Размышления по картине Н. К. Рериха «Матерь Мира». Картина матери


Образ матери в изобразительном искусстве (подборка репродукций)

Альбрехт Дюрер  "Мадонна с цветком ириса" А.А. Дейнека "Мать"

Рафаэль "Сикстинская мадонна"

Пабло Пикассо "Мать и дитя"

Пабло Пикассо "Материнство" этюд с руками

Станислав Выспаньский "Материнство"

С. Выспаньский. Материнство. 1890-е

Леонардо да Винчи "Мадонна Литта"

А.А. Пластов "Мама"

Константин Маковский "Семейный портрет"

Петров-Водкин "Мать"

Картина братьев Ткачевых "Матери"

Зиннаида Серебрякова "Портрет с дочерьми"

Илья Глазунов "Семья художника"

Ю.П. Кугач "У колыбели"

Ю.П. Кугач "В субботу"

Кустодиев "Утро"

Огюст Ренуар "Мадам Шарпантье со своими детьми"

moment-beauty.blogspot.com

Размышления по картине Н. К. Рериха «Матерь Мира»

Перед нами репродукция картины Н.К. Рериха «Матерь Мира».

(Холст на картоне, темпера, 1924 г., Музей Николая Рериха, Нью Йорк, США)

Это многоаспектная картина. Существует много аспектов Матери Мира. Мы рассматриваем образ Матери Мира как Высочайшую Индивидуальность – Великого Учителя, Высокое женское начало.

Матерь Мира и руководит эволюцией нашей планеты, и заложила Белое Братство как часть Иерархии Света, которая призвана служить человечеству, и ведёт, и направляет учеников. Иногда Н. К. Рерих говорил о Матери Мира как об Индивидуальности, иногда как о Космическом принципе.

Мы видим через земное отражение – Небесное. Н. К. Рерих этим произведением приближает к нам этот Высокий Облик, чтобы у нас возникло особое чувство, особое сердечное восприятие, осознание величия Присутствия.

Мы видим Матерь Мира за рекою Жизни, отделяющей мир невидимый от видимого. Покрывало – плат, закрывает две трети лица. Пейзаж внизу – подходы к Обители Света через Гималаи. В пространстве – звёзды в виде фигурок Учителей (Она – основательница Белого Братства), предстоящих в молитвенном преклонении, принятом на Востоке.

Н. К. Рерих отмечает в статье «Великая Матерь» сборника «Твердыня Пламенная»: «На всём Востоке и на всём западе живёт образ Матери Мира и глубоко значительны обращения, посвящённые этому Высокому Облику».

Несколько позднее, в статье «Майтрейя», в 1931 году (кн «Твердыня Пламенная»), Н. К. Рерих утверждает: «Заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь – Матерь Мира. Неисчерпаемая, любовь творящая, создавшая племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».

Также Н. К. Рерих поясняет в статье «Великая Матерь» (кн «Твердыня Пламенная»): «И каждая сказала на своём языке, что не делить, но строить нужно». И мы понимаем, строить – соединить миры, преобразовать…

Матерь Мира – символ Новой Эпохи, Нового Мира, новой страницы в жизни человечества и окружающего мира, которые приведут к преображению, уравновесию двух Начал: мужского и женского. Космические сроки подошли. Но человечество никак не может принять это в сознание – то есть осознать.

Матерь Мира – носительница сокровенного знания. Мы видим Матерь Мира и два сверкающих Нимба: над головой – проявление Высшего Мира, полный овал – проявление разных сфер Высшего мира. Сияющие окружности Матери Мира сотканы сиянием огней. Нимбы серебряного цвета как символ синтеза лучей. Мы видим разные градации светящейся материи. Наибольшее по чистоте свечение – в области головы. Следующий овал – сияние более уплотнённое. В кругах – небесные сине-голубые тона с некоторым оттенком лилового. Нимбы окружены волнами света: фиолетового, лилового, голубого, синего…

