Описание картины «Дети-сироты на кладбище», Перов, 1864. Картина осиротели


Художник Касаткин Н.А. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Николай Алексеевич Касаткин родился 13 декабря 1859 года в Москве. Его отцом был известный гравер А.А. Касаткин. В 1873 году Касаткин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И.М. Прянишников и В.Г. Перов. Картина «Нищие на церковной паперти» принесла начинающему художнику большую серебряную медаль. В 1883 году Касаткин окончил училище.

Уже в начале творческого пути художник отдавал предпочтение демократическому искусству. С 1891 года он становится активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок.

И.Д. Сытин приглашает его на работу в издательство. Здесь художник проработает более тридцати лет.

В становлении художника огромную роль играли другие члены Товарищества, а также Л.Н. Толстой. С писателем Касаткин состоял в дружеских отношениях, их объединяла общность мировоззрения.  Не случайно в своих работах художник обращается именно к изображению жизни простых рабочих. Эта тема стала центральной в творчестве Касаткина. Он создает полотна «Семья рабочего», «В коридоре окружного суда», «Арестантки на свидании». Главные герои этих картин – люди из народа.

Жанровые картины («Соперницы», «Осиротели», «Шутка») очень реалистично и ярко изображают детали народного быта. Поездка на Донбасс произвела на художника неизгладимое впечатление, результатом этого посещения стал цикл картин, посвященных труду шахтеров: «Сбор угля бедными на выработанной шахте», «Шахтерка». Самой значимой работой этого периода стала картина «Углекопы – смена».

С 1894 года Касаткин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогической деятельностью художник будет заниматься до 1917 года. Его учениками стали В.В. Мешков, Б.В. Иогансон.

Касаткин, всегда отличающийся вниманием к проблемам народа, не мог остаться в стороне от событий 1905 года. Он откликнулся, создав полотна «Атака завода работницами», «Рабочий боевик», «9 января».

После революции 1917 года Касаткин активно работал над созданием новых образов. Ему удалось связать традиции русского реализма 19 века с искусством советского времени. Появляется целая галерея революционеров-пролетариев, рабочих. Художественную работу Касаткин совмещает с активной общественной деятельностью. Он становится членом Ассоциации художников революционной России, участвует в организации музеев.

Смерть настигла художника в тот момент, когда он давал пояснения к картине «Карийская трагедия» в Музее революции. Касаткин умер 17 декабря 1930 года.

 

Лучшие картины Касаткина Н.А.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Художник Николай Касаткин / Блоги / eNews

Неделя за неделей, четверг за четвергом незаметно тАят, исчезая вдали уходящего времени, словно вода в песок. Заметными вехами являются лишь те, что глубоко врезаются в память и остаются в ней навсегда. Такими вехами для меня являются блоги о великих русских художниках (и не только русских - ближайшее время позволит убедиться в этом), навсегда вошедших в историю. И никакие сиюминутные политические дрязги, суета сует и банальная бытовуха не затмят, не занесут пылью времён эти вехи, словно маяки расставленные на пути человека, небезразличного к прекрасному ...

Николай Касаткин работал в области жанровой живописи. Приверженец традиций демократического искусства. Его картины носят социальный характер. Персонажи картин – люди из народа. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник Товарищества Передвижников и Ассоциации художников революционной России. Народный художник РСФСР.

Биография и творческая деятельность

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве в 1859 году. Его отцом был известный гравер А.А. Касаткин, мать была крепостной крестьянкой. В 1873 году он поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из преподавателей в училище у Касаткина был известный русский художник В.Г. Перов http://enews.md/blogs/view/7119/. Закончил обучение Николай в 1882 году.

В 1883 году за картину "Нищие на церковной площади" он был удостоен большой серебряной медали. В 1891 году художник становится постоянным участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок, а в  1900 году за картину "В коридоре окружного суда" получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.

В становлении художника огромную роль играли другие члены Товарищества, а также Л.Н. Толстой. С писателем Касаткин состоял в дружеских отношениях, их объединяла общность мировоззрения.  Не случайно в своих работах художник обращается именно к изображению жизни простых рабочих. Эта тема стала центральной в творчестве Касаткина. Он создает полотна "Семья рабочего", " Вкоридоре окружного суда", "Арестантки на свидани". Главные герои этих картин – люди из народа.

Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики.

С самого начала самостоятельного творческого пути художник был привержен традициям демократического искусства. В 1891 году Касаткина принимают в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, после чего художник становится одним из его активных деятелей. С 1890 по 1922 годы художник принимает участие в выставках товарищества.

