Шампень, Филипп де - Пророк Моисей. Картина моисей


Образ Моисея в живописи. Часть 1

1.Рабство Израильского народа в Египте

После смерти Иосифа в Египте стал владычествовать другой фараон, который не знал мудрого Иосифа и его добрых дел. Этот фараон увидел, что народ израильский стал очень многочисленным и сильнее народа египетского. Тогда он сказал своему народу: «Давайте перехитрим израильтян, чтобы они не размножались. Иначе, когда случится война, то соединятся они с нашими неприятелями, вооружатся против нас и выйдут из земли нашей».

Фараон поставил над народом израильским начальников, которые изнуряли израильтян тяжкими работами. Но чем более их изнуряли, тем более они умножались и тем более возрастали, так что все опасались их. Поэтому египтяне с еще большей жестокостью стали принуждать их к работам, старались сделать их жизнь невыносимо тяжелой.

Но Бог увидел долгое страдание народа, уповающего на Него, и послал ему избавителя.

2. Младенец Моисей в корзинке

Фараон узнал, что народ израильский не ослабевает от тяжких работ, но все более крепнет. Тогда он приказал, чтобы каждого новорожденного сына израильтян бросали в реку.

У одной израильтянки родился сын. Эта женщина знала, что Бог может спасти ее младенца, и поэтому она с молитвой поручила его попечению Божьему. Три месяца она скрывала своего сына. Но когда стало невозможно прятать его, на взяла корзинку, осмолила ее, положила в нее ребенка и спрятала в тростнике у берега реки Нил. Имя этого младенца — Моисей.

 Филипп Ричард Моррис. Моисей и его мать

Сам Бог избрал его для помощи Своему народу, и поэтому Он вложил в сердце его матери твердую уверенность в том, что Господь позаботится о его жизни. Она послала свою дочь наблюдать за тем, что случится с малышом.

Тыранов Алексей Васильевич. Моисей,опускаемый в воду

3. Дочь фараона находит Моисея

Дочь фараона вместе со своими служанками вышла купаться к реке. Вдруг она заметила среди тростника корзинку и услышала плач ребенка. Она приказала своей рабыне принести ее.

                                       Льюис Херсент. Младенец Моисей на реке Нил

Открыв корзинку, дочь фараона увидела плачущего младенца, который был прекрасен. Она сжалилась над ним и решила взять его к себе и усыновить.

 Лауренсе Альма-Тадема. Дочь фараона нашла младенца Моисея

 Фредерик Гудол Обретение Моисея

 Пол Пил.Канада. Нахождение Моисея.1888-1892

Тут сразу же подошла сестра мальчика и спросила не хочет ли принцесса найти кормилицу для него. Дочь фараона согласилась, и когда девочка привела свою мать, дочь фараона сказала ей: «Возьми этого младенца и вскорми его мне; я тебе за это уплачу». Мать с радостью взяла своего сына, благодаря Господа за то, что Он внял ее молитве. Когда Моисей подрос, мать привела его к дочери фараона, и он жил во дворце у нее как сын.

 Николя Пуссен. Дочь фараона нашла младенца Моисея 1638

Хотя Моисей рос во дворце фараона, он знал, что он еврей. Когда он стал взрослым, то решил посмотреть, как живет его родной народ. Он видел, как жестоко угнетается его народ.

 Джозеф Винсенс Фишер. Моисей попирает корону фараона 

 Однажды Моисей заметил, как египтянин бил одного еврея. Моисей хотел защитить своего соплеменника. Он убил египтянина, а потом тело его спрятал в песке.

 Николя Пуссен. Моисей попирает корону фараона

На следующий день Моисей увидел, как ссорились два еврея. Он спросил у одного из них: «Почему ты бьешь ближнего твоего» Тот ответил: «Кто поставил тебя судьею над нами? Не думаешь ли ты убить меня, как убил египтянина?» Тогда Моисей испугался и подумал: «Наверное об этом деле узнали». Когда фараону сказали о случившемся, он хотел убить Моисея.

