым гостям спешит показать, в первую очередь, не картины, не мастерскую, а фотоальбом с приятелями из высшего общества.

«Артисты, таланты, такие люди! Вот Владимир Васильев, великий человек, организовал мою выставку… Савва Ямщиков, мой друг… Здесь мою картину дарят Гусу Хиддинку, а здесь президент Португалии с моей картиной… А вот книга отзывов с выставки в Угличе. Все обо мне восторженно пишут. Вот, доктор наук, профессор написал. Вот мои картины в каталоге современного искусства. А здесь слова самого Васильева…» Маслов начинает читать почти по слогам, трогательно водя пальцем по строкам: «Картины пронизаны светом и тенью, ветрены и смятенны. Это чудо, рождающееся буйно, стихийно, хватающее за душу!»..

Так бы и уехала я из Белого Городка с ощущением того, что Владимир Маслов – просто милый, тёплый, любезный, немного наивный человек, не чуждый тщеславия (а кто из нас его чужд?), если бы не две вещи. Первая – это картины Маслова.

…У меня в семье два художника. Один – член Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины. Второй – высокооплачиваемый, востребованный художник-универсал. За 20 лет ни одно произведение, вышедшее из-под рук этих заслуженных, авторитетных, знающих и умеющих людей не вызвало у меня хоть какого-нибудь «внутреннего шевеления». Ну, мастерство; ну, реализм; ну, красиво... Картины же маляра и «богомаза» Маслова – моментально выворачивают душу наизнанку, не давая тебе времени опомниться. Они встряхивают тебя, – считающего, что рассвет – это нечто, само собой разумеющееся. Они волокут тебя за шиворот и показывают чудо «сияющего на солнце куста лопуха». Они наполняют тебя изумлением и страхом.

Я не понимаю, как человеку, не изучавшему годами тонкости цветопередачи, светотени, перспективы и композиции доступно граничащее с гениальностью мастерство. Я не понимаю, почему искусство Владимира Маслова относят к примитивизму: оно не имеет ничего общего с лубочной, плоской, лишённой объёма и глубины, декоративной наивной живописью. Кто из наивистов способен одним взмахом железной лопатки, - мастихина, - в один мазок уместить игру закатного солнца на грязном снегу?.. Кто из наивистов так смело и уверенно пишет, не размениваясь на неврастенически мелкие детали и не ограничивая себя стереотипами «вода синяя, листва зелёная»? Не могу похвастать докторской степенью в искусствоведении, но и никого, подобного Маслову, из вузовской программы по истории искусства и энциклопедий по истории живописи вспомнить тоже не могу. Хватка Ван Гога, драматизм Репина, душевность Левитана. И уникальная, неповторимая, болезненная любовь ко всему сущему. «Я плакать не умею, слёзы сами текут», - говорит Маслов, за 75 лет не насытившейся красотой, которую видит вокруг себя, и наделённый силой в руках приносить эту красоту тем, кому она незаметна.

Но и картины не передают невероятную судьбу и парадоксальную сущность своего автора. Окончательно я поняла, с каким человеком имела возможность говорить, несколько дней тому назад, - только по прочтении биографического романа «Богомаз», написанного супругой Владимира Маслова, Наталией Айги, в своё время спасшей мастера от нечистых на руку приятелей-«коллекционеров» и декалитров выпивки…

Принявшись читать подаренную книгу с некоторой долей скепсиса (с которым традиционно отношусь к «семейной беллетристике»), уже через несколько секунд я сидела с открытым от восхищения и неожиданности ртом: нет, таких людей не бывает, они существуют только в книгах Венички Ерофеева, сюрреалистических фильмах и байках арбатской богемы. Такие люди могут быть лишь плодом писательской фантазии: «Сохранил меня Господь, хоть я в него и не верую…»«…а попов я не люблю, я люблю Валерия Чкалова в кожаной куртке»«…с детства думали, что я чудак, а я просто, как бактерия, не развился. Я на них не обижаюсь, на наших, - в газете написано, что я в расцвете творческих сил!»«…нет, почестно, я не вру никогда, раньше врал понемногу отцу, а теперь я художник, стесняюсь»«Мне знакомый толстовец один говорил: «Ты войны не касайся, Володя! Лев Толстой гениально войну осветил.» Я и не собирался касаться. Я войну не люблю. Я люблю оперетту: «Летучую мышь», «Сильву», «Трембиту»»…

