Ночное (картина Куинджи). Картина ночное


Картина «Ночной кошмар» — Artrue

Дата создания: 1781 год.Автор: Фюссли (1741–1825).Тип: холст, масло.Жанр: сюжетная живопись.Расположение: Детройтский институт искусств.

Ночной кошмар. Фюссли.Ночной кошмар. Фюссли.

Ночной кошмар

Один из самых передовых художников своего времени — Иоганн Генрих Фюссли, уроженец Швейцарии, сын портретиста Иоганна Каспара Фюссли (1707–1782).

Под влиянием отца, а также президента королевской академии искусств Джошуа Рейнольдса Фюссли занялся живописью. В 1770 году живописец отправляется в Италию. Изучение фресок и картин Микеланджело сильно повлияло на дальнейшее творчество художника. Также на работы живописца повлияли фигуры из мира литературы, например, Шекспир.

Фюссли был назначен профессором живописи в Королевской академии и стал одним из лучших английских художников XVIII века.

Как и у современника Уильяма Блейка (1757–1827), сила Фюссли как художника заключается в яркости образов. Подтверждением является картина «Кошмар» (1781) — самый необычный шедевр мастера.

Фюссли заново открыли экспрессионисты и сюрреалисты XX века, восхищавшиеся его творчеством.

Анализ работы

Картина, созданная вскоре после возвращения художника из Италии, впервые была показана публике в 1782 году, на ежегодной выставке в академии. Ее мгновенный и шумный успех способствовал тому, что Фюссли завоевал репутацию творчески талантливого лондонского художника. После необычайной популярности своего первого полотна художник создает три другие картины

Другая версия "кошмара"Другая версия "кошмара" Другая версия работы

Картина изображает спящую женщину, беспомощно расположившуюся на краю своей постели. Ее «кошмар» — обезьяноподобный инкуб, сидящий на теле несчастной женщины. Изображение лошади иллюстрирует скрытый смысл картины: английское название «Nightmare», переводящееся как «Кошмар», создает сложный каламбур с переводом «Night mare» — «Ночная кобыла». Помимо этого лингвисты выяснили, что название полотна также отсылает нас к инкубу, вероятно, тому самому монстру на кровати.

Тем не менее, точный смысл и скрытая символика образов остаются неясными. Также без ответов остаются вопросы о том, почему женщина лежит в столь беспомощной позе и есть ли сексуальный подтекст в расположении фигур на картине.

Некоторые искусствоведы считают, что картина была вдохновлена германскими легендами о демонах, которые приходят в ночное время в образах лошадей, ведьм и так далее. Другие историки полагают, что ночной кошмар иллюстрирует безответную любовь художника к Анне Ландхольд — женщине, которую художник встретил во время путешествия по Европе. Данная версия подкрепляется тем, что на обратной стороне холста найден незавершенный портрет женщины (предположительно, возлюбленной художника).

Ночной кошмар. Фрагмент.Ночной кошмар. Фрагмент. Фрагмент «ночного кошмара»

Стиль и влияние

Если цветовая палитра напоминает венецианских мастеров, то сюжет картины, необычно яркая смесь ужаса, сексуальности и сюрреализма полностью принадлежит Фюссли. Стоит также отметить, что английский романтизм охотно использовал подобные темы, связанные с таинственным и сверхъестественным.

artrue.ru

Картина В.Е.Маковского "Ночное", 1879

     Тема картины возникла под впечатлением рассказа Тургенева "Бежин луг". Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество*. Не раз возвращался он и к теме "Ночное", находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы "Ночное" (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.     Картина В.Е.Маковского "Ночное" совпадает по теме с рассказом Тургенева "Бежин луг", но не является прямой иллюстрацией, так как в деталях расходится с ним: у Тургенева пять мальчиков, на картине – семь мальчиков и девочка; на картине нет костра, отсутствует фигура охотника. Но фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из "Бежина луга". Мы пытаемся отыскать на картине героев тургеневского рассказа, мальчиков Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню.

