ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ "РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ НА 3 МАЯ 1808 ГОДА". Картина расстрел


Белая гвардия и Гражданская война на картинах русских художников | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 15 июля 2013

Белая гвардия и Гражданская война на картинах русских художников

Дмитрий Шмарин

"Автопортрет на фоне картины "Расказачивание"

Дмитрий Александрович Шмарин родился в Москве в 1967 году, отец – коренной москвич, мать происходит из семьи кубанских казаков. По окончании детской художественной школы и МСХШ при Суриковском институте, в 1985 году Дмитрий поступил в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Темой трагедии казачества пронизано всё его творчество.

"Расказачивание"

По приказу ВЦИК от 24 января 1919 года о поголовном уничтожении казачества большевики стали хладнокровно истреблять казачье сословие, начав с Донских станиц. Не выдержав надругательств, казаки восстали, но восстание было подавлено с чудовищной жестокостью. Ранней весной 1919 года в станицах Вешенская и Казанская производились расстрелы. Казаков выбивали семьями, – от мужчин, способных держать оружие, до несмышленых детей. Вместе с казаками убивали и станичных священников. Для исполнения кровавого приказа в качестве палачей русского народа были призваны отряды китайцев и латышей, не гнушалась власть и уголовниками. Страшный миг предстояния казаков перед лицом смерти Дмитрий Шмарин избрал сюжетом для своей картины "Расказачивание". Достойное смирение перед волей Божией поражает не менее, чем суровое мужество в стоянии за правду людей, представленных на полотне. На фоне призрачной серой нежити, – большевистских палачей, ярко сияют белые рубахи приговоренных мучеников, синевой горит васильковая юбка казачки, рыдающей на плече у мужа. Вдалеке, в прозрачной дымке, подчеркивая трагичный и торжественный покой, тихо светятся купола станичного храма, мирно дремлют светлые хаты, широко расстилается Донская степь. Все замерло…  В работе

«За Русь Святую»  ранит сердце образ «белых витязей», – русских детей, подростков, наравне со взрослыми вставших в боевые ряды.

"Молитва перед дорогой" 

"Ледяной поход"

"Белые пришли"

"Расстрел белых в Крыму"

"Прощание. Осень"

Дмитрий Белюкин

Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). Художником больших тем называют Дмитрия Белюкина искусствоведы. Пожалуй, не будет преувеличением сказать – главных тем. Ведь в своих работах он размышляет о смысле жизни и истории, пытается заглянуть в будущее России через ее прошлое… В свои 50 лет Дмитрий Белюкин удостоен высших для российского художника регалий, выставки его имеют успех, репродукции с картин публикуются на обложках книг, в учебниках истории. В Москве открыта постоянная галерея его работ. И главное - никто не сможет упрекнуть его в том, что за все годы творчества он хоть в чем-то изменил своему изначальному кредо.

Выдержка из интервью:

- Ваш отец в 1990-е написал серию «Галерея предков», есть в ней и портрет его деда, вашего прадеда Сергея Кузьмича Белюкина из деревни Кораблинка Серебрянопрудского района Рязанской (ныне Московской) области. Мне кажется, в этом суровом старике с тонкими чертами лица отражены характерные черты вашего рода…

- Возможно. Большая была семья, образованные крестьяне, которым, вероятно, порадовался бы Петр Аркадьевич Столыпин... Они выписывали сельскохозяйственные журналы, покупали технику. Отец нередко вспоминал деревенское детство. Он запросто мог мне вырезать дудочку или городки. Чтобы в лесу попить воды из родника, делал из бересты ковшик, который мы потом оставляли на ближайшем дереве для других.

А сейчас нет не только нашего дома в деревне Кораблинка, нет и самой деревни. XX век стер ее с лица земли…

Некоторые работы Дмитрия Белюкина:

Казак Сухой

"Есаул Кострыкин и Биплан"

"Эвакуация корниловцев из Крыма"

"Исход"

Фрагмент картины "Исход"

"Осколки"

Художник Иван Владимиров (1869 – 1947) автор известной картины “Ленин и Сталин в Разливе” известен еще и своими акварельными зарисовками социалистической революции. Делал он их в 1917 году с натуры, то что видел своими глазами. Вот здесь показано как революционные массы устраивают погром в Зимнем Дворце:

А здесь – пролетарии грабят винный склад:

Местный поп и помещик перед революционным судом. Вскоре они будут казнены:

Большевики изымают у крестьян хлеб:

Февраль 1917, арест белогвардейских генералов:

Агитатор в деревне с портретом Троцкого в руках, вот так и одурачивали народные массы:

Павел Рыженко

Павел Рыженко(род. в 1970 г.) – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма".  Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия».

