Эль Греко, картина «Погребение графа Оргаса»: описание, интересные факты и отзывы. Картина похороны


Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»

Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»

Работа Гюстава Курбе посвящена его деду, после похорон которого, художника и осеняет мысль запечатлеть это событие на холсте. Многие из присутствующих горели желанием оказаться на картине. Так оно и произошло. Как говорил после художник, было очень трудно разместить такое количество народу в своей маленькой мастерской. Ему позировали и викарий, который проводил обряд, и мэр города, присутствующий на похоронах, а также обычный люд, воспевавший покойного. Многие, кого Курбе забыл пригласить, обижались на него, требуя своего участия.

Мрачную атмосферу похорон подчеркивают, как гримасы на лицах присутствующих, так и фон неба. Многие не выдерживая, прятали свои лица под платками, другие же проводили обряд с безмятежными лицами. Учитывая, что большинство работ Курбе потемнели со временем, то можно предположить, что действие разворачивается среди белого дня. Также эта догадка кажется справедливой, если учесть белые облака в правом краю картины.

Слева мы можем наблюдать людей в шляпах, которые несут гроб. Их лица опущены вниз, что подчеркивает значимость покойного при жизни. Грусть заметна и на почетных гостях. К примеру, мэр в своей черной треуголке. Он находится возле погребальной ямы и протягивает руку. Рядом с ним находится, по сей видимости, близкий родственник Курбе. Присев на одно колено, он дожидается, когда гроб будет опущен.

Особенно бросается в глаза крест с распятым человеком. Поначалу это вызывает недоумение, ведь откуда взяться такому явлению посреди французских земель. Да и времена, судя по одеждам присутствующих, близки к 18-ому веку. Однако если присмотреться получше, то становится ясно, что это крест с распятием, который держит в руке служитель церкви. Тогда все встает на свои места.

opisanie-kartin.com

Гюстав Курбе Похороны в Орнане: Описание произведения

В 1849 году скончался Жан-Антуан Удо – дед Гюстава Курбе по материнской линии. Курбе был очень привязан к этому человеку, так что, получив печальное известие, тотчас отбыл на малую родину – в деревню Орнан. По возвращении в столицу он представил на парижском Салоне картину «Похороны в Орнане». Эта, казалось бы, вполне безобидная премьера едва не обернулась похоронами репутации самого Курбе.

Трудно поверить, но современники Курбе сочли это традиционное в смысле техники и выглядящее (по нынешним меркам) старомодным полотно, во-первых, революционным и новаторским. А во-вторых - оскорбительным и недопустимым.

Курбе подвергся яростной критике, а его картина стала объектом многочисленных карикатурных пародий. Один из рецензентов писал: «Огромное черное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание... В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением».

Однако, главная претензия, которую предъявляли Курбе, заключалась в том, что сюжет, требующий героического пафоса или библейских пропорций, он буднично перенес в обыкновенную французскую провинцию.

Любопытно, что выставленные Курбе на парижском Салоне картины «Послеобеденный отдых в Орнане» и «Дробильщики камней», также живописавшие будни простолюдинов, были встречены благосклонно.

Парижские аристократы были готовы умиляться кантри-сюжетам, в которых чернь выпивает или машет киркой. Однако вопросы жизни и смерти в деревенском контексте – тут уже попахивало социализмом.

Всю свою жизнь Гюстав Курбе оставался верен своим собственным творческим принципам. Впрочем, нельзя исключать, что его преданность реализму была обусловлена тем, что у Курбе попросту было неважно с воображением. Недаром, познакомившись с Коро, Курбе однажды признался: «Я не такой мастер, как вы, господин, Коро. Я принужден писать только то, что вижу».

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru

Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»

Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»

Семирадский изображает на картине кульминационный момент традиционного русского обряда погребения. У самого можно увидеть стоящего мужчину. Он уже поджег факел и вот-вот переместит этот огонь непосредственно под ладью.

Сначала покойного поместили во временную могилу, а теперь достали для совершения главного действа. Мы видим, что на него надели лучшие одежды, впечатляющие своим богатством. Затем его посадили в ладью, рядом положили все его оружие и расставили еду. В жертву принесли различных животных. Выбрали из девушек одну, которая станет женой этого умершего. Она будет сожжена вместе с этим богатым русом.

