Первенцы советского метростроя. Картина метростроевцы


Фотогалерея

При использовании фотографий ссылка на пресс-службу АО «Мосметрострой» обязательна.

Сотрудники Мосметростроя приняли участие в акции «Бессмертный полк»

09.05.2018 

Социальная деятельность 

Открытие станций «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская»

19.04.2018 

Строительство метрополитена 

Визит мэра Москвы С.Собянина на станцию «Нижняя Масловка» Большой кольцевой линии

19.01.2018 

Строительство метрополитена 

Второй вестибюль станции «Международная» Филевской линии

30.12.2017 

Строительство метрополитена 

Северный вестибюль станции «Петровско-Разумовская» СТЛ и ЛДЛ

30.12.2017 

Реконструкция транспортных объектов 

Старт 2-го тоннелепроходческого комплекса в сторону станции «Нижегородская улица» ТПК

27.11.2017 

Строительство метрополитена 

Старт тоннелепроходческого комплекса в сторону станции «Нижегородская улица» ТПК

17.11.2017 

Строительство метрополитена 

Визит мэра Москвы С.Собянина на станцию «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии

09.11.2017 

Строительство метрополитена 

Старт 2-го тоннелепроходческого комплекса в сторону станции «Авиамоторная» ТПК

19.10.2017 

Строительство метрополитена 

Старт тоннелепроходческого комплекса в сторону станции «Авиамоторная» ТПК

11.09.2017 

Строительство метрополитена 

Завершение проходки перегонных тоннелей до станции «Лефортово» ТПК

18.08.2017 

Строительство метрополитена 

Монтаж ТПМК для сооружения первого перегонного тоннеля от станции «Лефортово» в сторону «Авиамоторной» ТПК

17.08.2017 

Строительство метрополитена 

Старт 2-го тоннелепроходческого комплекса в сторону станции «Рубцовская» ТПК

15.08.2017 

Строительство метрополитена 

Станция «Авиамоторная» ТПК

04.08.2017 

Строительство метрополитена 

Монтаж эскалаторов на северном вестибюле станции «Ленинский проспект»

27.07.2017 

Реконструкция транспортных объектов 

Старт проходки вертикального ствола на станции «Ржевская» ТПК

20.07.2017 

Строительство метрополитена 

Станция «Ржевская» ТПК

16.07.2017 

Строительство метрополитена 

Станция «Стромынка» ТПК

16.07.2017 

Строительство метрополитена 

Станция «Шереметьевская» ТПК

16.07.2017 

Строительство метрополитена 

Участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Селигерская» до «Окружной»

15.07.2017 

Строительство метрополитена 

Московский урбанистический форум

06.07.2017 

Участие в профильных выставках, форумах 

Станция «Студенческая» Филевской линии

04.07.2017 

Реконструкция транспортных объектов 

Станция «Фили» Филевской линии

04.07.2017 

Реконструкция транспортных объектов 

Станция «Филевский парк» Филевской линии

04.07.2017 

Реконструкция транспортных объектов 

Открытие ТПУ «Солнечная»

29.06.2017 

Дорожно-транспортное строительство 

Станция «Рубцовская» ТПК

29.06.2017 

Строительство метрополитена 

Старт тоннелепроходческого комплекса в сторону станции «Рубцовская» ТПК

29.06.2017 

Строительство метрополитена 

Завершение проходки оборотного тупика на перегоне между станциями «Рубцовская» и «Лефортово» ТПК

27.06.2017 

Строительство метрополитена 

Визит мэра Москвы С. Собянина на станцию «Лефортово» ТПК

19.06.2017 

Строительство метрополитена 

Осмотр работ по капитальному ремонту Филевской линии

07.06.2017 

Реконструкция транспортных объектов 

Монтаж эскалаторов на станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии

30.03.2017 

Строительство метрополитена 

Визит мэра Москвы С.Собянина на станцию «Нижняя Масловка» ТПК

23.01.2017 

Строительство метрополитена 

www.metrostroy.com

Первенцы советского метростроя | Историк

85 лет назад – 15 июня 1931 года – на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Спустя четыре года, в мае 1935-го, открыли двери для пассажиров станции первой линии столичного метро – по всеобщему признанию, самого красивого в мире.

00cc0e15a468dde5cb29665d9ff82c18d7f32203

За довольно долгую историю московского метро мы привыкли воспринимать его самые первые, «старые» линии как своеобразные идеологемы «сталинского» классицизма. Провозглашенная вождем идея «построения социализма в отдельно взятой стране» требовала соответствующего «оптимистического» оформления интерьера станций. Каждый пассажир метро, будь он советским гражданином или иностранным гостем столицы, должен был почувствовать мощь социалистического государства и радужные перспективы его развития.

1816840481_1Первый жетон Московского метрополитена. 1935 год

«Строим лучшее в мире метро!»

Ставший сегодня таким обычным для москвичей торжественный и нарядный облик метро 1930-х рождался в жарких спорах советских архитекторов. Далеко не все разделяли тогда идею столь праздничного метрополитена: многие выступали за техническую целесообразность и сдержанный функционализм на манер западноевропейской подземки. Впрочем, в конце концов победила точка зрения ЦК ВКП(б):

«Строим лучшее в мире метро!».

Этот лозунг, как вспоминал потом автор проектов нескольких станций Дмитрий Чечулин, «воодушевил и нас, архитекторов, и инженеров-строителей, и комсомольцев, спустившихся в шахты Метростроя».

