Сочинение по картине В.Г. Перова «Суд Пугачёва». Картина пугачев


Картина В.Г.Перова "Суд Пугачева"

     Существует несколько вариантов картины В.Г.Перова "Суд Пугачева" или "Пугачевский бунт". В 1879 году появился вариант картины, где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента.  На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на "Емельку".

       Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания*. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева». Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Композиция же не была осуществлена; она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников: казаков, татар и русских крестьян. Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Первоначальный эскиз к картине "Суд Пугачева", вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.

 

В.Г.Перов "Суд Пугачева". Эскиз картины, 1875 г. ГИМ

 

      Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных…       Однако образ главного героя художнику явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане  человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…      Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. "Ставка" пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось в начале страницы.

 

Картина В.Г.Перова "Суд Пугачева", 1875 г. ГИМ

 

Источник: А.И.Архангельская. Выдающийся русский живописец В.Г.Перов. М.: Знание, 1957.

 
<<<   Портрет Пугачева

* Перов Василий Григорьевич (настоящая фамилия Криденер, 1833–1882) – русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Фамилия "Перов" возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. См. подробнее о В.Г.Перове (главы из книги Н.С.Шер "Рассказы о русских художниках").

* Крестьянская война 1773–1775 годов (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) – восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

 

literatura5.narod.ru

Портреты Пугачёва | Туризм на Урале: походы, маршруты, альпинизм, рыбалка

В одном из залов Государственного Исторического музея находятся подлинники трёх портретов Емельяна Ивановича Пугачёва.

Первый — это, собственно говоря, даже не портрет, а очень большая картина. Пугачёв, уронив шапку наземь, отпрянул в ужасе, волосы его встали дыбом, он смотрит со страхом в правый нижний угол картины. Там в облаках дыма тянется к нему из преисподней горбоносый дьявол. Слева видна какая — то река, наверно, Урал, а за ней горит — полыхает барская усадьба.

Называется эта картина «Пугачёв устрашённый».

Любопытнейшая и мало известная картина. Официальный усмиритель пугачёвского бунта Панин заказал её, чтобы вывесить у себя в имении где — нибудь в парадном зале. Его тщеславием объясняется и большой размер картины. А писал это полотно, как установили эксперты, какой — то крепостной художник Панина.

Почему же этой картине в музее отводится почётное место? Вроде бы по живописным достоинствам и по идее — она далеко не шедевр.

Но, во — первых, любое изображение Пугачёва важно для истории. А во — вторых, эта картина — портрет с подтекстом.

— Сравните, как одет Емельян Иванович здесь, — сказала экскурсовод, — и на известном по школьному учебнику истории портрету «Пугачёв в окопах». Там он в обычном тулупчике, в красных сапогах. По свидетельству современников, Пугачёв был среднего роста, а здесь вон каким богатырём изображен. Да и замысел — то какой: только чёрта одного и боится Пугачёв. Но если вглядеться, ужас его картинный, не веришь, что вождь Крестьянской войны по настоящему устрашён.

Постоишь, рассмотришь, как следует, и понимаешь: сочувствовал «злодею» крепостной художник и сделал всё, чтобы вышел Пугачёв неустрашимым народным героем.

Вот тот самый, знакомый по школьному учебнику портрет, первое и одно из самых достоверных изображений Пугачёва в неволе. Чем он интересен?

1 октября 1774 года Пугачёва привезли под конвоем в Симбирск. На другой день туда прибыл Панин. Своему покровителю Григорию Потёмкину он написал в Санкт — Петербург: «Злодей Пугачёв уже в моих руках. Теперь с него пишут портрет, коим с другим отсель курьером предупрежу Вашему превосходительству оригинал. Не может ли иметь любопытства и наша великая государыня увидеть сего адского изверга скорей, хотя на портрете, нежели обстоятельства потребного препровождения оригинала дозволить могут им поспешить?»

До отсылки портрета в столицу с него было сделано несколько копий. Кстати, в Историческом музее до последнего времени тоже висела только копия, а потом из Таллина был получен оригинал, который занял своё место в экспозиции.

За одно только мы «признательны» Панину, хотя он сделал это, конечно, в своекорыстных целях: для доказательства непохожести Пугачёва на Петра III, за которого Емельян Иванович себя выдавал, Панин приказал «исполнить гораздо сходный список с изображением возложенных на него оков», то есть написать Пугачёва как можно достовернее.