Живописец создавал картину на основе первоисточника. Темами многих его творений стали сюжеты, взятые из Библии. Он брад древние тексты и по-своему их толковал. Это давало ему возможность самовыразиться. Не стала исключением и картина о похоронах богатого руса. Источником стал подробнейший рассказ об этом обряде арабского посла. Он увидел, как сжигали и погребли тело умершего человека на великой Волге реке. Путешественник детально описывает обряд, который продолжался десять дней.

Художник трактует сюжет по-своему. В его картине масса деталей. Именно поэтому ее хочется рассматривать, находя все новые и новые подробности этого обряда. Впечатляют экспрессивные мазки и яркие краски. Создается полное ощущение реальности происходящего. Все персонажи этого полотна максимально объемны и осязаемы.

Зритель чувствует себя невольным свидетелем происходящего. Обряд изображен с натуралистической точностью. Такое творение живописца поистине впечатляет особым взглядом событий и необычной интерпретацией сюжета. Картина изобилует экспрессией. Мы чувствуем, как художник смакует этот древний обряд, уделяя внимание каждой детали.

opisanie-kartin.com

Генрих Ипполитович Семирадский, "Похороны знатного руса": описание картины, история создания

Самое главное, что русы и славяне – далеко не одно и то же. Из русов или руси состояла воинственная скандинавская дружина князя или другого феодала. Славяне, как народ не воинственный и оружием профессионально управляться не умеющий, в битвах не участвовали. Поэтому похороны совершаются над русом не по славянским, а по скандинавским обрядам. Этому свидетельство - богатый этнографический материал, который ученые всего мира стали активно собирать в XIX веке, чтобы узнать свои корни, свой менталитет. Много времени провел в библиотеках, собирая необходимые сведения для картины, Генрих Семирадский. «Похороны знатного руса» стали новой вехой в его творчестве.

Как совершался погребальный обряд, если следовать сагам и поэзии скальдов

Для начала обязательно сооружалась лодка или корабль, который унесет душу в загробный мир. Это требовалось, чтобы его душа по ошибке при погребении случайно не вернулась на землю и не забрала с собой кого-то еще. За верностью соблюдения обычаев следили очень строго. Только при выполнении каждой мельчайшей детали ритуала умерший направится в загробные места и не вернется в мир живых. Эти подробности знал Генрих Ипполитович Семирадский и отразил в картине «Похороны знатного руса». Описание картины будет дано ниже.

Подношения

Они совершались только в соответствии с положением покойного в обществе. Кому-то было достаточно и одной курицы. Знатному человеку полагались богатые жертвы. Это были музыкальные инструменты, богатое оружие, кони в различном количестве, напитки, вызывающие опьянение, фрукты, петух, курица.похороны знатного руса описание картины Кроме этого, в ритуале были и человеческие жертвы. Это, как правило, была подготовленная, опьяненная девушка, которая не отдавала себе полного отчета, что она просто умрет. Смерть она воспринимала как выражение любви к своему господину. Таковы первоначальные пояснения, которые надо дать перед просмотром картины «Похороны знатного руса». Описание картины уточнит многие детали.

История создания

В 1883 году на Волге рядом с городом Булгар была создана огромная картина: многофигурное полотно, в котором сказалась и глубокая эрудиция художника, и его мастерство как живописца, принадлежащего к классической школе.рассказ по картине Как базовую информацию он использовал описание похорон руса арабским путешественником 10 века. Он писал, что процедура захоронения длилась 10 дней. Покойного укладывали в холодное место (часто, если была такая возможность, обкладывали льдом). Само место сожжения готовилось примерно таким образом: готовилось кострище размером 3Х4 м или 4Х6 м в виде кольца диаметром 7 м. Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев. На картине этого не видно. Это помешает рассмотреть действующих лиц. Семирадский («Похороны знатного руса») сознательно исключил этот элемент из картины. Но в повседневности ограда присутствовала. Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны только березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.

