Новый год и Рождество в живописи. Картина рождество


Картина /800/600/http/www.maria-art.com/800/600/http/www.maria-art.comРождество. / Статьи / Паблик / Мария Иванова-Очерет

Паблик → Статьи

Рождество в европейском искусстве

 

Рождество Иисуса Христа – один из самых любимых сюжетов в мировом искусстве. Момент воплощения Бога на земле, когда мир горний и дольний сходятся воедино, а радость и печаль сливаются до неразличимости, обладает огромным изобразительным потенциалом. Художник может показать переживания героев, изобразить будущего царя земли и неба, а рядом с ним – обыкновенных животных; сопоставить богатых волхвов и бедных пастухов, полуразрушенный хлев и древний город на дальнем плане.

Первые дошедшие до нас изображения Рождества появились уже в 4 веке. В основном, это были рельефы на раннехристианских мраморных саркофагах. В европейской живописи редкий художник не обращался к данному сюжету: мировую известность обрели композиции Джотто, Робера Кампена, Мурильо, Рубенса. 

Мурильо Рождество

Мурильо. /800/600/http/www.maria-art.com/800/600/http/www.maria-art.comРождество.

Надо сказать, что из четырёх евангелистов лишь двое описывают рождение Христа: Матфей и Лука. Притом описания эти отличаются друг от друга. В частности, согласно Матфею, поприветствовать Иисуса явились восточные мудрецы – волхвы, у Луки — пастухи. Нужно заметить, что Матфей писал своё произведение для богатых иудеев, а Лука – для нищих язычников, и читатели (слушатели) могли буквально увидеть собственное отражение в священных словах, обрести образец для подражания. 

 

Рождество в русском искусстве

Русское искусство развивалось на почве восточного христианства, поэтому в изображении Рождества преобладала византийская традиция. В 18 столетии, с появлением Академии Художеств, отечественные мастера приобщаются к традиции западноевропейской живописи и на протяжении почти двух столетий стараются подражать своим заграничным коллегам во всём. 19 век подарил миру произведения Петра Басина, Василия Шебуева, /800/600/http/www.maria-art.comВладимира Боровиковского, Клавдия Лебедева.

 Боровиковский Рождество

/800/600/http/www.maria-art.comВладимир Боровиковский. Рождество Христово. 1790 г. Музей новый Иерусалим

В 60-е годы, в связи с выходом книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в русском обществе наблюдался всплеск интереса к евангельской тематике, переосмысленной в историческом и этнографическом контексте.

Так, в творчестве Ильи Репина можно встретить эскиз на тему Рождества (сегодня хранится в ГТГ), где священная сцена представлена как реальное событие практически без намёка на вмешательство Высших сил.

Однако основное внимание художники второй половины 19 столетия уделяли взрослой жизни Спасителя, описанной в Евангелиях от Марка и Иоанна. В это время русскую интеллигенцию интересовал образ Христа как человека, а Рождество – событие, слишком явно пронизанное ощущением чудесного.

 

Репин Рождество в русском искусстве

/800/600/http/www.maria-art.comИлья Ефимович Репин. Рождество Христово. 1890. ГТГ

 

На рубеже столетий в композициях сполна отражались тревожная атмосфера новой эпохи и поиск нового изобразительного языка (см., например, картину Павла Филонова «/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов», частное собрание).

 

Рождество в 20 веке Филонов

/800/600/http/www.maria-art.comПавел Филонов. /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов.

Но закономерно, что в ХХ веке, в связи с секуляризацией, к теме Рождества стали образаться крайне редко. С распадом СССР художники решили восполнить пробел, и современные авторы осмысляют древние образы с позиций религии, этнографии, истории; обращаются к визуальным традициям прошлого.

 

Мария

Петербургский автор, Мария Иванова-Очерет, создала триптих на тему Рождества.

 

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов Рождество Рождество картина Рождество в искусстве Christmas in art /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов. Рождество в искусстве. Рождество Христово.

М.Иванова-Очерет, Рождественский Триптих.

 

 Центральную часть триптиха занимает изображение Святого Семейства.

Рождество картина Рождество в искусстве Christmas in art

Мария Иванова-Очерет. Святое семейство, центральная часть триптиха. 

Интересно, что в Евангелии от Луки не описано конкретное место, внутри которого происходило действие, хотя упоминаются ясли – кормушка для животных. В каком же помещении могли держать животных в Израиле? Западноевропейские художники изображали то, что видели собственными глазами: навес с соломенной или черепичной крышей.

