Описание картины Василия Верещагина «Побежденные. Панихида». Картина панихида


Описание картины Василия Верещагина «Побежденные. Панихида»

Описание картины Василия Верещагина «Побежденные. Панихида»

«Побежденные. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях.

Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.

На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности.

Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.

Картина «Побежденные. Панихида» выполнена в сдержанных осенне-сумначных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.

Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.

Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.

opisanie-kartin.com

Василий Васильевич Верещагин Побежденные. Панихида: Описание произведения

Участие в русско-турецкой войне стало тяжелым испытанием даже для такого стреляного воробья как Василий Верещагин. Он был на борту миноносца «Шутка», когда тот вступил в неравный бой с турецким фрегатом. Верещагин чудом выжил под градом пуль, но был ранен в бедро, долго пробыл в госпитале, едва не умер от гангрены. После он вспоминал, что не раз мысленно говорил себе: «Все, брат, попался, живым не выйдешь». Смерть была здесь повсюду.

Во время штурма Плевны был убит младший брат художника – Сергей Верещагин. Похоронить его не удалось – территория, на которой он погиб, была еще какое-то время занята турками. Василий Верещагин, который не мог пока толком держаться в седле, отправился на поиски, но вскоре понял, что затея обречена: «Вытащить тело не было никакой возможности – так оно и осталось, к величайшему моему горю, пухнуть и гнить в массе – страшной массе покладенных в этот день трупов солдат наших».

По мотивам этой горестной экспедиции он написал картину «Побежденные. Панихида» - наверное, самую пронзительную и личную во всем балканском цикле.

Необъятное поле, усыпанное мертвыми телами. Священник, читающий отходную молитву павшим. Грозовое небо, скупо роняющее на мерзлую землю солнечные лучи, – робкая надежда на то, что когда-нибудь тучи рассеются и кровопролитие окончится.

Верещагин писал картину в парижском пригороде Мезон-Лаффит, где оборудовал уникальную мастерскую под открытым небом: закольцованный рельс, по которому перемещалась специальная кабина. Сидя в ней (или, напротив, поместив в кабину тот или иной предмет), художник мог буквально «догнать солнце» и практически в любое время получить нужное освещение или ракурс. Это приспособление позволило ему добиться той игры света и тьмы, что придала «Побежденным» грандиозно траурного звучания.

Балканская серия стала сенсацией: она сопровождалась аншлагами в Париже и Лондоне, на выставке в Петербурге побывало 200 тысяч человек. Что касается «Побежденных» - одного из главных полотен цикла, оно провоцировало у соотечественников художника противоречивые чувства. В то время как одни отдавали дань очевидному таланту Верещагина, другие норовили облаять его за дефицит патриотического пыла.

Иван Тургенев писал в одной из парижских газет: «Особенностью этого таланта является упорное искание правды, своеобразного и типического в природе и человеке, которое он передает с большой верностью и силой, порой несколько суровой, но всегда искренней и величественной... Это военные сцены, лишенные, однако, всякого шовинистического духа. Верещагин не думает поэтизировать русскую армию, рассказывать о ее славе, а стремится показать все стороны войны: патетическую, уродливую, ужасную, равно как и другие, в особенности же психологическую сторону, предмет его постоянного внимания».Однажды на выставку пришел священник, который рассказал высокопоставленным гостям, что это он проводил ту самую панихиду после боев под Телишем в Болгарии и что картина абсолютно правдива. Впрочем, ни свидетельства очевидцев, ни заступничество Тургенева не помешали патриотам обвинять Верещагина в тенденциозности и «открытом прославлении турецкой военной мощи». По мере того как росло общественное недовольство (претензии традиционно озвучили и члены царской семьи), таяли надежды Верещагина на то, чтобы продать всю балканскую серию целиком. Будучи одним из самых знаменитых баталистов в Европе, он едва сводил концы с концами, о чем сообщал в письме критику Стасову: «Биографии мои теперь так и сыплются, тоже счастье, что называется, – на брюхе шелк, а в брюхе щелк!»Работая над «Побежденными», железный человек Верещагин надломился. Телесные и душевные раны, помноженные на критику и финансовые неурядицы, вынудили его воскликнуть в сердцах: «Больше батальных картин писать не буду баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Он даже оставался верен своему слову в течение нескольких недель.

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru

"Побежденные. Панихида" (непосредственное восприятие искусства на примере одной картины): invirostov

0180

Год назад мне впервые посчастливилось побывать в Третьяковской галерее. Были мы с подругой в Москве проездом, и времени на осмотр Третьяковки у нас было мало – всего 4 часа. Я понимала, что за такой короткий срок невозможно осмотреть всё (тем более у меня уже был печальный опыт осмотра Эрмитажа «галопом по Европам»), и лучше ограничиться несколькими залами. И всё же мы попали в ловушку, которая подстерегает каждого провинциала и, не удержавшись от соблазна «объять необъятное», умудрились-таки побывать во всех залах.