0_173e1a_60988b89_origНынешняя «Кропоткинская» задумывалась как аванзал Дворца Советов, который должен был появиться на месте храма Христа Спасителя

В 1933 году при Моссовете были созданы проектные мастерские, где наряду с прославленными архитекторами – Иваном Жолтовским, Иваном Фоминым, Алексеем Щусевым, Константином Мельниковым – работали и те, для кого эта деятельность стала путевкой в профессию.

В те годы одним из молодых и весьма перспективных архитекторов был Алексей Душкин: именно ему мы обязаны красотой и торжественностью таких станций, как «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), «Павелецкая» Замоскворецкой линии и «Новослободская».

Нынешняя «Кропоткинская» задумывалась как своеобразный аванзал Дворца Советов, планы по возведению которого на месте снесенного храма Христа Спасителя строились в 1930-е. Предполагалось, что делегаты съездов будут попадать во Дворец прямо с перрона, поэтому идея парадного входа прослеживалась уже в оформлении станции. Стилистика многогранных лотосообразных колонн зала станции незаметно переносила во дворцы Древнего Египта. Выложенный серым и розовым гранитом пол, облицованные светлым мрамором стены, белый потолок, рельефные пятиконечные звезды над колоннами и скрытая подсветка – вся эта атмосфера дарила ощущение парадности и вместе с тем простора и легкости.

original«Площадь Революции». Скульптуры для этой станции были выполнены известным скульптором М.Г. Манизером

Та же идея станции-аванзала получила развитие в проекте «Площадь Революции». Душкин сделал станцию своего рода прологом к площади и расположенному на ней Центральному музею В.И. Ленина. Яркое стилевое решение – показать «этапы большого пути», ступени строительства социалистического общества в СССР – нашло выражение в синтезе архитектуры и скульптуры. Бронзовые фигуры, установленные в низких углах арочных проходов, были выполнены известным скульптором Матвеем Манизером.

Семьдесят шесть скульптурных изваяний, изображающих советских людей (от революционного рабочего с бантом на груди до пограничника с собакой, особенно полюбившейся москвичам и гостям столицы), емко и точно развивают идею завоевания, построения и защиты советской власти. Торжественному настроению станции отвечает и ее богатая облицовка из черного, красного, светло-золотистого, белого и серого мрамора.

На торцевой стене центрального зала станции «Площадь Революции» был установлен барельеф «Ленин и Сталин» – к этой композиции Манизера сходились все скульптуры. Однако после войны барельеф с изображением вождей сняли, поскольку торцевую стену пришлось разбирать для открытия второго выхода.

Стальная кофта Маяковского

Еще большую известность получила «Маяковская». Это первая в мире станция глубокого заложения, свод которой держится не на массивных столбах-опорах, а на легких колоннах. Благодаря спроектированной Душкиным более совершенной конструкции сводчатого потолка нагрузки окружающих грунтов распределились равномерно, что позволило создать большой зал, в котором вместо громоздких пилонов появились элегантные, стройные колонны.

Новаторскими для своего времени оказались и детали оформления «Маяковской». В украшении колонн привычный мрамор Алексей Душкин дополнил промышленным материалом – профилированными лентами из нержавеющей стали. Изготовленные на авиационном заводе стальные ленты, обтекающие колонны, словно отдавали должное своеобразной технической эстетике индустриализации, поражающей функциональностью и простотой.

Стальная кофта Маяковского – так назвали эту станцию москвичи. Она будто бы вслед за поэтом призвана была воспевать величие советской страны.

Особая гордость «Маяковской» – 35 мозаичных панно из смальты, изготовленных по эскизам известного советского художника Александра Дейнеки. «Сутки Страны Советов» – такой темой, по задумке живописца, объединялись пестрые сюжеты: от лирических «Подсолнухов» и «Самолетов и цветущей яблони» до прославляющих физкультуру и спорт «Прыжков в воду».

1415299746_035«Маяковская». Автор эскизов для мозаичных панно этой станции – художник А.А. Дейнека, характерной чертой работ которого было изображение стремительности движения

Дейнека считал, что «мозаикой надо пробить толщу земли в сорок метров», то есть чтобы пассажир благодаря мозаичным картинам забыл про колоссальные перекрытия, под которыми он находился, и почувствовал себя «легко и бодро в этом подземном дворце». Однако 11 сентября 1938 года, когда станция была открыта, оказалось, что ожидания художника не оправдались.

«Архитектор размельчил купола и запроектировал их слишком глубокими, с двойным куполом, благодаря чему мозаики, скрытые первым куполом, прячутся от зрителя. Масштабы каждой из них малы для высоты, на которой они висят», – сетовал Дейнека.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

kiga_chto_pochitat

ЧЕЧУЛИН Д.Н. Жизнь и зодчество. М., 1978;***НЕНАРОКОМОВА И.С. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., 1987.

Не вокзал, а дворец

 «Комсомольская» Сокольнической линии, «Охотный Ряд», «Киевская» Филевской линии, вестибюль станции «Динамо» – все эти метропроекты связаны с творчеством архитектора Дмитрия Чечулина.

Чечулин вспоминал, что с самого начала работы над проектом «Комсомольской», которая в числе первых станций была открыта 15 мая 1935 года, ему стало ясно, что она не может явиться для пассажиров «обыкновенным вокзалом», а должна производить впечатление «дворца молодежи». Почему?

«Да потому, – объяснял архитектор, – что строители ее в основном молодые. К этому обязывало и название – «Комсомольская». А комсомол – это молодость, порыв, радость, это пути к будущему. Поэтому и задумана была станция в нарастающих, динамических пропорциях».

