Достали «языка» (картина). Картина переэкзаменовка


Беседа с учащимися по картине Ф. Решетникова «Переэкзаменовка»

Вопросы учителя

Варианты ответов учащихся

Что (кого) вы видите?

На переднем плане – мальчик делает уроки, письменные задания. В окне еще два мальчика. Один из них ровесник героя, скорее всего это друг главного героя, а второй – помладше. Они играют с другими ребятами в футбол –это видно в проеме открытого окна и, видимо, прибежали, чтобы позвать его играть. Под столом сидит пес.

А что еще? Кто видит что-то другое?

У героев разное настроение. Главный герой сердит, не смотрит на своих друзей. Он не может пойти на улицу, пока не выполнит письменные задания. Его верный пес тоже не идет гулять.

Что происходит на этой картине?

Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?

На картине – лето, летом все дети на каникулах, а он за уроками, но не в школьной форме. Значит, главный герой сейчас не в школе, но выполняет дополнительные задания или продолжает учиться. У него каникулы не наступили. Его друг с надеждой заглядывает в окно и, наверное, уже не первый раз прибегает к товарищу, чтобы узнать, когда же он выполнит задание и побежит играть со всеми ребятами. На его лице можно прочитать сочувствие и извинение за то, что он играет без своего товарища. Даже собака с немым вопросом во взгляде обращается к своему хозяину (ты все? идем гулять?), ей тоже не терпится пойти на улицу.

Все в этой картине построено на контрастах: скорбь на лице главного героя — и веселые беспечные лица ребятишек в окне; неподвижная поза двоечника — и оживление на лужайке; яркий солнечный свет — и затененная часть сельского дома, где происходит основное действие картины — страдания за учебником.

Кто этот человек?

Это двоечник, которому нужно за лето подготовиться к пересдаче контрольных работ и двоек.

Где это происходит? (Кто, что и где?)

Когда это происходит? (Где и когда?)

Может быть, это происходит в деревне или поселке. А может быть, дело происходит на загородной даче.

Жаркий летний день, на лужайку высыпала вся местная детвора — это хорошо видно из окна дома, где сидит озлобленный главный герой.

Где находился художник, когда писал эту картину?

Художник находится на стороне двоечника, в тени. Это помогает зрителю увидеть, как мучается главный герой.

Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете?

В картинах художники передают зрителям то, что считают красивым, удивительным, на что люди не всегда обращают внимание. Это обычно радостные или счастливые моменты из жизни людей. Здесь – наоборот. В этой картине художника заинтересовали те эмоции и чувства, которые испытывает сам неуспешный ученик и его окружение (друзья, знакомые)

Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Вот сидит злой и несчастный человек лет десяти и вынужден готовиться к переэкзаменовке. Да не хочет он смотреть в эти книги и тетради, он даже отвернулся от них. А в открытое окно влезают друзья, зовущие на улицу, лишь приумножая муки несчастного человека. Можем догадываться, что с таким подходом к заданиям он не перейдет в следующий класс. Видно, что он не умеет и не хочет прилагать усилия, трудиться, большой лодырь и лентяй.

Каков смысл происходящего?

Что хотел сказать нам художник?

Предположите, может сложиться жизнь мальчика?

Наверно, он не считает виноватым самого себя в этой ситуации, перекладывает вину на других. Он не несет ответственности за свои поступки. Ах, если бы он во время учебного года не ленился, то сейчас все было бы по другому. Но даже сейчас он не может победить лень.

Возможно, художник хотел сказать, что лень до добра не доведет. Для детей учеба – это труд. Если ребенок ленится учиться, то и став взрослым он будет лениться работать. Ленивый человек многого в жизни не добьется. «Лень - мать всех пороков».

Если мальчик перестанет лениться, то он исправит свои двойки, в будущем хорошо закончит школу, ВУЗ и будет работать, а, значит, сможет построить свою жизнь достойно.