Как делили собственность и готовили женщину

Его собственность делили на три части. Одну часть оставляли его женщинам, другую использовали для похорон, и последнюю – на похоронный пир. Тризна означала не пир, но совсем другое – боевые ристалища после похорон. Знатному русу шили дорогие одежды. В данном случае из златотканой парчи. Он сидит на богато украшенном ложе.генрих ипполитович семирадский Рядом с ним подготовленная к жертвоприношению рабыня, которая держит в руке опьяняющий галлюциногенный напиток. Ее опаивали все десять дней, и ей очень многое позволялось в течение этого времени: давалась свобода в отношениях с мужчинами, например.

Кульминация

На картине изображен самый последний момент перед началом захоронения. Так происходят похороны знатного руса. Описание картины: уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда. Стоят цветы. Сам рус одет дорого, помимо парчового одеяния с золотыми пуговицами, на нем шапка, отороченная соболем, красные сафьяновые сапоги. Ложе устлано коврами, над головой шатер. Рядом – рабыня, украшенная бусами и ожерельями, дорогими серьгами, в ее волосы вплетены украшения, она сейчас с минуты на минуту погибнет, ибо за спиной стоит ведунья, которая ее заколет кинжалом.семирадский похороны знатного руса Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина. Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов строгий муж средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию. Тема настолько колоритна, что можно написать рассказ по картине.краткое описание картины похороны знатного руса Колорит интересен тем, что в нем практически не используется ни карминовый, ни кумачовый цвета – только золото и умбра (синий). Красные вкрапления имеются, но не они определяют колорит картины. Уже близятся к концу похороны знатного руса. Описание картины дает довольно полную расстановку действующих на ней главных лиц.

Рассказ рабыни-жертвы

"Я простая рабыня, посмотрите, какой я была.генрих семирадский похороны знатного руса Я теперь счастлива, как меня одели и украсили дорогими самоцветами, серебром, золотом, жемчугом. Я давно мечтала, что Господин обратит на меня внимание, и я стану его наложницей. И вот сейчас, когда он не говорит ни да ни нет, пришло мое время сказать: «Да, ты мой Господин и в этом, и том мире. Я пойду за тобой, как верная собака». Ну, что вы все стоите, налейте мне еще пенного меда. И переменю-ка я свой наряд, чтоб каждый видел, как хороша будет жена Господина, и вплетите мне в волосы цветы. рабыняТы, парень, ты мне понравился. Подойди-ка поближе. Ты будешь со мной сегодня веселиться всю ночь до самого утра. Вот уже и солнце встает. Поднимите меня, невесту, над воротами. Ах, видела я батюшку и матушку. Радостью светятся их лица. Что говорят, не разобрала, но что-то доброе. Поднимите еще разок. Видела теперь всех свойственников и сродственников своих из мира заупокойного. В третий раз поднимите меня, да налейте чарку пополнее, пересохло все во рту. Вижу, вижу Господина моего. Сидит, молод, прекрасен, в полной своей силе в зеленом саду, вокруг дерева в цвету, на него лепестки душистые осыпают, ноги в траве-мураве утопают, кругом благоуханье от цветов на поляне, и алых, и синих, и золотых. А рядом-то отроки и мужи его, все собрались. Зовет меня к себе. Так ведите меня к нему быстрее, чтобы долго не ждал меня". Такой рассказ по картине «Похороны знатного руса» будет соответствовать исторической правде.

Краткая биография художника

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902) родился в семье польского врача. Он окончил Харьковский университет, продолжил учебу в качестве художника. Основную часть жизни он прожил в Риме, вдохновляясь античными мифологическими и библейскими сюжетами.семирадский Картины выполнены в стиле классицизма. Они обычно имели большие размеры, такие, что требовались специальные подъёмники для их поддержки. Картины многофигурные, строги по колориту и композиции. Все точно выверено. Но он не замыкался в этих рамках. Много и плодотворно работал над портретами и пейзажами. Участвовал в росписи Храма Христа Спасителя. Если в молодости художник остро нуждался, то в зрелом возрасте стал состоятельным человеком и оставил семье достойное наследство.

Таким был выдающийся художник Семирадский, оставивший в государственных и частных коллекциях свои произведения. Краткое описание картины «Похороны знатного руса», выдающегося эпического произведения, являет собой данная статья.

fb.ru

Франсиско Гойя Похороны сардинки: Описание произведения

Франсиско Гойя – специалист по жутким историям и непростым для понимания сюжетам. Его «Капричос» даже сопровождались подписями, без которых сложно, а иногда и совсем невозможно понять замысел Гойи. Но картина, о которой пойдёт речь, не вписывается в этот ряд персональных фантазий Гойи. «Похороны сардинки» – это не произвол авторской фантазии, а реально существовавший в Испании ритуал с лёгким привкусом абсурда.