Увы, в результате в памяти осталась невнятная мешанина стилей, авторов, картин: Никитин, Васнецов, Иванов, Репин, Суриков… Десятки знакомых и незнакомых шедевров… Но лишь одна картина произвела на меня по-настоящему сильное впечатление: «Побежденные. Панихида» Верещагина.

Сразу оговорюсь: никогда меня особо не привлекало творчество этого художника. Более того: меня никогда не привлекал реализм. С детства беспокойный трепет - этакий холодок промеж лопаток - у меня вызывали исключительно декадансные и модернисткие направления в живописи. Но в этот раз меня не тронули ни Врубель, ни Коровин, ни Грабарь. Вернее, их картины не затронули меня так сильно, как Верещагинская «Панихида». Сначала я взглянула на нее мельком и хотела было идти дальше. Но что-то заставило меня остановиться и взглянуть на картину ещё раз. Сначала я видела просто бесконечное поле, поросшее жухлой травой. Трава как будто шевелилась – это вызывало чувство тревоги и не давало отвести взгляд. И только спустя несколько мгновений я разглядела в траве лица… трупы… множество трупов… бесконечные лица смерти… Они смотрели на меня из травы. В этом была какая-то безысходность и потерянность. Русская тоска… И я сама не знаю, что подразумеваю сейчас под словосочетанием «русская тоска». Может быть, непроявившееся в сознании чувство связи со всеми умершими предками. А, может, что-то ещё… Я помню, что тогда, перед картиной, мне пришли на память слова из стихотворения Твардовского:Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?Нет. Не избыть нам связи обоюдной.Не мертвых власть, а власть того родства,Что даже смерти стало неподсудно.

Как ни странно, меня в тот момент совершенно не интересовало, какой битве посвящена картина. Историческая подоплека была мне не важна. Не особо занимали меня и два персонажа, изображенных на картине слева на переднем плане – поп с кадилом и какой-то воинский чин. Я смотрела на лица в траве, и меня охватывало ощущение чего-то вечного, безвременного, но, вместе с этим, близкого и родного. Хотелось подуть на картину – чтобы моё дыхание прошло через траву, коснулось мертвых лиц, согрело их, вдохнуло в них жизнь.

Впрочем, я недолго оставалась перед картиной: ведь впереди было ещё так много залов, а мне так хотелось успеть всё. И мы скоренько пошли дальше. И я опять опознавала какие-то стили, имена, эпохи и с гордым видом сообщала о них подруге.Но потом, когда я ехала из Москвы далее, я не спала полночи и всё вспоминала «Панихиду». Я думала: «А почему, собственно, Верещагин?». Из всей Третьяковки только он. Я пыталась объяснить это простейшими причинами, как то: картина большая, почти во всю стену. Но в Третьяковке немало больших картин, и, к тому же, я никогда не испытывала особых эмоций по поводу больших полотен. Может быть, расположение зала? Но психологи говорят, что человек лучше всего запоминает то, что находится в начале и конце, а Верещагин располагался примерно в середине. К тому же, как я уже говорила, реализм никогда меня особо не привлекал. Простые объяснения не годились. Но других у меня было. В голове всплывали какие-то обрывки стихов, образов, мыслей, понятий. Война, жалость, смерть, гуманизм, соборность, единство живых и мёртвых… Всё перемешивалось, я засыпала и тут же просыпалась с ощущением всё той же «русской тоски».И сейчас, стоит мне закрыть глаза и представить картину, это ощущение тут же возвращается. От него беспокойно, но одновременно как-то…

Справка.Верещагин Василий Васильевич (1842—1904) - русский художник, мастер батальной картины.Vasili_Vereshchagin

Картина "Побежденные. Панихида" (1878-1879) изображает последствия штурма Плевны во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг, выражающиеся в огромных человеческих потерях для русской армии.

invirostov.livejournal.com

Vasily Vereshchagin. Defeated. Servise for the dead. The description of a picture.

Tanais Gallery
 Василий Верещагин. 
 Побежденные. Панихида. 
 Vasily Vereshchagin. 
 Defeated. Servise for the dead.
 Vasily Vereshchagin. Defeated. Servise for the dead. 1878-1879. Oil on canvas. 179,7 x 300,4. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.

In 1877-78, Vereshchagin fought in the Russo-Turkish war on the Balkan Peninsula. Though opposed to war, he felt that it was his duty to document it in all its detail, and since the profession of war correspondent had not yet appeared, the artist got around this obstacle by volunteering for active duty. In this position, Vereshchagin never shirked his duty and was always in the thick of the fray. He was wounded several times. Vereshchagin hated to see the death, often pointless, of simple soldiers, be they Russians or Turks. Therefore he depicted both, never letting his patriotic feelings slide to mere nationalism or chauvinism. Unlike most contemporary battle pieces depicting war as a kind of parade, Vereshchagin’s paintings revealed its viciousness, showing soldiers as the most important element in war and the chief victim of it.

