Святой Себастьян в шедеврах мировой живописи. Картина мученик


Святой Себастьян в шедеврах мировой живописи

В истории искусства есть сюжеты, вдохновлявшие художников в течение многих веков. Святой Себастьян, предание о котором возникло в эпоху раннего Средневековья, изображен на полотнах и фресках тысяч мастеров из разных стран. О чем эти картины? В чем привлекательность этого образа?

Воин и мученик

События, о которых повествует легенда о святом Себастьяне, происходили в конце третьего века, в эпоху жесткого преследования христиан. Честный и мужественный Себастьян был командиром когорты в личной охране императоров Диоклетиана и Максимилиана. Будучи тайным сторонником учения Христа, он обращал в новую религию своих солдат, поддерживал в вере тех, кто подвергался гонениям со стороны язычников.

Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы. Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Святой Себастьян был найден пришедшими его хоронить живым, и мать друга, святая Ирина, выходила его. Себастьян не захотел тайно покинуть Рим и смело выступил против Диоклетиана, бросив ему в лицо обвинения в жестокости. По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами. Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян. Она похоронила тело около Аппиевой дороги и на месте захоронения впоследствии появился собор святого Себастьяна.

В годы жестоких эпидемий чумы, поражавших Европу в Средние века, царило убеждение, что болезнь передается по воздуху. Летящие стрелы, поразившие святого, стали символом жестокой болезни, а Себастьян явился олицетворением защиты от неумолимого бедствия. В седьмом веке стал известен случай, когда по знамению свыше один горожанин выстроил в зачумленной местности часовню, посвященную Себастьяну, и мор прекратился. С тех пор культ святого стал повсеместным. Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе.

Огромная иконография

Подсчитано, что создано около 6000 изображений святого Себастьяна. Каждый художник отражает свое видение образа, используя художественные средства своего времени.

Святой Себастьян

Одно из канонических изображений принадлежит кисти мастера Раннего Возрождения Антонелло да Мессина (ок. 1429/1431-1479). На его картине мы видим юношу, привязанного к столбу и пораженного стрелами, на фоне перспективы прекрасного городского дома с высокими арками, над которым бездонное голубое небо. Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. Фигура героя похожа на античную статую, лицо выражает неприятие всего земного, он не замечает ни боли от ран, ни красоты пейзажа. Убежденность в истинной вере и устремленность к богу придает человеку красоту и духовную чистоту - в этом суть картины.

Красота истинной веры показана на многих других полотнах, героем которых был святой Себастьян. Их писали такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли (1445-1510), Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520), Пьетро Перуджино (1446-1523), Джованни Больтраффио (1466-1516).

Тициан Вечеллио (1488/1490 - 1576)

Совсем другого героя изобразил на своей картине титан Возрождения – Тициан. Святой Себастьян – могучий воин, с уверенным спокойствием противостоящий злу. Драматизм надвигающейся кончины подчеркивает темный колорит, присущий окружению. Но живописный строй не мрачен, он богат множеством оттенков огня, дыма, пламенеющего закатного неба.Тициан. Святой Себастьян

Тициан – истинный художник эпохи Ренессанса. Его отношение к гармонии человеческого тела берет начало из античных традиций, возрожденных мастерами той эпохи. А смелость и свобода живописных средств открывают путь живописцам следующих поколений.

Старый сюжет, новая живопись

В семнадцатом столетии рождается другой стиль живописи. Мастера барокко продолжают традиции, которые заложили Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан. Святой Себастьян также изображается прекрасным юношей, античным героем. Но теперь значительно усложняется композиция, форма и живописная палитра. Лица на картинах – это лица людей из жизни. Они чувствуют и действуют не как герои мифов и легенд, они взяты художником из своего окружения, из реальности.

Гением, который повел за собой других, стал Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610). Его картины на библейские сюжеты долго не признавались официальной церковью. Его буйство и неукротимость лишили его долгой творческой жизни. Но он оставил после себя целое течение в живописи – караваджизм.

Святой Себастьян картина

Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо. «Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи. Характерный темный фон объединяет освещенные плотным боковым светом фигуры в сложную уравновешенную композицию. Великолепно написанные тело пораженного мученика, лицо святой Ирины, парящий ангел сразу привлекают внимание. Именно рисующий, дающий глубину, зажигающий краски на темном фоне свет характерен для караваджистов.Караваджо Святой Себастьян

Иногда используется только один источник света, как на картине Жоржа де Латура (1593-1652) «Святой Себастьян и святая Ирина». Пламя свечи выхватывает из тьмы невыразимо прекрасное женское лицо Ирины, фигуры лежащего юноши и плачущих женщин. Такое освещение подчеркивает тонкую игру цветовых нюансов и придает всей сцене особую значимость.