Зачем испанцам хоронить сардину?

В пепельную среду – день, предшествующий началу Великого Поста, жители Мадрида и других городов Испании, а также испанских колоний в Латинской Америке, шумной толпой высыпали на улицы. Многолюдная процессия несла впереди себя большую рыбу (сделанную из подручных материалов). Со всех сторон раздавались притворные рыдания и громкий потешный плач. Ближе всех к безвременно почившей рыбе располагались громко стенающие «вдовы» с черными усами – группа ряженых испанских мужчин. Все идущие изображали безутешную скорбь, неизбежно переходящую в народные гуляния с песнями и плясками. Задача похорон сардины та же, что у любого карнавала: повеселиться и покуражиться так, чтобы хватило на все семь недель предстоящего поста. В конце праздника чучело рыбы сжигали (совсем как чучело Масленицы во время аналогичного праздника), а пепел бросали в воду.

В наше время этот обычай с соблюдением всех установленных ритуалов лучше всего сохранился на острове Тенерифе – самом большом из островов Канарского Архипелага, бывшей испанской колонии. Пиренейские конквистадоры в XVI веке экспортировали на Тенерифе из Испании не только грипп и оспу, но также католическую религию и сопутствующие ей ритуалы вроде потешных похорон мёртвой рыбы, нашедших отражение в известной картине Франсиско Гойи.

Версии происхождения «Похорон сардинки»

Похороны мёртвой рыбы бессмысленны только на взгляд рационалиста. Но в карнавальном сознании, переворачивающем мир вверх ногами и предпочитающем порядку – весёлый хаос, ничего невозможного не существует. По одной из версий, похороны сардины – это трансформация другого карнавального ритуала, еще более древнего. Когда-то в Испании накануне поста принято было погребать специально для этой цели заколотого поросёнка. Название такого жертвоприношения – cerdna – было созвучно слову «сардина», так что со временем и хоронить стали её: чем абсурднее, тем веселее!

Другая версия приурочивает ритуал как раз к эпохе Гойи: якобы при короле Карлосе III, первом покровителе художника, народ во время карнавала угостили протухшими сардинками. Но угощение сопровождалось таким количеством вина, что подданные Карлоса III не обиделись, а решили учредить торжественные похороны безвременно усопшей рыбы.

Место картины в творчестве Франсиско Гойи

Фред Лихт, специалист по творчеству Гойи, пишет: «Похороны сардинки» – одно из самых удивительных и виртуозных из дошедших до нас произведений кисти Гойи. Редко кто достигал такой решительности и смелости мазка. Каждый мазок является каллиграфическим чудом и в то же время с виртуозной точность живописует выражения лиц и эмоциональный заряд каждой позы или жеста. Глядя на картину, мы оказываемся где-то посередине, в идеальной точке равновесия между гобеленами Гойи и его «черными картинами». Буйное народное веселье первых постепенно сменяется тревожностью последних. В потемнении колорита, в неоднозначной маске на стяге и особенно в избыточности жестов и движений зритель начинает смутно ощущать беспокоящий подтекст массовой истерии, лежащей в основе фиесты».

Реванш «Похорон сардинки»

Сейчас «Похороны Сардинки» хранятся в Королевской академии Сан-Фернандо (Мадрид). Интересно, что в 1763-м и 1767-м годах юный Гойя, страстно желавший там учиться, подавал свои работы на конкурс, но его не приняли, поскольку необычный стиль Гойи оказался слишком далёк от представлений академиков о прекрасном. Однако теперь Гойя рассматривается как величайший художник Испании после Веласкеса, а Академия Сан-Фернандо почитает за честь иметь его картины, в том числе «Похороны сардинки», в своём собрании.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Похороны сатаны | Русь Великая

