affabricatus. Картина мондриана


Неопластицизм Пита Мондриана - die Kunst studieren

Пит Мондриан. "Композиция с большим красным полем, желтым, черным, серым и синим". 1921Красная плоскость ненамного меньше четверти картины и лежит в каждой из четырех четвертей. Это уже делает ее абсолютной доминантой. Основная красная плоскость имеет цветовую рифму в нижнем правом углу, так создается напряжение по основной диагонали картины. На второстепенной диагонали имеется напряжение между двумя желтыми плоскостями, но оно значительно меньше из-за того, что цвет не такой интенсивный. Второстепенная диагональ вообще более загружена, на ней практически нет участков белого цвета. Даже небольшой квадрат под красной плоскостью художник счел нужным закрасить черным цветом (изначально он был разделен греческим крестом, эти линии хорошо видны через слой краски). Черные плоскости утяжеляют нижнюю половину картины и вместе с двумя желтыми секторами и маленьким красным оттягивают внимание зрителя от красной плоскости. Но взгляд все равно возвращается обратно.

Здравствуй, Винсент!Наконец я могу написать тебе о своем знакомстве с творчеством твоего соотечественника Пита Мондриана. Выставка, отражающая его творческий путь к геометрической абстракции вот уже второй месяц проходит в нашем городе.

Пит Мондриан родился в 1872 году в Нидерландах в семье каливинистов. В Амстердаме он получил классическое художественное образование. Первые работы Мондриана были пейзажами настроения, вполне выдержанными в духе XIX века. Но молодого художника не устраивает достигнутое мастерство, и он начинает экспериментировать с композицией и цветом. Интересен выбор объектов для рисования: например, мельницы. В этом уже можно усмотреть резкие вертикальные и горизонтальные линии, или каркасную сетку его будущих картин.

Остзейская мельница вечером. 1907–1908

Ветряные мельницы в солнечном свете, 1908

Мельница. 1911

Натюрморт с кувшином и имбирем II 1912

Пит Мондриан начинает знакомиться с художественной жизнью Европы: с постимпрессионизмом, фовизмом, пуантилизмом. Особое впечатление произвели на него работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака. От каждого из многочисленных "измов" художник берет то, что ему необходимо, что поможет ему сформировать собственный стиль.  Фовизм раскрывает для него силу чистого цвета. Во время работы в пуантилистическом стиле Мондриан учится организовывать холст с помощью плоскостей локального цвета, не смешивая его физически. От кубизма будущий создатель абстракций из черных решеток воспринял идею разложения пространства, его уплощения. Линия начинает значить что-то сама по себе, не обрамляя цвет.

Ромбическая композиция с желтыми линиями. 1933

Холст имеет вид квадрата (я нашел, что все его стороны равны), поставленного на угол. Вертикальные и горизонтальные попарно параллельные линии отделяют углы квадрата от центральной плоскости картины, имеющей вид восьмигранника. Толщина линий уменьшается в следующем порядке: левая, верхняя, нижняя, правая. Верхняя и левая линии имеют большее напряжение, так как они расположены ближе друг к другу и имеют равную толщину. Взгляд зрителя попадает в центр картины, стремится к верхней правой плоскости, однако неминуемо возвращается в центр.

А в это время в Европе гремят революции и войны. Ошеломленный и оглушенный последними научными успехами мир стоит на Рубеже Эпох, напряженно вглядываясь в тьму неизведанного. Одними из тех, кто увидел свет, брезжущий в глубине этого мрака стало Всемирное Теософское Общество, основанное Еленой Блаватской. И не может быть случайным, что три великих художника, положившие начало абстрактной живописи, так или иначе были связаны с обществом. Знакомство с Теософким Обществом, а так же с обществом Розы и Креста оказало видимое влияние на Казимира Малевича. Василий Кандинский написал свой основной программный труд "О духовном в искусстве" под влиянием теософских идей. И, конечно, Пит Мондриан был видным членом Теософского Общества до самой смерти. Он создал для Общества удивительную картину:

Триптих "Эволюция". 1911

В этой работе художник интерпретирует пробуждение мировой души из вечной смерти в вечную жизнь. Примечательно, что здесь Мондриан использует символику цвета, от которой в скором времени отказался в своих абстрактных работах.Так почему же все-таки Теософия стала источником абстрактной живописи. В основном, конечно, этому способствовала идея множественности миров. Как и неоплатонисты, теософы постулировали существование иных планов бытия, более высоких чем наш материальный план. Именно в этих верхних планах содержится истинное, первичное бытие, искаженным отражением которого становится мир, отягощенный материей.

