МОРОЗОВ Александр Иванович – Галерея произведений (14 изображений). Картина морозова


описание картины, интересные факты истории

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня находится в собрании картин Государственной Третьяковской галереи и по праву считается жемчужиной данной коллекции.

В статье мы приведем данные из истории создании полотна и расскажем об образах, которые запечатлены на нем.

Род Суриковых

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году в семье потомственных казаков. Предки его появились в Сибири, видимо, после основания в тех местах Красноярского острога, то есть еще в XVII веке. Сам художник считал, что прадеды сибирских Суриковых происходили из старинных донских казаков. Работая над полотном "Покорение Сибири Ермаком", он встретил множество своих однофамильцев в донской станице Раздорской и укрепился в этом мнении.

Василий Суриков,

Суриков закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал членом художественного объединения "Товарищество передвижных художественных выставок".

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности - протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Событие на картине

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Это был раскол из-за убеждений и веры. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

На полотне изображены события 29 ноября (по новому стилю) 1671 года, когда опальную Феодосию увозили из Москвы. По сохранившимся воспоминаниям одного из современников, в тот день ее провозили мимо Чудова монастыря и везли на допрос под царские переходы. Жест и образ женщины по описанию были похожи на изображенные Суриковым:

...руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше...

Описание картины "Боярыня Морозова"

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев,

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни. Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ. И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное - от глумления до благоговения.

Василий Суриков,

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Работа над картиной: центральный образ

Хорошо известен почти мистический факт, который подтолкнул художника к работе над полотном: он увидел черную ворону, бьющуюся на снегу. Позже он записал:

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал...

На контрасте черного и белого родилась идея образа староверки, которую везут на мучения.

Однако вначале, по обыкновению, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Лишь после этого он стал подыскивать тот образ, который не только явился бы композиционным центром картины, но и контрастировал бы с ней, при этом не теряясь среди пестроты других.

Василий Суриков,

Сурикову нужно было женское лицо, которое послужило бы начальной точкой для эскиза: горящие фанатизмом глаза, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В конце концов появился собирательный образ. Есть в нем и черты тетки художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядчеством, и старообрядки-паломницы с Урала, некоей Анастасии Михайловны, которую художник повстречал у стен Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова".

Юродивый

Как видно на фрагменте картины, он провожает боярыню двоеперстием, не боясь наказания, ведь юродивый на Руси был неприкосновенен.

Прообразом юродивого в веригах стал мужичок, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и уговорил позировать, сидя на снегу босым в одной холщовой рубахе. А после сеанса сам Суриков растер ему ноги водкой и вручил три рубля.

Василий Суриков,

Потом художник со смехом вспоминал:

... первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был.

Странник с посохом

Подобные скитальцы-паломники еще встречались в России и в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи находили эскизы позируемого с различными поворотами головы, которые Суриков, видимо, писал по памяти. Это значит, что прототипом странника был случайно встреченный человек, согласившийся когда-то позировать художнику. Потом у Сурикова представление о композиции картины несколько изменилось, но того скитальца уже было не отыскать.

Василий Суриков,

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что в образе этого странника нашли отражение черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что изображенный на полотне посох художник случайно увидел у какой-то паломницы, шагавшей по дороге в Троице-Сергиеву лавру. Испугавшись бегущего за ней человека, размахивающего акварелью и кричавшего "Бабушка! Дай посох!", та бросила его и убежала. Она подумала, что это разбойник.

Стоящая рядом со священником девушка-монахиня, списана с одной знакомой художника - дочери московского священника, которая готовилась принять постриг.

Девушки и старухи

Типажи старых и молодых женщин Суриков отыскал в общине старообрядцев, живших при Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и соглашались позировать.

Нравилось им, что я казак и не курю.

Вспоминал художник.

Василий Суриков,

А вот девушка в желтом платке стала настоящим открытием художника. Завернувшийся с нижнего края платок, сообщает нам, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Провожая ту на мучительные испытания, девушка била поклоны до земли. Лицо ее выражает глубокую скорбь.

Изображена на картине Василия Сурикова "Боярыня Морозова и сестра последней - Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из "массовки". Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае). Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

Василий Суриков,

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс - целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: "Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. "Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая, пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.

Заключение

Картина Сурикова "Боярыня Морозова" попала на передвижную выставку уже вскоре после написания (1887 год), и почти сразу же была приобретена купцом и меценатом Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции русского изобразительного искусства.

В настоящее время это полотно экспонируется в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века». Здание, являющееся частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», находится по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

www.nastroy.net

Боярыня Морозова: описание картины, сюжет, история

Как-то в очередной раз, зайдя в Третьяковскую галерею, остановился около знаменитого полотна Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».Рядом оказалась сотрудница музея, от которой я впервые с удивлением узнал, что впечатлением, толкнувшим автора картины «Боярыня Морозова» на её создание,было чёрное пятно вороны с оттопыренным крылом на белом снегу.

