Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art). Картина метро


Тематическое метро: поезда-музеи и галереи

Тематические поезда пользуются большой популярностью как у обычных пассажиров, так и у ценителей фотоискусстваИтак, осторожно: двери закрываются — и мы оказываемся в поезде.

25 лет МЧС России

25 лет МЧС России СССР, история, факты В конце декабря 2015 года по серой Серпуховско-Тимирязевской линии метро был запущен поезд «25 лет МЧС России». Во внутреннем оформлении вагонов отражена четверть вековая история развития пожарно-спасательной службы, показаны различные спасательные операции. Состав состоит из восьми вагонов: «Наша история», «Центр управления в кризисных ситуациях», «Пожарно-спасательный поезд», «Московская служба спасения на водах», «Московский авиационный центр», «Современная техника столичного гарнизона», «Жизнь без ЧС», «Мы первыми приходим на помощь и служим людям».

Полосатый экспресс

Полосатый экспресс СССР, история, факты Осенью 2015 года по Люблинско-Дмитровской ветке пустили новый тематический состав, посвящённый животному и растительному миру Дальнего Востока: всё пространство вагонов, включая полы, — изображения редких животных и растений. Этот «Полосатый экспресс» стал одиннадцатым именным метропоездом. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

Поезд «Акварель»

Поезд «Акварель» СССР, история, факты В середине 2007 года на Арбатско-Покровской линии был пущен поезд — картинная галерея «Акварель». В его вагонах можно увидеть репродукции картин выдающихся художников современности и прошлого. Экспозиция периодически обновляется. С мая 2013 года курсирует поезд с обновлённой экспозицией, в которой представлены репродукции картин Сурикова, Айвазовского, Кустодиева, Шишкина, Репина и других знаменитых художников. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

Поэзия в метро

Поэзия в метро СССР, история, факты В августе 2015 года на Филёвскую линию Московского метрополитена вышел обновлённый поезд «Поэзия в метро», посвящённый 120-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина. Экспозиция состоит из фрагментов стихотворений поэта, а также иллюстраций и уникальных фрагментов рукописей его произведений, которые отображают жизненный и творческий путь этого мастера слова. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

Читающая Москва

Читающая Москва СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

70 лет Великой Победе

70 лет Великой Победе СССР, история, факты С апреля 2015 года по Серпуховско-Тимирязевской линии курсирует именной поезд «70 лет Великой Победе». В вагонах поезда со сквозным проходом пассажиры смогут увидеть фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет. Новым именным поездом стал состав модификации 81-760А, который поступил в Московский метрополитен в январе 2015 года. При его создании применялись самые последние достижения отечественного машиностроения. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

80 лет московскому метро

80 лет московскому метро СССР, история, факты В вагонах юбилейного поезда, запущенного весной 2015 года, расклеены плакаты, рассказывающие об истории отечественного метро. Благодаря им пассажиры Сокольнической линии могут совершить небольшое путешествие по истории Московского метрополитена, узнать о том, что происходило в метро в годы Великой Отечественной войны, как развивался и технически совершенствовался наш метрополитен. В оформлении поезда использованы уникальные, ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности, рассказывающие об укрытии москвичей на станциях метро от налётов вражеской авиации в 1941–1942 годах. На плакатах можно увидеть схемы метрополитена различных лет. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

Курская дуга

Курская дуга СССР, история, факты Поезд «Курская дуга» впервые появился на Сокольнической линии 8 мая 2003 года. Его выход был приурочен к 60-летию знаменитого сражения (к 65-летию Великой Победы поезд обновлялся). Его появление связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Он был построен на пожертвования работников метро, его экипаж также составили сотрудники метрополитена. Семивагонный состав оформлен в едином стиле. На каждом вагоне, кроме названия «Курская дуга» и георгиевской ленточки, появились красные звёзды и знамёна с именем поезда доблести. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

Красная стрела

Красная стрела СССР, история, факты 9 октября 2006 года со станции «Воробьёвы горы» отправился в путь уникальный поезд, посвящённый «Российским железным дорогам», — музей на колёсах «Красная стрела» (по самой первой линии — Сокольнической). Отправление необычного состава было приурочено к празднованию 75-летнего юбилея легендарного и прославленного поезда «Красная стрела», который называют первым фирменным поездом России. В оформлении состава использованы фирменные цвета первого отечественного экспресса, а также цифры «75» и название «Красная стрела». Специально для праздничного поезда была подготовлена большая коллекция информационных плакатов-постеров, рассказывающих о создании, запуске, становлении поезда «Красная стрела». В экспозиции состава использованы уникальные архивные документы, редкие фотографии и картины. Тематическое метро: поезда-музеи и галереи СССР, история, факты