Интересных решений тут оказалось немало. Например, легкие балконы вдоль боковых стен станции. С одной стороны, они дополнительно разгружают входы и выходы, а с другой…

«Представьте на минуту, что их нет – этих галерей-балконов. И как не бывало сразу той торжественности, приподнятости, выразительности, которую сообщают они залу станции», – отмечал Чечулин.

Кроме того, он задался целью «поднять воздух», как говорят архитекторы. То есть сделать потолок станции объемным, кессонированным. По словам Чечулина, «кессоны – архитектурно оформленные потолочины, заполняющие промежутки между балками горизонтального перекрытия или ребрами свода, – зрительно раздвигают пространство станции по вертикали».

PXI 5900Одной из архитектурных находок станции «Комсомольская» Сокольнической линии стали легкие балконы вдоль боковых стен зала

Оформление карнизов и кессонов требовало особых навыков работы, а значит, и специальных рабочих – модельщиков и лепщиков, которых среди строителей метро было тогда очень мало.

«Да и те, что у нас работали, – рассказывал Чечулин, – имели дело главным образом с гипсом: лепили сначала модель из глины, потом с нее делали клеевую форму, в которую заливали гипс. Но в метро гипс использовать нельзя: он хрупок и гигроскопичен. Необходимо было применять бетон особой марки, работать с которым умели не многие. Что делать? Собрал я комсомольцев.– Ребята, – обратился я к собравшимся, – давайте подумаем, как нам быть. Это же ваша станция, комсомольская! Нет лепщиков – давайте вместе учиться работать.

И тут же на месте организовал своеобразный производственный ликбез. Нашлись энтузиасты, в короткие сроки овладевшие премудростями профессии. Не все поначалу ладилось: то заливка не удавалась, то детали раскалывались. А потом дело пошло. И наготовили столько лепнины, что еще на три станции хватило бы. Такое было увлечение работой…»

0_7551f_8a609a60_XXLМайоликовое панно «Метростроевцы» для станции «Комсомольская» создал художник Е.Е. Лансере

Пробивать, убеждать и доказывать!

Создавая «приветливое и радостное пространство» станции, Чечулин добивался верных пропорций в расположении балконов и лестничных маршей, экспериментировал с цветом мрамора: так, на отделку колонн пошел золотисто-розовый, с зеленоватыми и красными прожилками, крымский мрамор чоргунь.

Но чем завершить метровой ширины колонны? Какими будут капители? Где достать дефицитнейшую бронзу, чтобы поверхность задуманных капителей была именно цвета утренней зари? Множество вопросов возникало у молодого архитектора…

00cc0e1045313e1e0d0b5296c4cadbdf716cc7a0Проект станции «Красные ворота». Архитектор И.А. Фомин

А еще была мечта – сохранить память о подвиге метростроевцев. И помог ему в этом опытный художник – академик Евгений Лансере. Вот как это произошло.

«Я наблюдал за героическим трудом комсомольцев с первого дня, – спустя годы рассказывал Дмитрий Чечулин, – и напряженно думал, как запечатлеть их образы. Вспомнил о Лансере, которого хорошо знал. Пригласил его побывать в шахте и в открытом котловане. Он приехал. С этюдником и альбомами. Сразу же загорелся.Художник-монументалист Евгений Евгеньевич, немолодой уже человек, работал с комсомольским задором… Лансере принял предложение создать живописное керамическое панно на тему строительства метро и принялся собирать материал…

Вскоре были готовы рабочие эскизы. Показали их Щусеву. Тот посмотрел, прошелся кое-где акварелью и одобрил. Но одно дело – сделать эскизы на бумаге, а другое – воплотить их в жизнь. И керамика, и фарфор, и майолика были по тем временам материалами редкими. Не было нужных красителей. Приходилось ездить по заводам, пробивать, убеждать, доказывать, что задуманное нами можно и нужно выполнить…

На одном из московских заводов рождалась монументально-декоративная композиция «Строители метро». Отдельные части панно были здесь подвергнуты обжигу. За день до пуска станции Лансере закончил установку своей замечательной работы, ставшей ныне классикой советской монументальной живописи».

Чечулин не раз отмечал, что архитекторы и строители 1930-х годов рассчитывали в первую очередь на собственные силы, средства и возможности. Многое приходилось изобретать на ходу, творческая инженерная мысль вдохновляла на поиски новых идей и подсказывала решения. Чечулин рассказывал, например, что во время резки и шлифовки мрамор часто раскалывался и давал много отходов. И вот когда на «Киевской» велись отделочные работы, он попросил, чтобы все осколки мрамора отдали ему. Именно из тех осколков были сделаны мозаичные панно на стенах и полах – таким образом, расчет на собственные силы и имеющиеся под рукой средства полностью себя оправдал.

bda92020d2a6Проект станции «Киевская» Филевской линии. Архитектор Д.Н. Чечулин

«Московское метро закладывало основы советской культуры поведения в общественных местах. Сама обстановка на станциях не допускала расхлябанности, недисциплинированности, нечистоплотности. Идеальный порядок в подземных залах, выложенных шлифованным камнем, заливающий станции метро свет, фарфоровые с чугунным основанием урны для мусора – все это привело к рождению чистоты и строгого порядка, этой основы бытовой культуры», – размышлял архитектор Чечулин об этике и эстетике Московского метрополитена.

