Ошибана: мастер-класс для начинающих. Картина ошибана


мастер класс изготовления пейзажей и картинок и фото

Ошибана - это прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями. Суть этого искусства состоит в сборе и засушивании под прессом цветов, трав, листьев, коры, наклеивании их на основу. Данная техника способна не только заинтересовать детей и взрослых, но и стать увлечением на всю жизнь.

Создание картины из цветов и листьев

Итак, в путь!

Материалы и инструменты:

  • плотный картон для основы;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • карандаш;
  • клей ПВА;
  • кисти;
  • тонкие палочки для клея;
  • рамка со стеклом для оформления картины;
  • засушенные под прессом растения (обертки кукурузных початков, листья деревьев, веточки полыни и березы, лепестки роз, береста).

1) На плотном картоне выполнить карандашом набросок легкими штрихами. Наметить контуры изображения, уделив внимание линиям горизонта и переднего плана.

2) Разместить гармонично деревья, соразмерив их положение в пространстве. Так как на переднем плане не видны кроны деревьев, стоит основное внимание сосредоточить на их стволах.

3) Используя обертки кукурузных початков, изобразить небо. Для этого обильно промазать клеем внутреннюю сторону листа и приклеить к основанию, где был намечен контур. Сочетать белый и бежевый цвет, создавая плавные переходы, чтобы добиться эффекта размытых облаков. Работу необходимо положить на некоторое время под пресс, чтобы материал более тщательно приклеился.  

4) Из бересты наложить слой, изображающий поверхность воды. При подготовке бересты для работы расслоить ее на верхние и нижние слои и рассортировать по цвету. Подобрать разнообразные оттенки бересты: серого, оранжево-желтого и коричневого цвета.

5) При помощи обратной стороны листа серебристого тополя можно сделать дальний берег. Так как цвет может указывать на время суток, а на картине нужно изобразить утро, дальний план делается размытым и туманным. Здесь подойдет белая сторона листа тополя. Для придания рельефа используются ножницы.

6) Набор листов осеннего клена, тополя, лопуха поможет создать эффект плавных переходов. 

7) Для дальнего плана используются листья темного тополя, винограда, сирени, для ближнего – листья осеннего клена, лопуха, желтые лепестки роз. Хвойный лес, расположенный на дальнем берегу, изобразить с использованием веточек полыни.

8) Для детального вида природы на левом берегу наметить место расположения берез. Внешний слой бересты подойдет для очертания коры берез. Более темные кусочки бересты используются для теневой стороны стволов. Из листьев розы получится кустарник, находящийся на дальнем плане берега.

9) Из лопуха сделать листья берез, для контрастности кустарника наложить веточки светлой полыни.

10) Для работы над поверхностью воды следует учитывать, что темные краски, отражаясь в воде, выглядят светлыми, а светлые наоборот. Для создания ряби воды подходит рваная береста, для придания эффекта волнистых отражений, рваные края у растений поскоблить ножницами. Чтобы получить туманную даль, на островках расположить растения из полыни более светлых оттенков.

11) Готовую картину вставить в рамку под стекло.

Какие еще картины можно сделать таким же способом, показано ниже на фото:

Пейзажи:

Картинки:

Как показывает практика, искусство ошибана - прессованная флористика является очень интересным и увлекательным занятием. Огромные возможности для творчества открывает использование природных материалов.

Например, эта картина выполнена из бересты, лилейника, кожуры банана, калины и ваточника.

         

В данном рукоделии тесно взаимосвязаны такие понятия, как флористика, гербарий, аппликация, таким образом, можно отметить, что ошибана – это живопись цветами.

Чтобы получилась ошибана своими руками, не нужно быть художником, достаточно желания, иметь вкус и дружить с природой. С помощью этого метода получаются потрясающие пейзажи, натюрморты, портреты.

Интересно знать:

Разобравшись, что такое ошибана, интересует еще один момент – ее история возникновения. Оказывается, такая технология появилась боле шестисот лет назад в Японии. А позже распространилась в странах Европы и США. На сегодняшний день искусство флористики широко применяется как в Японии, так и у нас в стране.

