Рама для картины. Когда она появилась? Картина рама


Рама для картины. Когда она появилась? | Культура

Рамы изготавливались из дерева либо одной породы, либо в одной раме сочетались разные породы дерева. Рамы украшали резной слоновой костью, хрусталем, перламутром, их лакировали, золотили и серебрили.

В начале XVII века появились большие листы стекла, соответственно, и зеркал. Это дало мощный импульс производству рам: зеркала стали доступны и рамы стали проще. Появились стереотипные элементы, литейные формы (как для гипса, так и для металла). В результате искусство изготовления рам оказалось ненужным и начало отмирать.

А какие были мастера! В Англии существовала школа Гринлинга Гиббонса (1648−1721) — скульптора и резчика по дереву. Уроженец Роттердама (Нидерланды), сын английского купца, он в 1667 году переехал в Англию, в 1680 году стал известен как королевский гравер.

Еще один мастер-краснодеревщик, упоминаемый как изготовитель рам, — Томас Чиппендейл (1718−1779), крупнейший в Англии, автор «Руководства для дворянина и краснодеревщика», которое до сих пор интересно читать. Он был настолько известен, что в его честь назвали породу роз: «Роза Чиппендейла».

Во Франции работал краснодеревщик Жан-Франсуа Обен. Известно, что он работал только для маркизы де Помпадур и что для ее зеркала он делал раму.

Коль скоро изготовление рам было уделом первоклассных мастеров, то и стоили они немало, и были признаком достатка. Как пример — картина Габриэля Метсю «Семейство Хинлопена». На заднем плане — картина в резной позолоченной раме. Еще одна рама — в картине Яна Стена «Фантастический интерьер с Яном Стеном и семьей Геррита Шоутена».

Сегодня изготовление рам — далеко не так сложно, как это было раньше. Прежде всего — материал. Самый распространенный — пластик. Если вдруг вы захотите раму из дерева — оговорите это при заказе. Если это не случится — получите раму из пластика.

Рельеф на багетах сегодня никто не вырезает — его прокатывают на станках. Хотите раму цвета золота — вы ее получите, но это будет не натуральное золото (хотя и очень красивое), а краска.

Один из признаков старины рамы — скрепление ее частей. В современном варианте это скобы, чуть старше — шипы, вставленные в багет. Скорее всего, было и крепление с прорезанными на багете шипами. Наверное, самый старый способ — скрепление фигурной вставкой.

Старинные рамы не валяются на дороге, но иногда их выбрасывают. Почему? Они частью облезлые, частью накопили на себе невообразимое количество грязи (видимо, поэтому на старых полотнах видны занавешенные картины — чтобы не пылились). Возиться с реставрацией — время дороже. Да и мероприятие, можно сказать, безденежное.

А восстанавливать надо и позолоту, и утраченные алебастровые фрагменты, и заделывать щели. К сожалению, с возрастом алебастровые накладки (их золотили отдельно, потом наклеивали на основу) начинают крошиться, и нужно адское терпение и умение остановить разрушение и восстановить разрушенное (если рама в музее — другое дело: штат реставраторов, техника, оборудование, наконец, деньги на оплату работы).

Но если вы вдруг станете обладателем редкой рамы и сможете преодолеть все препятствия — вы получите уникальное и блестящее (во всех смыслах этого слова) произведение мастеров-рамочников «из прошлого времени».

shkolazhizni.ru

Рамы для картин - История рам в живописи

Любое изображение, созданное художником, за исключением только древних наскальных рисунков, имеет обрамление. Обрамление - необходимая и важная часть композиции, оно завершает ее, придает единство. Обрамление может находиться на той же плоскости, на которой выполнена и сама живописная или графическая композиция. Оно же может быть создано специально как некая рельефная форма при помощи декоративных, скульптурных и архитектурных элементов. Чаще всего встречаются обрамления прямоугольной формы, несколько реже - круглой и овальной.

Рама помогает выделить живописное произведение из окружающей среды как нечто особенное и достойное внимания, не вместе с тем и связывает его с окружением. Так, если стиль рамы совпадает с художественным обликом, строем и характером интерьера, где находится картина, это способствует цельности ансамбля. В зависимости от цвета, насыщенности декоративными и скульптурными деталями рама значительно влияет на общее впечатление от живописного образа. Все это и позволяет говорить о единстве картины и рамы, где обрамление выполняет, конечно, не главную, но очень нужную функцию.

История искусства показывает, что отношения между картиной и рамой менялись, как менялся сам стиль искусства.

Пути развития станковой живописи были сложными. Какой яркой вехой в ее истории стал переход от средних веков к Ренессансу! Наиболее существенным в нем явилось стремление уйти от застылости и отвлеченности иконного изображения, господствовавшего в средневековье. Примерно в XIV столетии рождается картина в современном смысле этого слова, а вместе с ней появляется и рама, одетая пока еще в кружево готической декорации.

Первые рамы не противопоставлялись полностью всему изображению и не отделялись от него; материалы обоих были сходны, условная позолота фона, например, древнерусской иконы или византийской переходила на обрамление, да и само изображение нередко "выплескивалось" на него. Затем границы между картиной и рамой стали сознаваться все определеннее. Все же как некая память о предшествующих веках у рамы сохранился ее золотой цвет. Когда из живописи исчез золотой фон, обозначавший мир божественного, позолоченность рамы стала восприниматься условно, иными словами - как необходимый атрибут обрамления, помогавший выделять в помещении картину, привлекать к ней взор зрителя. Традиция золочения рам сохранялась долго; она жива и по настоящее время, хотя уже полностью забыта причина ее возникновения.

Когда рама в конце концов приобрела известную самостоятельность, стали складываться особые, ей присущие формы. В пору Ренессанса особенно распространился тип рамы, составленной из архитектурных элементов: капителей, пилястр, полуколонн, карнизов, консолей. Подобная рама сильно напоминала обрамление дворцовых оконных проемов. И если вспомнить, что в то время господствовало представление о живописи как о взгляде в мир через окно, то станет понятно, что рама своими формами весьма ясно намекала на бытовавшее представление и отвечала ему. Эти пышные, торжественные рамы изготовлялись по рисункам художников в специальных мастерских или же помощниками художника, работавшими в его мастерской. Можно представить, как великолепно стиль таких рам согласовывался с архитектурным декором стен, на которых развешивались картины. Другой тип рамы, получивший тогда же известное распространение, напоминал оправу зеркал. В эпоху Возрождения живопись постоянно сравнивали с зеркалом, в котором отражается действительность, и рама, созданная наподобие орнаментальной оправы зеркала, еще сильнее подчеркивала такое сравнение. Эта рама могла изготавливаться не только из деревянных реек и гипса, но и из драгоценных материалов, включая серебро, слоновую кость, перламутр и т. п. Драгоценность материалов словно соответствовала драгоценности живописи, усиливала ее.

С развитием перспективных способов изображения, когда все возрастал эффект правдоподобности в передаче мира красками, у рамы появились сложные и тонкие профилировки - как бы целый ряд небольших ступенек, нисходящих к самому изображению. Понятно, что они помогали глазу зрителя погружаться в мир изображенного, усиливали впечатление глубины, перспективы. Этот прием особенно искусно использовали в голландском искусстве XVII века, когда предпочтение отдавали темного цвета рамам со множеством дробных профилировок.

В том же XVII веке - в искусстве барокко, когда, несомненно, усилилось зрелищное, можно сказать, театрализованное восприятие живописи, рама, в которой своеобразно отразился этот процесс, приобрела богатые скульптурные украшения. На ней изображались лепные и резные гирлянды цветов, различные плоды, раковины, фигурки - путти. В стиле рококо, где особенно ценилась декоративность общего ансамбля, включая и представленную в нем живопись, рамы стали окрашивать в разные тона, соответственно колорита убранства помещения, где находились полотна. Кроме того, сами очертания рам весьма усложнялись. Допускалось даже, чтобы отдельные элементы резьбы заслоняли (пусть и частично) поверхность живописи. Рама стала больше принадлежностью окружения интерьера, чем обрамлением самой картины.

Новые существенные изменения в развитие рамы принес XIX век. Начавшееся увлечение выставочной деятельностью привело к тому, что рамы стали богато и сложно оформляться. Так они словно бы преднамеренно привлекали к себе внимание зрителя, выделяя определенные произведения из многих других. Небольшие же холсты так называемого кабинетного формата, предназначенные для комнат любителя искусств со средним достатком, оформлялись в том же стиле, что и вся мебель тех лет (рамы и делались в мебельных мастерских). Чтобы защитить поверхность живописи от повреждений, ее стали застеклять.

Тем не менее со временем уже не всех художников удовлетворял старый тип рамы, особенно цвет - темный, безжизненный. Потому импрессионисты стали окрашивать рамы в светлые желтые, фиолетовые и розовые тона, гармонирующие с их светоносной живописью. Последователь импрессионистов Ж. Сера даже рисовал рамы - синие бордюры - прямо на холсте.