А вот восточный мастер, сирийский или палестинский, изобразил бы скорее пещеру (/800/600/http/www.maria-art.comРеликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана, Рим).

Изображение Рождества Христова в средние века

/800/600/http/www.maria-art.comРеликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана, Рим. Фрагмент

Именно в византийской иконографии укоренилось изображение пещеры или даже горы как неизменного атрибута действия. Мария Иванова-Очерет продолжает данную традицию и помещает героев в одну из тех воздушных, сюрреалистических скальных волн, что так любил Сальвадор Дали. Эта декорация отделяет Святое Семейство от пейзажа, одновременно создавая диалог первого плана и экстерьера. Вдали виден город Вифлеем, и его облик, колорит суховатой песчаной дюны, каменистое плато с колючей растительностью напоминают подлинный ландшафт Вифлеема. Мария Иванова-Очерет ездила в Иерусалим, собирала данные по истории и этнографии этого края, как в своё время русский художник Василий Поленов. При этом современный автор использует в пейзаже яркие тона, создаёт эффект мерцания, переливчатости красок, опираясь уже на опыт импрессионистической живописи.

Главный цветовой акцент приходится на алый плащ Девы Марии. Традиционные тона Её одежды – красный (символ страдания и самопожертвования) и синий, знак небесной чистоты. Правда, в западной иконографии красным изображается обыкновенно платье (гиматий) Мадонны, а синим становится плащ. В византийской иконографии всё ровно наоборот, и Мария Иванова-Очерет предпочитает восточный вариант, где алый плащ-мафорий напоминает об императорских одеяниях. Чтобы уравновесить насыщенный, горячий тон плаща Богоматери, автор помещает в центре полотна крупное пятно зелёного цвета – одеяния Святого Иосифа (хотя его одежды в живописи тоже не всегда изображаются одинаково: присутствуют синий и жёлтый, либо зелёный и коричневый оттенки). Иосиф оказывается в центре картины и движением головы направляет взгляд зрителя к Младенцу.

Левая и правая створки триптиха представляют, соответственно, поклонение пастухов и волхвов. Хронологически поклонение волхвов состоялось несколько позднее поклонения пастухов, тогда, когда святое семейство уже разместилось в одном из домов Вифлеема. В европейской и русской живописи сюжеты из двух разных Евангелий, ещё и разделённые во времени, нечасто изображается одновременно. Если же оба мотива присутствуют, как в произведении /800/600/http/www.maria-art.comВ. К. Шебуева, то акцент всё равно делается на одном из них.

/800/600/http/www.maria-art.comВ. Шебуев 1847 образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в СПБ

/800/600/http/www.maria-art.comВ. Шебуев 1847 образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в СПБ

Но вот в византийской живописи разновременные события часто сочетаются в одной композиции: так, «/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов» и «/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов», «Благовестие пастухам» органично вливается в рассказ о Рождестве. Например, такой вариант можно видеть на ампуле из Монцы,

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов и пастухов. Древнее изображение

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов и пастухов. Прорись ампулы. Палестина. VI-VII в. Собрание собора г. Монцы, Италия

или в иконе из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля.

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г

Стоит обратить внимание, что и мудрецам, и пастухам соответствует своя сторона иконы. Согласно священной иерархии, точкой отсчёта в восприятии иконы является не зритель, а главный герой – Иисус Христос. Поэтому говорить о расположении предметов в композиции следует так, как будто мы видим Его глазами. То, что находится справа от Христа (соответственно, для зрителя – слева), более важно и значимо, а то, что слева от Него – справа для зрителя, – становится менее важным. Исходя из этой логики, волхвы оказываются важнее, нежели пастухи.

Мария Иванова-Очерет меняет местами две сцены. Впрочем, и волхвов, и пастухов трое, они разделены композиционно, но расположены на симметричных створках триптиха и объединены уровнем горизонта. Псе персонажи триптиха оказываются в едином смысловом пространстве, а аристократы - волхвы и бедные пастухи оказываются равны на пути постижения Бога.

 

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов.

Евангелист Матфей говорит, что волхвы пришли с востока. Поэтому изображали мудрецов в диковинных одеждах: в раннехристианском искусстве это были штаны (а не распространённые в античном мире хитоны), короткие рубахи и плащи, а на головах головы их шапки-колпаки, напоминающие головные уборы персидских воинов. Но Мария Иванова-Очерет одевает этих людей не в варварские костюмы, как в мозаиках Равенны, а в длинные тяжёлые одеяния, которые скорее напоминают зрителю о картинах Возрождения и даже театральной коллекции Рембрандта ван Рейна. Правда, один высокий головной убор всё же присутствует – и, надо сказать, именно изображение головы темнокожего волхва в вишнёво-красном уборе является живописной удачей автора.