"Прощание с погонами"

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

"Прощание Государя с войсками"

Одно из самых известных произведений Павла Рыженко – триптих, посвящённый трагической судьбе Императора Николая Второго и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Ставка в Могилёве. Здесь ещё несколько дней назад Николай Романов был самодержцем всероссийским, правителем великой Империи. И, вот, он вернулся сюда, отрёкшись от престола, вернулся не Императором уже, а полковником Романовым, вернулся, чтобы проститься с дорогими своему сердцу войсками. Согбенный, идёт он вдоль их молчаливого ряда, заглядывая в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощения… А они в последний раз отдают честь своему Царю, которого не суждено им больше увидеть. На Россию движется страшная, непоправимая уже беда. Катит по ней, по определению Солженицына, роковое красное колесо… Молох запущен, и его не остановить уже. Россия шагнул в бездну, и скоро она поглотит и её, и Государя, и верные ему войска… И эту атмосферу надвигающейся, набирающей обороты катастрофы передаёт февральская вьюга, изображённая на картине. Словно дымом, укутано мглою небо, ветер гнёт деревья, полощет знамёна, поднимает хлопья снега и швыряет их в лица русских воинов и русского Царя, заметает их, слепит глаза… Своим отречением Государь окончательно раскрыл двери Империи для февральских оголтелых ветров, разгулявшихся теперь на её просторах. И ветра эти сдуют скоро с лица земли Великую Россию…

"Заточение в Царском селе"

"Ипатьевский дом после цареубийства"

Приблизительно к тем же роковым для Русской земли годам относится картина Павла Рыженко «Веночек», поразительная по глубинной, неизбывной печали своей, проникающая в самую душу и вызывающую в ней странную, необъяснимую тоску и горечь утраты…

На картине ранняя весна. Снег едва стаял, и оттого вся земля напоминает собою болото. Деревья окутаны лёгкой зеленоватой дымкой. За их ветвями маячит серое, дождливое небо, унылое и скорбное. Кажется, что вся природа плачет в этот миг, сочувствуя пришедшему с фронта солдату. Выжил он в страшной войне, дошёл, раненый, до дома, а здесь уж и нет никого. Никто героя не ждёт… И пришёл солдат на погост, поклонился родной могилке, уронил скупую слезу… Вспомнил он былые мирные годы, вспомнил, как уходил отсюда защищать родную землю, как прощался с тою, что покоится теперь на этом заболоченном кладбище. Многое вспомнил солдат. Думал он сказать «здравствуй» дорогому себе человеку, а приходится снова прощаться, теперь уже навеки…  Кто покоится под этим серым деревянным  крестом с веночком из жёлтых цветов? Мать ли солдата? Или жена? Нам этого не узнать… Мы можем лишь видеть бесконечную скорбь пришедшего с войны героя, и скорбеть вместе с ним…

До слёз драматичен и трогателен сюжет картины "Зонтик":

"Зонтик"

Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?

И ещё несколько работ но уже разных художников, посвящённых этой теме.

Олег Ожогин "Офицер"

Ю. Репин "Портрет Василия Михайловича Максимова"

В. Мирошниченко. Петр Николаевич Врангель

Р.В. Былинская. Александр Васильевич Колчак

Д. Трофимов. Антон Иванович Деникин

Илья Глазунов "Разгром храма в пасхальную ночь"

www.spletnik.ru

Смертная казнь в живописи.

Вторую часть моей «работы» о смертной казни в живописи, хочу начать с откликов на первую части. Но, прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся 6 и тех, кто написал комментарии, и тех, кто только отметился в рейтинге. Надеюсь, что на этот раз они и скажут что-то по теме.