 Эдвард Джон Понтер Моисей убивает египтянина

Моисей убежал от фараона в землю Мадиамскую. Там он познакомился со священником Иофором и с его семьей и остался жить у них. Священник Иофор выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

 Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.;восточный купол. Нартекс.Рагуил-Иофор выдает за Моисея дочь свою Сепфору.

 

11.01.2015

urok-kultury.ru

Откуда у Моисея рога? - История красоты

Всем доброго дня!Хотела бы Арассказать об интересном факте, который, возможно и не напрямую касается\ тем, заявленных в сообществе, но к истории живописи и скульптуры уж точно имеет непосредственное отношение.Вдруг кто думает, что неспроста Моисея всегда изображают с двумя лучами из головы или с двумя "рогами" - как у Моисея Микеланджело - не инопланетянин ли водил народ 40 лет по песку?. Микеланджело действительно изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии.

 Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате?

Вот что: 

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"По-русски “рогато было лицо его”Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:כי קרן אור פניוНу и для тех, кто, как я не читает на ивритеky qrn ‘wr pnwНас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:1) qeren – рог;2) qeren – луч;3) qaran – сиял, излучал, лучился

Таким образом перевод должен быть таким: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Но,  вот беда,из того же корня образуется слово «кэрэн», обозначающее «рог». Вот из этой лингвистической ошибки и "вытекли" рога Моисея.

А в В Египте, откуда вышел Моисей сохранялось древнее представление о рогах: “Я, (бог) Тот, писец отменный, с чистыми руками, обладатель двух рогов, прогоняющий зло, писец истины, ненавидящий грех, хранитель кисти Владыки Мира, владыка законов, творящий слово и письмо…”

Рога на древних фресках и монетах, как правило, означают астрономический (астрологический) аспект, поэтому ничего удивительного в их наличии нет - на древнеегипетских изображениях почти все персонажи встречаются с рогами.

Однако надо учитывать, что анимализм (антропоанимализм) был характерной чертой древнего искусства - своеобразный язык письма понятный людям той эпохи, - поэтому все анималистические детали требуют расшифровки, поскольку то или иное животное означало тот или иной контекст. Как впрочем и сейчас: свинья - это одна тема, а лев - другая.

Поэтому ничего удивительного, что клоны Осириса имели рога. Надо, правда, уточнить - ранние клоны, к которым относятся Александр Македонский и Моисей. Более поздние клоны - Юлий Цезарь, Артаксеркс (I,II), Иисус - без рогов. Хотя допускаю, что в каких-то эпизодах рога всё-таки появляются.

oven_r.jpg

Это - Осирис. Такое изображение довольно редкое, обычно антропоморфному Осирису просто пририсовывают бараньи рога. Бараньи рога Осириса означают "возрождение в созведии Овна". Речь, очевидно, идёт о весенннем равноденствии, приходившимся на период гелиактического восхода созвездия Овна.

Бараньи рога мы видим и у Александра Македонского:

что характеризует его относительную древность. Тем более бараньи рога наблюдались у Бахуса и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.п. Да и в древности в иудейских храмах вроде по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Император Фуси тоже изображается в китайском искусстве с рогами

Изображение

Кстати, некоторые исследователи, вообще предполагают, что Моисей и Фуси - один и тот же человек.

Но вернемся ещё раз к Египту. Богиня Хатхор, как и Изида, тоже изображается с рогами. Есть вот такая примечательная стела, с изображением фараона, его жены (справа) (некоторые считают это изображение какой-то богини) и Хатхор (слева). Стела датируется примерно (2494—2471 до н. э.), т.е. до гиксосско-семитского завоевания Египта. Также мы видим изображение ещё-какого-то неидентифицированного чуда-юда в верхнем правом углу.

ИзображениеИзображение

Из рогатых образов хараппской цивилизации сразу приходит на ум известный «рогатый Шива».ИзображениеИзображение

Обратимся к семитским богиням плодородия, носящим разные названия карфагенской Танит, она же ассирийская Астарта (Иштар), шумерская Инанна.

