28. Понятие картины мира и её виды. Картина мира


Картина мира - это... Что такое Картина мира?

- существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи - это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия - это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта.

Человек в системе познания является понятием первичным - субъект познающий. Весь окружающий мир  человек (сознание человека  ?) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т.п.), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации. Перед философами всегда стоял вопрос о начальной точке отсчета: что есть в мире такого по поводу которого мы можем не сомневаться, что это действительно существует. Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Это действительно то, в чем человек может не сомневаться. Все остальное необходимо подвергать сомнению. Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно? Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств,  его интеллект и в системе его познания он является первичным. Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен.

Нет субъекта познания - нет и объекта познания. Это очевидно, причем именно с точки зрения материализма, так как без субъекта не существует и само познание. Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии). Заблуждения материалистов, нападающих на идеалистов, в большинстве случаев заключались в том, что ими опускалась такая вещь, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятия  субъект и объект,  без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное вычленение дискутирующими сторонами рассматриваемых систем. Имеет место обычная "игра слов". Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания. В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами. В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов.

Вещи существуют независимо от познающего субъекта и являются самодостаточными, то есть они или есть или их нет. Понятия определяются особенностями человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий, нужных именно интеллекту в их иерархии. При этом человек "видит и определяет" в мире как те вещи, которые действительно существуют, например, Вселенную, планету, дерево камень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни: погода, куча зерна, роща, лес, брат или сестра, экономика, биосфера и т.п.

В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она?). С точки зрения наук (философии и др.) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта).

В нашем представлении картина мира  такова: существуют пространство и время,  заполненные материей (вакуумом, обладающим определенными свойствами, которые необходимо еще изучать и изучать), под действием (влиянием) времени (или чего-то иного) в материи возникают или исчезают напряжения, волны (в том числе и стоячие) - появляются поля и вещество, (простые системы) обладающие определенными свойствами. Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний). Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущее состояние (причинно-следственная связь) , что является основой всех информационных процессов - прототипом памяти. Поскольку вещество и поля принимают все возможные состояния, то во Вселенной существуют области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро- и макроуровнях достаточно устойчивы - имеет место "опережающее отражение действительности"  в устойчивом структурированном мире, области, где существуют информационные системы. Дальнейшее изменение структуры мира в этих областях (в нашем случае на планете Земля) происходит уже под действием этих информационных систем, начинается их совместная эволюция (пространства и информационных систем) - возникает жизнь.

Ассоциативный блок.

Первоначально жизнь возникает в микромире.

Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.

ecological_problems.academic.ru

28. Понятие картины мира и её виды

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

studfiles.net

Картина мира - «Энциклопедия»

КАРТИНА МИРА, образ мира, модель мира (английский - world view, немецкий - Weltanschauung), система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.). Картина мира синтезирует представления (часто неосознаваемые) человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира составляет одну из основ культуры; целостность картины мира обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, искусство, а также рядом психологических механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «картина мира» разное содержание.

В языкознании широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов картины мира: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К. В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром и Б. Уорфом гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой картины мира (термин введён И. Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естественных языков (синтаксическое членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений и т.п.) выявляются их индивидуальные особенности (специфический характер таксономических систем, например, при обозначении цвета и др.).

Реклама

Реконструкция языковой картины мира (например, русской языковой картины мира в работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, А. Вежбицкой и др.) проводится на основании комплексного анализа ключевых (часто не имеющих эквивалента в других языках) понятий (смотри Концепт) того или иного языка и культуры. Другим распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи (например, уподобление спора войне, тоски - хищному зверю: «гложет тоска», «тоска заела», «тоска напала» и т.п.).

В антропологии термин «картина мира» начал широко употребляться с 1950-х годов под влиянием американского антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. Картина мира не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных картин мира: так, в традиционном обществе Редфилд выделял картину мира крестьянина и картину мира горожанина, или картину мира «школ и храмов» («большая традиция») и картину мира деревенской общины («малая традиция»). Эта концепция оказалась близка французской «истории ментальностей» (М. Блок, Л. Февр), делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох (смотри «Анналов» школа, Историческая антропология), немецкой «психологии народов» (В. Вундт) и «описательной психологии» (В. Дильтей), стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре (смотри Герменевтика). В русле этих идей выросли современные школы реконструкции картины мира людей других культур - в когнитивной антропологии и других направлениях культурной антропологии (например, бинарные оппозиции «сырое - варёное», «земля - небо», «белый - чёрный» и т.п. как базовые категории этнических картин мира в работах К. Леви-Стросса), культурологии (например, работы Ю. М. Лотмана о русском дворянстве 19 века, использующие в качестве источника такие символические системы культуры, как этикет или правила игр), истории (например, работы М. Фуко о становлении психиатрии, труды А. Я. Гуревича о средневековой культуре), исторической психологии и этнопсихологии.

М. Хайдеггер, подчёркивая исторический характер самого понятия картины мира, предполагающего дистанцию между человеком и миром (когда «бытие в мире» трансформируется в репрезентацию мира), считал невозможным говорить о «картине мира» традиционных культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, то есть как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении.

В психологии картина мира рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней (смотри Категоризация). Это многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: например, когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе (смотри Идентичность), нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки и т.д. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит картина мира; например, различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации картины мира, связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга (смотри Межполутарная асимметрия).

В российской психологии введённое А. Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим (встроенные в образ мира модели желаемого будущего и др.). Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и другие психические процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной картине мира. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами экспериментальной психосемантики.

В истории и методологии науки важное место занимает понятие «научная картина мира» - единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций различных естественных наук и выполняющая эвристическую функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять научный поиск. В основе научной картины мира лежит определённое мировоззренческое ядро (например, представление о «естественной» причинности, не допускающее возможности чуда), однако базовые представления, входящие в это ядро (научная парадигма), время от времени изменяются в результате научных революций (Т. Кун).

