Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля». Картина мефистофель


Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» Картины художников

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»

В середине 1890-х годов Врубелю поступил заказ на цикл работ для кабинета в готическом стиле. Заказчиком был один из представителей известной династии Морозовых.

В цикл работ входит и панно «Полет Фауста и Мефистофеля», в основе которого лежит средневековая легенда. В полотне сочетаются готические заостренные шпили, барочные складки, модерн и врубелевское понимание пространства.

Модерн выражается в плоскостной стилизации и передаче пространства. Особенно точно передана сцена полета. Здесь и удивительная перспектива, и сложность ракурса.

Ночь. Над небольшим средневековым городом несется пара косматых коней. Гривы развеваются на ветру. Мефистофель сидит верхом на белогривой лошади. Он торжествующе развернулся лицом к Фаусту. Лицо Фауста полностью бесстрастно и непроницаемо. Он сидит в профиль к

зрителю, вцепившись в гриву лошади. Нельзя понять, о чем он в этот момент думает.

Вся картина поднимается импрессионистскими мазками из правого нижнего угла. Здесь чертополох, плащ Фауста, только что отцепившийся от репейника, сюда же опускается носок сапога и указывает спрятанный в складках одежды меч. Все эти соприкосновения выведены точно на горизонт, на линию глаз зрителя. Мефистофель смотрит не только на Фауста, но и в этот угол, где может встретиться взглядом с реальным наблюдателем.

Врубелевская точность к деталям делает из фантастической картины реально засвидетельствованное событие. Многие линии, которые должны быть непрерывными, лишь обозначены пунктиром.

На переднем плане полотна художник изобразил огромные кусты чертополоха. От этого мистическая сцена из средневековой легенды приобретает некую зловещую реалистичность.

В целом, работа обычна для Врубеля, художника, никогда не останавливавшегося на одном жанре.

Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 21:50:47

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»

В середине 1890-х годов Врубелю поступил заказ на цикл работ для кабинета в готическом стиле. Заказчиком был один из представителей известной династии Морозовых.

В цикл работ входит и панно «Полет Фауста и Мефистофеля», в основе которого лежит средневековая легенда. В полотне сочетаются готические заостренные шпили, барочные складки, модерн и врубелевское понимание пространства.

Модерн выражается в плоскостной стилизации и передаче пространства. Особенно точно передана сцена полета. Здесь и удивительная перспектива, и сложность ракурса.

Ночь. Над небольшим средневековым городом несется пара косматых коней. Гривы развеваются на ветру. Мефистофель сидит верхом на белогривой лошади. Он торжествующе развернулся лицом к Фаусту. Лицо Фауста полностью бесстрастно и непроницаемо. Он сидит в профиль к зрителю, вцепившись в гриву лошади. Нельзя понять, о чем он в этот момент думает.

Вся картина поднимается импрессионистскими мазками из правого нижнего угла. Здесь чертополох, плащ Фауста, только что отцепившийся от репейника, сюда же опускается носок сапога и указывает спрятанный в складках одежды меч. Все эти соприкосновения выведены точно на горизонт, на линию глаз зрителя. Мефистофель смотрит не только на Фауста, но и в этот угол, где может встретиться взглядом с реальным наблюдателем.

Врубелевская точность к деталям делает из фантастической картины реально засвидетельствованное событие. Многие линии, которые должны быть непрерывными, лишь обозначены пунктиром.

На переднем плане полотна художник изобразил огромные кусты чертополоха. От этого мистическая сцена из средневековой легенды приобретает некую зловещую реалистичность.

В целом, работа обычна для Врубеля, художника, никогда не останавливавшегося на одном жанре.

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» | источник

sochinenie-o.ru

Мефистофель - биография, характеристика демона, экранизации

Мефистофель: история персонажа

Пронзительный взгляд, зловещий смех и красный плащ – классические атрибуты Мефистофеля. Демон, который точно знает, за какие блага человек продал бы душу, странствует по свету много веков. Принимая разные образы, мгновенно перевоплощаясь в тех, кому мы доверяем, зло делает очередной хитрый ход. Чтобы спасти бессмертную душу, важно вовремя заметить хитрую усмешку адского приспешника.