Танит – богиня неба, богиня войны, богиня-мать, менее выражен символ плодородия. Упоминается в клятве Ганнибала. Русская википедия также дает такое пояснение: «По-видимому, была лунным божеством, из-за чего носила эпитет «pue Baal» — лицо (проявление) Ваала, божества солнца». По английской википедии, (оспариваемые данные) ей приносились кровавые жертвы, по некоторым данным даже детей. Об Астарте Википедия дает пространную статью:

«На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Любопытное изображение рогатой Иштар. 2100 г. д.н. Аккад.

Изображение

Фигурка рогатой Астарты:

Изображение

Это изображение шумерской Инанны:

ИзображениеИзображение

А вот Ииусу не довелось походить с рогами - Солнце ушло в созвездие Рыб, которые и стали его символическим фетишем Интересно, что  верными традиции изображать Моисея рогатым остались и художники, знавшие о неправильности в великой скульптуре). Даже впоследствии узнав, что на самом деле лицо должно "сиять", они продолжали пририсовывать Моисею рожки, но теперь уже в виде двух лучей, бьющих из его головы.

Moses, 1638, by Jusepe de Ribera

Moses, 1638, by Jusepe de Ribera.jpg

Джентиле да Фабриано , фрагмент картины "Поклонение волхвов" 1423 год):

моисей Джентиле да Фабриано

Витраж "Моисей перед фараоном" Кафедральный собор Кёльна:

  Берн, Швейцария, Мюнстерплатц:

Берн Моисей  Кафедральной собор в Зальцбурге

 рогатый моисейА вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция

рогатый моисей Моисей из Рослинской часовни., Шотландия

рогатый моисей 

рогатый моисейРембрант Ван Рейн (1659):

рембрант моисей Гравюра Гюстава Доре, 1865: 

  Моисей, рассекающий скалу :: Валерио Кастелло

Моисей, добывающий воду из скалы :: Ассерето Джиочино

  И мы, и мы!!!:

Даже у православных приверженность европейской традиции оказалась сильнее здравого смысла. На Руси, как известно, Кирилл и Мефодий не ошибались в переводе текста, поэтому на большинстве православных икон рогатого Моисея Вы не встретите.Но яркие примеры следования Микеланджело и прочим налицо:

Роспись из Исаакиевского собора в Петербурге:  Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850) 

Мосей

Моисей Марка Шагала:

shagal-moisey1И ещё один:

моисей шагал

 "Моисей и горящий терновый куст" Андрея Северетникова

  Моисей, поселившийся в Храме Христа Спасителя:

Моисей И ещё несколько Моисеев для коллекции) 

Изображение

Изображение Моисей Дали (лучи или рога легко угадываются):

моисей дали  И ещё один того же автора:   

Некоторые вообще не связывают золотые рога Моисея с получением скрижалей - родился, мол таким!

Гюстав Доре:

 

bellezza-storia.livejournal.com

Библейские сюжеты в картинах Эрмитажа. Цикл лекций. Часть III

МОИСЕЙ

 Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета), произвёл Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ.

Библеисты обычно датируют его жизнь XV—XIII вв. до н. э.

 На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В искусстве образ Моисея вдохновлял многих великих художников, писателей и музыкантов. Его ваял  Микеланджело, ему посвятил оперу Джоаккино Россини, Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм».

Имя  Моисей — «извлеченный или спасенный из воды», по другим указаниям, это имя египетского происхождения и означает «дитя».

Моисей родился в Египте. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов. Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.

В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына».

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему свое имя («Аз есмь сущий») к освобождению своего народа.

Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами», так как Моисей пытался сослаться на свое косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море, которое расступилось перед ними, но потопило погоню. Бог повел свой народ в Землю Обетованную через Аравийскую пустыню. Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом.

В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Несмотря на великие трудности, Моисей продолжал свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2.

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина. Могила Моисея была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа. Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне.

