"Мыслитель" Родена: фото и описание. Картина мыслитель


Статуя "Мыслитель" Родена: фото и описание

Часто говорят о том, что импрессионизм не только в живопись вдохнул новую жизнь, но и в скульптуру. Огюст Роден (годы жизни - 1840-1917) - первый со времен Бернини гениальный скульптор, который преображал этот вид искусства тогда, когда Моне и Мане преобразовывали живопись. В своем творчестве, однако, он не шел по стопам этих художников. Да и конечно, нельзя было без помощи красок, в объемном изображении добиться такого же впечатления, которое производят "Река" и "Флейтист". Фото Огюста Родена представлено ниже.

описание роден мыслитель

"Мыслитель" в истории скульптуры

Ни на одну из ранее созданных пластических форм не похожа статуя "Мыслитель" Родена. В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Например, в эпоху Возрождения практически каждая скульптурная группа несет печать духовного терзания, а следовательно, и мыслей персонажа в мгновение, остановленное автором. Однако чем-то совершенно новым является фигура "Мыслитель". Роден смог передать лишь с помощью позы состояние своего героя.

Загадочность образа "Мыслителя"

Любопытно, что моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо - француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Именно он и в этот раз Родену позировал.

"Мыслитель" - весьма неоднозначный образ. Многие годы не утихают споры о том, что заставило роденовского героя так глубоко задуматься. Своей загадочностью "Мыслитель" похож на созданную да Винчи Мону Лизу. Как ее улыбка таит что-то сокровенное в себе, так и поза фигуры не дает нам понять, о чем думает этот человек. Отнюдь не прямолинеен в этом Роден. "Мыслитель", фото которого представлено ниже, - произведение, не только изображающее размышление, но и вот уже более века заставляющее задуматься о смысле этой работы многих ценителей искусства.

роден мыслитель фото

Трудно представить сегодня более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем интересующий нас образ. Можно дать следующее его описание.

Роден, "Мыслитель": описание скульптуры

Подперев рукой подбородок, сидит обнаженный титан. Невеселы его раздумья, они сделали его лицо печальным, а мощную спину согнули. Из-под нависшей на лицо шапки волос падают глубокие тени. Резкие морщины залегли на переносице, а рот, слегка смещенный из-за движения руки, придает лицу асимметричность. Если справа посмотреть на эту статую, кажется, что, задумавшись, человек закусил руку зубами. Однако не только лишь голова - все тело этого титана как будто мыслит, пытается найти выход из клубка противоречий. Движение ноги и согнутых рук справа, резкая линия носа и лба, наклон спины делают эту фигуру предельно напряженной, пружинистой. Впечатление с другой стороны меняется. Безвольно на колено опустилась левая рука. Его не обхватывают пальцы, а лишь повисают в воздухе.

статуя мыслитель родена

Максимум внимания уделяло рукам подавляющее большинство различных мастеров пластики. Руки и выражения лиц - основы, передававшие характер изображенных персонажей. Такова была традиция. Если предшественники Огюста находили рукам, как правило, какое-то занятие (они что-либо держали, сжимали или выражали движение, например указывая на что-то), то Роден не следует опыту других скульпторов. И именно в подобном бездействии кроется сила мысли, переданная автором.

О чем думает "Мыслитель", по мнению Андрея Суздальцева

О чем же думает "Мыслитель"? Роден, как утверждает Андрей Суздальцев в опубликованной в журнале "Решение" статье, хотел передать следующее. Согнутый, как пружина, голый человек организован пластически вокруг головы - основного центра. Все важнейшее, что с ним происходит, происходит именно в ней. Возникает ощущение течения мысли, напряжения, переданного в мозг всей пружиной этого согнутого тела. Здесь мы имеем дело с системой, замкнутой на себя. Не нуждается ни в ком этот мыслящий человек. Он самодостаточен принципиально. Мыслитель взведен, как курок, заведен, как часы. Это герой мысли, герой-одиночка. Он едва ли думает о том, как помочь прачке с Монмартра или нищему с улицы Парижа. Мыслитель размышляет о судьбах мира. Думает он о себе, о вечности, о жизни и смерти.