История создания

Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю. Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, лорда Байрона, Михаила Лермонтова и других. Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».

Иоганн ГетеИоганн Гете

Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение Шекспира «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.

В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». Иоганн Вольфганг Гете создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод Фауста – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.

Перо ГетеПеро Гете в музее Пушкина

Позже к образу Мефистофеля обратился Пушкин. С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».

Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:

«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.

МефистофельМефистофель

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

«Из духов отрицанья ты всех менее бывал мне в тягость».

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.

Мефистофель соблазняет человекаМефистофель соблазняет человека

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озариЕго ты божьей искрой изнутри.Он эту искру разумом зоветИ с этой искрой скот скотом живет».

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

«Цивилизация велит идти вперед;Теперь прогресс с собой и черта двинул.Про духа северного позабыл народ,И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул».

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.

Фауст и Мефистофель играют в шахматыФауст и Мефистофель играют в шахматы

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

«Посмотрим. Вот моя рука,И скоро будем мы в расчете.Вы торжество мое поймете,Когда он, ползая в помете,Жрать будет прах от башмака».

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.

Фауст и МаргаритаФауст и Маргарита

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

«Кто склонит слух свой к жалобе законной,Отдаст мне право, купленное мной?Как ты, старик, ты, опытом прожженный,Ты проведен! Ты сам тому виной!»

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».

Жорж Мельес в роли МефистофеляЖорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.

Эмиль Яннингс в роли МефистофеляЭмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.

Юрий Яковлев в роли МефистофеляЮрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.

Питер Фонда в роли МефистофеляПитер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

Интересные факты

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».
Скульптура МефистофеляСкульптура Мефистофеля
  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. Джонни Депп, сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».

Цитаты

«Я рад бы к черту провалиться, когда бы сам я не был черт!»«Что было прежде, то и тут: весь мир, любя лишь игры и забавы, в конце концов — один огромный шут».«Ад менее жесток, чем люди!»«В угожденье богу злата край на край встает войной, и людская кровь рекой по клинку течет булата. Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал».

Фото

24smi.org

Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»

08.01.2015

Еще в середине девяностых годов 19 века кто-то из династии Морозовых заказал у Михаила Врубеля целый цикл работ. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Это очень явственно читается на картине – тут и готика, которая видна в средневековых замках, и чисто европейские домишки. Также эта картина принадлежит к модерну, из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. Например, на данной картине заметна плоскость стилизации и изображение героев в непривычном, для простого человеческого взгляда, стиле.

Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Фауст горделив, самоуверен, и всем своим лицом выражает полное отсутствие всяческих эмоциональных порывов. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. Он переполнен эмоциями – кажется, что он счастлив и никогда не позабудет этот момент своей жизни. Ища какой-то эмоциональной поддержки, чтобы не быть одиноким в своем счастье, он повернут к Фаусту, но тот остается безучастным. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. Фауст, который с таким беспристрастным выражением лица скачет на своей лошади, оказывается, был зацеплен чертополохом, но даже эта неприятность не смогла вызвать на его лице абсолютно никаких эмоций.Можно заметить то, как главные детали прорисованы на картине, как раз на том уровне глаз, куда обычно привык смотреть зритель. И если приглядеться, то можно уловить некую реалистичность картины – взгляд Мефистофеля направлен не столько на Фауста, сколько куда-то в глубину картины. Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно.

8-poster.ru

Барельеф Мефистофеля - История красоты

Originally posted by elefant59 at Барельеф Мефистофеля

Шаляпин в роли Мефистофеля, опера Арриго Бойто. Александр Лишневский 1910 год.