Щемяще наивный, бескорыстный, доверчивый, открытый, не видящий в жизни смысла без любви; до сих пор не привыкший к тому, что люди считают его живопись уникальной и каждую похвалу принимающий как первую в жизни. Не знавший цены своим работам, десятками отдававший их за еду, одежду, а иногда и за доброе слово, - искренне считая, что людям нужно отплачивать за их интерес к искусству. Безотказный и мягкий - «ласковые люди из меня могу верёвки вить», - вероятно, оттого утопивший не один десяток лет в вине ...Владимир Маслов. Прекрасный в своём искусстве, искренний в своих слабостях, великий душой человек.

* * *

- Сейчас я не каждый день пишу, а раньше с утра до вечера писал. Больше десяти тысяч работ сделал с 1984-го года. У меня на руках, как у верблюда, мозоли были. А мастихин – я вам покажу сейчас. Истончился, стал коротким, приобрёл форму косы. А был длинный такой… Такую сталь не берёт даже наждак. А тут от работы заточилась. Я маслом пишу, акварелью не пишу. Я как-то… издеваюсь над красками, с озлоблением, мучаю эту… живопись. Акварель тишину передаёт, а я тишину не люблю. Что-то должно меня взволновать. Обязательно должна быть буря, тревога какая-то. Вроде когда тишина, всё мертвое. А когда какая-то борьба, всё оживает. И мне хочется передать состояние.- Прекрасные у вас работы. Мне очень нравятся.- (радостно) Правда?- Да. Очень. Только мне показалось, что ваши картины 80-х годов как-то мрачнее и тревожнее, чем 2000-х, почему так?- Вы знаете, тогда была какая-то гонка, всем нужно было писать… Всё время здесь были какие-то люди. И… выпивал я. Всякие были люди. Чемпионы мира… приходили с вином - а я сам, кстати, любил спорт, ходил на руках, на турнике много занимался. А когда выпьешь, теряешь контроль. Начинают хвалить… А потом просыпаешься и ничего не помнишь, думаешь – зачем это всё… Так долго было. - Вам очень важно, что о вас люди говорят, да? - Конечно. Очень важно. Если у меня проходит выставка, я даже прошу не говорить посетителям, что я в зале присутствую, и слушаю, что говорят о картинах.- А если бы вам пришлось рисовать вопреки мнению окружающих? Бывает же такое с художниками.- Вы знаете… я всё равно не могу отступиться от ощущений, которыми меня природа захлёстывает. Если у меня картина удалась, я счастлив, очень. Раньше даже выпивал по этому случаю… А если картина не удаётся – то тревога у меня, не сплю ночами. Ничего не могу с собой поделать. Я не умею без живописи жить. Ещё столько хочется написать - вот эта красота, которая вокруг, мне покоя не даёт.

* * *

В ноябре, если всё будет хорошо, в Дубне состоится выставка картин Владимира Маслова. Обязательно купите роман «Богомаз» (если ещё останутся экземпляры) да попросите автограф. И не только потому, что через несколько десятилетий такая книга наверняка будет стоить большие деньги. «Москву-Петушки» Ерофеева уже включают в школьную программу: как знать, может быть, и «Богомаза» ваши внуки будут изучать по подписанному прототипом экземпляру…

Да: нынешняя супруга Маслова - мать Алексея Айги.

ok-tet.livejournal.com


Смотрите также