Это посещение пробудило во мне интерес к истории картины «Боярыня Морозова».

Описание картины

Как и другие произведения Василия Сурикова, жанр картины «Боярыня Морозова» представляет историческую живопись. В кратком описании картины Сурикова «Боярыня Морозова» можно почерпнуть такие сведения: на внушительном, 304 на 586 см, полотне изображена историческая сцена раскола церковного учения в XVII веке. Оценки современников разделились от признания Василия Ивановича гением, до полного неприятия.

Боярыня Морозова

Быстрое движение саней акцентирует бегущий рядом мальчик и большое снежное пространство дороги внизу полотна.

Год написания картины «Боярыня Морозова» совпал с 15 передвижной выставкой 1887 года. В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двоеперстия.

Фанатичное, бескровное лицо, или как писал единомышленник боярыни протопоп Аввакум: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Тончайшие переливы оттенков создают импрессионистическую симфонию цвета.

Ведь, набрасывая эскизы, художник выводил своих моделей на московские заснеженные улицы, чтобы уловить на их лицах и одежде тончайшие нюансы игры света, отражённой снегом.

Несмотря на неоднозначные оценки современников, шедевр был приобретён для галереи Третьякова, где и находится картина «Боярыня Морозова» до сегодняшнего дня.

Сюжет картины

Краткий эпизод, отражённый в картине, приоткрывает перед неравнодушным зрителем десятилетия борьбы, лишений и великих страстей, кипевших в те времена среди русского народа. Не остались в стороне и правящий класс с церковной элитой. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и её сестра, княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, принадлежали к высшей знати того времени. Отец их служил окольничим, а муж Феодосии был из знаменитого рода Морозовых, состоявших в родстве с Романовыми.

После смерти мужа, унаследовав немалое состояние, боярыня постриглась в монахини и отказалась принять новое церковное учение. Сёстры были подвергнуты пыткам и умерли мученической голодной смертью в земляной тюрьме Боровска, а 14 их слуг тогда же сожгли заживо. Позднее на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других последовательниц старой веры, погибших в монастыре, была возведена часовня.

Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина — живи в своё удовольствие, катайся в роскоши. Но нет! Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Поэтому гениальный художник написал гениальную картину именно об этой гениальной россиянке, а не о прочих её современницах, растративших жизнь на плюшки и побрякушки.

Конечно, для того чтобы сделать полный развёрнутый анализ картины «Боярыня Морозова», надо провести не один час в библиотеке, перевернуть горы специальной литературы. Но не спешите под сумрачные своды книгохранилищ, лучше зайдите в Третьяковку или найдите хорошую репродукцию картины, и вам откроется вся мощь этого произведения.

Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на ней изображено с исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению, и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».

Также интересно:

surzhyk.org

где правда, а где художественный вымысел

15:41 12/11/2017

На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Художник немного отошел от исторической достоверности, боярыню везли ночью, толпы сочувствующих не было. Боярыня Морозова много занималась благотворительностью, а в ее доме всегда принимали нищих и странников. Но приверженность к старой вере обернулась в итоге мучительной смертью, ее уморили голодом. Досталось и художнику за эту картину. Критики было много. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

Татьяна Юденкова: Критики, увидев эту картину, отнеслись к ней достаточно негативно, они осуждали Сурикова за недостоверность изображения. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно, и ее цепи очень громко звенели. Но это было не демонстрацией для народа, как происходит на картине Сурикова, она это делала, чтобы напомнить о себе царю Алексею Михайловичу, с которым у нее развивался конфликт.

Для царского дома становится очевидным ее религиозная оппозиция, которая и тоге вылилась в социальный протест. В какой – то момент терпение царя лопается, и боярыню Морозову арестовывают. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. На картине Сурикова она сопровождает боярыню Морозову – она ближайшая к саням, в шапочке, отороченной мехом. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. На картине мы видим толпу людей, которая в большинстве своем сочувствует боярыне Морозовой . Среди них есть монахиня в темном одеянии, которая выглядывает из-за плеча, молодая боярышня в золотом платке, у которой уголочек платка загнулся, она совершила земной поклон и теперь поднимается, юродивый благословляет боярыню на сложный путь .

Для Сурикова было очень важно вывести образ человека, женский образ , который сопротивляется ходу истории , своей судьбе, царской власти, находится в оппозиции. Он очень долго искал выражение боярыни Морозовой в профиль , чтобы она всех победила. Когда он его нашел, только тогда посчитал картину удавшейся.

Читайте нас в Telegram.

mir24.tv

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова» Картины Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

    В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры.