   День сегодня для меня обычный, ничем не примечательный. Но тем не менее были в нем приятные сюрпризы и сюжеты. И я с вами поделюсь этим, тем более что мозаика получилась преинтересная. Начала она складываться на днях, когда мне принесли интересное видео про антихриста, где по полочкам были разложены все аргументы и факты. И оспаривать я там ничего не буду, возьму оттуда только древнее полотно или фреску и то напрокат, чтобы показать вам свое видение похоронной картины. Да, не пугайтесь, это приятные похороны, ибо провожают в последний путь сатану, что и соответствует нынешнему этапу эволюции. Картина за окном и на стене так и называется "Похороны сатаны" и там нам подсказки нужные даны. Находится она в кафедральном соборе Вероны, что тоже является знаковым, ведь Любовь спасет мир.

  Итак, прочитаем это послание из 14-века, прибывшее спецрейсом в 21-й. Первое, что выхватывает мой поэтический взгляд, это ростовую разновидность индивидов. По сравнению с двумя центральными фигурами труп просто карлик, женщина с жетвоприношениями чуть пониже центровых из поднебесья, и парочка слева от них тоже из разряда карликов. И сейчас объясню, что это значит, на мой взгляд. Насколько я понимаю, рост - понятие духовное. И в ребенке с усами, который молится на сатану, я легко узнаю образ наивного народа, в чем я сегодня еще раз убедилась благодаря откровениям бабы Вали, которая пыталась встряхнуть народ и заставить его бороться за свои права. В женщине, сострадательно относящейся к покойнику, легко узнается наша знать в лице Титовых, Жириновских и прочих либералов. В тетеньке с корзиной и черным петухом я вижу Церковь, совершающую обряды и благосклонно относящуюся к кесарю даже в таком обличье. Правая рука в виде копыта ее нисколько не смущает. На лице нет удивленья. Единственный, кто обескуражен до такой степени, что боится и взглянуть на копыто, это вельможа рядом с пророком, объясняющим природу возникновения копыта на правой руке. А мы-то знаем, что это печать дьявола, ведь именно правой рукой совершаются преступления - лихоимства, убийства и прочие мерзости. Еще стоит обратить внимание на покрывало - то, под каким прикрытием совершаются преступления сатаны. В этой раскраске легко угадывается Георгиевская ленточка. Именно под покровом патриотизма антихрист вершит свои грязные дела. И тут в мою мозаику внезапно вклинивается вдруг выступление джигита, найденное сегодня на лужайках Макспарка. https://youtu.be/UohXYT1IZA4 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=276&v=UohXYT1IZA4

А мне к этому и добавить нечего. А вот про центральные фигуры высокого роста я выскажусь при помощи пророчеств Василия Немчина, живущего в те же времена, что и создатели фрески - в 14-м веке.

"Перст божий укажет на людей, которые в конце концов выполнят миссию, но только когда появится последний из них (а последним будет "делающий добро"), только тогда это слово будет прочтено, будут прочтены эти слова...Этот человек, по утверждению Василия Немчина, будет глашатаем, пророком, будет много говорить, изрекать истины, но его не станут слушать...СПАСЕНИЕ РУСИ ПРИНЕСЕТ ЧЕЛОВЕК ИМЕЮЩИЙ ДОБРО В НАЧАЛЕ СВОЕГО ПРОЗВИЩА и отличающийся исполинским ростом".

  Последнего правителя тьмы он называет карликом с темным лицом (темная личность). И в этой мозаике мы видим уже четкую картинку. Вот человек в черных одеждах (что указывает на монашество, а шапка на власть) указывает перстом на сатану, обличая его. И здесь стоит отметить, что у него в одеяниях те же цвета, что на покрывале, что делает намек на те же ценности - патриотизм и забота о людях, добытые нелегким путем - путем жертвенности. И отличие между двумя сущностями в средствах достижения цели, у одного - это хождение по мукам, у другого - по трупам. Потому и вид у них разный, у одного - несуразный, у другого - прекрасный. Не будем показывать пальцем, это за нас уже сделали. Нам остается только подвести черту, чтоб не дать черту и далее пить кровь России.

Спасибо за внимание и понимание.

Примечание. рупор бабы Вали https://www.youtube.com/watch?time_continue=353&v=5IPlm8SJSt4

разоблачение антихриста

maxpark.com

описание, интересные факты и отзывы

Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – испанский художник греческого происхождения. В Испании он получил прозвище Эль Греко, то есть грек. Не сохранилось ни одного портрета, о котором с уверенностью можно сказать, что это Эль Греко. Все они только предположительны.