А тема-то, по большому счету, не о смертной казни. Изображение смертной казним многими художниками – это лишь повод показать поведение человека в экстремальных условия, повод возвеличить тех, кто даже в последнюю минуту своей жизни проявляет твердость духа и величие. Всмотритесь еще раз в лица Суриковских стрельцов. Вот это люди! Разве казнь интересовала художника? А повстанец в белом на картине Гойи! Да, действительно, некоторые художники идут по так сказать «документальному» пути. Но и в этом есть свой плюс - мы многое узнаем об исторических фактах, о костюмах, о, даже, манере поведения наших предков. Я уже не говорю о том, что перед нами картины – произведения искусства, и мы не должны воспринимать их как документальные фотографии судебных фотографов. А композиция, а колорит, экспрессивность. Я могу еще понять, когда новички нашей группы не видят этого. Но те, кто уже давно в «живописной» теме, те, кто уже просмотрели множество наших подборок, те, кто знакомы не понаслышке с изобразительным искусством, его течениями, его приемами воздействия на зрителя – они-то почему вдруг забывают о том, что перед ними в первую очередь живописные полотна! Это я к Вам в первую очередь, Natalya Simonova. Вы всегда давали точные и толковые комментарии, причем именно по живописной части работ, а чем представленные хуже?Елена Троценко, Вы считаете, что живопись это только ангелочки и целующиеся девушки? Нет, живопись – это жизнь во всех её проявлениях. Кроме того, живопись – как я уже писал выше – это искусство, со своими особенностями, традициями, ремеслом и прочим. А лебеди у прудочка – это не живопись, это эрзац-искусство.Зюлькина Екатерина. О Вашем прекрасном примере – чуть ниже.Ну а теперь приступим к самим картинам и их авторам. Но необходимое примечания - так уж получается, что большинство картин на тему мученичество христианских святых. Поэтому прошу вас не вглядываться в подробности казней и пытак, а всмотритесь в лица! Попробубцйте для себя решить – смог ли художник показать вам достаточно хорошо прекрасные лица людей, идущих на смерть ради своей веры. Начнем со самой известной казни, которую широко применяла Священная Инквизиция – с аутодафе

Смертная казнь в живописи. Михаил Зичи "Аутодафе"Что интересно – Михаил Зичи был придворным живописцем, и исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ). Им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного эротического содержания. И вдруг – вот такая работа. Посмотрите, как выписаны лица сжигаемых, сколько экспрессии в их позах, жестах. А цвет – это же почти монохромная живопись.

Смертная казнь в живописи. Берругете, Педро. "Святой Доминик, председательствующий на аутодафе"

Следующий вид смертный казни я соединил с известным явлением, не относящимся у казни, как таковой. Это - погребение заживо. Поэтому первая картина говорит именно о казни, а вторая - о драматической врачебной ошибке, едва не закончившейся трагедией. Вот и посмотрите: сценка о казни святого настолько не ужасает,( автор написал скорее просто-напросто хорошо выстроенную композицию) настолько бытовая сценка вызывает чувство ужаса. Смертная казнь в живописи. Федерико Бароччи (1526?—1612). Мученичество святого Виталия

Смертная казнь в живописи. Антуан Вирц (1806—1865). Преждевременное погребение

Ну, а теперь приступим к виду казни, который оставил особенно большой след в живописи - бросания к хищникам. Вообще-то у нас в сообществе был мой пост, который назывался «Damnatio ad bestias» - предание зверям. Но найти его я не смог – поэтому как бы сокращенный вариант того поста.Начнем с великого русского художника – Василия Поленова.

Смертная казнь в живописи. Василий Поленов. «Цезарская забава»

"Сюжет картины очень трагичен: молодая женщина в разорванном платье стоит, прижавшись к стене, а напротив нее – тигр, приготовившийся к прыжку. Он оскалил клыки, готовясь разорвать свою жертву. Сверху за сценой наблюдают римские патриции.Мы видим ужас, который застыл на лице молодой женщины. Вся сцена идеально прорисована – видна каждая трещинка на камнях стен, среди которых происходит безмолвный поединок – женщины и тигра. Они находятся между двумя стенами, в тени. Наверху балкон, там светит солнце, и там стоят развлекающиеся зрители."(с)Композиция и цветовое решение картины помогает глубже понять всю трагедию происходящего.

Смертная казнь в живописи. Федор Бронников «Мученик на арене цирка»

В этом полотне все по-другому. Автор очень прямолинейно противопоставляет фигуру мученика ( весь в белом) всем остальным: зрителем, которых мы не видим, а лишь угадывает по цветовым пятнам и тигру, которой тоже не прорисован. Никаких особых эмоций это полотно не вызывает. Чего нельзя сказать о следующей картине.

Смертная казнь в живописи. Брайтон Ривьер. «Даниил во рву львином»

Такая же, как у Поленова тщательность прорисовки. К слову, Ривьер был прекрасным анималистом. Сказано в книге пророка Даниила: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. 23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.» Посмотрите, каким спокойным выглядит Даниил. Ни испуганным, ни молящим – он абсолютно равнодушен к кружащим вокруг него хищникам, ибо он веруют.

Смертная казнь в живописи. Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее»

Ну, это типичный образчик классицизма, с заламыванием рук, с театральными позами, бьющими «на слезу». «Княжна Тараканова» во множественном варианте

Смертная казнь в живописи. Ж. Л. Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью»

Работа виднейшего представителя французского «академизма», стоящего в одном ряду с Жаном Энгром, Александром Кабанелем, Уильямом Бугеро. Красивая картинка ни о чем. Ни мысли, ни идеи, ни движения – холодно, но профессионально безупречно.