Краски метро

Краски метро СССР, история, факты

fishki.net

Московское метро в живописи и графике

Метро - всегда тема особая. А для Москвы тем более.Во-первых, это отдельный мир, созданный с нуля: рельеф, станции, поезда - всё не как наверху. Изредка метро выходит наружу, но и там сохраняет свою обособленность.Далее, метро - это особая архитектура. Здесь нет экстерьера, только интерьер под огромной толщей земли. И архитектор призван это ощущение подземности убить всеми доступными ему способами. Плюс не забыть об утилитарной составляющей: организовать пассажиропоток, создать собственный облик каждой станции и прочая.В третьих, метро - это ещё и идеологическая история. Многочисленные мозаики и скульптуры (так мешающие архитекторам) призваны были убедить, что мы живём в лучшей стране в мире, а если что-то и не так, то надо немного потерпеть.Наконец, метро - средство транпорта. И если в момент открытия оно воспринималось как аттракцион, то теперь для многих это привычная неизбежная толчея и хамы в вагонах, пробки на пересадках, бомжи на кольцевой. Словом, подземное зеркало Москвы.Таким образом, метро не только транспорт (результат инженерной мысли), но и произведение искусства, его создавали художники в широком смысле слова. И, следовательно, у картин, посвященных метро, авторов будет как минимум двое - автор станции и автор самой картины. Такое отражение отражённого, соавторство поневоле. Отношение к метро менялось. В 1930-е людям приходилось объяснять, что это не вход в преисподнюю, а метро. В 1940-е бабушки, видя в восточном торце Родину-мать, воспринимали её не иначе как Оранту. Сейчас - поспать, почитать, поиграть в гонки/стрелялки - ну почти что группа продлённого дня для взрослых. Но вседа человек, спускаясь под землю, менялся. Возникает отдельный страт - метропассажир. В этом плане метро - островок социализма. Здесь все равны. В то же время метрочеловек всё же остаётся человеком со своими радостями и горестями. Метро - тема современная, а потому и живопись отражает все тенденции развития искусства 20-го и начала 21-го века. Это и кубизм, и соцреализм, и символизм, и постмодернизм. Радость открытия первых станций метро запечатлена в авангарде Лабаса, суровые годы сталинского реализма - у Шегаля, остросоциальный авангард перестройки Чеснокова-Ладыженского, линогравюры Васильева или  постапокалиптика Манюхина. Помимо конкретного стиля, в котором работает художник, важен и дух эпохи: оптимизм 30-х, война, романтические 60-е или лихие 90-е. Здесь всё внимание к деталям: военные у Г.Шегаля, банкоматы у Е.Нистратовой, шарики из Макдональдса у А. Дергилёвой. Интересны сюжетные линии, которые затрагивают в своих полотнах художники. Действительно, как минимум два часа нашей жизни протекает в метро: люди здесь читают (А.Зражевская, Опять метро),  размышляют о жизни (barbudaz), общаются, даже несмотря на шум (О. Васильев, лист №6), влюбляются (А. Зражевская, В метро; О. Васильев, лист №5) и даже рожают детей (А. Лабас, В метро, 1941). 

Итак, давайте прокатимся в картинном метро. Рубеж между улицей и метро - это вестибюль. С одной стороны, это часть городской среды.

Е.И. Герасимов. Метро Новослободская (1975)Третьяков Евгений Иванович 1975

А. Дергилёва. Метро Проспект Вернадского (1996)Алёна Дергилёва Метро Проспект Вернадского офорт 1996 год

ayakimayakim

С другой стороны, - магический портал, в котором происходит превращение пешехода в метропассажира.

А. Семёнов. Метро.Арсений Семёнов метро

В 60-е годы в метро с фабрик и заводов спешили трудяги.

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 1 (1962)Олег Васильев лист 1

А нынешние вестибюли стали филиалами цветочных рынков и банков.

Е.Нистратова. Вестибюль метро.Елизавета Нистратова Вестибюль метро

Ю. Калмыкова. У метро (2009)Калмыкова Юлия. У метро 2009

Спускаемся на эскалаторе. Пожалуй, наиболее распространенная тема в творчестве метрохудожников. Отличная возможность обыграть извечное противостояние верха и низа, подъёма и спуска, взлёта и падения. А. Лабас писал эскалаторы и в 30-е, и в 70-е. И везде у него эскалатор ведёт наверх, взмывает, подобно ракете. И эскалаторный тоннель он изображает, как в жизни не бывает, - диаметром на весь подъём. 

А. Лабас. В метро (1935)Лабас Эскалатор 1935

А. Лабас. В метро (1972)Лабас В метро 1972

Не обошёл тему эскалаторов и соцреализм. У Шегаля, кстати, очень тонко подмечена обреченность взглядов пассажиров, едущих вниз, и надежда на лицах тех, кто едет наверх. 

Г.М. Шегаль. На эскалаторе (1941-1943).Григорий Михайлович Шегаль На эскалаторе Московское метро 1941-1943

А вот у Васильева все в динамике - люди не ждут, когда их лесенка-чудесенка сама довезёт, люди сами творцы своей судьбы

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 2 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-2_imagelarge

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 9 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-9_imagelarge

Вот ещё образец авангарда 60-х. Напоминает спуск в преисподнюю. 

Н.П. Ларский. Эскалатор метро (1962)Ларский Николай Петрович

Советский лубок. 

М.Г. Грачёв. Metro (1980)Михаил Георгиевич Грачев

А вот так наши современники видят эскалаторы. 

А. Заржевская. Метро (2007)Алиса Зражевская Метро

А.Вишневский. Метро (2004)Вишневский А 2004

В.А. Соловьёв. Метро 1 (2011)

Владимир Соловьёв Метро 1

А. Чиняев. Люди подобно листьям сорваные порывом ветра в осеннем метро (2007). По-моему, эта картина восхитительна уже своим названием. Чиняев люди подобно листьям сорваные порывом ветра в осеннем метро

Давайте проследуем на станцию. Наверное, лидером среди героев картин можно смело назвать "Маяковскую" Душкина. И совершенно заслуженно. 

