Распятие Христа в русской живописи. Картина распятие


Распятие Иисуса Христа

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Распятие и Погребение

Распятие. Страстной монастырь. Художник Парланд

Распятие. Художник Александр Айнетдинов

Распятие. Художник Александр Айнетдинов

Распятие Христово

Распятие Христово

Распятие

Распятие

Распятие. Из с. Чернокулова Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Начало XVI в.

Распятие. Из с. Чернокулова Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Начало XVI в.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Распятие. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.Распятие. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Дионисий. Распятие. XV в.

Дионисий. Распятие. XV в.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа - Верхнерейнский мастер

Распятие Христа – Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: “Отче! прости им, потому что они не знают, что делают”.

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: “Иисус Назорей Царь иудейский“, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: “не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский”.

Но Пилат ответил: “что я написал, то написал”.

Джотто. Распятие. 1305 г.

Джотто. Распятие. 1305 г.

 

И. Босх. Распятие с донатором. 1480-1485

И. Босх. Распятие с донатором. 1480-1485

Лукас Кранах Старший. Распятие Христа. 1503 г.

Лукас Кранах Старший. Распятие Христа. 1503 г.

 Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: “не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется”. И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: “разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий” (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: “Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста”.

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: “Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын”.

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: “если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”.

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: “если Ты Христос, спаси Себя и нас”.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: “Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!”

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: “истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю“.

М. Грюневальд. Распятие. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

М. Грюневальд. Распятие. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

Микеланджело. Распятие Христа. 1541

Микеланджело. Распятие Христа. 1541

 При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: “Жено! вот, сын Твой“. Потом говорит Иоанну: “вот, Матерь твоя“. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: “или Творец-страждет, или мир разрушается”. Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: “Или, Или! лима савахфани!” то есть “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: “вот, Илию зовет Он”. А другие говорили: “посмотрим, придет ли Илия спасти Его”.

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: “Жажду”. Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: “Совершилось”, то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: “истинно, человек этот был Сын Божий”. А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

В. Голынский. Распятие Иисуса Христа

Н. Ге Распятый Христос. Эскиз к утраченной картине. 1894 г.

Н. Ге Распятый Христос. Эскиз к утраченной картине. 1894 г.

Н. Ге Распятие. 1892 г.

Н. Ге Распятие. 1892 г.

М. Нестеров. Распятие

М. Нестеров. Распятие

М. Шагал. Белое распятие. 1938 г.

М. Шагал. Белое распятие. 1938 г.

Е. Черкасова. Несение креста

Е. Черкасова. Несение креста

С. Антонов. Распятие (рельеф)

С. Антонов. Распятие (рельеф)

С. Антонов. Снятие с креста (скульптура)

С. Антонов. Снятие с креста (скульптура)

Погребение Христа (фреска крипты кафоликона монастыря Осиос Лукас) XI в.

Погребение Христа (фреска крипты кафоликона монастыря Осиос Лукас) XI в.

Положение во гроб. (икона школы Рублева)

Положение во гроб. (икона школы Рублева)

Положение во гроб. (ростовская школа) XV в.

Положение во гроб. (ростовская школа) XV в.

Положение во гроб. (икона критской школы)

Положение во гроб. (икона критской школы)

Ботичелли. Положение во гроб. 1495-1500

Ботичелли. Положение во гроб. 1495-1500

Рафаэль. Положение во гроб. 1507

Рафаэль. Положение во гроб. 1507

Микеланджело. Погребение Христа

Микеланджело. Погребение Христа

К. Блох. Погребение Христа

К. Блох. Погребение Христа

А. Венецианов. Оплакивание Христа, 1811 г.

А. Венецианов. Оплакивание Христа, 1811 г.

А. Иванов. Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850 г.

А. Иванов. Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850 г.

К. Вениг. Положение во гроб. 1859 г.

К. Вениг. Положение во гроб. 1859 г.

Н. Ге. Возвращение с погребения Христа, 1859 г.

Н. Ге. Возвращение с погребения Христа, 1859 г.

Н. Кошелев. Погребение Христа. 1880-1881гг.

Н. Кошелев. Погребение Христа. 1880-1881гг.

М. Врубель. Надгробный плач. Вариант 2. 1887 г.