Некоторые сведения о художнике

Он родился на о. Крит и первое время писал православные иконы, что, несомненно, наложило отпечаток на стиль его работ. Затем он учился в Италии, которая в это время утрачивала гармонию Возрождения и теряла связи между духовным и телесным.

погребение графа оргаса

В 35 лет он переехал на Пиренейский полуостров. К этому времени его стиль был выработан. Его невозможно было сравнивать вообще ни с каким живописцем ни раннего, ни позднего времени. Он – единственный, уникальный. Повторений не было.

В Толедо, уже прожив десять лет в Испании, Эль Греко напишет совершенно оригинальное и необыкновенное произведение. Это картина «Погребение графа Оргаса» (1586). Работа было выполнена по заказу церкви Сан-Томе, в которой прихожанином был сам живописец. А заказчиком выступил его друг, священник этой церкви Андрес Нуньес.

Эль Греко, «Погребение графа Оргаса»: описание картины

Необычен сюжет заказанной работы. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. Он сделал богатые пожертвования для церкви, где его похоронили, а после его смерти возникла легенда о чуде. Благочестивого графа, если следовать этой истории, в гроб опускали спустившиеся с небес св. Августин и св. Стефан. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной.погребение графа оргаса эль греко Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем.

Композиция небес картины

Есть предположение, что она связана с иконой «Успение Богородицы», которую написал Эль Греко примерно в 1567 году. Картина похорон графа четко разделена на две зоны, в каждой из которых происходят чудеса. Внизу, в земной части, тело усопшего графа бережно поддерживают слева молодой святой Стефан в облачении диакона, а справа – святой Августин в одеждах епископа.

На небеса через расступающиеся облака душу графа, уподобленную легкому выдоху, возносит ангел, и там ее встречает находящийся в центре изображения и являющийся вершиной и Светом мира сам Иисус Христос, справа от которого расположена фигура Богоматери, а слева – Иоанна Крестителя. Эта группа имеет форму овала.

картина погребение графа оргаса

Справа эта линия проходит через двух святых, находящихся чуть выше Иоанна Крестителя и одетых в яркий оранжевый плащ (Иаков) и синий хитон (Павел). Слева св. Петр с двумя ключами не вписывается в этот овал. Но Христос указывает ему рукой отрыть врата для души графа. Призрачные изображения кардинала Таверы и короля Филиппа II находятся в волнах облаков. Слева изображен царь Давид с арфой в руках, Моисей со скрижалями Завета и Ной. Весь сонм святых, праведников и мучеников, написанных ирреально, бесплотно, в византийском стиле, видит только священник, который поднял взгляд наверх. Так свершается погребение графа Оргаса в дольнем мире.

Композиция земного мира

Если верхняя часть полотна уводит дух в высшие сферы, то нижняя достаточно реальна. Скорбное погребение графа Оргаса и его переход в мир иной сопровождают вполне реальные люди – дворяне, духовенство и монахи (доминиканец и францисканец). Это портреты современников художника.

картина эль греко погребение графа оргаса

Справа на первом плане, держа в руках молитвенник, стоит священник Андрес Нуньес. Мы его видим в профиль. Второй священник одет в стихарь, тонкий и прозрачный, который перекликается по колориту с верхней частью композиции. Именно он связывает мир земной и небесный, который открылся ему одному, и с которого он не спускает глаз. Мальчик-паж – это сын живописца. Он рукой указывает зрителю на святых, которых как будто не замечают участвующие в церемонии люди. Ребенок связывает два мира – написанной картины и внешний, реальный, земной. Эти две фигуры – ребенок и священник – ключевые в композиции.

Погребение графа Оргаса, которому сопутствует чудо, охвачено единством, которое сдержанно переживают испанские дворяне. Их лица внешне бесстрастны, но все они как будто отгорожены от внешнего мира с его соблазнами. Их переживания выражены в утонченных бледных лицах с сомкнутыми губами и сдержанных движениях их изящных рук. Предполагается, что здесь написаны не только реальные толедские дворяне, но и сам Эль Греко. Его лицо прямо смотрит на зрителя. Именно на него указывает поднятая вверх рука над головой св. Стефана.