Одни могут согласиться с Андреем Суздальцевым, другие же выдвинут собственные версии, в которых ответы будут принципиально отличаться от вышеизложенного мнения. Вот уже более ста лет не оставляет человечество равнодушным творение Родена. Ниже представлено еще одно фото этого знаменитого скульптора.

карикатура мыслитель родена

"Мыслитель" и зародыш в утробе

Андрей Суздальцев заметил одну интересную вещь. Поза мыслящего человека, несмотря на его величие, на героизм мыслительного акта, на массивность мышц, нечетким намеком, предательски, неуловимо смещается и дрейфует к позе зародыша в утробе. Как великий художник и мыслитель Роден не смог не проговориться насчет пути познания, центром и средством которого служит интеллект. Перед нами предстает не герой духа, а лишь формирующийся маленький человечек на пути к истинному становлению. Это младенец, зародыш. Здесь же можно отметить, что сама идея скульптуры говорит о том, что в стадии зародыша находится мысль этой фигуры.

Замечания С.А. Мусского

Об интересующем нас произведении немало сказано также в научной работе под названием "100 великих скульпторов" (автор - С.А. Мусский). Искусствовед пишет, что Роден не старался уловить в статуе обманчивые оптические эффекты. Он только стремился передать процесс "вырастания" - чудо оживления под руками художника мертвого материала. Настаивая на незавершенности, любимой Роденом, он спасал от механического копирования действительности свою скульптуру.

Образ этот был создан для "Врат ада". Поэтому расскажем немного об этой работе Огюста Родена.

История создания "Врат ада"

Во Франции в 1880 году решено было построить музей декоративных искусств. Огюсту Родену заказали монументальные бронзовые двери для него. Темой изображенных на дверях барельефов должна была стать "Божественная комедия", созданная Данте.

родену позировал мыслитель

Роден, создавая "Врата ада", лишь в 1925 году отлитые из бронзы, не только переосмыслил в своей работе образы Данте, но и несколько видоизменил библейские, мифологические сюжеты, а также "Страшный суд" Микеланджело и произведения Шарля Бодлера, своего любимого поэта. Этот скульптор сделал в 1888 году чернилами и пером иллюстрации к сборнику, в которых передал с особой силой борьбу между духовным и чувственным началом. Стилистически фигуры, изображенные на "Вратах ада", ближе Бодлеру, а не Данте. Они выплывали из рамы, изгибались, стеная от боли и страсти, накладывались одна на другую. В 1887 году сам Огюст Роден говорил о том, что не следует искать здесь методичного или упорядоченного сюжета, моральных оснований или связанности изображения. Он следовал воображению, чувству композиции и движения.

Композиция "Врат ада"

"Врата ада" - это, пожалуй, величайшее произведение этого скульптора, уже после смерти создателя воплотившееся в материале. Целых 37 лет работал над ним Огюст Роден. "Мыслитель", как мы уже упоминали, является частью этой композиции.

огюст роден мыслитель

Изначально многие известные скульптуры создавались как часть этого масштабного творения. 186 фигур вмещают семиметровые "Врата". Их должны были изначально обрамлять статуи Адама и Евы, первых грешников, однако Роден чуть позже от этой идеи отказался. Фигура Адама, впрочем, стала основой композиции, венчающей портал "Трех теней". Под ней находится бездонная пропасть, которая поглощает души многочисленных грешников.

Многие выполненные для "Врат ада" фигуры стали впоследствии самостоятельными произведениями. Статуя "Мыслитель" Родена была одной из них. В этой скульптуре запечатлен образ Данте, хотя внешнего сходства между статуей и создателем "Божественной комедии" нет.

