Национальный кинопортал Film.ru — все о кино. Картина матильда


Почему "Матильда" - это сказка на псевдоисторическом материале — Российская газета

Сальери на самом деле не травил Моцарта, кардинал Ришелье не интриговал против Людовика XIII, революционные солдаты не карабкались на ворота Зимнего. Искусство постоянно переписывает историю: она всего только толчок для фантазий художника. "История - гвоздь, на который я вешаю свои картины", - твердил Дюма. В этой расхожей практике нет ничего оскорбительного для истории или ее героев. Более того, именно искусство часто делает их бессмертными.

Алексей Учитель снял красивую сказку о благородном принце и красавице балерине. Об их пылкой любви и сословных барьерах, которые эту любовь сломали. О том, как долг победил естественную для двух молодых существ страсть. Обычно на таких фильмах зрители глотают слезы: они полюбили обоих, горячо сочувствуют их любви, но ценят верность долгу - вспомните щемящий финал "Римских каникул", где принцесса возвращается к своим государственным обязанностям, посылая любимому прощальный взгляд.

"Матильда" - классический тип сказки на псевдоисторическом материале, каких в истории искусства множество. Более того: это один из самых распространенных типов любовной мелодрамы, потому что роскошные страсти, бушующие в стенах Лувра, или Зимнего, или Тауэра для толпы всегда привлекательнее скромных вожделений простых смертных - Пьера, Петра или Питера. От истории в фильм взяты только те факты, которые придадут очередному киномифу подобие отлетевшей в прошлое реальности: эффектно воспроизведена катастрофа царского поезда у станции Борки, патетически оркестрована трагедия Ходынки, пышная сцена коронации подана как кульминация бури, разразившейся в душе будущего императора. Ну, а после бури, как и свидетельствует история, придет умиротворение вернувшейся к жестким имперским установлениям жизни с ее государственными заботами и семейными радостями. Вплоть до трагического конца, о котором напомнят финальные титры. Из реальной судьбы Кшесинской, кроме романа с цесаревичем, взяты пресловутые 32 фуэте, которые из всех русских танцовщиц она освоила, как известно, первой, а также незаурядная склонность к интригам, составившая основу экранного характера. Не забудем, что сюжет картины относится к 90-м годам XIX века: Матильде 18 лет, цесаревичу 22. Они еще зовут друг друга ласковыми кличками: Маля - Ника. Еще ничто не выдает в увлекающемся юноше будущего императора, еще трудно распознать в зазывно улыбающейся девице будущую приму Мариинского театра, которую потомки сочтут одной из выдающихся легенд русского балета.

Увы, актеру берлинского театра "Шаубюне" Ларсу Айдингеру за сорок, на пылкого юношу он уже не тянет, хотя портретно на русского императора похож. Это неизбежно сбивает логику повествования, делая импульсивность более чем взрослого бородатого дяди малопонятной и плохо обоснованной. Зато польская актриса Михалина Ольшанска предъявила многообещающий дебют: у нее красота прирожденной хищницы, и ее героиня так умело завлекает высокопоставленных мужчин в свои сети, что не оставляет сомнений в природе любовных расчетов. Совершенно великолепны Ингеборга Дапкунайте в роли императрицы-матери и актриса того же "Шаубюне" Луиза Вольфрам в роли принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской, будущей императрицы Александры Федоровны. Монументальна, но и трогательна фигура Александра III - дряхлеющего богатыря, способного, по легенде, удержать на плечах рухнувший железнодорожный вагон (как всегда, органичный Сергей Гармаш). С ювелирной точностью выверена скромная роль соперника Ники и будущего супруга Кшесинской великого князя Андрея (Григорий Добрыгин). Зато с нежданной легковесностью приходит момент, когда герой решает вернуться в лоно государственной необходимости и без видимых усилий переадресовывает свою любовь будущей супруге. Но вообще фильм, при всех его слабостях, ценен как раз тем, что дает истории человеческое измерение: бог его знает, какие страсти разгорались в минуты, когда царствующие особы были предоставлены самим себе, - и вот теперь фантазия художника сделала нас свидетелями неочевидного, но вероятного. Она приблизила к нам эти лица с официальных портретов, напомнила, что и монархи чувствовать умеют.