Как бы вы назвали эту картину?

«Двоечник, второгодник, лентяй».

Вы недалеки от истины, но свою картину Федор Павлович Решетников (Приложение 1) назвал по другому. Если вы внимательно посмотрите на картину, то на стене комнаты, где мается несчастный человек, увидите репродукцию известной картины «Опять двойка» Это начало истории мальчика. Вот она. (Приложение 2) А наша картина – это продолжении истории и называется она «Переэкзаменовка». Кто хочет объяснить, что означает это слово?

Приложение 1

Приложение 2

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Неочевидное вероятное: Переэкзаменовка

Классическая картина Федора Решетникова «Опять двойка!» - ее хотя бы один раз в жизни видел каждый. В каком учебнике она была? То ли в букваре, то ли в   «Родной речи» - уже не помню. Но в память врезалась вместе с фамилией художника.

Обычная домашняя сцена - встреча двоечника с домашними Ф. Решетников, Опять двойка С удивлением для себя выяснил, что я об этом человеке практически ничего не знаю. Оказывается, это участник первых полярных экспедиций Советской России. Он много рисовал в  полярных походах – и за одно это ему и слава, и почет.  Он  рисовал портреты, пейзажи, бытовые сценки. Причем (на мой взгляд) это не просто хорошая работа, это классика жанра. Сегодня его картины, рисованные и вылепленные шаржи смотрятся вполне современно. И вот смотрю на двоечника – какая прелесть в этой картине! Во-первых, трое детей похожи друг на друга. Во-вторых, у каждого персонажа свой характер, выписанный предельно точно. В-третьих, быт передан в мельчайших подробностях.   Кто главный в этой картине? Первое впечатление – двоечник. Но центральное место в картине занимает пес! Он выделен и цветом – самое яркое пятно в картине. Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою – и это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принес из школы!

Только верный друг - пес Барбос - радуется приходу незадачливого ученика 

Ф. Решетников, Опять двойка, фрагмент «Пес» Кто следующий? Опять не двоечник. Мама! Правда, она не на переднем плане, чуть сзади, но ее красное платье выводит ее на второй план (после пса). Следом идет наш герой, за ним его брат на велосипеде, а потом уже сестра с учебниками. Еще пару слов об обстановке. Перед нами квартира – отдельная квартира! Обстановка по тем временам – для небедных людей. Мальчик на велосипеде – квартира достаточно велика, в ней можно кататься. На полу ковер – это вообще предмет роскоши! На стенке – часы с боем.

Расстроенная мать смотрит на сына-двоечника

Ф. Решетников, Опять двойка, фрагмент «Мама» Поэтому и у мамы на лице выражение, которое как бы говорит: «Чего тебе не хватает для учебы?» Кроме упрека, в лице и сожаление, и отчаяние. Что еще надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И ее поза (бессильно опущенные на колени руки) тоже говорит об этом. Каждый персонаж говорит! Младший (которому от старшего наверняка перепадают не только сладости, скорее, наоборот) с выражением торжества думает (это читается на его лице!): «Ага, опять! Сейчас тебе достанется!» Сестра (отличница, по меньшей мере – хорошистка) смотрит на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще сушеная вобла!).

 

Сестра укоризненно смотрит на брата, который опять пришел из школы с двойкой Ф. Решетников, Опять двойка, фрагмент «Сестра» А вот верный друг – он всегда рядом, всегда готов разделить все забавы, погулять, побегать! И его любовь – до облизывания замурзанной мордуленции своего приятеля и хозяина! Конечно, герой наш не рад, что он проштрафился в очередной раз, что он огорчил маму. Он знает: ему еще кое-что грозит. Что, как вы думаете? Должен появиться папа! Так ведь и у мамы дополнительные заботы: как смягчить папину реакцию? Тоже задача не из простых. А почему? Мама – домашняя хозяйка (середина дня, а она дома), отец – глава семьи. Кормилец. Его слово – закон! Чем обернется эта двойка для всех? И двоечник  это понимает, но  ничего не может поделать! Ну, не нравится ему учеба – и все тут! И плевать, что порван портфель, что шапка неизвестно где! Главное – вырваться на улицу, к ребятам, на каток! Казалось бы, можно поставить точку. Но нет, это не конец истории. Этот лентяй получил-таки «Переэкзаменовку»! Логический финал. У всех каникулы, а он должен сидеть за учебниками, долбить науку. Вон в окне торчат сподвижники – а куда тронешься? И деревенский пес (не тот, который был в городе) сидит не шевелясь, сопереживая.