А. Лабас. В метро (1940-е)Лабас В метро. 1940-е.

А. Чиняев. Метро (2007)Чиняев Маяковская

Встретилась и "Динамо" Лихтенберга.

А. Лабас. Ждут поездаЛабас «Ждут поезда» из серии в «Метро»

А. Дергилёва. Станция метро Динамо (1990)Станция метро Динамо Алёна Дергилёва 1990

По этим картинам, кстати, можно следить, как менялась мода. Если у Лабаса пассажиры как будто на бал собрались, то на современных картинах одежда попроще: спортивные костюмы, потёртые пальто.Интересная встреча запечатлена на картине Алёны Дергилёвой - преисполненного трудового оптимизма студента (скульптор М.Г. Манизер) и обывательницы с авоськой на Площади революции (архитектор А. Душкин).

А. Дергилёва. Метро Площадь революции (1998)Алёна Дергилёва Метро Площадь революции 1998 год

Тем временем на пересадках кипит не менее интересная жизнь.

А. Дергилёва. Люди метро (1995)Алёна Дергилёва Метро Курская люди метро 1995

В. Иванов. В метро (2010)Иванов Вячеслав. В метро бумага линогравюра

Не стоит забывать, что во время Великой Отечетсвенной станции метро использовались как бомбоубежище, что также становилось сюжетом для картин.

А. Лабас. В метро (1941)Лабас В метро. Из серии Москва и Подмосковье в дни войны 1941

Дождёмся вместе с Е.Карповым поезда...

Е. Карпов. Метро (1996)Карпов Евгений Метро 1996

и сядем в симпатичный Ёжик.

 Д. Самодин. Метро (2010)ДМИТРИЙ САМОДИН метро 2010

На акварелях Александра Лабаса в вагонах чувствуется простор.

А. Лабас. В метро (1954)Из серии Москва. В метро. 1954 Лабас

А. Лабас. В метроЛабас «В метро»э

Линогравюры О. Васильева полны человеческой драмы, динамики. Пассажир Васильева - человека думающий и чувстсвующий. Очень жизнеподобно передано раскачивание вагона. И отчего пассажиры хватаются за поручень - от тряски поезда или от бури эмоций и мыслей, бушующих рядом?

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 5 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-5_imagelarge

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 6 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-6_imagelarge

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 7 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-7_imagelarge

В 60-е годы развлечение в вагоне было лишь одно - чтение. Самая читающая в метро страна. Ну или поспасть. Народу немного, можно и сидя.

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 3 (1962)Олег Васильев лист 3

У некоторых авторов в вагонах ощущается подземелье, поезда выглядят скорее вагонетками в шахте.

Ю. Конышева. Метро (1976)Юконышева Метро 1976

В 80-е и народу поприбавилось, переполненные вагоны становились реальностью. Но читают по-прежнему. Правду и книги. С. Чесноков-Ладыжевский. Метро (1985)Чесноков-Ладыженский Сергей 1985

В наше время появились плееры. Ну и нравы стали попроще ))

А. Зражевская. Опять в метро (2007)Алиса Зражевская Опять метро

А вот народу с советских времен в подземке стало побольше. И пусть авангард и импрессионизм не всегда понятен, но следующие полотна вызовут понимание у всех, кто хотя бы раз пользовался ТКЛ или ГЗЛ в час-пик.

iggy iggy

А. Вихров. Метро (2010)Александр Вихров

Уступим место инвалидам, лицам пожилого возраста и пассажирам с детьми...

М. Левин. Метро (2011)Михаил Левин. 2011

...и собакам :)

Alireza Naderi. Метро (2011)Alireza Naderi 2011 вагон

Уткнувшись в стекло, будем следить за причудливой игрой силовых кабелей, размышляя о своём и вечном, прошлом и будущем.

barbudazbarbudaz

Поезд метро мчится, несёт нас в неизведанное будущее. Как же художники видят его? Кто-то вперёд смотрит с лабасовским оптимизмом.

К. А. Батынков. Новое метро (2009)

Константин Александрович Батынков Новое метро 2009

Иные рисуют постапокалиптические сценарии.

В. Манюхин (2010)Манюхин

Метро - волшебный край, где ежедневно свершается драмы и решаются судьбы миллионов людей. Подземный мир со своими правилами, обладающий собственным пространством и временем. Метро - часть нашей жизни, оно так же прочно вошло в мир искусства, заняв там особую нишу.Живите метро, дышите метро, мечтайте в метро!

Н. Давыдова. Грёзы в метро (2002)Наталья Давыдова 2002 Грёзы в метро

При подготовке поста использованы репродукции картин из интернета. 

ru-metro.livejournal.com

Поезд «Акварель» в Московском метро - Поезд с картинами

Когда на станцию Московского метро впервые пришел поезд «Акварель» – неподготовленные пассажиры на несколько мгновений онемели от удивления, а затем дружно достали мобильники и принялись записывать видео и фотографировать. Случилось это еще в 2007 году на День защиты детей.

Поезд «Акварель» в Московском метро

Первый поезд «Акварель» в Московском метро был оформлен репродукциями произведений художника Сергея Андрияки и его учеников. Вагоны были раскрашены строго индивидуально, в гармонии с конкретной картиной. Стулья тоже примечательные, с эстетичным декором и окрашены в разные цвета. Пол, стены и потолок декорированы соответственно. Чтобы пассажиры метро могли спокойно рассматривать работы художников, сиденья с одной стороны убрали, расположив вместо них репродукции картин.