В Новом Завете во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Лесюер, Эсташ - Младенец Моисей на реке Нил

Пуссен, Никола - Моисей, иссекающий воду из скалы

Вслед за Пятикнижием Моисея в Ветхом Завете помещается Книга Иису́са Нави́на (Книга описывает историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина) и Книга Судей Израилевых (Судьи — лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула). В книге Судей описана также  история Самсона и Далилы.

Далее следует  еще одна очень важная  книга - Книга Руфь.

РУФЬ

Руфь(Рут) - знаменитая библейская праведница.. Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка (моавитяне происходят от племянника Авраама, Лота), после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Наоми, приняла её религию.  В Книге рассказывается о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев. Потом  она стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала таким образом прабабкой (праматерью) царя Давида.

Рут стала символом праведного вхождения в еврейской народ, поэтому зачастую женщины, проходящие обращение в иудаизм, выбирают себе еврейское имя Рут.

 

Фабрициус, Барент Питерс - Руфь и Вооз

 

Далее следуют Книги Царств  —  исторические книги Ветхого Завета. Книги Царств охватывают около 600 лет жизни еврейского народа. В первых двух Книгах рассказывается о жизни пророка Самуила, который помазал на царство двух первых царей — Саула и Давида.

lioubasmir.livejournal.com

МОИСЕЙ. Религиозные сюжеты в изобразительном искусстве. Часть 8 (1).

    Моисей был великим вождем иудейского народа, законодателем и основателем официальной религии. Среди ветхозаветных фигур, которых христианская Церковь считает прообразами Христа, Моисей является наиболее значительной, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось множество параллелей. Предполагалось даже, что фрески Сикстинской капеллы, изображающие на противоположных стенах циклы сцен из жизни Моисея и Христа, будут трактоваться именно в этом аспекте. А в других контекстах он предстает как прообраз Святого Петра.

    Обычно Моисей изображается седобородым, с развевающимися на ветру волосами, патриархального облика, хотя, в зависимости от сюжета Книги Исхода, он может в искусстве представать молодым человеком и даже младенцем. Лик Моисея часто излучает сияние, которое было принято изображать в виде двух лучей света, напоминающих два рога. Художники Средневековья и Ренессанса и в самом деле наделали его рогами, как это можно увидеть в знаменитой скульптуре Микеланджело Буонаротти.

Эта традиция происходит от употребления в "Вульгате" (латинском переводе Библии) слова "cornutam" (лат. - "рогатый"), использованного при описании вида Моисея, к котором он предстал, когда спустился с горы Синай, держа в руках скрижали Закона: "Лицо его стало сиять лучами".

    Жизнь Моисея настолько богато наполнена различными событиями, что задача распределить их в соответствии с сюжетами изобразительного искусства представляется достаточно сложной.    И все-таки, попробуем это сделать.

1. Сюжет "Нахождение младенца Моисея" (Исх., 2: 1 - 10).

    После того как благодаря высокому положению Иосифа при дворе египетского фараона евреи переселились в Египет, прошло много лет. Израильтяне расплодились в Египте, и фараон, напуганный ростом их численности, отдал приказ убить всех их младенцев мужского пола. Мать Моисея "взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки".

    Дочь фараона, придя к реке со своими служанками, обнаружила Моисея и узнала в нем еврейского ребенка. Тогда сестра Моисея, тайно наблюдавшая за происходящим, вышла и предложила найти для малыша кормилицу из евреек. Дочь фараона согласилась. Так Моисей вновь обрел мать.

    Этот эпизод считается прообразом "Бегства в Египет" - спасения Святого Семейства от избиения младенцев, учиненного Иродом.

"Спасение Моисея"(Никола Пуссен)

"Дочь фараона находит младенца Моисея"(Эдвин Лонг)

2. Сюжет "Младенец Моисей и корона фараона" (Иосиф Флавий. "Иудейские древности", 2. 9: 7).

   Моисей воспитывался при дворе фараона его дочерью. Однажды фараон, шутки ради, надел свою корону на голову Моисею, которую тот тут же сбросил на землю и сам вспрыгнул на нее. Придворными это было воспринято как предзнаименование того, что Моисей свергнет фараона.