А теперь работы русского академиста, который в свое время был, можно сказать, «властителем дум» и собирал огромные толпы восторженных почитателей на выставках. Смертная казнь в живописи. Генрих Семирадский. «Христианская „Дирка“»(Дирка — древнегреческая царица, поднятая на рога быком, здесь — в переносном смысле)

Смертная казнь в живописи. Генрих Семирадский. «Светочи христианства» (1876)Сидя в своих садах, Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают завёрнутых в tunica molesta христиан. (tunica molesta «тяжёлая, тягостная туника», - просмоленная одежда, применялась и при театрализованной казни сожжением)

Видите, как много общего с работой Жерома. Все очень красиво, профессионально написано, множество персонажей, но ни слова правды. Ни в одежде, ни в деталях, ни в целом. Представление богатых снобов 19 века о жизни в древнем Риме.

Теперь вернемся к картинам, прекрасно дополнившим мой первый пост. Я говорю о комментариях «***Ольга Анатольевна***» и «Зюлькина Екатерина». Ольга Антольевна выставила работы на тему казни Святого Себастьяна. Это работы ( по порядку) Андреа Монтеньи, Рубенса, Антонелло да Мессина, Тициан. Надо сказать, что количество работ на тему казни Святого Себастьяна измеряется десятками, если не сотнями. Любили художники этот сюжет!

Екатерина представила нам работу Сурбарана, изображающую Святого Лаврентия. Однако картина Тициана, на мой взгляд, более интересна. Смертная казнь в живописи. Тициан. «Мученичество св. Лаврентия».Великолепное полотно, полное настоящего трагизма!

Вот еще несколько картин на эту тему. И смотрите не на казнь, а на живопись. Я же искал лучшие работы!

Смертная казнь в живописи. Микаэл Коксие "Мученичество Святого Георгия"

Смертная казнь в живописи. Айн Брю "Мученичество Св. Кукуфаса"

Смертная казнь в живописи. Иеромоним Босх "Распятая мученица"

Смертная казнь в живописи. Мазаччо "Распятие апостола Петра"

Смертная казнь в живописи. Рубенс "Мученичество Св. Фомы"

Смертная казнь в живописи. Альбрехт Альтдорфер "Мученичество св. Флориана"

vladimir71.mirtesen.ru

Виды и вариации смертной казни. Расстрел.

Здравствуйте уважаемые!Вчера мы с Вами начали несколько своеобразную, но животрепещущую тему смертной казни:http://id77.livejournal.com/347464.htmlСегодня продолжим ее.В отличие от повешения, которая у большинства населения планеты считается экзекуцией крайне позорной, та казнь, о которой мы поговорим сегодня, пожалуй, на первом месте по почетности, если можно так выразится. Я сейчас говорю об расстреле.Технически, расстрел производится одним исполнителем либо подразделением. Смерть наступает от действия одного или нескольких факторов: повреждения жизненно важных органов, например, сердца, повреждения центральной нервной системы или от потери крови.Явление расстрелов известно нам с древних времен. Достаточно вспомнить, как именно был казнен обвиненный в заговоре командующий конницы гейтаров армии Александра Македонского Филота (его забросали дротиками) или же попытку убийства Святого Себастьяна (который ныне крайне популярен среди ЛБГТ сообщества. По какой то неведомой мне причине, они считают его своим покровителем).urlП. Перуджино. Святой Себастьян

Но подлинного размаха оно достигло с появлением пороха и огнестрельного оружия. Оно и понятно — дешево, быстро, просто и надежно. Хотя с последним нередко возникли некоторые проблемы.Классический расстрел выглядит следующим образом: приговоренного к высшей мере наказания ставят к стене или привязывают к столбу. Напротив него в шагах 5 или 10 (смотря какое оружие и смотря какая поверхность, дабы избежать рикошета), выставляется воинское подразделение от 4 до 12 человек во главе с офицером. У солдат часть ружей заряжено холостыми, часть боевыми. Это сделано для того, чтобы приводящий в исполнение приговор не знал, убил ли он конкретно человека или нет и не испытывал моральных мук. Кстати, по общему правилу добровольцев там нет — офицер собственным приказом назначает экзекуторов.Того, кого казнят ставят лицом к строю, и по его просьбе, могут не завязывать ему глаза, дабы он мог встретил смерть достойно и с высоко поднятой головой. По команде офицера, или самого осужденного производится первый залп. В случае необходимости — второй. После офицер удостоверяется в том, что осужденный мертв. А если нет — добивает его из пистолета.11_mainКартина В. Верещагина "Расстрел в Кремле"

