Богиня Психея - олицетворение души. Миф об Амуре и Психее. Картина психея


Психея Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение Пожаловаться ▲▼ ПроблемыИнформация невернаОпечатки, неверная орфография и пунктуацияИнформация потеряла актуальностьНедостаточно информации по темеИнформация на странице повторяетсяЧасть текста на страницы не интереснаИзображения не соответствуют текстуСтраница плохо оформленаСтраница долго загружаетсяДругие проблемы Комментарий Психе́я — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Эрот (Амур), то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Хотя представления о душе встречаются, начиная с Гомера, миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы». Миф об Амуре и Психее В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.   В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сёстры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Четыре испытания для Души с точки зрения психологов Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога. Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их. Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного. Это задание Психее помогли выполнить насекомые и птицы. Но Афродита все равно не хотела допустить девушку к своему сыну. Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию. В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел. Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем. Последнее задание — принести из подземного царства шкатулку с лечебными мазями. Да, спуститься в преисподнюю было равно смерти. Но суть задания — сфокусироваться на своей цели и при необходимости сказать «нет». Ведь по дороге Психея встретила множество людей, молящих ее поделиться лекарством. Таким образом, женщина не позволяет использовать себя, даже несмотря на жалость и искреннее сочувствие. Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в подземное хранилище. Там богиня Персефона дала ей ларец и наказала не заглядывать в него. Но Психея так и не сумела совладать со своей женской натурой. На обратном пути она все же открыла баночку, чтобы позаимствовать немного божественной красоты. Но в баночке была не красота, а «подземный стигийский сон», тотчас же охвативший Психею. Охваченная смертным сном, Психея долго лежала где-то на полпути из загробного царства — долго, но не вечно, как надеялась Афродита. Излечившись от своей раны, Эрот отправился на поиски своей возлюбленной и нашел ее. Увидев Психею, он снял с нее сон, вернул его в коробочку, легким уколом своей стрелы пробудил Психею и велел ей отнести коробочку к своей матери, остальное он, мол, берет на себя. Окончание истории После этого бог любви забрал свою суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак. Громовержец даровал девушке бессмертие и приобщил ее к пантеону богов. Богиня Психея и Эрос родили ребенка — Волупию, богиню наслаждения. Только союз души и любви может породить настоящее наслаждение, настоящее счастье. Образ психеи Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства или в виде молодой девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово «психея» означает «душа» и «бабочка». Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Душа Патрокла удаляется с «писком», причем употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей. Психея изображалась и в виде орла, устремляющего ввысь своей полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как Психея — душа. Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови или ее вырывают вместе в острием копья: «из зияющей раны теснимый Дух излетел» (Гомер «Илиада», XIV 518-519). По Пифагору, Психея питается кровью; кровь — «седалище души». Апулей в «Метаморфозах» рассказывает о полной приключений, романтичной любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. ВидеоИсточникиhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Психея#Психея_в_астрономии http://fb.ru/article/135560/boginya-psiheya---olitsetvorenie-dushi-mif-ob-amure-i-psihee http://www.vsemifu.com/mifu/antika/psikheia.php http://www.liveinternet.ru/users/gobo/post364316082

миф об Амуре и Психее

Психе́я — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Эрот (Амур), то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Хотя представления о душе встречаются, начиная с Гомера, миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы».

Миф об Амуре и Психее

В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.

 

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сёстры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы.

Четыре испытания для Души с точки зрения психологов

Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога.

Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их. Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного. Это задание Психее помогли выполнить насекомые и птицы. Но Афродита все равно не хотела допустить девушку к своему сыну.

Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию.

В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел. Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем.

Последнее задание — принести из подземного царства шкатулку с лечебными мазями. Да, спуститься в преисподнюю было равно смерти. Но суть задания — сфокусироваться на своей цели и при необходимости сказать «нет». Ведь по дороге Психея встретила множество людей, молящих ее поделиться лекарством. Таким образом, женщина не позволяет использовать себя, даже несмотря на жалость и искреннее сочувствие.

Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в подземное хранилище. Там богиня Персефона дала ей ларец и наказала не заглядывать в него.

Но Психея так и не сумела совладать со своей женской натурой. На обратном пути она все же открыла баночку, чтобы позаимствовать немного божественной красоты. Но в баночке была не красота, а «подземный стигийский сон», тотчас же охвативший Психею.

Охваченная смертным сном, Психея долго лежала где-то на полпути из загробного царства — долго, но не вечно, как надеялась Афродита. Излечившись от своей раны, Эрот отправился на поиски своей возлюбленной и нашел ее. Увидев Психею, он снял с нее сон, вернул его в коробочку, легким уколом своей стрелы пробудил Психею и велел ей отнести коробочку к своей матери, остальное он, мол, берет на себя.

Окончание истории

После этого бог любви забрал свою суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак. Громовержец даровал девушке бессмертие и приобщил ее к пантеону богов. Богиня Психея и Эрос родили ребенка — Волупию, богиню наслаждения. Только союз души и любви может породить настоящее наслаждение, настоящее счастье.

Образ психеи

Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства или в виде молодой девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово «психея» означает «душа» и «бабочка». Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Душа Патрокла удаляется с «писком», причем употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей.

Психея изображалась и в виде орла, устремляющего ввысь своей полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как Психея — душа. Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови или ее вырывают вместе в острием копья: «из зияющей раны теснимый Дух излетел» (Гомер «Илиада», XIV 518-519). По Пифагору, Психея питается кровью; кровь — «седалище души».

Апулей в «Метаморфозах» рассказывает о полной приключений, романтичной любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.

Видео

Источники

mfina.ru

История Психеи Панно 1. «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи»

11.09.2016

Морис Дени «История Психеи Панно 1. «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи»», 1907-1908

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наби

«История Психеи» была заказана Дени московским коллекционером И. А. Морозовым в 1907 г. для украшения концертного зала особняка на Пречистенке. Дени воспроизвел несколько эпизодов повести-сказки из книги Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Согласно преданию, Эрот (в рим. миф. — Амур) повсюду сопровождал свою мать Афродиту (в рим. миф. — Венера), был исполнителем её воли и помощником во всех её делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эроту пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрот согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её. Прекрасная Психея стала женой таинственного Эрота, который приходил к ней под покровом ночи и настрого запретил зажигать в спальне огонь. Психея полюбила Эрота, даже не видя его, однако ревнивые сестры убедили ее, что она вышла замуж за чудовище, которое собирается причинить ей зло. Подстрекаемая сестрами, Психея решает убить Эрота. Она прячет в спальне лампу и нож. Когда Эрот заснул, Психея зажгла лампу, но вместо чудовища увидела необыкновенной красоты юношу. Засмотревшись на Эрота, Психея пролила на него несколько капель раскаленного масла, и тот проснулся. Увидев нож в руках любимой, Эрот пришел в ярость от ее предательства и оставил ее. Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету. Между тем Эрот возвратился к матери, которая принялась лечить его раны и тиранить Психею. После того как Психея выполнила несколько труднейших заданий, Афродита отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушает запрет и открывает сосуд — в надежде вернуть любовь Эрота, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти. Исцелившийся от ран Эрот тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. В конце концов он находит Психею, его поцелуй возвращает девушку к жизни. Зевс (в рим. миф. — Юпитер) принимает сторону Эрота в споре с сердитой Афродитой и благословляет влюбленных. Он превращает Психею в богиню, сделав ее бессмертной.

Похожие Записи

greatartists.ru

Описание картины Энтони Ван Дейка «Амур и Психея»

Описание картины Энтони Ван Дейка «Амур и Психея»

Достаточно известная мифологическая история о союзе Амура (или бога любви Купидона) и смертной девушки Психеи, которой в последствии было даровано бессмертие богов. Исходя из придания родители девушки попросили Амура выдать ее замуж, однако он был очарован ее прекраснейшей красотой и решил сам на ней жениться.

