Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова. Картина помпей


Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова описание

Последний день Помпеи

Известно, что Брюллов сам посетил Помпеи, город, который был разрушен извержением вулкана Везувий, и еще во время своего нахождения там делал множество набросков и зарисовок для своей будущей картины. Его поразила разрушительная сила природы и то, на что она способна. Под этим влиянием он смог создать по истине шедевр мировой культуры и живописи.

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане. При создании бурлящей лавы Карл Петрович Брюллов использует ярко-красный цвет, чтобы изображённые брызги бурлящей жижи из жерла вулкана выделялись на фоне тёмного неба.

Вокруг рушатся здания. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Каменные блоки, из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Испуганное животное пытается избавиться от мешающего наездника, чтобы умчаться прочь от опасности. Рядом с лошадью расположилась толпа. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.

В самом центре лежит мёртвая красавица. Её драгоценности рассыпаны вокруг бездыханного тела, а шикарные одеяния разорваны. Используя этот образ Брюллов ещё раз доказывает тщетность материальных богатств. На девушке лежит испуганный ребёнок. Он не понимает, почему мама до сих пор не встаёт. В левом краю картины показаны люди, пытающиеся спасти вещи. В испуге юноши и девушки пытаются укрыться руками от надвигающегося стихийного бедствия.

Несмотря на всю мрачность картины, люди получились очень живыми. Так и кажется, что вот-вот они засуетятся, забегают по картине в надежде спасти свою жизнь.

При упоминании имени Карла Петровича Брюллова многие вспоминают такие шедевры русской живописи как «Итальянский полдень», «Всадница», портреты знаменитых людей. За сюжетами художник обращался и к литературным произведениям (например, «Гадающая Светлана» по балладе Жуковского «Светлана»), и к мифам («Нарцисс смотрящийся в воду») и к истории («Смерть Инессы де Кастро»). К последнему жанру относится и картина «Последний день Помпеи».

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Автор использует довольно смелые краски для того, чтобы показать картину более устрашающей, как она возможно была на самом деле. Страшная трагедия, которая унесла за собой множество жизней, город и целую культуру. Смотря на картину, мы чувствуем ее глубину и пространство происходящего, будто бы мы находимся внутри картины и переживаем эту историю вместе с жителями Помпей.

На картине изображено множество людей, жизнь которых уже была обречена. В левом углу мы можем увидеть лицо самого автора и трижды изображена возлюбленная Брюллова, графиня Самойлова – девушка с кувшином, распростертая женщина на мостовой с ребенком и женщина, в левом углу, прижимающая своих детей.

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти. Сыновья, которые уносят своего отца. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов. Толпа беглецов. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти.

На заднем фоне, художник очень детально изображает сам вулкан. Огонь и лава, которые как бы падают на людей с небес. Молния разрывающая небо и человеческие жизни пополам.

Брюллов напоминает нам этой картиной, что главное в этом мире человек и его близкие. Как в один момент случайный человек может стать жертвой случая и потерять все за секунды, включая родных, близких и даже свою собственную жизнь, при этом будучи абсолютно бессильным против стихии.

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Чувства картины Последний день Помпеи

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Брюллова Бахчисарайский фонтан

    Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.

  • Сочинение по картине Васнецова Царевна-лягушка 5 класс

    Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.

  • Сочинение по картине Войско фараона в походе (рисунок)

    Перед зрителем предстает картина с войском фараона: конница и пешие воины. Как известно, в Египте на протяжении длительного периода набирали воинов из простых людей, то есть не существовало регулярной армии. Как говорится, каждый – пахарь, каждый – воин.

  • Сочинение по картине Юона Пейзаж с лыжниками 6 класс

    Очень красочно показана красота русских земель, их бескрайность и заснеженность равнин и склонов. Все поля и леса в белоснежном искрящемся снегу. Он не просто белый, а немного с голубым и даже желтым оттенком

  • Сочинение по картине Нестерова Лель. Весна 5, 8 класс

    Михаил Васильевич Нестеров – талантливый советский художник, живописец. Один из участников уникального товарищества передвижных выставок, с помощью которых в то время деятели искусства знакомили простой

sochinimka.ru

посещение древнего города Помпеи и Везувия, Италия

Всем известны Помпеи с самого детства — знаменитый древний город, который погиб от извержения Везувия и был погребен заживо под лавой и пеплом. Италия манила меня с самого детства, но мне почему-то никогда не приходило в голову, что я побываю и на развалинах знаменитых Помпей. И вот этот день настал. Мы прибыли из Неаполя в Помпеи. Первое, что видишь — вход в город, который некогда был портом. Надо заметить, что сейчас море начинается наверное не расстоянии нескольких километров от этого места — вот как за 2000 лет поменялась береговая линия.

Извержение Везувия произошло в августе 79 г н.э. и длилось оно 2 дня.В первый день были стремительные выбросы ядовитого дыма из вулкана, которые очень быстро покрыли все близлежащие территории, в том числе настигли и Помпеи. Многие просто задохнулись от этого дыма в первый день. Говорят, было достаточно 1 раз вдохнуть чтобы сжечь себе легкие и умереть. Те, кому удалось сбежать и спастись, стали возвращаться в город после того, как дым рассеялся. И это была их роковая ошибка — в древности люди не знали наверное, что выбросы дыма — предвестник извержения вулкана. И вот на 2-ой день началось извержение вулкана, и тогда уже погибли все те, кто сумел выжить в первый день и вернулся в город. Такая вот печальная история.

вход в Помпеи

Большинство домов выглядит как-то так — разрушенные стены, остатки печей, посуды, пола.

Помпеи

Помпеи руины

А это центральная площадь древних Помпей (древние, потому что сейчас рядом есть новые, современные Помпеи, ничем не примечательное провинциальное поселение) — Форум. Вернее то, что от него осталось — колонны, восстановленные стены, арки храмов.