Это все, что осталось от барельефа. Подробности "Как казаки ..." здесь

Елена ТурковскаяИнформация про дом, построенный моим прапрадедом Лишневским Александром Львовичем! У меня сейчас такое чувство, как-будто покалечили моего близкого и любимого родственника! Александр Львович всегда говорил, что его дома-его дети и отказался в 1917 эммигрировать как не просила его супруга! Господа, журналисты,правозащитники - куда писать? Кто защитит Мой дом от вандалов!Петроградской стороне была такая местная достопримечательность - доходный дом Лишневского, в просторечии "Дом с Мефистофелем". Естественно, памятник под охраной. Была. Потому что 15 минут назад Мефистофеля с фасада сбили. Пару дней назад поставили крест на строящейся церкви напротив, вчера ходили какие-то бодрые люди и фотографировали фасад с Мефистофелем, а сегодня в 15 часов с крыши свесился рабочий и тюк-тюк-тюк.

Помимо природных мотивов, в модерне применялся декор, характерный для европейского Средневековья. Вандалам на заметку:

Скульптура Дома городских укчреждений, Александр Лишневский 1905 год.

Доходный дом И.Ф. Алюшинского, Александр Лишневский 1907 год.

Шестиэтажный доходный дом Лишневского или, как его чаще называют петербургские экскурсоводы, "Дом с Мефистофелем", был построен в 1910 году. С того же времени его украшало объемное украшение в виде улыбающегося демона.

Aрхитектор Александр Львович Лишневский (1868–1942)

создал не просто декоративную фигуру, а скульптурный портрет великого Шаляпина, неоднократно выходившего на сцену в образе Мефистофеля.

Шаляпин блистал в "Мефистофеле" и "Фаусте". Судя по бицепсам, это образ из оперы Арриго Бойто, а не Шарля Гуно.

"Мефистофель" - eдинственная завершенная опера Бойто. Сочинение занимает особое место в истории итальянской оперы. Своеобразная мелодика, сложные хоры, насыщенность полифонией, явное «вагнерианство» композитора, сделали ее восприятие публикой затрудненным.

Премьера прошла неудачно. Лишь после знаменитого исполнения партии Мефистофеля Шаляпиным (1901, Милан), имевшим грандиозный успех (партию Фауста пел в том историческом спектакле Карузо, дирижировал Тосканини), опера обрела популярность, которую сохраняет и по сей день.

Шаляпин, Руффо и Карузо

Bыдержки из миланских газет, откликнувшихся с искренним восторгом на дебют Шаляпина в «Ла скала».

«I Trovatore», 1901, 23. : «Запишем эту дату золотыми буквами: в субботний вечер 16 марта 1901 года, после пятнадцати лет забвения (не будем говорить – остракизма), на сцене театра «Ла скала» вновь появился Мефистофель Бойто – этот все отрицающий дух, этот сын мрака…Великое философское создание Гёте не могло найти более прекрасного и торжественного эха гармонии, которое мы слышим во всегда торжествующей опере Бойто. … новым для «Ла скала» и для всей Италии был русский бас Шаляпин, игравший нелегкую роль Мефистофеля. Любопытство, которое возбуждал во всех этот артист, было велико, и неизвестно, чего было больше в этом интересе – ожидания или легкого недоверия… Шаляпин победил нас прежде всего своим гримом, потом очаровал нас своей блестящей и в то же время непринужденной игрой и, наконец, своим пением. Как и Карелли, и Карузо, он удостоился многих аплодисментов, особенно после баллады первого акта. Посмотрите, как в прологе вскрывается сущность дьявола в его борьбе с богом, хотя персонаж обрисован артистом весьма скупыми средствами, в том числе умелой драпировкой широкого плаща. Потом мы видим артиста в костюме кавалера, в котором он предстает перед Фаустом и остается так в течение всей оперы. В его лице уже нет резко выраженных сатанинских черт, какие мы видели в прологе, но под свойственной Мефистофелю иронической ухмылкой скрывается его дьявольская сущность. Те наши читатели, которые не имели счастья восхищаться господином Шаляпиным в минувшем сезоне в «Ла скала», получат с помощью наших фотографий точное представление о том, как этот тонкий актер умеет гримироваться на сцене».

