Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфаламею". Картина отрок


Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 7, 8, 9 класс описание

Видение отроку Варфоломею

Глядя на полотно М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», зритель невольно оказывается на просторах красивой русской природы. Бескрайняя даль полей, плавно перетекающая в тусклый небосвод, окаймлена с двух сторон густой полосой леса. На фоне явно видна старенькая церквушка, нежно-голубые главки которой устремлены в небо. Присмотревшись, можно увидеть и почерневшие от времени ветхие избушки, которые лишь дополняют тихий пейзаж.

Цветовая гамма ясно говорит о том, что на картине изображена ранняя осень, когда деревья надевают желтый наряд и только несколько верхушек елей выделяются на фоне однородного массива своей темной зеленью. Созревшие колосья на распаханном вдали поле как будто припадают к земле под порывом пока еще не холодного ветра. Трава под ногами явно пожухла и потеряла свой яркий цвет, став более желтой, с оттенками коричневого. Довольно широкая полоса дороги, ведущей в деревню, имеет голубые вкрапления – скорее всего, лужи, оставленные дождями. Небо явно затянуто тучами и потеряло свою прежнюю синеву: лишь одна голубая лента на фоне светлого серо-желтого полотна пересекает небесный свод своей ясностью.

На переднем плане, на возвышении холма, стоят две фигуры, которые и являются центральными объектами картины. Один из них – светловолосый юноша – стоит перед благообразным старцем, молитвенно сложив руки и смотря на него светлыми голубыми глазами, в которых застыла немая просьба научить его понимать грамоту. Варфоломей одет в простую светлую крестьянскую рубаху, подпоясанную красной веревочкой, просторные темные штаны и сафьяновые сапоги. Его образ как будто наполнен внутренним светом, чистотой детской души и искренностью в каждом жесте.

Напротив мальчика стоит чуть склоненный седобородый монах. Он облачен в черное длинное одеяние, а его лицо скрыто капюшоном. Инок открывает жилистыми руками небольшой ларчик, видимо, желая, что-то отдать отроку. От старца веет какой-то таинственной святостью, мудростью: не зря он стоит на фоне дуба, который символизирует силу и твердость духа.

В целом, картина очень гармонична, каждая деталь дополняет ее целостность. Смотря на нее, возникает чувство сопричастности той сцене, что изображена.

Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.

На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину.  По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.

На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец. Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами. Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.

Напротив мальчика стоит, слегка согнувшись, старец. Он чувствует великое предназначение отрока. Его лицо скрыто капюшоном, цвет и форма которого напоминает виднеющиеся вдали церковные купола. Сам старик облачен в длинное одеяние – черный плащ, который покрывает синяя накидка с красным крестом. О возрасте человека говорит седая борода, часть которой видна из-под капюшона. Старого мудреца озаряет святой нимб, растворяющийся на фоне желтеющего пейзажа. В больших усталых руках – ларчик с просфорой. Пришелец стоит рядом с высоким крепким дубом, который своим возрастом, крепостью и мудростью как бы олицетворяет самого старца.

Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.

7, 8, 9 класс

Описание настроения картины Видение отроку Варфоломею

Чувства картины Видение отроку Варфоломею

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рыбак. Финляндия Маковского В.Е.

    Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.

  • Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс

    Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

  • Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи

    Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.

  • Сочинение по картине Виноградова Весна 5 класс

    На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.

  • Иванов

    Андрей Иванович Иванов - великий русский художник. Его творчество очень ценят. Почему же? Чем его творчество отличается от творчества других?

sochinimka.ru

Старинные полотна: Отрок Нестерова (познайное)

Всем привет. Помните, на прошлой неделе в моем ЖЖ появилась пятничная рубрика «Старинные полотна» (название, кстати, навеяно … песней гангстера Урри из «Приключений Электроника» - «Давайте же будем / нести искусство людям / берут они охотно / старинные полотна»). Ну, так вот, сегодня второй выпуск нашей рубрики и, специально к Пасхе (мама, это тебе в подарок), сегодня мы будем разглядывать картину Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890). По традиции, предупреждаю, что всю информация, здесь собранная была найдена в Интернете, и если является в чем-то неточной – прошу меня простить.