М. Врубель. Надгробный плач. Вариант 2. 1887 г.

Васнецов В. Плащаница 1901 год

Васнецов В. Плащаница 1901 год

 

Туринская плащаница

Туринская плащаница

Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий». 

Читайте также:

Предательство Иуды: иконы и картины

Тайная Вечеря в иконах и картинах

«Се предается Сын Человеческий в руки грешников» (иконы и картины)

 

www.pravmir.ru

Николай Николаевич Ге Распятие: Описание произведения

«Николай Николаевич начал писать «Распятие» еще в 1884-м году, – вспоминает невестка Ге Екатерина, – и я никак не думала, что он эту картину напишет: столько он её переписывал и так с нею мучился. Всё был недоволен выражением своей мысли».Последние дни земной жизни Спасителя (страсти Христовы) стали центральной темой в позднем творчестве Ге. Но ни одна из его работ «страстного цикла» не нашла одобрения или понимания у современников. Например, картину «Что есть истина?» сняли с XVIII Передвижной выставки, «Суд синедриона» запретили экспонировать, а «Распятие» вообще не было допущено до широкого зрителя. Известна реакция императора Александра III на эту картину Ге. По одной из мемуарных версий, он произнёс одно только слово: «Бойня!» Согласно другой, прокомментировал так: «…мы ещё кое-как это поймём, но народ… он никогда этого не оценит, это никогда не будет ему понятно».

Но надо отдать должное твёрдости Ге: он никогда не старался подладиться под вкусы широкой публики, доверяя больше собственному вкусу и чувству, чем чужому мнению. По этой причине Ге очень редко работал на заказ – ему нужна была творческая свобода. Он признавался, что всю жизнь пытался писать Христа, «который живёт в его душе», и тут же иронизировал над собой: «Но плоть моя немощна, поэтому пишу портреты».

Тема распятия была для Ге особо важной, но и особенно сложной: над разными вариантами картины он работал до последних дней своей жизни. Выставлять «Распятие» официально было нельзя, потому Ге показывал «крамольную» картину на квартирах друзей.

Лев Толстой увидел «Распятие» в доме у Страннолюбских – знакомых, согласившихся «приютить» у себя опальное полотно, и нашёл, что это лучшее «Распятие» в мировой живописи: «Я первый раз видел (наконец!) изображение этой страшной трагедии во всем ее несолганном и неприбранном ужасе. Я долго не мог уйти от картины и никогда потом не забыл первого несравненного впечатления. Сколько тысяч картин «приличных» и «никого не оскорбляющих», сколько целых галерей и музеев я отдал бы за одну эту картину, оскорбляющую огромные толпы людей, публики, чуть не всех и каждого!»

Путь «Распятия» во Францию

Вариантов «Распятия» было создано несколько, судьба некоторых из них до сих пор не известна. Изображения головы распятого Христа (1, 2), являющиеся предварительными зарисовками к большому «Распятию», хранятся в киевском Музее русского искусства. Ну, а версия «Распятия» 1892-го года проделала необычный и долгий путь с украинского хутора Ивановское, где Николай Ге прожил последние 18 лет своей жизни, до парижского музея д`Орсе.

После скоропостижной смерти художника в 1894-м году его сыновья оказались перед проблемой сохранения отцовского наследия. Завещания Ге не оставил, а над картинами «страстного цикла» нависла угроза изъятия: полиция могла конфисковать «неблагонадёжные» работы. На выручку пришёл Лев Толстой. Он предложил спрятать картины Ге у себя в Ясной Поляне. Дети Ге согласились и перевезли работы отца в мастерскую Татьяны Львовны, дочери писателя. Толстой несколько лет слал многочисленные письма Павлу Третьякову, убеждая его купить картины Ге и, может быть, в перспективе создать музей художника. Третьяков отвечал неохотно, не скрывал, что позднего творчества Ге он не понимает и находит его «нехудожественным», но под давлением авторитета Толстого все же согласился принять картины и рисунки в свою коллекцию, однако об их экспонировании пока что и речи быть не могло. В 1898-м умер Третьяков, а его наследники не возражали, когда сыновья Ге пожелали вернуть себе часть коллекции, и среди них «Распятие» 1892-го года. В 1900-м году сын Ге, тоже Николай Николаевич, как и отец, уехал из России в Швейцарию и вывез с собою часть отцовских работ. В Россию младший Ге более не вернулся. Со временем он примет французское подданство (всё-таки его прадед Матьё Ге был француз). Его сын Иван (внук художника) будет воевать в Первой мировой войне на стороне французской армии и погибнет. В память о нём Николай Ге младший передал отцовское «Распятие» церкви того французского городка, где похоронили Ивана. Лишь в 1981-м году картина поступила в Национальный музей современного искусства в Париже, а оттуда была передана в д`Орсе.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Картина «Распятие Святого Петра» — Artrue

