Кто такой Прометей? Образ Прометея в литературе и культуре. Картина прометей


Кто такой Прометей? Образ Прометея в литературе и культуре

Многим знаком образ Прометея благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

образ прометея

Кто такой Прометей

Прометей – это один из античных титанов, сын богини правосудия Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

прометея образ

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав. образ прометея в европейской литературе и культуре

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Венгерский композитор Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

образ прометея в литературе

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, - Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Якоба Йорданса. Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма – Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

образ прометея в литературе и культуре

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

fb.ru

Образ Прометея в литературе, музыке, живописи :: SYL.ru

Образ Прометея (его имя означает «предвидящий», «мыслящий прежде») в греческой мифологии - это благодетель человечества. Согласно одной легенде, он создал человечество из глины и воды. В другой легенде он спас человеческий род от вымирания, предупредив своего сына, Девкалиона, о большом потопе. Мифический герой олицетворяет собой стойкость и выносливость. Недаром этому герою древнегреческой мифологии посвятили лучшие свои произведения драматурги, поэты, музыканты и живописцы.

Мифы и легенды

Древние мифы и легенды касаются как минимум нескольких вариантов повествований, описывающих Прометея, его подвиги, его вечное наказание Зевсом. Зная о страшных испытаниях, уготовленных ему за сочувствие и любовь к людям, титан жертвует собой, проявляя свое мужество в борьбе с тиранией и благородство своих духовных исканий.

прометей образ

Прометей - образ титана, бога второго поколения. Это он украл огонь с горы Олимп и отдал его людям, что вызвало гнев Зевса, и тот велел приковать непокорного титана к горной вершине на Кавказе. В некоторых мифах он был освобожден Геркулесом, в других Зевс освободил Прометея, когда тот раскрыл опасность того, что Зевс женится на Фетиде, и она родит сына более могущественного, чем его отец. В мифах существует одна версия рождения Прометея и несколько вариантов его подчинения воле Зевса.

О происхождении богов

В своей поэме "Теогония или о происхождении богов" Геосид рассказывает о происхождении Прометея. В поэме говорится о том, что Прометей - сын титана Япета, одного из океанидов. В трюке в Меконе Прометей обманывает Зевса, требуя несъедобных частей коров и быков для жертвенных церемоний богам, одновременно уступая питательные части людям ради вечной пользы человечеству. Два оставшихся центральных эпизода относительно Прометея, написанные Гесиодом, включают в себя его кражу огня с Олимпа на благо человечества против воли Зевса и вечное наказание, которое Прометей будет терпеть за эти действия, определенное ему судом Зевса. Каждый автор избирательно высвечивает в своем произведении некоторые истории, связанные с Прометеем.

писатели художники композиторы обращавшиеся к образу прометея

Литературные произведения

Образ Прометея является предметом многих литературных произведений. Трое крупных греческих трагиков, Эсхил, Софокл и Еврипид, уделили в своем творчестве место мифу о Прометее. Выжившие пьесы и фрагменты трагедии Эсхила в отношении Прометея сохраняют особое место в современной литературе. Большинство пьес, написанных трагиками из Афин, были утрачены, в том числе многие из их произведений о Прометее. До наших дней дошли произведения: "Прометей прикованный" Эсхила и "Освобожденный Прометей" Шелли.

Как во время Ренессанса, так и после него образ Прометея снова становится главным источником вдохновения. Он всплывает в литературе и поэзии, вдохновляя новые поколения писателей, поэтов и драматургов. Так, Иоганн Вольфганг фон Гёте, великий мыслитель XVIII века, посвятил свое стихотворение герою-титану, в котором передает непокорность и бесстрашие главного героя, идущего наперекор Зевсу. Байрон также в своем творчестве обратился к образу Прометея. В стихотворении он описывает поступок, который является образцом для подражания у рода человеческого. Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка тоже отметила духовные искания свободы, истины, просвещения Прометея в поэме "В катакомбах".

образ прометея в музыке

Театральные постановки

История древнегреческого героя-титана Прометея привлекала драматургов разных стран. В 2014 году известный немецкий режиссер Петер Крюгер в рамках проекта "Прометей на Кавказе" поставил на ингушской сцене спектакль. В основе постановки произведение древнегреческого драматурга Эсхила.