    Чтобы испытать малыша, слуги фараона принесли два блюда: на одном лежали горящие угли, на другом - кольцо, украшенное рубинами. Моисей, направляемый ангелами, выбрал горящие угли и положил их в рот. Так он доказал свою невиновность в каких бы то ни было замыслах в отношении фараона.

    Кстати, эта еврейская легенда позднего происхождения появилась, по всей видимости, для того, чтобы объяснить косноязычие и заикание Моисея ("Я медлителен речью и медлителен языком"). Но, тем не менее, этот сюжет присутствует в европейской живописи.

"Юный Моисей топчет корону фараона"(Никола Пуссен)

3. Сюжет "Моисей убивает египтянина" (Исх., 2: 11 - 15).

   Израильтяне были угнетаемым народом в Египте. Однажды Моисей увидел, как один египтянин бьет еврея, и бросившись в драку, убил этого египтянина, а тело закопал в песок.    Но об этом стало известно фараону, и тогда Моисей бежал в землю Мидиамскую.

"Моисей убивает египтянина"(в правом нижнем углу фрески)(фреска Сикстинской капеллы работы Сандро Боттичелли)

4. Сюжет "Дочери Иофора" (Исх., 2: 16 - 22).

   Моисей повстречал у колодца семерых дочерей мидиамского священника Иофора. Явившиеся пастухи не позволили им напоить стадо их отца и прогнали их. Тогда Моисей заступился за девушек и сам напоил овец. В благодарность дочери Иофора пригласили Моисея в дом их отца. На одной из них - Сепфоре - он женился.

"Моисей защищает дочерей Иофора"(Никола Пуссен)

5. Сюжет "Моисей и горящий куст [Неопалимая купина] (Исх., 3: 1 - 10).

   Выпасая стада своего тестя, Моисей пришел к горе Хорив, где ему было видение куста, который горел и не сгорал. Из куста к Моисею воззвал сам Бог, говоря ему, что он должен освободить народ Израиля от его угнетателей-египтян и вывести его в Ханаан, где "течет молоко и мед".

    Для христианской Церкви горящий и не сгорающий куст стал символом Девы Марии, Богоматери, родившей Христа, но не потерявшей невинности. Существует определенный тип изображения (византийский по происхождению и получивший широкое распространение в русской иконописи), демонстрирующий ее на троне в языках пламени.

"Моисей перед пылающим кустом"(Доменико Фети)

6. Сюжет "Еврейская Пасха и смерть первенцев" (Исх., 12; 13).

   Моисей по воле Бога наслал с Его помощью череду бедствий на Египет, чтобы вынудить фараона отпустить евреев из рабства. Но после каждого из бедствий фараон становился все более ожесточенным. В конце концов Моисей пригрозил смертью всех первенцев египтян, в том числе и самого фараона.

    При этом Моисей повелел иудеям сделать особые приготовления к исходу из Египта: они должны были убить "агнца" и его кровью начертить знак (тау-крест) на косяках своих домов. Они должны были зажарить и съесть "агнца", причем сделать это определенным образом: "пусть будут чресла ваши перепоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня".

    В ту ночь пришел карающий ангел, но прошел мимо домов иудеев, которые были отмечены знаком на дверях, а поразил лишь египетских первенцев. Обрушившаяся на египтян кара сломила упрямство фараона, и он выслал иудеев прочь.

    Иудейская Пасха, остающаяся одним из главных праздников иудеев, заняла свое место в христианском искусстве ввиду того, что считается прообразом Тайной Вечери.

"Смерть первенца фараона"(Лоуренс Альма-Тадема)

Как вы сами понимаете, это далеко не все сюжеты, связанные с историей Моисея.    Поэтому, продолжение следует.

