"Коронация Наполеона": разбор картины Давида. Картина наполеон


Наполеон на перевале Сен-Бернар — Artrue

Дата создания: 1801–1805 годы.Тип: холст, масло.Габариты: 261*221 см.Местонахождение: музей Мальмезон (Франция).

Наполеон на перевале Сен-Бернар. Жак-Луи Давид.Наполеон на перевале Сен-Бернар. Жак-Луи Давид. Первая версия работы

Синопсис

«Наполеон на перевале Сен-Бернар» (также известная как «Наполеон переходит через Альпы») — это название серии из пяти версий конных портретов Бонапарта, принадлежащих кисти французского мастера Жака-Луи Давида. Первоначальная композиция, созданная по заказу короля Испании, демонстрирует сильно идеализированное представление о переходе Наполеона и его армии через Альпы.

История работы

Переход через перевал был одним из стратегических маневров, который помог полководцу одержать победу в битве при Маренго (1800). Для сближения с итальянцами, во время переговоров Наполеона и Карла IV состоялся традиционный обмен подарками. От Бонапарта поступили версальские пистолеты, платья лучших парижских портных, драгоценности и другие вещи. В свою очередь победителю предложили шестнадцать испанских лошадей, а также портрет, который должен был создать Жак-Луи Давид. Несмотря на то, что мастер был горячим революционером, он все-таки взялся за работу. Наполеон поручил Давиду создать еще три варианта полотна для замка Сен-Клу, библиотеки Дома инвалидов и дворца Республики в Милане. Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника.

Наполеон на перевале Сен-Бернар. Версия из Шарлоттенбурга.Наполеон на перевале Сен-Бернар. Версия из Шарлоттенбурга. Версия из Шарлоттенбурга

Перед созданием первой версии работы, посол Испании уточнил у Наполеона, что тот хочет видеть на картине. Изначально Бонапарт просил изобразить панораму войск, но в конце концов остановился на сюжете перехода через Альпы.

В действительности, переход через горы проходил в хорошую погоду, а Бонапарту помогали местные гиды. Тем не менее, изначально картина задумывалась как пропагандистская и заказчик просил выделить его спокойствие в экстремальных ситуациях. Существует мнение, что именно он предложил также включить в работу имена двух других великих генералов, руководивших переходом через Альпы: Ганнибала и Карла Великого.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Производство

Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Наполеон, позировав несколько часов, наотрез отказался продолжать, не дав художнику достаточно времени, чтобы изобразить все детали. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Он предполагал, что великие люди древности не позировали для скульптур и портретов, было достаточно лишь того, что их гений живет в произведениях. Поэтому это полотно стало одной из первых картин, изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство.

Незаконченный портрет Наполеона. Жак-Луи Давид.Незаконченный портрет Наполеона. Жак-Луи Давид. Незаконченный портрет Наполеона.

Провальная попытка убедить Наполеона позировать вынудила Давида использовать в качестве модели своего сына, который позировал на лестнице: в этом случае художник смог сделать наброски фигуры французского императора и общей композиции. В качестве модели «огненного скакуна» для разных версий были задействованы две лошади.

Первый портрет был написан в течение четырех месяцев, с октября 1800 года по январь 1801. В работе над остальными версиями Давиду помогали двое его учеников: Мартин Ланглуа и Джордж Руже.

Переход через Альпы. Первая версальская версия.Переход через Альпы. Первая версальская версия. Первая версальская версия

Методика

В работе над этой серией Давид использовал два или три слоя краски. После изображения основных набросков легкими штрихами производилось уточнение некоторых деталей, после чего мастер сосредотачивался на работе со светом и тенью. Кроме того, на втором слое Давид убирал все возникшие дефекты и неточности. Заключительный слой представлял отделку штрихов, смещение тонов и сглаживание поверхности. Зачастую эта задача доставалась помощникам и ученикам.

Переход через Альпы. Вторая версальская версия.Переход через Альпы. Вторая версальская версия. Вторая версальская версия

Детали

Все пять версий имеют схожие размеры (2.6*2.2 м). Бонапарт на них предстает в мундире главнокомандующего генерала и вооружен саблей. Складки его большого плаща развеваются на ветру. Голова Наполеона повернута к зрителю. Жестом правой руки он указывает на вершину горы. Лошадь вздымается, ее грива и хвост растрепаны ветром. На заднем плане солдаты с артиллерийскими установками совершают восхождение. Над этим действом нависли темные облака.

Наполеон на перевале Сен-Бернар. Фрагмент. Версаль (вторая версия).Наполеон на перевале Сен-Бернар. Фрагмент. Версаль (вторая версия).Фрагмент второй версальской версии

Различия

В оригинальной версии полотна плащ Бонапарта имеет оранжевый цвет. Лицо Наполеона выглядит более молодым именно в первой работе. Также в разных версиях меняется окрас лошади. Так, в картине из Шарлоттенбурга она рыжая, пятнистая и серая в первом Версальском полотне и черно-белая во втором. Кроме того, меняются и места подписи автора.

Номер версии Местонахождение
Первая музей Мальмезон
Вторая музей Шарлоттенбург
Третья Версальский дворец
Четвертая музей Бельведер
Пятая Версальский дворец

Подписи

Жак-Луи Давид использует надписи и подписи: чтобы усилить символику своих работ. В Смерти Марата, например, революционер держит листок с именем своего убийцы. Надписи присутствуют также в картинах «Леонид при Фермопилах», «Велизарий просит милостыню», «Сафо и Фаон» и других. В этой работе подписи сделаны на камнях, связывая переход через Альпы Ганнибала и Карла с маневром Наполеона.

 

artrue.ru

"Коронация Наполеона": разбор картины Давида

Наполеон Бонапарт – великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.

Жак-Луи Давид в революционный период

Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.

Давид – представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Людовика XVI. Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.

''Коронация Наполеона'' – картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.

коронация Наполеона

Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.

Подготовка к коронации Наполеона I

Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.

Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый собор Парижской Богоматери, который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.

‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.

Полотно Давида

Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.

На картине ''Коронация Наполеона'' Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.

коронация Наполеона картина Давида

Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.

Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.

Классический реализм Давида

Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.

коронация Наполеона Жак Луи Давид

Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.

На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.

Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.

Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.

Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.

Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.

коронация Наполеона год

Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси – три колонны, алтарь с высокими свечами.

Главные герои картины

На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:

  • кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
  • принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, вице-король Италии, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
  • братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
  • повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.

Окончание работы над картиной

В 1807 году работа над картиной ''Коронация Наполеона'' была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.

коронация Наполеона дата

''Коронация Наполеона'' (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ''бухгалтерией'', которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.