Сначала несколько слов о самой картине (к своему стыду, признаюсь, что я познакомился с ней только сейчас, готовя этот выпуск – а значит уже не зря время потратил). Итак, картина «Видение отроку Варфоломею» написана российским художником Михаилом Нестеровым в 1889-1890 гг. К моменту завершения картину ему было всего 28 лет (а прожил он 80 лет и умер в 1942 году в разгар битвы за Сталинград). Картина написана на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» Епифания Премудрого, рассказывающий о встрече юного Варфоломея, впоследствии святого Сергия Радонежского, (основателя Троице-Сергиевой лавры, если кто не в теме), с таинственным старцем.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей "начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте"». В общем, стал другим человеком.

Ну а теперь несколько интересных фактов по этой картине (кстати, её полную версию можно посмотреть вот здесь)

1. Первые наброски к картине Михаил Нестеров сделал … в Италии, на острове Капри. Поехал туда рисовать итальянские пейзажи, а на обороте их в альбоме вдруг начал делать наброски картины о житиях русского святого. Спасибо ностальгии, в общем

2. Пейзаж на картине вовсе даже и не итальянский – это окрестности деревни Абрамцево, в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, где Нестеров специально снял по возвращении из Италии, чтобы быть ближе к местам, где обитания своего героя

3. В одном из первых набросков картина выглядела вот так – Варфоломей стоит спиной к зрителям и лицом к старцу. Но впоследствии художник решил сделать главный акцент на фигуре маленького Варфоломея, которая и стала смысловым центром всей картины

4. Приглядитесь внимательно к лицу Варфоломея (медики, среди моих читателей есть?). Во-первых, эта девочка. Во-вторых, больная чахоткой. По крайней мере, именно с неё писал отрока Нестеров, который до этого долго не мог изобразить голову своего героя. Как цинично сказано в одной из книг по картине: «глазки девочки смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей».

5. Обратите внимание на молодую сосенку, растущую у ног Варфоломея и старый кряжистый дуб за спиной старца. Они символизируют образы своих героев – молодого тянущегося к свету хрупкого подростка и векового, вросшего в эту землю, схимника. Не случайно не видно нам и лицо старца – оно обращено только мальчику, художник сохранил таинство их встречи

6. Больше всего споров и скандалов вызвал нимб вокруг головы старца. Художники-передвижники (Ге, Мясоедов и прочие) из-за него называли картину «иконой» и требовали убрать её со своей выставки в церковь. Отдельно осуждалось неправильное изображение нимба – ведь он идет вокруг головы в фас, а значит в профиль либо не виден вовсе, либо выглядит тонко полоской над головой героя (много нимбов, вы в своей жизни видели?)

7. Между прочим, и у мальчика над головой вначале был нарисован нимб, но затем Нестеров убрал его, чтобы сделать картину более реалистичной и показать, что будущий святой Сергий тогда еще был обычным подростком

8. Впоследствии Михаил Нестеров написал две копии своих картины. Первую, в 1917 году, по просьбе Шаляпина (и в подарок ему). Вторую, в 1922 году, для выставки русских художников в Большом дворце в Нью-Йорке. Кстати этот вариант картины называется "Видение св. отроку Сергию" – он в почти вдвое меньше и содержит одно заметное отличие от основной версии картины. Попробуйте его найти сами - его видно даже на уменьшенном варианте картины (правильный ответ в конце текста)

9. На сайте московской Патриархии до сих пор висит странная новость Lenta.ru о том, что в апреле 1997 года картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» продана на аукционе Sotheby's за 4,3 миллиона долларов. Между тем, по всем остальным источникам картина как была сразу после появления куплена Петром Третьяковым, так и висит до сих пор в Третьяковской галерее. Судя, по всему речь идёт о той самой копии «Видение св. отроку Сергию», которую в апреле 1997 года действительно продавали на Sotheby's но за совсем другие деньги – выставили за 2-3 тысячи долларов, продали за 4,3 тысячи долларов

10. За свою долгую жизнь Михаил Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых Сергию Радонежскому. «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Впрочем, своей главной картиной он считал именно «Видение отроку Варфоломею». И в конце жизни любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

P.S. Правильный ответ. В левом верхнем углу картины "Видение св. отроку Сергию" Нестеров нарисовал луну, которой нет на картине Видение отроку Варфоломею».

ray-binko.livejournal.com

Русь в картинах М. Нестерова

Нестеров М. «Видение отроку Варфоломею»

Избрав в искусстве путь "поэтизированного реализма", Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а "людей духовного подвига" всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной "Видение отроку Варфоломею".