Поезд «Акварель» в Московском метро

После этого было еще несколько подобных выставки разных тематик. Сейчас поезд «Акварель» в Московском метро демонстрирует шедевры Третьяковской галереи. Среди них есть работы В. Сурикова, Б. Кустодиева, И. Айвазовского, И. Шишкина, И. Репина и множества других художественных гениев нашей страны. Состав поезда «Акварель» специально изготовлен для выставки. Он привлекает не только москвичей и гостей города, но и иностранцев. Поезд «Акварель» считается самым красивым, ни одна другая столица мира не может похвастаться такой роскошью.

Поезд «Акварель» в Московском метро

Над полотнами висят специальные светильники, вся система освещения продумана до малейших деталей. Все картины радуют глаз. В целях безопасности полотна укрыты специальным противовандальным стеклом. Наружная сторона вагонов тоже художественно расписана с помощью специальной пленки. На нее в полиграфической мастерской нанесены фрагменты картин, затем пленка аккуратно клеится на внешнее покрытие вагона. Главные задачи поезда «Акварель» в Московском метро – создание позитивного настроения у пассажиров и популяризация искусства.

Поезд «Акварель» в Московском метро

Сами вагоны поезда «Акварель» были изготовлены на Мытищенском заводе по специальному заказу Московского метрополитена в соответствии с уникальным проектом. Пленку с рисунком делали специалисты фирмы "Метрореклама" (но никакой рекламы в вагонах нет). В будущем планируется сопровождать приятную поездку в окружении художественных шедевров звуками классической музыки. Картинная галерея на колесах – это новое слово в мире искусства, переплетение вечных ценностей с техническими достижениями современности.

mos-holidays.ru

Картинные галереи и художники - Метропoлитен-музей

MetropolitenМетрополитен-музей, расположенный в Нью-Йорке и открытый для публики в 1872 г., является крупнейшим музеем Соединенных Штатов Америки, и входит в десятку музеев мира, обладающих самыми значительными собраниями живописи. В постоянной экспозиции, насчитывающей более двух миллионов экспонатов, находятся произведения искусства Древней Греции , Древнего Рима, Древнего Египта и Древнего Ближнего востока, Европы, Азии, Африки и Америки. В залах музея представлены экспонаты, относящиеся к различным мировым культурам, уникальные коллекции музыкальных инструментов, оружия, доспехов, одежды. В художественной галерее, размещенной в главном здании музея и являющейся одной из самых больших картинных галерей мира, собрана впечатляющая коллекция картин всех художественных школ и направлений. Здесь экспонируются полотна старых мастеров (Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Рембрандта, Питера Брейгеля, Франса Халса, Рафаэля, А́льбрехта Дюрера, Караваджо, Яна Стена, Яна Вермеера), мастеров живописи XVIII-XIX в.в. (Франсуа Буше, Жана-Батиста Грёза, Томаса Гейнсборо, Джона Констебла, Жана Огюста Доминика Энгра), выдающихся импрессионистов (Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Пьера-Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега ) и постимпрессионистов (Винсента ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна, Анри де Тулуз-Лотрека), известных американских художников (Джона Оттиса Адамса, Фредерика Чайлда Гассама, Мэри Кассат, Пола Корнойера).Дата основания: 1870Адрес: The Metropolitan Museum of Art, 1000 Fifth Avenue, New York, N. Y. 10028-0198Транспорт: Автобус: M1, M2, M3, M4, M79, M86; метро: станция 86 St.Работает: воскресенье-четверг 10:00-17:30, пятница-суббота 10:00-21:00Вход: платный (возможны льготы)Официальный сайт Метрополитен-музея

В семи разделах данной коллекции представлена 441 картина из собрания Метрополитен-музея.Раздел 1. Показаны работы Лоренцо Монако, Робера Кампена, Фра Филиппо Липпи, Андреа Мантенья, Петруса Кристуса, Корреджо, Витторе Карпаччо, Рафаэля Санти, Лукаса Кранаха Старшего, Джованни Беллини, Ганса Мемлинга, Альбрехта Дюрера, Ханса Бальдунга, Яна Госсарта, Жоржа де Латура, Эль Греко, Артемизии Джентилески, Доменико Фетти, Никола Пуссена, Диего Веласкеса, Тинторетто, Питера Брейгеля Старшего, Паоло Веронезе, Франса Халса.Раздел 2. Показаны работы Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Рембрандта, Каспара Нетшера, Яна Стена, Габриеля Метсю, Питера де Хоха, Яна Вермеера, Якоба ван Рёйсдала, Антуана Ватто, Никола Ланкре, Пьера Сюблейра, Джованни Баттиста Тьеполо, Жана-Марка Натье.Раздел 3. Показаны работы Франсиско Гойя, Альберта Кёйпа, Жана Батиста Симеона Шардена, Жана Оноре Фрагонара, Джошуа Рейнольдса, Франсуа Буше, Жана-Батиста Грёза, Каспара Давида Фридриха, Жана Огюста Доминика Энгра, Томаса Гейнсборо, Джон Констебля, Камиля Коро, Александра Кабанеля.Раздел 4. Показаны работы Гюстава Курбе, Теодор Руссо, Жана-Леона Жерома, Томаса Икинса, Ильи Ефимовича Репина, Леона Бонна, Андерса Цорна, Джеймса Тиссо, Джованни Больдини, Джона Сингера Сарджента, Эжена Будена, Уинслоу Хомера, Камиля Писсарро, Джулиана Олдена Уира.Раздел 5. Показаны работы Фредерика Базиля, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Армана Гийомена.Раздел 6. Показаны работы Клода Моне, Эдуарда Мане, Альфреда Сислея, Фредерика Чайльда Гассама, Берты Моризо, Мэри Кассат.Раздел 7. Показаны работы Густава Климта, Хоакина Соролья, Уильяма Чейза, Поля Сезанна, Жоржа-Пьера Сёра, Поля Синьяка, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Амедео Модильяни, Одилона Редона, Мориса Брэзила Прендергаста, Пьера Сесиля Пюви де Шаванна, Мориса Дени, Эдуара Вюйара.