Как пишут, изначально на роль Ники планировался Данила Козловский. От благого замысла остался еще один, вымышленный персонаж - князь Воронцов, третий в череде высокопоставленных претендентов на любовь балерины. И здесь в действие вступает самый невнятный сюжетный слой картины - условно говоря, авантюрно-политический. Князя подвергают жутким пыткам (кадр всклокоченной фигуры с разметавшимися волосами, пускающей пузыри в аквариуме, отсылает куда-то к временам Доктора Ноу). Он способен на страшную месть всем и вся - то ли просто бунтарь, то ли уже буревестник русских революций - в любом случае эта линия выглядит вставной, инородной и, в общем, ненужной. Пародийно опереточный стиль внезапно возникает в эпизодах с Иваном Карловичем (Евгений Миронов), который обозначен как директор императорских театров, но воспринимается подобием танцмейстера из фильма "Золушка".

"Матильда" - классический тип сказки на псевдоисторическом материале, каких в истории искусства много

 Таким образом, перед нами далеко не совершенный, но в целом качественный образец кинематографической беллетристики, где исторический факт и вымысел - элементы равно необходимые. В какой-то степени фильм Алексея Учителя сродни телевизионной "мыльной опере", рассчитанной на души открытые, не склонные к брюзжанию, изначально расположенные воспринимать рассказ собеседника доброжелательно и благодарно. У такого искусства много преимуществ: оно адресовано широкой публике и хочет заново открыть ей нечто хорошо знакомое. На этот раз кино коснулось болезненных, а потому в сознании масс сакральных точек русской истории: ее главному герою суждена была судьба страстотерпца. Вероятно, рана даже спустя век так воспалена, что для российского Дюма еще не пришло время. И все же я не знаю, что было бы обиднее для памяти последнего русского императора - сотворить из увлечений его юности красивую романтическую сказку или упорно отказывать цесаревичу в праве быть человеком со всем богатством доступных ему человеческих чувств.

Кстати

Официальная премьера фильма Алексея Учителя пройдет 23 октября в Мариинском театре, на сцене которого блистала Матильда Кшесинская. 24 октября последует его московская премьера. Широкий прокат начнется 26 октября.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

rg.ru

Рецензия на фильм «Матильда». Кино на Фильм.ру

Нелепейшее, несуразное и не имеющее никакого отношения к реальной истории кино о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской.

Россия 1890-х. Цесаревич Николай (Ларс Айдингер) надеется жениться на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (Луиза Вольфрам), но внезапно увлекается балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Танцовщица отвечает наследнику взаимностью, и их роман продолжается несколько лет, пока Николай не встает перед выбором: Алиса или Матильда.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Сконструировать внятное и исторически достоверное кино об отношениях Николая и Матильды нетрудно. Достаточно взять за основу воспоминания Кшесинской, заметить в них слова великого балетмейстера Мариуса Петипа о том, что настоящая балерина должна познать не только любовь, но и страдание, и история о юной танцовщице, которая попала в печальную сказку и вынесла из нее эмоциональный опыт для своих лучших партий, сложится сама собой. В итоге получится не только познавательное, но и актуальное кино для нашего времени, когда большинство романов заканчиваются разрывом, а не семейным счастьем, и когда стоит объяснять молодежи, что даже из неприятных переживаний можно извлечь полезные уроки.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Роль Матильды Кшесинской изначально предлагалась Кире Найтли, но британская звезда отказалась от съемок из-за беременности