Картина ''Коронация Наполеона'' (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.

fb.ru

Картины | Наполеон Бонапарт



  • Conseil d'Etat, Кудер
  • Dos de Mayo (2 мая)
  • Tres de Mayo (Третье мая)
  • Абукер (2), Лежон
  • Абукер, Гро
  • Автопортрет, Давид
  • Александр I в церемониальном платье, Жерар
  • Александр I, Жерар
  • Аллегория "Аустерлиц", Калле
  • Аллегория "Конкордат", Франсуа
  • Аллегория "Маренго", Калле
  • Аллегория "Республика", Эррант
  • Аллегория "Ульм", Калле
  • Апофеоз погибших героев, Жироде
  • Аркола, Баклер д'Альб
  • Армия на параде в Альбаредо, Монжен
  • Аустерлиц, Жерар
  • Банкет на второй свадьбе, Казанова
  • Бернадот , Кинсон
  • Бертье, Пажу
  • Бессьер, Гуэрен
  • Бетховен в 30 лет, Штайнхаузер
  • Бетховен пишет
  • Бивуак в Аустерлице, Лежон
  • Бонапарт - Первый консул (2), Вьен ле Жон
  • Бонапарт - Первый консул, Жироде
  • Бонапарт в Арколе
  • Бонапарт в Армии Италии, Руилльяр
  • Бонапарт в Риволи, Филиппото
  • Бонапарт входит в Александрию, Кольсон
  • Бонапарт входит в Анвер, Ван Брее
  • Бонапарт на перевале Сен-Бернар, Давид
  • Бонапарт переходит Альпы, Деларош
  • Бонапарт посещает чумной барак в Джаффе
  • Бонапарт у Пирамид, Гро
  • Бонапарт, Баклер д'Альб
  • Бывшие солдаты Наполеона, де Коэн
  • Вальпинконская купальщица, Энгр
  • Ватерлоо, Андрэ
  • Великая одалиска
  • Веллингтон (2), Гойя
  • Веллингтон, Жерар
  • Верне Карл, Лефевр
  • Визит в Лувр, Гро
  • Виктор, Гро
  • Военный госпиталь, Тоней
  • Возвращение праха Наполеона, Филиппото
  • Возвращение с Египта, Мейер
  • Возвращение с острова Эльба, Гарнерей
  • Восстание в Каире, Жироде
  • Время и старухи, Гойя
  • Гвизандо, Лежон
  • Генерал Бонапарт, Давид
  • Гете, Грефин
  • Гренадер, Шарле
  • Гретри, Лефевр
  • Груши, Руже
  • Гувион Сен-Кир, Верне
  • Даву , Марцоччи де Беллюш
  • Дезе , Аппиани
  • Дезире Клари, Жерар
  • Делегация к Наполеону, Губо
  • Денон, Лефевр
  • Дерево черных дроздов
  • Дивизия Рикара в Красном, Форт
  • Дюрок, Гро
  • Египетская экспедиция, Конье
  • Жером Бонапарт, Жерар
  • Жизнь Наполеона в 8 главах, Штойбен
  • Жозеф Бонапарт, Жерар
  • Жозеф Бонапарт, король Неаполя, Викар
  • Жозефина де Богарне, Летьер
  • Жозефина Императрица (незавершенная), Прюдон
  • Жозефина принимает Александра I, Вигер
  • Жозефина, Жерар
  • Жюли Клари, Лефевр
  • Жюно, Филиппото
  • Захват Ратисбона, Тевенен
  • Изнасилование сабинянок
  • Императрица Жозефина, Гро
  • Испанская королевская семья, Гойя
  • Итальянская кампания, Тоней
  • Карл X, Жерар
  • Каролина Бонапарт с дочерью, Виге-Лебрен
  • Каролина Бонапарт, Жерар
  • Каролина Мюрат с детьми, Жерар
  • Каролина Ривьер, Энгр
  • Келлерман, Руже
  • Клебер, Гуэрен Полен
  • Клятва Горация, Давид
  • Клятва на Марсовом поле, Давид
  • Консулы
  • Корвизар , Жерар
  • Королева Гортензия, Реньо
  • Коронация Наполеона
  • Кошмар
  • Лазарет в Инвалидах, Верон-Белькор
  • Ланн (2), Перрен
  • Ланн , Гуэрен Полен
  • Лафайет, Корт
  • Леобенские договоренности, Летьер
  • Летиция Бонапарт, Жерар
  • Лобау, Мейньер
  • Лоди, Лежон
  • Луи XVI на эшафоте, Бенацеш
  • Луи XVI прощается, Бенацеш
  • Луи XVIII прощается, Гро
  • Люсьен Бонапарт, Лефевр
  • Мадам Мер, Жерар
  • Маренго, Лежон
  • Мария Валевская, Жерар
  • Мария-Луиза Австрийская, Лефевр
  • Мария-Луиза и король Рима, Жерар
  • Меловые утесы острова Рюген
  • Могила Фредерика, Понс-Камю
  • Молодой Гете, Краус
  • Мон-Табор, Лежон
  • Моро, Бушо
  • Москва, Лежон
  • Мюрат на лошади, Гро
  • Мюрат, Жерар
  • Награжденный солдат в Тильзите, Дебре
  • Назарет, Гро
  • Накануне Аустерлица, Баклер д'Альб
  • Наполеон I, Жерар
  • Наполеон III, Винтерхальтер
  • Наполеон в Асторге, Леконт
  • Наполеон в Берлине, Мейньер
  • Наполеон в Ваграме, Верне
  • Наполеон в Лувре, Серанжели
  • Наполеон в униформе гренадера, Лефевр
  • Наполеон в униформе лейтенант-полковника, Филиппото
  • Наполеон в Фридланде, Верне
  • Наполеон входит в Венецию, Борсато
  • Наполеон и Александр I в Тильзите, Бержере
  • Наполеон и Александр I, Роэн
  • Наполеон и великий герцог Фердинанд, Леконт
  • Наполеон и Мария-Луиза, Менжод
  • Наполеон и Пий VII, Демарн-Дюнуй
  • Наполеон и Франсис II, Гро
  • Наполеон и французские депутаты, Бертон
  • Наполеон на острове Св. Елены, Сандман
  • Наполеон на смертном одре, Мозесс
  • Наполеон перед Аустерлицем, Верне
  • Наполеон подписывает свое отречение, Ферри
  • Наполеон посещает крестьянку, Лерой де Ленкор
  • Наполеон представляет короля Рима, Руже
  • Наполеон принимает ключи от Вены, Жироде
  • Наполеон, Мария-Луиза и король, Менжод
  • Наполеон, Персье и Фонтен, Кудер
  • Наполеоновский кодекс, Мозесс
  • Ней и 76-ой полк, Мейньер
  • Ней, Мейньер
  • Неожиданность в Табур Бридж, Летьер
  • Обращение к баварцам, Дебре
  • Ожеро в Арколе, Тевенен
  • Ожеро , Тевенен
  • Отступление из России, Раффе
  • Пейзаж с рекой и заливом на заднем плане
  • Перевозка праха, Морель Фатио
  • Переправа через По, Баклер д'Альб
  • Пий VII, Давид
  • Пирамиды (2), Винсен
  • Пирамиды, Лежон
  • Плот "Медузы"
  • Полина Бонапарт, Лефевр
  • Полина Боргезе, Бенуаст
  • Порталис, Готерот
  • Портрет Наполеона, Гройц
  • Портрет художника, Гройц
  • Посол в Австрию, Госс
  • Почетный легион, Дебре
  • Прощание Марии-Луизы, Озу
  • Прощание с Гвардией, Верне
  • Пьер Серициат, Давид
  • Раненый Наполеон, Готеро
  • Рекамье, Давид
  • Религиозная церемония бракосочетания между Наполеоном и Марией-Луизой, Руже
  • Риволи, Леполль
  • Робеспьер
  • Родники Мозеса, Бертелеми
  • Салон мадам Жофрен, Лемонньер
  • Свадебный кортеж Наполеона и Марии-Луизы, Зикс
  • Свадьба Наполеона и Марии-Луизы, Гарнерей
  • Сдача в Ульме, Бертон
  • Сдача Мадрида, Гро
  • Серюрье, Лановилль
  • Смерть Дезе , Брок
  • Смерть Ланн а, Буржуа
  • Смоленск, Ланглуа
  • Смотр войск в Йене, Верне Горас
  • Совет Пятисот, Бушо
  • Сомо Сьерра, Лежон
  • Студия Давида, Кошеро
  • Студия Изабея, Бойлли
  • Су, Руддер
  • Сюше (2), Раверат
  • Сюше, Гуэрен Полен
  • Талейран, Прюдон
  • Удино , Лефевр
  • Феш, Мейньер
  • Форт Бард, Готье
  • Французская армия в Мюнхене, Тоней
  • Французская армия переправляется через Рейн, Лежон
  • Французская армия, прошедшая Большой Сен-Бернар, Тевенен
  • Французская кампания, Мессонье
  • Фрегат "Ля Байоннес", Хью
  • Фуркруа, Жерар
  • Фуше, Дюбуф
  • Гош, Жерар
  • Чизальпинский совет, Монсио
  • Чиклана, Лежон
  • Шарль-Мари Бонапарт, Жироде
  • Шатобриан, Жироде
  • Сталь, Жодфруа
  • Шторм угрожает Веймутскому заливу
  • Эйлау после битвы, Мейньер
  • Эйлау, Гро
  • Элиза Баччиочи, Бенвенути
  • Элиза Бонапарт, Летьер
  • Элиза с дочерью, Бенвенути

