Мясоедов Г.Г. «Земство обедает». Описание картины. Картина мясоедова


Художник Григорий Григорьевич Мясоедов | Картины

Рубрика: картины и живопись Опубликовано 21.07.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 3 мин   ·   Просмотры:

336

художник Григорий Мясоедов картины - 01

Три сестры в парке

 

Искусствоведы утверждают, что художник Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.

Григорий Григорьевич Мясоедов — это прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи. Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты в области изобразительного искусства. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.

 

Биография художника Григория Мясоедова

 

художник Григорий Мясоедов картины - 19

Автопортрет

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.

В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.

Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.

В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок».

Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу. Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это событие в живописи. Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений». По этой причине огромное количество работ просто не дожили до нашего времени.

Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.

 

Картины художника Григория Григорьевича Мясоедова

 

 

художник Григорий Мясоедов картины - 02

Страдная пора

художник Григорий Мясоедов картины - 03

Дорога во ржи

художник Григорий Мясоедов картины - 04

Молебен на пашне о даровании дождя

художник Григорий Мясоедов картины - 05

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

художник Григорий Мясоедов картины - 06

Поздравление молодых в доме помещика

художник Григорий Мясоедов картины - 07

Чтение Положения 19 февраля 1861 года

художник Григорий Мясоедов картины - 08

Земство обедает

художник Григорий Мясоедов картины - 09

Пристань в Ялте

художник Григорий Мясоедов картины - 10

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)

художник Григорий Мясоедов картины - 11

Монахи. Не туда заехали

художник Григорий Мясоедов картины - 12

Смотрины невесты

художник Григорий Мясоедов картины - 13

У чужого счастья

художник Григорий Мясоедов картины - 14

Лесная река

художник Григорий Мясоедов картины - 15

Опахивание

художник Григорий Мясоедов картины - 16

Лесной ручей близ Полтавы

художник Григорий Мясоедов картины - 17

Осеннее утро

художник Григорий Мясоедов картины - 18

Сам с собою или Игра в шахматы

svistanet.com

Мясоедов Г.Г. «Опахивание». Описание картины. Художники-передвижники

 1876 Г. 78 x 134 см 78 x 134 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Мясоедова Г.Г.  «Опахивание»

Григорий Мясоедов, как глубоко любивший свою родину человек, занимался изучением древних обычаев языческого культа, всецело верил в чудодейственную силу ритуалов и заклинаний. Один из самых ярких обрядов – опахивание – художник запечатлел в одноименной картине.

Опахивание – древний славянский обряд, проводимый крестьянами во многих уголках России. Язычники верили, что этот ритуал способен прогнать или отпугнуть Коровью смерть – злое существо, вызывающее падеж скота. Проводилось опахивание исключительно женщинами: девицами, незамужними, вдовами, старухами. Мужчинам же в это время строго запрещалось переступать за порог избы. При первых признаках мора животных, женщины в полночь собирались на окраине деревни, раздевались до рубах или донага, распускали волосы, вооружались кочергами, ухватами, метлами и прочей женской домашней утварью. Впрягшись в соху, они должны были обойти село, опахать его, оставив глубокую борозду, которую не сможет преодолеть Коровья смерть. Опахивание сопровождалось шумом, гамом, песнями, заклинаниями – крестьяне верили, что это поможет сильнее запугать болезнь.

Несмотря на важность ритуала, его изображения встречаются крайне редко. Славяне верили, что видеть его не должен никто, кроме участвующих в опахивании женщин. Каждый встреченный мужчина жестоко наказывался, а животное – убивалось, т.к. могло на самом деле быть не кошкой или собакой, а самой Коровьей смертью, обратившуюся в них. Поэтому картина Мясоедова – уникальное в своем роде полотно, приоткрывшее тайну важнейшего языческого обычая.

Художнику с великим мастерством удалось передать на холсте мистическую атмосферу обряда, эмоции женщин и их безграничную веру в помощь невидимых, но веками почитаемых высших сил. И каждая из них твердо знает, что в эту ночь надежды на хороший исход непременно сбудутся.

