14 русских картин с детьми, которые надо знать. Картина ребенок


Картина «Ребенок с кнутиком» — Artrue

Дата создания: 1885 год.Тип: Холст, масло.Габариты: 105*75 см.Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ребенок с кнутикомРебенок с кнутиком

Картина «Ребенок с кнутиком» была написана художником в 1885 году. Пьеру Ренуару тогда было уже за сорок, он многого добился. Его творчество имело большую славу, картины ценились обществом очень высоко.

В то время именитые художники не рисовали портретов детей, либо писали их, показывая детей, как взрослых. Таким образом, портрет не показывал внутренний мир и душевное состояние ребенка.

Девочка с лейкой РенуарДевочка с лейкой Ренуар Девочка с лейкой

У Ренуара был свой подход к написанию детских портретов. Он всегда поражался детским эмоциям и чувствам. Дети на его полотнах выглядят очень оживленными, что характерно для младшего поколения, дети в то время постоянно куда-то стремятся, они очень любопытны. В детских портретах Ренуара дети остаются сами собой, сохраняя все черты, в то время, как у многих других художников они наделяются чертами взрослых людей, что вызывает у зрителя противоречивые чувства.

На данной картине во весь рост изображена маленькая девочка, держащая в руке небольшой кнутик. Если внимательно рассмотреть девочку, сразу можно сделать вывод, что она не из бедной семьи. Она хорошо одета, на ней чистое светлое платье, красивые туфельки. Но одежда героини не так важна, как ее лицо. Художник сыграл на контрасте, он изобразил лицо девочки очень реалистичным, а остальное изображено с характерной импрессионистам размытостью. Благодаря этому лицо кажется объемным.

Девочка с обручем РенуарДевочка с обручем Ренуар Девочка с обручем

Когда зритель смотрит на девочку, у него создается ощущение, будто она хочет ему что-то сказать. Героиня занималась своими делами, гуляла на улице, но на мгновение замерла и обратила внимание на зрителя, будто подумала, что он хочет о чем-то спросить ее. Она безусловно думает, что этот взрослый человек снова побеспокоил ее из-за какой-то непонятной ерунды, ведь он не понимает того, что она занята важным для нее делом. Недовольство девочки Ренуар показывает через ее пронзительный взгляд и сжатые губы.

Существуют противоречивые мнения по поводу того, мальчик это или все же девочка. Прическа и наряд ребенка в то время были характерны для всех детей той возрастной категории, независимо от их пола.

artrue.ru

14 русских картин с детьми, которые надо знать - Статьи - Семья

1. Неизвестный художник — «Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной» (начало XVIII в.)

Anastasia Naryshkina with children

Вряд ли это самый первый портрет ребенка в истории русской живописи. Его стоит поискать в древнерусских книжных миниатюрах и на фресках. Но наверняка «Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной» – один из самых ранних семейных портретов маслом в России.

Мода на портреты появилась при Петре I, когда придворным пришлось их заказывать в угоду императору, подражая европейскому обычаю. Детей в то время было принято изображать маленькими копиями взрослых. Обе девочки на картине одеты в платья «как у мамы» и причесаны, как взрослые женщины.

Художник тщательно прописывает и рисунок на ткани платья, и перья в волосах, давая понять, что перед нами богатая и знатная дама с детьми. Однако в разрез с официальностью семейного портрета, девочки на полотне по-детски льнут к матери, а она нежно обнимает младшую дочь.

2. В.А. Тропинин — «Портрет А.В. Тропинина» (примерно 1818 г.)

Tropinin pt arseniya syna

Художник пишет портрет своего десятилетнего сына Арсения. Видно, что он хочет показать живость и непосредственность ребенка. На это указывают и поворот головы, и заинтересованный взгляд мальчика.

И тем не менее и манера, в которой работает мастер, и поза ребенка больше подходят взрослой модели благородных кровей. При том, что сам Тропинин не был ни благородным, ни даже свободным человеком. Художник был крепостным крестьянином и получил свободу только в 1823 году в возрасте 47 лет.