В статье «Великая Матерь» (кн. «Твердыня Пламенная») Н. К. Рерих отмечает: «Великий лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала сияющего квадратами совершенства не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!» Квадрат совершенства с точкой – как бы символ Нового проявления Эпохи, Эпохи совершенства, эпохи преобразованной Материи. Лика не видно, сокрыт от нас, недоступен Он человечеству, велика сила Его ослепительного сияния, не выдержать… Там Тайна непроявленного. Видна нижняя часть лица телесного цвета – то, что проявлено для нас и в постижении человечества может быть доступно. Остальная часть лица имеет единое с Тайной – Единой, Божественной, Абсолютной. И связаны эти части покрывалом сияющим. Матерь Мира сокрыла свой Лик ещё со времени Атлантиды, в период максимального падения нравов человеческих, сокрыла в силу Космических причин. Покрывало как символ отражения тайны – Небесный Покров.

Одеяние Матери Мира. Прекрасная серебристо-голубая ткань Её общего покрывала украшена растительным и животным орнаментом. Матерь Мира сама жизнь и даёт жизнь растительному, животному царствам, стихийным силам: птицы Сирин – таинственные и волшебные птицы радости. Прекрасны складки Её одеяния, кант её одеяния говорит о совершенстве формы. Покрывало окутывает всю Её фигуру. Всё говорит о гармонии. И мы ощущаем одновременно силу, мощь и в тоже время утончение, изящество.

Утончённые кисти рук обращены ладонями к человечеству, ко всему Мирозданию, напоминая форму сердца, состоящего из двух половинок, сердце с вечно льющейся, неисчерпаемой, творящей любовью. Это как бы и символ чаши – сосуда накоплений кристаллов духа. На области около солнечного сплетения мы видим цветок распускающийся – как бы символ Огненного мира в области энергетического центра. В области шеи – декоративно оформленный двойной оберег. Запястья рук защищены манжетами – окаймлены. Мы видим пояс вокруг туловища, около солнечного сплетения. Н. К. Рерих как бы показывает необходимость применения знаний Высоких, показывает образец одеяния. Опоясывание – защита, оно необходимо для разделения частей – низших и высших, чтобы низшие части были преобразованы в высшие. Показаны уровни энергетические.

Матерь Мира в Твердыне Нерушимой среди кристаллов огня нерушимого, вечного. Это область Небесного, Горнего Мира. Труднодоступное место, высочайшие, крутые, отвесные скалы, и опасны подходы к Твердыне. С грузом личной, тяжёлой поклажи не подойти и не войти. И надо весь груз тяжёлой поклажи Плотного мира (самость, невежество, все личностное) оставить. Богатство знаний сокрыто в Вечной Обители, в Ларце. Ларец – как пьедестал для Матери Мира. Она сидит на кристаллах духовных богатств, которые должны достигнуть люди. Прекрасны оттенки разнообразных токов.

Река жизни перед Матерью Мира: воды пространства, воды жизни, преддверие этапа продвижения. Воды – сине-голубого цвета – между миром Высшим и миром Астральным, тесно связанным с Земным. Астральный – как отблеск Высшего с миром мысли и более низкими слоями эмоций и страстей.

Река жизни – Мир соединяющая, самую тончайшую материю, самую прочную с самой плотной, земной, не прочной. Всё движется по спирали, это космический закон и мы видим как бы фрагмент витка спирали.

Река жизни. Поток передаёт всё от высшего к низшему, омывая берега. Этот поток – Великий поток эволюции мира. В водах реки мы видим волны. Которые могут создавать завихрения, водовороты, но они совсем не влияют на течение Потока, так как уносятся мощным, сильным течением, устремлённым в Будущее. И ничто не может остановить его.

Эпоха рыб. Две рыбы – символ мужского и женского начала, они должны проявляться ярко, свободно, развивать индивидуально свободу духа. И надо свободно двигаться, как плавающие рыбы, преодолевать, как водные потоки, препятствия. Быть всегда в готовности к возможным изменениям и подвижности плана. Это не означает рождение хаоса. У рыб свой ритм движения – общий с ритмом мироздания.