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель")

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель")

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель"). Фотография К. А. Фишерa ~ 1901

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель").Фотография К. А. Фишерa ~ 1901 г.

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель") 1903 г.

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель") 1906 г.

Ф.Шаляпин в роли Мефистофеля в опере А.Бойто "Мефистофель" в период гастролей в театре Ла Скала Милан 1911 г.

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель").Фотография Миронa Шерлингa 1913 г. Мирон Шерлинг (мастер пиктореализма) являлся портретистом номер один в Петербурге. Сниматься у него считалось большой честью.

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель").Фотография Миронa Шерлингa 1914 г.

Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля (опера А.Бойто "Мефистофель") Метрополитен Опера. 1921 г. Нью-Йорк.

bellezza-storia.livejournal.com

Персональный сайт - Репин И.Е. Мефистофель. 1898

Из собрания Пермской государственной художественной галереи

РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

1844, Чугуев, Российская империя —  1930, Куоккала, Финляндия

МЕФИСТОФЕЛЬ. 1898

Этюд с художника Сергея Ефимовича Девяткина.

Холст, масло. 60х45

Герои репинских портретов почти всегда как-то реагируют на присутствие зрителя: приосаниваются, вскидывают голову, бросают пронзительные, недоверчивые или лукавые взгляды, кокетничают. Портретная характеристика в таком случае – это, собственно, тип реакции модели на присутствие постороннего наблюдателя, ситуация позирования, обыгранная в соответствии с манерами, темпераментом, характером портретируемого лица. Имея в виду это свойство репинского метода, позднейшая критика констатировала, что в репинских портретах человек как бы превращён «в актёра своего собственного характера». Герои его картин принадлежат настоящей минуте, они даны «в явлении», а не «сами по себе», им неведомы

О герое портрета Репина известно крайне мало. Вольнослушатель Академии Художеств с 1890 г. по 1895 г. Имеет две малые серебряные поощрительные медали (1893 г. и 1894 г.). 30 октября 1895 г. получил звание классного художника 3-ей степени. Член и экспонент Товарищества художников С.-Петербурга. 1904-1924. Участвовал в различных выставках, показывая портреты, пейзажи и натюрморты. Член Общества художников-индивидуалистов (С.-Петербург. 1920 -1930).

Можно предположить, что Девяткин посещал класс Репина, будучи  Вольнослушателем Академии. Его выразительные черты лица запомнились Репину. Когда же возникли благоприятные обстоятельства, художник не упустил возможности пригласить Девяткина портретироваться. Увлечённый внешней незаурядностью модели, её вызывающей  мефистофелевской выразительностью Репин пишет искромётный, в один, максимум в два сеанса этюд. Портретная задача здесь намеренно сужена, подчинена одной единственной составляющей -  представить живописную импровизацию на тему зловещей красоты зла. Феерическая этюдность тенденциозно заострена Репиным смелыми, даже небрежно набросанными крупными пятнами цвета. Над каким-то фантастическим по цвету и царственно величественным по размеру воротником вырастает лицо с пронзительно сверлящим взглядом тёмных глаз из-под разлетающегося росчерка таких же чёрных бровей. Высокий открытый лоб обрамлён чёрной копной волос, широко ниспадающих на плечи. Узкая нить усов и клиновидная щеголеватая бородка подчёркивают тонкую линию чуть полуоткрытого рта. Художник как бы позволяет себе получить удовольствие от того, какой выразительной и преображающей силой обладает его кисть.  Это этюд настроения, характера, психологического типаж. Яркий и выразительный, но лишённый личностных качеств.

permgallery.narod.ru

Демон как невыросший Мефистофель - Intuitos

Обсуждение предыдущего поста о судьбе Врубеля навело на простую идею сравнить образы Мефистофеля и Демона.