bonapartnapoleon.ru

Лебединая песня реконструктора: Наполеон Бонапарт в живописи.Семейство Бонапарт.Или: мода 18-19 вв.

Историю костюма прошлых веков хорошо изучать по живописи тех лет,гравюрам и рисункам. И именно: мода конца 18-го-начала 19 века из истории семьи Наполеона в картинках...  источник > Император Франции Наполеон Бонапарт и императрица Франции Мария-Луиза Family portrait of the imperial family around the Duke of Reichstadt (1826, Leopold Fertbauer). From left to right: Caroline Augusta of Bavaria, Empress of Austria; Francis I, Emperor of Austria; Napoleon II of France, Duke of Reichstadt; Princess Sophie of Bavaria, Archduchess of Austria; Marie-Louise of Austria, Duchess of Parma; Ferdinand I of Austria; and Archduke Franz Karl of Austria.(1826) ву Leopold Fertbauer (1802-1875) «Бракосочетание Наполеона I и Марии-Луизы. 2 апреля 1810» (Жорж Руже, 1810, Версаль, Музей дворца, фрагмент). Наполеона и Марию-Луизу венчает кардинал Феш. Вторая жена Наполеона, австрийская принцесса Мария Луиза вышла за него замуж по приказу своего отца, императора Франца I. Она дрожала от страха, слыша имя Наполеон, ведь его называли убийцей монархов, чудовищем, рассказывали, что он питается человеческим мясом. Когда ей было 15 лет. она играла в "казнь Наполеона" Но, узнав о воле отца, Мария Луиза передала ему ответ: «Там, где дело идет о благе страны, решать можете только вы». Marie-Louise of Austria with her son „Napoleon II. (фрагмент)ву Joseph Franque (1774-1833) Сын (единственный законный ребёнок) Наполеона I Бонапарта, императора французов. от Марии-Луизы Австрийской, которого назвали Наполеоном-Франсуа-Жозефом, родился через год после первой встречи его венценосных родителей – 20 марта 1811 года. Сразу после рождения он был провозглашен Римским королем и наследником империи. > Napoleon Вonaparte_coloured_drawing -- After Paul Delaroche (1797–1859) «Она высасывала из него все жизненные соки». Жан-Рене Мартина Лакомка и гурманка, Мария-Луиза и в постели любила утонченные наслаждения, даря Наполеону восхитительные ночи, правда, быть может, несколько утомительные для человека, несущего бремя главы государства. Что было тому причиной: страстная натура восемнадцатилетней женщины или, как утверждают некоторые историки, строгий наказ отца — останется навсегда тайной. Marie-Louise of Austria, Duchess of Parma (фрагмент)ву Giovan Battista Borghesi (1790-1846) Плотного телосложения, она не отличалась грацией, но обладала несомненным здоровьем – это было важно для женщины, готовящейся стать матерью наследника Наполеона. The King Of Rome And His Nurseву Laslett John Pott (1837-1898) «Авторы мемуаров о том времени все сходятся на том, что Наполеон много месяцев после свадьбы не занимался государственными делами. Прежде неутомимый труженик, долгие часы проводивший за письменным столом, он ложился в десять часов и вставал в два часа ночи, чтобы вновь вернуться к своим досье и картам. После женитьбы привычки Наполеона коренным образом изменились; по утрам он долго оставался в постели и утратил свою феноменальную работоспособность "> Napolеon, Marie-Louise et le roi de Rome ву Alexandre Menjaud «Злая фея « отвлекала Наполеона от занятий. Нежная, чувственная, она подолгу удерживала его в своей постели, ее ласки изнуряли его, ослабляли волю. И вот за какие-нибудь несколько месяцев грозный владыка мира превратился в заурядного домоседа, предпочитавшего тепло семейного очага превратностям военных походов и ночевкам под открытым небом, а партию в безик — бешеной скачке по полю брани. Император Наполеон I на террасе замка Сен-Клу, в окружении детей его семьи Наполеон на острове Святой Елены диктует историю своей жизни. Любопытно, что и офицеры и солдаты гарнизона на острове обнаруживали к Наполеону, смертельному врагу Англии, не только почтение, но иногда какое-то сентиментальное чувство. Солдаты передавали ему букеты цветов, просили у наполеоновской свиты, как милости, чтобы им позволено было украдкой на него взглянуть. Наполеон с императрицей Марией-Луизой.. Прием в Компьене в 1810 году ву Flameng Francois Прибытие будущей императрицы Марии-Луизы в Компьене 28 марта 1810 (Мария-Луиза, принимающая приветствия и цветы от группы девушек в Галерее chartrain в Компьене в 9 ч)Auzou Pauline, nеe Desmarquets (1775-1835) Плотного телосложения, она не отличалась грацией, но обладала несомненным здоровьем – это было важно для женщины, готовящейся стать матерью наследника Наполеона. Он настолько страстно желал видеть ее, что, не дождавшись, сам выехал ей навстречу, отложил церемонии, чтобы как можно быстрее доставить невесту в свой дворец.

 Развод императрицы Жозефины / Фредерик ШОПИН

15 декабря 1809 года в присутствии всех высших сановников империи и всей императорской семьи протокол развода был подписан. Супруги расстались, но Наполеон продолжал ежедневно писать Жозефине нежные письма в дворец Мальмезон, куда она удалилась после развода. Как только развод был оформлен, Наполеон тотчас же приступил к выбору невесты. (с)

Laslett John Pott (1837-1898).Наполеон сообщает Жозефине о разводе.(фрагмент) 30 ноября 1808 годав конце обеда он объявил той, которую некогда так любил, что он намерен ее покинуть. Жозефина вскрикнула и упала на ковер в нервном припадке. О том, что произошло далее, рассказывают по-разному; поэтому я предоставлю слово месье де Боссе, свидетелю этой необычайной сцены:

Большой Трианон / Жак Онфре де БРЕВИЛЛЬ

Flameng_Francois-Наполеон I на охоте в лесу Фонтенбло в 1807 г.(фрагмент)  Одна из самых старейших резиденций Французских Королей и самое любимое место для королевской охоты – Замок Фонтенбло. Рождение роскошного замка в Фонтенбло произошло в XVI веке. Flameng, Francois. Reception at Malmaison in 1802 Мальмезон— дворец в 20 км от Парижа. Бывшая резиденция Наполеона I и Жозефины Бонапарт 21 апреля 1799 Жозефина Бонапарт приобрела поместье за 325 тысяч франков. Наполеон Бонапарт подтвердил эту покупку после возвращения из Египетского похода. Наполеон, будучи уже Первым Консулом любил приезжать сюда отдохнуть или поработать.С 1800 по 1802 этот маленький замок, наряду с Тюильри, стал местом, где заседало правительство Франции, где встречались в неофициальной обстановке министры Консульства. Franсois Flameng. Napolеon 1er avec le Roi de Rome а Saint-Cloud en 1811

Жирарде Жюль (Girardet Jules, 1856 – 1946)«Первый парад Наполеона II, короля Римского», конец XIX в.

бумага, литография, акварель

Франц Ксавье Винтерхальтер. -- Максимилиан I, Фердинанд Максимилиан Иосиф фон Габсбург-эрцгерцог Австрийский, император Мексики с 10 апреля 1864 по 15 мая 1867 под именем Максимилиана I. Младший брат австрийского императора Франца Иосифа. Некоторые историки считают его сыном Наполеона II , внуком Наполеона Бонапарта.

Queen of the Netherlands, Anna Pavlovna of Russia (1795-1865) -великая княжна, младшая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I. Королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга в 1840—1849 годах.ву Jean-Baptiste Van der Hulst (1790–1862). Вторая несостоявшаяся российская невеста Наполеона . " — Ничего! — заявил Наполеон. — Я женюсь на маленькой Анне. Увы! События воспрепятствовали этому браку. 12 апреля он получил по телеграфу сообщение о том, что австрийцы вступили в Баварию. Союз в Эрфурте не повлиял на Австрию..." Jehan Georges Vibert / Check Napoleon and the CardinalЖан Жорж ВИБЕР, Шах! Наполеон и Кардинал. Кординал,Cardinal Joseph Fesch,- французский политический и церковный деятель, кардинал, коллекционер. Сводный брат матери Наполеона, возведённый при его содействии в кардиналы и получивший кафедру архиепископа Лионского. За время Наполеоновских войн скупил не менее 3000 картин, которые образовали ядро художественного музея Феша в Аяччо. Jean Louis Victor Viger du VigneauThe Empress Josephine 1763-1814 Presenting her Children to the Emperor Alexander at Malmaison Наполеон ещё не знал. что 9 апреля 1814 года Жозефина тоже предала его , написав своему сыну ,вице-королю Евгению : «Все кончено! Он отрекся от престола. Это освобождает тебя от клятвы верности ему. Предпринимать что-либо для него сейчас бесполезно. Действуй только в интересах своей семьи!» Napoleon II., Herzog von Reichstadt ву Etienne Billet (франмент)1853 Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, король Римский, он же Франц, герцог Рейхштадтский, (нем. Franz Herzog von Reichstadt; 1811- 1832) — сын (единственный законный ребёнок) Наполеона I Бонапарта, императора французов.Официально герцог Рейхштадский не был женат и не имел детей, однако он был очень дружен с принцессой Софией Баварской, женой его дяди Франца Карла. Более того, некоторые историка даже считают его отцом второго сына Софии, Максимилиана. 1878г / Наполеон IV Эжен Луи Жан Жозеф Бонапарт (1856 — 1879) — принц империи и сын Франции, был единственным ребёнком Наполеона III и императрицы Евгении Монтихо. Последний наследник французского престола, который так и не стал императором.С момента рождения (роды, по французской королевской традиции, происходили в присутствии высших сановников государства, включая детей Жерома Бонапарта) принц империи считался преемником отца; он был последним французским престолонаследником и последним носителем титула «сын Франции». Был известен как Луи или уменьшительно: принц Лулу. Александр Флориан Колонна Валевский(1810-1868) граф, французский политик и дипломат. Второй сын Марии Валевской (Лончиньской) и второй сын Наполеона I Бонапарта. Возвращение праха Наполеона с острова св.Елены . 14 декабря 1840: Henri Fеlix Emmanuel Philippoteaux (1815–1884) В 1840 году Луи-Филипп, уступив давлению бонапартистов, послал на Святую Елену делегацию во главе с принцем Жуанвильским для выполнения последней воли Наполеона — быть похороненным во Франции. Останки Наполеона были перевезены на фрегате «Belle Poule» под командованием капитана Шарне во Францию и захоронены в Доме инвалидов в Париже. Отречение Наполеона в Фонтенбло, 4 апреля 1814 г. НАПОЛЕОН, МАРМОН, НЕЙ, КОЛЕНКУР, УДИНО, МАКДОНАЛЬД, ГЕНЕРАЛЫ

Иллюстрации из книги Уильяма Миллиган Слоана (Sloane, William Milligan, 1850-1928)-- "Жизнь Наполеона Бонапарта" (Life of Napoleon Bonaparte). 1896 г.

Депутаты у Первого Консула . Иллюстрации из книги Уильяма Миллиган Слоана (Sloane, William Milligan, 1850-1928)-- "Жизнь Наполеона Бонапарта" (Life of Napoleon Bonaparte). 1896 г. Жозефина во время светского приема (фрагмент) Иллюстрации из книги Уильяма Миллиган Слоана (Sloane, William Milligan, 1850-1928)-- "Жизнь Наполеона Бонапарта" (Life of Napoleon Bonaparte). 1896 г. Portrait of Marie-Louise of Austria, wife of Napoleon and empress of France (фрагмент) Robert Lefеvre (1755–1830) В то время, когда Наполеон осваивался на Эльбе, а Людовик XVIII воцарялся в Париже под ликующие клики толпы, с легким сердцем отправившей на эшафот его брата, Талейран был поглощен неким неприглядным делом. Довести до конца свою линию в европейской политике ему мешала, по его выражению, «сущая ерунда». Не Англия, не Пруссия и не Россия мешали ему, а страстная любовь Марии-Луизы к Наполеону. Portrait of the Empress Josephine of France c. 1812 ву MASSOT Firmin Josеphine Tascher de la Pagerie (1763-1814) married Alexandre Vicomte de Beauharnais in 1779, but lost her husband to the guillotine during the Terror in 1794. Two years later in 1796 she married General Napoleon Bonaparte, but their marriage was subsquently dogged by persistent rumours of her infidelity. She was crowned Empress by Napoleon in Nоtre Dame in Paris on 2 December 1804, much against the wishes of her husband's family. Napoleon II or Franz, Duke of Reichstadt.ву Bucher Lеopold (1797-1858) С 12-летнего возраста герцог Рейхштадтский считался на военной службе, на которой к 1830 году он дослужился до майора. Вокруг его имени постоянно составлялись легенды; все хорошо понимали, что в случае каких-либо политических осложнений одно имя Наполеона II может послужить знаменем для опасного движения. Именно по этой причине скромная попытка бонапартистов выдвинуть его кандидатуру на трон Бельгии была немедленно пресечена Веной, Парижем и Лондоном. Portrait of Napoleon Franz, the Duke of Reichstadt (also known as Napoleon II).( ок 1832) Он, к сожалению, прожил недолго – всего лишь 21 год и сказал: "Рождение и смерть – вот вся моя история". Napolеon II sur son lit de mort par Ender (1932). Ву Johann Nepomuk Ender Наполеон II, знавший о своем происхождении, тщательно изучал военное дело и постоянно мечтал о славе и подвигах. Но он был очень болезненным юношей; преждевременная смерть его 22 июля 1832 года от туберкулёза в возрасте 21 года в Шёнбрунне, избавила дипломатию и австрийский двор от многих затруднений. Ходили слухи о том, что он был отравлен.