Галерея картин из собрания Метрополитен-музея. Раздел 1

gallart.by

Красивые станции метро в Москве: «Маяковская», «Новослободская», «Площадь Революции».

Подземные галереи. С мозаичными панно и скульптурами. Московское метро. Каждая четвертая станция — объект культурного наследия. Кажется, поезда здесь лишь для того, чтобы красоту эту можно было увидеть... Прогулялась по столичной подземке с эстетическо-познавательной целью Наталья Летникова.

Станция «Маяковская». Замоскворецкая линия Московского метрополитена

«Маяковская». Шедевр ар-деко мирового значения. В 1939-м — Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке. Архитектор Алексей Душкин, работая над проектом, читал Маяковского и слушал Прокофьева. В итоге — сталь настоящего дирижабля, уральский родонит, смальта, мозаичное небо над Москвой. Мозаика «Сутки Страны Советов» по эскизам Александра Дайнеки и «И небо, в дымах забывшее, что голубо»...

Станция «Новослободская». Кольцевая линия Московского метрополитена

«Новослободская». «Каменный цветок» — назвали москвичи «Новослободскую» в середине прошлого века. В витражах эпохи соцреализма — энергетик, географ, архитектор, музыкант, художник, агроном и замысловатые узоры. Орнаменты уроженец Палеха, потомственный иконописец Павел Корин искал в парчовых тканях. Сами витражи — работа рижских мастеров из стекол, хранившихся в Домском соборе.

Станция «Площадь Революции». Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена

«Площадь Революции». Галерея «Нового мира». 20 образов. За бронзовыми изваяниями — свои истории: матрос-сигнальщик — Олимпий Рудаков, позировал еще курсантом, а капитаном первого ранга, будучи в Англии, вальсировал с Елизаветой II в день коронации, — и свои традиции: потереть носы собак, туфельки студенток, флажки сигнальщиков и циркули изобретателей.

Станция «Партизанская». Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена. Фотография Сергея Макарова

«Партизанская». «Стадион», «Измайловский парк»... Название станция меняла не раз. Нынешнее подсказала жизнь. Место встречи бывших партизан. Памятники Героям Советского Союза. Партизанке Зое Космодемьянской — первой женщине, удостоенной этого высокого звания. Посмертно. И Матвею Кузьмину — крестьянину, который ценой жизни вывел фашистов под пулеметный огонь советских войск. Негласный музей боевой славы.

Станция «Новокузнецкая». Замоскворецкая линия Московского метрополитена

«Новокузнецкая». Памятник самоотверженности и мужеству. Защитникам Севастополя, Одессы, Сталинграда, Ленинграда... «Новокузнецкая» строилась в разгар войны. В городе на Неве Владимир Фролов создавал жизнерадостные мозаики, украсившие своды. Картины из смальты по эскизам Дайнеки складывались в промерзшей мастерской блокадного города. Последняя работа художника доставлена в столицу по Дороге жизни. Владимир Фролов умер в осажденном городе в феврале 1942-го.

Станция «Римская». Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена

«Римская». Единственный фонтан в московском метро. Вода не бьет ключом, а стекает, как положено, в подземелье — у античных колонн и мраморных ножек младенцев Ромула и Рема. Основатель и первый император Вечного города восседают на станции «Римской». Позаботились о наличии в столичной подземке «римских достопримечательностей» итальянские художники Жан Пауло Имбриги, Альберто Куатроччи и российский скульптор Леонид Берлин.

Станция «Комсомольская». Кольцевая линия Московского метрополитена

«Комсомольская». Ворота Москвы. Вершина сталинского ампира. Работа патриарха советской архитектуры Алексея Щусева. Автор Мавзолея, Центрального телеграфа и Казанского вокзала воспел славу и доблесть русской армии. Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Неподвластные времени. Герои советской эпохи — Молотов, Берия, Каганович, Сталин — один за другим исчезали с картины «Вручение гвардейского знамени». Сейчас на мозаике — Ленин с красногвардейцами.

Станция «Достоевская». Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена

«Достоевская». На стыке трагичности и гротеска. Произведения Достоевского во флорентийской мозаике. «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». К оформлению станции вопросов было множество. Раскольников с топором. Кириллов с пистолетом. Автор, художник Иван Николаев, о возможности переделать работу: «Это все равно что попросить Репина пририсовать улыбки на картину «Иван Грозный убивает своего сына».