Композиция с синим 1937

В IV Четверти квадратного холста помещен небольшой синий прямоугольник. Динамика прямоугольника сбалансирована утолщением ограничивающих его линий. Диагональ его почти соответствует основной диагонали картины. Ритмичность черных линий увеличивается от верхнего левого угла к нижнему правому. Картина разделена на два неравных прямоугольника толстой горизонтальной линией. самой толстой из всех. При этом наиболее интересна нижняя часть, в которой, посередине между центральной линией и краем холста, и находится синяя плоскость. В верхней части картины находится большая белая плоскость, уравновешивающая маленькую синюю.Взгляд зрителя входит в картину с левой стороны и через большой белый прямоугольник проваливается в нижнюю часть картины. После этого, следуя по рельсам горизонтальных линий, взгляд приходит к синей плоскости. Далее внимание удерживается на этой плоскости благодаря напряженным черным линиям, мешающим дальнейшему продвижению справа.Небольшое расстояние между ближайшими к границам холста линиями и, собственно границами, создают впечатление выреза из бесконечного пространство. Однако конструкция рамы не дает зрителю соединить это пространство с плоскостью стены, оно как бы выдвигается из стены на зрителя.При определенном состоянии внимания картина начинает вибрировать. Сетка черных линий воспринимается как объемная каркасная конструкция, четырехугольники уходят на различную глубину, появляется пространство.

Пит Мондриан очень педантично относился к тому, где и как будут смотреть его работы. Он сам разработал конструкцию рамы, отделяющей картину от плоскости стены. На обратной стороне холста он оставлял порой подробные инструкции о том, в каком месте и на какой высоте следует повесить данную работу, какое следует сделать освещение.Свой стиль он назвал "Неопластицизм" и в нескольких статьях сформулировал его основные идеи: картины должны содержать только вертикальные и горизонтальные черные линии, пересекающиеся под прямым углом, допустимо использование только трех основных цветов (красный, синий, желтый) и двух не-цветов (черный и белый). После эмиграции в Америку, войдя в новый ритм жизни Нью-Йрка, Мондриан сделал попытки пересмотреть свои постулаты, но завершить эксперимент от не успел.

Нью-Йорк I 1942

Пит Мондриан, урожденный Питер Мондриаан, умер в 1944 году.

"Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных." Пит Мондриан

В наследство от великого художника-мыслителя мир получил его метод. Метод создания гармонии. Метод, который нашел свое применение в скульптуре, интерьере, моде. В свое время Каземир Малевич высказывал свое желание реорганизовать мир, природу, по принципам супрематизма. Пит Мондриан, по всей видимости, не высказывал столь претензионных планов. Общество само подхватило его неопластицизм, и успешно использует его по сей день.

Туфли "neoplasticism" от Charlotte Olympia. 2012

Ив Сен Лоран, платье из коллекции 1965 года

Мебель в стиле неопластицизма, созданная Герритом Ритвельдом в 1923 году

P.S.На последней лекции, посвященной Питу Мондриану было уделено особое внимание Теософии, и ее влиянию на культуру XIX и XX веков. С удивлением я узнал, что и просветители, и романтисты, и символисты были так или иначе связаны с теософией, а поэты серебряного века были членами Общества чуть ли не через одного.Мне показалось важным подробнее изучить это религиозно-философское учение. О результатах этого погружения я тебе сообщу в свое время.А пока я готовлюсь к выставке Натальи Гончаровой, о которой я напишу тебе уже в ближайшее время.

affabricatus.livejournal.com

Пит Мондриан: жизнь и творчество

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

modrian

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорт. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнесся с чуткостью и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам. Учился в Академии художеств в Амстердаме

В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж.

Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944.

ТВОРЧЕСТВО МОНДРИАНАПервые работы художника были написаны в традиции голландской школы.

В 1911 он познакомился с кубистами и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника.

Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину, и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.

В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.

К 1919 году он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников.

В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Де Стиль» и группу с таким же названием.

Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом.

В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.

К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью».

В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк, двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка.

В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.

Произведения Модриана оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и поп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКАВ честь художника назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.

В Санкт-Петербурге есть дом, выкрашенный под одну из картин Мондриана «Composition with Red, Yellow, Blue and Black». Находится он по адресу: Набережная реки Мойки д.102 (Был. Снесен 28 октября 2013 года.)