Видео подборка по теме статьи

webdiana.ru

Ошибана - Разное (искусство) - ИСКУССТВУ БЫТЬ - Каталог статей

Ошибана

 (471x698, 51Kb)Ошибана – это вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и пережить то самое сатори.Суть искусства "ошибана" состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение "живописи". Другими словами, ошибана - это живопись растениями. Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться. Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины. Кроме Японии, родины искусства "ошибана", прессованная флористика развита в странах Европы и США.Ошибана для начинающихПодготовка к занятию ошибаной будет включать следующие пункты:

Для начала выберете просторное, хорошо освещенное место, где вам будет удобно расположить достаточное количество предметов.

1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к. он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почти прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения ваших столов.

2. Кисточка для приклеивания больших листиков, пластиковая, тоненькая (диаметром не более миллиметра) полочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не заменимая ни чем принадлежность, листья достаточно хрупкий материал и в руках часто ломаются, да и сами руки остаются чистыми от клея.

4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами.

5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

Кроме всего этого оборудования, Вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то, что необходимо Вам для последующих работ.

Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда - симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации.

Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности.

Наиболее простой будет составление аппликации из целых форм растений, где можно выполнить несложные миниатюры, например, морковь из листа ясеня и зелени моркови, репу из листа тополя и травы "медвежье ушко".

Из целых форм растений можно составить и сложные композиции букетов. Их готовят в определенной последовательности. Начинают с составления контура композиции - раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники; они придают аппликации легкость, воздушность.

Далее заполняют внутреннюю часть картины. Укладывают растения от краев к центру. При этом необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть каждого растения была прикрыта верхней частью следующего, т.е. образовывалась чешуя.

В работе большое значение имеет размещение центральных элементов композиции. Закреплять сразу на фоне не рекомендуется. Надо составленную композицию прикрыть листом бумаги и через некоторое время внимательно посмотреть на нее. Если композиция составлена удачно, правильно, можно приступать к закреплению растений.artlib_gallery-159860-b (699x453, 165Kb)

 (508x500, 162Kb)

 (306x500, 98Kb)

 (378x330, 96Kb)

 (700x584, 187Kb)

Заготовка природных материалов

При создании декоративных композиций пользуются засушенными растениями: цветами и их лепестками, листьями, ветками, мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д. Для успешной работы нужно иметь достаточный запас высушенных растений.

Стойкость цвета

При засушке цветов и других растений важно знать, как долго они сохраняют свой цвет. По стойкости цвета растения делятся на три группы:Стойкие — сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет: пионы, георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки, синие подснежники, маргаритки, керсопсис, анафалис, статица (кермек, лимониум), гелихризум, гипсофила, гладиолусы (особого способа засушки), дельфиниум (шпорник), кошачьи лапки, пестрые тюльпаны, все осенние листья, а также чистец, оборотная сторона листа серебристого тополя, мать-и-мачеха, терн.Средней стойкости — сохраняют цвет 10 и более лет: гайлардия, гелениумы, годеция, рудбекия, жасмин, черемуха, космея. сальвия, розы, бархатцы (тагетес), ромашки садовые.Малостойкие - сохраняют цвет до нескольких лет:виола (анютины глазки), флоксы, настурция, лютики, тигровая лилия и другие.Можно использовать цветы всех групп. Только нужно при этом строить композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не искажали цветовое решение, а даже придавали ему новые оттенки. Листья сушат преимущественно осенней расцветки. Они могут быть различной формы, с различными краями и жилкованием, а также могут быть сложными. Зелеными листьями можно пользоваться с тем учетом, что они побуреют или станут коричневыми (запарятся) и, использованные в композиции, не испортят ее.

Сбор растений

Первый этап подготовки материала прост и приятен — это сбор цветов, веток, листьев. Заготовками надо заниматься с ранней весны до поздней осени, так как одни виды интересны в бутонах, другие — в полном цвету, третьи — в плодах, четвертые имеют нарядную осеннюю окраску. Растения собирают в сухую погоду, на них не должно быть капель росы. Влажные при сушке буреют.

Постарайтесь брать цветки, листья, побеги разной окраски и формы (в том числе необычно окрашенные, ажурные). Это рас-ширит вашу палитру. Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1—2 дня), тем устойчивее их окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке распадаются, теряют лепестки, колер становится тусклым. Обязательно используйте яркие осенние листья. Перед тем как положить на сушку, их надо очистить от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. При этом лучше сохраняется форма цветов, листьев и стеблей. Можно собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность композиции. Лепестки, листья, стебли сушат отдельно. Если какие-то цветы пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а затем засушивают. Если вы не успели обработать и заложить цветы для засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.