Также в него включена ингушская легенда о Пхьармате, мифическом нарте, принесшем огонь из очага верховного бога Сиелы для людей. В постановке режиссер показал два мира, противопоставляя их друг другу. Это пантеон богов с одной стороны и мир людей - с другой. Музыкальное сопровождение спектакля создано Карлом Орфом - немецким композитором.

Образ Прометея в музыке. Примеры

Не раз к образу Прометея обращались писатели, художники, композиторы и скульпторы. В честь него была написана Александром Скрябиным музыкальная поэма, определяемая им как мистерия. У Скрябина Прометей - это символ, творческий принцип, активная энергия Вселенной. "Это произведение, в котором ни одной лишней ноты. Это строгий стиль" - так говорил о "Поэме огня" сам композитор.

образ прометея в искусстве

Мифологическому герою посвятил свою симфоническую поэму Prometheus Ференц Лист. У Людвига ван Бетховена есть "Творения Прометея", на эту музыку был поставлен балет балетмейстером Вигано в Венском придворном театре. В течение 30 лет писал свою трилогию Карл Орф, состоящую из произведений "Антигона", "Эдип" и "Прометей". В 2004 году в рамках международного проекта "Прометей" молодыми авторами были написаны пьесы: Prometeo Ольгой Бочихиной, "Прометей. Скользящее время" Николаем Хрустом, "Творение "Прометей" Андреем Кулигиным.

Прометей в скульптуре и живописи

Этот образ вечен, он имеет общечеловеческое значение. В скульптуре, живописи, литературе и музыке образ Прометея продолжает жить и в настоящее время. В русском музее находится скульптура Гордеева Ф.Г. "Прометей" (материал - гальванопластика). В сложном силуэте героя античных сказаний умело переданы скульптором экспрессия и динамика. Тема подвига ради людей раскрыта автором с большой силой.

В разных странах можно встретить скульптуры и статуи Прометея, а в галереях картины и гравюры с изображением отважного героя. В Нью-Йорке есть статуя в Рокфеллеровском центре. Выполнена она из бронзы и покрыта позолотой. В Сочи, в том месте, где Зевс, согласно легенде, велел приковать героя, возвышается статуя Прометея.образ прометея в литературе музыке живописи

Подвиг - это почти всегда жертва, но одновременно это и жизненный выбор. Что толкает человека на такой поступок? Прежде всего неравнодушие к чужому горю, сочувствие обездоленным и униженным, желание помочь им даже ценой собственной жизни. Настоящие прометеи есть и среди ныне живущих людей. Это самоотверженные, готовые на самопожертвование люди, которые в своих духовных исканиях ориентируются на любовь к людям, чувство долга перед страной, семьей, друзьями.

www.syl.ru

образ в литературе и искусстве

Прометей – образ древнегреческой мифологии. Он олицетворяет стойкость, выносливость и самоотверженность. Также Прометей является символом просвещения, так как именно он, согласно легенде, передал людям умение обращаться с огнём, за что и был жестоко наказан всесильным Зевсом.

прометей образ

Миф

Прометей – образ, который стал частью творчества многих авторов. Легенда о нём служила источником вдохновения драматургов, поэтов и писателей. Чем интересен этот мифологический персонаж? Прежде всего, следует изложить вкратце легенду о Прометее.

Этот сказочный герой является одним из титанов, богов второго поколения. Однажды, Прометей ослушался Зевса, дав людям огонь. Но прежде ему пришлось украсть пламя со священного Олимпа. Люди жили в неведении, их быт был непрост. Таким образом, Прометей не только улучшил жизнь человека, но и открыл ему путь к просвещению. За этот благородный поступок он понёс жестокое наказание.

Прометей – образ в мифологии, символизирующий предвидение. Само его имя в переводе означает «мыслящий». А наказание главный бог Олимпа придумал для него поистине мучительное: он приказал непокорного титана приковать в скале, а кровожадный ворон, прилетавший каждодневно к мученику, клевал его печень. Прометея могло спасти лишь одно: Зевс требовал, чтоб он назвал имя той, которая родит ему сына, способного в будущем свергнуть отца. Но прикованный к скале предпочёл молчание и невероятные муки.

Образ Прометея в литературе и искусстве занимает особое место. Ведь он не теряет актуальности. Символ мученичества во имя спасения человечества используется и современными авторами.