    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Изображение Моисея в христианской традиции

Cегодня - день рождения замечательного человека - zhsky. Очень хочется порадовать его, подарив что-то необычное. Помнится, он одарил нас потрясающими еврейскими рукописями. Аллаверды хочется показать немного "альтернативного" искусства. Надеюсь, харедимные товарисчи будут не в обиде. На всякий случай помещаю все сообщение под кат.Моше, Моисей, Моисей-боговидец почитается не только евреями, для которых он является центральной фигурой, но и христианской церковью. Часто Моисея изображают на иконах в ряду других пророков (в четвертом, т.н. "пророческом" ярусе иконостаса). Часто его изображают в паре с Аароном (понятно почему). Кроме того, в православии активно используется сюжет, связанный с горящим кустом, который лежит в основе довольно распространенной иконы "Неопалимая Купина". Впрочем, изображения Моше там обычно нет, поэтому нам этот сюжет не очень интересен. Хотя изображния куста часто встречаются и на иконах, посвященных именно Моисею. Так, уже упомянутая мною пару дней назад византийская икона  икона донатора Стефана (Византия, ХII век) объединяет сюжеты Дарования Торы на  горе Синай и видение в горящем кусте. .moisey_l.jpg (473x887, 153Kb)Икона донатора Стефана (Византия, ХII век) Кстати, любопытно, что та же фигура на другой иконе примерно того же времени обходится без горящего куста.
 Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).  Моисей, получающий скрижали. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).Иконография откровения Моисею, когда на верщине Синая Господь вручил ему две скрижали (Исх. XXIV, 12-18; XXXI, 18). Моисей облачен в традиционные одеяния - голубой хитон и розовый гиматий. Он принимает скрижали покровенными руками стоя обнаженными ногами на священной земле Синая - сюжетный эпизод переосмысляется как священнодействие, что способствует литургизации образа.Византия, нач. 13 в.
  Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай).В соответствии с текстом библейского рассказа Моисей изображен перед Неопалимой купиной развязывающим сандалии, дабы не нарушать святости этого места. В пейзаже выделены горящий куст и ступенчатая гора Синай. Моисей показан безбородым красивым юношей.Византия, нач. 13 в. Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай). 
 Пророки Моисей и Аарон. Царские врата из монастыря св. Екатерины (Синай). Пророки Моисей и Аарон. Царские врата из монастыря св. Екатерины (Синай).Образы Моисея и Аарона объединены как равнозначимые и равноправные первосвященникиВизантия, 13 в
Интересно, что на последней иконе Моше явно годится Аарону в сыновья, если не во внуки...Часто христианская традиция объединяет Моше с друними героями своих преданий, как с Марией, так и с местными святыми.

Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)

 Богоматерь с младенцем между пророком Моисеем и патриархом Евфимием. Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)

Редкий пример мемориального портрета (одним из предстоящих изображен Иерусалимский патриарх Евфимий, умерший на Синае в 1224). Иконография объединяет темы прославления умершего праведника и святости Синая, которую вводит образ пророка Моисея. Пророк представлен в особом иконографическом изводе, с узкой клиновидной бородой, который получил распространение в 13 в. В его правой руке скрижали Завета, левой он указывает на Богоматерь. Богоматерь Оранта с Христом младенцем в медальоне на груди следует иконографическому типу Влахернитиссы. Византия, ок. 1224.Ну, и конечно, Моше должен свидетельствовать торжество христианских идей.

Преображение. Икона, ГТГ.В верхней части иконы изображен преображающийся Христос, в белых с золотым ассистом одеяниях, со свитком в руке, окруженный двойной круглой "славой" и 6-конечной белой звездой. По сторонам от него пророки: Илья (слева) и Моисей (справа), в хитонах и гиматиях. В верхних углах - ангелы, несущие пророков на облаках. В "среднем" регистре группы "восходящих" и "нисходящих" апостолов с Христом. Внизу, в падении представлены апостолы, ослепленные тремя лучами, исходящими от "славы" Христа. Слева - Петр с поднятой левой рукой, по центру - Иоанн, падающий вниз головой, справа - Иаков, упавший на колени и закрывающий лицо руками. Иконографический извод со стремительно падающими апостолами и двойной "славой" Христа появляется в эпоху исихастской религиозности 14 в.Москва, нач. 15 в. (1403 ?)

shperk.livejournal.com

Моисей в живописи. Спасение Моисея.