3. В.А. Серов — «Портрет Мики Морозова» (1901 г.)

Mika Morozov

Интерес к личности и внутренней жизни ребенка усилился к началу XX века. Это хорошо видно на знаменитом портрете 4-летнего Мики, сына известного русского мецената Михаила Морозова.

Все внимание художника сосредоточено на мальчике. Взгляд зрителя не отвлекается ни на кресло, ни на серо-коричневую стену, зато от ребенка и его широко распахнутых глаз невозможно оторваться. Глядя на непоседливого мальчишку, который явно знает сто способов провести время интереснее, чем просто сидеть в кресле, и не подумаешь, что он станет театральным критиком и литературоведом, знатоком творчества Шекспира. А ведь эта работа потребует от него в будущем немалой усидчивости.

4. В.А. Серов — «Девочка с персиками» (1887 г.)

Serov devochka s persikami

На другом знаменитом портрете кисти Валентина Серова изображена 11-летняя Вера Мамонтова. Он написан за несколько лет до картины с Микой Морозовым. Художник, по его собственным словам, добивался свежести и законченности, которые бывают в жизни, но пропадают в живописи. Чтобы добиться этого эффекта, Серов заставил девочку позировать ему каждый день на протяжении почти двух месяцев.

5. М.А. Врубель — «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.)

Михаил Врубель часто оставался без гроша в кармане, так что порой ему приходилось относить свои картины в ссудную кассу. Тогда художник решил написать портрет дочери владельца этой ссудной кассы. Он заранее был уверен, что продаст картину отцу девочки за хорошие деньги.

Однако ростовщику не понравилась ни сама картина, ни ее замысел: маленькая восточная принцесса положила руки на розы и кинжал, символы любви и смерти. Выкупать портрет он отказался.

6. В.М. Васнецов — «Аленушка» (1881 г.)

Viktor Vasnetsov - Аленушка - Google Art Project

Сказочные сюжеты – одна из любимых тем в творчестве Виктора Васнецова. Но на этот раз художник вовсе не планировал писать сказку. Сначала выполненная в 1880 г. картина называлась «Аленушка (Дурочка)».

Словом «дурочка» могли называть сироту или юродивую, так что художник задумал и исполнил комментарий о тяжелой жизни русских сирот. Лишь через год, когда Васнецов переработал полотно, а публика познакомилась со сказкой, сложился живописный образ сестрицы Аленушки.

7. Н.П. Богданов-Бельский — «У дверей школы» (1897 г.)

1897 Bogdanov-Belsky At School Doors

Совсем другую детскую жизнь мы видим на картине «У дверей школы». Полотно показывает не только бедность крестьян, но и их желание изменить свою судьбу. Однако самое интересное в этой работе то, что она автобиографичная.

Николай Богданов-Бельский был сыном бедной батрачки и получил образование только благодаря такой же, как на картине, сельской школе. Точно так же, как изображенный здесь мальчик, будущий художник пришел учиться. Его приняли в школу, заметили его дарование и в дальнейшем он завершил образование в Императорской Академии художеств под руководством Ильи Репина.

8. В.Г. Перов — «Тройка» (1866 г.)

Тройка - Василий Григорьевич Перов (1866)

Василий Перов считал, что крестьянская жизнь и тяготы, которые беднякам приходится переносить с рождения и до смерти, должны стать важной темой живописи. В работе «Тройка» он обратился к ужасной проблеме – безжалостному использованию детского труда.

Дети, часто деревенские, нанимались в то время в услужение за гроши и фактически становились собственностью своего хозяина. Художник показывает, насколько они беззащитны перед любым его требованием, даже таким бесчеловечным, как перетащить на санях огромную бочку воды в лютый мороз.

9. З.Е. Серебрякова — «За завтраком» (1914 г.)