М.В.Нестеров, как и Ф.М.Достоевский, верил, что для России спасение "из народа выйдет, из веры и смирения его", и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском - основателе Троице - Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея.

М.В. Нестеров посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей положила картина "Видение отроку Варфоломею". Сергий для художника - не схимник, не подвижник, а исторический деятель - "игумен земли русской". Его деяния М.В. Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об этом: "Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью". Одна из таких легенд и легла в основу картины "Видение отроку Варфоломею".

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей "начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте".

Эта сцена, когда перед очами мистически настроенного отрока появляется фигура благословляющего его святого старца, поразила М.В. Нестерова силой своего настроения. В воображении его, хотя еще и в смутном образе, тотчас нарисовался этот мальчик с бледным лицом и нездешними, неземными глазами. И рядом с ним призрачная темная фигура схимника, вдруг отделившаяся от такого же темного ствола большого дуба.

Во время пребывания М.В. Нестерова под Троицей, а затем у Мамонтовых в их уютном Абрамцеве, картина начала приобретать все более определенные очертания, и художник принялся за этюды к ней. Пейзаж нашелся довольно быстро. Это была опушка одного из абрамцевских перелесков, и сначала М.В. Нестеров написал с нее обыкновенный этюд.

Натура для головы отрока тоже нашлась довольно быстро. Ею стала больная чахоткой девочка, глазки которой смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей.

Над воплощением своего замысла художник работал с большим воодушевлением и в то же время с большой требовательностью к себе, проверял на натуре не только основные образы, но и каждую деталь картины. Например, М.В. Нестеров до самых точнейших подробностей разработал этюд дуба, около которого стоит схимник. Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. И на этом же стволе - нежные зеленые листочки, а у подножия дуба - молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом - склоненные травы и былинки.

Такие же этюды М.В. Нестеров выполнил и для других деталей картины. На одном из них Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. В дальнейшем М.В. Нестеров переносит главный акцент на фигуру маленького Варфоломея, которая и стала впоследствии, смысловым центром всей картины.

На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры — мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. "Чарующий ужас сверхъестественного, - писал А. Бенуа, - редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение".

В "Видении отроку Варфоломею" удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза были полны молитвы; молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывала самые глубокие, интимные тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты.

Картина "Видение отроку Варфоломею" появилась на Десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других - полное недоумение, у третьих - восторг. Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М.В. Нестеров хотел вложить в душу грезящего отрока Варфоломея, и это очень сильно действовало на зрителя. Более всего публику поражала именно необычная трактовка самого сюжета, поражали стиль картины и соответствующая ему живопись.

Критик того времени Дедлов писал тогда: "Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, - общее мнение забраковало картину за ее "ненатуральность". Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик".

Однако публику волновало не само видение, а (как это ни странно) золотой венчик вокруг головы явившегося отроку святого. Золотой венчик святого и даже само отсутствие у него лица, невидимого за краем схимы, придавали его реальной фигуре волнующую душу призрачность. Но зрители задавались вопросом, допустимо ли это золото в картине, которая вся должна быть написана красками? Не низводится ли художественная картина до церковного образа, который тогда никому не представлялся истинным художественным произведением? Допустимо ли уважающему себя художнику писать такое?

"Видение отроку Варфоломею" действительно вызвало много споров. "Страшным судом" судили это полотно некоторые передвижники (Н.Н. Ге, и некоторые др.) называли картину вредной. Г.Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М.В. Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил этот золотой венчик: "Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица".

М.В. Нестерову трудно было ответить на это, да подобные замечания его мало трогали. А вот впечатление и шум, который поднялся вокруг картины, заострили мысль художника на личности этого отрока и ее дальнейших переживаниях.См. также: http://art-nesterov.ru - биография, жизнь и творчество М.Нестерова. Картины, письма, воспоминания.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

М.В. Нестеров был учеником В.Перова, И. Прянишникова и А.Саврасова. Хорошая школа и это видно в работах художника. Сначала подражая своим учителям, Нестеров пробует писать жанрово-бытовые картины, но постепенно отходит от этого и ищет себя и свою тему в живописи. И такой темой становится "Святая Русь".