Лучшие картины Мясоедова Г.Г.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Мясоедов Г.Г. «Земство обедает». Описание картины.. Художники-передвижники

1872 Г. 74 x 125 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Мясоедова Г.Г. «Земство обедает» 

Картина была написана Мясоедовым Г.Г. в 1872 году. Это произведение служит некой визитной карточкой художника-передвижника.

Зритель видит перед собой пореформенную Россию. Только-только начали появляться органы местных самоуправлений, которые назывались земствами. Здесь избирались крестьяне, но они не обладали высоким имущественным цензом, поэтому их было небольшое количество. Художник стремился показать несоответствие социальных положений.

На картине изображен тихий провинциальный городок. Мы можем наблюдать здание земской управы на первом плане. Весь дом не видно, лишь изображена светлая стена земской управы. Депутаты, состоящие из крестьян, вышли пообедать. Душные комнаты их не привлекают, к тому же вынужденное соседство с представителями земства высшего класса их не радует. Поэтому они решили пообедать на свежем воздухе.

На картине видно, что кто-то уже отобедал и дремлет, а кто-то заканчивает свою скудную трапезу с простой деревенской пищей. Кто-то ест сухой хлеб, у кого-то хлеб с солью и с пучком зеленого лука.

В здании земской управы также закончился обед, это можно наблюдать по наличию винных бутылок и по действиям официанта, переставляющего посуду. Художник показывает контраст межу бедностью и богатством. Главные персонажи картины – крестьяне, получили характерные черты: кто-то сметливость и лукавство, другие – чувство истинного душевного благородства, третьи – оскорбленность.

Лучшие картины Мясоедова Г.Г.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Мясоедов Григорий "Земство обедает" описание картины, анализ

Myasoedov-Grigorij-zemstvo-obedaetКартина Григория Мясоедова «Земство обедает», написанная в 1872 году, стала его визитной карточкой. Художник изобразил на холсте пореформенную Россию того времени.

Только что началось создание органов местного самоуправления — земств. Туда избирали и крестьян, но их было очень мало. Сюжет картины несложен — живописец хотел показать разницу в социальном положении членов одного земства. На картине изображен небольшой городок в провинции, здание земской управы. Избранные от крестьянства члены земства сели обедать, но не за столами в душных помещениях, а на свежем воздухе. Наверняка стесняются они соседства с благородными депутатами земства.

Некоторые крестьянские депутаты уже покушали и дремлют, а кто-то ещё продолжает свою трапезу с простой деревенской едой — хлеб, соль да зелёный лук.

В окне управы можно заметить официанта, который убирает посуду. Этим художник показывает контраст богатства и бедности. Каждого крестьянина у дверей земской управы, Мясоедов написал очень тщательно, каждому придал индивидуальные черты: один смотрит лукаво, с хитрецой, другой — с благородством, чувством собственного достоинства, а в ещё одном взгляде сквозит оскорбление.

Глядя на эту картину, невольно вспоминается поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор не говорит прямым текстом о социальной несправедливости и неравенстве, он предлагает зрителям подумать об этом.

Год написания картины: 1872.

Размеры картины: 74 x 125 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Мясоедов Г.Г.

Для увеличения - нажмите на изображение

Автопортрет. 1878

 Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но бросил ее, серьезно увлекшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству. 

В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.

В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы заработать на жизнь.

Художник берет бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, написав на заданную тему композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», за которую получил большую золотую медаль и был удостоен шестилетней командировки за границу.

В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И. Герцена, и с семьей художника Николая Ге. Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В это же время Мясоедов изучает русские народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» (1867) посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни. В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создает картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.

Еще за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», – писал он своему товарищу К. Лемоху.

В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошел знаменитый «бунт четырнадцати». Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе «бунтарей» стоял Крамской, возглавивший «Первую художественную артель».

В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В ту эпоху картины мало выставлялись, их видели в основном только в узком академическом кругу. Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное и культурное значение. Мясоедов деятельно участвовал во всех выставках товарищества и постоянно заботился о его материальной независимости.

В конце 1880-х Мясоедов переселяется в свою усадьбу Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Усадьба была обширной: с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. В этот период он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым давно увлекался.