Алексея Учителя, однако, реальность, актуальность и историчность не волнуют. Равно как и балетная карьера Кшесинской. Петипа в фильме вовсе не появляется! «Матильда» не опирается на воспоминания балерины и прочие более-менее подлинные сообщения об описываемых событиях, а прямо и почти во всем им противоречит. От знакомства до разрыва влюбленных – все в фильме не так, как было на самом деле, и зачастую лента зеркально отражает реальность.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Например, в картине Александр III «знакомит» Николая с Кшесинской, показывая фотографию девушки во время разговора в поезде, а в воспоминаниях балерины говорится, что царь познакомил ее с цесаревичем лично, во время торжественного ужина в Театральном училище. Какая из этих сцен эффектнее и кинематографичнее? Ответ очевиден, но Учитель и сценарист Александр Терехов как будто в пику зрителям и историкам предпочитают вялую отсебятину.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Данила Козловский был приглашен для изображения цесаревича, но режиссер был так поражен сходством Ларса Айдингера с портретами Николая II, что передал роль немецкому актеру. Козловский в утешение получил роль вымышленного ухажера Кшесинской

И добро бы их отсебятина была только вялой! По большей части выдумки авторов фильма – агрессивная антиисторичная ерундень, а то и трэшевый бред. Так, в «Матильде» есть сумасшедший немецкий ученый, который с ведома Николая проводит бесчеловечные эксперименты над заключенными. Одним из этих зэков оказывается персонаж Данилы Козловского – свихнувшийся на почве любви к Матильде русский офицер, который в начале картины покушается на жизнь наследника. Сцены Воронцова подаются так, что начинаешь подозревать, что в какой-то момент Козловский превратится в суперзлодея и начнет метать молнии. К сожалению, картина останавливается на полпути и довольствуется изображением Воронцова банальным психом, который ничего не дает фильму и зрителям, кроме повода поржать над абсурдностью сценария.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Вообще, если вы хоть немного знаете историю и хоть немного интересуетесь придворными нравами царской России, то смеяться и «фейспалмить» вы будете безостановочно. Профессиональным историкам со слабым сердцем фильм вовсе противопоказан – они могут его не пережить. Тем, кто ценит сюжетную логику и мастерские диалоги, «Матильду» тоже лучше пропустить. Ее фабульные загибы и неуклюжие реплики персонажей просто угнетают.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Думаете, это все? Как бы не так! Хотя романтическая линия в фильме на первом месте, «Матильда» ее полностью проваливает. Картина констатирует любовь между Николаем и заглавной героиней, но не убеждает, что персонажи в самом деле влюблены. Страсти на экране ноль, а Николай в исполнении Ларса Айдингера смотрится как одутловатый сорокалетний мужчина. Он очень похож на царские портреты, но это портреты Николая-правителя, а не Николая-наследника. Цесаревичу было 22 года, когда он познакомился с 18-летней Кшесинской, и герои в кадре должны были выглядеть как Ромео и Джульетта, а не как папик и секретутка. Ничего романтичного в лице Айдингера нет, а ведь именно сказочная «принцевость» цесаревича заставила Матильду влюбиться в него с первого взгляда.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Во время политического скандала вокруг «Матильды» много было сказано о том, каким грешником лента изображает Николая (ай-яй-яй, мужчина до брака спит с красоткой!). В тени, однако, остались попытки Учителя и Терехова изобразить принцессу Аликс – тоже, между прочим, канонизированную святую – как едва ли не коварную злодейку, которая пытается отделаться от соперницы. К реальности это никакого отношения не имеет, а за будущую императрицу обидно, потому что она выглядит в фильме очень жалко и совершенно не по-царски.