Другие мнения о том, кто такой "Мыслитель"

Кто же все-таки "Мыслитель"? Отчасти это Прометей. Но в нем также можно найти пленника плотских страстей, обуревающих этого человека. Мудро воздержался Роден от того, чтобы чьим-то именем назвать скульптуру. Все равно статуя не могла бы соответствовать сходству, намеченному заранее. Форма и содержание в этом новаторском изображении слиты воедино. Подобно обнаженным фигурам Микеланджело, "Мыслитель" далек от того, чтобы быть подделкой под раздетых натурщиков. Как и эти фигуры, он олицетворяет собой запечатленное в покое действие.

Однако Огюст Роден являлся по природе своей лепщиком и работал он, в отличие от Микеланджело, не с камнем. Для отливки в бронзе создавалась каждая из его лучших работ. Всю мощь их можно оценить, рассматривая сделанные с глиняных оригиналов Родена гипсовые слепки.

В городке Медоне, расположенном во Франции, находится могила Огюста Родена. Похоронен интересующий нас скульптор в саду, и над прахом его печально и торжественно возвышается увековечившая его память фигура. Это, конечно же, одно из самых известных произведений, которое создал Роден, - "Мыслитель". Фото могилы с этой статуей представлено ниже.

мыслитель роден

Особенности творческого процесса у Родена

Роден создавал все свои произведения на основе внимательного изучения натуры. Опасаясь преднамеренности, искусственности, фальши, он ограничился лишь словесным определением для натурщика позы. Это касается и статуи "Мыслитель" Родена. Позировал Жан Бо свободно, естественно. Огюст, как это всегда бывало в его работе, специально не поправлял положение тела. Он любил наблюдать человеческие фигуры в естественном движении, смотря на натурщиков, которые были в мастерской, но не имели задания позировать. Сегодня сложно представить более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем скульптура "Мыслитель". Образ этот весьма популярен. Часто используется как карикатура "Мыслитель" Родена. Это говорит о том, что фигура эта настолько известна, что узнаваема всеми.

fb.ru

фото и описание :: SYL.ru

Скульптура «Мыслитель» Родена является одной из самых узнаваемых в мире, причем не только в среде ценителей искусства, но и среди людей, далеких от него. Гениальный мастер исключительно с помощью позы смог передать настроение и состояние своего персонажа. Сейчас скульптуру можно увидеть не только в Париже, ее многочисленные копии выставлены в главных музеях мира.

мыслитель роден

Об авторе

Французский мастер Франсуа Огюст Рене Роден является одним из основоположников современной скульптуры. Он появился на свет в Париже 12 ноября 1840 года. После окончания учебного заведения École Gratuite de Dessin он неоднократно пытался поступить в Школу изящных искусств. В молодости он зарабатывал на жизнь, выполняя работу декоратора, а большинство известных работ, в том числе и скульптуру «Мыслитель», Роден создал уже в зрелом возрасте.

В 60 лет скульптор стал знаменит, он выполнял заказы самых богатых и знаменитых персон своего времени, среди которых были Бернард Шоу, Жорж Клемансо, химик Марселен Бертло и президент Аргентины. В 1914-1915 гг. он создает бюст папы Римского Бенедикта XV. Высокий заработок позволил Родену организовать свою собственную мастерскую и нанять в качестве ассистентов молодых талантливых скульпторов, в числе которых были Антуан Бурдель, Аристид Майоль.

Роден умер в возрасте 77 лет в 1917 году от воспаления легких на своей вилле в Медоне, оставив по завещанию все свои работы и рукописи государству.

скульптура мыслитель родена

Творческий метод и стиль

Основной мотив, прослеживающийся в творчестве Родена, – это изображение человеческой фигуры в движении. Стремясь передать его, он рассматривал скульптуру не как статичный объект, а как определенный центр движущихся масс. Академическая традиция данного вида искусства диктовала определенные правила, в частности о том, что голова фигуры должна быть расположена либо прямо, либо выравниваться по линии опорной ноги. Одним из первых, кто нарушил эту догму, был Огюст Роден. «Мыслитель» со своей уникальной композицией и техникой является лучшим доказательством новаторства его автора.