Подходы к Обители Света, к Обители Матери Мира труднодоступны. Подходы через Гималаи. Гималаи – высочайшая горная система мира с высочайшей точкой Земли – Эверест (Джомолунгма). Ритмы гор особые, горы заострённые, местами затенённые. Мы видим две фигуры в коленопреклонённом положении и их связь через славяно-арийский крест. Крест – единение духа и материи. Древнейший крест, который приписывают археологи к древнему Новгородскому (найден там), – крест на подставке, это не земной крест, не от Земли, он Горний, Высший. Но Н. К. Рерих знал и чувствовал потоки времён Пространства.

Вокруг фигур – свечение. Разные фиолетовые оттенки одеяний. Свободное одеяние – символ вмещения. Справа – фиолетовое сияние одеяний, так как в чистоте горения, воспламенившись, можно подойти к реке Жизни – потоку Жизни и потом к Твердыне. Белый головной убор – платок, как отражение плата Матери Мира – олицетворение чистоты помыслов или синтеза – слияние всех цветов в гармонии и чистоте. У фигуры в левой нижней части картины несколько другой оттенок сияющего одеяния. Головной убор с заострённой верхушкой для восприятия потоков энергии напоминает пирамиду.

Н. К. Рерих подчёркивает, что есть два пути у человечества, чтобы достигнуть Богатства Знаний. Сердечный путь: слева в руках символ его – ларец с кристаллами огня, – это и дар ученика и подношение. Или справа – путь через знания, книга как символ знаний, даваемых через опытное познавание жизни, через книгу. И нужно нести сочетание духовного и материального – крест. Крест изображён с небольшими языками огня вокруг на подставке, отделяющей от этого мира.

В ларце Матери Мира – кристаллы жизни, претворённые духовной материей, и все эти накопленные богатства – для всех людей.

Зеленоватые оттенки сияния, сияющие около учеников и заметные около Матери Мира – символ необходимости земных знаний и земных накоплений. Без развитого интеллекта, рассудка, не пройти, но они – внизу, а главное – сердце, и этот символ в руках Матери Мира – наверху. Он – выше.

В этих двух фигурах можно представить и символ Востока и Запада. Н. К. Рерих как бы показывает взаимопроникновение эпох и народов. Ученики пришли с дарами, ответствуют за свои действия, за то, что достигли и обогащаются новыми знаниями.

Матерь Мира сидит на свитке материи – прочна ткань труда Матери Мира, прочна высшая ткань. Свиток – нити пряжи свиты в высочайшей прочности. Она может дать материю, которая даёт полёт сознанию. Этот свиток тончайшей ткани из светоносной пряжи Матери Мира, свиток материи, – беспределен. Человеку так трудно воспринять эту тончайшую материю! Так трудно в этом, плотном, мире! Края свитка материи украшены знаками креста.

Звёзды – как олицетворение святости подвига Учителей. Единство макро и микрокосмоса достигается через Служение. Через свет сияния подвига, героизма, подвижничества люди могут прийти в Высший Мир.

В статье «Звезда Матери Мира» (1924 г., кн. «Шамбала») Н.К. Рерих отмечает: «Семизначное созвездие под именем Семи Сестёр, или Семи Старцев, или Большой Медведицы привлекало сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. … Другому чуду неба – Созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трёх Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо несётся к земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира». Это Венера.

Мы понимаем, что Орион – центр духовного развития Галактики. Венера – звезда Утра, вечерняя звезда Матери Мира, приближаясь «предуказывает новую великую Эпоху человечества», – отмечает Н.К. Рерих. Утренняя звезда, но эта планета настолько яркая, что не теряется на небе даже при дневном свете. Эта удивительная планета – ближайшая к Земле и вторая от Солнца. Единственная планета Солнечной системы, вращающаяся по часовой стрелке. Н. К. Рерих сумел отобразить особую яркость этой планеты.

Елена Чеглакова, ЛИК 2012 г.

Статьи Н.К. Рериха 

О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.

culture-into-life.ru

Мама (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Мама.