Нестеров М. В. Монастырское уединение, две сестры 1915

Нестеров М. В. Великий постриг 1898

Нестеров М.В. На горах

Нестеров М.В. Девушка в кокошнике. Портрет Марии Нестеровой. 1885

Нестеров М.В. За приворотным зельем

Нестеров М.В. Послушницы на берегу реки. 1920

Нестеров рисует Святую Русь очень поэтично:  где человек и природа, объединены  молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, "нестеровский". Его пейзажи и природа на них - природа средней полосы России, неброская, с приглушенными красками. Это тонкие русские березки, рябина, сосенки, полевые цветы, пушистые вербы... Ничего яркого и вызывающего.

Нестеров М.В. Кончина Александра Невского

Нестеров М.В. Соловей поет 1918

Нестеров М.В. Отцы-пустынники и жены непорочны 1933

Тема покаяния звучит  в картине Нестерова "Отцы-пустынники и жены непорочны"  Задушевность, умиротворенность, мелодичность - все, как  в одноименном стихотворении А.С.Пушкина, по мотивам которого была и написана художником эта картина.

* * *

Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи.

1836 г

Нестеров М.В. Зима в далеком монастыре 1904

Нестеров М.В. Два лада (или Гармония)

Любование природой, ее притяжение, красота человеческих оношений и любви - все это хорошо читается в картине "Два лада", навеянной известным стихотворением А.К. Толстого.

* * *

Порой веселой маяПо лугу вертограда,Среди цветов гуляя,Сам-друг идут два лада.

Он в мурмолке червленой,Каменьем корзно шито,Тесьмою золоченойВкрест голени обвиты;

Она же, молодая,Вся в ткани серебристой;Звенят на ней, сверкая,Граненые мониста,

Блестит венец наборный,А хвост ее понявы,Шурша фатой узорной,Метет за нею травы…

Нестеров М.В. Девушка с крестом 1920

Нестеров М.В. Святая Варвара 1924

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина "Видение отроку Варфоломею" понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал с помощниками Владимирский собор в Киеве. Предстояло создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Нестеров принял предложение Васнецова работать во Владимирском соборе и выполнил несколько живописных фресок, которые мы можем лицезреть в соборе до сих пор.

Нестеров М.В. Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

"Картина "На Руси" (Душа народа) завершила поиски монументальной картины, выражающей заветные нестеровские мысли о России. Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров пытается ответить на вопросы: "Кто мы? Откуда мы? Куда идем?" На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах - "Христа ради юродивый", человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды... В картине "На Руси" вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, "русского инока" Алешу Карамазова.  Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: "Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети". Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться." ("Святая Русь. Христиане. Путь ко Христу. Душа народа."  А.Гусаров)

Нестеров М.В. На Руси. Душа народа (варианты: "На руси", "Христиане") 1916

Еще несколько религиозных картин М.В.Нестерова, связанных с именем Сергия Радонежского вот здесь:   История в художественных образах (Сергий Радонежский)

alindomik.livejournal.com

О картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» - Литература, искусство - Статьи

Автор: Геннадий Алексеев

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, вошел в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» (1890 г.) стала сенсацией 18-й Передвижной выставки в Москве.

Картина М.В. Нестерова Видение отроку Варфоломею

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия», созданного учеником этого святого Епифанием Премудрым.

В центре картины на переднем плане две фигуры: монаха-черноризца и отрока, замершего перед старцем. Тонкая фигура мальчика почти сливается с пейзажем и кажется его органической частью. На первый взгляд, картина написана очень реалистично: высокое и ясное небо, красивые ёлочки робко выглядывают из леса, извилистая речка, деревянная церковь. Пейзаж у Нестерова – не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, которая словно замерла в ожидании чуда. И это чудо – мгновение, когда Божественный и земной миры соприкасаются, – изображено на картине.