К концу века началось обновление материалов, из которых изготавливались рамы: стали использовать неокрашенное дерево, аппликации из кожи, никелированную сталь. Рамы отныне выглядели как предметы декоративно-прикладного искусства, оформленные в стиле модерн. И чем более усиливалось значение декоративных элементов в живописи, для того времени типичных, такие рамы все более помогали теперь, как ни парадоксально, и самое живопись превращать в произведение декоративных ремесел.

На этом, собственно, завершается история рам в живописи - в том смысле, что больше уже новых типов рам не создавалось. В начале XX века даже стали раздаваться голоса, призывающие вообще отказаться от рам, как от чего-то слишком материального, "заземляющего" духовность искусства. Различные художники авангардистских направлений, восприняв такие призывы, начали выставлять свои произведения без рам. Однако в результате такого новшества сами их произведения уже переставали быть картинами в тесном смысле этого слова. Это были какие-то "объекты", "пятна", зачастую лишенные ясного смысла.

Организующая функция рам, сложившаяся в предшествующие времена, необходима и ныне. И если некоторое время проявлялась и у наших художников инертность в отношении оформления рам (пусть, мол, будет, а какая - не столь важно), то сегодня можно заметить на выставках, что художественно претворенные оформления живописных произведений вновь привлекают повышенное внимание: рамы окрашивают в различные тона, на них нередко помещаются небольшие дополнительные изображения и надписи, живописцам помогают скульпторы, и появляются рамы с богатыми пластическими мотивами. Хотя нет теперь одного стиля в оформлении рам, как было когда-то, но зато есть большее, чем прежде, соответствие рамы индивидуальной манере художника. А это уже немало. "рама и картина" - это тема не только для историков искусства. Это живая тема, имеющая большую актуальность и для самой широкой практики современного искусства, для каждого художника"

Доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств профессор В.С.Турчин.

chinim-vse.ru

Рама для картины | История картинных рам

Покупая новую картину или постер, мы обязательно задумываемся о подходящей раме. Рама (или её отсутствие) несёт важную смысловую функцию - задаёт границы, предел.

На память сразу приходят слова Ю.М. Лотмана: «Рама в картине, рампа в театре, начало или конец литературного или музыкального произведения, поверхности, отграничивающие скульптуру или художественное сооружение от художественно выключенного из него пространства, всё это различные формы общей закономерности искусства: произведение представляет собой конечную модель бесконечного мира». Иными словами, картина на стене представляет собой окно в другой мир, а картинная рама, наподобие оконной, заключает его в некие границы.

Рама имеет не только художественную, но и этическую ценность. Рама концентрирует, собирает впечатление зрителя от картины и сообщает ей определённый моральный облик и достоинство. Рама также призвана замыкать, отграничивать картину от внешнего мира, выделять картину из действительности. Имея скошенные вовнутрь края, рама сообщает двухмерной картине впечатление глубины.

Своё происхождение рама ведёт от общего архитектурного убранства церкви. На рубеже ХIV-ХV веков происходит автономизация алтаря. Он отделяется от стены, сдвигается ближе к центру собора и получает собственное скульптурное оформление, повторяя в уменьшенном виде форму собора. Для украшения алтаря используется готический архитектурный декор: стрельчатые арки, лёгкие окна, тонкие стенки. Впоследствии скульптурные алтари стали исчезать, так как их изготовление было делом достаточно трудоёмким. Скульптурные сцены были заменены живописными, а скульптура стала играть только декоративную оформительскую роль. Постепенно на смену скульптурной раме пришло изображение рамы в технике гризайли, что быстро стало популярно и среди художников, и среди заказчиков.

Развитие этой традиции происходило в эпоху Возрождения. В Нидерландах художники сохраняли готическое обрамление, а живописные вставки выполняли в современной манере. В Италии архитектурное обрамление алтарей модернизировалось быстрее. Например, алтарь Сан Дзено в Вероне по-прежнему состоит из двух рядов (в верхнем – Мария с Младенцем в окружении святых, в нижнем - сцены из жизни Христа), но выполнен уже не в готическом стиле, а с использованием типично ренессансных приёмов - ордера и перспективных построений. Отдельные пространства разгорожены позолоченными барельефами с пышным растительным орнаментом.

Ренессанс предпочитал богатые золочёные рамы, щедро украшенные декором. Это мог быть растительный или фруктовый орнамент, а могли быть и гротески, сатиры, отдельные сцены, вырезанные в технике барельефа. Была и другая тенденция: рамы часто изображались прямо на картине, имитируя мраморные плиты, арочные проёмы, колонны и пилястры. Таков архитектурный декор, обрамляющий сцены создания мира и человека, в Сикстинской капелле Микеланджело.

Вообще имитация рамы играла в то время большую роль. Ренессанс и барокко уделяли огромное внимание проблеме обмана зрения. Главная задача живописи на тот момент заключалась в достижении наибольшего сходства с реальностью. Глядя на фреску Андреа Кастаньо «Тайная вечеря», кажется, что художник больше внимания уделял изображению мрамора, нежели участников Тайной вечери. Иногда художники или архитекторы помещали свои автопортреты в каком-нибудь скромном углу построенного или расписанного ими здания, капеллы. Это тоже было лишь искусной имитацией.

Первые деревянные рамы для небольших произведений в Италии и Франции стали изготавливать в начале ХVI века. Мастера не скупились на убранство: по рамам извивался причудливый орнамент, они могли быть полностью позолочены, украшались живописными или скульптурными вставками. Иногда на рамах разворачивался сюжет, параллельный изображению.

В эпоху Ренессанса предпочитали рамы правильной формы, часто в виде круга. Тема круга и окружности могла варьироваться. Это могло быть просто изображение, вписанное в тондо, или тон-до, написанное на прямоугольной доске, как, на пример, у Луки Синьорелли, где остальная часть доски является прекрасной имитацией каменной плиты с барельефами, обрамляющей круглую картину.

Круглая рама могла быть и окном. Андреа Мантенья изобразил подобное окно в небо на потолке супружеской спальни в герцогском дворце в Мантуе. Сквозь это окно сверху смотрят амуры, служанки и даже павлин. Получается картина в картине.

Вообще рама в раме - это отдельная тема. Художники могли изображать раму прямо в картине, тем самым, выделяя главное изображение. Этой рамой мог служить дверной или оконный проем, через который виден пейзаж - закрытый сад, сад наслаждений или, иными словами, рай. Рамой могла быть и арка или арочный проём.

Развитие рамы активно происходило в северных странах с появлением масляной живописи. С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображённый мир.

В то же время пространство внутри рамы продолжает сохранять сакральное значение. Да и сюжеты картин носили тогда сложный символический и философский характер. Например, «Слепые» Брейгеля - картина с огромной смысловой нагрузкой. И в данном случае, дабы не отвлекать внимание зрителя от философского смысла картины, раму выбрали нарочито строгую. Впоследствии именно такие простые формы рам, благородного чёрного или коричневого цветов, прижились в Северной Европе. Они превосходно сочетались со скромными голландскими натюрмортами и пейзажами.

В конце ХIХ века с появлением новых течений в живописи стала меняться и рама. Яркая живопись импрессионистов лучше всего сочеталась с простыми белыми рамами. Рамы эпохи модерна изгибались наподобие живых растений, обретая неровную и даже асимметричную форму, чтобы лучше оттенить тягучую, изгибающуюся живопись.Деревянные рамы превращались в ветви деревьев, оплетающие изображение. Можно сказать, что модерн возвёл раму в самостоятельное произведение декоративного искусства, изготавливавшееся с применением неокрашенного дерева, кожи, металла.

В эпоху модерна архитектура, мебель, живописное и скульптурное убранство интерьеров создавалось архитекторами в едином стиле. Крупные архитекторы модерна создавали не просто проект дома, но и полностью декорировали его. Именно поэтому трудно отделить произведение модерна от его рамы и, наоборот, отделить раму от картины. С более мелкими аксессуарами - такими, как рамки для фотографий или зеркал - дело обстояло проще. Их рамки просто выдерживались в стилистике - богато декорировались лилиями или растительным орнаментом.

Возникшие в ХХ веке концептуальная и абстрактная живопись вообще отвергли необходимость рамы. Тем самым живопись перестала существовать как мир в себе, выйдя за пределы картины и слившись с окружающей средой. Отсутствие рамы стирает границу между реальным миром и миром иллюзорным. Абстрактная живопись идеально вписывается в современный интерьер, с его прямыми и чёткими линиями, яркими цветовыми акцентами и аксессуарами в стиле хай-тек. Без рамы она сама становится ярким цветовым акцентом в интерьере. Но она также прекрасно смотрится и в классическом интерьере, например, в стиле ампир.

