Картина «Прозерпина»: интересные факты. Картина прозерпина


Картина «Прозерпина» — Artrue

Вероятно, самая известная работа прерафаэлита.

Прозерпина

Прозерпина

В числе тех мифологических персонажей, что завладели воображением Россетти, была и Прозерпина. В 1871 году художник написал Пандору с ларцом, врученным ей Юпитером, откуда вырвались все беды мира, а пять лет спустя создал одно из своих самых впечатляющих полотен — изображение Астарты, сирийской богини любви. Образ Прозерпины неизменно притягивал художника; за последнее десятилетие своей жизни Россетти создал восемь вариантов этой картины. На всех них запечатлены черты Джейн Моррис, с которой Россетти очень сблизился к 1869 году, семь лет спустя после смерти своей первой жены Элизабет Сиддал.

Немного истории

В современных исследованиях жизнь Джейн сравнивается с историей античной богини, которая, вкусив гранатового семечка, была вынуждена проводить часть времени в подземном мире со своим супругом Плутоном, а часть — на земле, куда с её приходом возвращалась весна. Россетти боготворил Джейн — связанную узами брака с Уильямом Моррисом. И хоть исторических данных о том, насколько далеко зашли их отношения не осталось, Моррис, несомненно, относился к одержимости друга вполне терпимо, поскольку разделяли место жительства на троих в Келмскотт-Хаус в Оксфордшире с 1871 по 1874 год.

Описание картины

Здесь Прозерпина изображена с гранатом в руке; она украдкой оглядывается на потусторонний мир. Не вполне понятно, вкусила ли она от рокового плода. Наставник Россетти объяснял символику картины, акцентируя внимание на свет на стене позади персонажа как отголосок надземного мира, ныне для нее недоступный, в то время как вьющийся по стене плющ символизирует «неизгладимые воспоминания». Писал Россетти только девушек и женщин, которые выделялись своими крупными конечностями и сильной шеей, по контрасту с хрупкими, эфемерными созданиями, что традиционно ассоциируются с прекрасным полом. В глазах Рёскина и фигуры, и темы отличались чрезмерной чувственностью, и в 1878 году он в отчаянии писал, что Россетти вложил себя в литературу более чем наполовину, и в этом смысле задача, поставленная в живописи, оказалась ему не по силам.

artrue.ru

Описание картины Данте Россетти «Прозерпина»

Описание картины Данте Россетти «Прозерпина»

Данте Габриэль Россетти был английским поэтом, иллюстратором, художником и переводчиком.

В памяти он остался как человек романтичным, яркий и необыкновенный. Он работал под влиянием европейских символистов и был главным последователем эстетической линии в искусстве. Его искусство характеризуется чувственностью и средневековой поэтизацией.

Поэзия и облик тесно связаны в произведениях Россетти; он писал сонеты, чтобы привязывать к своим картинам или, наоборот, для иллюстрации стихов писал картины. Он встречает свою первую музу Элизабет Сидл, создает братство пре-рафаэлитов и активно общается с другими художниками.

Данте Габриэль бесконечно рисует рыжеволосую Лизи, даже при наличии других натурщиц, ее образ доминировал или сливался в чертах изображенных девушек. Изысканные красивые вещи, эстетизм на холсте – это то, что дорого Россетти. Его рисунки отличались цветистостью, яркостью с густотой наложения краски.

В картине Прозерпина нет пошлости, художник исповедует культ высшей женственности в симбиозе с идеалами Возрождения. В роли Прозерпины выступает новая и последняя муза поэта – Джейн Морис, жена друга пре-рафаэлита. Она становится главным вдохновением и воплощением стиля Россетти, даже в большей степени, чем предыдущие женщины.

Современники описывали ее как высокую стройную женщину в длинном платье из пурпурной ткани, с массой волнистых черных волос и тонким бледным лицом, с которого смотрит пара странных печально-глубоких глаз под густыми черными бровями.

Появляется серия ее портретов, но Данте Габриэльне считал их портретами. Он всегда их как то называл и каждый из них был образом, либо античной героини, либо литературной из средневековой английской поэзии.

Картина названа по имени дочери Диметры и Зевса Прозерпины (Персефоны), которая в римской мифологии была похищена Аидом и проводила в царстве смерти полгода. Поэтому, ночь и день соединены в портрете воедино.

opisanie-kartin.com

Прозерпина (картина) — WiKi

На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых[1]. Хотя на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис[2].