Помпеи форум

Помпеи фото

Панде здесь очень понравилось 🙂

Анечка в Помпеях

Путеводитель гласит о том, что когда город нашли, начались раскопки и сюда хлынули первые толпы туристов — все здесь выглядело менее разрушенным. Для посещения было открыто более 50 домов. Но туристы — они же такие, все любят потрогать, отломать камешек на память и т.д. — в результате чего половина домов, представлявших собой интерес, превратилась в такие же унылые руины, и тогда было принято решение разграничить посещение для туристов, установить ограды, а какие-то зоны вообще закрыть для туристов.

в Помпеях

античные храмы

А это и есть Везувий. Визуально — находится довольно-таки далеко, но видимо убийственная волна идет на большие расстояния.

Сейчас у Везувия нет пика, вместо него образовался кратер. Но до извержения это была одна гора с верхушкой и он был выше, нежели сейчас. На данный момент Везувий считается почти потухшим вулканом и такого страшного извержения он уже больше никогда не совершит. Но тем не менее — периодически бывают небольшие подземные толчки. Специалисты установили датчики контроля действия вулкана, и если вдруг он что-то и задумает опять — люди об этом сразу узнают и смогут предотвратить такое количество жертв.

Помпеи и Везувий

Помпеи, Италия

Городской кран с водой — уж не знаю новодел ли это или осталось с древних времен с небольшими современными доработками в виде крана. Но люди тут пьют воду и умываются. Я не рискнула.

водопровод в Помпеях

Пустынные улицы Помпей.

улицы Помпей

А это соседняя улица — здесь полно туристов.Благодаря лаве и пеплу, покрывшими город на 5-6 метров (а местами и на 8 метров), Помпеи являются чуть ли не единственным древним городом, который дошел до наших времен в первозданном виде и является уникальным памятником истории. Даже сейчас, глядя на руины, тяжело до конца представить как тут все выглядело 2000 лет назад.

туристы в Помпеях

В некоторых зажиточных домах сохранились бассейны, надписи, мозайка и рисунки на стенах. Сразу видно, что в таком доме жили не простые люди.

зажиточный дом Помпеи

Мы набрели на Малый театр

Малый театр Помпеи

По соседству с ним — форум. Здесь наверное тоже было место сосредоточия людей в античном городе.

античный форум

Остатки античного театра. Неплохо сохранился!

Помпеи статуи

Помпеи архитектура

Все места пронумерованы стальными табличками. Подозреваю, что здесь и по сей день устраивают небольшие камерные выступления.

арена в Помпеях

О, а это современные обитатели античных Помпей — злые псы! Они бродят по развалинам, на них можно наткнуться где угодно. Трогать их и кормить крайне не рекомендуется, т.к. собаки дикие, могут и укусить.

собаки в Помпеях

античный театр

Судя по рисунку на стене — еще один зажиточный дом. Правда кондиционер, стул и дверь — это конечно же новодел =)

дома в Помпеях

руины домов в Помпеях

картины Помпеи

А этот дом похож на красильную мастерскую или бани.

бани в Помпеях

Еще один хорошо сохранившийся дом

богатый дом с мозайкой в помпеях

Мозайка с собакой в дверном проходе — достаточно оригинально. Интересно, жила ли тут настоящая, живая собака?

мозаика с собакой Помпеи

надписи Помпеи

А это для нас оставили архитекторы — чтобы можно было увидеть, насколько был погребен город и как его поэтапно раскапывают.

Помпеи раскопки

Фотографии откопанных скелетов. В том числе и пес! Может, тот самый, который жил в зажиточном доме?

скелеты Помпеи

А это общественные бани.

прогулка по античным Помпеям

Воду наливали в сосуды, посетители бань черпали из них воду для банных процедур.

античные бани в Помпеях

быт античности

инструменты древних людей

А это Grande Palestra — похоже на большой сад или полигон, или очережнйо форум.

Grande Palestra

сады в Помпеях

Мы прошли город насквозь, и в самом конце расположен большой античный афмитеатр.

амфитеатр в Помпеях

зрительские сидения в амфитеатре

Кое-где сохранились надписи. Здесь наверное устраивали гладиаторские бои, соревнования и прочие зрелища, которые так любили посещать древние жители.

арена Помпеи

фото арена Помпеи

Идем дальше. Вообще, если верить путеводителю, то чуть ли не центральное место в городе занимает лупанарий — античный публичный дом. И чуть ли не на каждом шагу на стенах дома нарисованы фаллосы, которые указывают направление к нему. Но увы — мы прошли город насквозь, но так и не добрались до Лупанария, и не заметили еще ни одного фаллоса. Может куда-то не туда смотрели или шли? И вот мы решили возвращаться ко входу по другой части города. Вдруг нам тут повезет!

растительность в Помпеях

двор дома в Помпеях

древние Помпеи

здания в Помпеях

Ура! Мы нашли первый указатель на лупанарий. Правда он никуда не указывал, а просто нарисован мужской половой орган, смотрящий вверх дома. К слову — лупанарий находился полностью в противоположном направлении.

фаллосы в Помпеях

А вот еще один. Правда, больше мы их не встречали 🙂

указатели к лупанарию в Помпеях

руины древнего города

Если вы смотрели хоть один научно-документальный фильм про Помпеи, то эта статуэтка должна быть вам знакома (я себе, к примеру, прикупила магнитик с ее изображением). Это самый известный дом в Помпеях (правда, наверное, после лупанария) — дом Фавна. Данная статуя Фавна — копия, и именно в честь нее и назван дом.

статуэтка Фавна

дом Фавна

Зажиточный был дом, с собственным садом!