Кадр из фильма «Матильда»

Кадр из фильма «Матильда»

Среди других проблем с персонажами и актерами отметим, что Сергей Гармаш явно не дотягивает до могучего здоровяка, которым был Александр III. Во взятой из учебников (хотя и тоже отчасти перевранной) сцене, где царь после крушения поезда удерживает крышу вагона, чтобы его семья могла спастись, невозможно поверить, что Гармаш способен на то, что он делает в кадре. А вот когда смотришь на фото Александра III, то безоговорочно веришь в байки о его силище. При всем нашем огромном уважении к Гармашу, это очевидный мискаст.

Наконец, стоит сказать о том, ради чего «Матильда» снята. Насколько можно понять довольно-таки путаную и отрывистую картину, Учитель утверждает, что если бы Николай женился по любви (то есть на Кшесинской), то судьба России сложилась бы иначе. В контексте ленты трагедия Ходынки воспринимается как Божья кара за то, что цесаревич предпочел немку польке. Вам тоже кажется, что это запредельный и оскорбительный перегиб?

С 26 октября в кино.

 

Матильда Борис Иванов 4 10

www.film.ru

Фильм "Матильда" (2017): актеры, сюжет, интересные факты

В наш век режиссеру следует хорошо постараться, чтобы вокруг его произведения разгорелись споры, доходящие до физического противостояния, а кинотеатры отказывались приобретать права на фильм, боясь не маленьких сумм сборов, а поджогов. Однако осенью этого года такой проект удалось создать россиянину Алексею Учителю. Это фильм "Матильда" (2017), актеров которого мы представим в этом материале. Заодно попытаемся разобраться, почему у кинокартины появились радикально настроенные противники.

О фильме

Кроме "Матильды", Алексей Учитель известен зрителю многими картинами: "Дурак", "Дневник его жены", "Собака Павлова", "Майор", "Жить", "Последний герой". Последнее его творение длительностью в 1 час 49 минут относится к драме, но в историческом контексте. Фильм "Матильда" (2017), фото актеров из которого вы увидите в статье, вышел на экраны осенью под слоганом "Тайна дома Романовых". Российский зритель мог посмотреть его в кинотеатрах с 26 октября 2017 года.

матильда фильм 2017 актеры

Бюджет произведения оценивается в 25 млн долларов. Однако кассовые сборы в России не смогли перекрыть расходов. Картину посмотрело чуть больше полутора миллионов зрителей (статистика РФ). Всего 7,3 млн долларов смог заработать фильм "Матильда" (2017). Актеры, исполняющие главные роли, до своего участия в кинокартине А. Учителя были не слишком известны российской публике.

Сюжет

Противников ленты возмутил именно сценарий, а также выбор актеров фильма "Матильда" (2017). По какому произведению снял А. Учитель своё произведение - этот вопрос интересует многих. Автором сценария, по которому создавался "шедевр", выступил Александр Терехов. Его замысел был выбран из работ 12 претендентов из разных стран, в том числе из США и Франции.

События развиваются в начале XX века в Российской империи накануне коронации Николая II. Будущий самодержец влюбляется в балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую. Она отвечает монаршей особе взаимностью. Между ними вспыхивает страстное чувство. Через фильм проходит лейтмотив трагичности и обреченности их любви: Николай Александрович, которого ждет трон и немецкая невеста, не может променять свое предназначение на чувства простой танцовщицы.

матильда фильм 2017 актеры и роли

Как известно, Русская православная церковь представила Николая II и его семью к лику святых. Оттого ряду критиков показалось оскорбительным и возмутительным, что в произведении показаны проявления нежных чувств императора не к будущей супруге, а к другой женщине.

Главные персонажи и артисты, воплощающие их образы в кинокартине:

Балерина МатильдаМ. Ольшанская
Будущий император Николай IIЛ. Айдингер
Граф ВоронцовД. Козловский
Принцесса Алиса Гессен-ДармштадтскаяЛ. Вольфрам
Император Александр IIIС. Гармаш
Императрица Мария ФедоровнаИ. Дапкунайте
Иван Карлович, директор Императорских театровЕ. Миронов
Доктор ФишерТ. Остермайер

Как вы видите, актеры фильма "Матильда" (2017) - не только наши соотечественники. Еще одной причиной критики кинокартины был выбор на роль Николая Александровича актера Ларса Айдингера. В его карьере есть факт участия в немецких "кинокартинах для взрослых".