Россетти писал о Прозерпине следующее:

Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания[3].

На картине в правом верхнем углу присутствует сонет на итальянском языке авторства Россетти, где автор сравнивает брак Джейн с Уильямом Моррисом с судьбой Прозерпины[4][5][6]. Тот же сонет написан на раме на английском языке.

  Шесть картин Россетти в студии Лейланда, 1892. Прозерпина — четвёртая слева.[7] (Кликните на картину, чтобы перейти на статью о ней.)

Россетти начал работать над картиной в 1871 году и написал, по крайней мере, восемь версий на различных холстах, последняя закончена в 1882 году, в год его смерти. Часто он был недоволен результатом и обрезал холст, оставляя лишь голову и руки натурщицы, как и произошло со второй попыткой, превратившейся в картину «Подснежники». Несколько раз картину возвращал назад заказчик — коллекционер Фредерик Лейланд, а один раз работа пострадала при транспортировке; в одном из своих писем Россетти назвал её «проклятой картиной»[8]. Ранние версии были отправлены Чарльзу Хауэллу (англ.)русск.. Седьмая версия картины была приобретена Фредериком Лейландом и сейчас находится в Галерее Тейт. Последняя, восьмая версия, выставлена в Бирмингемском музее и художественной галерее (англ.)русск.[9][10][11].

Лейланд приобрёл 18 полотен Россетти; именно он предложил художнику идею формирования триптиха, куда вошли Мнемозина, Блаженная дева и Прозерпина[7][12].

Шестую версию (1877, масло, холст) этой картины приобрёл в ноябре 1964 года за 5 000 гиней британский художник Лоренс Стивен Лаури[13]. Карандашный рисунок Лаури «Портрет Энн Х.» (1952) британский искусствовед Майкл Ховард сопоставляет с этой работой Данте Габриэля Россетти и находит, что она послужила основой для Лаури. Рисунок находился среди других дорогих художнику изображений на стене дома Лаури[14]. С раннего возраста Лаури был очарован этой поздней работой Россетти и смог приобрести её версию только к концу жизни. Именно эта картина Россетти из собрания Лаури стала в 1987 году первой картиной викторианской эпохи, проданной более чем за 1 000 000 фунтов стерлингов на аукционе Christie's[15].

В 2013 году картина из Галереи Тейт экспонировалась в Москве в ГМИИ имени А. С. Пушкина на выставке «Прерафаэлиты. Викторианский авангард».

ru-wiki.org

Прозерпина (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Прозерпина — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1874 году.

История создания

На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых[1]. Хотя на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис[2].

Россетти писал о Прозерпине следующее:

Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания[3].

На картине в правом верхнем углу присутствует сонет на итальянском языке авторства Россетти, где автор сравнивает брак Джейн с Уильямом Моррисом с судьбой Прозерпины[4][5][6]. Тот же сонет написан на раме на английском языке.

Шесть картин Россетти в студии Лейланда, 1892. Прозерпина — четвёртая слева.[7] (Кликните на картину, чтобы перейти на статью о ней.)

Россетти начал работать над картиной в 1871 году и написал, по крайней мере, восемь версий на различных холстах, последняя закончена в 1882 году, в год его смерти. Часто он был недоволен результатом и обрезал холст, оставляя лишь голову и руки натурщицы, как и произошло со второй попыткой, превратившейся в картину «Подснежники». Несколько раз картину возвращал назад заказчик — коллекционер Фредерик Лейланд, а один раз работа пострадала при транспортировке; в одном из своих писем Россетти назвал её «проклятой картиной»[8]. Ранние версии были отправлены Чарльзу Хауэллу (англ.)русск.. Седьмая версия картины была приобретена Фредериком Лейландом и сейчас находится в Галерее Тейт. Последняя, восьмая версия, выставлена в Бирмингемском музее и художественной галерее (англ.)русск.[9][10][11].

Лейланд приобрёл 18 полотен Россетти; именно он предложил художнику идею формирования триптиха, куда вошли Мнемозина, Блаженная дева и Прозерпина[7][12].