Забрав ее в сказочный прекрасный замок он посещал ее только ночью, в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и истинного происхождения. Однако завистливые сестры все время подначивали ее любыми способами взглянуть на супруга и убедиться, что он белокурый прекрасный юноша, а страшное чудовище облущенное в образе ужасного змея.

Девушка подалась на уговоры и уловкой увидела лицо своего возлюбленного мужа, однако Амур был огорчен произошедшем и оставил свою супругу горевать одну в замке. Психея очень долго искала способ извиниться перед супругом, пока не встретилась с богиней Венерой. Венера не хотела продолжения этого союза между богом и женщиной и поэтому решила обманом убить Психею.

В своей композиции Ван Дейк решил изобразить момент, где Психея после долгой разлуки встречается со своим любимым Амуром. Амур изображен в виде обнаженного белокурого юноши, с прекрасным телом бога Олимпа. Из его спины растут снежно-белые ангельские крылья.

Амур подлетает к своей возлюбленной, прикасаясь к ее прекрасному лицу своими руками. Психея же изображена в долгом сне, и рядом с развернутым подарком Венеры. Их одеяния красного и синего цвета символически используются автором для разграничения мужского и женского начала. Они выступают самыми яркими элементами картины, в то время как фон весьма однообразен.

Темные деревья, не особо детализированы, выполнены в золотисто-коричневых тоннах хорошо гармонируют с цветами земли камней и облаков, не обращая на себя лишнего внимания.

opisanie-kartin.com

Богиня Психея - олицетворение души. Миф об Амуре и Психее

Богиня Психея и мифы о ней во все времена пользовались большой популярностью. Особо красивой и романтичной считается история ее взаимоотношений с Амуром (Эросом). Этот сюжет стал основой для множества произведений искусства. А некоторые психологи убеждены, что этот миф не просто красивая сказка, но и глубокое, философское произведение.

Богиня Психея: кто она?

Психея бабочка В древнегреческой (равно как и древнеримской) культуре Психея представляла собой некое олицетворение души. Чаще всего богиню описывали как девочку с крыльями, а иногда изображали как бабочку. Кстати, в некоторых источниках присутствуют истории о том, как Эрос с факелом гонялся за бабочкой, наверное, так появилась всем известная поговорка и излюбленная аналогия.

Психея-бабочка изображалась на надгробных тканях рядом с черепом и прочими важными символами смерти. Фрески с этой богиней были найдены при раскопках Помпеи — здесь ее рисовали с грифелем, флейтой и некоторым другими музыкальными атрибутами. А фрески дома Веттиев изображают разные сцены, в которых Эрос и Психея собирают цветы, работают на маслобойне и т.д. Кстати, на геммах, созданных в III-I веках до нашей эры, описано множество самых разных интерпретаций истории о любви двух богов.

Откуда взялся миф о Психее и Амуре?

Невозможно выяснить, когда именно в фольклоре появились первые упоминания о богине-душе и трагической истории ее любви. Первые небольшие упоминания обнаружены в работах Гомера и некоторых других историков того времени.

Полностью миф содержится в работах Апулея — известного древнеримского писателя и философа. Об авторе известно лишь то, что он родился в одной из африканской провинций Рима, а именно в Мадавре. Апулей за свою жизнь создал множество работ, причем писал он как на латинском, так и на греческом языке. Наиболее известным трудом писателя является роман «Золотой осел» (другое название — «Метаморфозы»), созданный во втором веке нашей эры. Этот роман состоит из одиннадцати томов, причем к нам дошли все они, за исключением нескольких испорченных страниц. Именно в «Метаморфозах» Апулей написал об Эросе и Психее — в этом виде миф и дошел до наших дней.