Портрет действительно удался. И опять здесь — Пугачев неустрашённый. Известный исследователь Оренбургского края П. И. Рычков, как известно, допрашивал в Симбирске пленного Пугачёва и оставил очень живой и точный словесный портрет, который совпадает с тем, что написал художник:

«Глаза у него чрезвычайно быстрые, волосы и борода чёрные, росту небольшого, но широк в плечах и весьма скор в повороте».

Но и этот, известный нам с детских лет портрет тоже надо видеть в подлиннике и обязательно рассматривать в подробностях.Смелый разлет бровей, мощная, не сломленная фигура, и тяжёлые оковы для него что пушника, как много мысли и страдания в глазах. Портрет создан иконописно — просветлённо, с глубоким чувством.

Нет, это не «вор», не злодей, а заступник народный.

Кто бы ни писал Пугачёва, даже самый подневольный крепостной художник, которого могли и высечь, и лишить жизни за правдивый портрет, смог отразить главное — волю, ум и неустрашённость народного вождя.

А самая необычная судьба у «парного» портрета — Пугачёва и Екатерины II.

Захват Илецкого городка в 1773 г. было первым большим военно — политическим успехом Пугачёва.

«Пугачёв пошёл прямо к Илецкому городку и послал начальствовавшему в нем атаману Портнову повеление — выйти к нему навстречу и с ним соединиться. Атаман думал сопротивляться, но казаки связали его и приняли Пугачёва с колокольным звоном и хлебом — солью», — записал Пушкин в знаменитой «Истории Пугачёва».

Пугачёву понадобился теперь парадный портрет. Где взять холст? И тогда вспомнили, что казаки, ворвавшись в атаманскую канцелярию, проткнули пиками портрет Екатерины II. Холст наскоро заштопали, и живописец поверх образа великой императрицы создал образ Пугачёва.

Это единственное достоверное изображение Пугачева с натуры до захвата его в плен.

Необычен портрет: явственно виднеются шрамы на холсте, сверху проглядывает лик императрицы Екатерины.

«Второе дно» открылось сравнительно недавно. В 1924 году портрет был найден в запасном фонде музея. Взялись за его реставрацию, аккуратно сняли верхний слой краски — и изумились: показалось лицо Екатерины II, вероятно, копии с портрета работы художника Эриксена.

А как установили, что писан портрет Пугачева именно в Илеке, и кто написал крестьянского вождя поверх изображения императрицы? Об этом рассказала еле заметная надпись слева вверху: «сентября 21-го 1773 года». И на обороте: «Емельян П. родом из казацкой станицы нашей православной веры, принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня».

Два раза упоминается эта дата, н она даёт возможность точно сказать: написан портрет в Илеке — там Пугачёв был 20 — 21 сентября 1773 года. А художник, видимо, иконописец — раскольник, но и он написал Е. Пугачёва неустрашимым.

krayural.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭПугачёв Е.И. Пример исторического портрета

Пугачёв Е.И. Пример исторического портрета

P7

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни : 1742-1775)

Пугачёв Емельян Иванович — донской казак, известный как предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов, которая произошла в правление императрицы Екатерины II.Физически сильный, авторитетный среди казаков, он имел опыт военных действий, так как был участником Семилетней и русско-турецкой войны 1768-1774годов. Всегда отличался вольнодумием, стремлением  к свободе и независимости, за что был не раз арестован, но бежал из-под стражи. В 1773 году Пугачёв объявляет себя императором Петром III, останавливается в Яицком городке и готовит восстание, одно из самых мощнейших в России.

Каковы же основные направления деятельности Пугачёва. К чему он стремился в своей жизни? Каковы результаты его действий, были ли осуществлены планы? Разберёмся в этом.

Жизнь Пугачёва можно разделить на два этапа — до и во время восстания.

Деятельность Пугачёва до Крестьянской войны не отличалась особенными событиями. Он был одним из многих казаков, проходивших службу в царской армии, участвовал  в двух войнах, даже проявил смелость и храбрость, за что ему был присвоен чин хорунжего, то есть хранителя ЗЗвойскового знамени. Успел обзавестись семьёй, имел детей. Однако после болезни не захотел возвращаться в строй, скрывался, не раз был арестован, бежал, пока не оказался в Яицком городке.

Результаты такой деятельности - это опыт ведения военных действий, знание военного дела; стремление к свободе, желание добиться её себе и народу.

Основным делом в жизни Пугачёва была Крестьянская война, которая всколыхнула многие территории России.

Каковы причины Крестьянской войны 1773-1775гг?