сад в доме Фавна в Помпеях

А это наверное картина о битве Александра Македонского (или ее копия).

картина о битве Александра Македонского

древние кувшины

По соседству с домом Фавна расположены термы Форума

термы в Помпеях

Неплохо сохранились

античные термы

орнамент в термах

термы в Помпеях

термы фото

античные купальни

Кафетерий, вживленный в античный дом

кафетерий в Помпеях

Во время раскопок, как только натыкались на останки людей, делали небольшое отверстие, заливали его гипсом и получался такой вот слепок человека, заживо погребенного под слоем лавы и пепла.

гипсовые слепки людей в Помпеях

жители Помпей

храм в Помпеях

А эти ребята удостоились меньшей чести — их просто погрузили в ящики и поставили на улице за решеткой.

скелеты жителей Помпей

По соседству — кувшины

античные кувшины

древние храмы в Италии

Мы снова на форумной площади города

поездка в Помпеи

Алтарь для подношений античным богам

Алтарь для подношений античным богам

О, а это тот самый лупанарий. Мы наконец нашли его! Оказалось очень маленькое здание, в котором было всего 4 крохотные комнаты. Кровати и подушки — каменные, не очень то удобно. размеры кроватей тоже маленькие — по ним можно судить о высоте людей, некогда живших тут.

лупанарий Помпеи

бордель в Помпеях

Знаменитые порнографические рисунки на стенах лупанария

рисунки в лупанарии в Помпеях

эротические античные рисунки

Ну вот и все, лупанарий был последним пунктом для посещения. Дальше мы решили отправиться в некрополис в музей откопанных останков людей. Наш путеводитель гласил, что он находился рядом со входом в Помпеи, но как мы позднее выяснили — он переехал, и ныне находится недалеко от Амфитеатра, т.е. в противоположной части города. Поскольку путь был далеким (сам город не такой уж и маленький, а бродить в 35-ти градусную жару по руинам не так то просто) — то нам пришлось смирится с тем, что мы уже увидели несколько скелетов и гипсовых слепков людей — и в общем нам этого хватило.

античный город Помпеи в Италии

За обедом нам подали пиво в таком вот кувшине — мохито!

пиво мохито

От железнодорожной платформы Pompei Scavi каждый час отправляются экскурсионные автобусы на Везувий — а что, удобно — посмотрел Помпеи и поехал на сам вулкан, чтобы посетить и его, виновника торжества. Нас везли вначале на автобусе порядка 30 минут, потом пересадили на вот такие бронированные специализированные машины, где надо было пристегиваться на каждом сидении, и уже на нем мы добирались почти до верхушки вулкана, насколько это возможно. Дальше — только пешком. Вот, мы уже в пути.

на Везувий

Надо заметить, что с точки зрения обуви мы были не подготовлены — не очень то удобно в шлепанцах взбираться на гору, пусть и по проложенным дорожкам. Вулканическая крошка постоянно забивается среди пальцев и доставляет массу неудобства при ходьбе.

подъем на Везувий

вид с Везувия

дорога на Везувий

Помпеи находятся где-то там, слева, где зеленый кусок на фотографии. Если учесть что там раньше была вода, то мысленно можно подвинуть береговую линию и представить как это выглядело раньше (подозреваю что до извержения вулкана)

вид на Помпеи с Везувия

Не помню почему нам так весело на этой фотографии. Но подниматься в гору мы уже устали к этому моменту.

экскурсия на Везувий

побывать на Везувии

А это путь, который себе проделывает спускающаяся вниз лава.

желоб от реки из лавы

Мы все выше!

Италия вид с Везувия

Ура, мы наконец поднялись до кратера! Вот так выглядит вулкан наверху.

фото Везувий

Кратер Везувия.

кратер Везувия

фотоотчет с Везувия

Кое-где до сих пор выходит горячий воздух из вулкана. Он хоть и практически не опасен, но все еще действующий.

фото кратер Везувия

Можете представить что тут было 2000 лет назад?

вулкан Везувий

Везувий был моей далеко не первой горой, но был первым вулканом, на который я взбиралась, пусть уже и не такой активный. Сама эта мысль очень сильно впечатляла и возбуждала.

фотографии на Везувии

на вершине Везувия

Далее наверху, после небольшой речи гида о том, в каком состоянии вулкан на сегодняшний день, можно отправиться на прогулку вокруг кратера.

прогулка по Везувию

Да, это вид на противоположную сторону берега. Где-то тут возле залива расположен Неаполь. Кстати, до Неаполя извержения Везувия не добралось в свое время — слишком далеко.

вид с Везувия на Неаполь

фотоотчет Везувий Помпеи

Что могу сказать — приятно гулять по вулкану. Это стоит своих денег — побывать в историческом месте, да еще и на вулкане!

дороги на вершине Везувия

Удивительное дело — некоторые предпочитают строить храмы, церкви, делать священные места на вулканах — уж не знаю почему, типа ближе к богу? Извержение вулкана — божественное вмешательство? А географию в школе эти люди, интересно, хорошо изучали?

священные места на Везувии

фото кратера Везувия

на вершине Везувия

фоторепортаж с Везувия

Довольное у меня лицо, правда?

Анечка на Везувии

скалы Везувий

фото Везувий

Сережа с Пандой на Везувии

экскурсия на Везувий

Идем обратно. Наше время истекает, надо успеть сесть в машину, иначе она может уехать без нас.

туристы Везувий

святые Везувий

Помпеи — безусловно то место, которое стоит посетить. Я нисколько не жалею что приехали сюда, потратили на это целый день, устали, но остались очень довольны. Нам предстоял пусть обратно, в Неаполь — на электричке ехать порядка 50 минут. Пока-пока Везувий и Помпеи!