Дата создания: 1601 год.Тип: масло.Направление: итальянское барокко.

Распятие Святого Петра. Караваджо.Распятие Святого Петра. Караваджо.

Мастер барокко

Караваджо считается одним из лучших мастеров в истории, помимо этого является самым известным представителем стиля барокко, вытеснившего маньеризм и произведшего революцию в религиозной живописи Рима, а затем и Неаполя. Несмотря на то, что художник был отвратительным человеком, которого избегали многие современники, он стоит в ряду самых влиятельных итальянских барочных живописцев 17-го века.

Первыми крупными работами Микеланджело стали религиозные картины для церкви Сан-Луиджи (Рим), которые мастеру поручили создать в 1599 году. В 1601 году, для церкви Санта-Мария-дель-Пополо, создаются работы «Обращение на пути в Дамаск» и «Распятие Святого Петра». Вместе, четыре шедевра делают Караваджо авторитетным и влиятельным живописцем в Риме.

Обращение на пути в Дамаск. Караваджо.Обращение на пути в Дамаск. Караваджо. Путь в Дамаск

Некоторые церковные власти рассматривали эти, и последующие работы как вульгарные и нечестивые. «Успение Богоматери» (Лувр, Париж), например, отказались принимать, по причине уродливой внешности Девы Марии.

Распятие Святого Петра

Интерпретация работы

Распятие Петра висит напротив сестры «Пути в Дамаск». Святой Петр и Павел тесно связанны друг с другом, являясь одними из основателей христианской церкви. В алтаре, между двумя этими картинами, висит запрестольный образ Пресвятой Девы Марии (1601 год) авторства Аннибале Карраччи (1560–1609). Купол часовни украшен фресками, разработанными Караваджо, но выполненными одним из его учеников.

Картина изображает мученичество Святого Петра. Стоит отметить, что Петр настаивал на том, чтобы быть распятым снизу-вверх, чтобы не «подражать» Иисусу Христу.

Как и во многих других работах, Караваджо лишает картину всех ненужных деталей и создает достаточно темный фон, тем самым сосредотачивая все внимание на фигуре Петра. Кроме того, стоит отметить исключительную реалистичность и естественность героев. Считается, что мастер добился этого эффекта благодаря наблюдению за простыми людьми на улице, а не на избитых ракурсах и позах моделей в студии. Знаменитое использование светотени придает фигурам объемности. Именно использование сильных контрастов света является одной из отличительных элементов стиля Караваджизма. Этот метод позволяет автору создать более драматичное полотно.

Фрагмент распятия Святого ПетраФрагмент распятия Святого ПетраФрагмент картины

Взгляд трех римлян средних лет не направлен на зрителя. Совершаемое преступление давит на них. Пожилое тело Петра все еще достаточно мускулисто.

В основе картины лежит множество диагональных линий, создаваемых деревянным крестом, веревкой на которой он поднимается, руками и ногами нижней фигуры. Цвета приглушенные, как и подобает такого рода убийству. Ужасной особенностью картины является тот факт, что тело Петра не умерщвлено. Через короткое время он останется висеть вниз головой в ожидании не насильственной смерти.

 

artrue.ru

Распятие. Описание картины Тинторетто

Распятие. Размер картины 536 x 1224 см, холст, масло.

Картина находится в аббатстве Скуолы ди Сан Рокко. Полотно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.

«Не поддающаяся анализу, и превыше всех похвал», — так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами, что, к сожалению, затрудняет его восприятие в репродукции. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы.