Zinaida Serebryakova (1914) At Breakfast

Перед зрителем домашняя сценка: бабушка уже разливает суп, а дети не хотят есть без мамы и ждут, когда она тоже сядет за стол. Видно, что их с малолетства приучают к застольному этикету. Стол покрыт белой скатертью, рядом с тарелками лежат салфетки.

Эту картину иногда называют «За обедом», потому что на столе стоит супница. Однако в то время во многих домах было принято около 8 утра ставить на стол что-то легкое, например, молоко и выпечку, а в полдень устраивать так называемый большой завтрак с супом.

10. Семен Чуйков — «Дочь советской Киргизии» (1948 г.)

Семен Чуйков родился в Бишкеке (Киргизия) и именно с родными землями связан один из самых известных его циклов – «Киргизская колхозная сюита». Художник начал эту серию картин в 1939 году, но вмешалась война, и закончить ее он смог только в 1948 году – полотном «Дочь советской Киргизии».

Спокойная девочка свободно идет с книгами в руках по полю. Она уверенно смотрит вперед, это – ее дом, она и часть этой земли, и ее хозяйка. Искусствоведы отмечали, что героиня привлекает внимание зрителя не столько красотой внешности, сколько характером и целеустремленностью, а вся картина – сочетанием простоты и силы.

11. Федор Решетников — «Прибыл на каникулы» (1948 г.)

Румяный мальчик в форме суворовца широко улыбается. Дед вытянулся по струнке и торжественно принимает шутливый рапорт. Девочка в пионерском галстуке смотрит радостно. Елка наряжена. Родные встречают уехавшего учиться мальчугана. От картины веет праздником, однако остается вопрос: где родители?

Скорее всего, за радостным сюжетом прячется совсем другой, трагический. В суворовские училища часто брали мальчишек, родители которых погибли «от рук немецких оккупантов». Косвенное подтверждение этому можно увидеть в маленькой детали: справа от елки на стене висит портрет военного в еловом венке, а это – знак траура.

12. С.А. Григорьев — «Вратарь» (1949 г.)

Жанровая сцена из дворовой жизни: не то на пустыре, не то на строительной площадке идет футбольный матч. Штангами ворот служат школьные портфели, зрители подобрались случайные, но момент явно драматический: вратарь должен защитить ворота, на поле острый момент. Безмятежная игра разворачивается на фоне строительных лесов: город отстраивается после войны.

13. Федор Решетников — «Опять двойка» (1952 г.)

Старшая сестра-отличница смотрит с осуждением, младший брат, который еще даже в школу не ходит, ехидно улыбается. А мама хоть и расстроилась, но все равно смотрит с любовью. И только пес радуется твоему приходу, как ни в чем не бывало. Хотя с момента создания полотна прошло 65 лет, и детские велосипеды, и школьная форма выглядят иначе, сюжет живо откликается в сердце родителей школьников.

Кстати, художник сначала планировал написать картину об успешной сдаче экзамена. Но потом решил, что лицо расстроенного ребенка выразительнее, чем счастливая улыбка отличника, а домашняя обстановка будет ближе зрителю, чем школьный класс.

Если приглядеться, можно увидеть, как художник цитирует сам себя: на стене висит репродукция картины «Прибыл на каникулы».

14. Федор Решетников — «Переэкзаменовка» (1954 г.)

И снова художник цитирует свою более раннюю работу. На сей раз на стене висит репродукция картины «Опять двойка» – тонкий намек на то, почему мальчишке приходится страдать над учебниками и тетрадками, когда во дворе веселье и друзья зовут скорее выйти на улицу.

Остался на картине и знакомый по сюжету полотна «Опять двойка» пес. Он не оставил своего хозяина в беде и терпеливо ждет, когда же их отпустят погулять.