Роден не пользовался услугами профессиональных натурщиков. Он нанимал обычных людей, причем зачастую для отработки определенного движения они просто ходили перед скульптором в обнаженном виде, а он в это время делал наброски из глины и рисовал их.

Вторая главная особенность роденовской скульптуры – это ее эмоциональность. Все его персонажи охвачены чувствами (горе, отчаяние, боль, любовь), и он добивался максимальной убедительности при отображении этих состояний. Роден говорил о том, что его «Мыслитель» думает не только мозгом, о чем свидетельствуют нахмуренные брови, сжатые губы и расширяющиеся ноздри, но и всем телом, каждым мускулом спины и ног, рук.

 огюст роден мыслитель

Композиция «Врата ада»

В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» - это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.

Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте. В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них – это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».

Описание скульптуры

Первоначально автором была создана небольшая скульптура, имевшая высоту около 76 см. Она предназначалась для экспозиции в музее «Врата ада». Работа над ней длилась два года (1880-1882 гг.), и только в 1902 г. была создана статуя в полный человеческий рост.

огюст роден мыслитель

Невероятная реалистичность – это то, чем в первую очередь впечатляется зрителя «Мыслитель». Роден создал его из бронзы в натуральную величину. Скульптура размещена на каменном постаменте и представляет собой обнаженную мужскую фигуру. Являясь поклонником творчества Микеланджело, автор выполнил свою работу в лучших традициях стиля знаменитого итальянца. Размер статуи в высоту составляет около 181 см. Обнаженный мужчина сидит на скале, опершись локтем о колено. Вся его фигура отражает глубокую задумчивость.

Где можно увидеть скульптуру?

Впервые публике «Мыслителя» представили в 1888 г. в Копенгагене. Увеличенную в полный рост копию Роден выставил в салоне в Париже в 1904 г. Спустя два года бронзовую скульптуру установили в Пантеоне. Как заявил на открытии Роден, «Мыслитель» (фото можно увидеть в статье) – это памятник французским рабочим, что не совсем увязывается с изначальной идеей работы. После смерти автора скульптура в 1922 году была перенесена в музей его имени в Отеле Бирон, где находится и поныне.

Копии «Мыслителя»

Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.

статуя мыслителя родена

Модель для скульптуры

Вершиной творчества французского скульптора принято считать именно скульптуру «Мыслитель». Роден с блестящим мастерством передал не только внутренние терзания персонажа, но и красоту атлетически сложенного тела. Не нужно быть большим знатоком анатомии, чтобы понять, что пластика мышц и пропорции просто идеальны. В качестве модели Роден пригласил малоизвестного французского боксера Жана Бо, который зарабатывал себе на жизнь в основном выступлениями в квартале "красных фонарей" в Париже. Именно с него скульптор создавал героя, наделенного физической мощью. Впрочем, Жан Бо, фото которого вы видите выше, позировал не только для данной работы, но и для некоторых других.

www.syl.ru

Мыслитель скульптура | France & Paris

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Огюст Роден

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».

Врата ада

Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

Эту работу своим заказчикам автор не сдал, да и музей не был построен. Зато все ключевые фигуры этой двери приобрели статус самостоятельной скульптуры.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.

Сюжет Врат ада

В результате автор слишком далеко отошел от Данте, создав преимущественно образы, свойственные поэту Бодлеру.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора, над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Гид по Парижу

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции.

Задать вопрос эксперту

Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.

Бронзовая скульптура

У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Скульптура в профиль

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо, обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.

Обращает на себя внимание поза Мыслителя. Думать, причем напряженно, можно в разных положениях тела. Однако Роденовский Мыслитель как бы стремится вернуться в позу зародыша, спрятаться в утробе матери от всех проблем мирового и личного характера, которые неминуемо обрушиваются на каждого человека.