Никогда не выбрасывайте увядшие букеты! Прежде посмотрите, что из них можно взять для будущих панно. Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами. Не упустите и время сбора пуха — от тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска».

Засушивание

Следующий этап работы — самый ответственный — обработка и сушка растений. Поначалу он покажется трудоемким и кропотливым, но с приобретением навыков становится несложным. Известно несколько способов плоскостной сушки: в бумаге, вате, гербарной сетке, книгах, под прессом, горячим утюгом. Но каким бы из них вы ни воспользовались, надо твердо усвоить общее правило — сушить как можно быстрее. Только при этом сохраняется естественная окраска, минимально разлагается красящий пигмент. В сухую погоду растения сохнут 3-4 дня, при влажной - дольше.

Если используется засушивание под прессом, то сначала нужно подготовить прокладки и закладки. Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам или вчетверо — это будет прокладка. Затем половина газеты или ее четверть складывается пополам — это будет закладка. В закладки помещают растения (не очень густо). На плотный картон или фанерную дошечку кладут прокладку, а на нее — закладку с растениями и опять закрывают прокладкой или несколькими, в зависимости от растительного материала. Можно заложить до 5—6 закладок. Все это сверху также накрывают фанеркой или плотным картоном. Подготовленные растения кладутся пол пресс. В настоящее время многие пользуются специальными прессами, состоящими из двух досок: нижней — с двумя стержнями и нарезанной на них резьбой и верхней - с отверстиями для стержней. Верхняя доска прижимается к нижней «барашками» или гайками. При случае для пресса можно использовать несколько обшитых тканью кирпичей (в зависимости от нужного груза), различные металлические плиты и т. п.

Нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений, так как для них необходим разный груз: для нежных - 8—16 кг, грубых — 20—40 кг и более. При засушивании под прессом обязательно ежедневно заменять отсыревшие прокладки (они затем просушиваются на солнце, батареях, проглаживаются утюгом). В первый день после закладки цветов для сушки прокладки дважды обязательно меняют, так как причиной побурения лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают. Закладки не меняют до конца сушки. Сами растения не рекомендуется перекладывать в сухую газету (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до конца сушки. Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно и выскоблить сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные, а также яркие осенние листья хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.

В сухую погоду растения сохнут 3—4 дня, при влажной — дольше. Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений. Гладят листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить, чтобы растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску. Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом. Делается 3—4 закладки и примерно в течение часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не следует). Как только лепестки сделаются сухими, прекращается проглаживание, остальная часть василька сохнет сама по себе. При такой сушке василек сохраняет свой цвет и живет долго. Большинство растений хорошо засушивается в вате, причем при сушке опушенных цветов ее кладут только вниз, а сверху не покрывают.

У таких пышных цветов, как астра, георгин, пион, роза, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или 3—4) помещают в закладку под пресс. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5—10 кг. Пионы разрезают (разрывают) на 4—8 частей, прокладывают ватой и засушивают. В дальнейшем из таких частей легко и быстро можно монтировать целые цветы.При засушивании осенних георгин нужно брать самые распустившиеся экземпляры. Середина цветка удаляется и заполняется ватой, лепестки приподнимаются рядами, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.

Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Если же сушить цветок тюльпана целиком, то ему нужно дать подвянуть.

Розы также сушатся отдельными лепестками или целиком — хорошо подвянувшими.

У воронкообразных цветов воронку заполняют ватой, изолируя ею все отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2—3 кг, при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.

Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные им цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с несколькими прокладками под грузом не менее 15 кг. Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка и часто меняют газеты, которые выполняют роль прокладок. Мелкие цветочки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15—20 кг.

Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму — изгибают, заворачивают край, накрывают слоем сухих газет и сверху помещают груз. Большинство осенних листьев, например, дикого винограда, яблони, явора, боярышника, чабреца, бадана, хорошо сохраняют яркую, красивую окраску. Листья каприфоли применяют для имитации неба, дальних гор, синеющей полоски леса на горизонте.

Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.Стебли растений лучше засушивать мягкие и полые, например одуванчика. Гибкие, длинные, они легко принимают требуемое положение. Сушат их под грузом 10—15 кг. Газеты меняют два-три раза.

После засушки растения становятся достаточно прочными и из них можно вырезать элементы различной конфигурации. Раньше также засушивали растения в гербарной сетке. В настоящее время ее используют редко.