img border="0" src="https://3.bp.blogspot.com/--fob3ao6T4Y/VMyTlTt6odI/AAAAAAAALUs/QdcJAkfBFJo/s400/8658075_e8d12532.jpg" />

Адам Альберт фон Нейпперг (1775- 1829) — австрийский фельдмаршал-лейтенант (ок 1820) Прозвище "Слепой Амур" Сей бравый, обходительный генерал был уверен, что неотразим. Он умно пользовался этим и достиг в отношениях с женщинами потрясающих результатов. «У этого тридцатидевятилетнего мужчины с черной повязкой, прикрывающей пустую глазницу, в жилах текла молодая, горячая кровь; он мог дать десять очков форы всем ловеласам на свете вместе взятым в деле покорения дамских сердец, и сам Дон Жуан мог бы поучиться у него искусству обольщать». Стефания Луиза Адриана де Богарне (Beauharnais) (1789—1860) Племянница первого мужа Жозефины Богарне. В 17 лет появилась при дворе Наполеона, который некоторое время был сильно увлечен юной родственницей. В 1806 Наполеон выдал Стефания замуж за наследника герцогства Баденского Карла Фридриха. Незадолго до свадьбы, во избежание мезальянса, он удочерил родственницу своей жены. В браке Стефания была несчастна. Наполеон после отречения в Фонтебло .(апрель 1814 г) Мария-Луиза, полагая, что она свободна, выехала из Блуа, надеясь добраться до Фонтенбло, чтобы «разделить с императором выпавшее на его долю несчастье». По дороге на них напали казаки. Полумертвая от страха, доехала она до Орлеана, где адъютант царя, граф Шувалов, уведомил ее, что ее встреча с Наполеоном будет возможна только после того, как она увидится с отцом. В действительности же царь уже принял решение, что супруги больше никогда не увидятся. 7 августа 1815 года на борту корабля Нортумберленд бывший император покидает Европу, впереди остров Святой Елены. 22 июня он отрекся вторично от престола в пользу своего маленького сына (бывшего еще с весны 1814 г. с матерью у своего деда, императора Франца). Его второе царствование, продолжавшееся сто дней, кончилось. На этот раз Наполеон не мог надеяться, что державы согласятся пожертвовать Бурбонами в пользу его сына. В своих ученических тетрадях юный Бонапарт делает неоконченную выписку из "Современной географии" аббата Лакруа: "Св. Елена, маленький остров..." ("St. Helene petit isle...") Далее следует пустая страница, как будто его руку кто-то остановил. Napolеon et la princesse de Hatzfeldву Marguerite Gerard (1761-1837) В ноябре 1806 года французские войска вошли в Берлин. После перехвата письма князю Гогенлоэ, содержащего военные секреты, князь Hatzfeld, губернатор Берлина, был немедленно приговорен к смертной казни за шпионаж.Тронутый слезами беременной жены губернатора, княгини Hatzfeld , Наполеон отдав ей злосчастное письмо, сказал: "Бросьте его в огонь, мадам!" Clеmence de Napolеon envers Madame de Hatzfeld. Napolеon_Bonaparte_(dеtail) ву Paul Delaroche (1797–1859)) Все историки сходятся в том, что Наполеон обладал необычайной работоспособностью. Это качество позволяло ему заниматься одновременно мирным договором, этикетом Вестфальского двора, финансами Франции, вопросом о числе пуговиц на гусарской форме, положением французских актеров и организацией пожарного дела. Это же качество проявлялось и в его интимной жизни. Franсois Pascal Simon Gеrard "Portrait of Marie Laczinska (1786-1817) Countess Walewska" «Ты для меня чудо, я непрестанно нахожу в тебе что-то новое. Я понимаю тебя, потому что знаю твою жизнь до встречи со мной… Эта жизнь создала в тебе сплав независимости и покорности, мудрости и легкомыслия… Ты не похожа ни на одну из женщин, ты единственная в своем роде…» Pauline Bonaparte(1780-1825) suo jure Duchess of Guastalla and Princess Borghese as the wife of Camillo Borghese, 6th Prince of Sulmona, and Napoleon's younger sister ву Marie-Guillemine Benoist (1768–1826)
  • La princesse Pauline Borghese (1780-1825), (фрагмент)par Robert Lefиvre (1808 – Versailles)

    Полина Бонапарт (Pauline Bonaparte), — средняя из трёх и самая любимая сестра французского императора Наполеона I. Robert_Lefеvre_ Portrait of Letizia Bonaparte (1750-1836), Mother of the Emperor Napoleon I. 1813 Hortense de Beauharnais ву Anne-Louis Girodet de Roussy-Trioson (1767–1824) Падчерица Наполеона , дочь Жозефины. Portrait de Napolеon Ier en uniforme de colonel des grenadiers а pied de la Garde Жерар Франсуа (Gerard Francois) (1770—1837) Наполеон-первый ноксул Консул Наполеон(1802-1804) Jean Auguste Dominque Ingres Napoleon III (1808-1873) Emperor of France by Franz Xaver Winterhalter. Последний монарх Франции. Своего отца почти не знал, так как насильственный брак его родителей был несчастлив и его мать жила в постоянной разлуке с мужем.Сам Луи Наполеон был признан отцом, хотя впоследствии высказывались сомнения в законности его рождения, и не без фактических оснований. Выросший в блеске двора Наполеона I, под влиянием своей матери, Луи Наполеон с детства обнаруживал столь же страстное и столь же романтическое поклонение своему дяде, как и его мать. Louis Bonaparte (1778,-1846) — один из братьев Наполеона I,Howard Hodges (1764–1837) Семья всегда доставляла много хлопот Наполеону. Лучше всего были отношения у Наполеона с Луи, но он разбил ему жизнь , из династических соображений женив на своей падчерице Гортензии Богарне. Супруги не испытывали друг к другу нежных чувств; после изгнания из Голландии они разошлись. Eugenie Hortense de Beauharnais Дочь Жозефины Богарне и её первого мужа виконта Александра де Богарне. Падчерица императора Наполеона I, женившегося на её матери в 1796 году. Zenaide and Charlotte Bonaparte in 1821,(Zenaide is the one in front) (Зинаида  справа)by Jacques-Louis David. На портрете Шарлотта (1802-1839) и её сестра Зинаида (1801–1854) , читающие письмо из Филадельфии от отца. Их отец, Жозеф Бонапарт, выбрал в мужья своим дочерям сыновей двух его братьев на случай возвращения Бонапартов к власти 1808. Portrait of Joseph Bonaparte (1768-1844), King of Naples(фрагмент)ву Jean-Baptiste Wicar (1762–1834) Жозеф Бонапарт (1768—1844), старший брат Наполеона I, король Неаполя в 1806—1808 годах, король Испании в 1808—1813 годах под именем Иосиф I Наполеон

    img border="0" src="https://2.bp.blogspot.com/-oKmpQLByMxw/VMyjwW-zUtI/AAAAAAAALZo/Km5n3QE9I1o/s400/8574142_8990fd6b.jpg" />