Старые мастера учитывали воздействие рамы в процессе работы. Так, в эпоху Ренессанса архитектурное обрамление и архитектура, изображённая на картине, обязательно сочетались между собой, можно даже сказать, что они звучали в унисон. И это мы прекрасно видим у Мантеньи. Барокко и рококо испытывали склонность к крайней оптической иллюзии и вместо реальной рамы делали иллюзорную. На росписях плафонов Тьеполо изображения на раме, рама активно включаются в сюжетную линию картины.

Романтизм часто выносил изображение за плоскость картины, на раму в символическом орнаментальном образе. В некотором смысле так достигался эффект отсутствия рамы.

В 1990-х годах в Метрополитен-музее в Нью-Йорке прошла выставка, целиком посвященная рамам эпохи Возрождения. В залах музея не было выставлено ни одной картины - только рамы. С одной стороны, это привело к анекдотическим последствиям (один из посетителей решил, что произошла грандиозная кража века, и вызвал полицию), но, с другой стороны, показала, что рамы, даже за отсутствием картин, могут иметь собственную эстетическую ценность.

В эпоху постмодерна, когда выбор необычайно велик, подбирать раму к картине, постеру или фотографии - особое искусство. В раме проявится вкус и эстетические пристрастия владельца. Поэтому следует быть внимательным и к изображению, и к интерьеру, прислушиваться к ним, чтобы рама не нарушила их внутреннего содержания и баланса.

citybaget.ru

Картинные рамы И.Е.Репина

Новый взгляд на творчество художника

В будущей, еще только пишущейся, книге об истории русских картинных рам глава, посвященная авторским рамам, несомненно, будет одной из самых интересных, поскольку позволит по-новому взглянуть на творчество многих известных художников, а также продемонстрирует, насколько гармоничным и взаимообогащающим может быть сочетание рамы и живописного произведения.

Сразу обозначим, что понятие «авторские рамы» подразумевает рамы, выбранные или задуманные художниками для своих произведений. Таким образом, изучая авторское обрамление, мы составляем непосредственное представление о том, как художник мыслил представить свое произведение зрителям, на что хотел обратить внимание, какие нюансы для него важно было подчеркнуть в живописи. Ведь именно такую роль выполняет картинная рама, которую можно сравнить с оправой драгоценного камня.

Многие известные живописцы, такие как О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, П.А.Федотов, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, В.В.Верещагин, В.А.Серов, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров и др., уделяли картинным рамам особое внимание. Если мы обратимся к эпистолярному наследию русских художников XIX в., то встретим немало строк, посвященных картинным рамам. Так, обращаясь в Совет Третьяковской галереи, В.А.Серов писал: «Рама должна иметь гармоническую связь с картиной. Поэтому художники столь тщательно избирают рамы для своих произведений. Формы и тон рам всегда стоят в зависимости от форм и тональности картин. Все, нарушающее гармонию рамы, обязательно нарушает и гармонию картины…».

В последней четверти XIX столетия в Петербурге и Москве работало большое количество рамочных мастерских, изготавливавших рамы с накладным лепным орнаментом. Художники обращались к услугам этих мастерских, иногда заказывая рамы по собственным рисункам (как В.В.Верещагин) или же выбирая обрамления для своих произведений из готовых образцов. И.Е.Репин пользовался услугами нескольких петербургских рамочных мастерских, в том числе мастерской Абросимовых на 2-ой линий Васильевского острова. Как правило, художник заказывал рамы из имеющихся в мастерских образцов. При этом, индивидуально для каждого произведения И.Е.Репин подбирал раму с определенным орнаментом, декоративным покрытием, особого профиля.

Выбор наиболее подходящих рам для картин являлся настолько важным вопросом, что художник мог пожертвовать своевременной отправкой своих произведений на выставку, ради того, чтобы одеть их в определенные рамы. Так, весной 1878 г. И.Е.Репин не успел отправить свои работы к открытию VI Передвижной выставки из-за того, что ждал специально заказанные им рамы из мастерской.

Сегодня, проходя по репинским залам Русского музея, я неизменно любуюсь изысканным сочетанием живописных произведений с рамами, значительная часть которых является авторскими.

Можно с большой долей уверенности сказать, что авторской является рама к одной из ранних репинских работ – «Воскрешение дочери Иаира». По обрамлению этого произведения можно судить, насколько тонко И.Е.Репин чувствовал взаимосвязь картины и рамы, умел использовать различные средства выразительности для того, чтобы рама подчеркивала достоинства живописного полотна. Строгая рама простого профиля с гладкими, без орнамента листелями соответствует изображенному на полотне библейскому сюжету. Главную роль здесь играет декоративное покрытие рамы, благодаря которому она является своеобразным камертоном картины, настраивающим зрителя на восприятие изображенной сцены. Узкие выступающие части профиля рамы вызолочены на полимент, тогда как широкий гладкий фриз покрыт краской, подобранной в тон позолоте. Таким образом, матовая краска гармонирует со сдержанным темным колоритом живописного полотна, в то время как узкие вызолоченные пояса профиля подчеркивают границу между картиной и окружающим ее пространством, и вместе с тем, сияние позолоты перекликается с мерцанием свечей, освещающих фрагмент написанного на холсте интерьера.

Для портретов И.Е.Репин часто выбирал рамы сложного профиля, с насыщенным, разнообразным декором. Так, к портрету графини Н.П.Головиной, изображенной в нарядном розовом платье, в накидке, отороченной мехом горностая, И.Е.Репин подобрал раму с широкими листелями, сложного профиля, с богатым орнаментальным убранством в виде букетов цветов, листьев и рогов изобилия. Комбинированное золочение по всей поверхности рамы еще более усиливает созданное впечатление роскоши. Положенное на полимент глянцевое золочение при любом освещении сияет на завитках листьев, головках цветов лепного орнамента, перекликаясь с великолепно переданными живыми репинскими мазками отблесками на драгоценностях графини.

Совсем иначе решено обрамление другого женского портрета – Л.И.Шестаковой, сестры композитора М.И.Глинки. Значительную часть жизни Людмила Ивановна посвятила пропаганде и сохранению творчества брата. Благодаря ее трудам была собрана книга романсов и песен М.И.Глинки, при ее участии составлен «Каталог нотных рукописей, писем и портретов М.И.Глинки», создан музей композитора при Петербургской консерватории. В портрете Л.И.Шестаковой основное внимание И.Е.Репин сосредоточил на лице женщины. Выбранная художником рама с обратным профилем (т.е. самая высокая часть профиля расположена около губки фальца) визуально словно приближает лицо репинской модели к зрителю. Чтобы понять, насколько авторская рама с ее искусным декоративным покрытием и накладным мастичным орнаментом в виде крупных листьев аканта украшает портрет, подчеркивает силу мазка и звучание цвета, достаточно посмотреть на портрет Л.И.Шестаковой в раме и без нее.

Между тем, для портрета композитора М.И.Глинки – «гения – завершителя своей эпохи», как говорил о нем сам И.Е.Репин, выбрана строгая, но при этом богато орнаментированная рам с тремя широкими и двумя узкими лепными декоративными поясами, где главной доминантой является пояс из лавровых листьев – античный символ славы. Комбинированное декоративное покрытие – бронза, поталь, золочение, образуя утонченную гамму, мягко оттеняет тревожный насыщенный бордовый фон портрета.

Вероятно, авторской является и декорированная в манере, характерной для московских мастеров, рама к репинскому портрету И.И.Шишкина. Вспоминая знаменитого русского пейзажиста в книге «Далекое близкое» И.Е.Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером… своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок… от такого грубого обращения автора выходил все изящней и блистательней». Таким и изобразил И.Е.Репин художника на портрете. Рама широкого сложного профиля, с массивными углами, выделенными крупными декоративными деталями, подчеркивает могучую фигуру И.И.Шишкина. Лепной орнаментальный пояс в виде ритмично повторяющихся листьев – на внешней стороне гребня рамы – служит своеобразным напоминанием о том жанре, которому посвятил свое творчество И.И.Шишкин. Рама является не только гармоничным дополнением портрета, но образует своеобразное окно в мир художника.

Необычно решено обрамление картины «Лев Толстой босой». И.Е.Репин вставил портрет в раму с широким гладким фризом, декорированным крупной гирляндой из лавровых листьев, выполненной в технике мастичной отливки. Декоративное покрытие рамы – поталь под темным лаком – созвучно кажущейся простоте внешнего облика великого писателя и в то же время оно не отвлекает от замечательного образа, созданного И.Е.Репиным. Благодаря плоскому широкому фризу и широкой, почти без скоса губке фальца рама визуально приближает «поразительную по своей внушительности» фигуру Л.Н.Толстого к зрителю. Лавровый лист, как и в раме к портрету М.И.Глинки, символизирует славу одного из столпов русской литературы. Интересно отметить, что подобного типа рамы, как правило, использовались для декоративных панно или монументальных батальных сцен, и репинский выбор этой рамы для портрета Л.Н.Толстого был достаточно смелым, неординарным решением, с которым, возможно, не все современники художника могли согласиться.