Анечка на вулкане Везувий, Италия

www.ankstar.com

Помпеи - BDV

20 лет назад у кого-то дома я увидел картину, до глубины меня поразившую и до сих пор очень живую в памяти. Это была копия картины Брюллова "Последний день Помпеи"Я был так заинтересован, что прочитал историю этого случая и навсегда запомнил её для себя, оставив на будущее небольшую цель - побывать там.

И вот через 20 лет я увидел воочию тот самый город, гибель которого так живо и эмоционально описал Карл Павлович Брюлов. Тот самый город, который был погребён заживо почти 2000 лет назад.

Знаменитое извержение Везувия 24 августа 79 года нашей эры преподаётся у нас в 6 классе на уроках истории. Рассказывают об этом скудно, не более как факт. А о самом городе практически ничего не говорится.Пройдя по отлично сохранившимся мостовым, прикоснувшись к стенам домов, наполненных когда-то жизнью тех далёких от нас людей, я был воодушевлён осознанием того, что это и есть тот город, который я хотел увидеть с детства. И что это тот город, который как нельзя лучше может рассказать нам о том, как жил Древний Рим, как он чувствовал и как он сверкал в своём величии и разнообразии чуждой и, порой, непонятной нам культуре.

Что-либо рассказывать здесь об истории этого места я не вижу смысла, есть множество книг об извержении Везувия и его последствиях для городов Помпеи, Геркуланума и Стабии. Я предложу лишь фотографии, сделанные мной там. Но, к сожалению, ничего из тех ощущений фотографии передать не смогут. Просто как это выглядит, ничего более.

Это типичная крупная улица. Всё сохранилось, как и было 2 тысячи лет назад. Крупные камни на дороге - "зебра", переход через дорогу.А в конце три большин белых камня - "кирпич", дальше движение запрещено (повозок, не пешеходов)У нас бы в городе кое-где такой "кирпич" в самый раз

Часто встречаются фонтанчики с питьевой водой.Итальянцы восстановили идею и по всему городу-музею работают эти фонтанчики и подают питьевую водуЧто очень в тему - жарким солнечным летом находиться там трудно, очень жарко от камней.

Улицы были размечены вот такими знаками - звёздочками, цветочками. Не знаю, как люди называли в итоге свой адрес, но как то называли.Буквенные указатели были установлены лет сто назад, для удобства исследований.

Школа гладиаторов, где жили и тренировались "идущие на смерть"

Одеон (небольшой полукруглый театр)

А это развалины дома ростовщика-банкираНесмотря на повреждения, очевидно, что торговцы самым базовым товаром - деньгами - и в те времена жили очень неплохо.

"Фастфуд" Древнего Рима.Таких точек довольно много по городу.

А это центральная площадь, форум.На заднем плане постоянно скрытый облаками Везувий.Итальянцы говорят, что ему стыдно за то, что он сделал, и теперь значительную часть времени вершина вулкана скрыта облаками.

Руины форума и храма, а также храмовый алтарь

Бордель Древнего Рима

Именно с борделя мы перейдём к сохранившейся живописи ))Там на стенах сохранилось "меню" заведения:

Вообще осталось потомкам немало разнообразных изображений. Они встречаются внутри домов на стенах, а иногда и снаружи. Причём рисунки, наиболее подверженные воздействию солнца, дождя и ветра закрыты стеклом.

Великолепно сохранилась местами и напольная мозаика...

...скульптуры

...рекламные баннеры

...и члены. :)Римляне были не шибко закомплексованным народом.Член, например, указывает, где находится бордель

А этот член отвлекает женщин от политики и прочих мужских мыслей. Чтобы женщина не лезла со своими претензиями, вот она посмотрит на член, подумает о своём приятном и забудет о плохом. Ухахаха, как-то так )))

Утварь

Когда город был погребён под толстым слоем пепла, люди остались там и с годами останки их сгнили, но пустоты в затвердевшем пепле получились идеальной формы, годной для получения точных слепков. Стали эти пустоты заливать гипсом и получились точные слепки с погибших жителей Помпей.

Немного гнетущее впечатление оставляет этот мёртвый город. Но, одновременно с этим, и довольно восторженное. Две тысячи лет забвения - и теперь это музей мирового масштаба. Таинственный, большой, по своему красивый и очень интересный.

b-d-v.livejournal.com

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» » Выдающиеся художники

Последний день Помпеи. Левый сюжет

К. Брюллов "Последний день Помпеи". Левый сюжет

Триумф, слава, признание – все это пришло к русскому живописцу Карлу Брюллову в 1833 году.Он представил взору современников свое уникальное полотно «Последний день Помпеи». Увидевшие эту картину впервые приходили в восторг и замешательство, такие противоречивые чувства вызывала она. Перед Брюлловым преклонялись, он стал притчей во языцех, о нем писали газеты. В истории мировой живописи картина «Последний день Помпеи» стала громким и смелым заявлением о том, что русская живопись стоит в одном ряду с другими выдающимися мировыми шедеврами.

Последний день Помпеи. Карл Брюллов

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

В 1833 году полотно выставлялось в Милане, в 1834 – в Парижском салоне, в Эрмитаже и Петербургской академии художеств. О картине говорила вся Европа. Брюллов стал самым знаменитым человеком в Италии. А Академия художеств признала полотно лучшим произведением XIX века. В Европе картиной любовались, а в России она стала еще и предметом национальной гордости, мощным толчком для дальнейшего развития живописи. О «Последнем дне Помпеи» упоминали Пушкин и Гоголь.

Создание шедевра

Брюллов учился живописи в Италии. В 28 лет у него возник замысел величественного полотна, посвященного трагической гибели целого города во время извержения вулкана. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Сюжет хоть был и не совсем традиционным, но вполне должен был удовлетворить строгие академические требования. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Были и исследования, и ознакомление с работами археологов, и с описаниями Плиния Младшего. Шесть лет труда, множество этюдов и эскизов, внутренние переживания художника и его безудержное творчество дали свой результат. Перед взорами людей предстало монументальное полотно, в полной мере показывающее и бушующую стихию, и всю трагичность положения людей, и их величие и духовную красоту. Мысли, чувства и интересы Карла Брюллова в полной мере нашли свое воплощение.

Центральный сюжет

Центральный сюжет картины К. Брюллова "Последний день Помпеи"

Описание картины

Все полотно состоит из нескольких эпизодов, гармонично вписанных в панораму гибнущего города. Люди бессильны перед стихией. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Именно в этот момент застал художник своих героев. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Сильные протягивают руки помощи слабым: женщины обнимают своих детей, молодые помогают старцам, мужчины – женщинам. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.

Образы помпеян прекрасны. На многих из них лежит оттенок реализма, ведь написаны они с живых натур современников Брюллова. Есть здесь и его автопортрет. Это художник, который даже в такой трагический момент не смог бросить свой короб с красками и кистями.

Значение полотна

После появления полотна Брюллова в России повысился интерес к живописи. Теперь этот вид искусства интересовал не только художников, но и самые широкие круги общества. Картина волновала, увлекала, не оставляла равнодушными. После этого многие живописцы поняли, каким мощным средством воздействия на сердца и умы людей они обладают. Общественная роль живописи возросла именно после появления «Последнего дня Помпеи».

Правый сюжет

К. Брюллов "Последний день Помпеи". Правый сюжет

Шедевр Брюллова проложил пути и к новому пониманию исторического сюжета. Впервые на полотне было изображено реальное историческое событие. Для его воссоздания автор долго изучал исторические источники и археологические находки. Такая правдивость стала новаторством во всей живописи. Мастер использовал ее, чтобы глубже раскрыть тему и выразить отношение современников к прошлому. Основным героем картины был не конкретный человек, а весь народ в конкретный исторический момент.

При этом художник мастерски передал контраст между новым и старым, жизнью и смертью, человеческим разумом и слепым могуществом разъяренной стихии. Романтическая направленность, смелость сюжета и высокое мастерство художника Брюллова обеспечили картине «Последний день Помпеи» всемирную славу и признание.

www.palitra.co

Фрески Помпеи и Геркуланума - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"

Но, наверное, самой известной фреской Помпеи является «Портрет молодой девушки», или «Портрет поэтессы» в круглом медальоне. Кто эта женщина? Она выглядит удивительно современно: такие прически и серьги-колечки носят и сегодня. Сеточка на голове напоминает вязаные крючком ажурные летние шапочки, модные в 2004 году. А ее жест — прикосновение к губам стилоса, заостренного стержня, которым писали на покрытых воском дощечках, — мы повторяли десятки раз. Кто не покусывал в задумчивости конец шариковой ручки, когда не решается задача или неизвестно, как правильно писать трудное слово в диктанте?Предполагают, что это Сафо (или Сапфо), самая знаменитая поэтесса древности (VII—VI века до н. э.) Она писала о любви, девичьей красоте, нежной дружбе. В античном мире Сафо считалась идеалом гармонии и красоты. Платон называл ее десятой музой — жрицей красоты… Кстати, может, на портрете изображена именно муза? Например, Каллиопа — богиня эпической поэзии или Эвтерпа — богиня лирики, или Эрато — муза любовных песен?А потом в Помпеях нашли другие женские портреты. Или парные, на которых вместе были изображены муж и жена. И вот странно — жена на таком семейном портрете довольно часто была нарисована со стилосом и табличкой для письма. Что же, все женщины Помпей были поэтессами? «Нет, это не поэтесса и не богиня поэзии, — решили ученые-искусствоведы. — Возможно, это просто домохозяйка. В те времена девушку из хорошей семьи обучали письму и счету, чтобы она могла вести хозяйство, подсчитывать расходы. Стилос и «записная книжка» на портрете — это знак того, что нарисованная женщина — хорошая хозяйка».Так богиню превратили в домохозяйку. Но в этом ничего плохого нет. Возможно, любить своего мужа и хорошо вести дом не менее важно, чем писать стихи?Мы не знаем, конечно, как в Помпеях владельцы называли свои дома. И редко можно было узнать имя хозяина (как было с домом Веттиев). Современные названия помпейским домам обычно давали археологи, которые их раскапывали: дом Мистерий — из-за комнаты, расписанной множеством персонажей — героями древних представлений-мистерий, дом Трагического поэта — из-за мозаики с изображением человека с маской музы Трагедии. В доме Трагического поэта наряду с множеством других фресок есть одна, о которой спорят уже более ста лет (она была раскопана в 1894—1895 годах). Это «Жертвоприношение Ифигении». На ней изображены герои древнегреческого мифа: микенский царь Агамемнон, который должен был принести в жертву свою дочь Ифигению, чтобы спасти страну от гнева богини Артемиды; жрец Калхас, готовящийся совершить обряд жертвоприношения; Одиссей и Диомед, которые несут Ифигению к жертвеннику, и сама Артемида. Художник прекрасно изобразил горе Агамемнона, страх и отчаяние Ифигении, сомнение в глазах жреца — а нужно ли приносить эту жертву? Но у Ифигении… почему-то не нарисованы ноги. Они должны быть видны позади фигуры Одиссея, но их нет! Почему? Неумение художника отпадает сразу же — картина явно написана рукой мастера. Незаконченность? Нет, фреска совершенно закончена, до последних мелочей. Отгадки нет...Карл Брюллов. Последний день ПомпеиМальчик, обнявший собаку. Сплетшаяся в объятии пара. Женщина, в последнем усилии успевшая начертить на стене осколком катакомбный крест-колесо в круге. Она то ли была христианкой, то ли стала ею прежде чем сгореть. Все они теперь сделаны из серой пемзы, любовно расчищены скребками и кисточками, выставлены на обзор публики - каждый в момент гибели. Внутри пепельной окалины, облепившей контуры тела - хрупкие каркасы скелета, нет ни кожи, которая была шелковиста на ощупь, нет влажных глазных яблок и радужки в них, чтобы видеть, нет узора на подушечках пальцев, нет и самих пальцев - только фаланга застыла на краешке тела, подняв к солнцу ядовитые челюсти. Сизые оливы странствуют по склонам и голоса горлиц - расстояние от голоса до колоса - от бессмертника до ссадины стеклянно и бесследно. Когда не осталось ничего, кроме пепла, нужно просто потерпеть - там, на донышке еще сохранилось нечто ощутимое: мед и вино, янтарь и лен, камедь и киннамон, базальт и базилик, медь и лимон, цикада в померанцевом саду, колечко гиацинтовой пряди на виске и тень ласточки - хлест нахлест - по лицу. Больше ничего...Губы пересохли, как полынь в сентябре на овечьих склонах, как косая тень кипариса, которая сводит с ума, как змеиный выползок на выбеленной досуха трещине надгробного камня, как статуя, занесенная песком - только левая грудь, как яблоко видна над заносом. Оставленный матерью волчонок подползет и будет грызть деснами, скуля, ее сухой мраморный сосок.Сатир, отшатнувшийся от Гермафродита: не прикасайся к моему покрывалу, потому что я не то, что ты желаешь увидеть. Я стал не человеком - колесом. И росный ладан выморосил на ресницах моих.За одно только это сочетание рук - темное и светлое - можно отдать тебе сад.Исподволь совершается благосклонная игра солнца и теней, вливание ладони в ладонь, проливное легкоплавкое слово "возлюбленная". Медовое дыхание рот в рот, пружина сближения, чревом к чреву. Все, что проросло ночью, никогда не будет расторгнуто.Есть горечь меда, есть усталость крыла, есть предел выносливости металла и плоти, все, кто ловят, будут пойманы. И все будет исполнено на земле. За любовь платят молоком и хлебом, но молоко скисло, а хлеб сгорел на поду. Мне нечем заплатить ей кроме вулканического пепла. Пересыпать легкое серое крошево из ладони в ладонь и сдуть, как цикаду - пфффф - далеко, налегке, наугад. Козленок лакает материнскую влагу, коса возлюбенной оплетает шею мою, в расселинах тектонических плит дремлет багровое вино и мед магмы - лейтмотив нашей опаленной плоти на полынном плато в полдень. Звери крадутся в виноградники и завтра я наступлю босой ступней на скорпиона и даже не вскрикну тебя, радость моя, в первый раз после жизни. Так падает осенняя капля с острия листа, так горстью отхлынула от лица кровь, я стал гипсом и золой, если ты не услышишь меня - значит, ты слеп. Оглянись.Смотри, вот россыпь гранатовых зерен, вот пятнистая шкура лани на бедрах, пастушья котомка через плечо, рисунок морской соли на сходящем загаре, клинопись сильного пульса в синих сосудах на тыльной стороне ладони.Заклинание известью изъязвило воспаленную перемычку под языком. Пустынно перед восходом солнца. Весло в тростниках. Плёс.У тебя есть все, а у меня остался только сад.Смотри, у меня есть запретный неподсудный сад, у меня в ладонях мед и вино. Приходи. Я усну у тебя на груди. На десять минут навсегда. Многие годы это фрески были "занавешенными картинками", непозволительными для взгляда любопытных туристов. Для того, чтобы осмотреть их, нужно было принести смотрителю разрешение от местного епископа, а епископ этот очень неохотно подписывал пропускные бумаги. Сам он фресок никогда не видел, но на слово верил, что зрелище это не для порядочного человка. "Нельзя" было последним и любимым словом епископа. Лет сто тому назад один молодой человек, не достигший пятнадцати лет, путешествовал по Южной Италии, и побывав в освобожденных от пепла городах, сказал смотрителю: Я хочу увидеть запретные фрески." Смотритель отказал, не помог ни щедрый подкуп, ни угрозы, ни мольбы. Тогда юноша отправился к епископу. Тот, узнав, о сути вопроса, даже разговаривать с подростком не пожелал. Но молодой человек настоял на десятиминутной аудиенции. Секретари посмеивались: известнейшие археологи годами добивались разрешения, а тут желторотый иностранец хочет, чтобы его каприз исполнили тотчас. Юноша открыл дверь епископских покоев. Ключ в замке щелкнул дважды. Спустя десять минут юноша вышел, помахивая заверенным разрешением и с торжеством глядя на оторопевших секретарей улыбнулся так, словно его рот был разрезан, как гранатовое яблоко, он, дразня, провел языком по губам, и съехал по мраморным перилам. Смешное мальчишество, но молодой человек очень торопился.В условленном месте смотритель зажег факел и хотел сопровождать, но юноша оттолкнул его, забрал огонь и шагнул один в темноту. Отсветы червонного огня позволили ему увидеть все, что он желал. В лисьей пляске ластились к стенам фрески. Юноша запрокидывал голову, на горло его, виски, скулы, краешки губ, в окоемы глазниц и в синие оттени под ними проливалось мед и вино совокупленных невесомых невест. Когда факел зачадил и погас, юноша поднялся по ступеням и вышел, жмурясь, на солнце. Он был спокоен. Смотритель топтался поодаль, вздыхал и наконец спросил:"Как вам удалось добиться разрешения? Ведь епископ сказал "нельзя". Юноша бросил через плечо: А я сказал: "можно". Вот и все"...