Ритмы исторической памяти

А что же старые мастера? Их участие в проектировании первых станций метро не менее значимо. Один из выдающихся архитекторов первой четверти ХХ столетия академик Иван Фомин завершил свою творческую биографию работой над оформлением «Красных ворот» и «Площади Свердлова» («Театральная»).

́ᙥ†_Т•†ва†Ђм≠†п_1Станция «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») – один из проектов выдающегося архитектора И.А. Фомина

В облике станции «Красные ворота» ему удалось сохранить историческую память о снесенных в 1928 году Красных воротах – первой триумфальной арке, существовавшей в Москве с начала XVIII века.

«Стремясь связать станцию с ее местом в городе, Фомин задумал запечатлеть в камне название «Красные ворота», избрав в качестве основного цвета красный. Пилоны, облицованные темно-красным грузинским мрамором шроша, выглядят мощными монолитами», – отмечала исследовательница московского метро Н.А. Пекарева.

Прогуливаясь по станции, можно заметить интересную вещь. С одной стороны, архитектор стремился сообщить подземным залам черты монументальности и силы, а с другой – преодолеть тяжелую массивность. Разделяя каждую конструктивную опору на три вертикальных элемента, Фомин словно полемизировал с собственной идеей монументальности, обогащая, по словам Пекаревой, «ритмическое построение интерьера», придавая архитектурному пространству «перспективность и масштабность».

В проектировании «Красных ворот» участвовал и известный теоретик и практик конструктивизма Николай Ладовский: им был создан наземный павильон станции – этого «огромного портала, выведенного на поверхность».

А для «Дзержинской» (ныне «Лубянка») Ладовский спроектировал перронный зал, особенностью которого стала… «тоннельность». По словам историка советской архитектуры Селима Хан-Магомедова, Ладовский – «единственный из авторов первых станций метро, кто не стал выпрямлять кривизну стен архитектурной декорацией, а даже, наоборот, подчеркнул эту кривизну, прогнув ритмически расположенные вдоль перрона предельно упрощенные пилястры».

Moscow, platform of the Dzerzhinski Square subway station (ca. 1935)Для станции «Дзержинская» (ныне «Лубянка») архитектор Н.А. Ладовский спроектировал «тоннельный» перронный зал

Одно из оригинальных решений Ладовского – активное использование цвета в качестве средства визуальной коммуникации. Основные направляющие линии «пассажиропотока» обозначались в раскрасках пола (что помогало пассажирам ориентироваться), а черный цвет потолка боковых тоннелей усиливал выразительность светящихся надписей.

Время смелых архитектурных экспериментов продолжалось вплоть до 1941 года, а с началом Великой Отечественной войны московское метро ожидали новые, нешуточные испытания.

Василий Цветков,доктор исторических наук

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

kiga_chto_pochitat

ЗИНОВЬЕВ А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. М., 2011;***Московское метро. Подземный памятник архитектуры / Сост. И.В. Чепкунова, М.А. Костюк, Е.Ю. Желудкова. М., 2016.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Московские метростроевцы. - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фтоискусство, хобби, холодная война, художники, церкви, церковь, цирк, чиновники, школа, экология, экономика, эмиграция, этикетки, юмор, я служил в армии

18th-Feb-2016 08:32 pm (UTC)

18th-Feb-2016 08:39 pm (UTC)

Первая ветка метро была очень сложной по геологическим условиям строительства.

Она и сейчас доставляет много забот в плане обслуживания и ремонта.

18th-Feb-2016 08:43 pm (UTC)

но люди-то старались. и это делало их счастливыми)

18th-Feb-2016 09:01 pm (UTC)

Так я об этом и говорю.Более того, если вспомнить уровень технологий и оборудования 1930-х, тоони совершали настоящие трудовые подвиги.

19th-Feb-2016 04:47 am (UTC)

18th-Feb-2016 08:38 pm (UTC) - Московские метростроевцы.

18th-Feb-2016 10:32 pm (UTC)

19th-Feb-2016 02:49 am (UTC) - Московские метростроевцы.

19th-Feb-2016 05:06 am (UTC)

Вот были же Люди! ...и вдруг все стали сумашедшеми...

foto-history.livejournal.com

Женская история (фото, видео, документы)

Они строили станцию "Владыкино" на Тимирязевской линии.

На снимке: строители СМУ-3 Ф.В.Загертдинова, В.Н.Калинкин, Ю.И.Михайлов, Т.М.Ведехина, В.Д.Матвеев, Э.Г.Усманов

Фотомонтаж В.Савранского

Вся жизнь Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой связана с Метростроем. В 1933 году она пришла сюда совсем юной девчонкой по путевке Ленинского комсомола. Землекоп, проходчик, бригадир стахановской комсомольской бригады чеканщиков, начальник смены, участка, первая женщина - начальник шахты, заместитель начальника Московского Метростроя - таковы вехи биографии этой легендарной женщины.

Одновременно с работой под землей - занятия парашютным спортом, потом учеба в институте, большая общественная работа как депутата Верховного Совета СССР.О родном коллективе, о жизни комсомольцев тридцатых годов, о своих коллегах-первопроходцах вспоминает сегодня Татьяна Викторовна Федорова...

В день рождения нашего славного коллектива Московского Метростроя, родоначальника отечественного метростроения, я от имени совета ветеранов войны и труда сердечно поздравляю прежде всего тех, кто был в числе первопроходцев, кто в далекие тридцатые годы по зову сердца пришел на эту неизведанную стройку, в тяжелейших условиях провел свою юность под землей и посвятил всю свою жизнь этой трудной, но такой нужной людям профессии.