О том, что репинский, как мы убедились, безупречный, выбор картинных рам не всегда совпадал со взглядами на обрамление современников художника, есть любопытное свидетельство Я.Д.Минченкова – организатора Передвижных выставок. Я.Д.Минченков писал: «Очень часто в противоречии с репинскими картинами были его рамы. Серьезная вещь, строгие формы – и легкомысленная рама, не соответствующая картине. На это указывали ему товарищи. «Скажите пожалуйста, – как будто соглашался Илья Ефимович. – Действительно, в рамах мне не везет». Но рам не менял и в следующий раз присылал еще хуже». Не правда ли, неожиданное заявление? Совершенно очевидно, что при выборе картинных рам И.Е.Репин не только имел собственную, независимую точку зрения, но мыслил гораздо шире многих своих коллег.

Признаться, лишь однажды я усомнилась в выборе художника – когда узнала, что авторской является рама к произведению «Белорус». Казалось, портрет молодого крестьянина на фоне зеленого луга не вполне сочетается с рамой в стиле модерн с накладным лепным орнаментом в виде крупных стелющихся листьев и S-образных, напоминающих подковы завитков. Однако случай развеял мои сомнения. Несколько лет назад на время реставрации авторской рамы «Белоруса» пришлось переодеть в другую раму – с гладкими галтелями и украшениями в углах, какие часто выбирали для своих работ художники-передвижники. И, когда в новой, временной раме произведение повесили на экспозиции, «Белорус» больше не выглядел эффектно, словно «потерялся» на фоне других произведений художника. Вот тогда мы с коллегами убедились, насколько точен в своем выборе картинных рам был И.Е.Репин.

Оксана Лысенко

art-frame.spb.ru

Как закрепить картину в раме?

Трудно представить себе современный интерьер без украшений – картин, фотографий, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства. Подобные вещицы радуют глаз, придают помещению законченный вид и создают ощущение стабильности – конечно, если они хорошо подобраны и правильно оформлены. Как закрепить картину в раме, чтобы она красиво смотрелась и при этом не представляла опасности для домочадцев и гостей? Об этом пойдет речь в нашей статье.

к содержанию ↑

Что висит на стенах?

Традиция украшать стены зародилась еще в те времена, когда у людей появилось более или менее постоянное жилье, куда они могли возвращаться после охоты или сбора растений. На стенах древних пещер довольно часто встречаются рисунки первобытных художников. Конечно, с проблемой, как вставить картину на холсте в рамку, древние мастера, изображавшие животных и охотничьи сцены, не сталкивались, потому что не придумали еще ни холста, ни рам.

Нарисовать картину прямо на стене можно и в современной квартире. Однако в большинстве своем люди все-таки размещают уже готовые произведения:

  • живописные полотна;
  • репродукции;
  • фотографии;
  • панно из соломки;
  • картины в технике флористики;
  • панно из лоскутков;
  • художественную вышивку;
  • декоративную керамику.

Список далеко не полон – вообще украшением может служить многое. Не все картины и панно нуждаются в рамах. Чаще всего с вопросом, как вставить картину в раму своими руками, сталкиваются те, кто хочет повесить живописное полотно, акварель или фотографии.

к содержанию ↑

Несколько простых правил

Вне зависимости от того, вставляете вы картину самостоятельно или обратились в багетную мастерскую, обязательно надо соблюдать следующие несложные правила:

  1. Никогда не мочите холст перед тем, как натянуть на подрамник – от столь странного обращения полотно деформируется и могут возникнуть разные другие неприятности, вроде появления грибка или гнили.
  2. Нити холста располагаются параллельно рейкам, а не под углом, чтобы материал не растягивался произвольно.
  3. Грунт на чистый холст накладывается, когда будущая картина уже на подрамнике.
  4. Картину вставляют в раму, уложив подрамник на ровную горизонтальную поверхность – чаще всего на стол или на пол, в зависимости от размера.
  5. Если картина большая, по центру ставят крестовину из деревянных планок.
  6. Под гвоздики можно подложить кусочки плотной ткани, чтобы нити холста не вытягивались и не обрывались.
к содержанию ↑

Как купить раму?

Лучше всего, конечно, прийти в багетную мастерскую с картиной. Мастер сам сделает все, что надо:

  • подберет багет по толщине;
  • найдет идеальный подрамник;
  • выберет гвоздики или ленты.

Но такая возможность есть не всегда — не понесешь же с собой огромное полотно во всю стену. Многим приходится заниматься оформлением картин самостоятельно. И лучше придерживаться определенного порядка:

  • Измерьте картину – проще всего это делать сантиметровой лентой или рулеткой, но подойдет и линейка. Не забудьте записать длину и ширину полотна.
  • С учетом мерок выберите раму. Лучше — если она будет контрастировать с основной цветовой гаммой картины. Чем проще рама, тем выразительнее будет смотреться картина.

Важно! Если вы меряете картину портновским сантиметром – прикладывайте его одной и той же стороной, потому что в большинстве случаев деления выполнены в двух разных системах мер.

к содержанию ↑

Кое-что о размерах

Ответ на вопрос, где лучше купить раму – в багетной мастерской или в специализированном магазине для художников, зависит от того, какой формат имеет ваша картина. В мастерской сделают любую раму, а в магазине предложат стандартные:

  • 20х25 см;
  • 30х35 см;
  • 40х50 см;
  • 45х60 см;
  • 50х60 см;
  • 60х75 см;
  • 75х100 см.

Выбор большой, но все же ограниченный. Однако в лучших магазинах вы найдете и размеры, отличающиеся от стандартов.

Важно! Что касается крепежа, то он продается в комплектах – например, скобы в упаковке по 4 штуки. Для картины небольшого или среднего формата этого обычно хватает. Шурупы ставятся не всегда – чаще всего как раз картина крепится без них. Но есть и с шурупами нескольких размеров.

к содержанию ↑

Какие бывают рамы?

Перед тем, как закрепить картину в рамке, надо выбрать собственно раму. В зависимости от того, что именно вы собираетесь вешать на стену, можно выбрать один из вариантов:

  • классический багет;
  • багетная рама со стеклом;
  • деревянные рейки;
  • металлическая рама со стеклом;
  • паспарту.

Разбираемся с подходящим вариантом:

  • Первый вариант подходят для живописных полотен, выполненных маслом на холсте.
  • Для произведений в технике пастели или акварели, нужно стекло, то есть закрытая металлическая или деревянная рама.
  • Фотографии в багетной окантовке смотрятся не очень хорошо, для них больше подходят узкие деревянные рейки или металлические планки, и лучше — если будет стекло, как для акварели. Этот же вариант хорош для панно из соломки и картин в технике флористики. Подобное оформление не только придает произведению завершенный вид, но и защищает от пыли, влаги и механических воздействий.

Важно! Неплохо будет смотреться и окантовка из тонких реек. Иногда достаточно просто паспарту, тем более что выглядеть такой вариант может очень интересно.

к содержанию ↑

Классический багет

Перед тем, как вставить холст в рамку, важно определиться с размерами. Саму раму лучше заказать в багетной мастерской.

Ширина планок зависит от размеров картины – чем полотно больше, тем массивнее должно быть обрамление. Для крепления используется подрамник, который представляет собой конструкцию из деревянных реек, на которые и натягивается холст.

Такой каркас не позволяет полотну деформироваться. Его можно закрепить тремя способами:

  • с помощью D-образных пластин;
  • с помощью Z- образных пластин;
  • с применением лент.

D-образные пластины

Если подрамник выступает за границы багета, используют D-образные латунные пластины.

Важно! Применяется именно латунь, поскольку пластины должны быть гибкими.

Особенности крепления:

  • В каждой из них делаются 3 отверстия.
  • К раме они крепятся двумя шурупами.
  • Если ничего подобного в пределах досягаемости нет, можно сделать элементы крепления из других материалов (например, из жести).

Важно! В качестве крепежа в экстренной ситуации сгодятся небольшие гвозди, но лучше все-таки купить необходимые детали в магазине товаров для художников или в багетной мастерской.

0fc35ab9539daec01be93e44a9gv-kartiny-i-panno-kartina-tsvetov-v-rame-provans-lavanda-anyuti

Z-образные скобы

Они применяются в следующих случаях:

  • для крепления подрамника, не выступающего за границы багета, к раме;
  • для соединения двойных рам.

Важно! Размер скоб подбирается, исходя из разницы высоты между элементами. Вкручивается такая скоба шурупами.