  • Тяжёлое, бесправное положение народа, унижение его власть имущими. Особенно бесправны были нерусские народы.
  • Наступление на привилегии казаков, которые всегда считались независимыми и были опорой царей , стремление правительства лишишь казаков свободы. Пугачёв обещал дать народу « землю и волю», поэтому так многочисленно было восстание.
  • Восстание началось со взятия Яицкого городка
  • Далее восставшие двинулись по реке Яик (Урал) и захватывали все крепости. Не смогли осадить только Оренбург. К восставшим примыкают рабочие уральских заводов, люди малых народностей- калмыки, башкиры, татары, особенно унижаемые в России. Войско Пугачёва здесь довольно хорошо было снабжено пушками и военными припасами, которые они разграбили на уральских заводах.
  • Далее путь лежи вниз по Волге. Были взяты многие города, народ приветствовал Пугачёва как « царя» -освободителя.
  • Однако против Пугачёва были посланы до зубов вооружённые войска, пугачёвцы потерпели  ряд поражений под Татищевой крепостью, Казанью, Царицыном. Правительственными войсками командовали опытные генералы — Бибиков, Михельсон и даже Суворов.
  • Пугачёв переправляется через Волгу. Думает, что там пополнит своё войско и вновь двинется в наступление. Однако он был предан своим окружением , выдан властям, арестован и 10 января 1775 года казнён в Москве на Болотной площади .

Ход восстания:

Особенности организации войска Пугачёва

Нужно отметить, что Пугачёв был хорошим организатором. Кроме того, он прошёл военную школу, участвуя в двух войнах. Поэтом в войске были сделаны попытки создать подобие организации. В чём это проявлялось?

  • Была создана структура власти: ставка командования восстанием, коллегии, которые на местах решали задачи, вели учёт имущества.
  • Велась большая пропагандистская работа среди народа с целью привлечения их к участию в восстании. В частности, рассылались « прелестные письма», в которых обещалась воля, земля, различные свободы.
  • Пугачёв был прекрасным психологом. Он понимал, что за казаком ещё пойдут немногие, а вот за царём, чудесным образом спасшимся и решившим вернуть себе власть, народ пойдёт обязательно. Сильна была вера людей в царя — батюшку, заступника. Поэтому он и назвался Петром 3.

Результатом данной деятельности Пугачёва стала одна из самых многочисленных крестьянских войн на Руси, привлечение к проблемам народа внимания со стороны императрицы и правительства. Правда, многого восставшие не смогли добиться, лишь несколько была повышена зарплата уральских рабочих и на время прекратились в печати появляться статьи о продаже крепостных, словно это вещь. Кроме того, даже были предприняты репрессивные меры: положен конец Запорожской Сечи, крепостное право распространилось и на Украину( много украинцев принимало участие в восстании Пугачёва).Само имя бунтовщика было под запретом.

Однако память о восстании сохранилась, не случайно А.С.Пушкин по его поводу назвал это бунтом,  « бессмысленным и беспощадным», а Екатерина II, гневно высказываясь о книге Радищева А. « Путешествие из Петербурга в Москву» сравнила автора именно с Пугачёвым.

Таким образом, Емельян Пугачёв — один из ярких представителей народа, не желавших мириться с бесправием и несправедливостью. По-разному оценивается это событие историками- от позитивной точки зрения , так как это была борьба народа за свободу до оценки восстания как кровавого бунта, жестокого, с расправами даже над женщинами и стариками.

Несмотря на то, что восстание потерпело поражение, да и сам Пугачёв трагически погиб, именно такие люди звали народ на борьбу, призывали отстаивать своё человеческое право на нормальную, достойную жизнь, привлекали внимание  общественности и правительства к проблемам простого народа. И как бы ни старалась Екатерина II  стереть из памяти и имя Пугачёва, и всё, связаннее с восстанием( был сожжён дом Пугачёва, перенесена  на  другое место его родная станица Зимовейская уже под другим названием- Потёмкинская, а  река Яик переименована на Урал), память о Пугачёве народ бережно хранит в сказаниях, песнях об этом человеке.

 

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40)  исторический портрет.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Портрет Пугачёва, писанный с натуры (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва»).

Портрет Пугачёва, писанный с натуры (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва»).