Волхвы. /800/600/http/www.maria-art.com/800/600/http/www.maria-art.comРождество. Триптих. Картина Марии Ивановой-Очерет

М.Иванова-Очерет. Волхвы, правая створка триптиха. 

 

Восточные мудрецы показаны Марией как представители трёх возрастов: среди них есть старец, зрелый мужчина и, на дальнем плане, безбородый юноша. Ведь уже в раннехристианской иконографии такая возрастная градация существовала и как бы подчеркивала мысль о том, что всё человечество от мала до велика склоняется перед Спасителем. Отличия в одежде и облике героев позволяют также назвать их сынами трёх народов: согласно распространённому толкованию, волхвы были потомками Сима, Иафета и Хама. Их совместное изображение символизировало всемирную, Вселенскую Церковь. Подобное толкование привело к тому, что в Европе одного из волхвов стали изображать более смуглым, а в эпоху Возрождения – и вовсе чернокожим. В византийской иконографии эта традиция не прижилась, однако в 18 веке, когда русские художники стали вдохновляться живописью своих европейских коллег, позаимствовали у них и такую деталь. Петербургская художница продолжает европейскую традицию.

Три волхва несли три дара: золото, ладан и смирну (благовонное масло), которые располагались на небольших подносах, в кувшинах или ларцах. На картине Марии Ивановой-Очерет драгоценный ларец напоминает средневековые реликварии, а сосуд в руках волхва – золотую  чашу для причастия.

 /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов

Левая створка изображает, скорее, благовестие пастухам, нежели поклонение: крестьяне ещё не обращаются к Младенцу, напротив: все они смотрят в разные стороны, тогда как ангел указывает им дорогу. Мальчик первым внял словам небесного вестника и уже готов повести взрослых по нужному пути (возможно, Мария Иванова-Очерет вспоминает о том, что в Библии дети описываются как чистые существа, восприимчивые к Истине). Позади них пастушеская собака, достаточно колоритная бытовая деталь; художник обращает внимание на одежды и головные уборы пастухов, на простонародные типажи их лиц.

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов Рождество картина Марии Ивановой-Очерет

М. Иванова-Очерет. /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов, левая створка триптиха.

Все герои триптиха погружены в спокойное созерцание, сильных переживаний, радостных или печальных, зритель здесь не найдёт. И тем не менее, картина в целом даёт очень светлое впечатление: она очень яркая и нарядная, написана в светлой радостной гамме, что соответствует личному ощущению автора. Христианский праздник, глубоко прочувствованный Марией, представлен с позиций светского человека, и такая картина стала бы хорошим подарком, поздравлением как верующим, так и просто тем, кто интересуется современным искусством.

Искусствовед А. Коншакова

www.maria-art.com

Новый год и Рождество в живописи, Buro 24/7

До Нового года остались уже не дни, а считаные часы — пока стрелка приближается к полуночи, предлагаем вспомнить новогодние картины русских и зарубежных художников, в числе которых — большой любитель русской зимы Борис Кустодиев, классик рождественской живописи — американский художник и иллюстратор Норман Роквелл и Энди Уорхол, рисовавший в 50-60-е целые серии рождественских открыток для ювелирного дома Tiffany&Co. И куда уж без волшебной зимы Константина Юона и снегурочек Врубеля, Васнецова и Рериха. Но больше всех нас в этом году настраивает на праздничный лад шведский художник Карл Ларссон, в своих акварелях запечатлевший подготовку к Рождеству, его сказочную атмосферу и зимние развлечения.

Новый год и Рождество в живописи (фото 1)

Борис Кустодиев. "Елочный базар", 1918

Новый год и Рождество в живописи (фото 2)

Истман Джонсон. Christmas Time (The Blodgett Family), 1864 

Новый год и Рождество в живописи (фото 3)

 Александр Семенов. "В Рождество", 1975

Новый год и Рождество в живописи (фото 4)

Виктор Васнецов. "Снегурочка", 1899

Новый год и Рождество в живописи (фото 5)

  Константин Юон. "Волшебница-зима", 1912

Новый год и Рождество в живописи (фото 6)

 Константин Трутовский. "Колядки в Малороссии", 1864

Новый год и Рождество в живописи (фото 7)