Хранение

Засушенный материал хранят в закладках, вату снимают с цветка перед использованием. Чтобы легче ориентироваться в накопленном материале, закладки помещают в картонные папки, нумеруют их и составляют опись. Затем в блокноте или тетради делают перечень папок с указанием растений. Папки укладывают горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелись ли в папке моль или другие насекомые.

 (640x539, 115Kb)

IMG_9973minamikiyoko (699x579, 179Kb)

 (565x699, 135Kb)

 (578x698, 183Kb)

 (578x699, 200Kb)

 (266x480, 33Kb)

 (504x634, 109Kb)

www.crown6.org

Ошибана - живопись цветами

Содержание [скрыть]

Работы, выполненные в этой технике, выглядят просто потрясающе: они нежные, романтичные, вне моды и вне возраста, в том смысле, что колечки, кулоны и браслеты в этой технике подойдут как молоденькой девушке, так и взрослой деловой женщине. Речь идет о технике ошибана, мастер-класс которой мы сегодня и рассмотрим. Причем с помощью этой техники создают не только нежные украшения, но и чудесные картины.

История техники

Искусство создания картин и разных украшений из прессованных листьев, лепестков и других деталей растений пришло к нам из Японии, и занимались этой техникой исключительно мужчины. Ошибана созвучна с икебаной, но техники совершенно разные, хотя и относятся обе к флористике.

Суть ошибаны заключается в том, что перед использованием природных материалов их высушивают под прессом, чтобы они были плоскими, а затем наносят с помощью клея на любую поверхность, в зависимости о того украшения ли создаются или картины.

Кроме засушенных частей растений, вам не обойтись:

  • без клея ПВА;
  • удобных тоненьких кисточек;
  • пинцета;
  • заготовок для украшений;
  • картона или бумаги для картин;
  • специальной смолы, также для украшений.

Картина 

Попробуем разобрать небольшой мастер-класс для начинающих по созданию картины. На плотный картон или бумагу А4 нанесите простым карандашом контуры картины, темы могут быть самыми разнообразными, начните с простенького пейзажа или обычной цветочной композиции — цветы в вазе.

Приклеивать детали на бумагу нужно аккуратно, используя кисточку и небольшое количество клея. Если клей оказался в избытке, используйте салфетку для того, чтобы промокнуть детали. Делайте все аккуратно, ведь детали настолько хрупкие, что их очень легко повредить.

Когда основные цветочные элементы будут приклеены, с помощью гуаши можно прорисовать недостающие детали картины. Смотрите на фото:

Теперь лишь осталось оформить вашу нежную картину в рамку, и можете смело вешать ее в комнате или на кухне.

Техника ошибана достаточно простая, а получаются роскошные работы. Особенно красиво смотрятся сухие цветочки и лепесточки в украшениях.

Украшение

Своими руками можно создать не только шикарные картины, но и украшения с помощью этой цветочной техники. Для этого вам понадобятся:

  • высушенные части растений. Можно выбрать растения осени или лета, они всегда смотрятся ярко;
  • эпоксидная смола;
  • фурнитура, например, для медальона.

На листе белой бумаги разместите выбранную часть растения, и обведите карандашом, чтобы были видны контуры будущего изделия. Теперь необходимо подготовить смолу, как сказано в ее инструкции.

Пока смола настаивается, нужно подготовить место, на котором будет заливаться украшение — это должна быть чистая и ровная поверхность.

Теперь на поверхность нужно положить ваш трафарет, а сверху покрыть файлом. Затем по трафарету аккуратно заливаем смолу и распределяем ее зубочисткой. После этого заготовки из смолы нужно накрыть крышкой и дать высохнуть. Отметим, что трафарет не понадобится, если вы используете заготовку под медальон. Тогда смола будет заливаться на медальон, в который нужно предварительно положить сухоцвет. 

Далее, нужно проделать такую же процедуру, только уже с использованием сухоцветов. Оставить на сутки сохнуть. После этого нужно соединить часть без сухоцвета и часть с сухоцветом и снова залить смолой, чтобы придать изделию объем. У вас должен получиться вот такой нежный и красивый кулон.

Для создания такого кулона, часто используют специальные силиконовые формочки, а также рамки.

