Последний день Помпеи миф и история. Картина помпея


"Последний день Помпеи" Брюллова. Почему это шедевр

Брюллов последний день Помпеи

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

Фраза “Послений день Помпеи” известна каждому. Потому что гибель этого античного города когда-то изобразил Карл Брюллов (1799-1852 гг.)

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у картины несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Люди толпами ходили посмотреть на картину и днём, и ночью. Брюллов удостоился личной аудиенции у Николая I. За ним прочно закрепилось прозвище “Карл Великий”.

Осмелился критиковать “Помпеи” лишь Александр Бенуа, известный историк искусства 19-20 веков. Причём критиковал он очень злобно: “Эффектничание…Живопись в расчёте на все вкусы…Театральная крикливость…Трескучие эффекты…”

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественным туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Брюллов-документалист

Несмотря на всю “театральность”, о которой говорит Бенуа, в картине Брюллова много правды.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Последний день Помпеи мать с дочерьми

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Последний день Помпеи погибшая знатная женщина

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

Последний день Помпеи жрецПоследний день Помпеи христианский священнослужительПоследний день Помпеи жрецПоследний день Помпеи христианский священнослужитель

“Правильно” рушатся и здания на картине. Вулканологи утверждают, что Брюллов изобразил землетрясение в 8 баллов. Причём очень достоверно. Именно так и разваливаются строения при подземных толчках такой силы.

Последний день Помпеи разрушающийся храмПоследний день Помпеи падающие статуиПоследний день Помпеи разрушающийся храмПоследний день Помпеи падающие статуи

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Брюллов последний день Помпеи сыновья несут отца

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коны. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Последний день Помпеи девушка с кувшиномПоследний день Помпеи молодоженыПоследний день Помпеи всадник

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Последний день Помпеи мужчина поднимающий монеты

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

Личное в “Последнем дне Помпеи”

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо. 

Последний день Помпеи лицо женщины с дочерьмиПоследний день Помпеи лицо девушки под покрываломПоследний день Помпеи лицо женщины с дочерьмиПоследний день Помпеи лицо девушки под покрывалом

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.

В доказательство схожести можно сравнить героинь с портретом Самойловой, что также висит в Русском музее.

Брюллов графиня Самойлова

Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Из отношения были свободными, то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.

Последний день Помпеи автопортрет Брюллова

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Подведем итог. Почему “Последний день Помпеи” – шедевр

“Последний день Помпеи” монументален во всех отношениях. Огромное полотно – 3 на 6 метров. Десятки персонажей. Множество деталей, по которым можно изучать древне-римскую культуру.

“Последний день Помпеи” – это история о катастрофе, рассказанная очень красиво и эффектно. Герои самозабвенно сыграли свои роли. Спецэффекты – на высшем уровне. Свет поставлен феноменально. Это театр, но очень профессиональный театр.

В русской живописи больше никто не смог так написать катастрофу. В западной живописи “Помпеи” можно сравнить только с “Плотом медузы” Жерико.

Жерико плот Медузы

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1793 г. Лувр, Париж

И даже сам Брюллов уже не смог себя превзойти. После “Помпеи” ему так и не удалось создать подобного же шедевра. Хотя проживёт он ещё 19 лет…

Читайте ещё об одном великом шедевре 19 веке “Девятый Вал Айвазовского”.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Помпеи: история гибели города с фото. История раскопок Помпеи. Помпеи: альтернативная история

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи – это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье Неаполитанского залива (который ранее назывался Куманским), а с другой – река Сарн (в древности).

Помпеи история

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей – в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

В 6 столетии до нашей эры Помпеи были завоёваны племенем этрусков, а немного позднее – греками из города Кумы.

В 343-290 годах до нашей эры проходили Самнитские войны, где город выступал союзником Рима. В том же статусе Помпеи находились и во время Второй Пунической войны, которая проходила в 218-201 годах до нашей эры.