«Мама» (азерб. Ana) — картина азербайджанского художника Тогрула Нариманбекова, написанная в 1966 году[1]. На картине изображена старая женщина с иссечённым морщинами лицом. Моделью для портрета Тогрулу Нариманбекову послужила его няня[1].

Взгляд женщины, как пишет Григорий Анисимов, «устремлён куда-то вдаль, может быть, она думает о своём нелёгком прошлом. Но это гордое лицо освещено таким добрым сердечным светом, взгляд глаз такой мягкий и по-детски доверчивый, что увидев раз это лицо, запомнишь его на всю жизнь»[1]. Анисимов отмечает, что в этой картине Нариманбеков показывает образ романтический и вместе с тем реальный, далёкий от идей абстрактного гуманизма. Также подчёркивается, что в этой картине с большой определенностью проявилась позиция художника[1].

Сам автор, Тогрул Нариманбеков говорил о своей картине «Мама»:

В процессе работы характерные черты модели отошли на задний план, главным же я считал задачу психологической характеристики, убедительной трактовки внутреннего мира человека. Мне хотелось найти точный цветовой строй картины, соответствующий той задаче, которую я поставил перед собой. Мне хотелось найти ёмкую композицию и подчинить всю картину ведущей мысли, с которой, собственно, и началась вся работа. А мысль эта о том, что мама — средоточие лирики и трагедии мира, в ней я ощущаю сложную биографию человечества. Не только сложную, но и возвышенную. Мама — это символ всего доброго на земле. Может быть, это слишком громко сказано, но мне хотелось поточнее сказать о своем замысле.[1]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Григорий Анисимов. Живые краски Апшерона. — Баку: Гянджлик, 1978. — С. 123-124. — 166 с.

    Оригинальный текст (рус.)

    Вспоминаю один из портретов Тогрула Нариманбекова «Мама». Художник написал его в 1966 году. Перед нами старая женщина с иссеченным морщинами лицом. Её взгляд устремлен куда-то вдаль, может быть, она думает о своем нелегком прошлом. Но это гордое лицо освещено таким добрым сердечным светом, взгляд глаз такой мягкий и по-детски доверчивый, что увидев раз это лицо, запомнишь его на всю жизнь. Моделью для портрета Тогрулу послужила его няня. Я сравнивал портрет с моделью: художник гармонии целого добился. «В процессе работы характерные черты модели отошли на задний план, — рассказывал мне Тогрул. — Главным же я считал задачу психологической характеристики, убедительной трактовки внутреннего мира человека. Мне хотелось найти точный цветовой строй картины, соответствующий той задаче, которую я поставил перед собой. Мне хотелось найти емкую композицию и подчинить всю картину ведущей мысли, с которой, собственно, и началась вся работа. А мысль эта о том, что мама — средоточие лирики и трагедии мира, в ней я ощущаю сложную биографию человечества. Не только сложную, но и возвышенную. Мама — это символ всего доброго на земле. Может быть, это слишком громко сказано, но мне хотелось поточнее сказать о своем замысле».

    Тревожная гамма портрета Нариманбекова «Мама» усиливается, когда в него долго всматриваешься. Открывается драматизм содержания. «Работает» каждый сантиметр живописи, дает энергию каждая молекула художественной формы. Понятно, контур линия, ритмический переход цвета — все подчинено замыслу. В этой картине с большой определенностью проявилась позиция художника, который на основе своих наблюдений и переживаний умеет создавать монументальное композиционное полотно.

    Тогрул в этой картине показывает образ романтический и вместе с тем реальный, далекий от идей абстрактного гуманизма. Любовь, сочувствие, сострадание, уважение к портретируемому, проникновение в его внутренний мир — это не самоцель для художника. Он утверждает своим портретом высокие гуманистические идеалы

wikipedia.green

Пишичитай: "Самое прекрасное слово на земле

Мамочка и я (2015 г., Москва)

   "Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. " 

З.Воскресенская

   Поздравляю всех мам с замечательным праздником!

Здоровья крепкого, радости безграничной, жизни долгой!