edwardjournal.livejournal.com

Последний день Помпеи - математика и искусство

«Последний день Помпеи»

В начале августа 79 гола нашей эры и области Кампания, расположенной на юге Италии близ Неаполя, начались подземные толчки. Обнаружилось письма странное явление: и городе Помпеи перестала течь вода в фонтанах и как-то сразу опустели колодцы. 20 августа подземный гул стал слышнее, и толчки увеличились. Ожидание неизбежной катастрофы не покидало людей, многие жители Помпеи и близкого от них города Геркуланума приготовились к бегству.Утром 24 августа новый толчок небывалой силы и последовавший за ним оглушительный грохот нарушили тишину и томительный зной. В этот миг вершина вулкана Везувий раскололась на две части и из образовавшегося жерла поднялся огненный столб!Это было началом катастрофы! «Казалось, все не только движется, но и опрокидывается, — писал очевиден Плиний Младший. — Падали куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя и высоко поднялся огонь от пожаров. Дома качались от частых продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падающих кусков пемзы... Здания вокруг тряслись... Мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя; берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали огненные зигзаги, и они раскалывались длинными полосами пламени, похожими на молнии, но гораздо большими. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, разливался вслед за нами по земле. Наступила темнота. Но не такая, как в безлунную или в безоблачную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда потушен огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин; одни звали родителей, другие детей, третьи жен и мужей, силясь распознать их по голосам. Некоторые в страхе перед смертью молились. Но большинство кричало, что никаких богов пег, и что наступила для мира последняя ночь».Благодаря этим записям не только современники Плиния Младшего, но и живущие через восемнадцать веков смогли живо представить себе случившееся с Помпеей.Впервые следы погибшей Помпеи были обнаружены в самом начале XVII века во время строительства в этих местах водопровода. По систематические научно-археологические изыскания начались только через сорок лет, и на протяжении двух с половиной веков Помпея постепенно освобождалась oт семиметрового слоя пепла, когда-то превращенного раскаленным дождем в единую, плотную вулканическую массу. Помпея стала городом-музеем, где есть форумы и амфитеатры, бани и мастерские, лавки и дома с утварью, но нет ни единой живой души. На месте погибшего юрода больше никогда не селились люди. Но те, кто когда-то населял его, любили жить удобно и красиво. Убранство каждого жилища, если оно не принадлежало рабу или бедно м у ремесленнику, выглядело богато и красочно. Многие дома украшали стенные росписи, фрески, мозаичные полы, картины. Помпея поклонялась грекам и их искусству. Религия тоже была греческая — олимпийские боги, которые понемногу уже вытеснялись христианством. Фресковая живопись Помпеи была особой. Краски настенных росписей сохранились во всем их блеске и яркости, несмотря на огромную температуру вулканической массы, под которой в ночь катастрофы был погребен город. Это был секрет кампанской живописи, техника которой так и осталась неизвестной. Сохранился фресковый портрет задумавшейся о чем-то молодой девушки, с тетрадью из тонких дощечек в руке, с палочкой для писания. Портрет выполнен в форме медальона. Если римские скульптурные портреты сохранились во многих музеях мира, то живописный портрет до открытия Помпеи был не известен. «Портрет молодой девушки» — уникальное произведение портретного искусства помпейской живописи.Обо всем этом постепенно узнавал Карл Павлович Брюллов, отправленный Российской академией художеств в Италию для совершенствования своего искусства.Брюллов родился в Петербурге. Способности его к рисованию пробудились рано. Сначала он воспитывался дома под суровым руководством отца, мастера художественной резьбы, получившего звание академика, потом его отдали в Академию художеств, где он быстро достиг выдающихся успехов. Оказавшись в Италии, которую Брюллов знал по классическим произведениям, он был страшно разочарован. Живопись в Италии была не в особой моде — нового, живого движения в ней еще не было, а старое, все обращенное в древний мир, надоело. Он стал сходиться с художниками-иностранцами, но это ничего ему не дало, они были солдатами того же войска, той же итальянской дисциплины, как и он, обученный ей в Петербургской академии.В 1827 году Карл Павлович посетил Помпею. Личное посещение, прогулки по улицам и осмотр домов, сохранившихся под вулканическим пеплом, со всей мебелью и утварью, и увиденные им отпечатки тел, застигнутых смертью в поразительно живых позах, навели его на мысль написать картину о гибели Помпеи.Два года Брюллов вынашивал этот замысел. Архитектура Помпеи и письма Плиния Младшего со всей силой воспламенили его воображение. Положив в основу своей картины действительное событие, Карл Павлович передал дух и атмосферу той страшной ночи. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони. С высоты падают статуи богов и императоров. как бы символизируя крушение мира.Брюллову удалось придумать общую эффектную группировку, и он легко справился с колоссальной задачей. Он срисовывал одного натурщика за другим прямо на холст, сочинял и превосходно по перспективе выстраивал строго археологический пейзаж.В Петербурге знали о картине Брюллова. Те, кто побывал в Риме, кому довелось видеть художника за работой, рассказывали, что Брюллов почти не отходит от холста, случается, его, обессилевшего, выносят на руках из мастерской. После одиннадцати месяцев беспрерывного груда, не считая двух лет подготовки, картина была окончена, мастерская открыта для публики, и публика повалила валом.Картина «Последний день Помпеи» имела громадный успех! Она поражала сюжетом, впечатляла декорациями и хоровыми массами, освещением и печальной судьбой действующих лиц.Русские художники часто приезжали в Европу. Почти все крупные художники по окончании Академии побывали в Италии, Австрии, Германии, Франции. Со времен Петра I. пославшего живописца Ивана Никитина за границу, это стало традицией. Но они там только учились, и лишь изредка и случайно становились известны. Когда Орест Кипренский показал в Италии свои картины, там сначала не поверили, что в «дикой России» могут быть такие живописны. Теперь итальянцы узнали Брюллова, восторгались его картиной, восторгались его талантом, слагали в честь него песни.Ни один художник после «Помпеи» не мог соперничать со славой Брюллова!После Рима картина была выставлена в Париже, где восторгу зрителей и вовсе не было конца! В сравнении с Парижем даже Рим, казалось, принял картину холодно. «Помпеи» принесли Брюллову мировую ставу!В Петербург картина прибыла в 1834 году. Сам Карл Павлович уехал на Восток путешествовать.Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень,И стал «Последний день Помпеи» Для русской кисти первый день!— писал Евгений Баратынский.Стоял август. У подъезда императорской Академии художеств было не протолкнуться. Жаждущие с трудом пробирались в Античный зал, где висела «Помпея». Решетка отделяла картину от публики. Конечно, зрители представляли, что увидят нечто колоссальное, по то, что увидели, превзошло все возможные ожидания. Их ослепили вспышка молнии и красное пламя вулкана на фоне грозового неба! Каждый ощущал себя одним из толпы охваченных ужасом помпеян. Чудилось, что слышен оглушительный гром, что земля колеблется под ногами, падает небо...Некоторые зрители в страхе отступали от картины и, добравшись до лестницы, бросались бегом по ней. Но на другое утро, после плохо проведенной ночи, снова шли на выставку.Помпеяне стремятся бегством спастись от страшного извержения. Именно в такие минуты проявляется истинная сущность человека. Вот два сына несут па плечах старика-отца; юноша, желающий спасти старуху-мать, упрашивает ее продолжать путь: муж стремится уберечь от беды любимую жену; мать перед гибелью в последний раз обнимает своих дочерей. В центре картины молодая красивая женщина, замертво упавшая с колесницы, рядом с ней — ребенок.Чем дольше зрители всматривались, тем глубже начинали постигать душу создателя «Помпеи», его сопричастность к происходящему. (Недаром Брюллов среди толпы, охваченной паникой, изобразил самого себя с ящиком красок и кистей на голове.) А то, что художник поместил па полотне отвратительного скрягу, собирающего даже в такой момент никому не нужное, разбросанное но земле золото, еще более оттеняло и подчеркивало высокие человеческие качества помнеян. Зрители понимали и другое: залитые светом, совершенные в своей пластической красоте тела прекрасны не только благодаря гениальной кисти художника, но также и потому, что они излучают свет душевного благородства.Когда из путешествия Брюллов приехал в Россию, он был провозглашен первым художником. Его назначили профессором Академии, вельможи наперебой торопились заполучить его к себе.