А вот во времена Союзнической войны Помпеи стали на сторону противников Рима, и случилось так, что позднее они превратились в римскую колонию, созданную Луцием Корнелием Суллой в 80 году до нашей эры.

Это была не первая его попытка покорить Помпеи. В 89 году до нашей эры Сулла вел осаду города во времена войны, но он устоял и был укреплен дополнительно 12 башнями. Но вскоре город был покорен и заселен ветеранами Союзнической войны по приказу Суллы.

Помпеи история города

С тех пор Помпеи стали морским портом, через которые происходили поставки товаров в Рим и Италию по Аппиевой дороге. Также город являлся важным центром по производству вина и оливкового масла.

Помпеи: история процветания города

Могучее это было поселение. В период с первого столетия нашей эры и вплоть до года своей гибели наиболее ярко процветали Помпеи. История города гласит, что в те годы были построены все базовые типы сооружений, которые были характерны для римского города тех времен: храм Юпитера, базилика, крытый рынок товаров. Разумеется, в Помпеях были выстроены культурные и административные здания.

В городе было 2 театра, один из которых, меньший, был крытым и использовался как одеон. Сохранился амфитеатр (наиболее древний среди всех известных истории), который был рассчитан на 20 тысяч зрителей, а также 3 термы.

Город украшался разнообразными скульптурами и шедеврами искусства, улицы были мощеные. Но в то время подходила к концу жизнь поселения Помпеи, история города (дата гибели была всё ближе).

Также в Помпеях было множество жилых домов, лавок, которые были названы в честь определенных событий, личностей или же произведений, например – Вилла Мистерий, Дом Фавна, Дом Менандра, Дом Эпиграммы.

Владельцы богатых домов украшали своё жилье различными фресками и мозаиками.

и история Помпеи фото

Землетрясение в Помпеях – предвестник конца

Процветающим и красивым был город Помпеи. История гибели его ужасна. И орудием массового поражения стал вулкан Везувий.

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах – Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города – Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Помпеи история гибели города

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Помпеи история раскопок

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие – с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

и история Помпеи

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей – выдумка, основанная на письме Плиния Младшего, который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

и последний день Помпеи история

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

fb.ru

"ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ" (история одной картины)

    Однажды летом 1825 года на помпейских раскопках появился молодой иностранец. Это был русский архитектор Александр Павлович Брюллов, изучавший античное зодчество. Он долго бродил по улицам мертвого города, делая обмеры и зарисовки, а потом замечтался, охваченный непобедимым очарованием древности. Вот как он сам рассказывал об этом дне:

  "Я выхожу на главную дорогу, ведущую к городским воротам; передо мною ряды гробниц и памятников... Я забываю век, в котором живу, мечтаю видеть сей город в цветущем его состоянии; толпы народа теснятся по узким улицам... Но что это? Я вижу огненные реки, вырывающиеся из огромного жерла; они стремятся, разливаются и поглощают все встречающееся, не находя препон своему стремлению... Меж тем дождь песку, золы и камней засыпают пышную Помпею; Помпея исчезает перед моими глазами".

    Вернувшись в Рим, архитектор рассказал о пережитом впечатлении своему брату, тогда еще малоизвестному молодому живописцу Карлу. Красноречивый рассказ зажег воображение художника. Перед его мысленным взором возникло трагическое зрелище гибели античного города, и начали появляться образы будущей картины.

    Художник отправился в Помпеи, внимательно изучил раскопки и найденные в них памятники искусства и прочитал впечатляющее описание катастрофы, сделанное современником и очевидцем, римским писателем Плинием-младшим:

  "Был уже первый час дня; день стоял сумрачный, словно обессиленный. Здания вокруг тряслись; мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда, наконец, мы решились выйти из города; за нами шла потрясенная толпа... Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед... Земля сотрясалась... В черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии... Тогда моя мать стала умолять, убеждать, наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал; юноше это удастся; она спокойно умрет, зная, что не оказалась для меня причиной смерти. Я возразил, что останусь жить только вместе с ней. взяв ее под руку, я заставил ее прибавить шагу... Стал падать пепел, пока еще редкий: оглянувшись я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, разливался вслед за нами по земле".