Шестую версию (1877, масло, холст) этой картины приобрёл в ноябре 1964 года за 5 000 гиней британский художник Лоренс Стивен Лаури[13]. Карандашный рисунок Лаури «Портрет Энн Х.» (1952) британский искусствовед Майкл Ховард сопоставляет с этой работой Данте Габриэля Россетти и находит, что она послужила основой для Лаури. Рисунок находился среди других дорогих художнику изображений на стене дома Лаури[14]. С раннего возраста Лаури был очарован этой поздней работой Россетти и смог приобрести её версию только к концу жизни. Именно эта картина Россетти из собрания Лаури стала в 1987 году первой картиной викторианской эпохи, проданной более чем за 1 000 000 фунтов стерлингов на аукционе Christie's[15].

В 2013 году картина из Галереи Тейт экспонировалась в Москве в ГМИИ имени А. С. Пушкина на выставке «Прерафаэлиты. Викторианский авангард».

Видео по теме

Литература

  • Wildman, Stephen. Waking Dreams, the Art of the Pre-Raphaelites from the Delaware Art Museum. — Art Services International, 2004. — P. 395.
  • Russell Ash. (1995) Dante Gabriel Rossetti. London: Pavilion Books.
  • Doughty, Oswald (1949) A Victorian Romantic: Dante Gabriel Rossetti London: Frederick Muller.
  • Fredeman, William E. (ed.) (2002-8) The correspondence of Dante Gabriel Rossetti. 7 Vols., Brewer, Cambridge.
  • Hilto, Timoth (1970). The Pre-Raphelites. London: Thames and Hudson, New York: Abrams.
  • Parris, Leslie (ed.) (1984). The Pre-Raphaelites, exhibition catalogue, London: Tate Gallery.
  • Surtees, Virginia. (1971) Dante Gabriel Rossetti. 2 vols. Oxford: Clarendon Press.
  • Todd, Pamela (2001). Pre-Raphaelites at Home, New York: Watson-Giptill Publications.
  • Julian Treuherz, Elizabeth Prettejohn, and Edwin Becker, (2003). Dante Gabriel Rossetti. London: Thames & Hudson.

Примечания

  1. ↑ Riggs, Terry Proserpine 1874. Tate Collection (1998). Проверено 14 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  2. ↑ V. Surtees, Dante Gabriel Rossetti 1828—1882. The Paintings and Drawings, Clarendon Press (1971), I, pp.131-4
  3. ↑ Cf. W.E. Fredeman (ed.), The correspondence of Dante Gabriel Rossetti, 7 Vols., Brewer (2002-8).
  4. ↑ See critique at Proserpine and Jane Morris: Women Trapped in Unhappy Relationships
  5. ↑ Longing and Connection in D.G. Rossetti’s Proserpine.
  6. ↑ L. Parris (ed.), The Pre-Raphaelites, exhibition catalogue, Tate Gallery (1984), pp.231-2.
  7. ↑ 1 2 Waking Dreams, p. 26 (figure 5).
  8. ↑ Proserpine (англ.). Rossetti Archive.
  9. ↑ McGann, Jerome (editor) Proserpine, 1872. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  10. ↑ McGann, Jerome (editor) Proserpine (oil replica, eighth version), 1882. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  11. ↑ Oil Painting - Proserpine. Birmingham Museums and Art Gallery. Проверено 14 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  12. ↑ Waking Dreams, p. 204.
  13. ↑ Proserpine (sixth version). Dante Gabriel Rossetti, 1877 (англ.). The Complete Writings and Pictures of Dante Gabriel Rossetti, edited by Jerome J. McGann. Проверено 22 июля 2017.
  14. ↑ Howard, Michael. Lowry: A Visionary Artist. — Lowry Press, 1999. — С. 39. — 256 с. — ISBN 978-1902-9700-04.
  15. ↑ Portrait owned by LS Lowry sells for £ 200 000 (англ.). The Тelegraph (5 Jun 2009). Проверено 22 июля 2017.

Ссылки

wikipedia.green

Прозерпина (картина) — Википедия Переиздание // WIKI 2

Прозерпина — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1874 году.

История создания

На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых[1]. Хотя на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис[2].

Россетти писал о Прозерпине следующее:

Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания[3].

На картине в правом верхнем углу присутствует сонет на итальянском языке авторства Россетти, где автор сравнивает брак Джейн с Уильямом Моррисом с судьбой Прозерпины[4][5][6]. Тот же сонет написан на раме на английском языке.

Шесть картин Россетти в студии Лейланда, 1892. Прозерпина — четвёртая слева.[7] (Кликните на картину, чтобы перейти на статью о ней.)