Смысл и содержание полотна поняли немногие современники художника. Передвижники обвиняли Нестерова в мистицизме, в неверном изображении действительности. Они говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет; вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи признали картину «вредной, даже опасной». На самом же деле, Нестеров выбрал единственно верную грань между земной реальностью и миром духовно-благодатным, и как раз такое нереалистическое изображение и делает картину религиозной. Даже сейчас многие люди путают её с иконой.

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала новым явлением в русском искусстве: сверхъ-естественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с таинственным (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), почти идеальное слияние настроения героя с окружающей природой.

Позже Нестеров не единожды изображал на своих картинах преподобного Сергия Радонежского. Многие из этих работ и сейчас можно увидеть в собрании Третьяковской галереи. Но эту картину художественные критики признают одним из лучших творений М.В. Нестерова.

Подготовил Г. Алексеев

Роль святого Сергия в объединении русских земель в XIV векеАвтор: диакон Иоанн ИвановКнязья доносили друг на друга в Орду и использовали силу монголов для взаимной борьбы. Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться, за которым могла пойти. Это лидерство взяла на себя Русская Православная Церковь. Митрополиты, наместники крупных монастырей оказывали духовную поддержку московским князьям и не жалели денег на организацию русского войска. Духовенство вдохновляло русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.

Преподобный Сергий РадонежскийЖитие преподобного СергияАвтор: Михаил МолотниковПосле смерти Кирилла и Марии Варфоломей отдал наследство младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 12 верстах от Радонежа в дремучем лесу около речки Кончуры. Первым делом братья построили деревянную келью и небольшой храм, который был освящен в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

www.pravklin.ru

ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ Михаил Нестеров

Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а «людей духовного подвига» всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной «Видение отроку Варфоломею».

М.В. Нестеров, как и Ф.М. Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском — основателе Троице-Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея. М.В. Нестеров посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей положила картина «Видение отроку Варфоломею».

Сергий для художника — не схимник, не подвижник, а исторический деятель — «игумен земли русской». Его деяния М.В Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Одна из таких легенд и легла в основу картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей «начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте».

Эта сцена, когда перед очами мистически настроенного отрока появляется фигура благословляющего его святого старца, поразила М.В. Нестерова силой своего настроения. В воображении его, хотя еще и в смутном образе, тотчас нарисовался этот мальчик с бледным лицом и нездешними, неземными глазами. И рядом с ним призрачная темная фигура схимника, вдруг отделившаяся от такого же темного ствола большого дуба.

Во время пребывания М.В. Нестерова под Троицей, а затем у Мамонтовых в их уютном Абрамцеве, картина начала приобретать все более определенные очертания, и художник принялся за этюды к ней. Пейзаж нашелся довольно быстро. Это была опушка одного из абрамцевских перелесков, и сначала М.В. Нестеров написал с нее обыкновенный этюд.

Натура для головы отрока тоже нашлась довольно быстро. Ею стала больная чахоткой девочка, глазки которой смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей.

Над воплощением своего замысла художник работал с большим воодушевлением и в то же время с большой требовательностью к себе, проверял на натуре не только основные образы, но и каждую деталь картины. Например, М.В. Нестеров до самых точнейших подробностей разработал этюд дуба, около которого стоит схимник. Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. И на этом же стволе — нежные зеленые листочки, а у подножия дуба — молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом — склоненные травы и былинки.

Такие же этюды М.В. Нестеров выполнил и для других деталей картины. На одном из них Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. В дальнейшем М.В. Нестеров переносит главный акцент на фигуру маленького Варфоломея, которая и стала впоследствии смысловым центром всей картины.

На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры — мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. «Чарующий ужас сверхъестественного, — писал А. Бенуа, — редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине — пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение».

В «Видении отроку Варфоломею» удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза были полны молитвы; молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывала самые глубокие, интимные тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты.

Картина «Видение отроку Варфоломею» появилась на Десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других — полное недоумение, у третьих — восторг. Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М.В. Нестеров хотел вложить в душу грезящего отрока Варфоломея, и это очень сильно действовало на зрителя. Более всего публику поражала именно необычная трактовка самого сюжета, поражали стиль картины и соответствующая ему живопись.