Это классически вариант расстрела, который был широко распространен вплоть до 20 столетия.Именно так были расстреляны маршал Мишель Ней, герцог Энгиенский или скажем император Мексики МаксимиллианОднако иногда происходили накладки с системой подобных, вроде бы надежных казней. Вот какие ужасные строчки пишет очевидец «красного террора» в 1918-1920 годах: «Иногда стрельба неудачна. С одного выстрела человек падает, но не умирает. Тогда в него выпускают ряд пуль; наступая на лежащего, бьют в упор в голову или грудь. 10–11 марта Р. Олеховскую, приговоренную к смерти за пустяковый поступок, который смешно карать даже тюрьмой, никак не могли убить. 7 пуль попало в нее, в голову и грудь. Тело трепетало. Тогда Кудрявцев (чрезвычайник из прапорщиков, очень усердствовавший, недавно ставший «коммунистом») взял ее за горло, разорвал кофточку и стал крутить и мять шейные хрящи». Жуть.....В том числе и поэтому, с самых давних времен, расстрелы пытаются усовершенствовать, сделать более надежными и безошибочными.rassterl_Neja_orgРасстрел Мишеля Нея

Те же англичане залившие Индию кровью после восстания сипаев, придумали (точнее даже сказать позаимствовали) ужасный квалифицированный расстрел, который получил название «дьявольский ветер». Если помните, в советском фильме «Капитан Немо» показан именно такой способ. Осужденных подводили в выстроенный в ряд строй пушек, привязывали спиной к жерлу орудия, а потом по единой команде выстреливали ядром или просто пороховым зарядом. Мало того, что эта ужасная казнь была на 100 % эффективной, она еще и очень пугала индийцев, так как тело было истерзано, а части таких разорванных тел хоронили вместе, вне зависимости от каст.part20-3"Дьявольский ветер"

Появление автоматического огнестрельного оружия еще больше упростило казнь. Теперь не нужно выбирать воинское подразделение, достаточного одного человека, который может создать достаточно смертоносную плотность огня. Ну тут, конечно есть свои извращения. Особенно в Азии. В Таиланде до 2001 года расстреливали из станкового пулемета в спину, а в КНДР недавно прошел слух о расстреле из миномета (даже не могу представить как это). Ну и китайцы, конечно. Они расстреливают в упор в затылок, но.....очередью из автомата. А счет за пули раньше посылали родственникам. Восток — дело тонкое....Отдельного упоминания, достойна тема расстрела в нашей стране. Впервые официально расстрел был введен в обиход в 1715 году Петром Алексеевичем в его «Артикуле воинским» Расстрел предусматривался в 7 случаях:богохульствование, злостный рецидив, самовольное обнажение шпаги с целью угрозы в присутствии командующего, небрежность офицера при несении караула, самовольное оставление караула или сон на посту, нападение на караул или часового, ослушание солдатом приказа, повторная продажа солдатом мундира или оружия. Некоторые случае очень специфичны — но что было, то было.articul2Воинский артикул Петра I

Елизавета Петровна наложила фактически мораторий на смертную казнь, который формально действовал все ее правление. Дальнейшие императоры вплоть до середины 19 века более менее жили в рамках этого моратория (за исключения наказаний бунтовщиков и преступлений против государственного строя). Вновь термин смертная казнь появился в Законах Российской империи с утверждением «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года.Было введено 2 вида казней — повешение (которое использовалось чаще всего) и расстрел. К слову, с 1845 по 1907 год было расстреляно по всей империи около 40 человек. Чуть было не был расстрелян за участие в кружке «петрашевцев» был и Ф.М. Достоевский.urlНесостоявшаяся казнь петрашевцев

Но все изменилось после первой революции 1906 года....количество расстрелов возросло в разы..О кровавой бане постреволюционного террора говорить и не хочетсяА вот о «большем терроре» конца 30-х сказать стоит....было вынесено и исполнено 681 692 смертных приговора. Только вдумайтесь в эти ужасные цифры!Причем исполнялись приговоры чаще всего одиночными палачами, которые расстреливали людей самолично. Некоторые фамилии известны. Например Василий Блохин, проведший казни по разным данным от 11 до 15 тысяч человек. В том числе  Михаила Тухачевского, Иона Якира, Уборевича, Николая Ежова, Фриновского, Михаила Кольцова, Исаака Бабеля, Всеволода Мейерхольда.imgresПалачи НКВД