Читайте также: Что можно сделать из детских рисунков?

deti.mail.ru

11 иностранных картин с детьми, которые стоит знать

11 иностранных картин с детьми, которые стоит знать

Сегодня фотографии детей окружают нас повсюду. Они – первые по количествам просмотров в социальных сетях. Однако были времена, когда главным источником детских изображений были не фотобанки, а полотна художников. Предлагаем вспомнить 11 картин с детьми, без которых трудно представить историю мировой живописи.  

1. Рафаэль — «Мадонна в кресле» (ок. 1514 г.)  

Образ Мадонны повлиял на то, как художники изображали матерей и детей на протяжении многих веков и по сей день. Это портрет матери с ребёнком на руках. Красивая женщина держит малыша, она любуется им, горделиво показывает или, как в данном случае, обнимает, словно желая защитить от всего мира. Изображения детей будут частью материнского или семейного портрета ещё много сотен лет.

2. Г. Метсю — «Больной ребёнок» (ок. 1660 г.)

Жанровая живопись, то есть изображение бытовых сцен, была очень популярна в Голландии XVII в. Однако Габриель Метсю привносит в изображение матери, осматривающей заболевшего ребенка, второй, религиозный контекст.

На стене в комнате висит картина: если приглядеться, то видно, что это «Распятие». Поза ослабевшего больного напоминает некоторым искусствоведам положение, в котором часто изображали тело Христа на руках у оплакивающей его Марии.

И всё же на полотне Метсю тема божественной материнской любви и боли не является главной. В центре внимания и художника, и зрителя – человеческая боль, тревога обычной женщины за своего земного ребёнка.

3. М.-Э.-Л. Виже-Лебрен — «Портрет Марии-Антуанетты с детьми» (1787 г.)

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен была настолько талантлива, что стала любимой портретисткой Марии-Антуанетты и написала десятки её портретов. Почти все – очень нежные и личные.

Однако в 1785 году Виже-Лебрен получила заказ на изображение королевы как респектабельной женщины и прекрасной матери с детьми–наследниками династии. От первых эскизов до завершения работы прошло два года. И хотя картина задумывалась как официальный семейный портрет, Виже-Лебрен даже сюда привносит лирические нотки.

Королева держит на коленях младшего сына, дочка льнёт к матери, а наследник престола придерживает занавес над пустой колыбелью – это намёк на смерть младенца-принцессы, скончавшейся во время работы над картиной. Парадный портрет превратился в изображение семьи, совсем недавно пережившей потерю малыша.

4. Ж.-Б. С. Шарден — «Мальчик с волчком» (1738 г.)

Обычай времени требовал, чтобы детей изображали маленькими взрослыми, во взрослой одежде и даже в парике. На первый взгляд, Жан-Батист Симеон Шарден следовал традиции. На столе перед мальчиком чернильница и стопки книг. Судя по всему, он должен бы корпеть над уроками. Но вместо этого он сдвинул всё на край стола и запускает маленький волчок. Это один из первых в европейской живописи портретов ребёнка, занятого самым настоящим детским делом – игрой.

5. Т. Гейнсборо — «Портрет мальчика в голубом» (1770 г.)

Английские портреты XVIII в. – одни из самых знаменитых, а эта поэтичная картина-загадка – самая популярная во всем английском изобразительном искусстве. Личность модели долгое время была окутана тайной. Никто точно не знает, кто этот мальчик и почему художник написал его портрет. Сегодня считается, что это сын богатого торговца скобяными товарами, которого Гейнсборо решил изобразить в костюме аристократа.

6. Дж. Рейнолдс — «Леди Кэролайн Скотт в виде "Зимы"» (1776-1777 гг.)

Джошуа Рейнолдс легко ладил с детьми как в жизни, так и в живописи. И это хорошо видно по портрету леди Кэролайн Монтегю-Скотт, дочери третьего герцога Баклу. Юная герцогиня греет руки в муфте, от мороза у неё разрумянились щёки. Рейнолдс пишет портрет девочки-аристократки, но показывает её не как наследницу голубых кровей, а как простого весёлого ребёнка. Если не прочитать подпись, ни за что не угадаешь, что смотришь на портрет герцогини.