Сюжет на все времена

Художников всегда интересуют сильные чувства, которые рождаются на грани жизни и смерти, в борьбе добра и зла. Символом этой борьбы стал святой Себастьян. Картина с таким сюжетом есть у многих великих мастеров живописи. Эль Греко (1541-1614), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Эжен Делакруа (1798-1863), Камиль Коро (1796-1875), Сальвадор Дали (1904-1989) по-разному изображали сцены из жития святого Себастьяна.Эль Греко Святой Себастьян

Общее в них – высокое искусство, рожденное вдохновляющим сюжетом и гением художника.

fb.ru

Самый популярный мученик | Искусство

В истории церкви известны жития множества мучениковВ церковной литературе хватает и казней экзотических, и подвигов беспримерных - а все равно редко кого встретишь в живописи чаще Себастьяна.

Страдания христианского мученика, пронзаемого стрелами, были весьма популярным сюжетом и в ренессансной живописи, и позднее - вплоть до наших дней.

По одной версии, Себастьян стал популярен из-за эпидемий чумы, которые регулярно свирепствовали в Европе. В ту пору этот святой почитался как защитник от страшной болезни.

Другая версия гласит, что сюжет полюбился живописцам совсем по иной причине: он позволял изображать обнаженное тело без опасений, что церковь найдет это неприличным. Художники Возрождения боготворили античные идеалы наготы, но долгое время вынуждены были считаться с религиозными ограничениями.Вероятно, что по этой же причине изменился и возраст Себастьяна.

По легенде он к моменту казни был мужчиной в зрелых летах и при солидной должности, а на большинстве картин мы обнаруживаем прекрасного юношу сродни Адонису или Аполлону. Чем еще, как не вниманием авторов к цветущей и совершенной плоти, объяснить такую метаморфозу?

Духовный пафос в этом сюжете был все-таки не менее важен. Образ Себастьяна трактовался как героический. Персонаж чаще всего выглядел непреклонным в вере и безразличным к неминуемой гибели.

Первые изображения мученика появились на  фресках еще в VII веке. А с началом Ренессанса для Себастьяна настал поистине золотой период. Иконография этого святого, то есть совокупность вариантов его изображения, довольно обширна.

Мозаичная икона Святого Себастьяна VII века. Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб.

С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.

Самым распространенным был сюжет с расстрелянием мученика. Повальное увлечение им пришлось на XV столетие. Почти одновременно с Антонелло да Мессиной свои варианты картин на эту тему создали Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Сандро Боттичелли, а позднее к ним присоединились Тициан, Эль Греко, Паоло Веронезе, Хусепе Рибера, Антонис Ван Дейк.

Иногда сюжет будто становился навязчивой идеей. Например, Перуджино умудрился написать восемь картин со святым Себастьяном в главной роли, Гюстав Моро - семь, Гвидо Рени - пять. Возможно, впрочем, подобная продуктивность диктовалась пристрастием публики. Рассказывают, что когда французский король Людовик XIII увидел "Святого Себастьяна" кисти Жоржа де ла Тура, он распорядился вынести из своей комнаты все другие картины. Между прочим, от стрел как раз Себастьян не погиб. Предание сообщает, что начальник преторианской гвардии, втайне обращавший людей в христианство и приговоренный за это императором Диоклетианом к расстрелянию стрелами, после казни остался жив. Израненного Себастьяна выходила некая вдова по имени Ирина.

Смерть пришла к нему позже, когда он вновь явился к императору и принялся обличать того за неоправданную жестокость по отношению к верующим в Иисуса. На сей раз Диоклетиан приказал забить непокорного камнями и сбросить тело в сточную канаву. Впрочем, окончательное погребение Себастьяна произошло в катакомбах, где его захоронили единоверцы. Несмотря на один и тот же "исходный материал", Себастьян у всех получался разным: у Мантеньи - суровым, у Риберы - экстатичным, у Гвидо Рени - женственным. А через несколько веков Сальвадор Дали и вовсе изобразил его в виде гермафродита на картине "Двуполый святой Себастьян". Такая трактовка в наши дни получила особую популярность. Дело в том, что после искоренения чумы святой долго считался покровителем солдат и полицейских, но сегодня к его небесным функциям добавилась еще одна, которую официальная церковь не признает. Своим защитником Себастьяна объявили геи, исповедующие католичество.

utahch.blogspot.ru

Икона Георгия Победоносца: значение, в чем помогает...

Если вас спросят об изображении святого великомученика Георгия Победоносца, то первое, что вспоминается, это образ конного воина, побеждающего змия. Икона Георгия Победоносца выглядит именно так. Но святой Георгий может изображаться не только как воин, но и как мученик: в хитоне и плаще, с крестом в руках. Именно таково его самое раннее из дошедших до нас изображений. И такая икона Георгия Победоносца тоже существует.

Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.

Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.

Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.

Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.

Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика – усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Святой великомученик Георгий Победоносец Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI - нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI – нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.