Критик того времени Дедлов писал тогда: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, — общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Однако публику волновало не само видение, а (как это ни странно) золотой венчик вокруг головы явившегося отроку святого. Золотой венчик святого и даже само отсутствие у него лица, невидимого за краем схимы, придавали его реальной фигуре волнующую душу призрачность. Но зрители задавались вопросом, допустимо ли это золото в картине, которая вся должна быть написана красками? Не низводится ли художественная картина до церковного образа, который тогда никому не представлялся истинным художественным произведением? Допустимо ли уважающему себя художнику писать такое?

«Видение отроку Варфоломею» действительно вызвало много споров. «Страшным судом» судили это полотно некоторые передвижники (Н.Н. Ге, и некоторые др.), называли картину вредной. Г. Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М.В. Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил этот золотой венчик: «Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица».

М.В. Нестерову трудно было ответить на это, да подобные замечания его мало трогали. А вот впечатление и шум, который поднялся вокруг картины, заострили мысль художника на личности этого отрока и ее дальнейших переживаниях.

historylib.org

2. Картина «Видение отроку Варфоломею». Живописец Нестеров Михаил Васильевич

Похожие главы из других работ:

Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре

В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка...

Изобразительное искусство Сибири

2. Тематическая картина

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной...

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

1.2 Художественная картина Петербурга ХVIII века

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург...

Конфуцианско-даосистский тип культуры

1. Конфуцианско-даосистская картина мира

Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба - высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку...

Культура как ценностная картина мира

3. Понятие «картина мира»

Картина мира -- сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента -- мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом[2]...

Образ Девы Марии в иконописи и в живописи

· Рафаэль и его картина «Сикстинская мадонна»

Рафаэль умер молодым, 37 лет от роду. В марте 1520 года он заболел горячкой, а в апреле великого мастера не стало. Все, кто пишет о Рафаэле, подчеркивают удивительную силу его таланта, его светлый и радостный дар...

Особенности изображения человека в экспрессионизме

2.3 Мое видение человека в стиле экспрессионизм

Быть художником - это большой вызов, и это означает, что у тебя есть миссия в жизни, ты должен всё время исследовать, изучать, пребывать в поиске. Мои работы искажают привычное видение души и тела...

Особливості формування геокультури

5. Геокультура й образно-географічна картина миру

Географічна розмаїтість окремих регіонів, країн і континентів робить практично неможливим подання про якомусь єдиного, магістральному образі світового розвитку в його цивілізаційних, соціальних, політичних й економічних контекстах...

Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

III. Образное видение пьесы. Замысел спектакля

...

Сравнение картин Гаврилова "Свежий день" и Кугача "Перед танцами"

3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»

Юрий Петрович Кугач - современник Владимира Гаврилова. Его картина «Перед танцами: была написана через три года в 1961 году после создания «Свежего ветра», на той же Академической даче близ Вышнего Волочка...

Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

3. Образное видение пьесы. Замысел спектакля

...

Творчество Карла Брюллова

2. Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»

Итальянцы буквально ломились в римскую мастерскую Брюллова, чтобы увидеть «Последний день Помпеи». Вальтер Скотт назвал эту картину величественной эпопеей, Гоголь посвятил ей восторженную статью. «Картина Брюллова,- писал он...

Феномен пропаганды в кинематографе Третьего рейха

§ 1. Общая идеологическая картина в Третьем Рейхе

Рассмотрев в главе 1 основные концепции и определения пропаганды, принятые в настоящее время, можно переходить непосредственно к анализу пропагандистского кинотекста эпохи Третьего Рейха...

Художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов

3 Картина «Христос и грешница»

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге...

Экспрессионизм. Изображение человека нестандартными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле

2.3 Мое видение человека в стиле экспрессионизм

Быть художником - это большой вызов, и это означает, что у тебя есть миссия в жизни, ты должен всё время исследовать, изучать, пребывать в поиске. Мои работы искажают привычное видение души и тела...

cult.bobrodobro.ru

Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфаламею"

Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфаламею"