   Во многих странах мира отмечают День матери.

   Традиция празднования Дня матери берет начало еще в Древнем Риме. Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле.

   Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

   На Руси почиталась Мокоша - богиня материнства.

   В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 “О Дне матери” от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.

   На протяжении тысячелетий воспевается народом материнство среди поэтов и писателей, музыкантов и художников. 

   Предлагаю всем своим читателям и гостям прогуляться по виртуальной галерее искусств. Посмотрим на замечательные картины русских живописцев.
К. Брюллов.Портрет графини Ю.П. Самойловой,удаляющейся с балас приемной дочерью Амацилией
А.Г. Венецианов.Кормилица с ребёнком.1831
К.Е. Маковский.Жница.1871

olgagolubeva.blogspot.com

Nicholas Roerich. Mother of the World. The description of a picture. Masterpieces of Russian painting

Mother of the World. 1937. Tempera on canvas mounted on cardboard. 98 x 65,5. Nicholas Roerich Museum, New York, USA.
Mother of the World. 1924. Variant. Tempera on canvas. 117 x 89. Museum by name of Nicholas Roerich, ICR, Moscow, Russia.

Nicholas Roerich depicted the great female deities in such paintings as She Who Leads, Madonna Laboris, and The Mother of the World. This latter conception, equivalent to the Lakshmi and Kali of India, is one of Roerich's most inspiring images, rendered with majesty in deep tones of blue and violet.

Of course, the "Mother of the World" is at the head of the Great Hierarchy of Light of our planet. Read in the Cryptograms of the East the narrative about the Mother of the World, and accept it as the highest reality. Behind each symbol stands a High Individuality, and each symbol covers a great reality. Each Great Individuality has its deputies, or personifiers, who are nearest to its Ray, and sometimes one of these Great Individualities personally incarnates - hence, the concept of the Avatar. Even so, the Mother of the Universe, or of the manifested Cosmos, can be accepted as one of the figures of the Holy Trinity. Indeed, there is no religion, except later ecclesiastical Christianity, in which the Feminine Element is not included among the Primates of Be-ness. Thus, the Gnostics also considered the Holy Ghost as a Feminine Element... Only the profound ignorance of the Middle Ages could discard the Feminine Element from the construction of all Being. Verily, in their origin both Elements, Male and Female, are united, and one cannot exist without the other. The belittling of one is the belittling of the other.

(Letters of Helena Roerich, v.1, 105. 18.06.35.)

Mother of the World (Cryptograms of the East).

HE Mother of the World hides Her Face. The Mother of the World veils Her Face. The Mother of the Lords is not a symbol but a Great Manifestation of the Feminine Origin in which is revealed the spiritual Mother of Christ and Buddha—She Who taught and ordained Them to achievement. From times immemorial the Mother ordained achievement. Through the history of humanity Her Hand traces the unbreakable thread. Her voice rang out on Sinai. She assumed the image of Kali. Seek Her behind Isis and Ishtar. After Atlantis, when Lucifer flung his blow at the cult of spirit, the Mother of the World began a new thread. After Atlantis the Mother of the World veiled Her Image and forbade the pronunciation of Her Name until the Hour of the Constellations would strike.

Mother of Tourfan. 1924. Tempera on canvas. Private collection. Mother of Tourfan. Variant.

In the East, the cult of the Mother of the World, of the goddess Kali, or Durga, is widespread, and one may say that it is predominant in Hinduism. But even among other sects, one finds more worshipers of the Great Mother than of any other aspect of Divinity. In Mongolia and Tibet Dukkar, or the White Tara, and other Taras - Sisters - are greatly worshiped. In all the most ancient religions, the feminine deities were considered the most sacred. At the head of all, or rather, behind the veil is the "Eternal and Everlasting Breath of all Be-ness." But on the plane of the manifested reigns the eternal Feminine Principle, or the Great Mother of the World

And here are several dates: In 1924 the rays of the luminary of the Mother of the World reached Earth, and in pouring upon it they awakened a new consciousness; the hearths of many women were kindled with aspiration toward new life In 1924 N.K. (Nicholas Roerich) painted several variations of his painting "The Mother of the World." They were exhibited in the museum in New York and made a tremendous impression. The reproduction of one of these paintings, which was based partly on my vision, received very wide distribution In 1924 N.K. wrote an article entitled "The Star of the Mother of the World," which was published in The Theosophist at Adyar

(Letters of Helena Roerich, v.2, 58. 24.08.36.)