Трагедия Эсхила

Прометей – образ, который, прежде всего вдохновлял античных авторов. В основе трагедии Эсхила «Прометей прикованный» лежит мифологический сюжет. Главный персонаж – титан, который смог научить людей пользоваться огнём. Также, благодаря именно Прометею, люди приучили животных, научились основам кораблестроения. Зевсу эти действия титана не нравились: он предвидел, что независимость человека может привести к ослаблению его власти. Но Прометей идёт наперекор главному богу Олимпа, понимая, что его жестоко покарают, вряд ли он заслужит благодарности. Несмотря на это, он совершает то, что считает своим долгом.

«Прометей прикованный» – трагедия, которая вошла в трилогию. Однако остальные её части, к сожалению, не сохранились. Впервые произведение античного драматурга было поставлено на театральной сцене приблизительно в 444-443 года до н. э.

образ прометея в мировой литературе

Гёте

Мифологическому персонажу посвятил своё знаменитое стихотворение один из великих мыслителей XVIII века. Иоганн Вольфганг фон Гёте на основе легенды о Прометее создал стихотворение, в котором главный герой-титан обращается к самому Зевсу, называя богов ничтожными, а их величие убогим. Немецкий поэт в своём произведении смог передать непокорность легендарного узника, стойкость, бесстрашие и стремление идти к своей цели наперекор всему.

Образ Прометея в мировой литературе использовался множество раз. Ниже перечислим самые известные произведения, в основу которых лёг извечный сюжет о самом стойком и жертвенном персонаже древнегреческих легенд.

Байрон

Английский поэт-романтик в своём творчестве тоже обращался к легендарному образу. В стихотворении «Прометей» автор восхваляет самоотверженный поступок мученика. Байрон подчёркивает, что награды за свои отважные действия герой не получил, но поступок его стал образцом подражания для всего человеческого рода.

образ прометея в литературе в музыке в живописи

Шелли

Заимствуя знаменитый мифологический сюжет, английский поэт XIX века создал трагедию под названием «Освобождённый Прометей». Действие начинается в горах, где прикованный титан извергает страшные упрёки в адрес верховного бога. С сочувствием героя слушают океаниды, которые находятся здесь же, у ног мучника. Зевс не только наказал того, кто осмелился ослушаться его, но и низверг на весь человеческий род всяческие беды. Но герой не сдаётся и верит в своё высокое предназначение. Произведение Шелли заканчивается низвержением мучителя. Прометей освобождён: на Земле теперь господствуют Мудрость, Доброта и Терпение.

образ прометея в литературе и искусстве

В музыке

Образ Прометея в литературе, в музыке, в живописи был не раз пересмотрен. Каждый из авторов видел его по-своему. Но всегда этот персонаж олицетворял стойкость и необыкновенную смелость. Музыкальную поэму в честь него создал и Александр Скрябин. Одновременно Ференц Лист посвятил мифологическому герою симфонию.

Прометей стал одним из вечных литературных образов, потому как он способен вдохновлять на мужественные поступки. В истории немало случаев, когда люди совершали предательство лишь для того, чтобы обрести материальные блага. Но были и те, кто шёл на верную гибель, не отступал с намеченного пути. Писатели и поэты, описывающие подобные ситуации в своём творчестве, нередко прибегали к аллюзии на мифологическую историю о самоотверженном титане.

fb.ru

Кто такой Прометей? Образ Прометея в литературе и культуре

Образование 16 сентября 2016

Многим знаком образ Прометея благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

образ прометея

Кто такой Прометей

Прометей – это один из античных титанов, сын богини правосудия Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

прометея образ

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав. образ прометея в европейской литературе и культуре

Видео по теме

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Венгерский композитор Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

образ прометея в литературе

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, - Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Якоба Йорданса. Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма – Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

образ прометея в литературе и культуре

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Кретин - это кто такой? Значение слова Образование Кретин - это кто такой? Значение слова "кретин" в медицине и в разговорной речи

Редко выпадает возможность поругаться на законных основаниях. Сегодня мы будем рассматривать вопрос: «Кретин – это кто?». И, конечно, постараемся сквернословить поменьше, равно столько, сколько нужно...

Прометей: образ в литературе и искусствеОбразование Прометей: образ в литературе и искусстве

Прометей – образ древнегреческой мифологии. Он олицетворяет стойкость, выносливость и самоотверженность. Также Прометей является символом просвещения, так как именно он, согласно легенде, передал людям умение об...