    На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

    Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, в которых бунтарку везут на допрос, свист мальчика, бегущего за санями.

    Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя.

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Морозова Инесса и ее картины детей

Морозова Инесса Александровна родилась в 1981 году.

В 1998 году окончила детскую художественную школу «Солнцево».

С 1999 по 2004 год училась в Гуманитарно-прикладном институте по специальности «Дизайнер малых форм».

С 2008 года является членом Творческого союза художников России.

Картины Инессы Морозовой были представлены на многих Российских выставках.

Инесса пишет картины маслом на холсте. У художника есть работы в различных жанрах.

Живопись для меня и есть моя жизнь - Морозова Инесса.

Любопытный мир, предлагает вам познакомиться с картинами Морозовой И., на которых изображены дети.

Ее детский портрет выступает как часть жанровой картины. Дети на полотнах Инессы - это некое воплощение искренности. В своих картинах, в импрессионистской манере, художник дает почувствовать зрителю яркий и искренний мир ребёнка; через красоту чистых красок, впечатления сверкающего солнечного света, вибрации воздуха, погружая в атмосферу тепла и безмятежности.

Произведения художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

curious-world.ru

МОРОЗОВ Александр Иванович – Галерея произведений (14 изображений).

Открыть доступ

А.И.МОРОЗОВ

(1835 – 1904)

Запоздалым «венециановцем» называла художественная критика Александра Морозова, которому было свойственно стремление к гармонии, правдивое и поэтическое изображение крестьянского быта и родной природы.

Художественное наследие Морозова сравнительно невелико, он вынужден был постоянно отвлекаться от занятий живописью, исполнять церковные заказы, расписывать веера, давать частные уроки, служить учителем рисования.

Но каким покоем и гармонией наполнены его написанные с натуры картины «Отдых на сенокосе» и «Сельская бесплатная школа»! А его «Выходом из церкви в Пскове» восхищались молодые Поленов и Репин: «Сколько солнца, света, — писал И.Репин. – Как всё это ново, оригинально — всё это живо, весело, как в натуре».

 

Александр Иванович Морозов родился 17 (29) мая 1835 года в С.-Петербурге, сын художника И.М.Морозова. Учился в ИАХ (1852-1863) вольнослушающим в классе исторической живописи у А.Т.Маркова. За картину «Отдых на сенокосе» (1861, ГТГ) награжден малой золотой медалью.

Участник знаменитого «бунта четырнадцати» (1863), член Петербургской Артели художников (с 1863), принял активное участие в составлении устава Артели. За картину «Выход из церкви в Пскове» (1864, ГТГ) получил звание академика.

Участвовал в 1873 году организации Общества выставок художественных произведений, в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (1886 – 1892). Действительный член Общества русских акварелистов (с 1887).

Жил в С.-Петербурге, неоднократно совершал поездки по России, исполнял заказные работы для церквей. Преподавал рисование в Училище правоведения и черчение в Рисовальной школе ОПХ. 