Станция «Киевская». Кольцевая линия Московского метрополитена

«Киевская». 18 мозаик из полудрагоценных камней. Дружба русского и украинского народов. Начиная с Переяславской рады, когда запорожцы решили объединиться с Россией. Один из входов на станцию — в стиле модерн. Оформлен французскими архитекторами в традициях начала ХХ века. Ответный подарок парижской подземке — витраж «Курочка Ряба». Кремлевские звезды, двуглавый орел, самовар и черный квадрат... Установлен неподалеку от Лувра — на станции «Мадлен».

Станция «Воробьевы горы». Сокольническая линия Московского метрополитена

«Воробьевы горы». Станция метро, смотровая площадка, выставочный зал. Так, мимоходом, добираясь на работу, увидеть фарфор — от Гжели до Дулево. Куклы Театра Образцова, одна из которых — Сергей Владимирович собственной персоной. Или окно в другую эпоху — выставка «Пассажиры». Костюмы, которым полвека. С надписью «дружинник» — Кондратия Ермакова, который он купил в кредит в 1954 году. В нем Кондратий Селиванович дежурил у парка «Сокольники», где познакомился с будущей женой... История. Метро и его пассажиров.

Документальный фильм «Советская империя. Метро» (2009). Автор Елизавета Листова

www.culture.ru

Метро в живописи и графике

03:17 am - Метро в живописи и графике

Когда я вырасту большой, у меня будет собственная арт-галлерея. Но пока у меня только собственный ЖЖ, поэтому выставки картин буду проводить здесь.Ежедневные поездки в метро, а также общение с прекрасными людьми навели меня на мысль о создании экспозиции, посвященной теме метро в живописи отечественных художников.Метро - всегда тема особая. А для Москвы тем более.Во-первых, это отдельный мир, созданный с нуля: рельеф, станции, поезда - всё не как наверху. Изредка метро выходит наружу, но и там сохраняет свою обособленность.Далее, метро - это особая архитектура. Здесь нет экстерьера, только интерьер под огромной толщей земли. И архитектор призван это ощущение подземности убить всеми доступными ему способами. Плюс не забыть об утилитарной составляющей: организовать пассажиропоток, создать собственный облик каждой станции и прочая.В третьих, метро - это ещё и идеологическая история. Многочисленные мозаики и скульптуры (так мешающие архитекторам) призваны были убедить, что мы живём в лучшей стране в мире, а если что-то и не так, то надо немного потерпеть.Наконец, метро - средство транспорта. И если в момент открытия оно воспринималось как аттракцион, то теперь для многих это привычная неизбежная толчея и хамы в вагонах, пробки на пересадках, бомжи на кольцевой. Словом, подземное зеркало Москвы.Таким образом, метро не только транспорт (результат инженерной мысли), но и произведение искусства, его создавали художники в широком смысле слова. И, следовательно, у картин, посвященных метро, авторов будет как минимум двое - автор станции и автор самой картины. Такое отражение отражённого, соавторство поневоле. Отношение к метро менялось. В 1930-е людям приходилось объяснять, что это не вход в преисподнюю, а метро. В 1940-е бабушки, видя в восточном торце Родину-мать, воспринимали её не иначе как Оранту. Сейчас - поспать, почитать, поиграть в гонки/стрелялки - ну почти что группа продлённого дня для взрослых. Но вседа человек, спускаясь под землю, менялся. Возникает отдельный страт - метропассажир. В этом плане метро - островок социализма. Здесь все равны. В то же время метрочеловек всё же остаётся человеком со своими радостями и горестями. Метро - тема современная, а потому и живопись отражает все тенденции развития искусства 20-го и начала 21-го века. Это и кубизм, и соцреализм, и символизм, и постмодернизм. Радость открытия первых станций метро запечатлена в авангарде Лабаса, суровые годы сталинского реализма - у Шегаля, остросоциальный авангард перестройки Чеснокова-Ладыженского, линогравюры Васильева или  постапокалиптика Манюхина. Помимо конкретного стиля, в котором работает художник, важен и дух эпохи: оптимизм 30-х, война, романтические 60-е или лихие 90-е. Здесь всё внимание к деталям: военные у Г.Шегаля, банкоматы у Е.Нистратовой, шарики из Макдональдса у А. Дергилёвой. Интересны сюжетные линии, которые затрагивают в своих полотнах художники. Действительно, как минимум два часа нашей жизни протекает в метро: люди здесь читают (А.Зражевская, Опять метро),  размышляют о жизни (barbudaz), общаются, даже несмотря на шум (О. Васильев, лист №6), влюбляются (А. Зражевская, В метро; О. Васильев, лист №5) и даже рожают детей (А. Лабас, В метро, 1941). 

Итак, давайте прокатимся в картинном метро. Рубеж между улицей и метро - это вестибюль. С одной стороны, это часть городской среды.

Е.И. Герасимов. Метро Новослободская (1975)Третьяков Евгений Иванович 1975

А. Дергилёва. Метро Проспект Вернадского (1996)Алёна Дергилёва Метро Проспект Вернадского офорт 1996 год

ayakimayakim

С другой стороны, - магический портал, в котором происходит превращение пешехода в метропассажира.

А. Семёнов. Метро.Арсений Семёнов метро

В 60-е годы в метро с фабрик и заводов спешили трудяги.

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 1 (1962)Олег Васильев лист 1

А нынешние вестибюли стали филиалами цветочных рынков и банков.