Икона. 1130 - 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Икона. 1130 – 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия

Возможно вам также будет интересно – Николай Гумилёв. «Георгий Победоносец». Читает Константин Хабенский

Св. Георгий оплечный. Кон. XII - нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Св. Георгий оплечный. Кон. XII – нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Деревянная скульптура. Кон. XIV - нач. XV в. Музеи Московского Кремля Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Деревянная скульптура. Кон. XIV – нач. XV в. Музеи Московского Кремля

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия

Читайте также – «Герой пронзает гада» – русские поэты о святом Георгии Победоносце

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва

 

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII - нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва. Иллюстрация к к материалу: Икона Георгия Победоносца

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва

Читайте также:

www.pravmir.ru

Образ мучеников в живописи

 

Тема мученичества, пыток и казней в живописи чаще всего представлена циклом картин, посвященных святому Себастьяну. Именно поэтому их нет в этой подборке. Я постаралась собрать те картины, которые не так часто встречаются в различных подборках и виртуальных галереях. Картины расположены с приблизительным соблюдением хронологической последовательности и там, где это было возможно, сгруппированы по темам.

 

Апостол Петр (ум. ок. 64) – один из 12 апостолов Христа. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Мазаччо (1401 – 1428). Распятие святого Петра.

 

Дирк Баутс (1415 – 1475). Мученичество святого Ипполита (триптих)

Святой Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) – раннехристианский мученик, первый антипапа. Был четвертован.

Мученичество святого Ипполита (деталь)

Дирк Баутс. Мученичество святого Эразма (триптих)

Святой Эразм (Святой Эльм) — христианский святой, почитается как мученик. Умер около 303 года. Согласно легенде, палачи вынули его внутренности, намотав их на лебёдку.

 

Никола Пуссен (1594 – 1665). Мученичество святого Эразма (1628-29)�

Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480 – 1538). Мученичество святого Флориана.

Святой Флориан Лорхский – раннехристианский мученик. Жил во время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана. За свои военные подвиги он был назначен командующим в Норике. Тайно принял христианство. Узнав об аресте и приговоре к смерти нескольких десятков христиан в Лорхе, приехал туда, чтобы их спасти, но был арестован и по приказу римского наместника Аквилина лишён всех наград и должности и приговорён к смерти. Казнь состоялась 4 мая 304 года. Сначала Флориану выдернули крюком лопатки, а потом навесив на шею жёрнов, утопили в реке Энс.

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Мученичество десяти тысяч христиан (1508)

Михель ван Кокси (1499 – 1592). Пытка святого Георгия.

Святой Георгий – христианский святой, великомученик. В 303 (304) году после восьмидневных пыток был обезглавлен. На второй день его подвергли пытке на колесе, утыканном ножами. Этот момент и запечатлел художник на картине.

Караваджо (1571 – 1610). Мученичество святого Матфея (1598-1605)

Левий Матфей – один из 12 апостолов Христа. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.

Караваджо. Распятие святого Петра (1600-01).

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Прометей прикованный.

Прометей – герой древнегреческой мифологии, титан. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала.

Аньоло Бронзино (1503 – 1572). Прометей прикованный (1542)

Аньоло Бронзино. Мученичество святого Лаврентия.

Святой Лаврентий Римский (ок. 225 – 258) – архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом. Был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»

Тициан (1477 – 1576). Мученичество святого Лаврентия (1551-59)

Тициан. Сдирание кожи с Марсия (1570-76)

Марсий — в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на флейте до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.

 

Хосе де Рибера (1591 – 1662). Аполлон сдирает кожу с Марсия.

Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа.

Святой Филипп – один из 12 апостолов Христа. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Хосе де Рибера. Иксион под пытками (1632)

Иксион – в древнегреческой мифологии герой, царь фессалийского племени лапифов, или флегиев. Женился на Дие, дочери Эионея. Иксион не дал ему обычного свадебного дара, и Эионей забрал в залог коней. Тогда Иксион бросил Эионея в яму с огнем. Это было первым на Земле убийством родича. У Пиндара и других позднейших авторов Иксион, в наказание за свои нечестия, прикован в Тартаре к огненному колесу, вечно вертящемуся с неимоверной быстротой. На картине Риберы черт раскручивает колесо, к которому прикован цепями Иксион.

 

Хосе де Рибера. Мученичество святого Варфоломея (1624).

Святой Варфоломей – один из 12 апостолов Христа. Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Варфоломей был казнён в городе Великой Армении Альбане (Албанополь, Урбанополь). Его распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, содрали кожу, а затем обезглавили. На гравюре и полотне Риберы запечатлен тот момент, когда с него сдирают кожу.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770). Мученичество святого Варфоломея (1722)

Шарль Лебрен (1619 – 1690). Мученичество Иоанна Богослова (ок. 1641-42)

Иоанн Богослов – один из 12 апостолов Христа. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако он вышел невредимым из котла с кипящим маслом. На картине Лебрена Иоанна собираются опустить в котел с кипящим маслом.

Алессандро Маньяско (1667 – 1749). Допрос с применением пыток.

Гюстав Доре (1832 – 1883). Мученичество Елеазара.

Елеазар – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Скончался в мучениях.

Гюстав Доре. Мученичество святого Стефана.

Стефан Первомученик – первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме ок. 33-36 года.

Ловис Коринт (1858 – 1925). Ослепленный Самсон (1910).

Самсон – библейский герой, богатырь, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Усыпив Самсона, она отрезала его волосы, и сила покинула богатыря. Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Этот момент и запечатлел на картине Коринт.

CAUAYZA9

gorodnaneve.com


Смотрите также