В 1890-е годы художник переживал кризис. Он одинок, с семьей по каким-то причинам он давно разошелся и едва поддерживает отношения со своим сыном Иваном, интереснейшим художником с многосложной судьбой послереволюционного времени.

Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознает, что его время безвозвратно ушло. Полностью отказавшись от «критического направления», столь принципиального для передвижничества, художник отказался тем самым от основ художественной системы 1870-1880-х гг. Неподготовленый к восприятию новых художественных идей, Мясоедов оказался в числе тех членов ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Мясоедов также писал религиозные картины для храма Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

В 1911 году Григорий Григорьевич Мясоедов умер в своем имении Павленки.

*   *   *

Галерея (33 изображения)

*   *   *

gorenka.org

Иван Мясоедов. Художник. Преступник. Атлет.

Больше всего люди любят прописные истины и избитые цитаты. Действительно, лучше Фридриха Ницше показные страдания юной девушки из-за неразделенной любви не выразил никто. Как тут не согласиться? Разве «То, что нас не убивает, не делает нас сильнее?» Конечно, делает! Не поспоришь! А фраза «На детях творцов природа отдыхает» вообще превратилась в аксиому. Выдумывая правила жизни, люди по своей глупости не понимают одного — жизни плевать на сочиненные для нее правила.

Усомниться в прописной истине все равно, что плевать против ветра. Но я, человек любопытный и настойчивый, пожалуй, попробую. Плевок первый: отец Бернини был скульптором, неужели на сыне природа отдохнула? Плевок второй: родители Бориса Пастернака — люди творческие, но на самом поэте природа тоже решила не отдыхать. Плевок третий – это герой моей статьи. Все шло к тому, что судьба Ивана Мясоедова должна была сложиться не лучшим образом. Но получилось иначе. Перед нами практически неизвестный в России, но великий художник, история жизни которого скорее напоминает шпионский триллер, чем биографию творца.

 

Он родился в Харькове, а умер в Буэнос-Айресе. Ивану Мясоедову как будто с самого детства предназначалось провести жизнь в дороге, нигде не задерживаться надолго, даже в собственном доме. Его отец, один из лидеров «Передвижников», художник, чьи картины и сейчас украшают стены Русского музея и Третьяковской галереи, в обычной жизни явно был не лучшим человеком. О его тяжелом характере ходили легенды, а отношение к сыну, которого он очень долго не признавал своим ребенком, было настолько отвратительным, что Илья Репин пригласил Григория Мясоедова стать моделью для своей картины: «Иван Грозный и сын его Иван». Репин был убежден, что никого больше подходящего на роль детоубийцы он не найдет.

«Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…» - писал позже старший Мясоедов.

В этом он был прав. Григорий Григорьевич в семье был настоящим тираном. Он запрещал своей жене говорить Ивану, что она его настоящая мать, а при первой возможности удалил ребенка из дома, отдав его на воспитание своим знакомым. Воспитание отца, в котором Репин так удачно угадал характер детоубийцы, принесло свои плоды. Иван Мясоедов рос диким ребенком, не признавал никаких правил, постоянно ввязывался в драки.

«Исчадье Ада! Страшно подумать, что из него выйдет!» - говорила про своего воспитанника приемная мать Софья Матвеевна Киселева.

  

Для таких утверждений были все основания. Как-то на приеме, на котором присутствовали почти все передвижники, маленький Иван подошел к Николаю Маковскому, который был одет лучше всех, высморкался прямо в рукав его нового сюртука, после чего продолжил, улыбаясь, смотреть в глаза обсопливленного живописца. Выражалось ли в этом презрение младшего Мясоедова к реалистической живописи и канонам реалистического искусства? Возможно. Одно известно точно: отца и его товарищей он на дух не переносил. Выбор рукава в виде носового платка стоил Ивану дорого — ребенка отдали в детдом. Правда, ненадолго. Вскоре Григорий Мясоедов официально усыновил его.

Чему мог учиться мальчик в семье, где отец и мать были художниками? Ответ очевиден. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там же он узнал две шокирующие новости: от туберкулеза умерла мать, и отец официально признал его своим сыном. Эти известия явно не обрадовали молодого живописца.