Первый этап научной картины мира представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во 2-й половине 17 века «механистической картины мира», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в конце 19 века), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (1-я половина 20 века) привёл к пересмотру этих представлений (например, под влиянием квантовой механики и теории относительности возникло представление о невозможности «объективного наблюдения» без учёта позиции наблюдателя; под влиянием концепции «большого взрыва» возникло представление о конечном времени существования Вселенной). Аналогичная смена парадигм происходила и в других науках; например, в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетическая теория эволюции и, наконец, получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая научная картина мира (установка многих учёных-гуманитариев нередко выражается афоризмом «карта - это не территория»).

Лит.: Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988; Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; World views, from fragmentation to integration. Brussel, 1994; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996; она же. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996; Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000; Языковое сознание и образ мира. М., 2000; Smart N. Worldviews: crosscultural explorations of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000; Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002; Naugle D. К. Worldview: the history of а concept. Grand Rapids, 2002; Кун Т. Структура научных революций. М., 2004; Аошуан Т. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М., 2004; Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004; Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004; Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб. и др., 2005; Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005; Вонсовский С. В. Современная естественнонаучная картина мира. М.; Ижевск, 2006; Языковая картина мира и системная лексикография. М., 2006; Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М., 2007.

А. В. Константинов.

knowledge.su

Картина мира

В работе

Эфироэлектрическая теория достигла, наконец, такого уровня развития, что позволяет приступить к созданию целостной картины мира. В настоящее время такая работа ведётся, промежуточные результаты периодически выкладываются в разделе "Картина мира".

Новости:

24.10.2017

24.10.2017

08.03.2017

08.01.2017

01.01.2017

     Самое существенное достижение науки каждого исторического периода - это так называемая картина мира, квинтэссенция знаний, созданная лучшими умами данной эпохи, и принятая за основу своего мировосприятия значительным количеством современников. Картина мира существовала уже у древних греков, как уверяют нас историки. В этой картине Земля была центром Вселенной, над ней располагались в различных вариациях небеса со светилами, над небесами же царил нематериальный эфир, обиталище богов. В рамках этой доисторической картины мира учёные работали фактически вплоть до появления таких могучих умов, как Декарт, Галилей, Ньютон. Их трудами была создана и постепенно овладела современниками новая картина мира, в которой бескрайнюю Вселенную заполнял вездесущий газоподобный механический эфир, а в нём плавали сравнительно редкие небесные тела. Земля уже не была центром Мироздания, но лишь рядовым небесным телом. В этой картине главенствовало механистическое восприятие мира, законы механики усматривались во всём и вся, и всё почиталось сводимым к механическим процессам и явлениям. Даже  открытие микромира, мира  834174867молекул и атомов только укрепило позиции механистической картины мира. Успехи термодинамики прозвучали как победные фанфары гению Ньютона, Галилея, Декарта. Как ни странно, но глубокое знакомство науки с электрическими явлениями мало затронуло в 19 веке механистическую картину мира. Её просто попытались распространить на эти явления. По сути, весь 19 век являет нам драматическую историю могучего умственного усилия, которое придприняло огромное число учёных мужей, дабы сохранить Ньютонову картину мира, вписав в неё при этом всю сумму заний об электричестве, электромагнитных волнах, а затем и о микроскопическом строении вещества, элементарных частицах. Поток новых фактов был столь стремителен, а попытки согласовать их со старой картиной мира столь неудачными, что к началу 20 века Ньютонова картина мира с треском рухнула, почти моментально (в исторических масштабах) уступив место новейшей, Эйнштейнианской картине. В этой картине мира эфир уже не упоминался, но зато царило пространство-время, четырёхмерный континуум, способный сам каким-то непостижимым образом "кривляться" под воздействием массивных тел и своими "кривляниями" изменять движение не только вещественных тел, но и электромагнитных волн, полей, света.

   В то же время в нижней части картины, в микромире сложились совершенно иные, но не менее фантастические представления: там царствовал Случай, и правила Неопределённость. Там Бог играл в кости, а объекты могли одновременно находится везде и нигде и притом не иметь размеров. Причём быстро выяснилось, что верхняя, космогоническая часть картины просто несовместима с нижней, микроскопической. Словно бы между ними существовала некая непреодолимая граница, некая стена жёлтого тумана. Этот распад научного мировоззрения оказал огромное влияние на всю науку 20 века и к его концу как из рога изобилия посыпались не просто те или иные частные альтернативные научные теории, а уже целые альтернативные куски картины мира. В начале 21 века не только некоторых учёных, но и многих людей, казалось бы далёких от науки, перестала устраивать та странная, раздвоенная, отвернувшаяся от здравого смысла и нормальной логики научная картина мира, которую мы всё ещё имеем сегодня, или которая имеет нас.

      Здесь мы предлагаем Вашему вниманию основы, фундамент с одной стороны "сверхновой" физической картины мира, а с другой стороны, картины очень "старой", элементы которой люди развивают веками и никогда не переставали развивать, даже во времена безраздельного господства совершенно чуждых взглядов и концепций. В этой картине мира вся Вселенная и погружена в электрический эфир, и состоит из него же, причём сам по себе этот эфир носит невещественный характер. Вещественность проявляется как возмущения этого эфира, нарушения его природного равновесия. Говоря философским языком, в этой картине мира нет ничего, кроме движущегося различным образом возмущённого эфира. Сам же эфир представляется вездесущей, невесомой, всепроникающей, безгранично подвижной диэлектрической средой. О внутреннем его устройстве установлено лишь то, что он являет собой диалектическое единство двух противоположностей, двух электрических континуумов: положительного и отрицательного. Кстати, если называть их Инь и Ян, то ничего особо не изменится.  И вещество и поле современной физики - лишь определённые, точно описываемые состояния этого электрического эфира. В этом смысле он играет у нас даже более широкую роль, чем пресловутое Единое поле, которое столько десятилетий пытаются найти (создать?) современные физики для объяснения только одного, довольно узкого вопроса: природы силовых взаимодействий.

electricaleather.com

21 картина мира

21. Понятие Катины мира. Философские, научные и религиозные картины мира. Их особенности и взаимосвязь.

Картиной мира (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и объединяющая знания и опыт, накопленный человечеством.

Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.

Виды КМ

Проблемы КМ

Идеи КМ

РКМ

Соотношение Бога и человека

Божественное творение мира и человека

ФКМ

Соотношение мира и человека

Различные идеи:

- материализм

- идеализм

- дуализм, плюрализм

- диалектика, синергетика

- метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.

НКМ

Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия: абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца; сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля). Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям.

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. В своем единстве они образуют целостную картину мира.

Итак, религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Это — факт. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится сложить мозаику единой картины мира. В реализации этого стремления философия, на наш взгляд, занимает самое достойное, а именно центральное место. Действительно, наука по определению достаточно резко дистанцируется от всякого ненаучного знания, в том числе и от религии. Но и представители религии достаточно далеко отстоят от науки; еще никому не удавалось поставить религию на рельсы науки. В контексте безусловной состоятельности как науки, так и религии в качестве сфер культуры и вместе с тем при их известной несопряженности философия играет особую и весьма примечательную роль. Философия чувствует себя как дома и в сфере научного, и в сфере ненаучного знания, ей легко вести диалог на оба фронта.

Во второй половине 20 века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания.

Вместо картины мира философы двадцатого века ввели понятие жизненного мира. Жизненный мир - мир, существующий для человека до всякой науки, религии и философии. Жизненный мир представляет собой совокупность значений, которыми мы можем наделить все существующее. Жизненный мир есть совокупность смыслов и значений, данных человеку непосредственно. Он не имеет жесткой структуры и открыт внешним воздействиям.

При сохранении должной осторожности можно утверждать, что три картины мира не противостоят, а взаимодополняют друг друга. При этом, однако, следует учитывать характер взаимодополнения. Рассмотрим соотношение наука — философия. Наука и философия взаимоусиливают друг друга. Сколько бы ни добавляли науки в философию и философии в науку, обе только крепнут. Иначе обстоит дело в паре наука — религия. Религиозные мотивы, внесенные в науку, разрушают ее, поэтому ученые выступают против такого внесения. Вместе с тем научные "инъекции" в религию способны существенно ослабить последнюю, ибо они не согласуются с чудом откровения. В связке философия — религия обе стороны в одних случаях усиливают друг друга (например, в развитии обостренного этического отношения к миру), а в других — ослабляют (например, в различном понимании принципа абсолютной личности). Если вы не согласны с нами, то у вас есть отличная возможность пофилософствовать.

studfiles.net

Картины мира

 

КАРТИНЫ МИРА

Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали такихочевидных вещей.

Сенека

1.1. Разные способы видеть мир, мировоззрение.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей егоот животного, является то, что он в своих действиях опирается наразум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степеньэффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того,насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какоймере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой имприходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственноепрактическое значение, но и те, которые относились к общимпредставлениям о природе, обществе и самом человеке. Именнопоследние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей.На их основе возникали, формировались и развивались традицииво всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этомиграет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир,т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, инайти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних временлюдей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народови всего человечества, о счастье и справедливости в человеческойжизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желанияпонять природу и общественные явления человечество не создалобы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия".В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человеквоспринимает как данность, как объективность, существующуюнезависимо от наших личных мнений. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидетьсвязи действительности и свое место в ней. Она подразумеваетпонимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтомупонятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают какв рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельностичеловеческих сообществ. Различают несколько картин мира.

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность – этомир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемыйучеными-специалистами. Научная картина мира строится вокругобъектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир "таким, каким онесть".

Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученныепутем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, отучителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовныхпрактик, закрытых от непосвященных).

Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношениямир - человек.

Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир насамом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти этикартины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы испособны составлять целое.

Мы будем рассматривать только научный взгляд на мир,который возник в рамках естественных наук и называетсяестественнонаучной картиной мира. Существенный вклад вэту картину дает физика. С каждым естественнонаучным открытием система научных представлений о мире становится всеполнее. С развитием науки на смену одной картине мира приходит другая. Это называют научной революцией, понимая под нейкоренную ломку прежних представлений о мире. Каждая картина мира сохраняет от своих предшественниц лучшее, важнейшее,отвечающее объективному устройству Вселенной. Новая картинасложнее старой. С философской точки зрения мир есть действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако мир как целое не дан нам непосредственно, поскольку мы занимаем конкретную позицию; мы частичны иограничены небольшим сегментом реальности.

Научная картина мира - это наши теоретические представления о мире. Она не только итог развития знания, но и самое общее теоретическое знание - система важнейших понятий, принципов, законов, гипотез и теорий, лежащих в основе описанияокружающего нас мира. Картина мира не только обобщает все ранее полученные знания о природе, но и вводит в естествознаниеновые философские принципы и гипотезы, которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. Термин"картина мира" указывает, что речь идет не о части или фрагментезнания, а о целостной системе. Поэтому она позволяет нам видетьмир, не полагаясь на опыт и не зная многих его деталей, а такжекачественно объяснять и не охваченные теориями явления.

Когда мы говорим "картина мира", то предполагаем, что естьмир и есть еще его картина, точно так же, как считается, что естьсобытия и есть еще восприятие событий. Это означает, что мы"видим" мир не потому, что существует картина мира, а наоборот,картина мира возникает потому, что существует мир, сущность которого мы воспринимаем теоретически. Она указывает на отнесенность наших знаний к объекту - миру в целом - и свидетельствуетоб относительности человеческого знания. Картина мира является необходимым элементом современного естественнонаучногомышления.

С понятием "картина мира" сопряжено понятие "мировоззрение", которое, в отличие от картины мира, подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения и отражает общий взгляд на месточеловека в реальной действительности. В узком смысле слова "мировоззрение" - это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе восприятия моими органамичувств. В широком смысле - это мои накопленные суждения обовсем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты моимысли, основные цели и ценности. Мировоззрение указывает нена мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Это своеобразная"рамка", через которую мы смотрим на мир и которая определяетполе нашего зрения и тем самым характер и направление нашейдеятельности. Мировоззрение - комплекс представлений человека о мироздании, природе, обществе, о себе, выраженное в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему. Оно реализуется в системеценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.Это понятие содержит в себе позицию субъекта, его отношениек действительности, цели, идеалы и ценности. В реальной жизниобъективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органически переходит в мировоззренческие представления и,как говорят, сопряжена с ними.