История любви Психеи: часть первая

Согласно легенде, у одного царя было три дочери, младшая из которых — Психея. Богиня (пока еще простая девушка) была настолько красива, что мужчины со всего света съезжались, чтобы полюбоваться ее прелестью. Со временем ей начали поклоняться как божеству, забыв об Афродите, что не могло не рассердить ее.

Именно поэтому, используя различные методы, Афродита убедила отца Психеи облачить дочь в свадебные одежды и выдать замуж за самое страшное чудовище. Девушка вдруг оказалась в неизвестном замке рядом со своим мужем, который поставил ей условие — она никогда не должна увидеть его лицо.

Когда счастливая и беременная Психея отправилась в гости к родителям, сестры напугали ее, сказав, что жуткое чудовище, являющееся ее мужем, вскоре съест и ее, и нерожденного ребенка. Доверчивая Психея той же ночью, вооружившись светильником и кинжалом, отправилась в спальню к мужу, где впервые увидела прекрасный лик своего мужа Эроса. От удивления и неожиданности она сильно наклонила лампу — несколько капель масла упало на кожу супруга. Когда Эрос проснулся и понял, что именно собиралась сделать Психея, он ее бросил.

Беременная и покинутая женщина обречена скитаться по земле, пока не найдет любимого мужа. На этом пути ее ждало множество преград. Но, в конце концов, ей удалось узнать, что Эрос находится в доме своей матери Афродиты — здесь измученную девушку и встретила сама великая богиня. Психея же согласилась исполнять все прихоти свекрови в надежде увидеть Эроса.

Четыре испытания для Души с точки зрения психологов

Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога.

Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их. Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного.

Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию.

В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел. Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем.

Последнее задание — принести из подземного царства шкатулку с лечебными мазями. Да, спуститься в преисподнюю было равно смерти. Но суть задания — сфокусироваться на своей цели и при необходимости сказать «нет». Ведь по дороге Психея встретила множество людей, молящих ее поделиться лекарством. Таким образом, женщина не позволяет использовать себя, даже несмотря на жалость и искреннее сочувствие.

Окончание истории

Когда Психея возвращалась из подземного царства, она решила использовать немного целебной мази из ларца, чтобы стереть следы страданий с лица перед встречей с мужем. Она не знала, что на самом деле в сундуке был дух Гипноса — бога сна. И после всех скитания Психея уснула глубоким сном. Здесь ее и нашел Эрос, разбудив своей стрелой любви.

После этого бог любви забрал свою суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак. Громовержец даровал девушке бессмертие и приобщил ее к пантеону богов. Богиня Психея и Эрос родили ребенка — Волупию, богиню наслаждения. Только союз души и любви может породить настоящее наслаждение, настоящее счастье.

Миф или реальность?

Многие читатели воспринимают мифы как некоторые фантастические сказки. На самом деле это не совсем верно — специалисты, занимающиеся изучениями древних мифов, утверждают, что каждая такая история несет в себе весьма глубокую философию.

Психологи нередко использовали образ Психеи для проведения аналогий. А Юнг объяснял появление похожих мифов и описание разными людьми одинаковых событий доказательством существования так называемого «коллективного бессознательного».

Воспитатели, учителя и психологи считают, что чтение мифов — занятие полезное, так как позволяет в доступной форме объяснить ту или иную ситуацию, чувства, этические правила и закономерности.

Древнегреческий миф в литературных произведениях

На самом деле романтическая история слияния души и любви стала основой для сюжетов множества известных литературных произведений. В частности, Жан де Лафонтен создал «Любовь Психеи и Купидона». Ипполит Богданович использовал миф для создания «Душеньки». Есть также «Ода Психее», написанная Джоном Китсом. «Психея» есть у А. Куприна, В. Брюсова, М. Цветаевой. А в известной работе Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» духи названы в честь богини.