 

Картина изображает школьника, который не сдал экзамены и сейчас готовится к переэкзаменовке вместо того, чтобы гулять с приятелями. Ф. Решетников, Переэкзаменовка А обстановочка – еще та: бабушка только что поднялась с кресла, вышла попить или за чем-то еще. Но на стуле висит орудие наказания (так думается!) – полотенце, которым эта бабушка, обладательница капиталистических предрассудков в области воспитания детей, охаживает при необходимости своего строптивого внука. Судя по его совершенно убитому виду, такое уже случалось. Можно предположить, что рука у бабушки не из легких (а чего бы он был такой сумрачный?).

Фрагмент показывает расстроенного мальчика. Он сидит на стуле, на спинке которого слева у обреза картины висит полотенце

Ф. Решетников, Переэкзаменовка, фрагмент «Полотенце» (на спинке стула) И получается, как в старой истории: папа – доктор наук, мама – кандидат наук, а сына к поступлению в институт готовит бабушка, которая кончила четыре класса церковно-приходской школы. Ну, поскольку мы все-таки оптимисты, есть надежда, что этот паренек все-таки одолеет стоящие перед ним рубежи, выгрызет из науки кусок гранита и получит за это аттестат. В начале статьи я указал на то, что картина «Опять двойка!» была непременной принадлежностью школьных учебников (в мое время). Есть подозрение, что она присутствует в них до сих пор: в Сети есть методическое пособие, как написать сочинение по этой картинке (проверьте, эта статья соответствует методичке или нет). С глубоким прискорбием констатирую факт, что педагоги не учитывают достижений психологии. Помещение такой картинки в учебники настраивает учеников на получение двоек, а не на хорошую учебу. Почему? Да потому что она несет в себе отрицательный заряд! Она портит настроение всем, кто на нее смотрит (кроме самих двоечников, которые смеются при взгляде на нее – они узнают сами себя). Есть в этом некоторое противоречие: прекрасная картина, великолепного художника, а приводит вот к такому эффекту!

Ну, и последний вопрос: как же все-таки пробудить интерес ребенка к учебе? Точного ответа дать не могу, даю только рекомендацию: прячьте от него эти картинки подальше, пока он учится! Допускайте к просмотру картин только после окончания школы!

noseenprob.blogspot.ru

Достали «языка» (картина) — Циклопедия

Решетников Ф. П., «Достали языка» (1943 г.)

«Достали „языка“» — картина советского художника Ф. П. Решетникова

Холст, масло. 74 х 91,5

Время создания: 1943[1][2][3] (иногда указан 1945 г.[4][5])

Место создания: Москва[6].

Современное местонахождение картины: Брянский художественный музей[2][4][5].

[править] История создания

Этим жанровым полотном художник начал целый цикл своих картин на детскую тематику[4].

Причем произошло это неожиданно во время Великой Отечественной войны.

Приехав в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну[7]. Дети всегда играют в то, чем живут взрослые. Страна жила Великой Отечественной войной с Гитлером и ожиданием победы. В это и играли дети.

А дальше художник просто запечатлел на холсте увиденное[7].

Так, неожиданно для себя, Ф.Решетников открыл для своего творчества новый жанр — детство. Правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова[8].