В основе мировоззрения лежит мировосприятие, которое представляет собой совокупность определенных знаний, имеющихважное значение для целостного восприятия как объективного,так и субъективного мира, как материальной действительности,так и ее образа, который возникает в нашем индивидуальном иобщественном сознании. В него входит система ценностей, управляющих поведением человека, и ее обоснование.

В мировоззрение входит также и миропонимание, выраженноев образах реальности, которые формируются в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Миропонимание придает наглядность нашим мировоззренческим установкам, которыемы вырабатываем.

Мировоззрение всегда исторично. Оно тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью техпроблем, которыми непосредственно живет общество, и т.п. Каждой эпохе свойственно свое мировоззрение. На современном этапе развития выработка правильного мировоззрения имеет первостепенную важность для человечества.

Формирование мировоззрения - очень сложный процесс, происходящий под действием множества факторов (но не по приказу!).Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение книг, исоприкосновение с искусством и природой, и реальная повседневность и т.п. Среди многих факторов формирования мировоззрениявыделяют три основных источника. Прежде всего - это традиции и мифы, которые создавались в течение тысячелетий, когдалюди жили в условиях, которые им диктовала природа. Сейчастрадиции играют заметную роль лишь в процессе семейного воспитания, но их игнорировать нельзя. Второй источник - религия,или идея Бога, которая возникла на более позднем этапе развитиячеловечества. Во многих странах даже в наше время она являетсяне только системой верования, но и образом жизни, например, шариат в некоторых мусульманских странах. Любая религия – этофеномен истории. Она возникает в определенных условиях, поддействием различных причин и определяется особенностями цивилизации. Считается, что потребность в вере в нечто Высшее,недоступное человеческому сознанию, видимо, вечна. Эти два источника мировоззрения относятся к сфере гуманитарных знанийи связаны с духовным, эмоциональным миром человека, с его алогичным восприятием действительности.

Третий источник мировоззрения современного человека – этоидея природы, которую дает наука, прежде всего, естествознание. Считается, что общение с природой играет особую роль в формировании миропредставления, и поэтому мировоззрение должновключать знания об окружающем мире, в котором мы живем, знания, связанные со способностью предвидеть последствия принятых нами решений. Научное мировоззрение есть определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного изыскания. Новая информация неизбежно изменяет наше видениеположения человека в мире, она будет изменять традиции, цивилизационные установки и даже само представление об истине. В настоящее время человечество уже стоит перед необходимостью пересмотра самых глубинных основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своих взаимоотношений с окружающим миром.

1.2. Механическая и электромагнитная картины мира

Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным исследованиям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие наше понимание природы. XX в. стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира.

Вплоть до нашего столетия в науке господствовала возникшаяв Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях Ньютона и Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя и ум (сознание) являются различными, независимыми, параллельными субстанциями или мирами. Другими словами, мир существует независимо от воли людей. Поэтому материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, его субъективностью. Таким образом, идея строго объективнойнауки вытекает из декартовских онтологических построений (онтология - теория бытия).

Данное разделение позволило ученым рассматривать материюкак нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный и сложный агрегат, состоящий измножества различных частей. Эти идеи оказали огромное влияниена развитие общества и в наше время еще полностью не изжиты.Это проявляется в том, что такое разделение отражает наш взглядна "внешний" мир, который мы воспринимаем как множество отдельных вещей и событий. К природной среде относятся так, какесли бы она состояла из независимых частей, используемых группами людей с различными интересами. Это разделение распространяется и на общество, которое мы делим на нации, расы, религиозные и политические группировки. По-видимому, это однаиз основных причин ряда социальных, экологических и культурных кризисов современности. Такое разделение настраивает наспротив природы и других людей, порождает несправедливое разделение природных богатств, повинно в возникновении экономических и политических беспорядков, ведет к непрерывному ростунасилия, загрязнению окружающей среды и т.д.

Картезианское разделение и механистическое мировоззрение всвое время оказали благотворное влияние на развитие классической механики, но они во многом отрицательно воздействовалина нашу цивилизацию. Современная наука пытается преодолетьограниченность этого разделения и возвращается к идее единства, которая высказывалась еще древними философами Грециии Востока. Ее суть состоит в том, что все чувственно воспринимаемые предметы и явления есть различные взаимосвязанные аспекты единой реальности, поэтому изучать явления природынеобходимо в их совокупности и взаимодействии. Только при этомусловии мы можем представить картину мировых процессов, верноотражающую реальное положение вещей.

Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельныевещи - это всего лишь иллюзия, которая порождена нашим оценивающим и анализирующим сознанием. Ряд фактов говорит о том,что современную цивилизацию ожидают качественные перемены.Существует множество примеров - предупреждений, что возможности порядка, существующего тысячелетия, уже исчерпаны. Внастоящее время людям нужны новые знания и новое мировоззрение. Этому способствует современная естественнонаучная картина мира.

В своем развитии физика прошла длинный путь: от первыхшагов, которые начинались в лоне древнегреческой философиидве с половиной тысячи лет назад, до современных представленийо мире. Однако основные открытия были сделаны в последние300 лет. Мы остановимся лишь на трех наиболее крупных этапахразвития: XVII - середина XIX вв., середина XIX в. - 1930 г. ипериод с 1885 по 1905 гг. Именно в это время были сформулированы представления об окружающем мире, которые теперь называют механической (механистической) и электромагнитной картинами мира. Коротко рассмотрим период, когда произошлакоренная ломка представлений о мире, который, по определениюВ. Ленина, называют "новейшей революцией в естествознании",для того, чтобы показать, что в развитии науки неизбежны сменыконцепций или парадигмы развития.