     "...утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке...". Пейзаж Тургенева дает по времени более раннюю картину рассвета: у Маковского восток уже окрашен, к бледно-серому уже приближается золотисто-алый тон разгорающейся зари. Более созвучен картине второй, заключительный в рассказе пейзаж. Этот пейзаж как бы продолжает видимое на картине: здесь и "редеющий туман", закрывающий горизонт, и "алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света", озаряющие лица и фигуры детей.      Какое изображение природы полнее и разностороннее: на картине или словесное? На картине невозможно изобразить мигание звезд, изменчивость цвета неба, появляющуюся сырость (росу), раздавшиеся звуки, порхание ветерка... На полотне художник запечатлел один момент пейзажа, – в словах писателя дана в движении картина рассвета и восхода солнца. (Из книги: Смирнов С.А. Преподавание литературы в 5-8 классах. – М.: Учпедгиз, 1962)

      "Бежин луг" – произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только "приветно-лучезарное", но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: "Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть... Чем была бы природа без нас, – чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь! <...> Стоит только выйти в открытое поле, в лес – и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком". (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма. – М.; Л., 1961. – Т. 1. – С. 436.)       Картины природы тесно связаны с содержанием рассказа "Бежин луг". Роль их различна.       Описание блужданий охотника, рассказ о чувстве страха, которое охватило его, когда он попал в лощину, помогает лучше понять, какое действие должны были произвести картины ночной природы на неграмотных деревенских ребятишек. Таинственность, тревожность обстановки подсказывает мальчикам темы их страшных историй.       Картина прекрасного июльского дня с его мягкими красками созвучна характерам мальчиков. Она позволяет лучше понять неброскую внутреннюю красоту детей, любовное отношение к ним автора.        Описание раннего утра завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах "утро зачиналось" огромную веру в судьбу России, ее будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе "Русский язык": "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!". Ю.В. Лебедев пишет: "Восходом могучего светила и открывается и закрывается "Бежин луг" – один из лучших рассказов  о русской природе и детях ее. В "Записках охотника" Тургенев создавал единый образ живой поэтической России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в союзе с нею, он прозревал "зародыш будущих великих дел, великого народного развития". (Лебедев Юрий. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990. ЖЗЛ)

literatura5.narod.ru

Картина «Ночной дозор» — Artrue

Дата создания: 1642 год.Тип: картина маслом.Местонахождение: Рейксмюсеум, Амстердам.

Ночной дозор. Рембрандт.Ночной дозор. Рембрандт.

Ночной дозор

Синопсис

Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Свое популярное название работа получила в конце 18-го века, из ложного предположения о том, что события сцены происходят ночью. На самом деле, приглушенный свет был вызван преждевременным потемнением многослойного лака. Огромный успех Ночной дозор получил благодаря тому, что представлял милицейский портрет нетривиально, делая стандартные образы невероятно динамичными, что выигрышно выделялось на фоне барочных портретов, изображавших служителей закона, выстроившимися ровными рядами или сидящими на банкете. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Подобный нестандартный подход мастер ранее демонстрировал со знаковым «Уроком анатомии доктора Тульпа«.

Урок анатомии доктора ТульпаУрок анатомии доктора Тульпа

Размеры

Полотно известно своими колоссальными размерами (примерно 3.6 на 4.2 метра). Стоит отметить, что ее ранние версии и наброски были значительно меньше по габаритам и имели множество расхождений с картиной 1642 года.

Неточное название

Реставрация картины в 1946–1947 годах показала, что события портрета разворачиваются в дневное время, а солнце освещает фигуры с левого верхнего угла. Традиционное название, датируемое 18-ым веком, соответственно, является некорректным, но абсурдным педантизмом являются предложения изменить его в наше время.

Ключевые показатели

Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Она служит композиции как своего рода изобразительный талисман и несет дорогой рог гильдии на поясе, а также мертвую птицу, которая является эмблемой мушкетеров. Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.

Ночной дозор. Деталь картины.Ночной дозор. Деталь картины.

Большое количество дополнительных деталей дополняет композицию и дает почву для размышлений и построений различных теорий. «Ночной дозор» известен немалым числом интерпретаций и трактовок некоторых символов

Портрет ополченцев

Милицейские компании проводимые в 16-м веке связаны с голландской войной за независимость, но во времена Рембрандта, эти служители закона не были необходимой военной мощью, да и фигуры на картине скорее вооружились, чтобы позировать художнику, а не использовать ружья и копья по прямому назначению. Вероятно, одна из тем этого ролевого портрета является тема «гражданина с оружием в руках».