Перов. В. «Суд Пугачёва». 1879. Русский музей, Санкт-Петербург

Перов. В. «Суд Пугачёва». 1879. Русский музей, Санкт-Петербург

«Казнь Пугачёва». Гравюра с картины Шарлеманя А.И., середина 19 века

«Казнь Пугачёва». Гравюра с картины Шарлеманя А.И., середина 19 века

istoricheskij-portret.ru

"Капитанская дочка". Гравюра "Пугачев в цепях"

Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Пугачев в цепях

О гравюре, сделанной для книги А.С.Пушкина "История Пугачевского бунта". 1834

 

     Емельян Иванович Пугачев1 изображен в секретной камере московского острога, в башне, которую стали называть "Пугачевской". Напуганная восстанием, Екатерина II приказала заковать крестьянского вождя в цепи.       Пушкин писал в своей книге "История Пугачева": "Он посажен был под крепкий караул, скованный по рукам и по ногам, с железным обручем около поясницы, на цепи, привинченной к стене"(т. VIII, стр. 269).2      У Пугачева осунувшееся, измученное лицо – впавшие щеки, морщины на лбу, в углах рта. Он подвергался побоям и пыткам.      Гравюра была сделана по изображениям XVIII века. Известно несколько портретов пленного Пугачева, один из них был заказан самой Екатериной. На гравюрах того времени делались надписи с целью развенчать и унизить Пугачева. На той, которая ближе всего к портрету на гравюре, сделанной для книги А.С.Пушкина "История Пугачевского бунта", написано: "Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева"3. На гравюре, заказанной Пушкиным к его книге, подписи нет.       Пушкина интересовала и привлекала личность народного вождя. В 1833 году поэт стал заниматься историей Пугачева и параллельно работать над повестью "Капитанская дочка": "Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того восемнадцать толстых томов in folio ( в целый лист) разных рукописей, указов, донесений и проч."4. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев..." – писал Пушкин в статье "Об истории Пугачевского бунта" (1836) (т. VIII, стр. 392).

*1. Емельян Иванович Пугачёв (1742 – 10 (21) января 1775, Москва) – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773–1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.

*2. А.С.Пушкин. ПСС в 10 т. АН СССР, М.: Наука, 1962–1966.

*3. Д.А.Ровинский. Словарь русских гравированных портретов, т. III. СПб, 1888.

*4. "Следственное дело о Пугачеве" не было дано поэту. Он познакомился с ним, когда "История" была уже издана.

 
 
 

(вернуться в начало страницы)

literatura5.narod.ru

Сочинение по картине В.Г. Перова «Суд Пугачёва»

Картина В.Г. Перова «Суд Пугачёва»

     Картина Перова была написана, видимо, под влиянием исторических событий. Пугачев известен как организатор восстания. Он хотел, чтобы крестьяне не были зависимыми от своих хозяев. По одной из версий, картина имеет еще название «Пугачевский бунт».

     На этой картине показано очень большое количество людей. Главное действующее лицо – Емельян Пугачев, который вершит суд над помещиками. Я читал, что Перов хотел написать 3 картины на эту тему. В основе первой – причины бунта, второй – народное восстание и третьей – суд над помещиками. Но им была написана только третья картина.Картина наводит очень грустные, мрачные мысли. На ней изображено беспорядочное движение людей. В центре картины изображены дворяне, помещики, которые были взяты в плен, перед ними – уже казненные люди. На заднем плане картины показаны обычные горожане, которых не пропускают в центр событий люди Пугачева. Среди них – старики, женщины, которые плачут. На крыльце каменного здания на троне сидит сам Емельян Пугачев. Ему принадлежит эта богатая усадьба. Одет он в красный кафтан, на ногах у него сапоги. Взгляд его полон решимости. Возле него стоят приближенные к нему люди. Он сидит с очень важным видом и наблюдает за происходящим. На заднем плане картины мы видим виселицу, а вдали – огненное зарево, клубы дыма, идущие до самого горизонта и окутавшие его.

     Картина получилась очень трагичная, люди обречены на смерть. Для наилучшего отражения всей исторической важности, которую хотел показать автор, он использовал насыщенные цвета. Образ Пугачева и огонь на заднем плане он показал яркими, алыми оттенками, а массу обреченных людей – наоборот, темными. На лицах людей, которые присутствуют на площади, также ясно видны эмоции и переживания, которые царили в то непростое для государства время. Работа очень отчетливо показывает всю трагичность ситуации.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Пугачёвское восстание (к дню казни Пугачева 21.01.1775г.): picturehistory

Ровно 239 лет назад в России начался самый масштабный в истории антигосударственный бунт – пугачёвское восстание. 17 сентября 1773 года Емельян Пугачев, выдававший себя за императора Петра III, опубликовал манифест, призывавший казаков присягнуть «настоящему императору», дарующему всем своим подданным всевозможные привилегии и свободы.