    The Emperor Napoleon in His Study at the Tuileries,by Jacques-Louis David, 1812 (Фрагмент)

    полностью:

    ;"> The Emperor Napoleon in His Study at the Tuileries,by Jacques-Louis David, 1812 В работе «Наполеон в рабочем кабинете», написанной в 1812 году, Давид отходит от идеализации образа Бонапарта и изображает реального человека. По свидетельствам современников именно на этом полотне передан самый правдивый образ Наполеона.

    img border="0" src="https://3.bp.blogspot.com/-2D7INtYz9hs/VMyowxjGTFI/AAAAAAAALbo/aqn8jP86HIE/s400/12480427_28364818.jpg" />

    Наполеон возвращается по мосту на остров Лобау после Асперн-Эсслинской битвы 21-22 мая 1809 года . Ричард Кейтон ВУДВИЛЛЬ Маргарита-Жозефина Веймер (1787-1867) (Mademoiselle_George) 1802 году Наполеон сблизился с пятнадцатилетней французской актрисой Маргаритой Жорж.Дебютировала в 1802 году в прославленном «Комеди Франсез» под именем Жорж Веймер (Жоржем звали отца актрисы). Природный актерский талант, строгая «античная» красота, величавая фигура, голос большого диапазона стали слагаемыми колоссального успеха актрисы. First Consul Bonaparte par Antoine-Jean Gros (c. 1802 - Malmaison) Пьетро Бенвенути (1769-1844) Элиза Баччокки-Бонапарт с художниками Флоренции. 1813 Элиза скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное в своих владениях, она активно развивала там искусство и светскую жизнь. В частности, её фаворитом, а может и любовником, был великий итальянский скрипач Никколо Паганини. > Portrait of Joachim Murat by Franсois Pascal Simon Gеrard , (1801). Был женат на Каролине ,сестре Наполеона. За боевые успехи и выдающуюся храбрость Наполеон вознаградил Мюрата в 1808 году неаполитанской короной.Мюрат был расстрелян по законам военного времени 13 октября 1815 года в Калабрии в Пиццо по приказу короля Фердинанда IV Бурбона Был любовником Жозефины. Klemens Wenzel von Metternich (1773-1859), австрийский дипломат , министр иностранных дел в 1809-48 гг., главный организатор Венского конгресса 1815 года. ву Sir Thomas Lawrence (1769–1830). Был любовником Каролины Мюрат. Любимица Наполеона Бонапарта, честолюбивая Каролина жаждала власти не меньше своего брата и в 1806 году стала великой герцогиней Клеве и Берга, в 1808 году — королевой Неаполя.Она заключила союз, не только политический, но и любовный, с врагом Наполеона — Клементом Меттернихом, который сто дней безуспешно пытался сохранить за Мюратами трон. Portrait_of_Caroline_Murat - младшая сестра Наполеона. Francois Pascal Simon, Baron Gerard (1770-1837) Любимица Наполеона Бонапарта, честолюбивая Каролина жаждала власти не меньше своего брата и в 1806 году стала великой герцогиней Клеве и Берга, в 1808 году — королевой Неаполя. General Jean Andoche Junot (1771-1813) Ж.А. Жюно в 1792 г. Дивизионный генерал (c 20 ноября 1801). 15 января 1808 получил титул герцога д'Абрантес. «Ураган» или «Жюно-буря» (“Junot la Tempеte”) , как впоследствии называл генерала Наполеон Бонапарт. Был любовником двух сестёр Наполеона -- Каролины и Элизы. М. Жерар- Лора Жюно (герцогиня д’Абрантес) и генерал Жюно , около 1800. Наполеон был щедрым любовником. Собственно говоря, в том не было его личной заслуги, ведь по любовным счетам своего лидера расплачивалась Франция. Так, например, недолгая связь Бонапарта с Лаурой Жюно, супругой бригадного генерала Жюно, принесла последнему награду в тридцать миллионов франков, чин генерала дивизии и особое ежегодное жалованье в семьдесят пять миллионов франков.(С) Elisabeth Vigee LeBrun (1755-1842) Джузеппина Грассини (1773- 1850) в роли Заиры.Итальянская оперная певица (контральто), завоевавшая славу одной из лучших певиц своего времени. Впервые Бонапарт увидал и познакомился с ней в Милане в 1796г, сошелся с ней в 1800году , а затем вызвал ее в Париж. Там она жила замкнутой жизнью, никого не принимая, в маленьком домике на улице Шантре и стала скучать. Некий скрипач по имени Родэ предложил ей развлечь ее, и она согласилась. Но музыка артиста наделала слишком много шума, и Бонапарт, извещенный обо всем Фушэ, прервал всякие отношения с Грассини ANDREA APPIANI NAPOLEON BONAPARTE (1769-1821) AS FIRST CONSUL Семейство Бернадотт - короли Швеции Prince Oscar (II), Queen Desideria (вторая слева -бывшая невеста Наполеона Банапарта -Дезире Клари), Crown Princess Josephine, Prince August, Princess Eugenie, Crown Prince Oscar (I), Prince Carl (XV), King Carl XIV John, Prince Gustav & bust of Carl XIII Fredrik Westin Andrea Appiani. Наполеон был коронован королем Италии 26 мая 1805 в Милане. Не довольствуясь титулом императора Франции, Наполеон 18 марта 1805 года объявил себя королем Италии, а в июне того же года присоединил к Франции Геную и Лукку. (С) Franz Xaver Winterhalter (1805–1873) 1855г.Portrait of Napoleon III (1808-1873),фрагмент. Являлся третьим сыном короля Голландии Луи Наполеона (младшего брата Наполеона Бонапарта) и Гортензии Богарне (дочери Жозефины Богарне, первой жены Наполеона Бонапарта). Последний монарх Франции. Президент Французской республики с 1848 по1852, император французов с 1 декабря 1852 по 4 сентября 1870 (с 2 сентября 1870 находился в плену). Клод Готро фр. Claude Gautherot (1769-1825). Ранение Наполеона перед битвой у Регенсбурга ----- В начале сражения у Регенсбурга Наполеон был легко ранен пулей в правую ногу, но остался в строю. Слух о ранении быстро распространился в войсках, солдаты захотели лично в этом удостовериться. Но Наполеон велел сделать себе перевязку на скорую руку, и, хотя чувствовал жгучую боль, сел на коня под громкие и одобрительные крики наблюдавших. Переговоры Наполеона I и Франца II после битвы при Аустерлице. 1812.__ Версаль _ Antoine Jean Gros --- Нет в истории человечества другого персонажа, о котором в массовом сознании было бы сформировано столько лжи. О Наполеоне написано более 40 000 книг (больше только об Иисусе Христе), немалая часть из них состоит из славословий, но ничуть не меньше кроют это имя исключительно чёрной краской, порой называя его антихристом и даже ставя в один ряд с Гитлером. Наполеон среди солдат (фрагмент) Что его солдаты его обожают, это он знал очень хорошо, и хотя солдат он даже и отдаленно так не любил, как они любили его, но всегда им верил.