Распятие. Якопо Тинторетто

Распятие. Якопо Тинторетто

 

«Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. Все элементы картины привязаны к центральной фигуре распятого на кресте Христа, определяющей центральную ось и оси симметрии композиции и не позволяющей изображению рассыпаться на отдельные фрагменты. Куда бы мы ни смотрели, наш взгляд неизменно будет возвращаться к центральной фигуре.

Художник тщательно продумал наклон головы Христа, а вытянутые руки Спасителя расположил параллельно верхнему краю картины. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Источник божественного света, заливающего тело Христа контрастной светотенью, находится сзади. Само тело, контрастируя с окружающими крест яркими фигурами, выглядит невещественным и почти прозрачным.

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Похожие записи

design-kmv.ru

Древнейшие изображения Распятия - Quete du graal

После вопроса elelet в посте "Грааль в образах. Часть 6" к стыду своему убедился, что моя информированность об истории иконографии Распятия ограничивается миниатюрой из Евангелия Раббулы, «граффито Алексамена» и весьма сомнительным «Орфеем Вакхом».

Между тем немногочисленные древние изображения Распятия заставляют задуматься о многом и позволяют понять, каким было развитие его иконографической схемы на пути к тому, как мы представляем ее сегодня.

1. Итак, первое по хронологии изображение магическая гемма из Британского музея. Датируется концом 2 – началом 3 века РХ, происходит из Газы.

crux1

Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

crux2

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение: Британский музей.

crux3

Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.

crux4

Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

3. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони все троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.

crux5

Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

crux6

4. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).

crux7

5. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. Датировка: на сайте Британского музея датируется 4-5 вв. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов (?). Сиро-Палестинский регион. Местонахождение: The British Museum

crux8

crux9

6. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.

crux10

В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.

crux11

Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива тут.

crux12

skifos.livejournal.com

Распятие Христа

Вошли на Голгофу.В. Д. Поленов 

***

На Голгофе.К. К. Штейбен. 1841 г. Холст, масло 193 х 168 (верх - полуовал) Государственная Третьяковская галерея, Москва

Распятие.К. А. Штейбен. 1843 г. Холст, масло.Одна из живописных работ в нише пилона Исаакиевского собора,посвященных событиям Страстной недели 

***

Голгофа.А. Е. Егоров. 1810 г. 

***

Распятие.В. Л. Боровиковский. 1824 г. Холст, масло.Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени 

***

Распятие.Карл Брюллов. 1835 г. Бумага, итальянский карандаш.Государственная Третьяковская галерея, Москва

РаспятиеК. Брюллов. 1838 г. Холст, масло, 510х315.Государственный Русский музей 

***

Распятие.Григорий Григорьевич Гагарин. Акварель (?)

***

Распятие Христа.В. В. Беляев.Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-ПетербургИсточник: блог Мозаика и не только

***

Голгофа (Распятие).И. Е. Репин. Эскиз. 1869 г. 

***

Распятие.Е. С. Сорокин. 1873 г. Холст, масло.Частное собрание 

***

Распятие Иисуса Христа.В. А. Голынский. Холст, масло.Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник 

***

Голгофа. ЭскизИ. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 48х102.Киевский музей русского искусства

Голгофа. Фрагмент И. Е. Репин. 1896 г. 

Голгофа.И. Е. Репин. 1921–1922 гг. Холст, масло, 214х176.Музей Принстонского университета, Нью-Йорк

***

Голгофа.Н. Н. Ге. 1892 г.

Голгофа.Н. Н. Ге. 1893 г. Холст, масло. 222,4х191,8Государственная Третьяковская галерея, Москва 

„Голгофа“ – одна из последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен, на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен. Доминируют свободная, эскизная манера живописи, динамичный, не по форме ложащийся мазок, экспрессивные, диссонирующие сочетания цвета. Выразительность – главная цель живописца. Не случайно историки искусства видят в позднем творчестве Ге предтечу экспрессионизма. „Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины“. ГТГ

Распятие.Н. Н. Ге. 1894 г.Картина утрачена

Распятие» Ге переписывал десять лет. 19 раз. Очень долго он даже не мог найти строчку в Евангелии, которая могла бы стать мыслью картины. Сначала Господь был в одиночестве, разбойников не было. Потом оба стали поносить Христа. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата. «Я побежал туда, – рассказывал Николай Николаевич. – Убийца был в избе. Стоял в углу. Почему-то совершенно голый, вытянувшись, он топтался на месте и ноги держал как-то странно – пятками врозь. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: „водицы, водицы…“ В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника». Тогда того, что продолжал ругаться, Николай Николаевич срезал. Вместе с полоской холста. Чтобы не мешал. Смысл его многолетнего труда стал гениально прост – прозрение и покаяние: «Я заставлю их рыдать, а не умиляться».

Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге.

«Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов.

«Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти.У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Благовест-инфо

Распятие. Эскиз.Н. Н. Ге.

Распятие.Николай Ге. бумага, уголь.Эскиз.Собрание Кристофа Болльманна, Женева

Распятый Христос.Николай Ге. 1894 г. Бумага, карандаш. 21,6х17Эскиз к утраченной картине.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Распятие.Николай Ге. Бумага, уголь. Эскиз.Собрание Кристофа Болльманна, Женева

Голова Христа.Н. Н. Ге. Эскиз к картине „Распятие“.Киевский музей русского искусства

Христос и разбойник.Н. Н. Ге. 1893 г. Эскиз для утраченной картины.Киевский музей русского искусства

Распятие.Н. Н. Ге. 1892 г. Музей д'Орсэ, Париж

***

Распятие Иисуса Христа. Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). ФрескаВладимирский собор, Киев 

***

Распятие.Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

***

Распятый Иисус Христос.Эскизы росписи Владимирского собора в КиевеВ. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло. 134х249.Государственная Третьяковская галерея 

Распятие.В. М. Васнецов. 1896–1904.Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Распятие.В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. 

Распятие.Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г. Холст, масло, 272х272.

Распятие ХристаВ. М. Васнецов. 1902 г.Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

***

Распятие (Монахини).Василий Васильевич Владимиров (1880-1931). 1908–1911 гг. Акварель, 16,5х13,7.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Распятие.М. В. Нестеров

Голгофа.Михаил Нестеров. 1899 г. Холст, масло. 214х187 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Композиция была повторена в 1903–1904 в росписи храма Александра Невского в Абастумане

Распятие.Нестеров Михаил Васильевич. 1908 г. Медь, масло. 144х108.Пермская государственная художественная галерея

Страстная Седмица.Нестеров Михаил Васильевич. 1933 г. Холст, масло. 95х111Церковно-археологический кабинет Духовной академии Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посадhttp://nesterov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=89&w_id=891315 

***

Голова Христа.Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1921 г. Бумага, тушь, 38х30. 

***

Голгофа.Павел Филонов. 1912. Бумага, графитный карандаш, акварель. 35,5х32,7.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Распятие. Марк Шагал. Центральный витраж «Распятие». Фрагмент.Fraumunster, Цюрих

Белое Распятие. Марк Шагал. 1938. Холст, масло.Институт искусств, Чикаго

«Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи. Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива». Раиса Мартинен «Шагал, или Чарующая буря», 1948 

Желтое Распятие. Марк Шагал. 1942 г. Этюд. Холст, масло, 140х101.Частное собрание

Голгофа.Марк Шагал. 1912 г. Холст, масло, 174х197.Музей современного искусства, Нью-ЙоркThe Museum of Modern Arts, New York, NY, USA 

***

Распятый Христос.В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 36×25.Частная коллекцияПродана 23 июня 2010 года на аукционе Christie’s в Лондоне за 1 млн. фунтов

***

Прободение ребра Иисуса воином.Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, ИерусалимИсточник: Википедия

***

Стерегли.В. Д. Поленов 

***

Жены, издали смотрящие на Голгофу.М. П. Боткин. 1867 г. 

***

Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие.Иванов Александр Андреевич. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,3?40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Евангелие от Марка 

***

Предал дух.В. Д. Поленов 

***

Ночь на Голгофе.В. П. Верещагин. 1869 г. Холст, масло. 66,5х100.Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Распятие.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

Распятие.Денисов Василий Иванович. Бумага, акварель, 48х65Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, Нукус, Узбекистанhttp://cultobzor.ru/2015/07/vasiliy-denisov-gallery/2/

ros-vos.net


Смотрите также