В.Непьянов. Картина Емельян Пугачёв х.м. 1981-1993г.г.

О пугачёвском бунте (Крестьянской войне под предводительством Пугачёва 1773-1775 гг.) написаны сотни исторических монографий, десятки литературных произведений, сняты документальные и художественные кинофильмы, но однозначной трактовки этих трагических событий нет до сих пор. В советской историографии было принято говорить о «безжалостном царизме», «эксплуатации человека человеком», «порочной практике крепостничества» и пройденном «пределе терпения народных масс». Что ж, причины пугачёвского бунта, как и любого другого, проще всего объяснить с точки зрения идеологии классовой борьбы – всё просто и понятно: сытый голодного не разумеет, отсюда и неприятности. Нельзя не согласиться, что этот подход грешит чрезмерным упрощением и уходом от множества вопросов. Безусловно, социальные причины имеются у любого революционного события, но возможно ли оно без информационной, идеологической, а главное, финансовой подпитки извне? Наверное, нет. Русский бунт на то и бессмысленный, чтобы быть искусственно простимулированным и проходить при активном участии иностранных поджигателей. Так было и в Смутное время, и в 1917 году, и в лихолетье пугачёвской войны. Разумеется, искать виновников всех российских бед за рубежом глупо и бессмысленно, но отрицать факт оказания немалой иностранной помощи пугачёвским бунтовщикам также нельзя.

Иностранная помощь оказывалась Пугачёву сразу по нескольким направлениям. Известно, что в штабе Пугачева постоянно присутствовали иностранные, а именно, польские военспецы. Ещё бы, Пугачёв с его нечеловеческой жаждой власти был очередным самозванцем-"Лжедмитрием", неуёмную разрушительную энергию которого можно было использовать для продвижения геополитических интересов Речи Посполитой на Востоке. Истоки контактов Пугачёва с иностранными спецслужбами следует искать еще во времена его заграничных казачьих походов в период Семилетней войны и загадочной истории, связанной со старообрядческими делами Пугачёва. Известно, что все серьезные антигосударственные выступления XVII—XVIII вв. возглавлялись и финансировались старообрядцами. Это и бунт стрельцов, и бунты Болотникова, Разина, Пугачева. Очевидно, европейские агенты взяли это обстоятельство на заметку задолго до начала событий 1773-75 гг.

Василий Перов «Суд Пугачёва» (1879), Русский музей, Санкт-Петербург

Война против российского государства велась и на информационном фронте. К примеру, авторитетное французское издание «Газет де Франс» говорит о предводителе восстания не иначе, как об императоре Петре III. Как это знакомо, не правда ли! Как-то странно, что о Пугачёве и его последователях не писали как о поборниках демократических и общечеловеческих ценностей, вставших на защиту униженного народа в его борьбе с «кровавым режимом»… Впрочем, главные учителя демократии в то время ещё ходили, что называется, под стол пешком, зато в Европе все было уже по-взрослому. Французы мечтали об ослаблении России, так как в этот период именно они были главным нашим оппонентом в Европе. Не желая вступать в прямую конфронтацию с Россией, Франция ведёт активную антироссийскую игру, подталкивает турок к новому конфликту, поддерживает антироссийские настроения в Швеции, ещё не забывшей горечи поражения в Северной войне. Людовику ХV «выгодно всё, что может погрузить Россию в хаос и прежнюю тьму». Французские резиденты в Вене и Константинополе ведут работу по переправке в Россию некого офицера Наваррского полка с инструкциями для бойцов армии, борющейся с режимом Екатерины, армии «Петра III». Сумма «гранта» составляла 50 тысяч франков. Не грабежами едиными… Пугачёв снабжал армию провиантом и боеприпасами, вёл активную пропагандистскую деятельность среди населения. На какие, спрашивается, средства? Ещё Пушкин писал о семнадцати бочках медных монет с портретом Петра III и девизом, написанным по-латыни: «Я воскрес и начинаю мстить». Известно, что к финансированию Пугачёва приложила руку и Османская империя - русско-турецкое противостояние было близко к развязке, вырисовывались перспективы освобождения от османского владычества православных Балкан с последующим воссозданием греческой империи, целиком подконтрольной России – всё это были реальные геополитические перспективы, столь радужные для России и всей православной цивилизации... Пугачёв появился очень вовремя для турок, он возник так же кстати, как спустя 150 лет возник товарищ Ульянов. Оба деятеля были отменными пораженцами. И в 1773-75гг., и в 1917 году, в тылу у действующей армии был фактически открыт второй фронт, а в вооружённых силах велась активная антигосударственная пропаганда. Не веди Россия внутреннюю войну, она не была бы вынуждена ускорить подписание мирного договора с Турцией и пойти на серьёзные уступки побеждённым османам. Военные победы над Турцией были однозначными, но Россия, благодаря бунту «легитимного императора», не смогла в полной мере воспользоваться её плодами. Пугачёв выполнил свою работу и пошёл на плаху, а жаждущая ослабления России Франция и разбитая Суворовым и Румянцевым Порта были более чем удовлетворены. Россия получила очередной бунтарский урок, который она, к сожалению, не усвоила. На очереди были декабристы, народовольцы, эсэры, большевики...