Йожеф Рипль-Ронаи. "Зимний вечер. Украшение елки"

Новый год и Рождество в живописи (фото 8)

Йожеф Рипль-Ронаи "Рождество", 1910

Новый год и Рождество в живописи (фото 9)

Эдуард Кортес "Площадь Сен-Мишель. Рождество"

Новый год и Рождество в живописи (фото 10)

Бабушка Мозес (Анна Мэри Мозес) "Рождество"

Новый год и Рождество в живописи (фото 11)

Рафаэль Кирхнер "Рождественские открытки"

Новый год и Рождество в живописи (фото 12)

Эдвард Мунк "Рождество в борделе", 1904

Новый год и Рождество в живописи (фото 13)

Михаил Врубель. "Снегурочка", 1890 

Новый год и Рождество в живописи (фото 14)

Генри Мослер. "Рождественское утро", 1916

Новый год и Рождество в живописи (фото 15)

 Джон Сарджент Нобль. "Сочельник" (Their Christmas Eve)

Новый год и Рождество в живописи (фото 16)

 Сальвадор Дали

Новый год и Рождество в живописи (фото 17)  

  Энди Уорхол. Одна из рождественских открыток для Tiffany&Co, 1956-1962

Новый год и Рождество в живописи (фото 18)

 Карл Ларссон. "Сочельник", 1904-1905

Новый год и Рождество в живописи (фото 19)

   Карл Ларссон. "Керсти на санках"

Новый год и Рождество в живописи (фото 20)

Карл Ларссон. Now it´s chirstmas again 

Новый год и Рождество в живописи (фото 21)

Норман Роквелл. "Санта Клаус", 1921

Текст: Дарья Горшкова 

www.buro247.ru

РОЖДЕСТВО И НОВЫЙ ГОД В ЖИВОПИСИ

 

Какое блаженство, что блещут снега, Что холод окреп, а с утра моросило, Что дико и нежно сверкает фольга На каждом углу и в окне магазина. Пока серпантин, мишура, канитель Восходят над скукою прочих имуществ, Томительность предновогодних недель терпеть и сносить — что за дивная участь...

(Белла Ахмадулина, декабрь 1974)

    Image result for Художник-иллюстратор Александр Дудин 

  1. (Художник-иллюстратор Александр Дудин, 1953 год.)

   Я начинаю свой новогодний обзор живописи, посвящённой ежегодному  празднованию Рождества и встрече Нового года с этой  общей символической обобщённой  иллюстрации для создания соответствующего настроения у читателя. Это не значит, что я буду показывать репродукции с обычными украшенными ёлочками и веселящимися вокруг них детьми и взрослыми, а постараюсь показать нечто небанальное, а оригинальное из этого набора картин на названную тему, которых, как оказалось не так уж много художниками написано. Если не собрать всю классическую библейскую серию картин, написанных великими мастерами прошлого, тогда и название и задачи нашего исследования были бы иными. Но есть современные оригинальные эксклюзивные сюжеты живописи, которые стоит выделить и показать, как отражение праздника Рождества и встреча Нового года.…

    Я, естественно не могу в обычной своей манере оценивать рассматриваемую  новогоднюю и рождественскую живопись с точки зрения врача, как старался делать в предыдущих обзорах, а попытаюсь  обсуждать репродукции как обычный зритель и дилетант в искусстве. И вправе в своём настоящем обзоре подобрать нетривиальные сюжеты, редкие картины знаменитых художников и изображения неожиданные для некоторых  авторов, картины с юмором и с эксклюзивными сюжетами. Но все они написаны по случаю Рождества либо  Новогодних праздников, нередко совмещая оба торжества.

    Например, совершенно необычную картину Сальвадора Дали, написанную для французского женского журнала 'Vogue' (произносится вог, с фр. — «мода») — женский журнал о моде, издаваемый с 1892 года издательским домом Condé Nast Publications, воспринимается как шутка гения.

Насколько я мог  увидеть и понять, там показаны две части раскрытой арки в виде наклонившихся мужчины и женщины, из ртов которых на подвеске опускаются зелёные ёлочные игрушки – капельки или лампочки. Разделённые балясины выполнены как части лица человека. Выше видны ели с ярко и лучеобразно  светящими огоньками…

         (428x639, 61Kb)   

  1. Рождественский дизайн Дали для 'Vogue' 1946 года . Художник изобразил аллегорический новогодний пейзаж с метафорическими деталями декора и архитектуры…  

     Вполне естественно, что художники не могли обойти вниманием такие сюжеты, которые должны были  быть переложены на холсты  их волшебными  кистями. Где ещё можно найти картины для весёлых  изображений, сказочных, красочных, весёлых и фантастических по содержанию, как не во время  рождественских и  новогодних праздников?