Обучение в Петербургской Академии художеств тоже проходило не просто. Чаще, чем награды, художник получал выговоры за нарушение уставных правил, а в 1904 году, после очередной ссоры с отцом, сжег около шести тысяч своих рисунков. Похвалы от именитого родителя вообще ждать не приходилось. О первом значительном успехе сына он написал так:

«Бродит, пускает пузыри, а выйдет вино или квас — не известно…»

Вышло вино. В 1909 году Иван Мясоедов получил золотую медаль Академии за картину «Поход минийцев», что дало ему право на обучение в Европе.

  

Увлеченность античностью вообще сыграла в жизни художника очень большую роль. Это не только тема почти всех первых его картин, не только противостояние отцу, который терпеть не мог сюжетов из древней истории и предпочитал изображать только крестьянский быт. Благодаря увлечению культурой Древней Греции, младший Мясоедов начал профессионально заниматься силовой гимнастикой. Вскоре он уже получал первые призы на соревнованиях по всей Европе, исполнил свою мечту и выступал в Колизее — тогда ему рукоплескал весь Рим. А отец по-прежнему был недоволен.

«Чемпион мира и окрестностей…» - презрительно бросил он, узнав об успехе сына.

Сын мстил изобретательно. Приезжая на летние каникулы в имение отца под Полтавой, он специально разбрасывал в местах его прогулок свои гимнастические снаряды. Старик регулярно натыкался на них, ругался, но сдвинуть их был не в силах.

Иван Мясоедов видел смертный час своего отца и даже изобразил его, вот только сложно сказать, чего в этом наброске больше — мастерства или ненависти. Предсмертная агония родителя явно доставила художнику удовольствие — все, что связано в этом рисунке со страданием, выписано с особой тщательностью.

  

Но это было только начало мести. Вступив в права наследования, Иван Мясоедов устроил выставку-продажу, где за бесценок избавился от всего наследия отца.

Странно, но именно после смерти Григория Мясоедова в жизни художника начался самый счастливый этап. Его выступления в цирке всегда собирали толпу, его работы отлично продавались, его фотографии тоже имели большой успех. Он нашел любовь всей своей жизни, свою музу, которой стала итальянская танцовщица Мальвина Верничи, приехавшая в 1912 году на гастроли в Россию (на родину она так и не вернулась, оставшись с живописцем).

 

Фотография | Мальвина ВерничиГрафика | Иван Мясоедов | Мальвина

В этот же период Иван Мясоедов создал первую самостоятельную и по-настоящему интересную картину «Художник и модель». Первое, что бросается в глаза, - положение тела девушки в центре картины. Она не шевелится, ни малейшего движения. Ее глаза опущены, а сама она как-будто висит в воздухе. Наш взгляд двигается дальше, и мы видим художника, который не смотрит на свою модель, не смотрит даже на холст, на котором пока нет ничего, даже наброска. Нет, взгляд его устремлен в темноту, расстилающуюся за окном, рука нервно впилась в подлокотник стула. Вообще первая ассоциация, которая приходит в голову, — у них только что был секс! Причем, художника это явно не радует, а модель привыкла, но не все так просто.

  

Ключ, необходимый для понимания картины, здесь задается через свет. Девушка в центре — мечта, она нерожденная картина, она - та, чье место сейчас пустует на полотне, а не живой человек. Это момент рождения шедевра, когда автор стоит на пороге озарения. И мотив, мотив прекрасный в своей простоте смысла и сложности в своем понимании: художник не случайно смотрит в ночь — свет всегда рождается из тьмы.

Так и в жизни Ивана Мясоедова: свет родился из смерти отца, но счастье продолжалось не долго. Первая Мировая, за ней революция, лидером которой был простой народ, который так любил отец и так ненавидел сын. Ивану Мясоедову казалось, что его деспотичный родитель снова с ним, но уже в другом, незримом, виде. Перед тем как оставить навсегда усадьбу в Павленках, художник тщательно уничтожает в ней все, что было связано с его отцом. Но об этом уже в следующей статье.

artifex.ru