    Силой своего творческого воображения Карл Брюллов создал живые, проникновенные образы жертв помпейской катастрофы, объединив их с мотивами, навеянными письмом Плиния и памятниками античного искусства.

    Описание картины он сделал сам в письме к брату, первому вдохновителю его замысла:

  "Пункт избрал на улице Гробниц, и декорацию всю взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя. По правую сторону помещаю группу матери с двумя дочерьми (скелеты сии найдены в таком положении). Сзади видна теснящаяся группа на лестнице, ведущей в гробницу. Люди накрывают головы табуретками и вазами (спасаемые ими вещи все взяты мной из музея). Возле сей группы - бегущее семейство: муж закрывает плащом себя и жену, держащую грудного ребенка. В середине картины - упавшая женщина, лежащая без чувств. Младенец на груди ее спокойно смотрит на живую сцену смерти. Опрокинутая колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла. Рядом бежит жрец, уносящий жертвенник. Возле него я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, но сын не оставляет мать, а с усилием тянет ее за собой. Между этой группой и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на своих плечах больного старика отца; в промежутках групп помещены разные фигуры".

    "Я задыхался", - так заканчивает свое письмо Карл Брюллов, стремясь в одном слове выразить охватившее его состояние творческого восторга. И в самом деле, тема была решена: на полотне возникла грандиозная и впечатляющая картина.

    Летом 1833 года Карл Брюллов открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". И жители Рима толпами наполняли его мастерскую и покидали ее потрясенные, не уставая повторять, что в современном искусстве родился гений, не уступающий великим мастерам Возрождения.

    Работу Карла Брюллова признали и высшие авторитеты римской художественной общественности. Так, прославленный в те годы глава исторической живописи Италии Винченцо Камуччини сказал русскому художнику: "Брюллов, вы - колосс!" (а ведь еще недавно он смеялся над молодым художником, называя его "великим лишь на малые дела").      Осенью 1833 года картина была выставлена в Милане. Здесь триумф русского художника достиг высшей точки: все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. В журналах печатались восторженные статьи, поэты посвящали ему стихи, его забрасывали цветами на улице и устраивали шумные овации в театрах. Никогда ещё слава русского искусства не встречала такого признания в Европе.

    Но еще большее торжество ждало Брюллова на родине - в России, где его встретили после долгого отсутствия так, как никогда еще не встречали ни одного художника.

    "Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы академии, чтобы взглянуть на Помпею, - писал один из художественных критиков того времени, - Огонь Везувия и блеск молний, похищенные с неба и заключенные в рамку силою искусства, пробудили еще дремавшую для искусства публику... Как только появилась картина Помпеи, ослепленная публика сперва изумилась перед этим необыкновенным произведением живописи, а потом, проходя удивленными глазами чрез все части картины, которые так резко выдались, одушевленные пролитою в них жизнью... она впервые поняла всю прелесть и увлекательность искусства".

    Картину Брюллова восторженно приветствовали лучшие представители русской культуры.    Евгений Баратынский посвятил Брюллову стихотворение, а Гоголь написал о "Последнем дне Помпеи" большую статью, в которой признавал эту картину "полным всемирным созданием", где все "так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего".

    Пушкин переложил сюжет картины Брюллова в стихи:

"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя   Широко развилось, как боевое знамя.   Земля волнуется - с шатнувшихся колонн   Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,   Под каменным дождем, под воспаленным прахом,   Толпами, стар и млад, бежит из града вон."

    Ни одно из произведений русской живописи не было вознесено так высоко; ни одно из них не оказало такого мощного влияния на ход развития национальной художественной культуры.