Становление механической картины мира связывают с именами Г. Галилея, И. Кеплера, и особенно И.Ньютона. Формированиемеханической картины мира потребовало нескольких столетий;практически оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на основе классической механики,обобщении законов движения свободно падающих тел и движенияпланет, а также создания методов количественного анализа механического движения в целом. Эту картину следует рассматриватькак важную ступень в познании человеком окружающего мира.

Рассмотрим основные ее черты. Основу механической картинымира составляет идея атомизма, т.е. все тела (твердые, жидкие,газообразные) состоят из атомов и молекул, находящихся в непрекращающемся тепловом движении. Взаимодействие тел происходит как при их непосредственном контакте (трение, силы упругости), так и на расстоянии (силы тяготения). Все пространствозаполняет всепроникающий эфир - среда, в которой распространяется свет. Атомы рассматриваются как некие цельные, неделимые"кирпичики"; сцепляясь друг с другом, они образуют молекулы ив конечном счете все тела. Природа этого сцепления не исследовалась, не было понимания сущности эфира.

Эта картина мира основана на четырех принципиальных моментах.

1. Мир в этой картине построен на едином фундаменте – назаконах механики Ньютона. Все наблюдаемые превращения вприроде, а также тепловые явления сводились на уровне микроявлений к механике атомов и молекул - их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Открытие закона сохранения и превращения энергии, казалось, окончательно доказываломеханическое единство мира - все виды энергии можно свести кэнергии механического движения.

С такой точки зрения мир выглядел стройной гигантской машиной, построенной по законам механики и по тем же законамфункционирующей. В это время развернулись исследования электрических и магнитных явлений, которые сначала не подрывали, алишь только усложняли и дополняли механическую картину мира. Например, под этим углом зрения рассматривалось внешнеесходство закона Кулона с законом всемирного тяготения.

2. Механическая картина мира исходила из представлений, чтомикромир аналогичен макромиру.

Механика макромира была хорошо изучена; считалось, что точно такая же механика описывает движение атомов и молекул. Какдвижутся и сталкиваются обычные тела, точно так же движутсяи сталкиваются атомы. Также считалось, что и неживая, и живая материя "сконструированы" из одних и тех же "механическихдеталей", различающихся только размерами. Как человек конструирует разные механизмы из относительно крупных деталей, так иБог конструирует живые объекты, используя более мелкие детали. Но в основе мира одни и те же "механические детали". Такимобразом, механическое мировоззрение видело в малом то же, что и в большом, но лишь в меньших размерах. Это порождало представление о мире, похожем на вставленных одна в другуюматрешек.

3. В механической картине мира отсутствует развитие, т.е.мир считался в целом таким, каким он был всегда. Ф. Энгельсотмечал, что для данной психологии было характерно мировоззрение, центром которого являлось представление об абсолютнойнеизменности природы. Ведь все наблюдаемые процессы и превращения сводились только к механическим перемещениям и столкновениям атомов. Поэтому в биологии данного периода господствовала концепция преформизма, согласно которой в яйцеклетке любого живого существа уже содержится в миниатюре будущий взрослый организм; в зародышах заключены свои зародыши ит.д. (матрешечная теория). Таким образом, механическая картинафактически отвергала качественные изменения, сводя их к чистоколичественным. И в этом виделся залог незыблемости природы.

4. В механической картине мира все причинно-следственные связи - однозначные, здесь господствует лапласовский детерминизм, согласно которому, если известны начальные данные системы, то можно точно предсказать ее будущее. В результатемир функционирует с точностью отлаженного часового механизма:огромный космический механизм подчинен законам классическоймеханики, которые и управляют движением всей Вселенной. Хотя в середине XIX в. Д. Максвелл, а затем Л. Больцман, ввели вфизику вероятность, но ученые это не считали принципиальным,полагая, что использование вероятностей связано лишь с нашимнезнанием всех деталей сложного механизма природы.

Данная парадигма господствовала в естествознании до середины второй половины XIX в. По своей сути эта картина мира является метафизической, поскольку в ней отсутствуют внутренние противоречия и качественное развитие, все происходящее в мире жестко предопределено, а все разнообразие мира сведено к механике. В механической картине мира понимание сводится кпостроению механической модели: если я могу представить такуюмодель - я понимаю, если не могу - значит, не понимаю его.

Рационально-механический образ этого мира демонстрируетнам мир как единый и единственный: мир твердой материи, который подчинен жестким однозначным законам. Сам по себе онлишен духа и свободы. Жизнь и разум в механической картинемира не обладают никакой качественной спецификой. Такая действительность не несет в себе никакой необходимости появлениячеловека и сознания. Человек в этом мире - ошибка, курьезный случай, побочный продукт звездной эволюции. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется егосудьбой, его целями и ценностями, которые выглядят смешнымив грандиозной машине Вселенной, похожий на огромный полностью детерминированный часовой механизм, в котором действуетнепрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий.

Электромагнитная картина мира начала формироваться вовторой половине XIX в. на основе исследований в области электромагнетизма. Основную роль здесь сыграли исследованияМ. Фарадея и Д. Максвелла, которые ввели понятие физического поля. В процессе формирования этого понятия на сменумеханической модели эфира пришла электромагнитная модель:электрическое, магнитное и электромагнитные поля трактовалисьпервоначально как разные "состояния" эфира. Впоследствии необходимость в эфире отпала. Пришло понимание того, что электромагнитное поле само есть определенный вид материи и для егораспространения не требуется какая-то особая среда-эфир.

Электромагнитная картина мира продолжала формироваться втечение трех десятилетий XX в. Она использовала не только учение о магнетизме и достижения атомистики, но также и некоторые идеи современной физики (теории относительности и квантовой механики). После того как объектом изучения физики нарядус веществом стали разнообразные поля, картина мира приобрелаболее сложный характер, но все равно это была картина классической физики.

Основные ее черты следующие. Согласно этой картине материясуществует в двух видах - веществе и поле, между которымиимеется непроходимая грань: вещество не превращается в поле инаоборот. Известны два вида поля - электромагнитное и гравитационное, соответственно - два вида фундаментальных взаимодействий. Поля, в отличие от вещества, непрерывно распределяются в пространстве. Электромагнитное взаимодействие объясняет не только электрические и магнитные явления, но и другие -оптические, химические, тепловые. Теперь все стремятся свестик электромагнетизму. Вне сферы господства электромагнетизмаостается лишь тяготение.