Использована информация:http://file-rf.ru/analitics/687http://hrono.ru/biograf/bio_p/pugachev_ei.php

Автор Вениамин Ключ

picturehistory.livejournal.com

Емельян Иванович Пугачёв..... - блог

Е. ПугачёвЕмельян Иванович Пугачёв (1742 — 10 [21] января 1775, Москва) — донской казак,предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России.Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.Точную дату рождения Емельяна Ивановича Пугачёва современным историкам установитьтак и не удалось. Во время допроса, состоявшегося 4 ноября 1774 года под руководствомШершевского, арестованный показал, что от роду ему 30 лет, соответственно,появиться на свет он мог между 1740 и 1744 годом.Предводитель крестьянской войны (1773-1775) родился в Зимовейской станице ОбластиВойска Донского (в настоящее время станица Пугачёвская Волгоградской области, здесь же ранее родился Степан Разин). Фамилия Пугачёв произошла от прозвища деда — МихаилаПугача. В семье, кроме Емельяна, был брат — Дементий и две сестры — Ульяна и Федосья.Как указывал на допросе сам Пугачёв, семья его принадлежала к православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старообрядчества.Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками (надпись на портрете:«Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва») Неизв. худож.Юность Емельян Пугачёв провел в семье, помогая отцу возделывать землю, в рядахраскольников никогда не числился. В семнадцатилетнем возрасте юноша поступил на службу, и спустя короткое время взял в жены девушку из казацкой семьи Софью Дмитриевну Недюжеву. Спустя неделю после свадьбы вместе с сослуживцами Емельянбыл отправлен в Пруссию, где под начальством графа Чернышева принимал участие в Семилетней войне (1756 – 1763). Походным же атаманом казацких полков сталтогда полковник Илья Денисов, который «за отличную проворность» назначил Пугачёва своим ординарцем. Однажды во время ночного дежурства ординарец Денисова случайно дал сбежать одной из лошадей, принадлежавшей полковнику,за что был «нещадно» наказан плетью.Нестеров М. «Капитанская дочка». Вернувшись из Пруссии уже бывалым солдатом, Емельян Иванович полтора года прожилв родной станице, а затем снова был командирован в Польшу в составе казацкого отряда.После окончания военной кампании, он снова вернулся домой и прожил там еще несколько лет. За это время в семье Пугачёва родились дети- в 1764 году сын Трофими в 1768 году — дочь Аграфена.Непьянов Виктор Васильевич. «Емельян Пугачёв».В 1768 – 1770 годы Емельян Пугачёв под началом Панина принимает участие в Турецкойвойне, где в ходе сражений при осаде Бендер проявляет недюжинную храбрость, за что и получает звание хорунжего. Однако вследствие болезни («…и гнили у него грудь и ноги») он вынужден хлопотать об отставке. В увольнении ему отказывают и в 1771 году Пугачёв вынужден дезертировать из армии. Трижды после этого его арестовывают, и каждый раз ему удается бежать из под стражи.Яицкие казаки в походе. Акварель. Кон. XVIII в.В 1972 года беглец находит приют под Черниговым и Гомелем на реке Иргиз у старообрядцев, откуда в конце года перебирается к казакам на Яик. Здесь Пугачёв предпринимает первую свою попытку поднять восстание, однако его вновьберут под стражу. 4 января 1773 года неудавшегося главу крестьянского бунта доставляют в одну из тюрем Казани и предъявляют обвинение в государственной измене.Приговор по делу – пожизненные каторжные работы, исполнение которого назначенона 1 июня 1773 года – утверждается самой Екатериной II, однако за три дня до приведения его в исполнение Пугачёву удается бежать.«Пугачёв в Казани творит суд», почтовая карточка 1931 г, издание Музея Революции СССР.Из Казани Емельян Пугачёв отправляется в Яицкие степи, где встречается с участниками неудавшегося в 1772 году крестьянского восстания. В ходе переговоров было условлено, что именно он станет носителем титула чудом выжившего императора Петра III и станетглавой нового казацкого восстания. Привести план в исполнение было решено в этом же году. На состоявшемся казачьем Кругу Пугачёв провозглашает себя Петром III и выдвигает собственную политическую программу создания казацко-крестьянского государства, во главе которого станет «мужицкий царь».