Планки

В зазоры довольно часто вставляют тонкие деревянные, картонные или пластиковые полоски, чтобы картина не болталась:

  • Лучший вариант – дерево, оно обеспечивает наиболее прочную фиксацию.
  • Но если ничего подходящего под рукой нет, полоски можно сделать из больших пластиковых бутылок. При этом совершенно неважно, будут они равны по длине зазору или нет.

Важно! Главная задача этих элементов – чтобы картина не ходила ходуном, а обеспечить это могут даже короткие кусочки материала.

к содержанию ↑

Вставляем картину в багетную раму

Процедура оформления живописного полотна довольно проста, но требует внимания. Вам важно не повредить произведение, а значит — работать надо аккуратно. Вам понадобятся:

  • скобы;
  • тонкий шпатель;
  • строительный степлер.

Порядок работы:

  1. Осмотрите раму с тыльной стороны – там обычно делается петля, которая в конце процесса должна оказаться на верхней планке.
  2. Если петли нет, сделайте ее.
  3. Положите раму лицевой стороной вниз.
  4. Расположите на ней холст.
  5. Закрепите полотно в зазоры между рамой и подрамником – делается это шпателем.
  6. Проверьте, насколько хорошо натянут холст.
  7. При необходимости (если толщина холста намного меньше ширины зазора) вставьте тонкие деревянные или пластиковые планки.
  8. Если вас все устраивает, зафиксируйте его скобами с помощью строительного степлера.

Важно! Количество крепежных элементов целиком и полностью зависит от размеров полотна и рамы. Чем масштабнее живописное творение и чем тяжелее и массивнее рама, тем больше должно быть крепежных элементов.

к содержанию ↑

Крепим холст лентами

Для этого вам понадобится плотная хлопчатобумажная ткань, а также некоторые инструменты:

  • линейка;
  • карандаш;
  • острые ножницы;
  • мебельный степлер.

Для начала ткань нужно разметить.

Важно! Очень хорошо, если есть готовая хлопчатобумажная лента, но вполне годится любой плотный материал. Как его кроить — по долевой или по косой, в данном случае не играет роли.

Порядок работы:

  1. Начертите шаблон – полоску длиной 7 см и шириной 3 см.
  2. По шаблону выкроите ленты.
  3. Найдите пазы – места, где рама касается картины.
  4. Прибейте туда полоски мебельным степлером (делается это в плоскости рамы).
  5. Вложите картину в обрамление – ленты должны быть видны между подрамником и собственно рамой.
  6. Подогните ленты.
  7. Натяните каждую.
  8. Зафиксируйте ее на подрамнике так же, как и в предыдущем случае.
  9. Обрежьте лишний конец ленты

Важно! Для маленькой картины достаточно четырех лент.

к содержанию ↑

Вставляем акварель в багетную раму

Акварель пишется на бумаге или картоне, то есть фиксируют ее иначе, нежели живописное полотно. Для картин, выполненных в такой технике, нужна дополнительная фиксация. Обеспечивают ее:

  • стекло;
  • задник.

Важно! Если вы заказывали раму в багетной мастерской, вам должны были выдать и все необходимые комплектующие, а также крепеж – особые гвоздики.

Порядок работы:

  1. Положите раму лицевой стороной вниз.
  2. Сверху положите стекло.
  3. На стекло поместите картину.
  4. Разгладьте лист и проследите, чтобы его края совпадали с краями стекла.
  5. Накройте все это картонным задником.
  6. Забейте гвоздики параллельно краям.
к содержанию ↑

Простая деревянная рама

Самый простой и дешевый способ оформить картину. Такие рамы бывают как со стеклом и задником, так и с подрамником, но первый вариант встречается чаще. Купить такую можно как в магазине товаров для художников, так и в некоторых фотомагазинах:

  1. Положите раму тыльной стороной вверх.
  2. Отогните металлические пластины.
  3. Снимите задник.
  4. Положите картину на стекло тыльной стороной вверх.
  5. Выровняйте.
  6. Накройте ее задником.
  7. Загните крепежные пластины.
к содержанию ↑

Если рама слишком большая

Бывает и так, что нет возможности подобрать обрамление строго по размеру акварели или пастели. В этом случае вам понадобится дополнительный задник. Сделать его можно из картона или бумаги:

  1. Обведите на листе плотной бумаге имеющийся задник.
  2. Вырежьте его.
  3. Расположите картину и примерьте раму – стороны ее отверстия должны совпадать со сторонами картины или, как минимум, располагаться строго параллельно.
  4. Закрепите картину на дополнительном заднике с помощью клея или двустороннего скотча.
  5. Вставьте работу в раму.
к содержанию ↑

Особенности крепления

Если вы впервые в жизни вставляете живописное полотно в раму, обратите внимание на несколько моментов:

  1. Обратите внимание на конструкцию подрамника – тыльная сторона его имеет скосы и слегка выступающие части, они всегда находятся на тыльной стороне, так что не перепутайте.
  2. Вне зависимости от того, каким способом вы крепите картину, ее необходимо тщательно разгладить, а также правильно расположить относительно сторон рамы.

Важно! Если вы начали крепить полотно скобами, не трогайте гвозди, потому что использовать надо только один вид крепежа.

Порядок установки крепежа:

  1. Чтобы обеспечить равномерное натяжение холста, лучше вбивать гвоздики в определенном порядке.
  2. Расположив картину на подрамнике, вбейте несколько гвоздей в центральной части – это особенно актуально, если картина большая.
  3. Проследите, насколько хорошо натянут холст.
  4. Слегка натягивая полотно, вбейте еще несколько гвоздей по одну и другую сторону от центра, располагая их симметрично.
  5. Постепенно вбейте все гвозди, не забывая следить за натяжением.
  6. Если в конце процесса картина натянута равномерно, по краям нет ни волн, ни складок – вы все сделали правильно.
  7. Если складки образовались, увы, все придется переделывать.
к содержанию ↑

Два слова о фотографиях

Обычно их вешают в металлических рамках. Конструкция их такая же, как и у деревянных рам со стеклом, так что и работа вставляется аналогичным способом:

  1. Кладем раму стеклом вниз.
  2. Отгибаем скобы.
  3. Снимаем задник.
  4. Вставляем фотографию (не перепутав низ и верх).
  5. Накрываем задником.
  6. Загибаем скобы.
к содержанию ↑

Картины на стене

Вставить работу в раму – это еще не все. Надо красиво разместить ее на стене. И тут действуют несколько правил:

  1. Сюжет не должен быть агрессивным или жестоким.
  2. Зритель должен обращать внимание на картину, а не на раму.
  3. Если вы хотите оттенить какой-то уголок на стене, поместите туда одну картину.
  4. Можно составить и композицию, причем, вариантов достаточно много: маленькие работы одного размера можно развесить рядами, если есть большая – она может быть в центре или сбоку, а рядом – маленькие.
  5. Картину надо хорошо закрепить на стене, лучше всего это сделать с помощью одного или двух дюбелей.
к содержанию ↑

Видеоматериал

В этой статье мы рассмотрели много вариантов и идей, как оформить и закрепить картину в раме. Выбирайте более приемлемый для ваших творческих идей, и пусть в вашем доме всегда царит уют и красота!

Поделиться в соц. сетях:

serviceyard.net

Правильно подобрать раму картине

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Оформление картин и не только: как выбрать подходящий багет?

Виды творчества

Дизайн и декор интерьера

Живопись и рисование > Живопись

В сегодняшней публикации речь пойдет о том, как выигрышно оформить картину при помощи багета, и я постараюсь максимально подробно осветить этот вопрос!

Багет — это планка, предназначенная для изготовления рам для картин, рисунков, фотографий, гравюр. Багеты бывают разными: резными, декорированными, крашеными; деревянными, пластиковыми, алюминиевыми.

Мы уже говорили о том, как правильно подобрать и повесить картины , руководствуясь основными правилами размещения их в интерьере. При этом оформление картины тоже играет немаловажную роль.

Проблема правильного оформления картины, причем как своей, так и приобретенной у художника, возникает чаще, чем кажется. Казалось бы, чего сложного? Отправляешься в ближайшую багетную мастерскую и подбираешь понравившуюся рамку. Но не все так просто.

Можно ли обойтись вообще без рамы?

Можно, если используется так называемая художественная натяжка, при которой холст с живописью крепится степлером на подрамник таким образом, что картина продолжается на торцах этого подрамника.

Многие удовлетворяются именно этим способом и вешают данное произведение на стену вообще без оформления. Оно больше подходит для современного интерьера в стиле минимализм.

Но только правильное оформление может выгодно подчеркнуть достоинства картины. Именно правильный подбор рамы способен преобразить самый простой пейзаж, цветной бумажный постер, фотографию или карандашный рисунок, превратив его в эксклюзивное украшение интерьера!

При верном выборе багета изображение будто оживает, начинает играть новыми красками, а из гармонии картины и рамы рождается законченное произведение искусства.