В качестве элементарных "кирпичиков", из которых состоит всяматерия, рассматриваются три частицы - электрон, протон и фотон. Фотоны - кванты электромагнитного поля. Корпускулярно-волновой дуализм "примиряет" волновую природу поля с корпускулярной, т.е. при рассмотрении электромагнитного поля используются, наряду с волновыми, и корпускулярные (фотонные) представления. Элементарные "кирпичики" вещества - электроны ипротоны. Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомимеет массивное ядро и электронную оболочку. Ядро состоит изпротонов. Силы, действующие в веществе, сводились к электромагнитным. Эти силы отвечают за межмолекулярные связи и связимежду атомами в молекуле; они удерживают электроны атомнойоболочки вблизи ядра; они же обеспечивают прочность атомногоядра (что оказалось неверным). Электрон и протон – стабильныечастицы, поэтому атомы и их ядра тоже стабильны. Картина, напервый взгляд, выглядела безупречно. Но в эти рамки не вписывались такие, как считалось тогда, "мелочи", например, радиоактивность и др. Скоро выяснилось, что эти "мелочи" являютсяпринципиальными. Именно они и привели к "краху" электромагнитной картины мира.

Электромагнитная картина мира представляла огромный шагвперед в познании мира. Многие ее детали сохранились и в современной естественнонаучной картине: понятие физического поля,электромагнитная природа сил, отвечающих за различные явления в веществе (но не в самих атомах), ядерная модель атома, дуализм (двойственность) корпускулярных и волновых свойств материи и др. Но и в этой картине мира также господствуют однозначные причинно-следственные связи, все таким же образомжестко предопределено. Вероятностные физические закономерности не признаются фундаментальными и поэтому не включаютсяи в нее. Эти вероятности относили к коллективам молекул, а самимолекулы все равно следовали однозначным ньютоновским законам. Не менялись представления о месте и роли человека во Вселенной. Таким образом, и для электромагнитной картины миратакже характерна метафизичность мышления, где все четко разграничено, внутренние противоречия отсутствуют.

 

znakka4estva.ru

КАРТИ́НА МИ́РА | Энциклопедия Всемирная история

КАРТИНА МИРА - сис­те­ма пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти (от ми­ро­зда­ния в це­лом до бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния, сию­ми­нут­но­го кон­тек­ста дея­тель­но­сти), ха­рак­тер­ных для ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы (про­фес­сио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, со­слов­ной, язы­ко­вой и др.).

Картина мира син­те­зи­ру­ет пред­став­ле­ния (час­то не­осоз­на­вае­мые) че­ло­ве­ка о при­ро­де, ду­хов­ном ми­ре, об­ще­ст­ве, о са­мом се­бе и пре­до­пре­де­ля­ет вос­при­ятие и оцен­ку отдельных яв­ле­ний, цен­но­ст­ные, ми­ро­воз­зрен­че­ские и по­ве­ден­че­ские ус­та­нов­ки. Картина мира со­став­ля­ет од­ну из ос­нов куль­ту­ры; це­ло­ст­ность картины мира обес­пе­чи­ва­ет­ся та­ки­ми сис­те­мо­об­ра­зую­щи­ми на­ча­ла­ми куль­ту­ры, как язык, ре­ли­гия, нау­ка, идео­ло­гия, искусство, а так­же ря­дом пси­хо­ло­гических ме­ха­низ­мов. Раз­лич­ные нау­ки о че­ло­ве­ке вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «Картина мира» раз­ное со­дер­жа­ние.

В язы­ко­зна­нии ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ло пред­став­ле­ние об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли язы­ко­вых фак­то­ров в фор­миро­ва­нии глу­бин­ных пла­стов картины мира: струк­ту­ры род­но­го язы­ка вы­сту­па­ют для его но­си­те­ля как ап­ри­ор­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции его опы­та и ми­ро­вос­прия­тия (К.В. фон Гум­больдт, Ф. де Сос­сюр, вы­дви­ну­тая Э. Се­пи­ром и Б. Уор­фом ги­по­те­за лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти). В ис­сле­до­ва­ни­ях язы­ко­вой картины мира (тер­мин вве­дён И.Л. Вайс­гер­бе­ром), иг­раю­щих важ­ную роль в се­ман­ти­ке и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке, на­ря­ду с по­ис­ком уни­вер­саль­ных свойств ес­тественных язы­ков (син­так­сическое чле­не­ние ре­аль­но­сти на ак­тив­ный субъ­ект, дей­ст­вие-про­цесс и пас­сив­ный объ­ект, ис­поль­зо­ва­ние ан­тро­по­морф­ных ме­та­фор для опи­са­ния не­ве­ще­ст­вен­ных яв­ле­ний и т. п.) вы­яв­ля­ют­ся их ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти (спе­ци­фический ха­рак­тер так­со­но­мических сис­тем, например, при обо­зна­че­нии цве­та и др.).

Ре­кон­ст­рук­ция язы­ко­вой картины мира (например, рус­ской язы­ко­вой картины мира в ра­бо­тах Ю.Д. Ап­ре­ся­на, Н.Д. Ару­тю­но­вой, А. Веж­биц­кой и др.) про­во­дит­ся на ос­но­ва­нии ком­плекс­но­го ана­ли­за клю­че­вых (час­то не имею­щих эк­ви­ва­лен­та в других язы­ках) по­ня­тий (смотрите Кон­цепт) то­го или ино­го язы­ка и куль­ту­ры. Другим рас­про­стра­нён­ным приё­мом яв­ля­ет­ся ана­лиз ме­та­фор, ис­поль­зуе­мых но­си­те­ля­ми язы­ка в по­все­днев­ной ре­чи (например, упо­доб­ле­ние спо­ра вой­не, тос­ки - хищ­но­му зве­рю: «гло­жет тос­ка», «тос­ка за­ела», «тос­ка на­пала» и т. п.).