Мне хотелось бы поздравить всех, кто сегодня носит гордое м почетное имя "метростроевец", и пожелать всем доброго здоровья, творческой энергии, успехов в нелегких подземных делах и, конечно же, свято хранить традиции родного коллектива. ...Молодым трудно поверить, - но это нужно знать и помнить: когда советской власти было всего 14 лет, страна была бедна, промышленность только набирала силу, - в июне 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве метрополитена в Москве.

Когда будете в Сокольниках - загляните во двор дома № 13-а по Русаковской улице и вчитайтесь в слова, высеченные на мраморной плите, что укреплена на вентиляционном киоске. Там сказано "На этом месте в 1931 году была заложена первая шахта Метростроя. Здесь началась борьба за строительство лучшего в мире метро.

Да, это была поистине борьба всей страны за первый советский метрополитен, которая увенчалась прекрасным финишем - 15 мая 1935 года зажглась символическая буква "М". Юный проходчик Гриша Костров написал свои первые стихи, посвященные этому событию. 

На всю страну гремела трудовая слава бригадиров-проходчиков Коли Краевского, Вазыха Замалдинова, Лени Яремчука, Василия Полежаева, Сережи Алтунина, Бени Катаманина, Саши Владимирова, Федора Ракитина, Николая Лушника. От ребят не отставали и девушки: Соня Киеня, Дора Кривцова, Оля Помялова, Соня Ибрагимова, Оля Устинова, Оля Фролова, Тоня Шелепаева, Зина Максакова и другие.

Бригадир Т.В.Федорова и начальник смены Н.Е.Черкасов. 1936 год.

"Прошли десятилетия, комсомольцы шахты "Охотный ряд" стали седыми руководителями строек, учеными, военными. 

Мы собираемся несколько раз в году - все, кто остался в живых. "Лордом-хранителем истории" мы назначили инженера Лелю - она знает все о товарищах. Как говорится, созыв - за ней. К ней же пересылаются все письма бывших метростроевцев, пытающихся наладить связь со своею юностью" - так писал поэт Евгений Долматовский в книге воспоминаний "Было". 

Ольга Дебольская-Фролова, или, как ее звали в бригаде, Лелька, стала прототипом героини популярного фильма "Добровольцы". Сегодня мы знакомим читателя с фрагментами воспоминаний этой знаменитой метростроевки, опубликованными несколько лет назад в журнале "Молодая гвардия". 

Вспоминает Ольга Дебольская-Фролова:...1 мая 1934 года мы, метростроевцы, гордые и счастливые, шли на Красную площадь. Мы строили первые пути подземной электрической дороги в Москве. 

Метрополитены уже были в капиталистических странах, но мы хотели сделать нашу подземку - самой красивой, самой удобной в мире, намного лучше, чем в Париже, Лондоне или Мадриде. Буржуазные специалисты не верили, что мы сможем построить свое метро или уверяли, что мы будем прокладывать линии очень долго. 

На подходе к Красной площади колонна демонстрантов остановилась, люди стали танцевать. Меня подхватила подруга - метростроевка Рая Дударева. Вдруг к нам подбегает Паня Маслова и размахивает газетой: 

- Лелька, Женя про тебя написал! 

Разворачиваю "Комсомолку" и вижу свое имя в заглавии стихотворения "Лелька", а под ним подпись Евгений Долматовский. Женя работал, как и я, откатчиком в нашей бригаде и был моим одногодком. Мы вместе толкали вагоны, груженные породой, вместе орудовали лопатой. Физическая сила была тогда главным достоинством метростроевца, почти все работы выполнялись вручную. Женя был парнем далеко не богатырского сложения, но мы любили его за то, что он писал стихи. 

Шли по колено в черной воде, 

Породы вынули сколько... 

И вместе с бригадой всегда, везде 

Была проходчица Лелька. 

И дальше все шло про мое горе и мытарства...

А история была такая. Вернее, предыстория этого стихотворения. Я действительно "в первую тыщу пришла на метро" - была в числе первых, потом к нам присоединились еще две тысячи комсомольцев, затем - десять тысяч. Со всей страны ехали добровольцы, и вскоре армия строителей стала 70-тысячной. 

Я волжанка, из села Черный Затон. В Саратове закончила семилетку, потом ФЗУ, вступила там в комсомол и приехала к сестре в Москву. Однажды прочитала в газете, что в Москве будет строиться дорога под землей. Пошла в райком комсомола и попросила путевку на Метрострой. 

Напротив Большого театра возвышался копер. У входа на участок стоял макет из фанеры, изображающий комсомольца в резиновых сапогах - "метроходах", резиновом шлеме и с отбойным молотком в руках. Здесь была комсомольская шахта №12, которая получила название Краснознаменной. Отсюда вели туннель от площади Свердлова к площади Дзержинского. 

Мы, девчата, ни в чем не уступали парням, даже в физической выносливости. Видимо, бригадир Коля Краевский, понял это и разрешил работать в шахте. Там и правда девушкам было нелегко: сыро, грязно, душно. Основное орудие - лопата. С трудом отработав свою смену, я вылезла из шахты, чумазая, и мокрая до нитки Наверху меня ждала мама увидев - заплакала. Ничего, мама, привыкну. И привыкла. Вскоре я стала работать проходчицей. Краевский был прекрасным организатором, настоящим вожаком. Энергия в нем била ключом. Он добивался, чтобы мы были не только хорошими работниками, но и настоящими людьми. В нашей комсомольской бригаде не было пьяниц, а значит, и прогулов. С появлением под землей девушек исчезли и грубые выражения. Коля доставал для нас интересные книги, увлекал спортом. В соревнованиях по лыжам я не раз выходила победителем по Метрострою, во Всесоюзной спартакиаде завоевала первое место в заплыве на сто метров, я ведь выросла на Волге...