Россетти начал работать над картиной в 1871 году и написал, по крайней мере, восемь версий на различных холстах, последняя закончена в 1882 году, в год его смерти. Часто он был недоволен результатом и обрезал холст, оставляя лишь голову и руки натурщицы, как и произошло со второй попыткой, превратившейся в картину «Подснежники». Несколько раз картину возвращал назад заказчик — коллекционер Фредерик Лейланд, а один раз работа пострадала при транспортировке; в одном из своих писем Россетти назвал её «проклятой картиной»[8]. Ранние версии были отправлены Чарльзу Хауэллу (англ.)русск.. Седьмая версия картины была приобретена Фредериком Лейландом и сейчас находится в Галерее Тейт. Последняя, восьмая версия, выставлена в Бирмингемском музее и художественной галерее (англ.)русск.[9][10][11].

Лейланд приобрёл 18 полотен Россетти; именно он предложил художнику идею формирования триптиха, куда вошли Мнемозина, Блаженная дева и Прозерпина[7][12].

Шестую версию (1877, масло, холст) этой картины приобрёл в ноябре 1964 года за 5 000 гиней британский художник Лоренс Стивен Лаури[13]. Карандашный рисунок Лаури «Портрет Энн Х.» (1952) британский искусствовед Майкл Ховард сопоставляет с этой работой Данте Габриэля Россетти и находит, что она послужила основой для Лаури. Рисунок находился среди других дорогих художнику изображений на стене дома Лаури[14]. С раннего возраста Лаури был очарован этой поздней работой Россетти и смог приобрести её версию только к концу жизни. Именно эта картина Россетти из собрания Лаури стала в 1987 году первой картиной викторианской эпохи, проданной более чем за 1 000 000 фунтов стерлингов на аукционе Christie's[15].

В 2013 году картина из Галереи Тейт экспонировалась в Москве в ГМИИ имени А. С. Пушкина на выставке «Прерафаэлиты. Викторианский авангард».

Литература

  • Wildman, Stephen. Waking Dreams, the Art of the Pre-Raphaelites from the Delaware Art Museum. — Art Services International, 2004. — P. 395.
  • Russell Ash. (1995) Dante Gabriel Rossetti. London: Pavilion Books.
  • Doughty, Oswald (1949) A Victorian Romantic: Dante Gabriel Rossetti London: Frederick Muller.
  • Fredeman, William E. (ed.) (2002-8) The correspondence of Dante Gabriel Rossetti. 7 Vols., Brewer, Cambridge.
  • Hilto, Timoth (1970). The Pre-Raphelites. London: Thames and Hudson, New York: Abrams.
  • Parris, Leslie (ed.) (1984). The Pre-Raphaelites, exhibition catalogue, London: Tate Gallery.
  • Surtees, Virginia. (1971) Dante Gabriel Rossetti. 2 vols. Oxford: Clarendon Press.
  • Todd, Pamela (2001). Pre-Raphaelites at Home, New York: Watson-Giptill Publications.
  • Julian Treuherz, Elizabeth Prettejohn, and Edwin Becker, (2003). Dante Gabriel Rossetti. London: Thames & Hudson.

Примечания

  1. ↑ Riggs, Terry Proserpine  1874. Tate Collection (1998). Проверено 14 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  2. ↑ V. Surtees, Dante Gabriel Rossetti 1828—1882. The Paintings and Drawings, Clarendon Press (1971), I, pp.131-4
  3. ↑ Cf. W.E. Fredeman (ed.), The correspondence of Dante Gabriel Rossetti, 7 Vols., Brewer (2002-8).
  4. ↑ See critique at Proserpine and Jane Morris: Women Trapped in Unhappy Relationships
  5. ↑ Longing and Connection in D.G. Rossetti’s Proserpine.
  6. ↑ L. Parris (ed.), The Pre-Raphaelites, exhibition catalogue, Tate Gallery (1984), pp.231-2.
  7. ↑ 1 2 Waking Dreams, p. 26 (figure 5).
  8. ↑ Proserpine (англ.). Rossetti Archive.
  9. ↑ McGann, Jerome (editor) Proserpine, 1872. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  10. ↑ McGann, Jerome (editor) Proserpine (oil replica, eighth version), 1882. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  11. ↑ Oil Painting - Proserpine. Birmingham Museums and Art Gallery. Проверено 14 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  12. ↑ Waking Dreams, p. 204.
  13. ↑ Proserpine (sixth version). Dante Gabriel Rossetti, 1877 (англ.). The Complete Writings and Pictures of Dante Gabriel Rossetti, edited by Jerome J. McGann. Проверено 22 июля 2017.
  14. ↑ Howard, Michael. Lowry: A Visionary Artist. — Lowry Press, 1999. — С. 39. — 256 с. — ISBN 978-1902-9700-04.
  15. ↑ Portrait owned by LS Lowry sells for £ 200 000 (англ.). The Тelegraph (5 Jun 2009). Проверено 22 июля 2017.