    Но, вместе с тем, ни одна из русских картин не подвергалась в дальнейшем такой жесткой, страстной и уничтожающей критике.

    Когда во второй половине позапрошлого века, в жизнь вступило новое поколение, которое принесло с собой иное понимание искусства и стоящих перед ним задач, художественное наследие, оставленное предшественниками было пересмотрено с более чем строгой взыскательностью.

    Идейный вождь художников-реалистов критик В. В. Стасов нанес первый удар по престижу великой картины Брюллова. Вслед за ним выступил Тургенев, который устами одного из персонажей романа "Дым", выразил негодование по поводу того, что в России "двадцать лет сряду поклонялись этакой пухлой ничтожности - Брюллову!".

    Художники-передвижники во главе с Н. Крамским продолжили кусать мертвого льва, называя творчество Брюллова бессодержательным, чуждым современности, манерным и ищущим лишь пустых и внешних эффектов.

    Но, как это обычно бывает, история все расставила по своим местам. И теперь, спустя более полутора веков после того как была написала великая картина Карла Брюллова, мы не перестаем восхищаться ни мастерством художника, ни грандиозностью его замысла.

Карл Павлович Брюллов(1799 - 1852)

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Фрески Помпей, античная живопись | Путевые истории

Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.

Фрески Помпей — совершенно отдельное явление в области искусства.  Я говорю «Помпей», подразумевая так же фрески, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале — т.е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году.  Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен (с разной степенью аккуратности) и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.

 

Стили помпейских фресок

Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.

1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг до н.э.  В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.

На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э.  Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.

фрески помпей

 

3 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» — начался в 15 г и закончился в 62. Колонны и прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.

фрески помпей

фрески помпей

 

В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.

В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.

4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.

фрески помпей

 

4-м стилем все и закончилось.

Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике. 

 

Фрески в Археологическом музее Неаполя

Храм Исиды в Помпеях

Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).

Фрески из храма Исиды:

Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.

фрески помпей

 

Прибытие Ио в город Канопус.

фрески помпей

 

Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.

фрески помпей

фрески помпей

 

Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.

фрески помпей

 

Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.

Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.

 

Фрески из Боскореале

«Bosco reale» — в переводе означает «королевские угодья». Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.

В 1893 году  в городе Боскореале, была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.

Фрески из Боскореале:

фрески помпей

фрески помпей

 

На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.

Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.

фрески помпей

 

Фрески из Помпей

Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль

фрески помпей

 

Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.

Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.

Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.

Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.

фрески помпей

 

А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.

фрески помпей

 

Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома. 

фрески помпей

 

Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.

фрески помпей

 

Похищение Европы

фрески помпей

 

Орнаменты:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Флора и фауна:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:

фрески помпей

 

Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.

фрески помпей

 

Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:

фрески помпей

 

Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции

фрески помпей

 

Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?

фрески помпей

Вид на порт Путеолы

 

Причудливые архитектурные формы

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Всадники и колонны:

фрески помпей

 

Сцены жанровые и мифологические:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

«Средь шумного бала»

фрески помпей

 

Летящие по небу:

фрески помпей

фрески помпей

 

Два зеркальных отражения:

фрески помпей

фрески помпей

 

На фоне скал и строений:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.

Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

putevye-istorii.ru

ПОМПЕИ, ВОССТАВШИЕ из ПЕПЛА: malamant

Помпеи – древний римский город, который погиб во время извержения вулкана Везувия две тысячи лет назад: город засыпало 10-метровым слоем пепла и лавы, что «законсервировало» его, и он хорошо сохранился до наших дней. Сейчас Помпеи - город-музей под открытым небомСегодня здесь и деревья растут, и птицы поют, и пахнут липы

А гора, принесшая столько бед и страданий, нахлобучила голубую шапку - мирно дремлет Везувий.

Знаменитым, печально знаменитым, этот древний римский город стал только после трагической гибели под вулканическим пеплом и лавой. Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа (при этом дата извержения оспаривается до сих пор).