Е.Нистратова. Вестибюль метро.Елизавета Нистратова Вестибюль метро

Ю. Калмыкова. У метро (2009)Калмыкова Юлия. У метро 2009

Спускаемся на эскалаторе. Пожалуй, наиболее распространенная тема в творчестве метрохудожников. Отличная возможность обыграть извечное противостояние верха и низа, подъёма и спуска, взлёта и падения. А. Лабас писал эскалаторы и в 30-е, и в 70-е. И везде у него эскалатор ведёт наверх, взмывает, подобно ракете. И эскалаторный тоннель он изображает, как в жизни не бывает, - диаметром на весь подъём. 

А. Лабас. В метро (1935)Лабас Эскалатор 1935

А. Лабас. В метро (1972)Лабас В метро 1972

Не обошёл тему эскалаторов и соцреализм. У Шегаля, кстати, очень тонко подмечена обреченность взглядов пассажиров, едущих вниз, и надежда на лицах тех, кто едет наверх. 

Г.М. Шегаль. На эскалаторе (1941-1943).Григорий Михайлович Шегаль На эскалаторе Московское метро 1941-1943

А вот у Васильева все в динамике - люди не ждут, когда их лесенка-чудесенка сама довезёт, люди сами творцы своей судьбы

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 2 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-2_imagelarge

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 9 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-9_imagelarge

Вот ещё образец авангарда 60-х. Напоминает спуск в преисподнюю. 

Н.П. Ларский. Эскалатор метро (1962)Ларский Николай Петрович

Советский лубок. 

М.Г. Грачёв. Metro (1980)Михаил Георгиевич Грачев

А вот так наши современники видят эскалаторы. 

А. Заржевская. Метро (2007)Алиса Зражевская Метро

А.Вишневский. Метро (2004)Вишневский А 2004

В.А. Соловьёв. Метро 1 (2011)

Владимир Соловьёв Метро 1

А. Чиняев. Люди подобно листьям сорваные порывом ветра в осеннем метро (2007). По-моему, эта картина восхитительна уже своим названием. Чиняев люди подобно листьям сорваные порывом ветра в осеннем метро

Давайте проследуем на станцию. Наверное, лидером среди героев картин можно смело назвать "Маяковскую" Душкина. И совершенно заслуженно. 

А. Лабас. В метро (1940-е)Лабас В метро. 1940-е.

А. Чиняев. Метро (2007)Чиняев Маяковская

Встретилась и "Динамо" Лихтенберга.

А. Лабас. Ждут поездаЛабас «Ждут поезда» из серии в «Метро»

А. Дергилёва. Станция метро Динамо (1990)Станция метро Динамо Алёна Дергилёва 1990

По этим картинам, кстати, можно следить, как менялась мода. Если у Лабаса пассажиры как будто на бал собрались, то на современных картинах одежда попроще: спортивные костюмы, потёртые пальто.Интересная встреча запечатлена на картине Алёны Дергилёвой - преисполненного трудового оптимизма студента (скульптор М.Г. Манизер) и обывательницы с авоськой на Площади революции (архитектор А. Душкин).

А. Дергилёва. Метро Площадь революции (1998)Алёна Дергилёва Метро Площадь революции 1998 год

Тем временем на пересадках кипит не менее интересная жизнь.

А. Дергилёва. Люди метро (1995)Алёна Дергилёва Метро Курская люди метро 1995

В. Иванов. В метро (2010)Иванов Вячеслав. В метро бумага линогравюра

Не стоит забывать, что во время Великой Отечетсвенной станции метро использовались как бомбоубежище, что также становилось сюжетом для картин.

А. Лабас. В метро (1941)Лабас В метро. Из серии Москва и Подмосковье в дни войны 1941

Дождёмся вместе с Е.Карповым поезда...

Е. Карпов. Метро (1996)Карпов Евгений Метро 1996

и сядем в симпатичный Ёжик.

 Д. Самодин. Метро (2010)ДМИТРИЙ САМОДИН метро 2010

На акварелях Александра Лабаса в вагонах чувствуется простор.

А. Лабас. В метро (1954)Из серии Москва. В метро. 1954 Лабас

А. Лабас. В метроЛабас «В метро»э

Линогравюры О. Васильева полны человеческой драмы, динамики. Пассажир Васильева - человека думающий и чувстсвующий. Очень жизнеподобно передано раскачивание вагона. И отчего пассажиры хватаются за поручень - от тряски поезда или от бури эмоций и мыслей, бушующих рядом?

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 5 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-5_imagelarge

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 6 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-6_imagelarge

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 7 (1962)Oleg-Vasil-ev-Seriya-Metro-.-List-7_imagelarge

В 60-е годы развлечение в вагоне было лишь одно - чтение. Самая читающая в метро страна. Ну или поспасть. Народу немного, можно и сидя.

О. Васильев. Серия "Метро", лист № 3 (1962)Олег Васильев лист 3

У некоторых авторов в вагонах ощущается подземелье, поезда выглядят скорее вагонетками в шахте.