The star of the Mother of the World is the planet Venus. In 1924 this planet for a short time came unusually near to the Earth. Its rays were poured on Earth, and this created many new powerful and sacred combinations which will yield great results. Many feminine movements were kindled by these powerful rays.

(Letters of Helena Roerich, v.1, 84. 11.01.35.)

In the East this epoch is noted as the epoch of Maitreya, the epoch of Great Compassion, and the epoch of the Mother of the World.

(Letters of Helena Roerich, v.1, 90. 8.03.35.)

The New Epoch under the rays of Uranus will bring the renaissance of woman. The Epoch of Maitreya is the Epoch of the Mother of the World.

(Letters of Helena Roerich, v.2, 102. 5.04.38.)

Star of the Mother of the World. 1924. Tempera on canvas. 89 x 117. Private collection, Moscow, Russia.

The great epoch of Woman is coming. Verily, woman has a two-fold task: to uplift herself and to uplift her eternal companion, man. All the Forces of Light are awaiting this great deed. The Star of the Mother of the World has indicated the great date. All Scriptures are confirming that woman will sever the head of the Dragon. Let the heart of the woman become aflame with this self-sacrificing deed. Let her fearlessly raise the shining but cleaving Sword of the Spirit. At the destined hour we will call the burning hearts and the hands ready to raise the Chalice of Salvation of the World. Let every day of our lives be spent in self-sacrificing service to the great task. The Great Mother is approaching!

(Letters of Helena Roerich, v.1, 68. 17.08.34.)

Yes, the New Epoch requires spiritual cognition. The New Epoch must manifest due respect to the Mother of the World, to the Feminine Element. "The bird of the spirit of Humanity cannot fly with only one wing" – these are words of Vivekananda, who meant to affirm the great significance of the Feminine Principle. Man does not willingly give full rights to woman. However, this opposition but intensifies the forces; and woman, fighting for her cosmic rights, will acquire the knowledge of her power.

(Letters of Helena Roerich, v.1, 74. 10.09.34.)

How beautiful is the Image of the Mother of the World! So much beauty, self-renunciation and tragedy is in this majestic Image! Aspire in your heart to the Highest, and joy and exultation will enter your soul. The whole creativeness of man, all mystic exaltation, is the result of that same Love, be it expressed or concealed. And we should remember that for the pure, all is pure. Some day, you will write beautiful hymns, dedicated to the Raiment of the Mother of the Universe, which flashes with all the colors of the rainbow and with all the joys of Be-ness and great creativeness. For there is no life, no expression of spirit, without the Mother of the Universe, the Great Matter of All-Being. The placing of spirit and matter into diametrically opposing positions bred in the ignorant consciousness a fanatical conception of matter as something inferior, whereas in reality spirit and matter are one. Spirit without matter is nothing, and matter is but the crystallization of spirit. The manifested Universe, visible and invisible, from the highest to the lowest, reveals to us the infinite aspects of Radiant Matter. Where there is no matter, there is no life. Be aflame in your spirit and heart!

(Letters of Helena Roerich, v.1, 83. 9.01.35.)

Madonna Laboris. 1933. Tempera on canvas mounted on cardboard. 30 x 43,5. Nicholas Roerich Museum, New York, USA. Madonna Laboris. The sketch. 1936. Tempera on cardboard. 31 х 46. Latvian State Museum of Art, Riga, Latvia. Kuan-yin. 1933. Tempera on canvas. 50 x 61. Nicholas Roerich Museum, New York, USA.

The Mother of the World. How much of that which is tremendously stirring and moving is blended in this sacred image of all ages and all peoples.