Заключение

Представленная картина одного из величайших голландских реалистов, создавшего еще один проникновенный и мощный групповой портрет, совмещая атмосферную работу с освещением, с привнесением новых подходов к решению стандартных задач.

artrue.ru

«Ночное кафе» Ван Гога. Самая депрессивная картина художника

Ван Гог ночное кафе

Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888 г. Картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Сложно представить художника, чей образ жизни и душевное состояние настолько бы НЕ сочетались с его картинами.

У нас срабатывает стереотип. Раз человек склонен к депрессиям, чрезмерному употреблению алкоголя и неадекватным поступкам, то явно его картины тоже будут полны запутанных и депрессивных сюжетов.

Но ярче и позитивнее картин, чем у Ван Гога, сложно представить. Чего только стоят его «Подсолнухи», «Ирисы» или «Цветение миндального дерева».

Ван Гог подсолнухи Лондон

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Картина «Ночное кафе» была создана в том же году, что и знаменитые «Подсолнухи». Это реальное кафе, которое находится рядом с вокзалом в городе Арль на юге Франции.

В этот город Ван Гог переехал из Парижа, дабы «пропитать» свои картины солнечным светом и яркими красками. Ему это удалось. Ведь именно в Арле он создал самые яркие свои шедевры.

«Ночное кафе» – тоже яркая картина. Но она, пожалуй, больше других отдаёт депрессивностью. Так как Ван Гог намеренно изобразил место, где «человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником».

Видимо, на него самого это кафе действовало не лучшим образом. Ведь он немало проводил там времени. Подспудно понимая, что он тоже губит себя.

Так, создавая эту картину, он провёл 3 ночи подряд в этом кафе, выпив не один литр кофе. Ничего не ел и бесконечно курил. Его организм с трудом выдерживал такие нагрузки.

И как мы знаем, однажды не выдержал. Именно в Арле у него случился первый приступ душевной болезни. Болезни, из которой он уже не выкарабкается. И погибнет 2 года спустя.

Не известно, на самом ли деле привокзальное кафе выглядело именно так. Или художник прибавил яркого цвета, чтобы достичь нужного эффекта.

Так за счёт чего Ван Гог создаёт нужное ему впечатление?

В кафе сразу бросаются в глаза аж четыре яркие лампы на потолке. Причём дело происходит ночью, как показывают часы на стене.

Ван Гог ночное кафе фрагмент

Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888 г. Картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Посетителей ослепляет яркий искусственный свет. Что идёт вразрез с биологическими часами. Приглушённый свет не действовал бы так разрушающе на психику человека.

Зеленый потолок и бордовые стены ещё более усиливают это угнетающее воздействие. Яркий свет и яркий цвет – убийственное сочетание. А если ещё сюда добавить много-много алкоголя, то можно сказать, цель художника достигнута.

Внутренний раздрай вступает в резонанс с внешними раздражителями. И человек слабый легко ломается – спивается, совершает преступление или просто сходит с ума.

Ван Гог добавляет ещё несколько деталей, усиливающих гнетущее впечатление.

Ваза с пышными розовыми цветами смотрится несуразно в окружении целой батареи бутылок.

На столах полно недопитых бокалов и бутылок. Посетители давно ушли, но никто не торопится за ними убирать.

А мужчина в светлом костюме смотрит прямо на зрителя. Вообще-то в приличном обществе не принято смотреть в упор. Но в таком заведении видимо это уместно.

***

Не могу не упомянуть об одном факте из жизни «Ночного кафе». Когда-то этот шедевр принадлежал … России.

Его приобрёл коллекционер Иван Морозов. Он любил работы Ван Гога, поэтому несколько шедевров до сих пор хранятся в Пушкинском музее и Эрмитаже.

Ван Гог красные виноградники

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. Пушкинский музей (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Но «Ночному кафе» не повезло. Советское правительство продало картину в конце 1920-х годов американскому коллеционеру. Увы и ах.

О других шедеврах мастера читайте в статье «Картины Ван Гога. 5 шедевров гениального мастера».

Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Ночное (картина Куинджи) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1905 года

«Ночное» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1905—1908 годах. Картина является частью собрания Государственного Русского музея. Размер картины — 107 × 169 см[1].

