Описание картины Алексея Венецианова «На пашне. Весна». Картина пашня


История одного шедевра: "На пашне. Весна" Венецианова

На пашне. Весна Венецианова История одного щедевра

«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».

Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.

На картине Венецианова движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Она в своем сарафане, напоминающем античную тунику, похожа на богиню цветов Флору, шествующую босой по своему царству. Повсюду в картине разлита торжественная тишина.

На пашне. Весна Венецианова История одного щедевра“На пашне. Весна” Алексей Венецианов

Шедевр: «На пашне. Весна»

Автор: Алексей Венецианов (1780—1847)

Дата написания: первая половина 1820-х годов

Размер полотна: 51,2 х 65,5 см

Постоянно экспонируется:  Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 14

Венецианов.Автопортрет 1811 годВенецианов. “Автопортрет” 1811 год. Оригинал и авторская копия находятся в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва)

Алексей Венецианов. Жизнь художника и трагический конец

Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Художник родился в 1780 году в Москве. Отец его был Гаврила Юрьевич, мать – Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья Алексея Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

С 27 лет Алексей Венецианов служил землемером при лесном департаменте, параллельно он учился живописи сначала самостоятельно, затем у знаменитого мастера портрета Владимира Боровиковского.

Боровиковский. Портрет ЛопухинойВладимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 (Третьяковская галерея)

В 1811 году Венецианов, не смотря на свою работу чиновником, получил звание академика живописи! Устав от раздвоенности жизни, когда ему приходилось работать чиновником и урывками заниматься любимой живописью он к сорока годам решил закончить карьеру чиновника и уехать из столичного Петербурга в Тверскую губернию, где он поселился с семьей будучи помещиком.

Итак, с 1819 года  Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же осуществил свою давнюю мечту – организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал великий поэт и приближенный к царской семье Василий Андреевич Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Районы Тверской областиРайоны Тверской области. Венецианов жил и был похоронен в нынешнем Удомельском районе Тверской области, расположенном в северной части губернии

В 1829 году, в царствие императора Николая I, Венецианов получил звание придворного живописца.

В своей деревне Сафонково Венецианов построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота, небывалая роскошь для крестьян того времени. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным:  «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять  по законам гражданским и церковным».

Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года, художнику было 67 лет.

Несчастный случай произошел в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Могила его сохранилась.

"На жатве. Лето". Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея“На жатве. Лето”. Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея

Крестьянская серия “Времена года” Венецианова

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» (Третьяковская галерея) и «Сенокос» (Третьяковская галерея), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом.В Сафонкове для художника были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна», будучи классиком и  романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной. Стройная, с пропорциями античной богини,  одетая в нарядный сарафан и кокошник,  она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.

"Сенокос" Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея“Сенокос” Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года.

“На пашне. Весна”

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история данного полотна не прослеживается. Известно достоверно, что картина “На пашне. Весна” была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.

Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)

Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая босиком ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии.

Критика того времени оценила искусство мастера: “Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему – и совершенно успел в этом“.

Центральный фрагмент На пашне. Весна ВенециановаЦентральный фрагмент “На пашне. Весна” Венецианова

 

Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом.

Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Это, однако, не было «выдумкой» художника — следует помнить о том, что первый день пахоты с древнейших времён считался у русских крестьян праздником, так что в этот день они надевали свои лучшие одежды.

О картине “На пашне. Весна” в поэзии

Иван Есауленков

Прозрачны краски небольшого полотна, Где ощущает зритель утро года. По свежей пашне босиком идёт Весна – И чутко просыпается природа!

Легко плывут в небесной выси облака, И в воздухе тумана дымка тает. А поступь женщины божественно легка – Она парит как будто, не шагает.

Улыбка матери воздушна и нежна, Обращена к прекрасному ребёнку; Его фигурка с краю поля нам видна – Среди цветов сидит он в рубашонке.

И тишина по всей картине разлита, И полуфантастична героиня: Непреходяща у крестьянки красота, Что кажется античною богиней!