В 1930-х годах французский модельер Lola Prusac, работавшая в то время на парижский модный дом en:Hermès, создала линейку чемоданов и сумок, вдохновленную поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и желтых квадратов кожи.

В своей коллекции осень/зима 1965-1966 гг., французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан»—простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника- абстракциониста.

dosoaftor.ru

МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Рисуем как Мондриан

                               "Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость" МондрианКартины художника - Да, этот художник умел рисовать всё и зарабатывал, рисуя цветы, но знаменитым его сделал труд всей его жизни -  идеальные композиции из линий и цветовых плоскостей. "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб- Галль- вопросы детей и ответы о знаменитой картине "Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан, 1930 г. Это картина? А на что тут смотреть? Да, конечно, картина - правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т. д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан. Что же изображает эта картина? Ничего определенного. Однако она побуждает зрителя задуматься о намерениях художника. Предположим, он не хотел изображать готовые, законченные вещи, а показал то, из чего их можно было бы собрать или построить. Это похоже на игру, когда из отдельных разноцветных кусочков составляют то, что захотелось… Может быть, художник не умел рисовать по-настоящему? Ничего подобного! Мондриан в совершенстве владел и рисунком, и живописью; он прекрасно умел рисовать "как следует" и занимался этим много лет. Но это не приносило ему удовлетворения - он искал чего-то другого. Мало-помалу он удалял из своих картин все, что казалось ему лишним и ненужным. В какой-то момент на полотне остались только три цвета и прямые линии - и результат вполне удовлетворил художника. Мондриан рисовал по линейке? Вполне возможно. Это строго выверенная, тщательно продуманная картина. Он вымерял расстояния с помощью полосок прозрачной бумаги, намечал линии углем и только потом брался за кисть. Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета? Это очень важные цвета. Смешивая их в разном соотношении, можно получить много других - зеленый, фиолетовый, оранжевый, а также бесконечное количество оттенков. Но в то же время сами эти три цвета из других составить нельзя. Поэтому их называют основными цветами. Тут есть еще черный и белый Без черного и белого нельзя сделать цвет темнее или светлее. Черные линии организуют картину, разделяя пространство на прямоугольники, различные по размеру, вытянутые вертикально или горизонтально. Белые вставки создают ощущение пустоты, света, воздуха; с ними легче дышится. Разноцветные прямоугольники насыщены цветовой энергией. Так, красный может ассоциироваться с огнем, кровью, закатом… Черные линии придают изображению устойчивость, удерживают его в равновесии.

Идеи для занятий Отличный повод поговорить об основных цветах:

 Самая распространённая детская ассоциация с картиной- это план города!Страница из книги Coppernickel Goes Mondrian
Mondrian lego flat,550x550,075,f: Mondrian lego flat,550x550,075,f
Вторая распространённая ассоциация- лего- вид  сверху:)
Занятия для малышей Обводим квадратыРаскраска по номерамраскраска раскраска- несколько модулей на одном листе- мини МондрианВпечатляющий комплект заданий с дизайном в стиле Мондриана  Идея!Английский шрифт с разлиновкой, который можно раскрасить под Мондриана Техника торцевания очень неожиданна в этой теме, но симпатична: Клейкие ленты надолго увлекут маленьких дизайнеров: Широкое поле детсадовской деятельности  в мировом дизайне-  любые раскраски могут стать арт работой  в стиле Мондриана: Наконец-то интересный повод расписать баночки:
DIY stained glass mondrian-inspired mason jar crafts: DIY stained glass mondrian-inspired mason jar crafts
http://masonjarcraftslove.com/mondrian-mason-jars/?crlt.pid=camp.361m6f67BcHg
In a Mondrian Mood yves st. laurent’s mondrian dress from 1966, featured in his last show for the label in the spring of 2002: In a Mondrian Mood yves st. laurent’s mondrian dress from 1966, featured in his last show for the label in the spring of 2002
  Yves Saint Laurent1960 год, а кто бы отказался от такого платья сейчас!? Композиция и выбор цвета- настолько продуманный ход автора, что мировой дизайн и сейчас  не унимается работать под Мондриана. Коллекция стильных штучек в стиле Мондриана на пинтерест.
Mondrian hearts...elementary art project: Mondrian hearts...elementary art project
Нам нравится этот Мондриан!

bernudarzniece.blogspot.ru


Смотрите также