Решетников стал мастером-создателем эталонных соцреалистических произведений о детях СССР. Его картины с четко построенной фабулой всегда идейно-политически выдержанны[5]. В этом жанре детской тематики, как сказано в официальных и официозных работах искусствоведов, «Художник с присущим ему добрым юмором и наблюдательностью показывает отражение происходящих событий на сознании детей»[4].

И действительно — на полотне изображена детская игра в летний солнечный день.

Среди детей — верный домашний друг пёс — без домашних животных не обходятся картины Решетникова детской тематики, почти в каждой его «детской» картине присутствует четвероногий спутник жизни — как символ детства и олицетворение человеческой доброты и гуманизма (ну куда они, животные, без хозяина!)

Дети — оборванные и нищие военные дети — играют в войну. Вот стоит явный лидер мальчишеской компании; натянув на голову военную пилотку с красной ленточкой — символ красноармейцев, он готов учинить жестокую расправу над врагом, а его преданные друзья поддержат своего старшего товарища в любой момент.

А вот и тот, кого назначили врагом — маленький, упирающийся… За что его назначили во враги, чем не угодил этим «героическим» соседским ребятам… Ведь наверняка не по своей воле пошел во «фрицы». Да он и не пошел, он не хочет! Но не может вырваться из цепких рук держащих его дворовых товарищей, один из которых даже наклонился к нему, словно объясняя: да чего вырываться, это же такая игра идёт в стране.

Дети играют в то, во что и взрослые — в то, что происходит на самом деле.

Картина четко выдержана в духе социалистического реализма[6].

В 1944 г. — то есть еще до окончания войны — это полотно экспонировалось на выставке «Героический фронт и тыл»[7].

Картина «Достали языка» была принята как вполне соответствующая духу времени и поначалу получила распространение[3], но в последующие годы ее популярность стала утрачиваться и уж точно не достигла такого размаха, как другие, более поздние, произведения Ф. Решетникова той же детской тематики — «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». И тому есть причины.

Картина запечатлела жестокий момент в детской игре, за которой стоит чёткое разделение на «своих» и «чужих», когда любого человека можно обозначить как врага. И на роль врага обречены самые маленькие, самые беззащитные[7].

Если в созданной позднее картине «Опять двойка» художник показал зрителю лицо и глаза явно отрицательного персонажа — и оно, это лицо, оказалось таким милым и симпатичным, таким живым, таким настоящим, что все зрители оказались на стороне этого отрицательного двоечника, — то в «Языке» глаз и страданий ребенка, назначенного во враги, мы не видим. Мы не знаем его переживаний, а видим лишь худенькую фигурку несчастного, чем-то не угодившего другим мальчишкам, и потому назначенного «врагом».

За этой игрой стоит время. Время войны. Но не только. Война проходила во вполне определенных сложившихся условиях — происходящего в СССР.

Кто он, этот тщедушный, упирающийся ребенок, чем не по нраву тому, натянувшему на голову символ Красной армии и потому считающему себя хозяином положения? Если в более поздних картинах Ф. Решетникова («Прибыл на каникулы» — 1948 г., «Опять двойка» — 1952 г., «Переэкзаменовка» — 1954 г. и др.) обозначено добро, то тут перед зрителем разворачивается сцена травли.

  1. ↑ Решетников Ф. П., «Поймали языка», 1943 год.
  2. ↑ 2,02,1 Фёдор Павлович Решетников
  3. ↑ 3,03,1 Решетников Федор Павлович
  4. ↑ 4,04,14,24,3 Решетников Фёдор Павлович. Достали «языка»
  5. ↑ 5,05,15,2 Достали «языка»
  6. ↑ 6,06,1 Коллекция: мировая художественная культура
  7. ↑ 7,07,17,27,3 Ф. Решетников: картины
  8. ↑ Решетникова Любовь Федоровна

cyclowiki.org


Смотрите также