В позе Мыслителя люди обдумывают проблемы, которые обычно давят на них всей мощью мироздания. По сравнению с этой мощью, человек мал и ничтожен, но его сила в мысли и действии, которые способны это мироздание изменить. Так что позу Мыслителя можно трактовать как силу, сжимающуюся в пружину. Созревшая мысль распрямит эту пружину.

Все эти трактовки не имеют ничего общего с возможным предназначением фигуры, включенной в композицию «Врата ада». Ведь у таких ворот должен сидеть кающийся грешник, ослабленный грузом грехов и страхом предстоящих наказаний. Однако получилось совсем другое. И не стоит гадать, что именно задумывал художник — его творение живет само по себе.

pari.guru

Огюст Роден Мыслитель: Описание произведения

«Мыслитель» - самая известная и узнаваемая скульптура. Во всем мире сегодня в музейных и университетских садах, на центральных городских площадях установлены 25 скульптур, отлитых при жизни Родена или после его смерти французским государством. Копий, повторов, вариаций – гораздо больше.

Одного из американских «Мыслителей» однажды взорвали. В 1970 году, 24 марта около часа ночи, у основания скульптуры неизвестные заложили динамит – прогремел сильный взрыв, который повредил бронзовые ноги Мыслителя. Скульптуру не стали ни реставрировать, ни отливать заново – ее оставили искореженной. Из музейной скульптуры она превратилась в памятник. Взрывники не были городскими сумасшедшими, они были радикальными бунтарями и террористами, которые постарались, чтоб взрыв не задел людей, а только привлек внимание. Они выбрали произведение, десятилетиями аккумулировавшее энергию зрительских взглядов, классических текстов и критики, информационные слои, восторги, смыслы, переосмысления. И рванули его в знак протеста против войны во Вьетнаме и против американской политики. «Мыслитель» подходил как нельзя лучше для этой цели.

По легенде, «Мыслителем» скульптуру назвали литейщики, отливавшие копии. Сам Роден называл скульптуру «Поэт» - она венчала грандиозную композицию «Врат ада» и изображала Данте, который наблюдает сверху за мучениями грешников. Данте, который понимает, что ему придется спуститься вниз, в самый ад. Роденовский Данте неканоничный – ни волнительной худобы, ни привычного хитона. Скульптор, так легко обнажавший в работах даже своих легендарных современников, и с классиком обходится по-своему. Ему необходима эта обнаженность.

Мощное, напряженное, работающее атлетическое тело и спокойная, отстраненная сосредоточенность позы, мимики – на этом контрасте вырастают до сих пор новые эмоциональные и философские смыслы. Сам Роден думал, что раскрывает главный секрет собственной работы: фигура производит такое впечатление, потому что в ней каждая мышца, каждый сустав, каждая часть тела в задумчивости, пальцы ног, сжатый кулак, спина и ноздри, а не только мозг и не только общее выражение лица. Но зрители, критики, художники, писатели и поэты часами ходили вокруг «Мыслителя», установленного сначала перед Пантеоном, потом в саду отеля Бирон, потом отлитого в увеличенных копиях и разъехавшегося по миру, и видели новое. Не мыслителя, бесплодно блуждающего в собственных раздумьях, а созидателя, деятеля, который уже видит воплощенные образы.

Немецкий офтальмолог Макс Линде, поклонник Родена и коллекционер его работ, писал скульптору: «Вы создали его для «Врат ада» как закон, порядок, который поднимается над человеческими страстями. Его можно трактовать как нечто, что художник противопоставляет всему мирозданью. Homo sapiens как противоположность природе и примитивной жизни». Макс Линде установил «Мыслителя» в саду перед домом – и несколько лет спустя вокруг скульптуры будет ходить другой друг доктора, Эдвард Мунк. Здесь он напишет единственную картину с изображением скульптуры – «Мыслитель» Родена в саду доктора Линде в Любеке».