In cosmic waves this great conception moves toward the consciousness of man. In the spiral of accretion it appears sometimes as though receding, yet it is not a regression, it is only a phase of movement, inaccessible to our vision.

Teachings speak of the epoch of the Mother of the World which has now begun. The Mother of the World, Near-to-all-hearts, Revered-by-all-minds, again takes Her place at the great helm. And he, who understands this Visage of Evolution, shall be happy and protected.

In an impressive and stirring way Christianity has consecrated the following legend to the Mother of God: The Apostle Peter, sacristan of Paradise, was disturbed. And he said to the Lord God: “All day long I watch the gates of Paradise; I do not let anyone in, yet in the morning there are newcomers in Paradise.” And the Lord said: “Let us make the rounds at night, Peter.” So they went in the night and they saw the Holy Virgin lowering along the wall Her snow-white scarf, up which souls were climbing. Peter took this to heart and wanted to interfere, but the Lord whispered: “Sh ... let be…”

The Orient has consecrated the following hymn to the Mother of the World. “Above Them is She Who veiled Her Face, She Who wove the Web of the far-off Worlds, She the Envoy of the Unutterable, the Ruler of the Intangible, the Bestower of the Unrepeatable. “By Thy Command is the Ocean silenced and the Whirlwinds trace the Invisible Signs. “And She Who Veiled Her Face shall stand Alone in Vigil, amid the Splendor of Her Signs. “And none shall mount the Summit. None shall witness the Effulgence of the Dodecahedron, the Sign of Her Power.”

The cult of the Mother of the World has been discovered in the ancient city of Kish, and the oldest literature of China has greeted the Mother of the World in inspired hymns. She is the Quick-to-Aid, She-of-the-Hundred-Hands and Of-the-Thousand Eyes, She Who protects by Her Veil all those who come for help. She, the Mother of the World, whether in the image of Kwan-Yin or in the bright colored mantle of the Madonna.

......................................................

“During the hard days of cosmic cataclysms of human disunion and disintegration, of the forgetfulness of all of the highest principles of existence which give true life and lead to the evolution of the world, a voice must rise which calls to the resurrection of the spirit and to the carrying of the fire of achievement into all actions of life. And of course, this voice should be the voice of Woman, who has drunk the chalice of suffering and humiliation and has become forged in the highest patience. “Let Woman, Mother of the World, say, ‘Let There Be Light.’ “Then what will this light be, and in what will the fiery achievement consist? In the lifting of the banner of Spirit upon which will be inscribed ‘Life, Knowledge and Beauty.’ “Yes, only the heart of the Woman, the Mother, can gather under this banner the children of the whole world without difference of sex, race, nationality and religion. “Woman, Mother and Wife, witness of the development of man’s genius, can appreciate all the great significance of the culture of thought and knowledge. “Woman, the inspirer of beauty, knows all the power, all the synthetic might of Beauty.

.......................................................

“Humanity should realize the great Cosmic law, the law of Majesty, the law of greatness and equilibrium— of two as the basis of existence. All principles deprived of these two beginnings, call forth a lack of balance and destruction. But let the woman who has realized this law, and who is striving toward the equilibrium of the Beginnings, preserve all beauty of the Woman’s Image, let her not lose the tenderness of the heart, the finesse of feeling, the sacrifice and courage of patience.

(Nicholas Roerich "TO WOMANHOOD", Himalayas, April, 1931.)

The Mother of the World is the great creative force in our being. "Thou hast abided in the cults of the ancients as earth, as sun, as fire, as air, as water. Thou, the All-bestowing! Thou the All-revealing! Thou who hast made manifest to humanity the great and joyous realization of the Mother! Thou who hast indicated achievement and who hast veiled thy Image! Thou who hast manifested to us the Fire of Space! Thou who hast taken upon thy shoulders the burden of human actions! We beseech Thee, restore to us our lost smile! Grant us mastery of the sacred Fiery Might!"