А вот неправильная рама или отвлекает внимание от содержимого, или слишком упрощает его, убивая все очарование. Нюансов действительно очень много! Важно учитывать и цветовую гамму, и фактуру, и направленность стиля.

Тонкости багетного оформления

На своем творческом пути в области багетного оформления картин я, как и любой мастер, училась и на своих, и на чужих ошибках. Порой было очень непросто, но в итоге у меня получилось определить для себя ряд правил, которыми я с удовольствием поделюсь с вами.

  • В первую очередь: нужно подобрать раму, которая подходила бы к картине. К картине, а не к мебели, цвету обоев или штор! Конечно, есть исключения — например, дорогие дизайнерские интерьеры, где даже неправильная вазочка портит впечатление от интерьера. В этом случае при выборе багета за советом лучше обратиться к своему дизайнеру.

Тут рама замечательно подходит и к картине, и к интерьеру:

  • Рама — это одежда для картины. Оформление не должно выступать на передний план. Хотя есть и некоторые исключения, чаще всего это касается небольших картин и фотографий

  • Главное — гармония. Нежную акварель не раскроет строгая алюминиевая рама, зато она отлично подчеркнет контрастную черно-белую фотографию. А изящные резные рамки из светлого дерева никак не составят с такой фотографией удачный дуэт, но идеально подчеркнут воздушность акварельного рисунка.

  • Очень красивый и современный прием, когда багет расписывается как продолжение картины, и ее изображение плавно «перетекает» в раму. Такой прием подбора рамы перекликается с декорированием рамок для фотографий .

Вот наглядный пример на основе двух работ:

  • Другой очень эффектный способ оформить картину — использование составных багетов из двух и более профилей, разных по толщине. Тут важно, чтобы все багеты в составном профиле были разной ширины. Внутренний багет, который расположен ближе всего к картине, в данном случае играет роль паспарту. На примере это хорошо видно: внутренняя рамка делает акцент на картине и в тоже время подчеркивает всю красоту «внешнего» багета.

  • Живопись традиционно не убирают под стекло, так как фактура слоя краски подчеркивает индивидуальный стиль художника. Но это не касается живописных работ на бумаге — их принято защищать стеклом или оргстеклом. Для своих работ я использую специальное оргстекло, которое стоит дороже обычного, но лишено и ряда очевидных «стеклянных» недостатков. Оно не бликует, намного меньше весит и не бьется.

Основные параметры выбора багета

Любое оформление картин в первую очередь должно стремиться к цельности композиции, состоящей из изображения и рамы. Идеально, если фактура багета соответствует стилю картины: может, даже повторяет характер мазков краски или орнамент, используемый в картине. Простому — простое, сложному — сложное. Не будет смотреться современная абстракция в пышной золоченой раме.

Цвет багета должен дополнять и оттенять изображение, быть на тон темнее или светлее его основного цвета. Основной нюанс: к картинам в холодных красках нужно подобрать раму холодного цвета и наоборот. Исключение — натуральное дерево, оно подходит к любым оттенкам.

Если вы не можете среди готовых вариантов найти раму, подходящую по вкусу или финансовым возможностям, можно покрасить раму самому. Тогда более подходящую по цвету именно под данную конкретную картину раму будет найти очень сложно!

Чем больше картина, тем шире должна быть рама для нее. Она выгодно подчеркнет значимость картины. Такие композиции принято размещать на видном месте и делать их центральным элементом интерьера.

Широкими багетами оформляют и небольшие изображения: так, чтобы общая площадь рамы была больше площади картины. Это выглядит весьма эффектно, но подобное оформление картин потребует такой же стилистики и для всех остальных изображений в комнате.

Часто подбор рамы для небольших картин заканчивается выбором тонкого багета. Он особенно хорош для групп изображений, смотрится современно и изящно.

Для картин с подрамником предназначены глубокие багеты. Также глубокий багет является классическим решением и придает солидности картине.

Достоинства и недостатки разных типов багетов

Деревянная багетная рама — это неустаревающая классика.

  • Экологичность.
  • Прочность (особенно актуально в случае оформления картин под стекло).
  • Универсальность (подходит практически ко всему: и к фотографиям, и к живописи, и к гравюрам).
  • Долговечность.
  • Актуальность (натуральные материалы всегда в моде).
  • Требовательность к показателям влажности и температуры в помещении.
  • Тяжесть — широкий деревянный багет потребует усиленного крепления.

Другой вариант — пластиковый багет. Его популярность обусловлена низкой ценой и хорошими практическими характеристиками.

  • Пластик влагостоек
  • Не боится перепадов температуры
  • конструкции из пластика легкие и поэтому не нуждаются в усиленном креплении.
  • Узкие пластиковые рамы хрупки и могут сломаться от тяжести конструкции (особенно со стеклом), поэтому приходится выбирать более широкие рамы
  • Многие виды пластика токсичны и под воздействием окружающей среды (например, в солнечных помещениях) выделяют в атмосферу вредные вещества.

Конечно, багетное оформление картин имеет еще множество тонкостей, но об основных нюансах, как и обещала, я постаралась рассказать как можно подробнее. Надеюсь, данный материал был интересен вам, дорогие читатели!

В этот раз я не стала затрагивать тему о нюансах выбора паспарту, которое необходимо при оформлении живописи на бумаге, вышивки и фоторабот, так как публикация и так получилась слишком длинная.

Но если вам интересен этот вопрос, я могу подробно рассказать вам о нем в следующий раз. Жду ваших комментариев и пожеланий!

В публикации в качестве примеров использованы фотографии взятые с просторов интернета.

Ключевые слова
Рассказать друзьям

Оооочень обширная информация! Спасибо большое. Все, что нужно знать про багет, все можно найти здесь. Исчерпывающе.

Наталья, спасибо. очень приятно. тк я старалась!! Самой было очень сложно сначала в багетных мастерских определяться с оформлением, не всегда там дадут квалифицированное мнение, а иногда даже и не попытаются дать.. вот и мучаешься сам наедине со своими произведением

Спасибо! Все так подробно объяснено и столько красивейших примеров! Особенно хочется отметить рамки к картинам Климта — очень оригинально и картины ростовщиков в рамах смотрятся как единое целое! Забираю в избранное, картины очень люблю и материал этот пригодится и для фото, и для вышивок! А про паспарту — конечно, пишите, ведь оформление в паспарту тоже часто необходимо, а в багетной не всегда и подскажут, чаще самой приходится мучиться..

Спасибо, Ирина! Вдвойне приятно, тк очень люблю Климта, а багеты для ростовщиков делала я сама, красила специально под картину

Спасибо за нужную информацию и прекрасные образцы оформления!

Пользуйтесь!

Светлана, спасибо большое! Очень интересно, много нового узнала и взяла на вооружение!

Спасибо, Наталья!! Я очень рада.

Спасибо за отличную подборку материала! Утащила в избранное, чтобы всегда под рукой такие замечательные были! Ведь именно благодаря им статья получилась такой полезной, всегда можно глянуть на пример и определиться с окончательным выбором))

Там и почитать есть чего!)))) Надеюсь пригодится. ))) Кстати, если что обращайтесь, я тоже оформляю в багеты ручной работы, в подборке есть и мои авторский рамы)

Публикации по теме

Войдите, чтобы открыть доступ ко всем возможностям

Необходимо подтвердить email

Введите комментарий

Вы сможете комментировать тему когда она будет опубликована

Извините, тема закрыта. Вы не можете оставить комментарий

Комментарий не может быть сохранен

Длина введенного текста слишком велика

Создание тем и комментариев временно ограничено. Мы сможете принять активное участие в жизни Журнала Ярмарки Мастеров через 2 дня с момента регистрации.

Пожаловаться на комментарий

Вы комментируете эту тему очень активно. Сделайте паузу и попробуйте позже 🙂

Ваш комментарий будет удален!

Комментарий удален!

Вы не можете удалить этот комментарий!

Подписка успешно активирована

Вы уже подписаны на эту рассылку

Мы отправили Вам письмо.

Активируйте подписку через него

Указан некорректный email

Ярмарка Мастеров и livemaster являются зарегистрированными товарными знаками.

Источник: http://www.livemaster.ru/topic/799723-oformlenie-kartin-i-ne-tolko-kak-vybrat-podhodyaschij-baget

Правильно подобрать раму картине

Cамо сосредоточение на технике, а не на творческих конечных ценностях — признак несостоятельности гения.