Ссылки

В последний раз эта страница редактировалась 27 октября 2017, в 10:12.

wiki2.org

Картина «Прозерпина»: интересные факты. Интересно знать

Одним из самых известных художников-прерафаэлитов стал Данте Габриэль Россетти. Его стиль легко узнается любителями живописи, но особенное восхищение у людей вызывает картина «Прозерпина». Интересные факты о ней помогут лучше понять это произведение искусства и узнать необычную историю его создания.

Вместе с картиной «Офелия» Джона Милле «Прозерпина» стала жемчужиной наследия прерафаэлитизма. Ее написал известный английский художник, поэт и иллюстратор родом из Италии.

Прозерпина — это древнеримская богиня подземного царства, которая, согласно легенде, была похищена богом Плутоном. На картине она изображена с плодом граната, который ей вручил похититель. Атмосфера полотна передает тоску девушки по земной жизни.

Натурщицей художника стала Джейн Моррис (как и для многих других его полотен). Именно ей было суждено воплотить в себе идеалы красоты прерафаэлитов — художников, сделавших вызов принятым нормам и открывшим новые возможности живописи. Примечательно, что эта женщина была любовницей Данте Россетти и одновременно женой его друга — художника Уильяма Морриса.

Композиция картины не очень сложная, однако художник потратил 7 лет, чтобы довести ее до совершенства. Он работал на восьми холстах, пытаясь передать идеальный образ Прозерпины. Последняя картина была закончена в год его смерти. Впоследствии некоторые из полотен были приобретены ценителями искусства.

На картине присутствует надпись — в верхнем правом углу находится сонет, написанный самим Россетти. Таким образом, полотно показывает другую его сторону — как поэта. В этих строках автор сравнивает брак возлюбленной Джейн с судьбой богини.

Последняя и окончательная версия «Прозерпины» находится в Бирмингемском музее и художественной галерее. В то же время предпоследний вариант картины можно увидеть в художественном музее Тейт Британия.

Поскольку Данте Россетти работал над несколькими картинами, не существует единственной точной даты создания «Прозерпины». Так, на полотне указан 1874 год, однако известно, что последняя версия была закончена в 1882 году. Что касается даты начала работы, то к первой художник приступил в 1871 году.

Образ Прозерпины интересовал многих ценителей искусства. В ее честь была названа гипотетическая планета, орбита которой расположена за орбитой Плутона (символично, если учесть легенду).

anydaylife.com

Прозерпина (картина) Википедия

Прозерпина — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1874 году.

История создания

На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых[1]. Хотя на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис[2].

Россетти писал о Прозерпине следующее:

Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания[3].

На картине в правом верхнем углу присутствует сонет на итальянском языке авторства Россетти, где автор сравнивает брак Джейн с Уильямом Моррисом с судьбой Прозерпины[4][5][6]. Тот же сонет написан на раме на английском языке.

Шесть картин Россетти в студии Лейланда, 1892. Прозерпина — четвёртая слева.[7] (Кликните на картину, чтобы перейти на статью о ней.)

Россетти начал работать над картиной в 1871 году и написал, по крайней мере, восемь версий на различных холстах, последняя закончена в 1882 году, в год его смерти. Часто он был недоволен результатом и обрезал холст, оставляя лишь голову и руки натурщицы, как и произошло со второй попыткой, превратившейся в картину «Подснежники». Несколько раз картину возвращал назад заказчик — коллекционер Фредерик Лейланд, а один раз работа пострадала при транспортировке; в одном из своих писем Россетти назвал её «проклятой картиной»[8]. Ранние версии были отправлены Чарльзу Хауэллу (англ.)русск.. Седьмая версия картины была приобретена Фредериком Лейландом и сейчас находится в Галерее Тейт. Последняя, восьмая версия, выставлена в Бирмингемском музее и художественной галерее (англ.)русск.[9][10][11].