Восстание началось 17 сентября 1773 года. Немного численное войско нового царя, двигаясь на восток, постепенно пополняет свои ряды за счет беглых солдат, крестьяни казаков. Весть о том что Петр III жив и ведет за собой войско распространяется с неудержимой силой и концу года составляет уже около 10 000 человек. С 5 октябряпо 23 марта 1773 года длиться осада Оренбурга. Самозванец в это время основывает штаб в Бердской слободе, где также созданы Военная коллегия и Тайная дума, управляющие восстанием. Туда же постоянно стекаются сторонники новой властии независимости. Скрывая безграмотность, он не подписывал своих манифестов;впрочем, сохранился его «автограф» на отдельном листе, имитирующий текст письменногодокумента, по поводу которого он говорил грамотным сподвижникам, что написано «по-латыни».Автограф неграмотного Пугачёва.Василий Перов «Суд Пугачёва» (1879)В ноябре 1773 года с целью освобождения Оренбурга из столицы выходит корпус под командованием генерала Кара, однако повстанцы разбивают его и берут в плен несколько человек. Эта победа вдохновляет пугачёвское войско, и к началу 1774года восстание охватывает не только Оренбургскую, но и смежные с ней Тобольскую и Казанскую губернии. Вскоре атаманы, посланные Пугачёвым, поднимают бунты под Уфой, Екатеринбургом, Самарой, Кунгуром и Челябинском.Фомичев В. «Пугачёв на Соколовой горе» Казаки, желая крепче привязать «царя» к войску, уговорили его выбрать себе женуиз яицких девушек. Пугачёв после нескольких отнекиваний согласился. Заслали сватов— любимца Ивана Почиталина и атамана Михаила Толкачёва с женой, к приглянувшейся Пугачёву 17-летней Устинье Кузнецовой, дочери отставного казака Петра Кузнецова, участника восстания 1772 года. 1 февраля в Петропавловской церкви Яицкого городкасостоялась царская свадьба, после чего Устинья была посвящена в сан «императрицы». Молодых поселили в доме бывшего атамана А. Н. Бородина. Священники, проведшиеторжественную церковную службу венчания после подавления восстания были отстраненыза это от должностей и лишены сана.Леонтьев Олег. «Восстание Пугачёва» В середине января 1774 года для подавления восстания из Петербурга отправляется войско под началом генерала Бибикова, буквально сметающего на своем пути всякое сопротивление. 22 марта 1774 года у Татищевой крепости войско самозванца терпит сокрушительное поражение в битве с корпусом генерала Голицына. То же повторяется 1 апреля 1774 года подСамарским городком. После этой череды неудач Емельян Пугачёв с тремястами спасшимисяконниками спешит скрыться за рекой Белой, чтобы, будучи в относительной безопасности, собрать новое войско.Михаил Иванович Авилов. «Рабочие уральских заводов привозят пушки Пугачёву».К началу мая 1774 года самозванцу удается собрать необходимое количество людей и начатьдвижение к Сибири, захватывая по пути Карагайскую, Магнитную, Степную и Петропавловскую крепости.Однако 21 мая 1774 года в результате боя с генералом Деколонгом у Троицкой крепости, войско Пугачёва терпит сокрушительное поражение, что вынуждает несостоявшегося царя с остаткамиотряда поворачивать на Челябинск.В июне 1774 года повстанцы выходят к реке Каме, откуда планируют осуществить давнозадуманный поход через Казань на Москву. Однако Казань не поддается, и после 2х неудавшихсяштурмов, самопровозглашенный император с остатками армии вынужден скрываться на левом берегу Волги. Здесь он получает возможность передохнуть и набрать новое войско, для чегои отправляется на Дон. В июле – августе 1774 года Пугачеву удается захватить Саранск, Курмыш,Саратов и Пензу. Однако 25 августа 1774 года у Черного Яра под Царицыным Пугачёв терпит новое поражение от войска генерала Михельсона. При этом самозванцу с частью отряда сноваудается скрыться в Заволжье.«Пугачёвская пушка» на самодельном лафете (34-мм калибр, бронза, вес 51 кг)Новоявленный царь вновь смог бы скрыться в степях, однако среди его подданных появились предатели, которые решают схватить своего главу и передать его в руки властей в надеждена помилование. Задуманное ими с успехом было исполнено 8 сентября 1774 года. А уже 14 сентября 1774 года, несмотря на несколько попыток Пугачёва бежать, у Кош-Яицкого форпостаон был передан в руки властей. Перевозкой в Москву столь опасного преступника руководит сам Суворов, причем весь путь он вынужден проделать в железной клетке под неусыпным надзором неподкупной и запуганной охраны. «Пугачёв сидел в деревянной клетке на двухколёсной телеге.