Как подобрать раму для картины?

admin Offline

Первоначально любители искусства мало задумываются о том, как оформляются картины, по какому принципу подбираются рамы и так далее. Более того, любуясь произведениями искусства в музеях или галереях, рам на картинах обычно вообще не замечают. А это говорит о том, что подобраны они идеально. В мире существуют специальные курсы по оформлению картин, а в музеях сотрудники, специализирующиеся на этом. Подобрать раму таким образом, чтобы картина выглядела максимально выигрышно — оказывается тоже искусство. Это понимание приходит к любителям живописи, когда они становятся коллекционерами, покупателями произведений искусства, и здесь начинаются трудности. Плохо подобранная рама может испортить все впечатление от картины, в то время как удачная заставить даже надоевшую картину сиять в новом цвете. Вот несколько вещей, которые стоит иметь ввиду, покупая раму для картины:

  • Цена рамы должна соответствовать цене картины. Кстати аукционные дома также занимаются старинными рамами. Настоящие рамы делаются из различных сортов дерева, дешевые – из пластика, но они не долговечны и неэстетичны. Не стоит обрамлять дорогую картину в дешевую раму.
  • Рама подбирается в первую очередь к картине, но интерьер тоже следует принимать во внимание. Выбирая раму, необходимо обратить внимание на следующие вещи: само произведение, общий стиль помещения, другие картины, расположенные в помещении и их оформление.
  • Рама должна подчеркивать картину, но не затмевать ее. Картина – вот, что находится в фокусе.
  • Большую картину должна оформлять большая рама. Но при этом стоит помнить, что при выборе широких багетов с многочисленными узорами и декоративными элементами необходимы осторожность и чувство меры. В тоже время, для маленькой картины часто, подойдет большая выразительная рама, привлекающая к ней внимание.
  • Избегайте цветов, которые повторяют тона картины, если она написана маслом. Но если это акварель, то хорошо подойдут белые паспорту и багет, если рисунок углем или тушью подходит темное, выдержанное в строгом стиле обрамление.
  • Рама защищает картину от воздействия внешних факторов, а также придает ей законченный вид. Тем не менее, во всех правилах есть исключения, иногда картина вешается вообще без рамы если того требует стиль и позволяет подрамник. Так некоторые большие произведения современного абстрактного искусства смотрятся лучше без рамы. При этом, края работы, которые обычно скрыты багетом должны быть покрыты краской.
  • Картины, написанные на бумаге должны оформляться в паспорту и под стеклом. Работы, оформленные в рамы с паспарту должны располагаться отдельно от работ в просто рамах. (ссылка на то, как оформлять раму с паспарту)

Обратимся к примерам:

Так на примере вы видим одну и ту же картину, оформленную в разные рамы.

В первом случае, деревянная рама придает картине классический вид и подчеркивает ее теплые золотые и красные тона.

Во втором случае, серебристый багет подчеркивает прохладные голубые и зеленые тона картины, и придает ей более модернистский вид.

Оба этих варианта приемлемы, равно как и представление работы без оформления — выбор зависит от интерьера и вкусовых предпочтений владельца. Оформление интерьера – занятие сугубо личное, в нем стоит опираться только на собственный вкус, ведь жить с этой картиной будете Вы, а никто другой.

Советы художникам. Как общаться с потенциальными покупателями.

Тиражная графика — альтернативный способ коллекционирования.

Основы коллекционирования. Урок второй: определяем значимость понравившейся работы.

Основы коллекционирования. Урок первый: собираем информацию о художнике.

Световая шкала светодиодов, особенности и предпочтительное применение.

Неоклассическая резиденция в Калифорнии.

Как составить несколько картин рядом?

Как подобрать раму с паспарту?

Комментарии

Пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Уважаемые пользователи

Обращаем Ваше внимание, что согласно 4 части ГК РФ, интеллектуальные права на контент сайта — статьи, интервью, видео-материалы, принадлежат порталу artandyou.ru и его авторам. Копирование, переработка и использование контента сайта без указания ссылки на источник будет преследоваться в соответствии с законом.

ПОЖАЛУЙСТА, УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК!

ПОЖАЛУЙСТА, УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК!Обращаем Ваше внимание, что

Афиша / события

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат».

24 ноября на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» открывается выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». В проекте собраны работы, демонстрирующие разные г .

Там, за облаками: художники Основного проекта о Биеннале и не только.

18 сентября в Новой Третьяковке состоялись пресс-конференция и открытие Основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса». Как куратор Юко Хасегава обозначила основную .

Ретроспектива Эль Лисицкого. Новая Третьяковка и Еврейский музей и центр толерантности.

В Москве проходит первая масштабная ретроспектива Эль Лисицкого в России — совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Государственной Третьяковской галереи. Около 400 экспонатов из с .

Марина Звягинцева. #РАЗБЛОКИРОВАТЬ в Галерее 21

Марина Звягинцева, широко известна массовому зрителю проектами в жанре паблик-арта, направленными на эстетизацию городского пространства спальных райнов. Художник традиционно работает с попыткой взлом .

Выставка «Коллекция историй–2» в галерее ARTSTORY включит 100 лучших произведений

В галерее ARTSTORY с 19 октября 2017 по 10 января 2018 пройдёт выставка «Коллекция историй–2», которая включит более 100 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания гал .

В Третьяковке открылся первый зал имени частного мецената

В Новой Третьяковке на Крымском Валу появился первый именной зал, посвященный меценату галереи. Он получил имя Владимира Некрасова, который передал в дар музею 35 работ художника 60-ка, представителя .

Премия Кандинского XI

В Москве в кинотеатре Ударник состоялась 11 Премия Кандинского. Среди претендентов побороться за главный приз, а помимо признания профессионального сообщества и почти невозможного при иных раскладах .

Лауреаты Инновация 2017

Премию в номинации «Художник года» получил Леонид Тишков, в конце 2016 года представивший в выставочном зале Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства «Ар .

Саша Обухова: «Мы даем регионам слово, включая их в единый поток повествования о современном русском искусстве».

Саша Обухова. Искусствовед, куратор, руководитель научно-исследовательского отдела Музея современного искусства «Гараж». Фото предоставлено пресс-службой музея. 10 марта в Музее современно .

Объявлены победители Премии Кандинского 2016

В кинотеатре Ударник состоялась торжественная церемония Х конкурсного года Премии Кандинского. Шалва Бреус, учредитель Международного культурного фонда BREUS Foundation, что спустя 10 лет итоги подвод .

Источник: http://artandyou.ru/category/practice/post/kak_podobrat_ramu_dlya_kartiny

Практика выбора рамы для картины, тонкости и нюансы ее оформления

Первоначально почитатели живописи не особенно задумывались о том, каким образом нужно оформлять картины, как нужно выбирать рамы для них. Сегодня рассматривая картины в галереях, часто рам вообще не видят, или им не отводится должного внимания, а именно этот факт говорит о том, что рамы выбраны для картины идеально. Существуют даже специальные курсы, где учат правильному оформлению картин. В этом материале мы постараемся разобраться, как же все таки подбирать рамы для картин.

Основательный подход

Во многом выбор оформления картин зависит от ваших вкусовых предпочтений, поэтому универсальных рекомендаций по подбору к картинам рам нет. Но есть ряд определенных рекомендаций, благодаря которым можно сделать удачный выбор.

Специалисты советуют после покупки большой красивой картины или фотографии изначально повесить ее на стену без рамы. В этом случае вы сможете более глубоко оценить ее внешний вид и возможность сочетаться с вашим интерьером. Теперь когда вы примерно представляете с чем работать, вы можете пойти по одному из стандартных путей подбора багета:

  • Выбор рамы под стиль картины. Если в вашем распоряжении старинная картина, вполне может быть уместным установить ее в роскошную золотую раму из широкого багета. Для современного творчества подойдет более простой вариант с гладкой поверхностью и четкими границами. Ретро фотографии можно оставить и без багета, так они смотрятся очень даже хорошо.
  • Выбор цвета рамы подстать тону картины. Вам следует подобрать такой тон для рамы, который особо не фигурирует на картине. Допустимы нейтральные оттенки, темные. Если вы выберете доминирующий цвет, то рама будет отвлекать человека от созерцания самой картины.
  • Размеры рамы должны сочетаться с размерами картины. Главное правило при выборе оформления картин заключается в том, что мы создаем удачный фон, на котором прекрасно смотрится картина. Мы как бы концентрируем внимание на главном, показывая где оно располагается. В случае с современными картинами не стоит выбирать широкие массивные рамы, такие багеты могут подойти лишь к классике, да и то не ко всей. Для фотографий такое оформление тоже неуместно. Отметим, что во многих картинных галереях используются исключительно узкие рамки.

Если ставить во главу угла тон картины, то можно сделать выбор основываясь на следующих утверждениях:

  • Отлично смотрятся рамы на тон светлее основного цвета картины.
  • Для классических масляных картин отлично подойдет золотой багет.
  • Для картин, где основными являются теплые цвета, подойдет багет из красного дерева, ореха, состаренного золота.
  • Для картин с преобладающим синим или зеленым цветом можно также выбрать позолоченную раму.
  • Для светлых картин подбираем светлые рамки, а для темных соответственно темные.