Критики в Копенгагене, первыми увидевшие самостоятельную скульптуру, уже отделенную от общей композиции «Врат ада», писали с восхищением и видели в ней погружение в мир Микеланджело, однако не подражание ему (журнал Kunstbladet). В Париже, почти уже по традиции, над «Мыслителем» насмехались, покупать не собирались. Но смеялись, конечно, не все – Роден становился фигурой легендарной, известной. И защитники скульптора объявили о сборе денег – устроили общественную подписка для выкупа скульптуры и передачи ее французскому государству. «Мыслителя» отлили в бронзе, установили перед Пантеоном, торжественно открыли. А через 16 лет убрали, споры не утихали все это время.

Когда жена Родена Роза умерла, он установил над ее могилой копию «Мыслителя», зная, что эта скульптура со временем станет и его надгробием.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Роденовская статуя "Мыслителя"... О загадочности статуи Родена, Дизайн интерьера дома и квартиры

Несмотря на то, что данное творение было создано на рубеже классицизма и модерна, его копия (и это отмечалось в прошлый раз) может стать украшением практически любого интерьера.

В нашем сегодняшнем разговоре мы снова обратимся к цитатам из научной работы Сергея Анатольевича Мусского 100 великих скульпторов, а также к информации из Википедии.

Скульптура роденовского Мыслителя не Скульптура Роденовского Мыслителяпохожа ни на одну созданную ранее пластическую форму. Да, история пластики знает немало творений, в которых изображен человек, вся сущность которого говорит о неком мыслительном процессе, происходящем в его сознании. Любая скульптурная группа, созданная, предположим, в эпоху Возрождения, несет на себе печать духовного терзания и, как следствие, мыслей персонажа в остановленное скульптором мгновение. Но Мыслитель Родена - это нечто новое. Автор произведения сумел передать состояние героя всего лишь с помощью позы.

Любопытно, что (согласно Википедии) моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо - мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Вот уже многие годы не Скульптура Роденовского Мыслителя 2утихают споры о том, что именно привело роденовского героя к столь серьезным думам. Мыслитель своей загадочностью похож на Мону Лизу великого Леонардно да Винчи. Как улыбка Джоконды таит в себе что-то сокровенное, так и поза Мыслителя не дает ответа на вопрос, о чем думает этот человек. Каких только не было версий... Чуть позже мы приведем их.

Сегодня трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ Мыслителя, - пишет в своем научном труде С. А. Мусский. - Обнажённый титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещённый от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова - всё тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряжённой. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе...

К сказанному Скульптура МыслителяС. А. Мусским о руках Мыслителя хочется добавить, что подавляющее большинство мастеров пластики уделяли рукам максимум внимания. Выражения лиц и руки - вот те основы, которые передавали характер персонажей. Если предшественники Родена, как правило, находили рукам скульптур какое-то занятие (руки держали что-либо, сжимали, указывали на что-то и просто выражали действие), то Роден лишил их работы. Но именно в этом бездействии рук и кроется сила мысли скульптора, а, вместе с этим, и сила мысли героя.

В журнале Решение была опубликована статья Андрея Суздальцева, в которой автор размышляет о путях поиска смысла и поисках самого себя, приводя в пример скульптуру Мыслитель и давая свои ответы на вопрос О чем думает Мыслитель Родена? Позволим себе озвучить несколько цитат из этой работы. В частности, А. Суздальцев пишет: Голый человек, согнутый как пружина, пластически организован вокруг основного центра - головы. Все главное, что происходит с ним, происходит в его голове. Когда смотришь на статую, возникает ощущение прямо-таки скрежещущего течения мысли, ощущение напряжения, переданного всей пружиной согнутого тела - в мозг... Мы имеем тут дело явно с замкнутой на себя системой. Этот мыслящий человек не нуждается и не может нуждаться ни в ком. Он принципиально самодостаточен. Он заведен как часы и взведен как курок. Это герой-одиночка, герой мысли. Вряд ли он думает о том, как помочь нищему с парижской улицы или прачке с Монмартра. Нет, он думает о судьбах мира. Он думает - о себе. О жизни и о смерти. О вечности. И это замечательно.