Что такое отрицательный герой в литературе и киноИскусство и развлечения Что такое отрицательный герой в литературе и кино

Тема отрицательных героев еще недостаточно изучена, поэтому мы решили восполнить этот пробел, изучив отрицательных персонажей фильмов и книг. Они появляются не только в сказках, но и в классической литературе и кинема...

Что такое экспозиция в литературе и как она строится?Искусство и развлечения Что такое экспозиция в литературе и как она строится?

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы – это лишь мишура, которая позволяет ч...

Художественный образ в литературе и искусствеИскусство и развлечения Художественный образ в литературе и искусстве

Любое произведение искусства, созданное талантливым художником, оставляет «глубокий след» в сердце и сознании зрителя или читателя. Что же оказывает такое сильное воздействие, заставляет глубоко переживать...

Кто такие питекантропы? Образ жизни, характеристика и эволюция древнейших людейОбразование Кто такие питекантропы? Образ жизни, характеристика и эволюция древнейших людей

Длительная эволюция человека привела к тому, что современный человек вышел на новый виток своей истории. Сравнивая первые подвиды людей и современного жителя Земли можно поразиться тому, какой путь быть проделан, и ка...

Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и ЕгиптеОбразование Рабы - это кто такие? Правовое положение рабов в Древнем Риме и Египте

На протяжении всей истории человечества было зафиксировано множество случаев, когда в отношении некоторых категории людей применялись законы, приравнивающие их к объектам собственности. Например, известно, что такие м...

Что такое элегия: определение, история, элегия в литературе и музыкеОбразование Что такое элегия: определение, история, элегия в литературе и музыке

Первоначально понятие "элегия" было связано с формой стихотворения, но со временем главенствующим свойством стало содержание и настроение произведения. Какие произведения сейчас называют элегией? Что такое элегия? Как...

Семья Гамбино: влияние на формирование образа мафиози в американской и мировой культуреЗакон Семья Гамбино: влияние на формирование образа мафиози в американской и мировой культуре

Семья Гамбино принадлежала к числу пяти больших и влиятельных криминальных кланов, которые контролировали преступную деятельность Нью-Йорка и целого ряда других американских городов, расположенных на Восточном побереж...

Кто такой врач-радиолог: обязанности, сфера деятельности и отзывыЗдоровье Кто такой врач-радиолог: обязанности, сфера деятельности и отзывы

Врач-радиолог представляет собой специалиста, который занимается проведением лучевой терапии, а также радиоизотопных методов исследования. На сегодняшний день его работа помогает не только уточнить предполагаемый диаг...

monateka.com

Что символизирует образ Прометея в литературе? :: SYL.ru

К числу символов, которые неоднократно встречаются в литературе, можно в полной мере отнести образ Прометея, который пришел к нам из глубины веков. Многие писатели обращаются к этому персонажу в своих произведениях, по-своему варьируя сюжет мифа, но в любом случае титан предстает сильной личностью, готовой к самопожертвованию и великодушию. Разберемся, что символизирует образ Прометея в литературных текстах.

образ прометея

Прометей в мифах: помощник людям

Впервые могущественный титан встречается в мифологии Эллады. В одной из вариаций мифа именно Прометей создал человечество из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь. Титан искренне любил своих воспитанников, учил их строить жилища, заниматься земледелием и скотоводством, их жизнь была легкой и веселой, а смерть – безболезненной. Первые люди не знали о богах-олимпийцах и не приносили им жертвы.

Когда великий Зевс-громовержец узнал об этом, он пришел в ярость и грозился испепелить человечество, если оно не будет проявлять должного почтения. Прометею пришлось подчиниться, но и тут он умудрился обхитрить главного бога Греции: люди стали приносить в жертву кости и внутренности жертвенных животных, мясо и жир оставляя себе. Олимпийцы испытали разочарование от такого обмана и настояли на том, чтобы Зевс наказал человечество, отняв огонь, что главный бог и сделал. Жизнь на земле стала тяжелой, люди больше не могли работать в мастерских, обжигать горшки, жарить себе пищу. Они стали болеть и умирать. С болью смотрел Прометей на то, как погибает его любимое человечество. Он решил вновь помочь людям, выкрав огонь с горы Олимп и вернув его им.

образ прометея в литературе

Наказание титана

Зевс вскоре прознал о том, что его запрет нарушен и люди вновь владеют огнем. Его гнев обрушился на своенравного титана: бог Гефест выковал цепь, которой боги приковали Прометея к скале. Каждый вечер прилетал к нему орел – слуга громовержца, который своим острым клювом раздирал несчастному печень, вызывая невыносимые страдания. За ночь раны заживали, а на следующий день пытка повторялась вновь.