погребение графа оргаса описание

На полотне нет конкретных примет места действия. И общий свет идет ниоткуда, он просто разлит в нижней части картины. Даже погребальные факелы не отбрасывают отблесков. Само погребение графа Оргаса Эль Греко выполнил в форме овала. Его образуют фигуры святых. Это и есть композиционный и цветовой центр нижней части. При этом по отношению к верхнему овалу он смещен влево. Сами образы святых воплощают высшую духовную красоту. Так постепенно описывается картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса».

Колорит

Он весь построен на торжественном и траурном слиянии черных, серебристо-серых и золотистых холодных тонов. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты. Но даже золотые одеяния святых не несут тепла. Холодно светят и факелы, один из которых почти касается крыла ангела в холодном желтом с зеленоватыми отблесками одеянии. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы. Весь заоблачный мир наполнен плотными, но одновременно полупрозрачными, с твердыми краями, серовато-серебристыми облаками. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых.

эль греко погребение графа оргаса описание картины

Ярко выделяются только белеющая фигура Иисуса, уходящая в золотистые глубины, крупно выписанный Иоанн Креститель и алое платье с синим плащом Марии. Она, опустив руку, касается полупрозрачной пелены, в которую завернута душа графа, и по-матерински ее встречает. Так написал Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Описание не может передать, как соединил художник реальный и возвышенный миры в картине.

Как восприняли современники картину

Алтарный образ, который создал Эль Греко, привел в восторг жителей Толедо. Ведь полотно рассказывает о тайне пересечения порога смерти, о том, что в это время человек не один: ему помогает искупитель Иисус Христос, его Мать, которая является и нашей Матерью, и все святые на небе – наши старшие братья. Все приходили полюбоваться замечательным огромным полотном, на котором узнавали видных горожан, аристократов, священников. Даже иностранцы приезжали в город только затем, чтобы посмотреть это произведение.

эль греко погребение графа оргаса описание

Художник тщательно продумал, как связать полотно с интерьером маленькой церкви, и оно органично в него встроено. Слава Эль Греко выросла неимоверно. Он был в ее зените. Другие его работы были увезены за пределы города и Испании, а эта никогда не покидала скромной церкви, которую некогда перестроили из мечети после окончательного изгнания мавров. Правда, на некоторое время картину снимали, и она находилась в кладовых церкви. Но потом она вновь была выставлена. Сейчас к ней сделана подсветка, и ее загородили решеткой.

Интересные факты, связанные с картиной

Полотно Эль Греко «Погребение графа Оргаса», описание которого было дано в статье, имеет несколько странных историй, связанных с ним:

  • Сеньор Оргас оставил после своей смерти завещание, по которому жители должны были уплачивать налог на благоустройство церкви. Его воля не была выполнена. Возникло судебное дело, которое закончилось тем, что деньги для храма были получены. Имея их, священство сделало заказ на написание картины художнику Эль Греко.
  • Живописец получил четкие указания, что именно должно быть изображено: саму легенду об участии святых в скорбной церемонии и портреты известных горожан. Полотно должно полностью закрыть одну из стен церкви. Мастер сумел выполнить всё, не стеснив себя как творца.реставрация
  • Портреты изображают не только местных аристократов, но и приходского священника, и сына художника, и предположительно его самого и членов военно-религиозного ордена (на их одежде есть красные кресты).
  • Картину оценили не только современники, но и сам художник считал ее своим высшим достижением.
  • Оплата, однако, не соответствовала ни художественным качествам, ни тщательности детального исполнения заказа и была низкой – всего одна тысяча двести дукатов.

Отзывы туристов, посетивших Толедо

Российские туристы единодушно восхищены картиной Эль Греко. Все в один голос говорят, что посетить Толедо стоит хотя бы только для того, чтобы ее увидеть. Отметим, что многим понравилась и сама маленькая церковь Сан-Томе, и кафедральный собор св. Марии, и крепость Алькасар. Говорят также, что фотографировать в церкви запрещено, но фактически многие сделали фотографии.

Увидеть другие работы мастера можно в его доме-музее.

fb.ru


Смотрите также