Левей её другая женщина идёт, И третья возле пня коней уводит Вглубь полотна, свершая тем круговорот – Божественное таинство Природы!..

wanderings.online

Венецианов Алексей "На пашне. Весна" описание картины, анализ

Venecianov-Aleksey-na-pashne-vesna

Название этой картины Алексея Венецианова менялось со временем. Сперва холст назывался «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей» и, наконец, «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих полотен из серии «Времена года», в которую была включена и картина «На пашне. Весна».

Современники корили художника многократно за чрезмерную простоту и жизненность натуры, а потомки — за качество противоположное: за идеализацию. Черты украшательства видели в том, что женщина на пашне показана в нарядном сарафане.

В картине Алексея Венецианова пейзаж играет важнейшую роль в создании возвышенно-аллегорического образа весны. Лирический русский пейзаж создает особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Настоящая весна!

Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создает некий поэтизированный образ, подчеркивая сходство своей героини с античной богиней. Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с легкостью ведёт по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично вписывается в реалистический пейзаж.

Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определённое замкнутое пространство. Тем самым художник на картине «На пашне. Весна» показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа.

Год написания картины: 1820.

Размеры картины: 51,2 х 65,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Картины, описание картин — На пашне

Описани е картины Михаила Клодта: На пашне.Михаил Клодт написал «На пашне» в 1872 году, которая стала ключевой работой в творчестве пейзажиста.На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты. Равнина, которая лишь вдалеке переходит в лес и небольшие холмы, вызывает восторг, а реалистичность картины просто на грани фотографии.Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху. Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях. С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми. И бричка, и крестьяне, занимающиеся вспашкой, настолько хорошо вписаны в композицию картины, что нам трудно представить ее без них.Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины, а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню, и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.Картину «На пашне» называют жемчужиной, одним из лучших образцов русского пейзажа и лучшей картиной Саврасова. Увидев ее на одной из передвижных выставок, Третьяков положительно отозвался о ней в письме Крамскому. И вот уже более ста лет она хранится в Третьяковской галерее, а копии этой картины всегда расходились огромными тиражами в самом разном виде. Сам Клодт трижды создавал репродукции своей картины для Российских музеев. Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие и эпичность пейзажа, но и близость к народу, русской земле. Ведь Михаил Константинович всегда видел в них основу всего русского бытия.

www.art-drawing.ru

Пашня обои, пашня картинки, пашня фото

Приложение WallpapersCraft
  • Превью обои пашня, поле, деревья, лето  6.3 1280x720  6592 пашня, поле, деревья
  • Превью обои пашня, земля, цветы, желтый, граница  4.8 1280x720  10241 пашня, земля, цветы
  • Превью обои пашня, земля, дерево, треугольник, трава  -1.4 1280x720  5805 пашня, земля, дерево
  • Превью обои поле, пашня, сельское хозяйство, холмы, дорога, день  7.3 1280x720  9646 поле, пашня, сельское хозяйство
  • Превью обои поле, пашня, облака, небо, ряды, hdr  4.6 1280x720  6492 поле, пашня, облака
  • Превью обои поле, пашня, линии, ряды, сельское хозяйство  4.5 1280x720  8417 поле, пашня, линии
  • Превью обои поле, пашня, иней, заморозки, осень  4.4 1280x720  5120 поле, пашня, иней
  • Превью обои трактор, поле, пашня, сельское хозяйство  8.1 1280x720  34489 трактор, поле, пашня
  • Превью обои дорога, проселочная, поле, пашня, поворот, солнце, свет  5.1 1280x720  14134 дорога, проселочная, поле
  • Превью обои поле, пахота, весна, пашня, посевная, снег, талый  5.0 1280x720  8819 поле, пахота, весна
  • Превью обои закат, поле, деревья, пашня, зарево, оранжевый, свет, дымка, пар  5.0 1280x720  7178 закат, поле, деревья
  • Превью обои деревья, зима, дорога, поле, пашня, следы, иней, мороз, тени, небо, ясно  5.4 1280x720  7381 деревья, зима, дорога
  • Превью обои кукуруза, поле, небо, панорама, пашня, облака, тучи  4.7 1280x720  9335 кукуруза, поле, небо

wallpaperscraft.ru


Смотрите также