Одни Скульптура Мыслителя 2согласятся с господином Суздальцевым, другие выдвинут свои версии, в которых ответы на вопрос о мыслях роденовского героя будут принципиально отличаться о того, что мы только что услышали. И дело не в том, что ответ у каждого свой, а в том, что творение Родена не оставляет равнодушным человечество уже больше ста лет.

Андрей Суздальцев сказал, на наш взгляд, интересную вещь. Несмотря на величие Мыслителя, несмотря на героизм его мыслительного акта, на клубящуюся массивность его мышц - неуловимо, предательски, нечетким намеком - поза мыслящего человека дрейфует и смещается к знаменитой позе зародыша в утробе, считает А. Суздальцев. - Роден, как великий художник, не смог не проговориться относительно пути познания, средством и центром которого служит интеллект. Он и проговорился. Перед нами не герой духа, а только маленький формирующийся человечек на пути к действительному становлению. Младенец. Зародыш.

Нам кажется, что эти размышления достаточно глубоки. Во всяком случае, сама идея Родена создать скульптуру мыслящего человека - человека, которого в данный момент занимает лишь мысль - говорит о том, что эта мысль находится в стадии зародыша, и в данном контексте рассуждения Суздальцева имеют под собой твердую основу.

Присутствие Мыслитель Родена в загородном доме статуи Мыслителя непременно станет предметом для разговоров между обладателями дома и их гостями. Вопросом поиска места для установки копии Мыслителя должны заниматься хозяева, не без участия дизайнера (при этом желательно, чтобы дизайнер был неплохим психологом). Большинство домовладельцев, отдающих предпочтение Мыслителю, устанавливают скульптуру в кабинете или библиотеке.

Но наше знакомство с творениями Огюста Родена на этом не заканчиваются, как не заканчивается и разговор о его Мыслителе. В следующий раз мы скажем об этой скульптуре то, что не успели сказать сегодня, после чего поговорим о другом шедевре мастера.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: medvedev-da, artyx, inpsycho, mix-team, litrossia

www.dkd.ru

«Мыслитель» Огюста Родена - Художники Европы - Рассказы о шедеврах - Каталог статей - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

«Мыслитель» Огюста Родена

И снова скульптура!! Делаю это сообщение по случаю Дня рождения великого Огюста Родена.Итак, самая знаменитая вещь мастера- МЫСЛИТЕЛЬ!!!

«Мыслитель» (фр. Le Penseur) — одна из самых известных скульптур Огюста Родена, созданная в период от 1880 до 1882 года. Оригинал скульптуры находится в музее Родена в Париже, бронзовая копия скульптуры находится на могиле скульптора в Медоне, пригороде Парижа. Также скульптуры «Мыслителя» установлены у ворот Филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета. Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. Уменьшенная скульптура «Мыслителя» является фрагментом скульптурного портала «Врата ада»

В 2008 году Парижский Музей Родена отметил 130-летие своего главного экспоната - скульптуры "Мыслитель", одной из самых знаменитых в истории человечества. Первоначально мэтр назвал ее "Поэт" в честь автора "Божественной комедии" Данте.Вся композиция "Врата ада" предназначалась для парижского Музея декоративных искусств. Моделью Родена был могучий боксер Жан Бо, который выступал в то время в парижских притонах. Самый первый "Мыслитель" был размером всего 72 сантиметра. Вскоре был отлит другой, самый известный, высотой 1,89 метра. Именно его Роден подарил городу Парижу. Скульптура была торжественно открыта 21 апреля 1906 года в Пантеоне, а затем попала в столичный Музей Родена. Наряду с "главным" оригиналом "Мыслителя" известны более семидесяти авторских копий разной величины. Одну из них можно увидеть на могиле скульптора в парижском предместье Медон.

Роденовскую бронзу при его жизни изготовляли в разных литейных мастерских. Сам скульптор ничего не имел против тиражирования своих работ, получая солидный гонорар за каждую копию. В ту пору тираж работ практически не ограничивался. Бум на "Мыслителя" разгорелся с новой силой после кончины Родена в 1917 году. И чтобы удовлетворить спрос, литейщики поставили производство на конвейер.