Материал из которого изготовлена рама должен быть прочным, он должен сохранять достойный внешний вид и нормальные технические характеристики на протяжении многих лет. Именно поэтому чаще всего специалисты советуют выбрать именно деревянный каркас, про который все известно. Его легко покрасить, подчеркнув еще больше фактуру дерева.

Для помещений с большой влажностью вроде кухни, лучше отказаться от дерева в пользу пластика или металла. Важно чтобы сама картина смогла выдержать такие испытания.

Советы от специалистов

Подобрать к картине раму, которая будет идеально ее дополнять сложно. Это понимают любители живописи, когда приобретают статус коллекционера. Неправильно выбранная рама легко развеивает ощущения от созидания картины, а удачная рама может заставить вас взглянуть на картину в новом свете.

Следующие советы, стоит взять на вооружение при выборе рамы для картины:

  • Стоимость рамы не должна превышать цену картины, но и слишком дешевые варианты покупать нельзя. Нужно добавить, что аукционные дома тоже работают со старинными рамами, а сюда можно зайти, чтобы выбрать качественное оформление для картины удаленно.
  • Качественные рамы создаются из разных сортов древесины. Дешевые варианты делают из пластика, они менее прочные, долговечные и выглядят менее красиво. Нельзя обрамлять дорогостоящую картину дешевой рамой.
  • Рама выбирается, во-первых, к картине, но если эта картина будет украшать ваш интерьер, то это обстоятельство тоже учитывают. Рама всегда должна выгодно подчеркивать картину, но она не должна ее затмевать.
  • Крупную картину нужно обрамлять крупной рамой. Но помните, выбирая более широкий багет с разным декором, нужно сохранять чувство меры.
  • Не выбирайте рамы тех цветов, которые преобладают на картине, если картина написана масляными красками. К акварели отлично подходят белые багеты и паспорту.
  • Рама должна защищать картину от действия каких-либо факторов, она обязана придавать картине законченный вид. Но всегда могут быть исключения, например не во всех случаях применяется подрамник.
  • Картины, созданные на бумаге следует обрамлять паспорту и убирать под стекло.

Заказывая багет в мастерской, вы всегда можете спросить совета у работающего там мастера. Имея колоссальный опыт по оформлению различных произведений искусств, мастер уверенно предложит вам несколько вариантов на выбор.

В завершение отметим, что выбор багета или рамы не является окончательным, если результат вас не устроил, вы всегда можете поменять оформление своей картины или фотографии, а затем уже повесить ее.

Источник: http://ubirai.ru/tide/vybor-ramy-dlya-kartiny.html

akakpravilno.ru

Как правильно оформить картину в багет в раму

Главный принцип оформления: багет подбирается к картине, а не к мебели или к интерьеру. В противном случае, после очередного ремонта, вам снова придется обращаться в багетную мастерскую и заказывать новую раму для картины. Помните, дальнейшая сохранность картины сильно зависит от профессиональности оформления.

Советы по оформлению картин:

  • Рама и картина должны взаимно дополнять друг друга и не должны соперничать между собой.
  • Важно помнить, что при оформлении всегда доминирует картина, а раме отводится лишь роль связующего звена между картиной и интерьером.
  • Багет должен сочетаться с картиной по цветовой гамме. Картины теплого тона оформляются в багет теплых оттенков, а холодного тона - в багет холодных оттенков.
  • Цвет багета должен быть на пол тона темнее или светлее от преобладающего (основного) цвета картины, или совпадать с неосновным цветом картины.
  • Если на картине преобладают простые линии, то и рама должна быть достаточно простой.
  • Очень красиво, когда изображение на картине плавно переходит на раму.
  • Очень красиво, когда орнамент или фактура багета дополняют или повторяют изображенный на картине мотив.
  • Важно не забывать о стиле картины - авангардную живопись не оформляют в широкий классический багет с лепниной, и картину, написанную в голландской школе живописи, не оформляют в узкую, цветную, глянцевую, современную раму.
  • Учитывайте глубину багета - если вы не хотите, чтобы был виден подрамник, на который натянута картина, то необходимо выбрать багет с глубиной от 1,5 см.
  • Не бойтесь экспериментировать, используйте составную раму из двух и более разных профилей багета. Все багетные профили в составной раме должны быть разной ширины!
  • Маленькие картины обычно оформляют в широкий багет так, чтобы общая площадь багета была больше площади самой картины.
  • Если у картины кривой подрамник, то попросите в багетной мастерской перетянуть картину на новый модульный подрамник.

Советы по оформлению графики:

  • Для сохранности картину пастелью как можно скорее оформите в раму.
  • Обязательно используйте паспарту, оно создает необходимую прослойку воздуха, которая защищаеи картину от соприкосновения со стеклом, обеспечивает консервацию картины, сохраняя микроклимат и улучшая сохранность произведения.
  • Паспарту улучшает восприятие графики, помогает зрителю сконцентрировать внимание на картине.
  • Сначала к графической картине выбирается паспарту, а затем багет.
  • Диптих, триптих, квадриптих, полиптих можно расположить на одном листе паспарту и вставить в одну раму.
  • Используйте только антибликовое или безбликовое стекло, оно будет защищать картину от ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Обычное стекло - светопропускание около 91%, отражение УФ около 8%. Антибликовое стекло, матовое стекло - светопропускание около 80%, отражение УФ около 30%. Музейное стекло, безбликовое стекло, в зависимости от производителя - светопропускание до 99%, отражение УФ до 99%.

Советы по выбору паспарту:

  • Паспарту не должно содержать химических примесей, оно должно быть химически нейтральным.
  • Важно помнить, что паспарту отводится лишь роль связующего звена между картиной и рамой.
  • Цвет паспарту должен быть на пол тона темнее или светлее от основного цвета картины, или совпадать с неосновным цветом картины. Чаще всего выбирают паспарту цветом чуть темнее, чем самый светлый тон картины.
  • Рама не должна быть одинакового цвета с паспарту.
  • Антибликовое стекло (матовое стекло) делает цвет паспарту на пол тона темнее.
  • Для картины, на которой показано движение, лучше сделать широкое паспарту, особенно, если перспектива картины уходит за пределы рамы.
  • Европейские правила выбора ширины паспарту: Нижний край паспарту должен быть шире, чем стороны и верх. Если картина вертикальная, то тогда верхний край должен быть шире, чем стороны, а, если она горизонтальная, то стороны должны быть шире верха. Для квадратной картины стороны и верх паспарту должны быть одинаковыми, а низ шире.
  • Одинаковая для всех сторон ширина паспарту более практична - всегда можно заменить картину, не задумываясь о ее вертикальном или горизонтальном формате.
  • Чаще всего делают паспарту шириной 6-7см.
  • Ширина паспарту не должна быть одинаковой с шириной рамы.
  • Очень красиво, когда на край паспарту одевается слип - это очень узкая полосочка багета.
  • Можно использовать паспарту разной ширины и разного цвета.
  • Если в багетной мастерской есть станок Valiani для вырезания фигурного паспарту, то можно вырезать оригинальные паспарту с авторским дизайном.  

Рассмотрим нашу теорию на практике:

Пример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в широий багетПример оформления картины в широкий багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример бюджетного оформления картины в багет

Размер картины 90х60см.

На этой картине преобладает теплый тон, поэтому к ней подойдет багет теплых оттенков: золото, бронза, дерево (вишня, орех), так же подойдет рама, с нарисованными на ней цветами. Картина написана в классическом стиле, поэтому предпочтительнее классический багет с лепниной шириной от 7см.

Пример оформления картины в багет

Размер картины 30х40см.

Маленькие картины обычно оформляют в широкий багет так, чтобы общая площадь багета была больше площади картины

Пример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в двойной багетПример оформления картины в двойной багетПример оформления картины в багет

Размер картины 50х60см.

На этой картине преобладает холодный тон, и к тому же она написана в графическом стиле, с небольшим добавлением бордово-красного цвета. К ней подойдет багет: серебро, хром, натуральное дерево, бордово-красный и чуть хуже - черный. Картина написана в современном стиле, поэтому к ней не подойдет классический багет с лепниной. Ширина багета от 3 см.

Пример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багетПример оформления картины в багет

Размер картины 60х50см.

К этой картине подойдет багет совершенно разных оттенков: золото, теплое серебро, натуральное дерево, желтый, зеленый, синий, красный, терракотовый и т.д. Ширина багета от 2 см. Поскольку картина написана в абстрактном стиле, то можно комбинировать багет одного профиля, но разного цвета.

Рубрика: изобразительное искусство, как оформить картину в багет, как подобрать паспарту для картины, практические советы

Лепные рамы в наличии в Москве Резные рамы ручной работы на заказ Овальные рамы ручной работы на заказ

www.art-spb.ru