1. Морозов Александр "Отдых на сенокосе" Около 1860 Холст, масло 46х63,5 Государственный Русский музей 1. Морозов Александр «Отдых на сенокосе» Около 1860 Холст, масло 46х63,5 Государственный Русский музей2. Морозов Александр "Отдых на сенокосе" 1861 Холст, масло 81х110 Государственная Третьяковская галерея 2. Морозов Александр «Отдых на сенокосе» 1861 Холст, масло 81х110 Государственная Третьяковская галерея 3. Морозов Александр "Выход из церкви в Пскове. Эскиз" Картон, масло 19,4х24,7 Государственная Третьяковская галерея 3. Морозов Александр «Выход из церкви в Пскове. Эскиз» Картон, масло 19,4х24,7 Государственная Третьяковская галерея4. Морозов Александр "Выход из церкви в Пскове" 1864 Холст, масло 70х89 Государственная Третьяковская галерея 4. Морозов Александр «Выход из церкви в Пскове» 1864 Холст, масло 70х89 Государственная Третьяковская галерея 5. Морозов Александр "Сельская бесплатная школа" 1865 Холст, масло 54,3х78,8 Государственная Третьяковская галерея 5. Морозов Александр «Сельская бесплатная школа» 1865 Холст, масло 54,3х78,8 Государственная Третьяковская галерея6. Морозов Александр "Странница с мальчиком" Холст, масло 49х40 Государственная Третьяковская галерея 6. Морозов Александр «Странница с мальчиком» Холст, масло 49х40 Государственная Третьяковская галерея 7. Морозов Александр "Женский портрет" 1866 Бумага, акварель, белила 46,5х38,7 Государственный Русский музей 7. Морозов Александр «Женский портрет» 1866 Бумага, акварель, белила 46,5х38,7 Государственный Русский музей8. Морозов Александр "Женский портрет" Бумага на картоне, акварель, белила 26,8х21,2 Рыбинский музей-заповедник 8. Морозов Александр «Женский портрет» Бумага на картоне, акварель, белила 26,8х21,2 Рыбинский музей-заповедник 9. Морозов Александр "Шарманщик" 1868 Холст, масло 53,5х39 Государственная Третьяковская галерея 9. Морозов Александр «Шарманщик» 1868 Холст, масло 53,5х39 Государственная Третьяковская галерея10. Морозов Александр "Летний день" 1878 Холст, масло 32х43,5 Государственная Третьяковская галерея 10. Морозов Александр «Летний день» 1878 Холст, масло 32х43,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Морозов Александр "Утренняя заря в лесу" 1860-е Картон, масло 73х37 Козьмодемьянский музеи имени А.В.Григорьева 11. Морозов Александр «Утренняя заря в лесу» 1860-е Картон, масло 73х37 Козьмодемьянский музеи имени А.В.Григорьева12. Морозов Александр "За чаепитием" Бумага, акварель 40х34 Краснодарский краевой художественный музей 12. Морозов Александр «За чаепитием» Бумага, акварель 40х34 Краснодарский краевой художественный музей 13. Морозов Александр "Портрет неизвестного" 1867 Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина, белила 46,3х37 Государственный Исторический музей 13. Морозов Александр «Портрет неизвестного» 1867 Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина, белила 46,3х37 Государственный Исторический музей14. Морозов Александр "Портрет графини С.А.Бобринской, урожденной Шереметевой" 1867 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, лак 59х44 Государственный Исторический музей 14. Морозов Александр «Портрет графини С.А.Бобринской, урожденной Шереметевой» 1867 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, лак 59х44 Государственный Исторический музей МОРОЗОВ Александр Иванович – Галерея произведений (14 изображений). МОРОЗОВ Александр Иванович – Галерея произведений (14 изображений).

cultobzor.ru

Боярыня Морозова

Еще в детстве Суриков слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся. Глубина композиционного замысла потребовала от художника пятилетней работы. После темной гаммы "Меншикова" картина "Боярыня Морозова" поражает своим светлым, очень сложным тоном.

Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Морозова была ближайшей его последовательницей. Несмотря на близость ко двору царя, она была схвачена, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества.

В картине большое значение придается колориту и выраженным движениям. Сурикову нужно было передать волнение народа. Заметно и диагональное построение композиции картины, центр картины - Морозова. В ней воплощена страшная сила духовного сопротивления, веры, доходящей до исступления. Эта сила электризует толпу, е чувствует каждый, в многоликой массе народа она преломляется многоцветной радугой разнообразных переживаний.

Неудивительно поэтому, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа, которому искал наибольшее соответствие в натуре. "В тиме боярыни Морозовой, - говорил Суриков, - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться...Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелок было. В толпе терялось..."

В "Морозовой" живопись Сурикова достигает своей вершины. Все выраженно ее средствами - пространством, пластичсекой формой, контрастом света и тени, разнообразным цветом. Но эт прекрасная и богатая художественная форма, этот живой то мерцающий, то открытый цвет существуют не сами по себе: вних-то именно и заключена внутренняя суть картины.

Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету, обогащенному рефлексами, и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность. Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, зажигающим сердца, вот где источник его особенной, пронизающей красоты. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа - весь пафос картины и смысл образа Морозовой.

Еще одни слова Сурикова о создании картины: "...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и одно крыло отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и "Казнь стрельцов" точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами".

Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие, но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса. На самом деле и ворона на снегу, и рефлексы свечи на белой ткани - это нечто болшее, чем просто формальное зарождение замысла картины, это живописный принцип, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. В процессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, когда был найден, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины, определивший основные цветовые отношения. Этот момент был моментом подлинного вдохновения.

Все лица, созданные Суриковым в "Морозовой", и прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, живой, одухотворенной. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Красота женских - это красота пробужденного чувства и сознания. Женщины в картине все обращены к Морозовой, и лица их словно расцветают невиданной красотой, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда, когда событие кончится и начнутся будни.

Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже враждебно настроеных по отношению к боярыне. Остро дан характер попа - пьяницы и циника. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Есть еще несколько чловек в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Это по большей части подростки. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Это - сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину "Взятие снежного городка".

 Картина появилась на открытии Передвижной выставки 1 марта 1881 года, когда вся столица была взбудоражена Александра Второго. Когда пояивлась "Боярыня Морозова", критик газеты "С.-Петербургске ведомости" писал, что "Морозова" напоминает то впечатление, которое возбуждают процессии осужденных.

 

 

Обсудить на форуме

art-on-web.ru