Или тот же Петр Магго,у которого больше 10 000 расстрелов.После войны расстрел стал единственным видом казни в Советском Союзе. Количество статей, за которые светила «вышка» постоянно варьировалось. В конце 80-х в УК предусматривалась высшая мера наказания как возможная санкция за 23 правонарушения, в том числи и по экономическим статьям. Таким как взятка или спекуляция в особо крупных с отягощающими последствиями. Интересно, что только за первые три с половиной года перестройки (1985–1988 гг.) в СССР было расстреляно более 1 тысячи человек. Всего же за период 1962—1989 гг. судебными органами СССР было вынесено 24 422 смертных приговора, из них помиловано было 2355 лиц.Nagant_M_1895Револьвер системы Нагана

Как именно приводилось в исполнение высшая мера — это тайна великая есть. Сейчас много кто об этом пишет и кто рассказывает — но противоречий немало. Лично я слышал 5 разных версий, от «непосредственно видящих». Может и видели, но как то доверия не очень много. Один рассказывал, например, про то, как видел, что палач лично из «Нагана» в затылок расстреливал в резиновой комнате. В 80-х годах..... Другой — из Маузера. Сами понимаете — веры мало.Но в целом схема, насколько я понимаю, была такой , человека выводили в узкий коридор и приказывали идти вперед, в стене был вмонтировал или автомат или карабин, который можно было регулировать по росту осужденного. Пару шагов и исполнитель нажимал на курок — пуля проходила точно в затылок — мгновенная смерть.Осталось только добавить, что пока в последний раз у нас расстреливали в 1996 году. С тех пор действует мораторий.Расстрел официально применяется в следующих странах:Египет, Сомали, Ливия, Уганда, Эфиопия, КНР, КНДР, Индонезия, Тайвань, Сирия, Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Афганистан, Йемен, Ливан, Беларусь. А также в штате Оклахома.Продолжение следует...Приятного времени суток!

id77.livejournal.com

Как изображали убийства в русском искусстве

По просьбе «Афиши Daily» Софья Багдасарова — автор хештега «омерзительное искусствоведение», которым она отмечает записи в блоге shakko-kitsune в ЖЖ, — составила блиц-экскурс в историю насилия в русском искусстве.

Икона «Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский»

Конец XVIII века

© Государственный Исторический музей

Несколько столетий подряд после прихода на Русь христианства сцены убийства можно было найти лишь в религиозном искусстве — на иконах, фресках да еще в иллюстрациях к рукописям. Святых убивали там с толком и во множестве подробностей — как на этой иконе царевича Дмитрия, где в левой части — смерть самого мальчика, а в правой — побивание камнями подозреваемых силами местных жителей.

Антон Лосенко «Жертвоприношение Исаака»

1765 год

© Русский музей

После включения России в культурный ареал Западной Европы наша живопись усвоила реалистический (ну, относительно — барокко же) язык. Однако с темой убийства оставалось все так же бедно — только религиозные сюжеты. Причем по сравнению с иконами — никакого натурализма, никаких кровавых деталей! Исторических и тем более бытовых картин, посвященных насилию, не возникало.

Федор Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация»

1824 год

© Русский музей

Постепенно в русской академической живописи появляется исторический жанр и с ним — исторические убийства. Поначалу используются лишь сюжеты из древней истории, поскольку лишь они считались достаточно «благородными». Стилистика, позы и жесты, архитектурные задники — все очень театральное: «т-р-р-рагедия» чувствуется, а вот трагизм — не очень.

Пимен Орлов «Смерть святого князя Михаила Тверского в Орде»

1847 год

© Тверская областная картинная галерея

После публикации «Истории» Карамзина, сочинений Пушкина и других писателей тема прошлого России наконец полноправно поселяется в отечественной живописи. Однако художники по старой памяти осмеливаются «убивать» лишь святых (как здесь — князя Михаила Тверского) или народных героев. Да и традиции напыщенной академической живописи никуда не делись.

Константин Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»

1862 год

© Третьяковская галерея

Как ни крути, русский национальный характер достаточно целомудрен: и с обнаженкой в русском искусстве небогато, и откровенного насилия не много. Однако со временем художники набираются храбрости и начинают «убивать» не только общепризнанных благородных мучеников, но и просто исторических персонажей, которым не повезло. Насилие становится уже более откровенным — как, например, здесь, в сцене убийства Федора Годунова и его матери. Изображен непосредственный телесный контакт, передано эмоциональное напряжение. Впрочем, театральность еще ощущается, хотя отход от скучного академизма уже случился. Спасибо автору также за внимательность к историческим деталям, костюмам и интерьерам — во второй половине XIX века этим вопросом художники уже серьезно озаботились.