Сильный отряд, при двух пушках, окружал его. Суворов от него не отлучался. В деревне Мостах (во ста сорока верстах от Самары) случился пожар близ избы, где ночевал Пугачёв. Его высадили из клетки, привязали к телеге вместе с его сыном, резвым и смелым мальчиком, и во всю ночь Суворов сам их караулил»У Спасского написано: "Встречаются - иногда даже в музейной экспозиции - медные исеребряные "монеты" Пугачёва, с портретом, где он представлен в папахе и в генеральскихэполетах. Это продукция антикваров XIX века, рассчитывавших на легковерных собирателей древностей. Еще А. С. Пушкин писал, что у Пугачёва не было времени заниматься чеканкой монеты и измышлять затейливые надписи!"Утром 4 ноября конвойная команда доставила Пугачёва в Москву, где он был помещён в подвалездания Монетного двора у Воскресенских ворот Китай-города. Вместе с Пугачёвым в Москву для проведения генерального следствия были доставлены все оставшиеся в живых пленённыеучастники восстания и все лица, упомянутые Пугачёвым на предыдущих допросах.Следствие велось особой следственной комиссией Тайной экспедиции Сената, главнымив составе которой были московский губернатор генерал-аншеф князь М. Н. Волконский,обер-секретарь Тайной экспедиции С. И. Шешковский и генерал-майор П. С. Потёмкин.Императрица Екатерина живо интересовалась ходом следствия, указывая направления, в которыхдолжны вестись допросы. Она же была обеспокоена донесениями об ухудшении здоровьяглавных подследственных, передав послание следователям: «Весьма неприятно бы былоеё величеству, если бы кто из важных преступников, а паче злодей Пугачёв от какого изнурения умер и избегнул тем заслуженного по злым своим делам наказания, тем более, что П. С. Потёмкин по приезде в Москву гораздо слабее его нашёл против того, каков он из Симбирска был отправлен».По окончании следствия манифестом Екатерины II от 19 декабря 1774 года был определён состав суда. Судьями были назначены 14 сенаторов, 11 «персон первых трёх классов», 4 члена Синодаи 6 президентов коллегий. Наблюдать за проведением процесса был назначен генерал-прокурор Вяземский. Первое заседание суда состоялось 30 декабря в Тронном зале Кремлевского дворца. Были оглашены и рассмотрены результаты следствия. 31 декабря утром в суд был доставлен Пугачёв. Стоя на коленях, он ответил на заготовленные вопросы о признании своих преступлений, после чего суд принял решение: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».Вместе с Пугачёвым к четвертованию был приговорён и Афанасий Перфильев.Ещё три человека — М.Шигаев, Т.Подуров и В.Торнов были приговорены к повешению, а И.Зарубин — к отсечению головы, причём Чику-Зарубина должны были казнить в Уфе, осаду которой он вёл.«Казнь Пугачёва». Гравюра с картины А. И. Шарлеманя. Середина XIX века.Маторин Виктор. Казнь Пугачёва. «Прости, народ православный».Приговор приведен в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 года. По рассказам современников (переданных, в частности в пушкинской «Истории Пугачёва»),палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы и лишь потом четвертовали. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости,народ православный, отпусти мне, в чём я согрубил перед тобой… прости, народ православный!» Через несколько минут отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице,остальные части тела — на колесе. Казнь Перфильева была последним официальнымчетвертованием в России.Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину,а также вторую жену — Устинью Петровну (Кузнецову) приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости. Почтовая марка СССР, посвящённая 200-летию Крестьянской войны 1773—1775 годов,Е. И. Пугачёв, 1973, 4 копейки (ЦФА 4282, Скотт 4125)В честь Е. Пугачёва названы улицы во многих городах России и Украины: улицы Пугачеваесть в Твери, Санкт-Петербурге, Саранске и т. д. В Саранске в честь Е. Пугачёва установлен памятник.

www.blogs.germany.ru