 

  1. Это одна из старых немецких гравюр, на которой дети и сам Санта Клаус собрались у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum).  Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

    Конечно, вряд ли найдутся картины великих мастеров прошлого, когда ещё не было традиций отмечать эти дни и рисовать их на картинах. Ведь первые упоминания о праздновании Рождества Христова в России, появились только в самом конце  ХV1 века. А отмечать новый год с ёлкой и того позже.

 Результат Изображение для картины художников о встрече нового года и празднике рождества

  1. Картина неизвестного художника о встрече нового года в крестьянской избе до или в первые годы после октябрьского переворота.

15 декабря 1699 года Петр 1 издал  указ о новом летоисчислении, в связи с чем, Новый год стали праздновать 1 января. Из-за увлечения Петра I Европой празднование Нового года начали проводить на принятый там манер. Торжества  стали более веселым и ярким событием для русского народа. Опираясь на голландские традиции, люди стали украшать свои жилища хвойными ветками, которые должны были оставаться до Рождества Христова. У праздника Новый Год есть и свой главный герой – Дед Мороз, сказочный персонаж, также пришедший к нам из Европы во второй половине XIX века под именем Санта Клаус. В русской традиции у него появилась внучка Снегурочка. 

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -Праздник РождестваМы друг другу скажемТеплые слова.

Тихо снег ложится:За окном зима,Чудо здесь свершитсяИ зажжет сердца.

Пусть улыбки вашиВ этот дивный деньБудут счастьем нашимИ подарком всем.

Льются звуки жизни,Счастья и добра,Озаряя мыслиСветом Рождества.- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) 

     Правда, ещё до деда Мороза и Снегурочки первым гостем, приходившим на Новый год, была Снежная баба или Снеговик,  составленный из скатанных шаров свежего снега, обозначенных углем черт лица, морковкой вместо носа, ведра или кастрюли на голове, и метлы в руках из веток…

Во дворе с ним дружат дети.Любит он мороз и ветер.Не пойдёт: куда захочет,И стоит с утра до ночи.Он не ест, не пьёт, не спит,А над ним снежок летит...Жить в тепле он не привык.От — га — да — ли? ( Снеговик)

(Александренко Елена)

 Результат Изображение для Снежные бабы и снеговики художника Сергея Свиридова

  1. "Снегурочка" (буквально, "девочка из снега").

Но художник Сергей Свиридов решил разнообразить компанию привычных снеговиков или Снежных баб и нарисовал Снегурочку в образе небольшого росточка снежной бабки в типичном облике  из скатанных шаров свежего снега, выложенных угольками  черт лица и пуговиц, морковкой вместо носа, красного ведра или кастрюли на голове (всё же, женщина!) и метлы в руках из веток… А из под ведра-шляпы торчит белобрысый «клок волос» из щепки или веточек веника…

   Эта Снежная девушка – Снегурочка стоит во дворе подле  наряженной ёлки и ждёт, когда поутру из окна появиться настоящая девочка и улыбнётся ей, воскликнув: - «С Новым годом, дорогая подружка!»

   Другим гостем у нас будет Санта-Клаус, которого привёз

 Результат Изображение для новогодние сюжеты на картинах художника губарева

  1. художник Валентин Губарев на картине «Новогоднее». Художник, наделенный яркой индивидуальностью и особым, небанальным видением мира – с большим юмором рисует свои сюжеты. Один из которых демонстрирует прибытие Санта-Клауса, сидящего на детских саночках с подогнутыми ногами. Саночки тянет длинноносая не худая дама в широченном пальто и красной шляпе. Небось училка местной школы, которой педсовет поручил  организовать встречу Нового Года.  Дорогу ей указывает весёлый рыжий щенок, поворачивая к ней головку и советуя звонким лаем, куда двигаться дальше.  Едет Санта по русской деревне с видимой вдали колокольней…

    Иное видение Санта-Клауса предлагает нам в прекрасном изображении канадский  живописец-самоучка Стюарт Шервуд, который очень любит рисовать всё, что касается рождественских праздников, не жалея ярких красных оттенков и юмора, как на этой картине без названия. Но мы и сами сможем её описать, как нам представляется:

 Похожие изображения

  1. Вот он разлёгся в удобной позе в белых носочках с не причёсанной белой копной волос на голове и лице, продолжающейся в длинной бороде, на кресле с выдвижной подставкой для ног, и внимательно читает список подарков и адресов, что и куда ему предстоит всё это доставить к Новом году. Согласно рекомендациям в книге «Очень хорошие мальчики и девочки», лежащей рядом с Тедди на полу.