Чтобы лучше усвоить технику ошибана — живопись цветами, предлагаем посмотреть создание картины пошагово:

zhenomaniya.ru

Картина Ошибана своими руками

Ошибана. Мастер-класс

 

Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибана основано на использовании  материала —  цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.

Ошибана для начинающих видео. Часть 1

Ошибана для начинающих видео. Часть 2

Предполагают, что ошибана возникла в Японии более шести веков тому назад. Данным искусством владели исключительно самураи. Они считали, что создание картин из сушёных растений помогает обрести уверенность, достичь душевного равновесия и научиться постигать гармонию во всем.

В наши дни ошибана — живопись посредством растений, прессованных сухоцветов или как ее еще называют, прессованная флористика, доступна любому человеку и при этом совсем не обязательно обладать специальными художественными навыками.

Для выполнения аппликации из засушенных растений  вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

— ножницы (большие и маникюрные)

— пинцет

— карандаш ;

— материал для основы (плотный картон)

— материал для оформления картины (рамка со стеклом)

— клей ПВА

— кисти или тонкие палочки для клея

— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).

К засушенным листьям добавляются семена, корешки, кора дерева, пух растений, лепестки цветов, хвоя и любой другой растительный материал. Очень часто в картины в технике ошибана добавляют тополиный пух, так как считается, что тополь очищает воздух, и картины сделанные с ним несут позитивный заряд.

Как материал для такой картины интересны семена различных растений. К примеру, коробочки физалиса несут яркий красный и оранжевый цвет. Внутренние пластинки семенных коробочек лунарии – шелковисты и прозрачны, имеют матовый оттенок. Главное условие на первой стадии подготовки материала для картины — сохранить фактуру, цвет и форму засушенных растений.

Собирают растения с ранней весны и до осени, но исключительно в сухую погоду, не забывая о том, что молодые цветки более устойчивы к окраске. Растения подсушивают на бумаге и помещают под пресс. Основное правило сушки говорит о том, что сушить нужно как можно быстрее, так как при быстром высыхании меньше теряется цвет. Хранить подготовленные растения необходимо без доступа воздуха.

 

 

 

interior-v-dom.ru

Картины из растений – ошибана

«Много цветов – но лишь искусство может вплести их в венок»  Гете

 

          Еще в 16 столетии английский миниатюрист и ювелир Николас Хиллиард как-то заметил: «Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дарит это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать черных мыслей и случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и наполняет время, они бы никогда не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения». Хотя между этими откровениями талантливого англичанина и сегодняшним днем 5 столетий, с ним соглашаются увлеченные люди, независимо от жанра их деятельности.

          И все же, эти строки, как по мне, наилучшим образом подходят именно для такого удивительного искусства, как прессованная флористика, или, говоря по-японски, – «ошибана» («оши» – засушенный, «бана» – цветок.). Cуть ее состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом растения, при наклеивании их на основу, автор создает плоское изображение, подобное живописи. Материал, с которым работают художники ошибаны действительно требует особого (ювелирного!) мастерства – аккуратности, утонченности, вкуса. Хороший флорист не просто с уважением относится к растениям, он берет их в компаньоны, умеет с ними «договариваться», видя прекрасное в простом и чудо в обычном. Тут привлекает именно нетрадиционность материала, возможность проявить фантазию. К тому же, в отличие от любого другого вида искусства, флористика не требует больших материальных затрат: золотая соломка, засушенный цветок, травинка, листок, тополиный пух, кора деревьев, мох, высушенная шкурка банана, бронзовая шелуха лука, перламутр шелухи чеснока, листья початков кукурузы, кружевные «скелетики» осенних листьев – все это для флориста «краски» и «кисточка». Слава Богу, не надо иметь много денег, чтобы пойти в лес или парк. Природа – самая богатая мастерская для творчества – она сама откроет вам свои тайны, создаст условия для творческого поиска и самовыражения.

Ошибаной Татьяна Бердник увлеклась, обучаясь у известного мастера декоративно-прикладного искусства Нины Минченко. Татьяна работает в технике флористической живописи (классический пейзаж, цветочная композиция, букет), флорографики, японской миниатюры (иллюстрация танки и хокку), флоража (работы под ламинатом), романтической флористики. Вот некоторые из ее работ:

 

 

 

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

sdelaisam.mirtesen.ru

Ошибана — живопись цветами

 

Ошибана является особым видом изобразительного искусства, рожденного флористикой. Другими словами, это живопись растениями, где художник, собирая и засушивая цветы, травы, листья, кору и другие природные элементы, создает при помощи растений необычайные произведения искусства. Художественное творчество флористов Ошибана основано, прежде всего, на сохранении формы, цвета и фактуры засушенного растительного материала.