А еще миф о Психее, по крайней мере его отголоски, можно видеть в народном творчестве и детских рассказах. Стоит лишь вспомнить о «Золушке», «Красавице и чудовище», а также множестве сказок, где старшие злые сестры изрядно портят жизнь главной героини — таких произведений действительно много.

История богини в музыке

Конечно же, столь содержательный и философский миф не могли обойти стороной и музыканты. История Амура и Психеи использовалась для создания массы настоящих шедевров. В частности, в 1678 году появилась лирическая трагедия (опера) Жана-Батиста Люлли под названием «Психея». Кстати, автором используемого либретто является Том Корнель. А Сезар Франк создал ораторию под названием «Психея» для симфонического оркестра и хора.

Если же говорить о более современном искусстве, то в 1996 году в городе Кургане была создана музыкальная группа «Психея», работающая в стиле альтернативного рока.

Изобразительное искусство: миф об Амуре и Психее

Естественно, десятки и даже сотни художников использовали миф в качестве основного сюжета для своих картин. Ведь Психея - богиня, которая олицетворяет в себе страстную, сильную и одновременно мягкую женщину, способную на все ради возможности быть вместе с любимым. Например, огромной популярностью пользуется работа Батони Помпео под названием «Бракосочетание Амура и Психеи». В 1808 году Прюдон создал картину «Психея, похищаемая зефирами».

В 1844 году появилась работа Бугеро под названием «Экстаз Психеи». Мастерски созданная картина считается одной из самых популярных иллюстраций мифа. Амур и Психея были неоднократно изображены Рафаэлем, Джулио Романо, а также П. Рубенсом. Франсуа Жерар создал прекрасную картину под названием «Психея, получающая первый поцелуй». Трогательную историю любви также изображали А. Канова, Огюст Роден.

fb.ru

Мифы о Психее — миф о человеческой душе... Рене Менар "Мифы древней Греции в искусстве" (часть-2)

1) Миф о красоте Психеи и ревности богини Венеры

Наведите курсор, чтобы увидеть название

Психе́я или Психе (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.

В позднейшие времена античности бога Эрота (Купидона) соединяли с Психеей, олицетворяющей человеческую душу и изображавшейся под видом прелестной нежной девушки с крыльями бабочки. [В русской традиции передачи имен античной мифологии бога Эрота (Купидона) в сюжетах, связанных с Психеей, устойчиво называют Амур, а всю совокупность таких мифологических сюжетов — миф об Амуре и Психее или сказка об Амуре и Психее.]

Латинский писатель Апулей в своем романе «Метаморфозы, или Золотой осел» соединил разнообразные элементы мифа об Амуре и Психее в одно поэтическое целое.

По словам Апулея, у одного царя было три дочери, все красивые, но если для описания двух старших можно было подобрать на человеческом языке подходящие выражения и похвалы, то для младшей по имени Психея этого было недостаточно. Красота Психеи была так совершенна, что не поддавалась никакому описанию простого смертного.

Жители страны и чужестранцы являлись целыми толпами, привлеченные слухами об ее красоте, и, увидав Психею, они преклоняли колени перед ней и воздавали ей такие почести, как будто перед ними была сама богиня Венера.

Наконец, распространился слух, что Психея — это сама богиня Венера, сошедшая на землю с вершин Олимпа. Никто не стал больше ездить в Книд, никто не посещал островов Кипра и Киферы, храмы богини Венеры оставались пустыми, на алтарях не приносили больше жертв. Только когда появлялась Психея, народ принимал ее за Венеру, преклонялся перед Психеей, осыпал Психею цветами, возносил к Психее свои мольбы и приносил Психее жертвы.

Это благоговение перед красотой, так соответствовавшее духу греческого народа, прекрасно выражено в одной из обширных композиций Рафаэля на мифологическую тему об Амуре и Психее.