Интересные факты о фильме "Матильда" (2017)

Актеров и роли, которые они исполняют, мы рассмотрели. Давайте познакомимся с некоторыми интересными фактами о произведении:

  • Играть роль Марии Федоровны Ингеборге Дапкунайте было в прямом смысле слова нелегко - костюм весил 20 килограммов.
  • Первоначально на роль Николая Романова претендовал известный российский актер Данила Козловский. Л. Айдингер рассматривался в качестве врача Фишера. Однако, когда на Ларса наложили грим с бородой, сходство с последним российским императором было очень поразительным. Это и стало причиной смены ролей.

Еще немного фактов об актерах фильма "Матильда" (2017) и съемках:

  • На роль возлюбленной будущего императора претендовало около 300 кандидаток. В том числе и знаменитая балерина Диана Вишнева.
  • Известно, что велись переговоры с Кирой Найтли.
  • Тот факт, что роль сыграет именно Михалина Ольшанская, держался в секрете вплоть до выхода трейлера.

матильда фильм 2017 актеры фото

  • Проект был начат еще в 2010 году. Съемки велись в Петербурге - в Елагином дворце, особняке Юсуповых, Мариинском театре, а также в Царском Селе - в Большом Екатерининском и Александровском дворцах.
  • Для актеров изготовили более 7 тысяч костюмов, на которые было израсходовано 17 тонн ткани!
  • Музыку к "Матильде" создал американский композитор М. Бетрами, а исполнена она симфоническим оркестром Мариинского театра.

Конфликт вокруг фильма

В августе-сентябре 2017 года часть кинотеатров Ингушетии, Кемеровской и Тверской областей отказались от возможности трансляции картины ввиду ее неоднозначности и оскорбления чувств верующих. Известные сети "Формула кино" и "Синема парк" поначалу тоже объявили отказ, но уже по соображениям безопасности. В дальнейшем в их кинозалах зрители все же смогли увидеть историю любви будущего самодержца и балерины.

Фильм получил жесткую критику со стороны ряда депутатов Госдумы, в частности, Натальи Поклонской, а также представителей Русской православной церкви. Ряд историков открыто обвинял режиссера в полном вымысле, выдаваемом за историческое событие.

матильда фильм 2017 актеры по какому произведению

Не обошлось даже без реальных угроз со стороны некой организации "Христианское государство - Святая Русь". Именно ее представителями был сожжен автомобиль Алексея Учителя, их обвиняют и в других беспорядках. Также от лица этого объединения поступали угрозы создателям "Матильды" и руководству сетей кинопроката: экстремисты сообщали о своем желании поджигать залы со зрителями, пришедшими на этот фильм.

Отзывы о "Матильде"

Если принять во внимание отзывы адекватных зрителей, то "вердикт" картине можно вынести следующий:

  • Слабый сюжет.
  • Зрелищность, "картинка"достойная восхищения.
  • Отличная игра актеров фильма "Матильда" (2017), в частности, М. Ольшанской.
  • Авторский взгляд на исторический факт: нарушение хронологии событий, выдуманные диалоги и некоторые персонажи, искажение ряда деталей.

фильм матильда актеры и роли

Таким образом, можно сделать вывод, что "Матильда" - киновариация на историческую тему. Как часто бывает в искусстве, режиссер здесь взял определенный факт и сделал его более неоднозначным, ярким, дополненным вымышленными деталями, дабы завлечь зрителя. В данном случае основой послужила влюбленность наследника престола Николая Александровича в балерину. Скандал же вокруг произведения многие считают "раздутым пиаром".

fb.ru


Смотрите также