Василий Верещагин «Смертельно раненный»

1873 год

© Третьяковская галерея

Написать убийство современника в рамках бытового жанра долгое время было немыслимо. Это становится возможным лишь в условиях жанра батального, потому что война выводит зрителя из повседневности в мир героизма, в иную реальность. Другой вариант — если индульгенцию дает литература: в конце XIX века появляются иллюстрации к «Преступлению и наказанию» с кровищей и топором.

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»

1881 год

© Третьяковская галерея

Насилие в живописи по мере роста мастерства основной массы русских живописцев, а также появления отдельных талантов становится все более нескрываемым и эмоциональным. Однако опять лишь в историческом жанре, хотя он и делается намного реалистичнее.

1883–1885 годы

© Третьяковская галерея

Суперхит! Выбивавшаяся из этого ряда картина Репина была заклеймена как «шарж и непозволительное безвкусие». Изображение помазанника божьего в подобной ситуации не одобрил император, несколько месяцев картину нельзя было выставлять по запрету цензуры. Нескрываемое воссоздание насилия, обилие крови спровоцировали нападение на полотно одного психически неуравновешенного юноши.

Василий Смирнов «Смерть Нерона»

1888 год

Сюжеты из чужой древней истории остаются более безопасными. В них можно откровеннее экспериментировать с насилием и кровью без боязни оскорбить чувства верующих в родную историю. Простота линий и лаконичность цветов знаменуют приближение ХХ века и его самых невероятных художественных опытов.

Илья Репин «Дуэль»

1896–1897 годы

Даже обличители-передвижники ограничиваются картинами на тему подсудимых или заключенных, избегая демонстрировать, за что именно подвергается суду или наказанию их персонаж. (Тем более что обычно художники все-таки подразумевают «рукопожатную» политическую борьбу, а не бытовуху). А вот Репин снова идет поперек. Хотя итоговая картина, по сравнению с ее экспрессивными эскизами, оказывается более спокойной и может сойти за иллюстрацию к какому-нибудь роману.

Мстислав Добужинский «Октябрьская идиллия»

1905 год. Иллюстрация для журнала «Жупел»

Наступивший ХХ век с его веющими в воздухе грозами революциями позволяет избавиться от цензуры — как от официальной, императорской, так и от внутренней. Многие художники откликаются на кровопролитие 1905 года — и посвящают ему свои произведения, еще вполне реалистические. И вдобавок — документальные. В следующие революции будет уже некогда — выжить бы.

Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара»

1928 год

© Русский музей

Авангарду рисовать такие эксцессы, как насильственная смерть, было не особо интересно — он занимался выворачиванием наизнанку нормального мира, а убийство — это все же противоестественно. А вот некоторые приемы «нового искусства» ХХ века в относительно реалистической живописи пригодились. Но, как и в примере с Верещагиным, убийство — это опять повод для героизации убитого, воспевания его подвига.

Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров»

1925 год

© Волгоградский областной музей изобразительных искусств

Поскольку возникла новая империя, тема убийства, мелькнувшая было в бытовом жанре, снова уходит в героику.

Соломон Никритин «Суд народа»

1934 год

© Третьяковская галерея

На Западе уже появляются такие откровенные картины про насилие, даже над женщинами, как «Всего-то несколько царапин!»Работа Фриды Кало 1935 года. В СССР подобное немыслимо, в том числе и потому, что социалистический реализм со временем вытесняет любые другие стилистики. Пока еще сохраняющиеся абстракционисты и экспрессионисты рассказывают про смерть другими способами — как Никритин в этой картине. Она написана в 1934 году, и там пятеро, но кажется, что она про 1937-й и особую тройку НКВД.

Борис Неменский «Это мы, Господи!»

1962–1992 годы (авторское повторение 1960 года)

Тема убийства — вернее, героической гибели нашего воина и заслуженного воздаяния немецкому оккупанту — в обилии встречается в советской живописи, посвященной Великой Отечественной войне. Картина Неменского вызвала в свое время большие споры, потому что показала мальчиков обеих армий, убивших друг друга, абсолютно равными.

Юрий Кугач «Селькор»

1967 год

© Дирекция выставок художественного фонда РСФСР (местонахождение неизвестно)

Если в социалистическом реализме убийство происходит не на фоне войны, а в повседневной жизни — значит, виноваты классовые враги, и это все равно «историческое полотно», посвященное гибели героя коммунизма. По бытовым же причинам, как вы понимаете, в СССР подобного не случалось!

Владимир Кленов «Ленин и рабочие. Покушение»

1967 год

© Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской, Ростов-на-Дону

После оттепели художники вспоминают, что авангардисты много всего хорошего придумали. При соединении с ортодоксальными коммунистическими сюжетами возникает интересный иконописный эффект.