Помочь титану не мог никто: человечество спокойно пользовалось его дарами, забыв о благодарности, и даже не попыталось как-то облегчить страдания своего создателя. Гордый титан не покорился воле своего мучителя и не попросил Зевса о помиловании. Будучи уверенным в своей правоте и не боясь еще более страшных мук, Прометей жил с мыслью, что когда-нибудь он обретет свободу. Так и произошло – сын Зевса и смертной женщины, Геракл, убил мучителя-орла и сумел разбить оковы, удерживающие титана. Прометей обрел долгожданную волю.

Такова мифологическая основа, на которую опирались авторы в своих произведениях. Рассмотрим образ Прометея в литературе.

символическое значение образа прометея

Трагедия Эсхила

Первое произведение, в котором был обыгран миф о бесстрашном титане, – «Прометей прикованный» Эсхила. Здесь сюжет полностью совпадает со своим первоисточником, а сам герой предстает отважным и справедливым, не побоявшимся бросить вызов могучему деспотичному богу и готовым до конца отвечать за свои поступки. Каково символическое значение образа Прометея? В трагедии оно глубоко и разнопланово:

  • С одной стороны, это мужественный персонаж, имеющий собственное мнение и не боящийся никого. Он уверен в своей правоте и готов отстаивать ее до конца. Титан без страха идет на муки, не склоняет головы, не готов заключать сделок с собственной совестью. Даже тысячелетия мучений не сломили его.
  • С другой – это воплощение сочувствия и любви к слабым – простым людям, которые были вынуждены прозябать в темноте из-за каприза своенравного Зевса.

Особенно выигрышно образ Прометея в трагедии выглядит на фоне бога-кузнеца Гефеста. Второй, несмотря на сочувствие к титану, безропотно подчиняется воле богов и кует цепи, он морально страдает, но все равно идет на поводу силы. А Прометей не таков, он чувствует свою ответственность перед собственными созданиями – людьми – и готов защищать их.

каково символическое значение образа прометея

Байрон

Великий британский классик также обратился к фигуре могучего титана в стихотворении «Прометей». Текст построен в форме лирического обращения к главному герою, поэт отмечает его несомненные заслуги и черную неблагодарность людей. События мифа здесь не пересказываются, повествование начинается с описания страданий титана, который не испугался ни страданий, ни пыток, ни мук и остался верен себе. Байрон делает образ удивительно сильным, восхищается им, в стихотворении Прометей символизирует стремление писателя к свободе, к победе над сильными мира, пытающимися навязать свою волю.

Смелый и мужественный титан сумел выдержать «бой отваги и мук», первая одержала победу, поэтому герой, несмотря на перенесенные страдания, не сломлен. Его не испугали пытки, не напугали угрозы, он «принял горький дар, как честь». Титан посрамил самого великого Зевса, дав ему достойный отпор, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что он воплощает в своей фигуре отвагу и гордость, бунт и свободную волю, открытие и просвещение. Этот герой, по мнению поэта, должен стать примером для людей.

что символизирует образ прометея

«Освобожденный Прометей»

Лирическая драма Перси Шелли «Освобожденный Прометей» также посвящена анализу древнегреческого мифа. Что символизирует образ Прометея в этом произведении? Прежде всего он предстает бунтарем, который готов идти до конца ради людей – своего главного творения. Для Шелли титан могуч и духовно совершенен, однако ему свойственны и некоторые недостатки, в частности ненависть к покорности человечества, которое было готово подчиниться воле богов. Только исцелившись от снедающей душу ненависти, герой сумел обрести свободу. Образ Прометея у Шелли более сложен, чем у его предшественников, в драме есть место и любовной теме – отношениям с красавицей Азией. Бунт титана прекрасен и трагичен одновременно, он величественен, но обречен.

Современное использование мифа

Образ Прометея нашел применение и в современном искусстве, в частности в кинематографе. Так, на экраны вышла картина Ридли Скотта «Прометей», где космический корабль, на котором главные персонажи совершали полет на далекую планету – аналог Земли, где, по их мнению, могла быть жизнь, носит название «Прометей». Оно выбрано не случайно: герои уверены, что на этой удаленной неизученной частице космоса они встретятся со своими создателями – существами, которые много тысячелетий назад дали жизнь людям. Поэтому Прометей здесь символизирует создателя человечества, что с мифом не расходится.