 РЕЗУЛЬТАТ Изображение для Нормана Роквелла, Санта Клаус

  1. А на этой весёлой картине американского популярного художника Нормана Роквелла, нарисованной им в 1939 году, Санта-Клаус, сидит на стремянке у карты мира и также читает список «очень хороших» детей, и разрабатывает свой маршрут на рождественскую ночь. Кстати, за его картинами охотятся многие коллекционеры.  А на аукционе Christie’s в 2007 году за их подборку выручили 2,5 миллиона долларов (иллюстрация украсила обложку журнала The Saturday Evening Post). (Мы ещё встретимся с этим художником по ходу повествования).

      Теперь можно познакомиться и с образами русских Снегурочек, которые прижились только в России на картинах русских художников. И среди них первая Снегурочка  на  одноимённой картине В.М. Васнецова, нарисованной им ещё в 1899 году.

       

  1. Снегурочка – дочь Весны и Мороза - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников, хотя в либретто оперы о Рождестве и Новом Годе не сказано, а раскрывается трагическая любовная история Снегурочки и пастуха Леля и её гибель от лучей Ярило - Солнца, за то, что познала любовь не будучи человеком. Тем не менее, Васнецов нарисовал свою картину  под влиянием сказки « Снегурочка » и созданной по ней  оперы  Николая Андреевича Римского-Корсакова (1881 г.), написанной, в свою очередь,   по одноимённой пьесе Александра Островского (1873 г.).    На картине, как в декорациях оперы - сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Ее шубка, рукавицы, шапка вобрали в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине показано достоверно с необыкновенной точностью кисти большого мастера – певца русской природы.

            

  1. Михаил Врубель представил свой образ «Снегурочки», (1890).  Картина написана в манере постимпрессионизма. Прототипом образа Снегурочки, его Музы (как и Морской Царевны и Весны), всегда  была его жена, актриса Надежда Ивановна Забела.  На протяжении всей супружеской жизни она была для художника загадкой со свойственной ей притягивающей силой.  

    В облике Снегурочки художник показал заснеженные распущенные локоны девушки, сверкающие крупные снежинки на них, как драгоценные украшения. В её всегда нравившемуся  ему  лице,  запечатлён томный, слегка удивлённо отстранённый,  взгляд и ещё ощущается некоторая детскость в сомкнутых губах.  Покрытые снегом еловые ветви отбрасывают узорчатые  тени с синеватым оттенком.  Как хозяйка сказочного леса, Снегурочка-кудесница не боится холода и мороза и её детские, нежные оголённые кисти так и хочется спрятать в муфту либо надеть на них варежки…

    Но и эта картина, как и предыдущая только своим наименованием относится к Рождеству или Новому Году, символизируя их приход и наш обычай их обобщать.

   Но мы отвлеклись на персон новогодних торжеств и забыли  купить ёлки! Немедленно отправляемся на ёлочные базары, чтобы  успеть приобрести этот важный и красивый атрибут новогоднего праздника. Вот одна из таких  такую картин Генри Манизера. И жаль было бы её не показать, ибо на ней вся широта и характер русской души, длинные шубы женщин и тулупы мужчин,  платки и зимние меховые шапки, гомон  и безудержное веселье на лицах.

 Результат Изображение для Ёлочные торги на картинах художников

  1. Генри Манизер "Ёлочный торг".  Как написано в сноске под картиной – «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А КАКИЕ Ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. На Театральной площади, бывало, - лес».

И ещё один ёлочный базар, нарисовал  провинциальный русский художник Александр Букчури:

 Результат Изображение для Ёлочные торги на картинах художников

  1. Бучкури Александр Алексеевич (1870 --1942) в 1906. На этом базаре более спокойная публика, очевидно, из богатых семейств, с чадами выбирает приглянувшееся им деревцо и другие атрибуты для украшения ёлки и дома. Товар расставлен вокруг по отдельности, чтобы покупатель мог оценить красоту ёлки, приём они уже укреплены на крестовинах. Покупай, вези домой и сразу ставь на приготовленное заранее место в комнате.