Возмущенная богиня Венера, мучимая завистью к своей счастливой сопернице, решила наказать Психню. Венера призвала сына — Амура (Эрота, Купидона), крылатого бога любви, и поручила Амуру отомстить за нее той, которая осмелилась оспаривать у нее первенство красоты.

Богиня Венера просила Амура внушить Психее любовь к человеку, недостойному Психеи, к самому последнему из смертных.

2) Психея, похищенная Зефиром

Античные мифы в русской поэзии: знаменитое стихотворение О.Э. Мандельштама «Когда Психея-жизнь спускается к теням …» (1920, 1937 гг.). О Психее как символе души человека см.: Миф об Амуре и Психее — миф о человеческой душе.

Когда Психея-жизнь спускается к тенямВ полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,Слепая ласточка бросается к ногамС стигийской нежностью и веткою зеленой.

Навстречу беженке спешит толпа теней,Товарку новую встречая причитаньем,И руки слабые ломают перед нейС недоумением и робким упованьем.

Кто держит зеркальце, кто баночку духов, —Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,И лес безлиственный прозрачных голосовСухие жалобы кропят, как дождик мелкий.

И в нежной сутолке, не зная, как ей быть,Душа не узнает ни веса, ни объема,Дохнет на зеркало, — и медлит уплатитьЛепешку медную хозяину парома.

Обе сестры Психеи вышли замуж за царей. Одна только Психея, окруженная толпами поклонников, не находила себе супруга. Отец Психеи, пораженный этим, спросил у оракула бога Аполлона, что тому причиной. В ответ отец Психеи получил приказание оракула выставить дочь на скале, где Психея должна ожидать брачного союза. Оракул Аполлона сообщил, что супругом Психеи будет бессмертный, что у него крылья, как у хищной птицы, и он подобно этой птице жесток и коварен, внушает страх не только людям, но и богам, и покоряет их.

Повинуясь оракулу, отец отвел Психею на скалу и оставил ее там ожидать таинственного супруга. Дрожа от ужаса, красавица Психея заливалась слезами, как вдруг нежный Зефир приподнял Психею и понес на своих крыльях в прекрасную долину, где опустил Психею на мягкую траву.

Миф о похищении Психеи Зефиром послужил сюжетом для многих картин.

Психея увидала себя в прекрасной долине. Прозрачная река омывала берега, покрытые прекрасной растительностью; у самой реки стоял великолепный дворец.

Психея отважилась переступить порог этого чертога; в нем нет и признака живого существа. Психея обходит дворец, и везде все пусто. Только голоса невидимых существ говорят Психее, и — чего бы Психея ни пожелала — все к ее услугам.

И действительно, невидимые руки прислуживают Психее за столом, покрытым яствами и напитками. Невидимые музыканты играют и поют, услаждая слух Психеи.

Так проходит несколько дней; по ночам посещает Психею ее таинственный супруг — Амур. Но Психея Амура не видит и только слышит его нежный голос. Амур просит Психею не стараться узнавать, кто он: лишь только Психея это узнает, наступит конец их блаженству.

В Лувре находится прекрасная картина Жерара «Амур целует Психею».

По временам Психея, вспоминая предсказание оракула Аполлона, с ужасом думает о том, что, несмотря на нежный голос, ее супруг может быть каким- нибудь ужасным страшилищем.

3) Амур и Психея: капля масла

Сестры, оплакивая печальную судьбу Психеи, искали ее повсюду и, наконец, пришли в ту долину, где Психея живет.

Психея встречает своих сестер и показывает им дворец и все сокровища, заключающиеся в нем. С завистью смотрят сестры Психеи на всю эту роскошь и начинают осыпать Психею вопросами об ее супруге, но Психея должна была признаться, что она его никогда не видала.

Психея показывает свои богатства сестрам. Жан Оноре Фрагонар, 1797 г.

Сестры принимаются убеждать Психею зажечь ночью светильник и посмотреть на супруга, уверяя Психею, что это, наверное, какой-нибудь страшный дракон.