Почему город называется ПОМПЕИ (лат. Pompeii, итал. и неап. Pompei)? По одной из версий, название произошло от греческого "pompe" (триумфальное шествие). По легенде Геракл, победив великана Гериона, торжественно ("с помпой") прошествовал по городу.

История существования города Помпеи известна слабо. Известно, что разрастание Помпей началось в IV веке до н.э. Город развивался по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружались из известняка. С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 году н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий.

Известно, что в 62 году Помпеи серьезно пострадали от землетрясения, большая часть зданий была отремонтирована, однако многие остались поврежденными в течение еще 17 лет - вплоть до извержения Везувия.

Извержение Везувия привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл (этот и следующий снимок - из Интернета).

К.Брюллов. Последний день Помпеи

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 г. Из 20.000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших были найдены и за пределами города. Поэтому точное число погибших было невозможно определить.

Главная особенность Помпей – прекрасно сохранившиеся под многометровым слоем пепла улицы, площади, жилые и общественные здания, элитные районы и трущобы города.

Еще до входа в главные ворота, ведущие в Помпеи (всего было семь ворот) - разрушенные и уцелевшие здания

Путь от касс до городской стены

Городская стена

Главный вход в Помпеи - Морские ворота. Одна арка предназначалась для вьючных животных,

...вторая - для пешеходов

ФОРУМЫ

Форум - центральная часть древнеримского города. Здесь проходили церемонии, шла бойкая торговля, заседало городское руководство.Помпейский форум (Foro di Pompei) - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Он представлял собой большую прямоугольную площадь размером 38 на 157 м., окружённую в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенную травертином.

БАЗИЛИКА (Basilica)

Базиликой в Древнем Риме называлось здание для заседаний судебных органов. Здесь состоялись важнейшие мероприятия.

Базилика Помпей сравнительно неплохо сохранилась - портик с колоннами и остатки 28 коринфских колонн большого центрального зала.

Базилика была построена в 120—78 годах до н. э. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Муниципалитет

Муниципалитет - комплекс из трех зданий в южной части Форума, служил местом заседания должностных лиц и муниципального совета.

Когда-то эти здания были украшены статуями знатных граждан и императоров.

ХРАМ ЮПИТЕРА (Tempio di Giove, Гражданский форум)

Главный храм Помпей. Построен в 150 году до н. э. Известно, что до разрушения храм был украшен колоннадой, триумфальными арками, статуями Юпитера, Юноны и Минервы, а в подвале хранилась городская сокровищница.

Западная арка Храма

Рыночная площадь / Мацеллум

Мацеллум — крытый продовольственный рынок, площадь 37 м. на 27 м., в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом. Сооружение пострадало также при землетрясении 62 г. До 79 г., когда город окончательно был разрушен, полностью восстановлено не было

Здание Евмахии

Здание, вернее, комплекс, находится неподалеку от рыночной площади

Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями.

Гражданский форум

Так называемая "Арка Нерона". На самом же деле принадлежность этой Триумфальной арки точно установить не удалось. Предполагается, что ее посвятили Германику.Сквозь арку видна продолжающаяся via del Foro, еще одна Триумфальная арка и традиционный Везувий.

ХРАМ АПОЛЛОНА

Наибольшее внимание посетителей привлекает храм Аполлона, древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее, сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма. Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера.

Перед лестницей — алтарь

"Аполлон-Стреловержец", мечет стрелы в Диану. Это - копия бронзовой статуи, оригинал - в Неаполе.

Копия статуи "Диана" (богини растительного и животного мира, женственности и плодородия)

ХРАМ ИСИДЫ

Храм конца II века до н. э., окружённый портиком, с коринфскими колоннами, стоит на высоком цоколе. Он был восстановлен после землетрясения 62 года

ТЕЛА из ГИПСА

В местах, где гибель застала жителей (и животных) Помпеи, остались пустоты, которые при заполнении гипсом дали возможность увидеть обитателей города воочию, восстановив даже выражение их лиц.