В ан­тро­по­ло­гии тер­мин «картина мира» на­чал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 1950-х годов под влия­ни­ем американского ан­тро­по­ло­га Р. Ред­фил­да, счи­тав­ше­го, что для изу­че­ния куль­ту­ры то­го или ино­го на­ро­да не­об­хо­ди­мо взгля­нуть на мир с точ­ки зре­ния но­си­те­ля этой куль­ту­ры. Картина мира не яв­ля­ет­ся ста­тич­ной и в рав­ной ме­ре при­су­щей всем но­си­те­лям куль­ту­ры; на­род об­ла­да­ет ком­плек­сом взаи­мо­свя­зан­ных картин мира: так, в тра­диционном об­ще­ст­ве Ред­филд вы­де­лял картину мира кре­сть­я­ни­на и картину мира го­ро­жа­ни­на, или картину мира «школ и хра­мов» («боль­шая тра­ди­ция») и картину мира де­ре­вен­ской об­щи­ны («ма­лая тра­ди­ция»). Эта кон­цеп­ция ока­за­лась близ­ка французской «ис­то­рии мен­таль­но­стей» (М. Блок, Л. Февр), де­лав­шей ак­цент на изу­че­нии обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия лю­дей про­шлых эпох (смотрите «Ан­на­лов» шко­ла, Ис­то­ри­че­ская ан­тро­по­ло­гия), немецкие «пси­хо­ло­гии на­ро­дов» (В. Вундт) и «опи­са­тель­ной пси­хо­ло­гии» (В. Диль­тей), стре­мив­ших­ся че­рез ис­тол­ко­ва­ние про­дук­тов куль­ту­ры по­нять лю­дей, при­над­ле­жа­щих к этой куль­ту­ре (смотрите Гер­ме­нев­ти­ка). В рус­ле этих идей вы­рос­ли современные шко­лы ре­кон­ст­рук­ции картин мира лю­дей других куль­тур - в ког­ни­тив­ной ан­тро­по­ло­гии и других на­прав­ле­ни­ях куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (например, би­нар­ные оп­по­зи­ции «сы­рое - ва­рё­ное», «зем­ля - не­бо», «бе­лый - чёр­ный» и т. п. как ба­зо­вые ка­те­го­рии эт­ни­че­ских картин мира в ра­бо­тах К. Ле­ви-Строс­са), куль­ту­ро­ло­гии (например, ра­бо­ты Ю.М. Лот­ма­на о русском дво­рян­ст­ве XIX века, ис­поль­зую­щие в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка та­кие сим­во­лические сис­те­мы куль­ту­ры, как эти­кет или пра­ви­ла игр), ис­то­рии (например, ра­бо­ты М. Фу­ко о ста­нов­ле­нии пси­хи­ат­рии, тру­ды А.Я. Гу­ре­ви­ча о средне-вековой куль­ту­ре), ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и эт­ноп­си­хо­ло­гии.

М. Хай­дег­гер, под­чёр­ки­вая ис­то­рический ха­рак­тер са­мо­го по­ня­тия картина мира, пред­по­ла­гаю­ще­го дис­тан­цию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и ми­ром (ко­гда «бы­тие в ми­ре» транс­фор­ми­ру­ет­ся в ре­пре­зен­та­цию ми­ра), счи­тал не­воз­мож­ным го­во­рить о «картине мира» тра­диционных куль­тур, по­сколь­ку они не вос­при­ни­ма­ют мир как кар­ти­ну, т. е. как не­что про­ти­во­пос­тав­лен­ное им и на­хо­дя­щее­ся в их рас­по­ря­же­нии.

В пси­хо­ло­гии картина мира рас­смат­ри­ва­ет­ся как сеть ин­тер­пре­та­ций и ка­те­го­рий, на­кла­ды­вае­мых на ре­аль­ность и опо­сре­дую­щих лю­бые взаи­мо­дей­ст­вия с ней (смотрите Ка­те­го­ри­за­ция). Это мно­го­уров­не­вое об­ра­зо­ва­ние, со­дер­жа­щее мно­же­ст­во схем вос­при­ятия и дей­ст­вия: например, ког­ни­тив­ные кар­ты стра­ны, го­ро­да, квар­ти­ры, ин­ди­ви­ду­аль­ные тео­рии пси­хи­ки ок­ру­жаю­щих лю­дей, пред­став­ле­ние че­ло­ве­ка о са­мом се­бе (смотрите Иден­тич­ность), нор­мы и «сце­на­рии» по­ве­де­ния, смыс­лы, оцен­ки и т. д. Вы­де­ля­ют раз­ные фор­мы мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций, из ко­то­рых и со­сто­ит картина мира; например, раз­ли­ча­ют се­ман­ти­че­ский (аб­ст­ракт­ный, по­ня­тий­но-схе­ма­ти­че­ский, сло­вес­но оформ­лен­ный) и фрей­мо­вый (ори­ен­ти­ро­ван­ный на кон­крет­ные си­туа­тив­ные кон­тек­сты, со­стоя­щий из це­ло­ст­ных об­ра­зов) спо­со­бы ор­га­ни­за­ции картины мира, свя­зан­ные с осо­бен­но­стя­ми ра­бо­ты ле­во­го и пра­во­го по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га (смотрите Меж­по­лу­шар­ная асим­мет­рия).

В российской пси­хо­ло­гии вве­дён­ное А.Н. Ле­он­ть­е­вым по­ня­тие «об­раз ми­ра» обо­зна­ча­ет «иде­аль­ный мир» зна­че­ний и смы­слов, сквозь приз­му ко­то­ро­го вос­при­ни­ма­ет­ся ре­аль­ный мир и ко­то­рый свя­зы­ва­ет дан­ный мо­мент с про­шлым и бу­ду­щим (встро­ен­ные в об­раз ми­ра мо­де­ли же­лае­мо­го бу­ду­ще­го и др.). Об­раз ми­ра пер­ви­чен по от­но­ше­нию к дан­ным вос­при­ятия, он опо­сре­ду­ет так­же па­мять, во­об­ра­же­ние, мыш­ле­ние и другие пси­хические про­цес­сы, вы­сту­пая как глу­бин­ная ос­но­ва по от­но­ше­нию к чув­ст­вен­но оформ­лен­ной картине мира. Ре­кон­ст­рук­ция об­раза ми­ра как сис­те­мы зна­че­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­то­да­ми экс­пе­риментальной пси­хо­се­ман­ти­ки.

В ис­то­рии и ме­то­до­ло­гии нау­ки важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет по­ня­тие «на­уч­ная картина мира» - еди­ная сис­те­ма пред­став­ле­ний о при­ро­де, сло­жив­шая­ся в Но­вое вре­мя в ре­зуль­та­те син­те­за кон­цеп­ций различных ес­тественных на­ук и вы­пол­няю­щая эв­ри­стическую функ­цию, по­зво­ляя от­би­рать прав­до­по­доб­ные ги­по­те­зы и ин­тер­пре­та­ции и на­прав­лять на­учный по­иск. В ос­но­ве на­учной картины мира ле­жит оп­ре­де­лён­ное ми­ро­воз­зренческое яд­ро (например, пред­став­ле­ние о «ес­те­ст­вен­ной» при­чин­но­сти, не до­пус­каю­щее воз­мож­но­сти чу­да), од­на­ко ба­зо­вые пред­став­ле­ния, вхо­дя­щие в это яд­ро (на­учная па­ра­диг­ма), вре­мя от вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся в ре­зуль­та­те на­учной ре­во­лю­ций (Т. Кун).

Пер­вый этап на­учной картины мира пред­став­лен сло­жив­шей­ся под влия­ни­ем га­ли­ле­ев­ской фи­зи­ки во 2-й половине XVII века «ме­ха­ни­сти­че­ской картиной мира», со­глас­но ко­то­рой мир со­сто­ит из не­де­ли­мых кор­пус­кул, их взаи­мо­дей­ст­вие стро­го де­тер­ми­ни­ро­ва­но и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в аб­со­лют­ном вре­ме­ни и аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве. Пе­ре­ход от ме­ха­ни­сти­че­ской к элек­тро­ди­на­ми­ческой (в конце XIX века), а за­тем к кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской кар­ти­не фи­зической ре­аль­но­сти (1-я половина XX века) при­вёл к пе­ре­смот­ру этих пред­став­ле­ний (например, под влия­ни­ем кван­то­вой ме­ха­ни­ки и тео­рии от­но­си­тель­но­сти воз­ник­ло пред­став­ле­ние о не­воз­мож­но­сти «объ­ек­тив­но­го на­блю­де­ния» без учё­та по­зи­ции на­блю­да­те­ля; под влия­ни­ем кон­цеп­ции «боль­шо­го взры­ва» воз­ник­ло пред­став­ле­ние о ко­неч­ном вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ния Все­лен­ной). Ана­ло­гич­ная сме­на па­ра­дигм про­ис­хо­ди­ла и в других нау­ках; например, в био­ло­гии пред­став­ле­ние о не­из­мен­но­сти ви­дов сме­ни­лось уче­ни­ем Ч. Дар­ви­на об их эво­лю­ции. В даль­ней­шем с учё­том до­сти­же­ний ге­не­ти­ки воз­ник­ла син­те­тическая тео­рия эво­лю­ции и, на­ко­нец, по­лу­чи­ли раз­ви­тие пред­став­ле­ния о са­мо­ор­га­ни­за­ции це­ло­ст­ных жи­вых сис­тем, та­ких как ор­га­низм, по­пу­ля­ция, био­гео­це­ноз, био­сфе­ра. Для гу­ма­ни­тар­ных на­ук не ха­рак­тер­на еди­ная на­учная картина мира (ус­та­нов­ка многих учё­ных-гу­ма­ни­та­ри­ев не­ред­ко вы­ра­жа­ет­ся афо­риз­мом «кар­та - это не тер­ри­то­рия»).

Дополнительная литература:

Роль че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра в язы­ке: Язык и кар­ти­на ми­ра. М., 1988; 

Хай­дег­гер М. Вре­мя кар­ти­ны ми­ра // Хай­дег­гер М. Вре­мя и бы­тие. М., 1993;

World views, from fragmen­tation to integration. Brussel, 1994; Веж­биц­кая А. Язык. Куль­ту­ра. По­зна­ние. М., 1996; она же. Се­ман­ти­че­ские уни­вер­са­лии и опи­са­ние язы­ков. М., 1999; 

Лот­ман Ю.М. Внут­ри мыс­ля­щих ми­ров. М., 1996;

Язык. Че­ло­век. Кар­ти­на ми­ра. Омск, 2000;

Язы­ко­вое соз­на­ние и об­раз ми­ра. М., 2000; 

Smart N. Worldviews: crosscultural explora­tions of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000; 

Шме­лев А.Д. Рус­ская язы­ко­вая мо­дель ми­ра: Ма­те­риа­лы к сло­ва­рю. М., 2002;

Naugle D.K. Worldview: the history of a con­cept. Grand Rapids, 2002; 

Кун Т. Струк­ту­ра на­уч­ных ре­во­лю­ций. М., 2004; 

Ао­шу­ан Т. Ки­тай­ская кар­ти­на ми­ра. Язык, куль­ту­ра, мен­таль­ность. М., 2004; 

Ла­кофф Д., Джон­сон М. Ме­та­фо­ры, ко­то­ры­ми мы жи­вем. М., 2004;

Цве­ту­щая слож­ность: Раз­но­об­ра­зие кар­тин ми­ра и ху­до­же­ст­вен­ных пред­поч­те­ний суб­куль­тур и эт­но­сов. СПб., 2004; 

Пет­рен­ко В.Ф.Ос­но­вы пси­хо­се­ман­ти­ки. 2-е изд. СПб. и др., 2005; 

За­лиз­няк А.А., Ле­во­нти­на И.Б., Шме­лев А.Д. Клю­че­вые идеи рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра. М., 2005.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru


Смотрите также