Психея решается последовать советам сестер. Ночью подкрадывается Психея с зажженным светильником в руке к ложу, на котором покоится ничего не подозревающий бог любви Амур. Психея при виде Амура приходит в восторг. Любовь Психеи к Амуру все растет. Психея наклоняется к Амуру, целует его, и горячая капля масла падает со светильника на плечо Амура.

Проснувшись от боли, Амур тотчас же улетает, оставив Психею предаваться своему горю.Эта мифологическая сцена из сказки об Амуре и Психее очень часто воспроизводится художниками новейшей эпохи. Большой известностью пользуется картина Пико на эту тему.

Психея в отчаянии бежит за Амуром, но напрасно. Психея не может догнать Амура. Он уже на Олимпе, и богиня Венера перевязывает Амуру раненое плечо.

4) Ящик Персефоны и свадьба Амура и Психеи

Мстительная богиня Венера, желая наказать Психею, ищет ее по всей земле. Наконец находит и заставляет Психею исполнять разные работы. Богиня Венера посылает Психею в царство мертвых к богине Персефоне принести ей от нее ящик с красотой.

Психея отправляется в путь. По дороге Психее попадается старая богиня, которая обладает даром слова. Старая богиня дает советы Психее, как попасть в жилище Плутона. Она также предупреждает Психею не поддаваться больше любопытству, уже раз оказавшемуся столь губительным для нее, и не открывать ящика, который Психея получит от Персефоны.

Психея переправляется через реку мертвых в лодке Харона. Следуя совету старой богини, Психея усмиряет Цербера, дав ему пирог с медом, и получает, наконец, ящик от Персефоны.

Вернувшись на землю, Психея позабывает все советы и, желая воспользоваться красотой для себя, открывает ящик Персефоны.

Вместо красоты из него поднимается пар, который усыпляет любопытную Психею. Но Амур успел уже улететь от матери. Амур находит Психею, будит ее стрелой и посылает скорее отнести ящик Персефоны к богине Венере.

Сам же Амур отправляется к Юпитеру и умоляет его вступиться перед Венерой за его возлюбленную. Юпитер дарует Психее бессмертие и приглашает богов на свадебный пир.

Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим

Прекрасная скульптурная группа Антонио Кановы, находящаяся в Лувре, изображает пробуждение Психеи от поцелуя Амура.

Рафаэль на одном из своих декоративных панно изобразил свадебный пир Психеи и Амура.

Сохранилось много античных камей с изображением Психеи и Амура; эти камеи дарились обыкновенно молодым супругам как свадебные подарки.

От союза Психеи с богом любви Амуром родилась дочь Блаженство (Счастье).

5) Миф об Амуре и Психее — миф о человеческой душе

Весь миф об Амуре и Психее изображает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красоте, дающей человеку высшее счастье и блаженство.

Психея есть символ человеческой души, которая, по мнению греческих философов, до сошествия своего на землю живет в тесном общении с добром и красотой.

Наказанная за свое любопытство (=низменный инстинкт), Психея (=душа человека) бродит по земле, но в ней не заглохли стремления к возвышенному, добру и красоте. Психея повсюду ищет их, исполняет всевозможные работы, проходит через целый ряд испытаний, которые подобно огню очищают Психею (=душу человека). Наконец, Психея (=душа человека) спускается в жилище смерти и, очищенная от зла, обретает бессмертие и вечно живет среди богов, «потому что, — говорит Цицерон, — то, что мы называем жизнью, есть в действительности смерть; наша душа начинает жить только тогда, когда освобождается от бренного тела; только сбросив эти тягостные оковы, обретает душа бессмертие, и мы видим, что бессмертные боги посылают всегда смерть своим любимцам как высшую награду!».

Искусство изображает Психею всегда в виде нежной молодой девы, с крыльями бабочки на плечах. Очень часто на античных камеях подле Психеи лежит зеркало, в котором душа, до своей земной жизни, видит отражение обманчивых, но привлекательных картин этой земной жизни.