Образ Прометея в литературе и кино очень многогранен, кто-то видит в нем бунтаря (прежде всего это романтики), для других он воплощает собой гуманность и человеколюбие.

www.syl.ru

Эсхил «Прометей прикованный» – литературный анализ

О времени написания и постановки Эсхилом «Прометея прикованного» ничего не известно. Возможно, что трагедия тоже входила в трилогию «Прометея», так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея – носителя огня». Доказать, однако, с полной очевидностью существование трилогии о Прометее и тем более судить о последовательности трагедий с именем Прометея невозможно. Но дошедший до нас «Прометей прикованный» был той единственной трагедией о мифологическом титане Прометее, дошедшей до нового и новейшего времени, образы которой навсегда остались в памяти культурного человечества.

Эсхил. Прометей прикованный

Прикованный Прометей, терзаемый орлом Зевса. Художник Питер Пауль Рубенс, 1610-1611

Источник изображения

 

Сюжет «Прометея прикованного»

Эсхил описывает в своей трагедии, как Прометея, двоюродного брата царя богов Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование. Прометей у Эсхила горд и непреклонен. Он не издает ни единого звука во время этой сцены и только после удаления своих палачей жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия Эсхила состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерями Океана, Океанидами, выражающими глубокое сочувствие ему, потом и самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом, – Прометей это предложение гордо отвергает. Далее у Эсхила следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям и сцена с Ио, бывшей возлюбленной Зевса, которую его ревнивая жена Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим ее оводом. Обезумевшая Ио бежит неизвестно куда, наталкивается на скалу Прометея и выслушивает от него пророчества как о своей собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея одним из великих ее потомков, Гераклом. Наконец, последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну. О существовании этой тайны Зевс знал, но содержание ее ему было неизвестно. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

 

 

Историческая основа и идейный смысл «Прометея прикованного»

Исторической основой для эсхиловского «Прометея прикованного» могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина. Наконец, это – мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных).

В «Прометее прикованном» Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова.

Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

 

Жанр «Прометея прикованного»

«Прометей прикованный» Эсхила, в отличие от прочих его трагедий, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Это лишает его того широкого и грандиозного ораторного жанра, который присущ другим трагедиям Эсхила. В ней нет оратории, потому что хор здесь совсем не играет никакой роли. Драматургия «Прикованного Прометея» тоже очень слаба (только монологи и диалоги). Остается единственный жанр, великолепно представленный в трагедии, – это жанр декламации.

 

Характеры «Прометея прикованного»

Характеры «Прикованного Прометея» таковы, как и в ранних трагедиях Эсхила: они монолитны, статичны, однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями.

Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество. То, что с ним происходит, Прометей расценивает как волю судьбы (о чем заговаривает не меньше шести раз в трагедии: 105, 375, 511, 514, 516, 1052; об этом говорят и Океаниды – 936). В образе Прометея Эсхилом представлена та классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к бессилию, к безволию, к ничтожеству; она может вести и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму. В таких случаях судьба не только не противоречит героической воле, но, наоборот, ее обосновывает, возвышает. Таков Ахилл у Гомера, Этеокл у Эсхила («Семеро против Фив»), но в еще большей мере таков Прометей. Поэтому отсутствие обыкновенной бытовой психологии у Прометея возмещается здесь монолитностью мощных деяний героя, поданных хотя статистически, зато возвышенно, величественно.

Прометей Эсхила

Прикованный Прометей и Гермес. Художник Я. Йорданс, ок. 1640

 

Остальные герои «Прикованного Прометея» характеризуются одной ведущей чертой, вполне неподвижной, но менее значительной, чем у основного героя трагедии. Океан – добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на соглашательство, не учитывающий того, кому он предлагает свои услуги. Ио – физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли. Гефест и Гермес – механические исполнители воли Зевса, один – против своей воли, другой – бесчувственный и бездумный, как нерассуждающий прислужник.

Все эти характеры Эсхила – лишь общие схемы, или механическое воплощение идеи или мысли.

 

Развитие действия в «Прометее прикованном»

Если под действием понимать переход от одних состояний в другие, им противоположные, в результате взаимоотношений дееспособных героев, то в «Прикованном Прометее» Эсхила нет никакого действия, а следовательно, и развития его.

То, что происходит между сценами приковывания и низвержения Прометея, состоит исключительно из монологов и диалогов, которые ни в какой мере не подвигают действие вперед и уж во всяком случае не меняют его на противоположное. Монологи и диалоги «Прикованного Прометея» высокохудожественны, но они совершенно недраматичны.

Единственным движущим мотивом может считаться только будущее освобождение Прометея Гераклом, которое предсказывается самим Прометеем. Но это только предсказание, и притом об очень отдаленном будущем, и никаких намеков хотя бы на малейшие признаки этого освобождения в настоящем в трагедии Эсхила не имеется.

Прометей прикованный

Прометей, приковываемый Вулканом (Гефестом). Эпизод из трагедии Эсхила. Художник Д. ван Бабурен, 1623

 

Художественный стиль «Прометея прикованного»

Уже одно то, что действующими лицами трагедии являются боги и даже из героев тут имеется только одна Ио и что эти боги поданы в серьезном плане, свидетельствует о монументальности, которая характерна для всех трагедий Эсхила. Что же касается другого основного момента эсхиловского стиля, а именно патетизма, то он здесь значительно ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами, часто тоже довольно спокойного характера.

Патетика имеется прежде всего в начальной монодии Прометея, где Титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с обезумевшей Ио и, наконец, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Однако эта патетика слишком перегружена рациональным содержанием, а именно критикой деспотизма Зевса, и лишена тех черт исступления, которые мы находили в других трагедиях Эсхила.

Но монументально-патетический стиль «Прикованного Прометея» все же налицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно-риторической. Вся трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» и есть не что иное, как восхвалительно-риторическая декламация по адресу единственного его подлинного героя – Прометея. Только такое понимание художественного стиля данной трагедии и поможет осмыслить все ее длинноты и ее недраматическую установку.

Действительно, рассказы и разговоры Прометея о прошлом, в частности о его благодеяниях, нисколько не подвигая действия вперед, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, возвышают и насыщают в идейном отношении. Точно так же разговоры с Океаном и Гермесом, опять-таки нисколько не развивая действия, весьма выразительно рисуют нам стойкость и силу воли Прометея. Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами.

Кроме пророчества о своем освобождении прикованный Прометей в трагедии Эсхила еще очень много говорит о странствованиях Ио с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти. Прометею здесь приписаны обширные географические знания, которые, несомненно, были тогда последним достижением науки. Этот рассказ, совершенно лишенный всякого драматизма и даже прямо противоположный ему, тем не менее стилистически очень важен как нарастающая обрисовка мудрости Прометея.

Хоры Эсхила в «Прометее прикованном» тоже недраматичны. Если подойти к ним с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как они необходимы для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии. Парод говорит о сострадании Океанид Прометею. Первый стасим рассказывает нам, как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и моря, и даже Аид, – разве этого мало для обрисовки личности основного героя в отношении к нему всего окружающего? Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ – и третий стасим – о недопустимости неравных браков – опять-таки подчеркивают величие дела Прометея, на которое способен только он, но не способны слабые и забитые существа.

Прометей

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

 

Наконец, геологическая катастрофа в конце этой трагедии Эсхила демонстрирует нам опять-таки мощную волю прикованного Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Таким образом, то, что является у Эсхила в «Прикованном Прометее» развитием действия, есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патетического стиля данной трагедии.

 

Социально-политическая направленность «Прометея прикованного»

Идеология «Прометея прикованного», даже взятая в своем отвлеченном виде, резко отличается от прочих трагедий Эсхила своим отношением к Зевсу. В других трагедиях Эсхила мы находим восторженные гимны Зевсу, богословские рассуждения о нем и уж во всяком случае неизменное почитание его, какое-то прямо библейское его превознесение. В противоположность этому Зевс «Прометея прикованного» изображен тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всемогущим, хитрецом и трусом. Когда же мы начинаем вникать в стиль «Прометея прикованного», то оказывается, что это отношение к Зевсу является здесь у Эсхила не просто какой-то абстрактной теорией и не случайным привеском к трагедии, но проводится в самой смелой, дерзкой и даже бунтарской форме, с революционным пафосом, с просветительской убежденностью и с публицистическим задором. Это, несомненно, просветительская трагедия, это – восторженное похвальное слово борцу с тиранией.

 

По материалам работ А. Ф. Лосева

 

rushist.com


Смотрите также