Жили мы в общежитии, недалеко от Киевского вокзала. Питались вместе, не считая, кто сколько заработал, и вещи приобретали сообща. В нашей комнате было двенадцать девушек. Купим одно платье на всех и носим по очереди... Теперь это смешно, а нас ничуть не огорчало. Только дружба крепче была. Радость вместе, печаль - вместе, и задача у всех одна - как можно больше сантиметров пройти за смену. 

...Наш участок считался самым сложным. Над нами протекала Неглинка, загнанная в трубу. Кругом песок с водой, как кисель. В плывуне работать обычным способом стало невозможно. Тогда на шахту привезли обычный щит, купленный специально для нас. На нем предстояло работать нашей бригаде Мы радовались, изучали новую технику. Но вдруг мне говорят: 

- Тебя на щит не берут. Там сжатый воздух. Врачи запрещают. 

От физической работы я окрепла, мускулы были такие, что стеснялась ходить с открытыми руками И такое решение! 

Я с досады обругала Краевско-го, но он сказал: "Да разве я против? Главный инженер запретил". Пошла к заместителю начальника Метростроя Егору Трофимовичу Абакумову - старому шахтеру, человеку отзывчивому, доброму. Но и он не помог. Врачебная комиссия разрешила мне работать в бригаде нагнетальщицей цементного раствора...

Английский щит заработал в начале апреля 1934 года, а через месяц наши заводы собрали свой щит - советский. В шахте работали два щита. И началось соревнование двух знаменитых бригад - Коли Краевского и его ученика Коли Лушника. 

По нормам иностранных специалистов на щите можно пройти в сутки 0,75 метра, а мы вскоре давали 3 метра! У входа в шахту висела доска с показателями, которые интересовали нас тогда больше всего: чья взяла? Поднимаешься наверх - и к доске. 

Мы бились за каждый сантиметр, хотя работа была нелегкой. На откатке электровозов, как сейчас, не было, вагоны катали сами. В мае 1935 года мы закончили пролет Площадь Свердлова - Площадь Дзержинского. Завершилось сооружение всех станций первой очереди метро. Под землей пошли поезда! 

За активное участие в строительстве метрополитена московский комсомол был награжден орденом Ленина. Нас, можно сказать, носили на руках. Из разных концов страны метростроевцам шли подарки. Один завод прислал нашей бригаде велосипеды. 

...31 августа 1935 года забойщик донецкой шахты Алексей Стаханов выполнил за смену 14 норм. Это был мировой рекорд производительности труда. Метростроевцы поехали в Донбасс учиться. От каждой бригады послали по человеку. Из 16 метростроевцев я была единственной женщиной. Каждый из нас поработал в забое со Стахановым, познакомился с новым методом организации труда. Вернувшись, мы перестроили свою работу и тоже начали ставить рекорды. 

В том же году М.И.Калинин вручал нам Почетные грамоты ВЦИК. Пожимая руку, он беспокоился, не отразится ли работа под землей на здоровье женщин, будет ли у нас потомство. "Как рожу ребенка - сообщу", - пообещала я. "Обязательно сообщи" - наказал Михаил Иванович. Сообщить я, конечно, постеснялась. Я вышла замуж за проходчика нашей бригады Кирилла Дебольского и благополучно родила дочку. Потом у меня появился сын, затем - дочь. Двое моих детей тоже работали на строительстве метро. Сейчас у меня внуки... 

В 1957 году кинорежиссер Юрий Егоров по сценарию Долматовского снял фильм "Добровольцы" Режиссер и киноактриса Быстрицкая, исполнявшая роль Лельки, долго беседовали со мной. Фильм получился, я считаю, правдивым. Хорошо показана дружба метростроевцев - бескорыстная, душевная. Конечно, Лелька - образ собирательный...

Метрострой стал для нас школой мужества. Здесь мы действительно нашли "бесценной дружбы и счастья клад". Каждый год в мае мы встречаемся там, где была шахта №12 - приходят те, кто жив и здоров... 

И когда вы, молодые друзья, спускаетесь в метро и мчитесь в самые дальние районы столицы, вспомните о тех, кто прокладывал эти подземные пути!.. 

На снимках вы видите знаменитых метростроевок, трудившихся плечом к плечу рядом с мужчинами. Вверху - Дора Кривцова, внизу - Соня Киеня.Участники метростроевского аэроклуба

womantory.livejournal.com

Соцреализм в метро: Партизанская - Смоленская

Московское метро продолжали строить и в годы Великой Отечественной войны. В самые тяжёлые периоды недостроенные подземные объекты использовались как бомбоубежища, но уже в 1943 году продолжилась проходка тоннелей и в 1944 году открылся участок от Курского вокзала до Измайлово. Оформление этих станций посвящено теме боевых подвигов советских воинов и героическим будням тружеников тыла.

Станция, которая сейчас называется "Партизанская", открыта 18 января 1944 года.Прежние названия: "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (1944—1948), "Измайловская" (1948—1963), "Измайловский парк" (1963—2005)

Фото вверху: 1944 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/21347

Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» или «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку во время проведения спортивных мероприятий.