Описание

На холме над рекой пасутся лошади. Ярко освещённая луной лента реки уходит вдаль, окружённая бескрайними просторами равнин. В окончательной версии картины силуэты и расположение лошадей были изменены — по-видимому, в целях достижения большей выразительности и «ритмичности линейных очертаний»[2].

Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни, и она рассматривается как своеобразное завещание художника[3] — в некотором смысле, его прощальное произведение[4].

Отзывы

Писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи, писал[5]:

« Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа... Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство»... »

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, обсуждая картины позднего периода творчества художника[3]:

« Пожалуй, особенно замечательна среди них картина «Ночное» (1905—1908, ГРМ), воспринимаемая сегодня как завещание художника. С неповторимой, присущей только ему чуткостью запечатлел в ней художник таинство предутреннего нарастания света в степных просторах, на берегу покойной широкой реки, где тихо пасётся, ожидая рассвета, табун лошадей. »

См. также

Напишите отзыв о статье "Ночное (картина Куинджи)"

Примечания

  1. ↑ [http://www.museum-online.ru/Realism/Arhip_Ivanovich_Kuinji/Canvas/1575 Архип Иванович Куинджи — Ночное] (HTML). www.museum-online.ru. Проверено 12 июля 2012. [http://www.webcitation.org/6B1GOCwEX Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
  2. ↑ Виталий Манин. Куинджи. — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — С. 155—156. — 207 с.
  3. ↑ 1 2 Владимир Петров. [http://kuinje.ru/petrov5.php Статья к 150-летию Куинджи (часть 5)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 12 июля 2012. [http://www.webcitation.org/6B1GRAQGB Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
  4. ↑ [http://kuinje.ru/shedevr/kuinji14.php Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника - Ночное. 1905—1908] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 12 июля 2012. [http://www.webcitation.org/6B1GPJ8w1 Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
  5. ↑ М. П. Неведомский. [http://kuinje.ru/life44.php Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика, Посмертие (часть 3)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 12 июля 2012. [http://www.webcitation.org/6B1GQFnKV Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].

Ссылки

  • [http://www.artprojekt.ru/gallery/kuinji/kui10.html Куинджи — Ночное (1905—1908), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург] (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 12 июля 2012. [http://www.webcitation.org/6B1GS4i5X Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].

Отрывок, характеризующий Ночное (картина Куинджи)

– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться! Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви. – У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик! – Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан! Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца... – Что ж, по-своему ты прав, мой мальчик... Это твоя жизнь. И никто не может её прожить, кроме тебя... Я уверен, ты проживёшь её достойно. Только будь осторожен, Светодар – в тебе течёт кровь твоего отца, и наши враги никогда не отступятся, чтобы уничтожить тебя. Береги себя, родной мой. Потрепав племянника по плечу, Радан печально отошёл в сторону и скрылся за выступом каменной скалы. Через секунду послышался вскрик и тяжёлая возня. Что-то грузно упало на землю и наступила тишина... Светодар метнулся на звук, но было слишком поздно. На каменном полу пещеры сцепившись в последнем объятии лежали два тела, одним из которых был незнакомый ему человек, одетый в плащ с красным крестом, вторым же был... Радан. Пронзительно вскрикнув, Светодар кинулся к телу дяди, которое лежало совершенно неподвижно, будто жизнь уже покинула его, даже не разрешив с ним проститься. Но, как оказалось, Радан ещё дышал. – Дядя, пожалуйста, не оставляй меня!.. Только не ты... Прошу тебя, не оставляй меня, дядя! Светодар растерянно сжимал его в своих крепких мужских объятиях, осторожно качая, как маленького ребёнка. Точно так же, как столько раз когда-то качал его Радан... Было видно, что жизнь покидала Радана, капля за каплей вытекая из его ослабевшего тела золотым ручьём... И даже сейчас, зная, что умирает, он беспокоился только лишь об одном – как сохранить Светодара... Как объяснить ему в эти оставшиеся несколько секунд то, что так и не сумел донести за все его долгих двадцать пять лет?.. И как же он скажет Марии и Радомиру, там, в том другом, незнакомом мире, что не сумел сберечь себя, что их сын теперь оставался совсем один?..

Кинжал Радана

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...

o-ili-v.ru


Смотрите также