В ряде комнат разрушенных домов стоят прозрачные саркофаги с гипсовыми телами

Иные тела из гипса расположены так и там, где были обнаружены их обладатели

Возле центрального входа - помещение с различными археологическими находками. В центре - знаменитый мальчик

ИСКУССТВО

Восхищает удивительно высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения

АмфитеатрТеатров в Помпеях было три – малый театр "Одеон", который был рассчитан на 1500 человек, Большой театр на 5.000 мест, и древнейший в мире амфитеатр, который мог вместить в себя около 20.000 человек.

Большой театр

Некоторые из зданий в районе театров

ДОМ ФАВНА (Casa del Fauno)

Дом Фавна - площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

Перед домом - имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.

Треугольный форум / Foro Triangolare

Треугольный Форум - площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн.Был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (VI в. до н.э.), посвященный Геркулесу.

РЕМЕСЛА и БЫТ

В Помпеях обнаружено более 30 пекарен, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения.Многие приспособления, в т.ч. жернова, изготовлены из вулканических пород. Это говорит о том, что помпейцы пользовались "результатами" предшествующих извержений вулкана.Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти

В одном из домов была обнаружена эта печь, в связи с чем дом назвали "Дом печника" (Сasa del fumista / House of the stove-maker). Еще одно жилое здание названо "Дом хирурга" - в нём были найдены многочисленные хирургические инструменты, увидеть которые можно в Археологическом музее Неаполя. (Ряд других названий также были даны по конкретным признакам или символам: Дом трагического поэта, Дом Позолоченных Амуров, Дом Моралиста и др.)

Водопровод. "Сработанный ещё рабами Рима"?

В богатых домах широко использовался мрамор

Орнамент для сохранности - под стеклом. Справа - напольная мозаика.

УЛИЦЫ ПОМПЕИ

В застройке города широко использовались колонны, которые можно увидеть повсеместно

На этом просторе были замечены воробьи

Сохранились вывески с названием улиц и номеров домов

Камни на переднем плане - пешеходная "зебра": по ним переходили улицу, когда по мостовой стекали слякоть и навоз

Для воссоздания объектов современники используют металлические детали, конструкции. Надпись на двери - "Помпеи живы"

Ходили ли в те времена пары, взявшись за руки? В любом случае, тема секса была весьма злободневной в Помпеях.

ПРО ЭТО, или ЛУПАНАРИЙ

Публичный дом (был обнаружен в 1862 г.) назывался лупанарий, т.к. дам лёгкого поведения именовали лупами (с латыни - "волчицы"). Полагают, что эти заведения посещали моряки. Здание относительно недавно (2006) повторно приведено в "смотрибельный" вид. Ученые подсчитали, что в городе существовало еще 25 комнат, где оказывались услуги сексуального характера, обычно они располагались над винными лавками.

Вход в лупанарий

Возможно, моряки не знали языка "волчиц", и потому в лупанарии стены под потолком украшены говорящими фресками

Каменное ложе покрывалось матрацами

Изображение на мощеной улице. В древнем Риме фаллос - символ мужской силы; изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах. В Помпеях изображение фаллоса служили указателями, показывая путь в лупанарий

Раскопки в Помпеях продолжаются

Полицейский участок

Столик в кафеВокруг Помпей вырос целый городок - железнодорожная станция, гостиницы, административные здания, кафе, рынок сувениров, магазины - есть всё для туристов. Сюда приезжают из многих стран мира, чтобы увидеть и представить себе, какими творчески разнообразными были улицы и дома древнего итальянского города, который стал сегодня городом-памятником, городом-легендой.

В ближайшем соседстве с Везувием и с городом, ушедшим в небытие, но наглядно и в памяти живым, - множество поселений, публичных зданий, богатых вилл. Я спросила таксиста Эдуардо, возившего нас в Помпеи, не страшно ли жить в таком соседстве. "А, Русия, Москва! Мы привыкли", - ответил он, приняв нас за россиян (а мы не стали возражать). На обратном пути он уже знал, откуда мы - коллеги-таксисты надоумили, вычислив по теплоходу. "А вы не боитесь жить в Израиле? - там теракты каждый день, а вулкан просыпается раз в сотни лет. Ничего не надо бояться - жизнь одна", - философски заметил Эдуардо.

Спящий Везувий. До Неаполя - 25 км. От кратера вулкана до Помпей 9,5 км., от подошвы вулкана - 4,5 км.Вокруг вулкана располагается Национальный парк Везувия. Парк был основан в 1995 году и занимает площадь около 135 квадратных километров.

Здесь цветут маки

</lj-like>

This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/25907.html. Please comment there using OpenID.

malamant.livejournal.com

Последний день Помпеи миф и история » Приколы, юмор, фото и видео приколы на Drunk Cow

В 79 году н.э.,в один момент Помпеи были стерты с лица Земли, но в результате раскопок ученые выяснили, что под слоем пепла город похоронил свою грязную тайну. Помпеи были храмом мужских фалосов. Да-да, Вы не ослышались. В результате раскопок были обнаружены тысячи фаллосов. Фаллосы были везде, даже в театре постановки обыгрывали культ большого, извините, фалоса. Стены домов украшали рисунки сексуальных актов, да и если уж прямо говорить, то Помпеи больше всего напоминали один большой и грязный бордель.Но это лишь одна сторона монеты, другую правду нам предлагают историки. Об этом и будет наша статья, но всё по порядку.

1Последний день Помпеи миф и история

Фотографии артефактов – фресок, статуэток, предметов быта, – раскопанных в древнеримском городе Помпеи, который был засыпан вулканической лавой и пеплом во время извержения Везувия еще в первом веке. 2Последний день Помпеи миф и история

Вот,что писал бо этом А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяшироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождём, под воспалённым прахом,Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

3Последний день Помпеи миф и история

Перед вами фотография картины Карла Брюллова«Последний день Помпеи»

Талантливая кисть Брюллова раскрыла перед нами одну из картин ужасной трагедии Древнего мира. За два роковых дня, 24 и 25 августа 79 года н.э., прекратили свое существование сразу несколько римских городов — Помпей, Геркуланума, Стабии и Октавианума. И виною этого стало пробуждение вулкана Везувий, у подножья которого расположились эти поселения.

4Последний день Помпеи миф и история

Краткая историческая справка

Руины Помпей расположены на окраине современного городка Помпеи (провинция Неаполь, область Кампанья), на некотором расстоянии от побережья Неаполитанского — в древности Куманского — залива2, к северу от Сарно — в древности река Сарн.

5Последний день Помпеи миф и история

Ранняя история Помпей

Древнейшее поселения Помпей было основано племенем осков в VII до н.э. на пересечении путей, ведущих в Кумы, Нолу и Стабии, и в VI до н.э. завоевано сначала этрусками, а затем греками из Кум. Во время Самнитских войн (343 до н.э. — 290 до н.э.) Помпеи приобрели статус "союзника" Рима, сохранив верность ему и во время II Пунической войны (218 до н.э. — 201 до н.э.). Во время Союзнической войны (91 до н.э. — 88 до н.э.) Помпеи оказались на стороне противников Рима и были взяты штурмом Луцием Корнелием Суллой, который в 80 до н.э. заселил город своими ветеранами. С этого времени Помпеи стали римской колонией (Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum лат.), важным морским портом, через который шли товары в южную Италию и Рим (по знаменитой Аппиевой дороге), центром сельского хозяйства по производству масла и вина.

Помпеи в I веке н.э.