Moses Giclee Print by Jusepe de Ribera                   Jusepe de Rebera. Moses.

Через 4 недели после Пурима мы начинаем праздновать Песах. И приходят Пасхальные каникулы. Я стараюсь уехать в Европу, там не жарко, ещё нет толпы туристов , очередей в музеях и можно попасть в Оперу (если имеется). Но сам Песах я люблю, не люблю мацу, ну что уж тут поделаешь... Ну а Песах конечно же связан с Моисеем, удивительным героем Торы.

Книга «Бытие», которая завершается сказанием о кончине и погребении Иосифа, разительно отличается от четырех последующих разделов Пятикнижия - «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие». Открыв книгу «Исход», мы попадаем в совершенно иной мир. Вместо семейных преданий о судьбе многих поколений перед нами жизнеописание лишь одного человека, Моисея.Вместо рассказа о череде обыденных житейских обстоятельств: рождений, смертей, браков, родственных распрей и примирений - повествование о тернистом пути одинокого избранника, который осуществлял миссию, возложенную на него Всевышним. Бог, который в книге «Бытие» лишь иногда посылал людям знамения, теперь постоянно являет свое присутствие в мире.

Моисею  принадлежит исключительная роль. Евангельский Иисус постоянно ведет с ним внутренний диалог, неоднократно цитирует Моисеевы заповеди и, как сказали бы мы сейчас, творчески развивает их. Моисей-законодатель как бы незримо присутствует в Евангелиях, а один раз даже появляется лично.

В сцене Преображения на горе Фавор, когда Христос предстал перед учениками в своем божественном облике, явились пророки Моисей и Илия и беседовали с ним. На православных иконах «Преображение», на картинах и фресках западноевропейских художников Моисей изображался по правую руку Христа. Но это была чисто символическая фигура, и отличить Моисея от Илии можно только потому, что Моисей держит в руках скрижали – каменные плиты с начертанными на них заповедями.

Если же мы обратимся собственно к истории библейского пророка, то увидим, что самым популярным сюжетом было чудесное спасение младенца Моисея. По преданию, фараон приказал уничтожать новорожденных еврейских мальчиков. Но мать Моисея положила новорожденного в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.

Ну а меня, как всегда, интересует ещё и живопись. Вот они картины. Сюжет первый: спасение Моисея

Оставление моисея в Ниле. Пуссен Николя. 1650 г.             Младенец Моисей. Густав Моро. 1878 г.

      

Тыранов А. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839-1842.

Обнаружение Моисея в Ниле. Фредерик Гудол

Lawrense Alma-Tadema Sir. Обретение Моисея.

The Finding of Moses Pietro Liberi (1614-1687/Italian)

tashamiller.livejournal.com

Моисей – биография, фото, личная жизнь пророка, заповеди 2018

Моисей: биография

Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.

Пророк МоисейПророк Моисей

Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.

Моисей, опускаемый матерью на воды НилаМоисей, опускаемый матерью на воды Нила

Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.

Нахождение МоисеяНахождение Моисея

Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.

Пастух МоисейПастух Моисей

Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.

Моисей перед пылающим кустомМоисей перед пылающим кустом

На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.

Десять казней египетских: Наказание кровьюДесять казней египетских: Наказание кровью

Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.

Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный градДесять казней египетских: Гром, молнии и огненный град

И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.

Десять казней египетских: Казнь первенцевДесять казней египетских: Казнь первенцев

За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.

Моисей раздвигает мореМоисей раздвигает море

После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.

Моисей с заповедямиМоисей с заповедями

Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».

Православная икона МоисеяПравославная икона Моисея

В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.

Моисей, разбивающий скрижали ЗаветаМоисей, разбивающий скрижали Завета

К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.

Смерть МоисеяСмерть Моисея

Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт

Фото

24smi.org


Смотрите также