 

 

С помощью сухих цветов и различных растений можно составлять икебаны на плоскости, рисовать пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные картины и создавать цветочные композиции, используя натуральные компоненты, подаренные природой

 

Как и более распространенная и известная в России Икебана, искусство Ошибана пришло к нам с Востока, из Японии, где мастерство создания миниатюр из сухоцветов начало развиваться еще более шестисот лет назад.

 

Картинка 267 из 432

 

В далекие времена этим видом искусства владели только самураи, ведь Ошибана требует такой же концентрации, как и искусство владения мечом. Мастер создавал картину из прессованных цветов непременно в состоянии тотального присутствия — «сатори».

Позже составленное изображение могло служить ключом, неким проводником для тех, кто был готов безмолвно пережить те самые ощущения автора. Поэтому можно сказать, что для самураев, постигавших путь воина, Ошибана являлась неотъемлемой частью жизни, такой же, как написание иероглифов.

 

 

 

 Неудивительно, что хрупкость сухоцветов требовала разработки определенных методик для сохранения необычного природного материала. Для того чтобы произведения этого оригинального восточного искусства не выгорали на солнце и не темнели, японские мастера стали «откачивать» воздух между стеклом и картиной, создавая вакуум, который не дает растениям портиться.

 

Интересно отметить, что в нашей повседневной жизни также можно найти элементы древнего восточного искусства Ошибана. Очевидно, каждый из нас помнит, как собирал и засушивал листья и цветы для составления гербария при выполнении традиционного задания к школьному уроку биологии.

 

 

Несмотря на то, что на сегодняшний день абсолютно любые виды привычных и экзотических цветов доступны круглый год, европейская традиция украшать домашние интерьеры букетами и композициями из сухих растений успешно прижилась в России и продолжает развиваться.

 

А любая девушка, наверняка, хотя бы однажды сохраняла между журнальными страницами лепестки подаренной кавалером розы в память о приятном свидании.

 

 

Ведь сколько ярких воспоминаний рождают в душе цветы, случайно найденные в книге! Море приятных эмоций может принести и приложенная к подарку оригинальная открытка, выполненная из сухих цветов.

Картинка 15 из 432

 

 

Составление композиций Ошибана требует от человека достаточно глубокого погружения в определенное состояние, так как образ, который рождается в процессе творчества, несет в своей основе всю гамму ощущений автора, его создающего. Именно эти эмоции потом передаются другому человеку, созерцающему сотворенное изображение, и позволяют ему почувствовать и «услышать» рисунок.

 

Картинка 17 из 432

 

Сухие цветы для миниатюры в технике Ошибана можно подобрать и купить в специальных магазинах сухоцветов. Но стоит ли говорить, что для настоящего мастера гораздо приятнее составлять картины из трав и цветов, заготовленных самостоятельно. Для подготовки природного материала собирают только полностью распустившиеся цветы, набравшие цвет и форму. Важно помнить, что растения обязательно должны быть сухими.

 

 

Если же цветы всё же собраны в дождливую погоду или ранним утром, когда еще не обсохла роса, их непременно необходимо разложить на плоской поверхности и просушить в течение нескольких часов. Под пресс цветы выкладываются на газетный лист с хорошей пористостью бумажного листа, чтобы естественная влага хорошо уходила в процессе высушивания.

 

 

То есть глянцевые страницы книги вряд ли подойдут для этих целей. Быстрее других растений — всего 2-3 дня — сохнут полевые цветы и розы. При этом их цвет может сохраняться при правильных условиях в течение десятилетий.

Картинка 18 из 432

 

Немаловажно правильным образом хранить цветочные заготовки. Для этого мастерами используются коробки для CD-дисков или другие емкости, в которых сухие цветы не поломаются и не потеряют форму. Каждый автор находит свой способ оптимального хранения природного материала. Например, для этих целей прекрасно подойдет специальный модуль для швейной фурнитуры с небольшими выдвижными ящичками. Главное — хранить цветочные заготовки без доступа воздуха и прямых солнечных лучей.

 

Картинка 29 из 432

Кроме сухоцветов мастер искусства Ошибана использует плотную бумагу, канцелярский нож и макетный коврик. На бумаге выкладываются лепестки цветков и различные травинки. С помощью специального лекала делается нарезка из бересты и составляется композиция, затем вырезается задуманное изображение. Когда рисунок составлен, его закрепляют с помощью специальной пленки.

Картинка 31 из 432

 

 

Для создания художественной миниатюры по технике Ошибана можно использовать не только сухие растения, но и бисер, стразы, перья и любые другие подходящие материалы, не ограничивая полет фантазии автора.

Картинка 41 из 432

 

Вдохновение для создания шедевров в стиле Ошибана можно черпать в других видах искусства, например, в поэзии. Читая произведения любимого автора, мастер может войти в состояние некого особого переживания, вследствие чего рождается необычайная композиция из сухих цветов.

 

Картинка 45 из 432

 

Кроме Японии, прессованная флористика развита во многих странах Европы и США. В России искусство Ошибана стало популярно и доступно не так давно, но интерес к данному виду творчества активно растет.

Картинка 80 из 432

 

 

 Ведь Ошибана — это безграничный способ выражения эмоций и чувств, возможность проявить художественный вкус, фантазию и знание свойств растений.

Картинка 52 из 432

 

 

С помощью сухих цветов можно составлять икебаны на плоскости, рисовать пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные картины и создавать необычные цветочные композиции. При этом необязательно быть художником и иметь специальное образование, ведь творить в союзе с природой может каждый человек.

 

 

Ролик с рассказом об ошибане

subscribe.ru

искусство самураев, чем оно интересно

Ошибана – живопись растениями, прессованная флористика – очень увлекательное и полезное занятие. Несколько веков тому назад этим искусством владели только самураи. Составление картин из засушенных растительных материалов помогает достичь душевного равновесия, обрести уверенность в себе, научиться постигать гармонию и мудрость Природы.

Занятие живописью растениями доступно любому из нас, при этом необязательно обладать развитыми художественными способностями. Почти каждый, будучи ребёнком, собирал разноцветные осенние листья, засушивал их и составлял простейшие аппликации.К засушенным листьям добавляются семена, корешки, кора дерева, пух растений, лепестки цветов, хвоя и любой другой растительный материал. При создании композиций нужно помнить о стойкости цвета, так как со временем он меняется, а вместе с цветом меняются и цветовые сочетания в картинах, выполненных в технике ошибана.Растения делятся на группы по стойкости цвета.

 

К ним относятся: анафалис, астра,  васильки, все сорта георгинов, дельфиниум,  гелихризум, гипсофила, гладиолусы (сушившиеся под прессом), керсопсис,  кошачьи лапки, кермек, лимониум, лист серебристого тополя (оборотная сторона), мальва, маргаритки,  мать-и-мачеха, осенние листья (абсолютно все), пестрые тюльпаны, пионы, синие подснежники,  статица,  терн,   шпорник,  чистец.

2. Среднестойкие сохраняют цвет от десяти лет.  Это бархатцы или как их еще называют, тагетис, гайлардия, годеция, гелениумы, жасмин, космея, рудбекия, розы, ромашка садовая, сальвия, черемуха.

3. Малостойкие сохраняют цвет до пяти лет. Это — анютины глазки (виола), лютики, лилия тигровая, настурции, флоксы и так далее.

В одной композиции из сухоцветов возможно использование растений всех групп, но при этом необходимо учитывать изменение цвета со временем.

Для ошибаны потребуется:

  • кисточки,
  • клей ПВА,
  • картон,
  • ножницы.
  • Простые аппликации выполняются без эскиза. Например, лист подорожника будет изображать елочку, ну а цветки текомы или петунии – пышные юбки танцовщиц.

    Но во многих натюрмортах с цветами, ошибана пейзажах или картин, выполненных в технике ошибана, цветы изображают сами себя. В этих работах с ними ничего придумывать не приходится. 

    Для картины со сложным сюжетом сначала рисуют эскиз. А уже потом его «раскрашивают» растительными заготовками.

    Сразу наклеивать растительный материал не рекомендуется. Сначала прикрывают «собранную» картину листом бумаги, чтоб через некоторое время взглянуть на неё «новым взглядом».

    И если все в картине устраивает и не нужна доработка, то растения закрепляют клеем.

    Готовое произведение желательно хранить под стеклом и беречь от прямых солнечных лучей.

  • Источник

sam.mirtesen.ru