Персонажи произведений Касаткина — люди из народа. В своих жанровых картинах художник ярко и непосредственно изображал народный быт: «Соперницы» (1890), «Осиротели» (1891), «Шутка» (1892), «Клевета» (1893), «Трамвай пришел» (1894). В 1890-е годы тема борьбы русского рабочего класса против нечеловеческой эксплуатации стала ведущей в творчестве художника. С 1892 году Касаткин совершил несколько поездок на Донбасс. Результатом стало создание цикла картин, посвященных шахтерам, среди которых «Буревестник», или «Тяжело» (1892), «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894), «Шахтерка» (1894), «Шахтер-угольщик» (1896). Одно из лучших произведений Касаткина этого периода «Углекопы — смена» (1895). Произведения художника конца 1890-х годов носят социальный характер. Наиболее известные картины этого периода - «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898.

События революции 1905-1907 годов оказали влияние на творчество Касаткина. Художник откликнулся на эти события картинами «Атака завода работницами» (1906) «Рабочий боевик» (1905), а также «9 января», «После обыска», «Последний путь шпиона». В период между двумя революциями (1907—17) Касаткин занимался педагогической деятельностью в Московском училище живописи ваяния и зодчества (до 1918 года) и в художественной школе при издательстве Сытина, организованной самим художником.

После Октябрьской революции творчество Касаткина стало одним из звеньев, связавших русский реализм XIX века с новым советским искусством. Художник первым открыл историю индустриальной темы, исполнив серию зарисовок этюдов на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1919 году. Стал членом только что созданной Ассоциации художников революционной России (АХРР).

Касаткин активно занимался общественной деятельностью, что выразилось в работе по организации нескольких музеев. В середине 1920-х годов художник много работал в портретном жанре, особое внимание уделяя портретам молодежи, в которой живописец видел строителей нового советского общества. В 1923 г. Николаю Алексеевичу Касаткину было присвоено звание народного художника РСФСР.

Любопытным и познавательным с точки зрения истории, мне показалось описание картины "Крепостная актриса кормит грудью барского щенка", сделанное большим любителем русской живописи Олегом Гомозовым.

"...Среди сокровищ русской живописи "Шахтерка" Николая Касаткина, представляющая собой написанный с натуры этюд, занимает весьма почетное место. А вот другая его работа "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка" настолько малоизвестна, что упоминание о ней найдешь далеко не в каждой биографической справке художника. В 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией народного художника РСФСР Николая Касаткина "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". При этом из соображений нравственности обнаженную грудь молодой женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок. http://s019.radikal.ru/i622/1504/95/259fd5ea5d5b.jpg

Название картины помимо русского было указано еще на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества. Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах? На открытках с репродукцией, вышедших в  шестидесятых годах, все так и воспроизведено. Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнаженная женская грудь была целомудренно прикрыта сарафаном, в который и жмется носом щенок.Отечественная история полна сцен издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича Семеновского "Крестьяне в царствование Екатерины II", изданном в 1903 году, приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал "жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью". Подобный сюжет мы находим и в очерке Владимира Короленко "В облачный день". Там помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных, которая потом от него сбежала с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных и полюбил собак. Построил для своих любимых десяти сук псарню вроде господского дома, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, как его молодая жена вместо младенца вскармливает щенков, "примял" их, а барину заявил: "Ребенок, хоть и мужицкое дитя, все у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите..." И тогда взбешенный помещик толкнул его в кипящий котел с собачьей похлебкой..." 

В 1929 году в Москве прошла первая и единственная прижизненная персональная выставках работ мастера. Через год в музее Революции при объяснении одной из своих картин Касаткин нагнулся и упал, чтобы больше не подняться... Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее,  Государственном Русском музее и других музеях страны, но самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции. Источник: "With the world on a string - to the curious man shirt". Leils

enews.md

Касаткин Н.А. «Кто?». Описание картины.. Художники-передвижники

 1897 г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Касаткина Н.А. «Кто?»

На своей картине «Кто!» Касаткин Н.А. изображает бедную крестьянскую семью. Между персонажами картины происходит бытовая ссора. Муж сомневается в верности своей жены. В центре небольшой обветшалой комнатёнки стоит пустой деревянный стол.