А теперь все на «Елочный торг», нарисованный десятью годами позже. Б.М. Кустодиев, к сожалению, уже был прикован к креслу из-за нарастающего паралича ног…

     Народные праздники и гуляния были одной из любимых тем художника. А Рождество, конечно, занимало в его творчестве особое место. На картине изображено то, что бывает где-то в России в предновогодние дни. Толпы покупателей, повозки  с заряженными в них лошадьми, красавицы ёлки, несомые к саням.  Продают ёлки для украшения дома, для забавы детей, для праздничного настроения, для не лёгкого, но увлекательного процесса  обряжения   ёлки, чем занимается вся семья, как это показано на следующей картине.

  Елочный торг.         

  1. Борис Кустодиев. «Елочный торг», 1918 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.

    Помню прежний ажиотаж с покупкой ёлки заранее и временном её размещении на балконе. А также ящики старых игрушек, вытаскиваемых из шкафов, комодов, снимаемых с антресолей. Появление новых, особенно немецких, отличавшихся прекрасной расцветкой и невесомостью материала… Запахи старой ваты, игрушек, особенно мягких, впитавших и сохранивших их,  следы конфетти или всяких порошков и хруст разбитых  осколков под ногами, которые будут подметаться, но уже не исчезнут до конца новогодних праздников…

РождествоМой календарь полу-опалыйпунцовой цифрою зацвел;на стекла пальмы и опалымороз колдующий навел.Перистым вылился узором,лучистой выгнулся дугой,и мандаринами и боромв гостиной пахнет голубой.- Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин

 Результат Изображение для Нормана Роквелла, Санта Клаус

  1. Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, (1896). На картине ещё не видно елки и подарков, зато семья собралась, чтобы сделать гирлянды и украшения для дома. Это же не то, чтобы пойти в магазин и на ёлочном базаре  игрушек выбрать те, что по душе или по заказу малышей, фантазии которых порой превышают возможности и торговых сетей и родителей. И в этом часто виновата реклама. Вроде этой:

    На рекламном полотне, в данном случае картины американского художника  Ники Боэма, предлагается посмотреть,  как лучше расставить и украсить всё в доме на его разрезе в серии ярких и красочных картин: «КРАСИВАЯ ЗИМНЯЯ СКАЗКА ОТ НИКИ БОЭМ (NICKY BOEHME)».                      

Результат Изображение для «КРАСИВАЯ СКАЗКА ЗИМНЯЯ ОТ НИКИ БОЭМ (NICKY Беме)»

  1. «Зрители», очарованные показом интерьера уже собрались и готовы подписать пресс-релиз с рекомендациями для потребителей и торговых сетей. Все в восторге! И пингвины, и белка, и кошка с собакой, а также газель…Люди ещё не собрались, а младшие наши братья уже  почуяли и примчались пораньше.

   Ёлку украшают и в одиночку, если что не сложилось или перед венцом в подвенечном белом платье, как надето на этой  очаровательной девушке с грустным, как мне представляется, лицом. Хотя печаль бывает и спокойная, временная. И завтра её лицо, возможно, озарится весёлой радостной улыбкой, а в глазах отразятся ёлочные радужные огоньки…

Результат Изображение для Алексей Михайлович Корин - ЁЛКА Рождественская,

  1. Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.

       Но бывает и грустное украшение ёлки двумя одинокими женщинами, возможно матерью с непутёвой или брошенной (разведенной) дочерью, у которой в руках платочек, возможно, она плачет...

Результат Изображение для Нормана Роквелла, Санта Клаус

  1. Йожеф Рипль-Ронаи. «Зимний вечер. Украшение ёлки» 1910.                                                            Одна из женщин готовит ещё одну свечу, прикрепляя её к ёлке. Её лици грустное и задумчивое, ибо она переживает ещё более грустное состояние второй женщины, сидящей за столом и закрывшей лицо руками. Такое состояние обозначается термином "Facepalm" (англ. face - лицо, palm – ладонь). Это  — физический  жест - «лицо, закрытое руками», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения». Этот жест иногда называют «рукалицо» или «челодлань»)…

    Я впервые встретился с такими терминами… Значит, -  это её взрослая дочь, её ребёнок, ибо под картиной имеется такая запись -" Ребёнок -фейспалмит"… Может быть. С автором не спорят. 

     И на следующей картине этого же венгерского художника снова такая  же мрачная обстановка в рождественский вечер на которой одна, более молодая женщина, что-то пишет на открытом секретере. Более пожилая, возможно мать, стоит в ожидании в расстроенных чувствах и ждёт, когда письмо будет закончено. Обе одеты в пальто и шляпы и собираются выходить из дома. У пожилой дамы вроде в руке палка для опоры при ходьбе…

 Результат Изображение для Йожеф Рипль-Ронаи. Рождество.