(Living Ethics, Infinity,38)

www.tanais.info

10 интересных фактов о картине «Мать Уистлера» | Арт Новости | Современное искусство | Картины

На сегодняшний день картина известного художника Джеймса Уистлера «Мать Уистлера» является одним из самых узнаваемых и популярных образов в истории искусства. Ее так много раз копировали и пародировали, что не знать о ней просто невозможно. В этой статье мы хотим рассказать вам 10 интересных фактов об этой картине.

Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника. Автор: Джеймс Уистлер
Читайте также: «Каракули» известного современного художника проданы за $70 млн
1. «Мать Уистлера» – одна из самых известных картин мира

«Мать Уистлера» стала настолько знаменитой и знаковой в мировой культуре, что занимает почетное место наряду с “Моной Лизой” Леонардо да Винчи и “Криком” Эдварда Мунка.

2. Домохозяйка, модель и даже агент

Мать художника, Анна Матильда Макнейл, была второй женой Джорджа Уистлера (отца Джеймса). До замужества Анна жила в провинции и воспитывалась в довольно строгих правилах пуританской семьи. Как истинная викторианка, мать Уистлера была глубоко верующим человеком, поэтому всегда старалась быть хорошей матерью и домохозяйкой. Уже в 45 лет она стала вдовой, и именно дети стали смыслом ее жизни. Так, Анна всячески поддерживала сына, при этом став его домохозяйкой, моделью и даже агентом.

3. Мэгги Грэм вместо Анны Уистлер

Изначально Уистлер должен был написать картину дочери члена парламента Массачусетса, Мэгги Грэм. Однако уже после нескольких сеансов позирования Мэгги отказалась от дальнейшей работы, и картина осталась незаконченной. А так как художник уже подготовил холст и сделал некоторые наброски, он попросил Анну Уистлер, чтобы та была моделью этой картины.

4. Раму картины также сделал Уистлер

В композиции картины «Мать Уистлера» художник ясно использует четкие формы прямоугольников (рамка картины, стена, темная драпировка). К тому же, Джеймс сам сделал раму для данного портрета. Он неслучайно выбрал золотистый оттенок, ведь этот цвет символизирует обручальное кольцо на пальце Анны Уистлер.

5. Неужели картину переименовали?

В 1871 году (именно тогда Уистлер написал картину) художники называли свои работы подобно музыкальной композиции. Естественно, Джеймс также последовал их примеру и назвал свое полотно «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Уже позже люди дали картине название «Мать Уистлера».

6. Анна Уистлер изначально позировала стоя

Следует отметить то, что картину «Мать Уистлера» автор писал очень долго, в течение 70 сеансов. Конечно же, стоять в течение столь длительного времени для женщины такого возраста оказалось довольно утомительным занятием. Увидев муки матери, Джеймс не выдержал и решил переписать картину, усадив ее на стул.

7. 2,5 метровая статуя в честь «Матери Уистлера»

В 1933 году про существование картины узнали в Америке. Нужно отметить, что она сразу же стала знаменитой. Так, в Пенсильвании в 1938 году возвели 2,5-метровую бронзовую статую в честь Анны Уистлер, а 4 годами ранее на почтовых марках разместили изображение знаменитой картины.

8. Пощечина Королевской Академии искусств!

Уистлер был очень огорчен, когда в Британии не смогли оценить по достоинству его картину, однако в скором Джеймс отвез ее во Францию, где «Мать художника» встретили овациями. А когда Люксембургский музей приобрел ее за довольно большую сумму, Уистлер написал: «После того, как с моей картиной обошлись в Англии, это – как сон! Какая же пощечина Академии!».

9. Путешествия «Матери Уистлера»

На протяжении более века картина была собственностью французского правительства. Лишь чуть позже, а именно в 1922 году, полотно отвезли в Лувр, а после – в знаменитый Музей д’Орсэ.

10.«Мать Уистлера», дубль II?

Томас Карлейль стал одним из первых, кто по достоинству оценил работу Уистлера. Он по-настоящему восхищался картиной и поэтому сразу же заказал у автора свой портрет, который был выполнен в том же стиле.

art-news.com.ua