    Смерти он не боялся. Когда его тело после кончины обмывали, на нем нашли какие-то следы ран, о которых ничего не знали до тех пор (кроме следа от штыкового удара при штурме Тулона в 1793 г. и пулевой раны в ногу при Регенсбурге в 1809 г.). Очевидно, он в свое время скрыл об этих других ранениях, чтобы не смутить солдат в бою, и обошелся тогда помощью ближайшего окружения, которому и велел молчатьИллюстрации из кн

    Napoleon returned from Elba, by Karl Stenben, 19th century Невозможное случилось ! Безоружный человек без выстрела, без малейшей борьбы в 19 дней прошел от Средиземного побережья до Парижа, изгнал династию Бурбонов и воцарился снова. Потом была серия блестящих побед, глупость или измена маршала Груши, повлекшая поражение при Ватерлоо, второе отречение, ссылка на остров св. Елены, но такого беспримерного энтузиазма и самопожертвования, какие наблюдали в эти дни с 1 марта по 22 июня 1815 года не знали не только Франция, но и вся Европа. Paul Delaroche, Наполеон после отречения в Фонтенбло.(6 апреля 1814) 31 марта в 2 часа утра капитуляция Парижа была подписана. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень 31 марта русская и прусская гвардия во главе с императором Александром I триумфально вступили в столицу Франции. Наполеон узнал о капитуляции Парижа в тот же день на подъезде к столице.

    ................... и т.д...

    Далее и более подробно репортаж в картинках по живописи семьи и близких Наполеона Бонапарта можете прочесть и просмотреть по источнику(ссылка в самом начале).

     .....................................................

    lebedinajpesnja1.blogspot.ru

    Образ Наполеона в картинах французских художников

    Содержание

    Введение

    1. Наполеон Бонапарт

    2. Жак Луи Давид

    3. Жан Огюст Доминик Энгр

    4. Жан Антуан Гро

    5. Франсуа Жерар

    6. Поль Деларош и закат карьеры Наполеона

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    Введение

    Наполеон Бонапарт всегда был, и до сих пор является, фигурой мирового значения. И интерес к нему никогда не пропадёт. Вся его жизнь и карьера были разобраны и расписаны во многих трудах. Кажется, что про него уже всё рассказано.

    Основная задача этой курсовой работы - взглянуть на жизнь Бонапарта по-новому, ещё через одну лазейку, оставленную нам великими предшественниками - через картины. Многие художники из разных стран писали его портреты и во время жизни и после неё. Но чтобы получить более полное представление именно о жизни Наполеона, естественно нужно всматриваться в картины, написанные в этот период. В связи с этим круг рассматриваемых художников сократится.

    Так же важно рассмотреть данную тему ещё и потому что Наполеон изменил государственное устройство страны и заложил основу современного французского государства, а как известно искусство отражает эпоху, её события, культуру. Т.е. анализируя портреты Наполеона французских художников можно заглянуть не только в его жизнь, но и в жизнь целого государства 18-19 веков. Исторический жанр живописи тем и интересен, что иллюстрируя факты, он даёт место для размышления и домысливания, тем самым интригуя зрителя. Несомненно, именно через картины можно получить наиболее полное представление о каком - либо временном отрезке истории. Ведь сухое описание исторических фактов не может заинтересовать так же сильно как, например, портрет правящего короля. Так много можно в нём прочесть и узнать. Сразу возникает множество вопросов: о чём думал этот человек в момент написания портрета? На сколько комфортно он себя чувствует в данной должности и как он её достиг? На сколько художник приукрасил портретируемого и как он к нему относится? Всё это будоражит воображение зрителя и порождает интерес к истории.

    В частности портреты важных исторических деятелей в их рабочей среде или в апартаментах, с семьёй или на поле боя являются самыми яркими иллюстрациями истории. Они рассказывают нам не только об историческом событии как таковом, но и о среде в которой жили они, об облике страны и эпохе.

    Тем самым раскрытие темы исторического жанра, на примере портретов Бонапарта важно не только с точки зрения искусства, но и с точки зрения истории в общем. Потому что через такую важную сферу жизни общества, как искусство, мы доносим до современного человечества его богатую историю, таким образом просвещая его и обогащая.

    1. Наполеон Бонапарт

    Прежде чем начать анализировать картины французских художников логичным будет рассказать о самом Наполеоне Бонапарте. Но не как о великом полководце, императоре и государственном деятеле в общем, а как о личности. И, конечно же, представить эпоху, в которой он жил. Но при этом, говоря о Бонапарте нельзя не сказать о знаменитых событиях в истории Франции.

    С самого детства Наполеон был нетерпеливым и неспокойным. Рос угрюмым и раздражительным ребёнком. Возможно, на формирование его характера ещё с самого детства оказали события, происходящие на его родном острове - Корсике. Это и нескончаемая межклановая борьба с родовой кровной местью и тщательно скрываемая, но упорная вражда к французам.

    Позже, учась во французском Бриенском военном училище, он оставался патриотом своей родины. И стоит отметить, что учился он превосходно. Уже на тот момент он читал очень много различной литературы. В частности увлекался математикой, историей и географией. Светскому образу жизни и появлению на различных мероприятиях, он предпочитал книги. Он сам делал различные литературные наброски, в том числе и очерк истории родной Корсики. И вообще, хотел прославиться на литературном поприще. Помимо работ на военные темы, были у него сюжеты и на злобу дня. Память у него была исключительная. Способность к упорнейшему умственному труду и к долгому размышлению сказалась в нем уже в этот ранний период. «Если, кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чем что-либо предпринять я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно открывает мне, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными для других, но мне открывает это мое размышление. Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать»,- так говорил он неоднократно впоследствии.[4 с.12]

    «Трудно установить, когда именно появляются в нем первые признаки того отвращения к идеологам революционной буржуазии и ее философии, которое так для него характерно. Во всяком случае, на тот момент времени Наполеон пока еще не столько критиковал, сколько учился. Это тоже коренная черта его ума: ко всякой книге, так же как и ко всякому новому человеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным и нетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он еще не знает и что может дать пищу его собственной мысли.» [4 с.11]

    Рассматривая Бонапарта на разных этапах его карьеры, можно очень многое узнать о его темпераменте. Пожалуй, это и есть ключевой источник характеристики.

    «Когда он был назначен командующим военными силами тыла во время вандемьеровского восстания в нём - угрюмом, хмуром молодом человеке и Баррасу и другим руководящим деятелям очень импонировала та полная бестрепетность и быстрая решимость, с которой Бонапарт пошел на такое до тех пор не употреблявшееся средство, как стрельба из пушек среди города в самую гущу толпы. Если дошло до битвы, подавай победу, чего бы это ни стоило. Этого правила Наполеон всегда без исключения придерживался. Он не любил попусту тратить артиллерийские снаряды, но там, где они могли принести пользу, Наполеон никогда на них не скупился. Полная беспощадность в борьбе была характерной чертой Бонапарта. «Во мне живут да разных человека: человек головы и человек сердца. Не думайте, что у меня нет чувствительного сердца, как у других людей. Я даже довольно добрый человек. Но с ранней моей юности я старался заставить молчать эту струну, которая теперь не издаёт у меня уже никакого звука»,- так в одну из редких минут откровения говорил он одному из людей, к которому благоволил,- Луи Редеру.» [4 с.26]

    Что касается карьерного роста Бонапарта, то этот день сделал его известным не только в военных кругах, где его отчасти знали по прошлым, сравнительно небольшим заслугам, но и во всех слоях общества, даже там, где до той поры о нём и не слышали. На него стали смотреть как на человека решительного и распорядительного. Политики благосклонно взирали на молодого генерала. Они полагали, что на него можно будет и впредь положиться в ситуации, когда может понадобиться пусть военную силу против народных волнений.