Оперев сверху две руки, над ним стоит мужчина в длинном сером плаще. Его пристальный взгляд, обращённый на жену, говорит о том, что он очень напряжён и зол. Позади мужчины лежит упавший стул с его фуражкой. Возможно, когда он в порыве гнева резко встал, стул опрокинулся. За столом сидит его жена на стуле. Её голову покрывает белая простая косынка, под которую аккуратно завёрнуты тёмные волосы. На ней надето светлое платье без каких-либо украшений. Вся её склонённая поза и слегка опущенная голова показывает, что она чувствует вину перед мужем. Глаза женщина тоже опустила в пол, и не смеет взглянуть на мужа.

Прижавшись к ногам матери, и положив голову ей на колени, словно ища защиты, стоит её маленький сын. На нём голубенькая, подпоясанная толстой нитью сорочка. Мальчик имеет кудрявые светлые волосы. Мать рукой слегка поддерживает сына. Рядом на полу возле малыша лежит опрокинутая маленькая коричневая скамеечка. Тут же, возле нее мы видим и детскую разноцветную книжку. Видимо, когда родители стали ссориться, мальчик, разглядывавший картинки в книжке, испугался, и резко встав со свой скамеечки, случайно перевернул её, обронив книжку.

Повсюду в комнатке чувствуется нищета. Вокруг разбросан мусор и тряпки. Только лишь один самовар, словно насмехаясь, гордо отсвечивает позолотой.

Лучшие картины Касаткина Н.А.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Живопись. Картина. Осиротели. 1891 г. Художник Касаткин. Открытка 1959 год. (155)

Параметры:

Тематика : Живопись

СОСТОЯНИЕ НА ФОТО.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАПРОСУ.

Обратная сторона открытки чистая в хорошем состоянии. На некоторых открытках в результате сканирования меняется цвет. Для примера прилагаю фото. При необходимости уточняйте состояние. 

Тип сделки:

Предоплата

Способы оплаты:

Банковский перевод

Доставка:

Почта России

newauction.ru

Осиротевшие - Мясоедов Григорий Григорий

художник

Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма.Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.

Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма. Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.

 

 

 

 

произведение

Картина «Осиротевшие» написана Григорием Мясоедовым в тот период, когда его творческая активность пошла на спад, и он проживал в имении Павленки под Полтавой. Большой усадебный парк в его украинском имении, возможно, и послужил «фоном» для этой сюжетной картины. Известно, что нижнетагильская картина, написанная в 1903 году, стала авторским вариантом произведения «Осиротели» 1899 года, хранящейся в Харьковском художественном музее. Не установлено, кто изображен на картине, но первый вариант работы был написан именно в тот год, когда умерла от туберкулеза Ксения Иванова - молодая художница, вторая жена Мясоедова, мать его единственного сына. Может быть, смерть этой женщины навеяла воспоминания, и её портретный образ лег в картину.

 

детали

В обеих вариантах картины художник выделяет женскую фигуру своеобразным «ореолом» света вокруг головы.Почти с натуралистической точностью художник воспроизводит на первом плане сине-сиреневые колокольчики и различные травы - в этом не только любовь автора к «мелочам», но и страстное увлечение цветами, которые он выращивал в своем имении и даже написал брошюру по цветоводству. После создания харьковской картины, где образ женщины экзальтирован, прошло четыре года, и в тагильском варианте художник пишет совсем иной образ, придавая ему задумчиво-меланхолическое настроение. Дополняя одежду героини аксессуарами – маленький черный ридикюль, золотая цепочка с часами, Мясоедов украшает изображение. В тагильском варианте картины почти исчез трагизм повествования, сюжет приобрел характер «красивости», столь свойственный салонной живописи.

Лидия Хайдукова, искусствовед

 

в других музеях

www.histories.artmnt.ru

Описание картины «Дети-сироты на кладбище», Перов, 1864

Фрагмент картины «Дети-сироты на кладбище», Русский музей. Художник Василий Григорьевич Перов, 1864.

Описание картины: Дети-сироты на кладбище — Василий Григорьевич Перов. 1864. Холст, масло. 48×34

Пронзительная, по-настоящему трагичная работа. В дальнейшем Перов разовьет ее в своем творчестве, создав несколько работ составляющих сокровище русской живописи.

Перед зрителем двое детей у могилы, занесенной снегом. Потеряв самых близких людей, все в их облике говорит о трагедии, отчаянии и безысходности. Судя по всему, автор изобразил воспитанников приюта, лишенных родительской ласки, любви и теплоты. Работа была написана во время европейской творческой поездки, предположительно во Франции.

Скупая и бедная цветовая гамма работы способствует более полному раскрытию темы и идеи картины. Восхитительно удались глаза скорбящих детей. Они пусты, глубоки и печально-спокойны. Каждая деталь — голые ноги, бледные лица, чистая, но убогая одежда — просто кричат о детском горе.