Ю. Конышева. Метро (1976)Юконышева Метро 1976

В 80-е и народу поприбавилось, переполненные вагоны становились реальностью. Но читают по-прежнему. Правду и книги. С. Чесноков-Ладыжевский. Метро (1985)Чесноков-Ладыженский Сергей 1985

В наше время появились плееры. Ну и нравы стали попроще ))

А. Зражевская. Опять в метро (2007)Алиса Зражевская Опять метро

А вот народу с советских времен в подземке стало побольше. И пусть авангард и импрессионизм не всегда понятен, но следующие полотна вызовут понимание у всех, кто хотя бы раз пользовался ТКЛ или ГЗЛ в час-пик.

iggy iggy

А. Вихров. Метро (2010)Александр Вихров

Уступим место инвалидам, лицам пожилого возраста и пассажирам с детьми...

М. Левин. Метро (2011)Михаил Левин. 2011

...и собакам :)

Alireza Naderi. Метро (2011)Alireza Naderi 2011 вагон

Уткнувшись в стекло, будем следить за причудливой игрой силовых кабелей, размышляя о своём и вечном, прошлом и будущем.

barbudazbarbudaz

Поезд метро мчится, несёт нас в неизведанное будущее. Как же художники видят его? Кто-то вперёд смотрит с лабасовским оптимизмом.

К. А. Батынков. Новое метро (2009)

Константин Александрович Батынков Новое метро 2009

Иные рисуют постапокалиптические сценарии.

В. Манюхин (2010)Манюхин

Метро - волшебный край, где ежедневно свершается драмы и решаются судьбы миллионов людей. Подземный мир со своими правилами, обладающий собственным пространством и временем. Метро - часть нашей жизни, оно так же прочно вошло в мир искусства, заняв там особую нишу.Живите метро, дышите метро, мечтайте о метро!

Н. Давыдова. Грёзы в метро (2002)Наталья Давыдова 2002 Грёзы в метро

При подготовке поста использованы репродукции картин из интернета. 

kroupin.livejournal.com

ФотоТелеграф » Самые красивые станции Московского метрополитена

В мире можно насчитать много красивых станций метро, но безусловно московские станции займут в этом списке достойное место. А в целом, Московский метрополитен является одним из самых красивейших.

Корреспондент ФотоТелеграфа пробежался с фотокамерой по наиболее впечатляющим станциям. Конечно, охватить удалось не все, поэтому пишите в комментариях, какие станции московского метро вы также считаете красивыми, и мы обязательно сделаем продолжение этой публикации. (30 фотографий)

Московский метрополитен

1. “Киевская” (Арбатско-Покровская линия). Открыта в 1953 году. несмотря на то, что находится на кольце, станция была конечной на протяжении 50 лет, до 2003 года. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

2. Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Украшена большим количеством живописных полотен. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

3. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены фрески, изображающих трудящихся Советской Украины («Архитекторы», «Физкультурники», «Энергетики», «Строители», «Овощеводы» и проч.) (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

4. Фреска “Танец”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

5. “Новослободская“. Станция открыта в 1952 году. Название — по одноимённой улице. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

6. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди (архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном), а на остальных – геометрические узоры и пятиконечные звёзды. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

7. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

8. “Белорусская” (кольцевая). Станция открыта в 1952 году. Названа по Белорусскому вокзалу, близ которого расположена. Кстати, в первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

9. Панно с символикой СССР на потолке станции “Белорусская”. Всего же здесь 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

10. “Комсомольская” (кольцевая). Открыта в 1952 году. Названа по Комсомольской площади, под которой расположена. Архитектурно станция «Комсомольская» – апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

11. Учитывая местоположение – у трех вокзалов – станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

12. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. На двух были изображения Сталина, которые потом заменили изображением Ленина. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

13. Ленин и герб Советского Союза в конце зала станции “Комсомольская”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

14. “Проспект Мира” (кольцевая). Открыта в 1952 г. До 1966 года называлась “Ботанический сад”. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

15. “Площадь Революции”. Открыта в 1938 году. Станция является работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади. Главный элемент оформления – 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

16. В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации они пострадали, от них остались лишь разрозненные части. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить. Они расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 г. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

17. Знаменитая статуя пограничника с собакой, которой изначально терли нос московские студенты на удачу перед экзаменом. Теперь, наверное, трут все. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

18. Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

19. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

20. “Аэропорт”. Открыта в 1938 году. Названа по бывшему Центральному московскому аэродрому, находившемуся поблизости, на Ходынском поле. Линии на потолке символизируют стропы парашюта. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

21. “Киевская” (кольцевая). Открыта в 1954 году. Названа по находящемуся рядом вокзалу. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

22. В зале мы видим 18 пилонов, которые украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

23. Станция была последней и самой «богатой» на изображения Сталина. Остался только Ленин. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

24. “Краснопресненская”. Станция открыта в 1954 году. Название по улице Красная Пресня. Тема художественного оформления — революционное движение 1905 и 1917 годов в Российской империи. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

25. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

26. “Маяковская”. Открыта в 1938 году. Своё название станция получила в честь советского поэта Владимира Маяковского. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

27. Свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

28. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, приехавший на «Маяковскую» на поезде со стороны станции «Белорусская». (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

29. Украшением станции являются размещённые в потолочных нишах мозаичные панно из смальты на тему «Сутки советского неба». Плохо то, что, чтобы их увидеть, надо задирать голову. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Московский метрополитен

30. “Выставочная”. Не красивая станция, но необычная. Зал над платформой украшен галереей фотографий на тему истории метростроя. Открыта в 2005 году. Названа по расположенному рядом Экспоцентру. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

fototelegraf.ru