Значение этих образов многое объясняет в судьбе их авторов и адептов.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832).

Титан европейской культуры. Прожил 82 года, достиг всего, чего может достичь великий человек:творческая реализация, признание, статус, мистические откровения.

"Фауста" - свое главное творение - писал всю жизнь, начиная с 25 лет, когда были написаны первые главы. Последние главы - триумф Фауста - были написаны в возрасте 81 года, за год до смерти.

Автопортрет Лермонтова.

Михаил Лермонтов (1814-1841).

Написал поэму "Демон".

Прожил 27 лет.

Причиной смерти стала ссора с офицером Мартыновым и дуэль, на которой Лермонтов был застрелен.

Автопортрет 1905 года.

Михаил Врубель (1856-1910).

Главным творением считал картины, посвященные образу Демона.Создал более тридцати иллюстраций к поэме Лермонтова "Демон".

К образу Мефистофеля из гетевского "Фауста"обращался дважды, но развития эта тема не получила.

В 46 лет сошел с ума.

Вл. Измайлович.Мефистофель.

Мефисто – более древний и цельный образ.

Его девиз в переводе Пастернака мы знаем наизусть:

"Часть вечной силы я, желавшей вечно зла, Творившей лишь благое."

Мефистофель есть необходимый элемент природы вещей. Это отрицание, которое ведет к высшему синтезу (тезис, антитезис, синтез), дает позитивный результат. Это тяга человеческой эволюции, заставляющая взрослеть, расти, т.е. избавляться от мифов.

Отрицая, Мефисто вынуждает под страхом духовной смерти все время уточнять себя, и этот процесс бесконечен ("сквозь тернии к звездам").

Мефисто показывает ограниченность всех образов, разоблачает всех идолов, заставляет прийти к чистоте духа как неостановимого действия. Именно действие становится подлинной религией Фауста - и только благодаря Мефистофелю как вечной угрозе.

Мефисто – это трикстер, европейский Шива-разрушитель, требующий постоянно обновлять жизнь, это дрожжи культуры, ее тотальная критика, ее "волшебный пендель", который вечно гонит вперед.Он заставляет преобразовывать любую реальность, чтобы достичь ее совершенства, которое всегда остается там, за горизонтом.

Это подлинный проект западного рационализма в его гуманистической функции: - как только ты говоришь "остановись мгновенье, ты прекрасно" - в это момент должен появиться черт, чтобы напомнить, что лежать на диване, забываться грезами и самолюбоваться не придет момент НИКОГДА. Если же черт не появляется, твои дела обстоят гораздо хуже, чем если он появляется. В этом глубочайшая этическая функция образа Мефистофеля.

М.Врубель. Демон и ангел с душой Тамары.

Демон – это пустое "нет", без позитивной функции, без возможности вырасти до более мощного "да".

Демон символизирует детский протест, каприз, нежелание взрослеть.

В Демоне воплощено бесплодное отрицание, глухая оборона по типу "я сказал "нет", и всё". Это упрямое сопротивление росту: "Я останусь маленьким, и идите все на».

Если Мефисто - это критика ради совершенствования, то Демон - это критика ради инфантильного самоутверджения, или то, что по-русски называют "критика ради критики".

Мотивация Демона – это желание ценой тотального отказа сохранить свои детские мифы.Они дороги всем, но жертва ими - это цена роста.

Главный его миф – это собственная исключительность. Я – совершенство.Мгновение уже остановилось, и это навсегда. Я не должен меняться, расти. Наоборот, все остальные мне должны. И больше всех мне должен бог, отец.

Бог должен полюбить меня таким, каков я есть, и точка.

Все должны прогнуться под меня, я же - никогда. Я буду настаивать на своем мифе, даже если мне придется за него умереть.

Эта позиция - корень всякого сумасшествия.

intuit-school.livejournal.com