Известность Брюллова в России росла с неимоверной скоростью. Картина «Последний день Помнен» в тысячах репродукций расходилась по стране, ее знали от мала до велика. Случались и курьезы. Прогуливаясь однажды с друзьями, художник увидел балаган с вывеской: «Панорама Последнего дня Помпеи». Зашел туда и громко рассмеялся, увидев какую-то карикатуру на свою картину.— Нет, мадам, у вас «Помпея» никуда не годится! — сказал он содержательнице балагана, мадам Дюше. На что эта женщина с обидой и возмущением ответила:— Извините, сам художник Брюллов был у меня, когда панорама находилась за границей!Значение Брюллова было велико для его современников. Маститые живописцы, подстегнутые им, его мировой мгновенной известностью, пытались создать вторую «Помпею», это стало их горячей мечтой. Умеренные юноши тоже порешили, что если им не дойти до самого Брюллова, то хотя бы попасть в его свиту! Но творчество Брюллова явилось завершением русского классицизма, дальнейший путь в этом направлении вел к бесплодному подражательству. «Помпея» от имени классицизма сказала все, завершила классицизм с блеском, и в этом се непреходящая ценность.

/Н.Бойко. Истрии знаменитых полотен/

matematikaiskusstvo.ru

Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»

Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»

Когда-то давно существовало прекрасное поселение – Помпеи – которому суждено было однажды исчезнуть с лица земли, быть погребенным под пеплом Везувия. Мы знакомы с этой историей в основном благодаря ее живописному воплощению на полотнах Карла Брюллова.

Художник изобразил людей запертыми в городе, которые стремятся во что бы то ни стало спастись. И дабы передать ужас и смятение жителей Помпеи, Брюллов обращает особое внимание на прорисовку их лиц.

Однако мало кто знает, что к теме гибели Помпеи обращался не только он, но и Айвазовский. В 1889 году он пишет полотно практически с аналогичным названием – «Гибель Помпеи». Судя по всему, в таком решении не обошлось без влияния Брюллова, к которому художник испытывал дружеские чувства.

В то же время Айвазовского никак нельзя обвинить в слепом подражании образцу: будучи по натуре маринистом, он и в этой картине, тематически для него очень нехарактерной, сосредоточивает свое внимание на море. Оно написано в пронзительных алых, коричнево-желтых тонах, которые, по замыслу мастера, должны символизировать все человеческие жизни, утраченные под лавой.

Такая палитра очень удачно отражает главное настроение картины – безграничного ужаса. В то же время Айвазовский, как это часто бывает, оставляет своим персонажам надежду на спасение.

В «Гибели Помпеи» это проявляется в образе отъезжающих с места страшной гибели кораблей. Если приглядеться, то на полотне можно заметить и виновника всех бед – вулкана Везувия, извергающего потоки лавы на прекрасные античные дома. Художник значительно повышает эффект присутствия, рассыпав по картине черные точки пепла, который оседает в воду.

Хранится картина в Ростовском областном музее изобразительных искусств. При возможности его всегда можно посетить, дабы увидеть воочию «Гибель Помпеи» и некоторые другие шедевры Айвазовского.

opisanie-kartin.com


Смотрите также