In the Balkan series Vereshchagin was able to show some of the Russian commanders’ incompetence and recklessness, and terrible price, which was paid for it by Russian soldiers.

Especially impresses a cloth "Defeated. Servise for the dead", where under the grey sky the whole field of soldier's corpses laying only under a thin layer of ground is spread.

Mikhail Lermontov. THE DREAM 1841. In Daghestan, no cloud its hot sun cloaking, A bullet in my side, I lay without Movement or sound, my wound still fresh and smoking And drop by drop my lifeblood trickling out. Stretched on the sand I lay, and darkly round me The jutting hills hung motionless... Upon Their tops the sun poured full; its bright rays found me And burnt me, too - but I slept soundly on. I dreamt about my homeland and a merry And glittering feast where all was noise and glee And where young wives, flower-garlanded, in airy And lightsome talk indulged and spoke of me. But there was one who sat there pensive, buried In thought remote: alone she waxed not gay. By sorrowful dreams her youthful soul was carried, Why, only Heaven knew, far, far away. 'Twas Daghestan's bright vale that she did dream of - A man lay there whom she had known of old. A black wound in his side gaped, and a stream of Blood from it came that, slowing, fast turned cold. Translated by Irina Zheleznova

www.tanais.info

Побежденные. Панихида | Великие художники

Василий Васильевич Верещагин «Побежденные. Панихида», 1878

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Реализм

«Побежденные. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях.

Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.

На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности. Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.

Картина выполнена в сдержанных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации. Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.

Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.

greatartists.ru

Описание картины Василия Верещагина «Побежденные

Описание картины Василия Верещагина «Побежденные. Панихида»

«Побежденные. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях.

Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.

На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности.

Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.

Картина «Побежденные. Панихида» выполнена в сдержанных осенне-сумначных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.

Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.

Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.

Описание картины Василия Верещагина «Побежденные. Панихида» | источник

sochinenie-o.ru

В.В. Верещагин. Побежденные. Панихида.: trilobova

post-10-1315161625Недавно увидев картину Верещагина, все время мысленно к ней возвращаюсь. Краткая информация:"В 1878 - 1880 г.г. в Париже Верещагин создает Балканскую серию, после участия в русско - турецкой войне за освобождение балканских славян. Его должность (он состоял в корпусе адъютантов главнокомандующего Дунайской армии) позволяла ему свободно передвигаться вместе с войсками. Он участвовал в нескольких битвах, был очевидцем решающих сражений. В одном из боев он едва ни лишился жизни сам, в другом - был ранен один из его братьев. Еще один брат Верещагина, любимый младший брат Сергей, погиб на этой войне. Его тело долго искали после сражения. Художник шел между трупов, заглядывал в лице, убитых солдат, страшась узнать в одном из них своего маленького Сережу.....В 1882 г. Врещагин писал жене из Америки: "На предложение мое водить на выставку по дешевой цене детей, я получил ответ, что картины мои способны отвратить молодежь от войны, а это, по словам этих господ, нежелательно".Верещагина часто спрашивали, зачем он, постоянно участвуя в военных действиях, рискует своей жизнью и своим замечательным талантом. Художник на это отвечал: "Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны... Нужно не боятся жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут "не то".Страстно желая "впечатлить" публику ужасами войны, опровергнуть самую "идею войны" в людских сердцах, он искал новых "выставочных решений", способных произвести максимальный эмоциональный эффект".

ВОСПРИЯТИЕ.Первое на что обращаешь внимание - это на цвет. Тепловатый пшеничный и грозовой серый. Слева черное пятно - полковой священник, который служит панихиду, и пономарь. Это контраст сразу ударяет, невольно делаешь шаг назад. И перекличка бежевого цвета на телах, лежащих на поле и на небе, что мы именно на это должны посмотреть.Фактура неровная - корявые ветки черного цвета на этом теплом горчичном торчат вверх, грозовые облака клубятся на небе, сквозь них стараются пробиться лучи солнца. Все это заставляет меня дышать неровно, поверхностно, прерывисто, тяжело. Кроветок бурлит.При таком дыхании мышцы напрягаются. И когда видишь тела, лежащие в поле, и столкновение этих цветов, и грозовое небо - наступает чувство ужаса.Когда взгляд переводишь на священника, наоборот, черный цвет заставляет остановится, дыхание становится ровным, боле глубоким, черная риза плоская, без складок, ничего нет, пустота. Смотря на этого священника сначала останавливаешься, а потом приходит чувство горькой черной обреченности.

И конечно события сейчас происходящие на Украине, эти новости, невольно проводишь параллель этого поля с полями на Украине...

trilobova.livejournal.com


Смотрите также