Как в античном, так и в новом искусстве существует много художественных произведений, изображающих этот поэтичный и философский миф о Психее.

Елизавета Алексеевна в образе Психеи

nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru

Картины, описание картин — Амур и Психея

Опи сание картины Ван Дейка: Амур и Психея.

Достаточно известная мифологическая история о союзе Амура (или бога любви Купидона) и смертной девушки Психеи, которой в последствии было даровано бессмертие богов. Исходя из придания родители девушки попросили Амура выдать ее замуж, однако он был очарован ее прекраснейшей красотой и решил сам на ней жениться.Забрав ее в сказочный прекрасный замок он посещал ее только ночью, в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и истинного происхождения. Однако завистливые сестры все время подначивали ее любыми способами взглянуть на супруга и убедиться, что он белокурый прекрасный юноша, а страшное чудовище облущенное в образе ужасного змея.Девушка подалась на уговоры и уловкой увидела лицо своего возлюбленного мужа, однако Амур был огорчен произошедшем и оставил свою супругу горевать одну в замке. Психея очень долго искала способ извиниться перед супругом, пока не встретилась с богиней Венерой. Венера не хотела продолжения этого союза между богом и женщиной и поэтому решила обманом убить Психею.В своей композиции Ван Дейк решил изобразить момент, где Психея после долгой разлуки встречается со своим любимым Амуром. Амур изображен в виде обнаженного белокурого юноши, с прекрасным телом бога Олимпа. Из его спины растут снежно-белые ангельские крылья.Амур подлетает к своей возлюбленной, прикасаясь к ее прекрасному лицу своими руками. Психея же изображена в долгом сне, и рядом с развернутым подарком Венеры. Их одеяния красного и синего цвета символически используются автором для разграничения мужского и женского начала. Они выступают самыми яркими элементами картины, в то время как фон весьма однообразен.Темные деревья, не особо детализированы, выполнены в золотисто-корич невых тоннах хорошо гармонируют с цветами земли камней и облаков, не обращая на себя лишнего внимания.

www.art-drawing.ru

Репродукция картины "Амур и Психея" Вильяма Бугро

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Вильяма Бугро.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Вильяма Бугро на натуральном  холсте.

Адо́льф Вилья́м Бугро́ известен как автор картин на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты.

Родился в семье, которая занималась торговлей вином и оливками. Но стать продолжателем семейного дела ему было не суждено. Его дядя, священник, увлек его библейскими сюжетами, определил учиться в среднюю школу, где обнаружился художественный талант мальчика. Родителей убедили устроить сына в школу изящных искусств в Бордо.

За изображение святого Роха Бугро получил первую премию.

В 1846 году продолжил обучение в Риме, затем учился в Парижской школе изящных искусств.

В 1850 году удостоился Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса».

В 1856 году Адольф получил почетную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса»

В личной жизни пережил немало трагедий: в 1866 году в пятилетнем возрасте умирает его вторая дочь Джейн, в 1875 году в 16-летнем возрасте умер сын Жорж, в 1877 году от осложнений после беременности после рождения третьего сына Мориса умирает его жена Мари-Нелли Моншаблон, в том же году умирает и восьмимесячный сын Морис.

В возрасте 52 лет Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер. Она была его ученицей, впоследствии стала его женой. Несмотря на то, что браку противились и старшая дочь художника, и его мать, Адольф Вильям и Элизабет Джейн тайно поженились в мае 1879 года.

В последние 20 лет жизни Бугро в большей степени занимается организационными делами: он в 1883 году был избран президентом ассоциации, занимающейся поддержкой нуждающихся художников.

Картины Бугро на мифологические сюжеты были весьма популярны во Франции в XIX веке. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Несмотря на высокие цены, картины быстро раскупались, особенно богатыми американцами.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Вильяма Бугро не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru