Пушкин в живописи. Картина пушкина


Пушкин в живописи | Блог vladimirov

Продолжаю тему, поднятую несколько дней назад в материале "Пушкин. Кинематограф". Сегодня речь пойдёт об образе великого русского поэта в изобразительном искусстве.

Я подготовил небольшой видеоролик на эту тему.

Пушкин в живописи:

Образ великого русского поэта А.С.Пушкина в картинах художников XIX-XX веков: О.А.Кипренского, И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, П.П.Кончаловского, В.А.Тропинина, Н.Н.Ге, В.А.Серова и многих других. Музыка Г.В.Свиридова "Тройка" из цикла "Метель" в исполнении Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского, дирижер В.И.Федосеев.

Художники и при жизни Поэта, и после его смерти охотно обращались к его образу в своём творчестве. Пушкин был представлен ими в разных формах и жанрах - гравюры, художественные портреты, литографии... Мне кажется, что пересказывать в деталях изображённое мастерами на своих полотнах - дело сложное, а главное - неблагодарное. Я решил поступить иначе, просто обратив внимание читателя и зрителя на какие-то моменты, которые привлекли моё внимание. Для этого я мысленно объединил экспонаты этого своеобразного музея в некие группы.

Пушкин - ребёнок.

Авторы произведений (слева направо): Ксавье де Местр, С.Г.Чириков, Е.И.Гейтман, Ю.В.Иванов.

Три из четырёх картин (гравюр) были созданы при жизни Александра Сергеевича, тогда ещё Саши Пушкина - в 1801-1802, в 1810 и 1822 годах соответственно. Чёрно-белая гравюра Гейтмана представлена в первом издании поэмы "Кавказский пленник" (1822).

Отдельно можно выделить серию картин под условным названием "Пушкин - лицеист", куда обязательно стоило бы включить наряду с прочими картину И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1915 года" (1911).

Классические прижизненные портреты А.С.Пушкина.

Авторы произведений (слева направо): И.Е.Вивьен де Шатобрен, В.А.Тропинин, О.А.Кипренский, Г.А.Гиппиус, П.Ф.Соколов.

Картины написаны в 1826, 1827 (два самых, пожалуй, известных - работы Тропинина и Кипренского), 1828 и 1836 годах.

На мой взгляд, Александр Сергеевич несколько отличается от привычного для нас образа на двух портретах "иностранцев" (условно назову так Вивьена и Гиппиуса).

Не менее классическим считается потрет А.С.Пушкина работы В.В.Матэ, но он создан в 1899 году.

Пушкин за работой или в кругу друзей.

Авторы произведений (слева направо): П.П.Кончаловский, В.Е.Артамонов, Н.Н.Ге.

Это более поздние работы (1932, 1953 и 1875 годы соответственно), занявшие достойное место в своеобразной пушкинской галерее.

Пушкин и Петербург.

Авторы произведений (слева направо): Б.В.Щербаков, А.М.Кравчук, И.С.Глазунов, Б.М,Кустодиев.

Это произведения разных лет (1949, 2000, 1994 и 1915 годов соответственно), условно объединённые темой "Поэт и Санкт-Петербург".

Отдельной серией можно считать цикл картин о Пушкине великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского (как минимум на одной из них собственно Пушкина изобразил специально приглашённый автором И.Е.Репин).

Александр Сергеевич и Наталья Николаевна.

Авторы произведений (слева направо): Н.П.Ульянов, Е.А.Устинов, М.Ю.Шаньков.

Трагедия.

Авторы произведений (слева направо): А.А.Наумов, П.Ф,Борель, Д.А.Белюкин.

Картины разных лет (1884, 1885 и 1985 годов), объединённые трагической темой, - смертью Поэта. Произведения Наумова и Бореля, созданные через полвека после дуэли Пушкина и Дантеса, давно стали классикой пушкинианы. Написанная через сто лет после этого картина молодого художника Дмитрия Белюкина, на мой взгляд, занимает достойное место в ряду произведений о Пушкине.

В заключение хочу сказать, что при работе над материалом обратил внимание на большое количество новых работ о Поэте. Есть очень интересные. А это означает...

Спасибо за внимание. Искренне Ваш.

×

cont.ws

ПУШКИН В ЖИВОПИСИ (ПОРТРЕТНЫЙ ВЕРНИСАЖ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть II.)

Переходим во "второй зал" Пушкинского вернисажа, где собрал я портреты более зрелого поэта, написанные художниками XIX - начала ХХ века. Единственное, что могу сказать, авторы картин, каждый по-своему, видели Александра Сергеевича, тем более, что в галерее всего пара прижизненных портретов. И не везде образ поэта похож на хрестоматийные для нас его портреты кисти Кипренского или Тропинина. Но главное, что мы можем лицезреть поэта на полотнах и рисунках. И пусть он будет разным, непохожим на себя, ведь и в жизни, судя по дневникам, письмам и воспоминаниям современников он был очень разным! ))

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827 г. Третьяковская галерея

Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Михаил Петрович (1835-1914) Пушкин А.С. 1899 г.

Матэ Василий Васильевич (1856-1917) Потрет А.С. Пушкина (гравюра). 1899 г.

Карл Петер Мазер (Swedish, Carl Peter Mazer, 1808-1884) А.С.Пушкин. 1839 г.

Гиппиус Густав Адольф (1792-1856) А.С. Пушкин.

Линев Иван Логинович (1777-1840) Портрет А.С.Пушкина 1836-37 гг. (??)

Мошин Семен (XIX век) Александр Сергеевич Пушкин. 1862 г.

Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович (Арслан) (1849-1916) Портрет А.С. Пушкина. 1880 г. ГМП

Репин Илья Ефимович (1844-1930) Пушкин на набережной Невы. 1835 год.Репин Илья Ефимович (1844-1930) Пушкин на набережной Невы. 1835 год. (вариант)Историки пишут, что Илья Ефимович подступался к портрету поэта, начиная с 1880-х годов, написал несколько вариантов, много эскизов и рисунков, последний раз пытался работать над образом поэта уже в 1920-х, но готовой работы, известной всем, как другие картины художника, так и не получилось...

Серов Валентин Александрович (1865-1911) А.С. Пушкин на садовой скамье. 1899 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт Петербург

Юон Константин Фёдорович (1875-1958) Портрет А.С.Пушкина. 1945 г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) А.С.Пушкин на набережной Невы. 1915 г. Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург

Щербаков Борис Валентинович (1916-1995) Пушкин в Петербурге. 1949 г.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) А.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е г. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва

Шухаев Василий Иванович (1887-1973) Портрет Пушкина. 1960 г.

Анненков Юрий Павлович (1889-1974) Портрет А. С. Пушкина. 1937 г. Франция

Хижинский Леонид Семенович (1896-1972) Портрет А.С. Пушкина Из альбома "Пушкинские места". 1935 г.

Траугот Александр Георгиевич (род. 1931) и Валерий Георгиевич (1936-2009) Портрет А.С.Пушкина.

Бальзамов Сергей Парменович (1906-1983) А.С.Пушкин. 1950-е гг.

Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993) Портрет А.С.Пушкина. 1976 г.

И еще одна галерея пушкинских портретов ждет вас завтра...

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

parashutov.livejournal.com

Картина «Пушкин» В.Тропинина. Описание картины

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

В. Тропинин «Пушкин»

Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.

Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню. Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.

Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.

Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.

Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.

И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.

Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.

Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.

Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.

Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.

Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.

5sec.info


Смотрите также