Лейланд приобрёл 18 полотен Россетти; именно он предложил художнику идею формирования триптиха, куда вошли Мнемозина, Блаженная дева и Прозерпина[7][12].

Шестую версию (1877, масло, холст) этой картины приобрёл в ноябре 1964 года за 5 000 гиней британский художник Лоренс Стивен Лаури[13]. Карандашный рисунок Лаури «Портрет Энн Х.» (1952) британский искусствовед Майкл Ховард сопоставляет с этой работой Данте Габриэля Россетти и находит, что она послужила основой для Лаури. Рисунок находился среди других дорогих художнику изображений на стене дома Лаури[14]. С раннего возраста Лаури был очарован этой поздней работой Россетти и смог приобрести её версию только к концу жизни. Именно эта картина Россетти из собрания Лаури стала в 1987 году первой картиной викторианской эпохи, проданной более чем за 1 000 000 фунтов стерлингов на аукционе Christie's[15].

В 2013 году картина из Галереи Тейт экспонировалась в Москве в ГМИИ имени А. С. Пушкина на выставке «Прерафаэлиты. Викторианский авангард».

Литература

  • Wildman, Stephen. Waking Dreams, the Art of the Pre-Raphaelites from the Delaware Art Museum. — Art Services International, 2004. — P. 395.
  • Russell Ash. (1995) Dante Gabriel Rossetti. London: Pavilion Books.
  • Doughty, Oswald (1949) A Victorian Romantic: Dante Gabriel Rossetti London: Frederick Muller.
  • Fredeman, William E. (ed.) (2002-8) The correspondence of Dante Gabriel Rossetti. 7 Vols., Brewer, Cambridge.
  • Hilto, Timoth (1970). The Pre-Raphelites. London: Thames and Hudson, New York: Abrams.
  • Parris, Leslie (ed.) (1984). The Pre-Raphaelites, exhibition catalogue, London: Tate Gallery.
  • Surtees, Virginia. (1971) Dante Gabriel Rossetti. 2 vols. Oxford: Clarendon Press.
  • Todd, Pamela (2001). Pre-Raphaelites at Home, New York: Watson-Giptill Publications.
  • Julian Treuherz, Elizabeth Prettejohn, and Edwin Becker, (2003). Dante Gabriel Rossetti. London: Thames & Hudson.

Примечания

  1. ↑ Riggs, Terry Proserpine 1874. Tate Collection (1998). Проверено 14 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  2. ↑ V. Surtees, Dante Gabriel Rossetti 1828—1882. The Paintings and Drawings, Clarendon Press (1971), I, pp.131-4
  3. ↑ Cf. W.E. Fredeman (ed.), The correspondence of Dante Gabriel Rossetti, 7 Vols., Brewer (2002-8).
  4. ↑ See critique at Proserpine and Jane Morris: Women Trapped in Unhappy Relationships
  5. ↑ Longing and Connection in D.G. Rossetti’s Proserpine.
  6. ↑ L. Parris (ed.), The Pre-Raphaelites, exhibition catalogue, Tate Gallery (1984), pp.231-2.
  7. ↑ 1 2 Waking Dreams, p. 26 (figure 5).
  8. ↑ Proserpine (англ.). Rossetti Archive.
  9. ↑ McGann, Jerome (editor) Proserpine, 1872. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  10. ↑ McGann, Jerome (editor) Proserpine (oil replica, eighth version), 1882. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 13 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  11. ↑ Oil Painting - Proserpine. Birmingham Museums and Art Gallery. Проверено 14 февраля 2012. Архивировано 18 марта 2013 года.
  12. ↑ Waking Dreams, p. 204.
  13. ↑ Proserpine (sixth version). Dante Gabriel Rossetti, 1877 (англ.). The Complete Writings and Pictures of Dante Gabriel Rossetti, edited by Jerome J. McGann. Проверено 22 июля 2017.
  14. ↑ Howard, Michael. Lowry: A Visionary Artist. — Lowry Press, 1999. — С. 39. — 256 с. — ISBN 978-1902-9700-04.
  15. ↑ Portrait owned by LS Lowry sells for £ 200 000 (англ.). The Тelegraph (5 Jun 2009). Проверено 22 июля 2017.

Ссылки

wikiredia.ru