Выразителен и окружающий пейзаж. Тяжело снежное небо, серо-голубой снег, покосившиеся кладбищенские кресты — все написано тяжело и скорбно. В работе можно увидеть детали, наполненные символическим смыслом. Цветущая ветка дерева на могильном камне выглядит странно зимой. Это можно трактовать как символ продолжающейся жизни, побеждающей смерть. Возможно, это единственное украшение могилы, которое оказалось доступным маленьким горемыкам. Герои работы образуют своеобразную скульптурную группу на могиле. Мастерство художника, его цепкий взгляд и эмоциональные переживания, заставляют сердце зрителя сжиматься от сочувствия и жалости.

Другие картины Василия Григорьевича Перова

«Проводы покойника», 1865.

«Трапеза», 1865—1876.

«Последний кабак у заставы», 1868.

«Утопленница», 1867.

«Сцена у железной дороги», 1868.

«Ботаник», 1874.

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862.

«Спящие дети», 1870.

«Голубятник», 1874.

«Охотники на привале», 1871.

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861.

«Отпетый», 1874.

«Птицелов», 1870.

«Рыбная ловля», 1878.

«Сцена на могиле», 1859.

«Странник», 1870.

«Тройка», 1866.

«Савояр», 1864.

«Плач Ярославны», 1881.

отсюда

Другие интересные статьи

Настоящие имена героев диснеевских мультфильмов до того, как...

Крокодильи слезы: почему крокодил плачет и что это означает...

Самые популярные достопримечательности в ОАЭ...

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

intofact.ru

Осиротевшие - Мясоедов Григорий Григорий

художник

Григорий Григорьевич Мясоедов принадлежал к древнему дворянскому роду. Именно с него И.Репин писал образ царя для картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», а Мясоедов смеялся, что помимо схожести, никто более не может сделать такое зверское лицо. Мясоедов с детства много читал и рано проявил интерес к рисованию. Не завершив обучения в Орловской гимназии, он поступил в Петербургскую Академию художеств, где успешно учится и неоднократно получал академические награды – малые, большие серебряные и золотые медали. В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. По окончании Академии в 1863 году он едет в Европу, где наблюдает за деятельностью художников по организации передвижных выставок. У Г.Мясоедова зародилась идея о создании подобных выставок в России. Возвратившись в Россию Мясоедов добивается объединения Артели художников Санкт-Петербурга с московскими художниками - так в 1871 появилось объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1870-1880-х годах Г. Мясоедов писал сюжетные и исторические картины, в которых он стремился рассказать о насущных проблемах народа, в первую очередь – крестьянства. Позднее в искусство пришел новый художественный язык, который Мясоедов не принимал, оставаясь на позициях консерватизма.Испытывая разочарование и одиночество, но все же оставался бессменным членом Товариществом в течение сорока лет.

произведение

Картина «Осиротевшие» написана Григорием Мясоедовым в тот период, когда его творческая активность пошла на спад, и он проживал в имении Павленки под Полтавой. Большой усадебный парк в его украинском имении, возможно, и послужил «фоном» для этой сюжетной картины. Известно, что нижнетагильская картина, написанная в 1903 году, стала авторским вариантом произведения «Осиротели» 1899 года, хранящейся в Харьковском художественном музее. Не установлено, кто изображен на картине, но первый вариант работы был написан именно в тот год, когда умерла от туберкулеза Ксения Иванова - молодая художница, вторая жена Мясоедова, мать его единственного сына. Может быть, смерть этой женщины навеяла воспоминания, и её портретный образ лег в картину. 

детали

В обеих вариантах картины художник выделяет женскую фигуру своеобразным «ореолом» света вокруг головы.Почти с натуралистической точностью художник воспроизводит на первом плане сине-сиреневые колокольчики и различные травы - в этом не только любовь автора к «мелочам», но и страстное увлечение цветами, которые он выращивал в своем имении и даже написал брошюру по цветоводству. После создания харьковской картины, где образ женщины экзальтирован, прошло четыре года, и в тагильском варианте художник пишет совсем иной образ, придавая ему задумчиво-меланхолическое настроение. Дополняя одежду героини аксессуарами – маленький черный ридикюль, золотая цепочка с часами, Мясоедов украшает изображение. В тагильском варианте картины почти исчез трагизм повествования, сюжет приобрел характер «красивости», столь свойственный салонной живописи.

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях

www.histories.artmnt.ru