Сочинение по картине   М. В. Нестерова "Видение отроку Варфаламею".Полотно М.В.Нестерова "Видение отроку Варфаламею" считается одним из значительных произведений художника.Сам Нестеров в воспоминаниях пишет, что замысел написать картину родился в тот момент, когда он любовался открывающимся пейзажем, стоя на террасе абрамцевского дома, захваченный простой красотой русской природы осенью.Именно осенний пейзаж служит фоном, на котором происходят чудесные события из детства Сергия Радонежского. Это событие Нестеров передал в своей картине. Чудо, случившееся с отроком Варфоломеем, изменило всю его жизнь. Варфоломей на картине изображен в благоговейном трепете. В восторге он сложил молитвенно руки и внимает всему, что говорит ему странник. Невозможно сказать, стар или молод чудотворец, передающий Варфаламею чудесный дар. Он устало прислонился к дереву, его лицо закрывает капюшон схимны. Зато Варфаламей весь открыт для того святого, что вошло в его жизнь вместе с этим усталым путником.А вокруг раскинулись широкие русские просторы. Золотые леса оттеняют строгие одежды святого. Недалеко виднеется церковь, дома. Но ничего не видит отрок Варфаламей: ни родной деревни, ни осеннего леса. Для него в тот момент есть только странник в одежде монаха и его слова, произнесенные от имени Бога. А природа разливает покой, который отныне поселился в душе мальчика, увидевшего свое предназначение на этой земле.

Описание картины Нестерова "Видение отроку Варфаламею".Нестеров Михаил Васильевич - советский художник-живописец. Ему принадлежит множество прекрасных картин. С одной из его картин на уроке нас познакомила учительница по литературе. Эта картина называется "Осенний пейзаж". Сейчас осень, пасмурно, дождливо.Эта картина очень точно отражает наше состояние на данный период времени, ведь осень - удивительная пора! Картина "Осенний пейзаж" была написана Михаилом Васильевичем в 1906 году. Даже не верится, что этой картине уже более сотни лет!Существует мнение, что многие пейзажи Нестерова М.В. можно сравнивать с поэзией. Я считаю, что одной из таких картин как раз является "Осенний пейзаж". На этой картине изображена прекрасная природа. На переднем плане изображено одиноко стоящее деревце. Можно заметить, что половина этого дерева абсолютно "голая", а другая - еще совсем зеленая. Это необычное сочетание красок природы. Также на картине изображена река, а за ней виднеется лес.Я считаю, что Нестеров на этой картине изобразил именно самое начало осени: ту прекрасную осеннюю пору, когда листья деревьев только начинают желтеть. И это совсем не сложно заметить. Ведь всего несколько деревьев осень "раскрасила" в свои яркие цвета: желтые, красные, оранжевые.Река кажется прозрачно-чистой. Только видно, как в ней отражаются эти величественные деревья. Поверхность и водная гладь этой реки напоминает зеркало.За этим очень интересно наблюдать. Также нельзя не заметить серые облака, которые также удивительно находят свое отражение в реке. Эта картина навевает какую-то грусть. Появляется ощущение какой-то удрученности. Глядя на эту картину, не хочется думать о том, что скоро наступит зима. Сразу хочется окунуться в прекрасные летние деньки.Таким образом, "Осенний пейзаж" Нестерова М.В. - удивительная картина, очень точно отражающая и показывающая все прелести и краски осени. В этой картине можно разглядеть ту прекрасную живописность нашей природы, на которую мы порой не обращаем внимания. Хочу отметить то, что эта картина произвела на меня необычайное впечатление, вызвав у меня неоднозначные чувства.

Описание картины "Видение отроку Варфоломею".Всё в тающей дымке - холмы, перелески, Здесь краски неярки и звуки нерезки, Здесь медленны реки, туманны озёра, И всё ускользает от беглого взора... Н. Рыленков "Всё в тающей дымке"О картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею"Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890-е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского. Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение. Первым произведением этого цикла была картина "Видение отроку Варфоломею", появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году. В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению. В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика. Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой. Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием - это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте. Но мальчик печален - столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении - и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества - удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности. Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема - показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа. Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея. Картина Нестерова "Видение отроку Варфоломею" была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, - всё это были новые моменты в живописи передвижников.

Сочинение по картине М. В. Нестерова "Видение отроку Варфаламею".На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет - желтый, значит, время года - ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто - на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена - нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.

          |   Все сочинения школьной программы по картине

www.rus.fizolimpiada.ru