С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города: на форуме наряду с культовыми и административными постройками разного вида и назначения находился храм Юпитера, крытый рынок и базилика. В городе существовали 2 театра, меньший и крытый из них использовался как одеон; амфитеатр (самый старый из всех ныне известных — около 80 до н.э. был рассчитан на 20 тыс. жителей; 3 большие термы. Сохранилось большое количество жилых зданий и лавок, названных по именам владельцев, в честь выдающихся художественных произведений, или же в честь отдельных личностей или событий ("Дом Фавна", "Дом Эпиграмм", "Дом Менандра", "Вилла Мистерий"). Стены богатых домов и общественных зданий были украшены декоративными фресками (Дионисийские мистерии на "Вилле Мистерий") и мозаиками (Битва при Иссе с изображением Александра Македонского в "Доме Фавна").

6Последний день Помпеи миф и история

Катастрофа 79 года н.э.

Предвестием страшной катастрофы, постигшей города, находившиеся вблизи вулкана Везувий, стало землетрясение 5 февраля 63 н.э., когда в Помпеях, Геркулануме и Неаполе настолько серьезно пострадали многие здания, что они не были восстановлены даже через 16 лет.

Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа, приведя к гибели, помимо Помпей, еще 3 римских города — Геркуланум, Оплонтия, и Стабии. Археологические раскопки этих городов дополняются свидетельствами римского писателя Плиния Младшего, рассказавшего в 2-х письмах к известному историку Публию Корнелию Тациту, о смерти своего дяди — ученом и префекте Мизенского флота Плинии Старшем. Когда со стороны Везувия появилось похожее по форме на пинию облако грязновато-белого цвета, Плиний Старший приказал снарядить корабли и плыть из Мизены к Помпеям, чтобы провести эвакуацию живших на побережье людей. Однако доступ к берегу был прегражден обвалом и тогда Плиний принял решение идти к Стабиям, месту отдыха богатых римлян, находившемся к юго-востоку от Помпей. Здесь Плиний Старший взял управление в свои руки: он пытался успокоить людей и начал постепенную эвакуацию, советуя не прятаться в домах от падающего с неба раскаленного пепла и кусков пемзы, а привязать полотенцами на головы подушки и уходить из города. С наступлением ночи со стороны Везувия потекла лава, повсюду начались пожары, от пепла стало трудно дышать. 25 августа вместе с землетрясением началось цунами, море отступило от берегов, а над Помпеями и окрестными городами нависла черная грозовая туча, скрывшая Мизенский мыс и остров Капри. Наступила непроглядная темнота и пепел стал падать тяжелым дождем. Бо́льшая часть населения Помпей смогла спастись, но на улицах и в домах города от ядовитых сернистых газов погибло около 2 тыс. человек. В числе жертв был и Плиний Старший3. 7Последний день Помпеи миф и история

Открытие Помпей

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией. За это время было обнаружено, что Помпеи, находившиеся в 9,5 км от кратера Везувия и в 4,5 км от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы мощностью около 5 — 7 м и покрыты пластом вулканического пепла. Эта масса под воздействием хлынувшего дождя превратилась в жидкую грязь, впоследствии затвердевшую и образовавшую слой от 1,5 до 6 м толщиной. Другой город Геркуланум, находившийся в 7 км от кратера вулкана и примерно в 2 км от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Дождь превратил вулканический пепел в вулканическую грязь, которая, затвердев, приобрела большую прочность. Сверху все было залито лавой. Общая высота вулканического слоя в Геркулануме достигала от 12 до 23 м в толщину.

И в завершении предлагаем вам посмотреть фильм от компании ВВС.Благодаря уникальной работе британских документалистов стало возможно увидеть собственными глазами трагедию минувших веков. Использование самых последних научных и компьютерных достижений, а так же превосходная работа операторов и монтажеров делают этот новый фильм ВВС поистине впечатляющим зрелищем.

drunkcow.net


Смотрите также