7. Кл. Моне — «Прогулка. Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)» (1875 г.)

Клод Моне стремился передать движение воздуха, солнечный свет – это были новые идеи в живописи середины XIX в. Их появление совпало с нововведениями в медицине: врачи стали рекомендовать пациентам проводить больше времени на свежем воздухе, среди растений или даже на морском побережье.

В результате горожане начали уезжать на лето на природу, а у художников появился дополнительный повод работать на пленэре, то есть на воздухе. Моне оставил несколько изображений своей жены Камиллы и детей в саду или на прогулке в полях, но это – самое известное.

8. М. Кэссетт — «Маленькая девочка в голубом кресле» (1878 г.)

Американка Мэри Кэссетт была прекрасно образованной женщиной: она жила в нескольких европейских странах, получила отличное образование, свободно владела тремя языками. Можно с уверенностью утверждать, что она знала каноны живописи и понимала, что делает, когда отказалась следовать утвердившимся правилам изображения детей маленькими «прелестными ангелочками» или аристократами.

Девочку нарядили (бант в волосах подходит к клетчатой накидке, пряжки на новых туфельках блестят) и посадили позировать. Но ей это всё не нравится. Ребенок не скрывает скуки, не смотрит на художника. Девочка скорчила недовольную гримасу и сползла по креслу, не обращая внимания на задравшееся платье и смятую накидку.  Это совершенно новый образ детства в живописи, отчасти – вызов образу маленькой безупречной кокетки, который с ранних лет навязывали девочкам.

9. Э. Дега — «Отдыхающая танцовщица» (1879 г.)

Эдгар Дега более известен изображениями изящных балерин на сцене или на репетиции. Однако на этой картине пастелью и гуашью художник нарисовал девочку, измученную балетной муштрой. Она ловит момент между упражнениями, чтобы передохнуть. Известно, что модели живописца едва исполнилось 14 лет.

10. А. Росси — «Игра» (1888 г.)

Жанровая живопись была в моде в Англии эпохи королевы Виктории. Разбогатевшие буржуа с удовольствием покупали картины, на которых изображалась их обыденная жизнь, слегка приукрашенная кистью художника. В этих полотнах не было лжи, зато было внимание к деталям, фактуре вещей. Художники не идеализировали жизнь, но старались показать её ярко.

В этом жанре работали сотни живописцев, в том числе весьма популярный в своё время Александр Росси. Сюжет его картины «Игра» довольно прост. Мы видим домашнюю забаву, мальчик играет с собакой, прячется от неё за стулом и большой куклой. Фигуры игроков полны жизни, движения, очевидно, что оба получают от игры удовольствие. При этом художник уделяет столько же внимания обивке стен, зеркалу, столикам и вазам, сколько своим героям – собаке и ребёнку.

11. П. Пикассо — «Девочка на шаре» (1905 г.)

Публикация от София Пишта (@sofiiapishta) Окт 12 2017 в 4:38 PDT

Одна из самых знаменитых картин Пабло Пикассо была написана в непростой период его жизни. Художник недавно приехал в Париж и поселился в бедном, богемном квартале города. Он часто ходил смотреть представления цирка и написал несколько картин, героями которых стали акробаты.

Мы видим, как девочка пытается удержать равновесие на шаре, но, кажется, вот-вот соскользнёт. Вся её лёгкая фигура полна движения. Сидящий на кубе атлет, напротив, передаёт ощущение стабильности и равновесия. Игра этих контрастов и тёплых розовых тонов и создаёт очарование картины.

Кроме того, Пикассо переносит действие из парижского цирка в бродячую труппу. Героев окружает пустынная равнина, хорошо видна белая лошадь. Это бродячие артисты, каких он видел у себя на родине, в Испании.

Читайте также: 14 русских картин с детьми, которые надо знать.

missis.top


Смотрите также