    Но сам Наполеон мечтал о другом. Его тянуло на театр военных действий, он хотел самостоятельно командовать одной из французских армий.

    В следующем этапе истории Бонапарта он получил командование войском. И во время приступов откровения называл своих солдат пушечным мясом. Не было любви, но была большая забота о солдате. Наполеон умел придавать ей такой оттенок, что солдаты понимали всё как именно внимание полководца к их персоне, в то время как он всего - лишь хотел иметь в руках исправный и боеспособный материал.

    Конечной целью Наполеона во всех его политических предприятиях было установление полного своего владычества, и средства для достижения этой цели были самые разнообразные. « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим»,- говорил Наполеон [4 c.79]. «Правильно сказал о Наполеоне поэт Гёте: «для Наполеона власть то же самое, что и музыкальный инструмент для великого артиста. Он немедленно пустил в ход этот инструмент, едва успел завладеть им.» Во время властвования Бонапарта проявилась ещё одна его черта. Полнейшая беспощадность к преступникам. У него всегда всякая вина была виновата, смягчающих обстоятельств он не знал, и знать не хотел. Если можно так сказать он принципиально отвергал доброту, считал её качеством, которая для правителя вредно, недопустимо.»[4 с.82] Великие военные дарования Бонапарта достигли своего апогея в первый период его полководческой деятельности ( 1796-1809гг). Чего-то не возможного он не признавал. Энергия и деятельность его, казалось, не признавали границ.

    Не стоит обманываться попытками, которые присутствуют в большом количестве литературы о Наполеоне,- попытками представить его «полуреволюционером». Никогда он им не был. На самом деле он был по натуре деспотом и самодержцем. Некоторые труды о Наполеоне написаны в духе идеализации и прославления, в других же только исторические факты.

    Не смотря на то, что центром всех планов Бонапарта был он сам, его влияние на Францию нельзя приуменьшать. Он хотел упорядочить внутренние отношения и умиротворить страну, при этом подавлял всяческие проявления общественной свободы. Желал полного господства над церковью. Можно сказать, что религией Наполеона была «вера свою счастливую звезду» Мнение, что хорошо можно править только «в ботфортах и со шпорами» рисует образ правителя-полководца.

    Даже после его падения, во время пребывания на острове Эльба, о Наполеоне распространялись легенды, повсюду появлялись его портреты, медали и статуэтки.

    Подытожив всё вышесказанное, можно констатировать одно - о Наполеоне невозможно говорить хладнокровно. О людях такого масштаба говорят либо плохо, либо хорошо, равнодушных не остаётся. Комбинация его личностных особенностей, амбиций, достижений породило немало стереотипов. И даже сформировало, так называемый, «комплекс Наполеона», объясняющий стремление низкорослых мужчин к славе, богатству и успеху.

    mirznanii.com

    Коронация Наполеона | Наполеон Бонапарт

    Коронация НаполеонаКоронация Наполеона

    Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Коронация Наполеона".

    Название: Коронация Наполеона Автор: Луи Давид (1748-1825) Нарисована в 1805-1807 гг. Масло на холсте - В: 6.21 м; Д: 9.79 м Париж, Лувр © RMN

    За два месяца перед Коронацией, запланированной на 2 декабря 1804 г., Наполеон заказал Давиду картину, увековечивающую это событие. Приказ означает, что «основание Империи должно быть увековечено». Давид, оставленный без модели после смерти Робеспьера, с энтузиазмом берется за работу.

    Своей "Коронацией" Давид достигает пика мастерства, которое заключается в обновленном классицизме (в основном, основанном на старинных сюжетах) через реализм. Тщательные мазки, которые делают почти все изображенные фигуры узнаваемыми, позволяют также некоторую резкость и даже непочтительность, и, что самое важное, критические намерения со стороны художника: - по отношению к папе и религиозной стороне сцены: роскошные драпировки, помпа, предполагаемая композицией, не создают атмосферы благоговения, но являются полной профанацией возвышенности. Это главная непочтительность картины. Давид - революционер: он превращает Нотр-Дам более в театр профанов, нежели дом Бога. - по отношению к Наполеону, который видит законченную картину, Давид зашел еще дальше: Император заставил художника изменить сцену, в которой папа держит обе руки на коленях, совершенно пассивно относясь к происходящему. Он восклицает: "Я не заставлял его приехать из такой дали, чтобы ничего не делать!" - по отношению к устанавливающемуся имперскому режиму: реализм Давида иногда близок к карикатуре. Некоторые находят критическое намерение в его изображении церемонии. Такая интерпретация, которая, хоть и противоречит восхищению художника Императором, остается возможной.

    Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.

    Еще одно легкое искажение реальности: Давид рисует вокруг головы Наполеона связку золотых лавровых листьев, в то время как на момент коронации тот снял ее, чтобы взять корону. Каждый соглашался, что лавровый венок больше идет Наполеону, чем корона. Итак, после длительного колебания, Давид выбирает листья.

    Если бы Давид ограничил себя рамками классического изображения коронации, он изобразил бы Наполеона у ног Пия VII и опустил бы Жозефину пониже. Но это было бы неправдой, особенно потому, что отношения Императора и папы были сложными.

    Таким образом, художник выбрал коронацию Императрицы Императором. Давид, не показывая, что Наполеон сам короновал себя, остается осторожным. Присутствие четы придает картине дополнительное эмоциональное выражение.

    Лишь одна треть изображения занята персонажами. Величие архитектуры (Нотр-Дам в Париже) выражено через многочисленные вертикальные оси: три колонны, плюс высокие свечи на алтаре.

    На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих: - вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты. - группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер. - группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр, Периньон и Келлерман. - обращены лицом к зрителю: мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Бомон. - над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь. - позади главного алтаря: иностранные послы.

    Давид потребовал ничтожную сумму в 100,000 франков за картину, что стало причиной бесконечных споров с имперской администрацией, которая не желала платить. Картина была закончена в ноябре 1807 г. Все три года, пока она создавалась, Император часто справлялся о ней.

    4 января 1808 г. он посещает студию Давида и в течение часа рассматривает картину. Очарованный реализмом сцены, он объявляет: "Что я вижу? Это не картина, можно просто зайти в нее: всюду жизнь". Затем он добавляет, обращаясь к художнику: "Отлично сделано, Давид, вы читаете мои мысли; вы сделали меня французским рыцарем".

    Затем Император приказывает, что картину выставили на публике: с февраля 1808 г. толпы восхищаются картиной. Во время Салона этого же года Наполеон награждает Давида крестом Почетного Легиона, добавляя: "Вы - тот, кто вернул во Францию хороший вкус. Продолжайте всегда хорошо служить вашей стране."

    ДавидКОРОНАЦИЯ НАПОЛЕОНАDavid: Sacre (le)

    bonapartnapoleon.ru


    Смотрите также