 

Роден

Во время оккупации фашисты активно скупали творения мэтра - предприимчивые дельцы в основном сбывали нацистам "фальшаки". Любимый ваятель фюрера Арно Брекер заказал "Врата ада" для Германии. Но до рейха работа не дошла, а впоследствии была куплена музеем Цюриха. Так или иначе, арт-рынок давно уже наводнен изделиями "под Родена". В результате, признают эксперты, сегодня очень трудно отличить оригинал от подделки. А бизнес на авторе "Мыслителя" тем временем продолжается.

В нем официально участвует и сам Музей Родена, который хранит его оригиналы. В свое время он продал сеульскому музею копию "Врат ада" вместе с "Мыслителем". Только в 1981 году французы приняли закон, ограничивающий число копий двенадцатью. Однако этот закон не остановил изготовителей подделок.Самый известный из них - Ги Эн, он же "Бургундский герцог", хозяин одноименной парижской галереи.

На его складе в конце прошлого века полиция обнаружила сотни поддельных "Мыслителей", "Бальзаков", "Поцелуев" и других роденовских работ общим весом в двадцать тонн. "В своем деле он был настоящим гением, - восхищались арт-дилеры. - Выпускал классную продукцию, которая порой была лучше оригиналов". Но эта оценка не спасла "гения" от четырехлетнего тюремного заключения.  Лавина первоклассных подделок, конечно, настораживает коллекционеров, которые опасаются попасть впросак. Тем не менее "настоящие" подлинники Родена стоят миллионы. В прошлом году "Мыслитель" высотой 72 сантиметра ушел с молотка на парижском аукционе за три миллиона евро.  

А еще нашла юмористические стихи про Мыслителя)))

                                                                             Автор - Людмила Быкова.                         У копии "Мыслителя" Родена

У копии «Мыслителя» Родена, стою, Понять пытаясь, что ж так задумчив он, И отчего так густо сведены над переносьем брови? Что не дает ему покоя? Какие мысли привели к тому, что стал он Изваянием безмолвным, как символ человека, Не успокоенного, данным Богом знаньем? Зачем он сел, задумавшись навечно? Когда свою откроет тайну пониманья?

Присяду рядом - кисть в подбородок и в коленку локоть… Вдруг я сумею уловить потоки мыслей, Что не один уж век к нему нисходят… Вот, вот: с утра посуду не успела вымыть. Вернусь – помою. Надо бы зайти в аптеку, Не забыть купить пипетки, дочь чихает… Вчера два раза комп завис, неверно, вирус… Нет, вот, ага… По залам ходишь, наслаждаясь, А шла ведь в магазин! Опять затянется приготовление обеда?

Нет,нет, не то…Вчера уведомление прислали из налоговой… О, Боже! Опять проверка. В кассе ни шиша, Представить нечего для справки без придирок… Фу, просто срам, какие мысли в голову приходят. И это сидя рядом с вечностью! Ну, нет, сейчас сосредоточусь и услышу…. Покалывает в голове и вот, Ну, наконец – то, слышу, слышу: Что ты сидишь? Ты женщина, а это приговор. Не бабье дело, внимать из вечности идущие потоки. Лишь муж, мужчина должен, Не отвлекаясь на пустячные заботы, Сидеть и мыслить. И не важно, Что там намыслил он – процесс важнее. Вот я сижу уже не сотню лет, И ничего ещё не сообщил я миру, Но кто посмеет мне сказать: ты не мыслитель? А ты чего пристроилась? Иди к своей посуде, к магазину! Сбиваешь только мне теченье чистых мыслей!

И битых два часа я просидела, Что бы услышать это? Зло берёт! В дверях остановилась, обернулась,- Ты не мыслитель! - крикнула… И ходу…

Источник

metod-sunduchok.ucoz.ru


Смотрите также