На станции установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина, на площадке между лестницами скульптурная группа «Партизаны». Автор скульптур М.Г.Манизер.

На путевых стенах размещены рельефные керамические плитки с изображениями советского оружия.

1947 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/24521

Отвлекаясь от темы интерьеров метро, можно упомянуть и о станции-призраке на Арбатско-Покровской линии. Наземная станция "Первомайская" была открыта 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»), но уже в 1961 году закрыта. Сейчас её помещения входят в состав депо, платформа разобрана, но сохранилась отделка. После закрытия в вестибюле был оборудован актовый зал депо.

Метро "Первомайская". 1955-1960 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/22204

Наземный вестибюль 1954-1955 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/52332

Следы от букв названия станции были закрашены совсем недавно (фото внизу). Любопытно, что закрытие действующей станции не единичный случай в Москве: ещё одна наземная станция - "Калужская" - принимала пассажиров с 1964 по 1974 год и была заменена ныне существующей подземной "Калужской".

Станция "Семёновская" открыта 18 января 1944 года под названием "Сталинская". 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/38937

В 1944 году на станции была установлена созданная Г.Д.Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Работа, изображающая вождя с девочкой на руках, была изготовлена в 1936 году после растиражированных по всему Союзу пропагандистских фотографий Сталина вместе с шестилетней Гелей Маркизовой. Спустя год отец этой девочки был арестован и позднее расстрелян как враг народа, а вместо Гели стали указывать пионерку-стахановку Мамлакат Нахангову. После разоблачения культа личности Сталина скульптура была удалена из метро.

На торцевой стене станционного зала орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!»

На путевых стенах чеканные бронзовые щиты с изображением образцов оружия и портреты советских воинов. В оформлении станции участвовали скульпторы В.И.Мухина, Н.К.Вентцель, С.Л.Рабинович, художник В.П.Ахметьев.

Станция "Электрозаводская" открыта 15 мая 1944 года. 1950 год: https://pastvu.com/p/52128

На улице в нише здания вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М.Г.Манизер).

1950 год: https://pastvu.com/p/22168

На стенах кассового зала размещены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: русского учёного Михаила Ломоносова, русского изобретателя-электротехника Павла Яблочкова, изобретателя радио Александра Попова, английского физика Майкла Фарадея, американского учёного и политика Бенджамина Франклина, английского физика Уильяма Гильберта.

На пилонах станции высечены из белого мрамора скульптурные группы, иллюстрирующие труд работников промышленности и сельского хозяйства (скульптор Г.И.Мотовилов). Сейчас на станции осталось 12 барельефов, ещё два были демонтированы во время переустройства центрального зала. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались.

Станция "Бауманская" открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В итоге трассу спрямили и вместо четырёх станций после "Курской" осталась всего одна - "Спартаковская", - переименованная в "Бауманскую".

На фасаде здания вестибюля расположены рельефные изображения солдат на фоне панорамы Красной площади.

Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович) и высечена цитата И.В.Сталина об армии. По городской легенде, в панно "Слава Советской армии" художник замаскировал три православных крестика.

Турникетов ещё нет, контролёры отрывают корешки у билетов.На фото вверху 1950 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/38007

Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году фрагмент знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем Ленина, но его взор направлен уже в другую сторону.Сталин ещё на месте: http://oldmos.ru/old/photo/view/23929

Ленин посмотрел направо, теперь смотрит налево.

1944 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/37650

Оформление станции должно было быть посвящено восстанию Спартака, но в окончательном варианте в нишах угнездились не гладиаторы, а советские люди - «Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате» и «Летчик» «Командир», «Партизанка«, «Рабочий», «Конструктор» (скульпторы В.Андреев, О.Андреева, и С.Кольцов). Скульптуры были сделаны из гипса, в 1950-е годы их тонировали под бронзу.

На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях.

Станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Круглый наземный вестибюль (архитекторы О.А.Великорецкий, А.Ф.Стрелков) снаружи украшен четырьмя медальонами с изображениями российских воинов.

В торце станционного зала можно увидеть (скульптор Г.И.Мотовилов), посвящённый защитникам Родины.

Интересные сведения из истории столичной подземки можно узнать из книг: А.Н.Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011.Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "КИЕВСКАЯ"...

anothercity.livejournal.com

| Коминформ | Рабочие и крестьяне в СССР (живопись) |

Руки рабочих,Вы даёте движенье планете!Руки рабочих,Мы о вас эту песню поём!Руки рабочихСоздают все богатства на свете,Землю родную вдохновляя трудом!

ПРОБЕЛ - м

Котов Петр Иванович (1899 — 1953) «Столяр первого разряда» 1950

ПРОБЕЛ - м

Кондулуков Сергей Никитович «Маляр» 1994

Левитан А. «Обмен опытом»

Тартаковский И.И. «В цеху» 1956/800/600/http/www.imageup.ru/img202/1394226/10.jpg

Тартаковский И.И. «У станка» 1956

Ермолин Р.Н. «Швея-мотористка» 1968Всё, что хорошего в мире от века,— Всё это дело рук человека! Руки! О многом они говорят! Глаз только видит, а руки творят.

Друзей обнимаем ли, вслед ли им машем, Лепим ли, строим ли, пишем ли, пашем, Дружим ли с космосом, с лесом, с рекою — Руки творящих не знают покоя.

Руки людские, рабочие руки, Я вас целую тысячу раз. Здравствуйте вечно, рабочие руки! Вас воспеваю! Славлю я вас!