Илья Глазунов «Царевич Дмитрий»

1967 год

Илья Глазунов. «Царевич Дмитрий». 1967. Картинная галерея Ильи Глазунова

Еще авангардисты, например, придумали смешанную технику — использовать реальные предметы при создании картин. Отсюда у Глазунова — настоящий поддельный жемчуг и деревянная игрушка. Обратите внимание на необычную для СССР новую (вернее, старую) жертву убийства. Еще никто не подозревал, что это за симптом.

AES+F «Inverso Mundus. Свинья и мясник»

2015 год

Двадцать первый век: новая Россия опять догоняет западный мир, на сей раз не эпохи барокко, а contemporary art.

«Убийство царской семьи» и «Расстрел Кирилла, митрополита Казанского, в Чимкенте 20 ноября 1937 года»

2000–2001 годы. Икона новомучеников и исповедников российских (фрагменты)

© Коллектив иконописцев Православного Свято-Тихоновского богословского института 1 / 2

© Коллектив иконописцев Православного Свято-Тихоновского богословского института 2 / 2

И интересный мэшап в финале.

Подробности по теме

История уличного искусства в России от Родченко и Малевича до Ради и Павленского

История уличного искусства в России от Родченко и Малевича до Ради и Павленского Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!

Не пропустите самые важные, интересные и веселые статьи недели. Подпишитесь на Афишу Daily

daily.afisha.ru

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ "РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ НА 3 МАЯ 1808 ГОДА". Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

Похожие главы из других работ:

"Всадница". Карл Павлович Брюллов

Глава 3. «Всадница». Художественный анализ картины

картина всадница брюллов портрет В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне. В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки...

Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

2. Анализ картины

К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом ряду - пейзаж "Озеро в Лаже" (1907) с его ясной умиротворенностью...

Виктор Михайлович Васнецов - "истинный богатырь русской живописи"

Анализ картины «Богатыри»

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова...

Винсент Ван Гог: жизнь и творчество

2.1 Звёздная ночь

В 1889 году тогда малоизвестный художник по имени Винсент, а по фамилии Ван Гог, однажды во время пребывания в больнице городка под названием Сен-Реми взяв холст размером 73 на 92 сантиметра, написал одну из своих самых потрясающих...

Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

1.1 "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" в качестве произведения-вещи

Задачей данного параграфа является рассмотрение живописной картины "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" в качестве произведения-вещи, а это есть ни что иное, как изучение объекта исследования...

Итальянский неореализм

2. Фильмы «Аккатоне» и «Ночь» как ярчайшие представители итальянского неореализма

Пьер Паоло Пазолини - один из ярчайших представителей итальянского неореализма, состоялся как режиссер с премьерой фильма «Аккаттоне» («Бродяга»). Пьер Паоло Пазолини был вызывающей, скандальной и безусловно неоднозначной личностью...

Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

Анализ картины

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы...

Клод Лоррен

2.10 "Ночь" (Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом) (1672)

Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава, и разделил свои стада и людей со словами: "Если Исав нападет на один стан и побьет его...

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1.2 Анализ картины Левитана «Вечерний звон»

«Картины Левитана излучают милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души» [8]. Сегодня в России, пожалуй, трудно найти человека, который бы не слышал о скромной и тихой красоте родной природы. (см приложение рис 1.2...

Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

1.2 Анализ и описание картины «Кающаяся Мария Магдалина»

живопись горавский лосев магдалина Картина «Кающаяся Мария Магдалина» (см. приложение 1) написана под влиянием старых итальянских мастеров в 1861. [1] Работа относится к религиозному жанру станковой живописи. Материалы произведения - холст и масло...

Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

2.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»

Работу «Блудный сын» (см. приложение 2), относящуюся к религиозному жанру станковой живописи, художник пишет в 1882 году. Картина написана по мотивам одноименной притчи Иисуса Христа. Материалы произведения - холст и масло...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.1 Анализ картины Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже»

Картина «Озеро в Лаже» [Ил. 5] была предпосылкой к написанию более известной картины Г. И. Гуркина. «К известной и широко почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.2 Анализ картины А.О. Никулина «Голубой Алтай»

a. Картина «Голубой Алтай» [Ил. 6] является шедевром среди других произведений Никулина. Данные о нашей картине взяты из каталога ГХМАК за 2002 год. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 503; ее размеры 87х109 см...

Творчество Аверкампа

2. Анализ изображения картины Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж»

Мы рассматриваем картину Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж», написанную в 1607-10 г.г. Ее размеры невелики и составляют 78х132 см, материал: дерево, масло...

Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки "Золотой век"

ГЛАВА 2. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАМБЬЯЗО ЛУКИ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»

...

cult.bobrodobro.ru


Смотрите также