Киримизе Жанэ

Котов Петр Иванович (1899 — 1953) «Шахтеры»

Александр Нора Михайловна–Менделевна (1916 — 2005) «На фабрике «Большевик»» 1954

Боим Соломон Самсонович (1899 – 1978) «Молодой печатник» 1947

Котов Петр Иванович (1899 — 1953) «Рабочий»

Раздрогин И.А. «Крановщица» 1962

Степанов Иван Григорьевич (1934, Витебск) «Чертежники» 1967

Рудольф Нехмер «Электросварщик» 1949

Боим Соломон Самсонович (1899 – 1978) «Маляр» 1965

Г. Сатель «На строительстве гостиницы Украина» 1950

Трофимов Викентий Павлович (1878 — 1956) «Передышка» 1949

Фролов Константин Петрович (1918 — 1997) «Cтаночница» 1960-e

Титов Ярослав Викторович (1906 – 2000) «Новый квартал» 1967Над дымкою садов светло-зеленых, Над улицей, струящей смутный гам, В закапанных простых комбинезонах Они легко восходят по лесам.

И там, на высоте шестиэтажной, Где жгут лицо июльские лучи, Качаясь в люльке, весело и важно Фасады красят, ставят кирпичи.

Всеволод Рождественский, 1946

Я.Ю.Крыжевский «Бело-голубой день» 1976

Юрий Пименов «Район завтрашнего дня»

Е.А.Галунов «Новый район Ленинграда» 1974

В.Н.Скобеев «Чайки над Камой» 1973

М.И.Самсонов «Утро БАМа»

И.И.Бродский «Ударник Днепростроя» 1932

Е.Е.Лансере «Проходка шахты метро» 1935

В.В.Иванов «Строители тракторного» 1976

Ю.М.Непринцев «Метростроевцы — проходчики» 1959

Р.Н.Баранов «С высоты портового крана» 1974

П.И.Котов «Портрет Е.К.Михеевой» 1947

А.Р.Паркосадзе «На строительстве БАМа»Если брезжит зорька ясная, Значит, будет день хорош, В куртке старой и промасленной На работу ты идешь.

И в такое утро ранее Шаг твой громкий будит всех. Нет на свете выше звания, Чем Рабочий Человек!

Корабли плвут под звездами, Гордо высятся мосты: Это все не богом создано, Это сделал только ты!

Ты построил эти здания, Ты направил русла рек, Нет на свете выше звания, Чем Рабочий Человек!

Ты, любя родную сторону, Так решил на свете жить, Чтоб людское счастье поровну На планете разделить! Никакие испытания Не сломят тебя вовек, Нет на свете выше звания, Чем Рабочий Человек!

Михаил Матусовский

Картины

communist-ml.ru

Станция Нарвская. Детали. - СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Из недавней поездки в Петербург привез эмоции и фотографии тамошнего метрополитена. Разумеется больше всего меня интересовала первая очередь метрополитена - "сталинская". Конечно невозможно было не обратить внимания на станцию Нарвская - центральную, без сомнения самую парадную станцию. Название "Нарвская" ей было получено в честь Нарвских триумфальных ворот, стоящих на площади, на которую выходит вестибюль. По проекту она должна была носить наименование "Сталинская", поэтому авторы постарались сделать её максимально красивой. За основу, судя по всему, ими была взята одна из лучших станций третьей очереди московского метро - Электрозаводская, которая получила Сталинскую премию. Это было явным акцентом, что станцию "наверху" понравилась. Ряды необычного освещения в виде круглых плафонов здесь были заменены на "световоды" - лампы, заключенные в хрустальные продольные плафоны. Фриз очень красиво оформлен темно-красной смальтой с золотой лавровой гирляндой. Просто отличное сочетание цветов!

Торец станции по всем канонам "Сталинского метро" был украшен смальтовым панно. Мозаикой была выложена картина художника Герасимова "Сталин на трибуне". Красная смальта знамен на панно и фриза составляли красивую композицию.

На заднем фоне мозаичное панно.

Мозаичное панно в торце "Сталин на трибуне".

В 1961 году после окончательной десталинизации панно было демонтировано. Хотя некоторые источники утверждают, что оно сохранилось - я всё же не склонен верить в такие байки. Прежде чем в аванзале торца разместился служебный линейный пункт - стена была закрыта мрамором, что подтверждает фотография:

Пустая торцевая стена на Нарвской в 1960-х годах.

Современный вид станции. Торец занят служебным помещением.

Необыкновенной красоты фриз!

Парадная эмблематика на вентрешетке. Венок из дубовых листьев, в центре символ державы - серп и молот.

Барельефы на пилонах Электрозаводской здесь были превращены в горельефы на углах пилонов, позволив украсить перспективу центрального зала. Пассажир смотря по продольной оси - видит все горельефы, что создает ритмику между пилонами. На первом плане горельеф превращен практически в круглую скульптуру, фигура буквально выходит из стены, что действует на зрителя. Рельеф сделан из гипса, хотя ясно, что это мера временная и они должны быть мраморными. Но борьба с излишествами пришла внезапно.

Всего горельефов выполнено 48, среди них 12 различных тем. Каждая из них посвящена народу: труженикам или военным.

Монументальность станции подтверждает её статус "центральной" среди других станций первой очереди. Она должна была соответствовать "важному" наименованию. В наземном вестибюле тоже много интересных вещей, но об этом надо написать отдельно.

ru-sovarch.livejournal.com


Смотрите также