  1. Йозеф Риппль-Роне. Рождество. 1903.

На тумбочке в глиняном горшке на фоне ковра скромно украшенная небольшая ёлка. По бокам две незажженные свечи под бардовыми абажурами… Не у всех праздники проходят весело и беззаботно.

Рождественский романс …Твой Новый год по темно-синей Волне средь моря городского Плывет в тоске необъяснимой, Как будто жизнь начнется снова, Как будто будет свет и слава, Удачный день и вдоволь хлеба, Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево. (Иосиф Александрович Бродский (1961)

 

 Image result for Нормана Роквелла, Санта Клаус

  1. Эдвард Мунк «Рождество в борделе», 1904.

     Картина «Рождество в борделе» знаменитого и талантливого норвежского художника Эдварда Мунка в стиле  экспрессионизма была завершена в 1904/05 гг. и размещена в Музее Мунка в Осло. Картина создана в трудное время для Мунка.  В результате различных треволнений, Мунк страдал тревожными психическими  состояниями, с которые он пытался справиться с помощью алкоголя и наркотиков. Ему приходилось периодически лечиться в психиатрической клинике.

  Посещение борделя в Любеке,  под Рождество, вызвало у него состояние «легкой меланхолии" в силу впечатлительности от ситуации, когда  «рабочие» девушки в только что закончили украшать елку.  Нарисованную им картину он считал ироничной, сентиментальной и  безобразной. Проституция была излюбленной темой Мунка, и позднее он создаст целую серию картин, The Green Room.

     Но мы снова отвлекаемся от основной задачи – подготовится к встрече нового года, а игрушки ещё не все развешены на многочисленных ёлках.  Часть из них лежат на столе, что  изображено на картине современной художницы Т.В.Бессоновой.

 Image result for Бессонова Тамара Владимировна "Новый год",

  1. Бессонова Тамара Владимировна "Новый год", 1955

     Из-под маски печального Пьеро видны красивые ёлочные лапы, а между ними и маскарадная красочная, вся в блёстках, маска, и более простая у ног мартышки. И веера к маскам для маскарада и разные крупные шары, на которые с удивлением загляделся маленький Петрушка на переднем плане…        

   Результат Изображение для Вальдмюллер георг Фердинанд «Рождественское утро», (     

  1. Неизвестный художник представил "Праздничный другой стол подарков для девочки"к рождеству, (1840). “Table of Christmas Gifts for a Girl,” unknown artist.

   У девочки - куклы, сидящей за столом, на фоне скудно украшенной ёлки,  видно немного предметов, возможно, подарков.  Там  жёлтые  ботиночки, белая блузка с синим пояском, гирлянды  из розовых бумажных цветов, корзинка яблок и вазочка… Ботиночки, действительно для девочки, но её на это странной  картине заменяет кукла… Что хотел с казать автор. Спросить не у кого, так как он нам не известен.

   А если игрушек  на представленных доселе картинах всё же  мало, то магазины ещё открыты и метро ещё работает и выглядит оно примерно так, как нарисовала их Наташа Виллон: Эскалаторы переполнены, едва вмещают всех покупателей с кульками, пакетами, детей с игрушками в руках. Все спешат домой, чтобы успеть нарядить ёлку и приготовить вкусности и наряды. Началось Рождество и скоро наступит Новый год… Картина  новогоднего метро наполнена шумом, движением. Все в возбуждении и юмор виден в каждом из пассажиров, спускающихся в метро по эскалатору. Шляпка - колпак почти опустилась на   лицо девушки, а из-под  фуражки – «аэродрома» чётко вырисовываются  только  чёрные усики. Два батона, как уши зайца подчёркивают лицо женщины в чёрном платочке, стоящей с закрытыми глазами и не боящейся упасть из-за страхующей плотности толпы…Смешная девочка с большим мишкой улыбается темнокожему мелкому юноше с большими лыжами.

Скоро эскалатор освободится от знакомых уже нам людей , которые  разойдутся  в разных направлениях. А другие заполнят лестницу-чудесницу, пока не иссякнут окончательно…

 Результат Изображение для Санта-Клаус на картинах художников-юмористов         

  1. Художник Наташа Виллон, «Предновогоднее метро»

   Иной раз бабушка, у которой больше свободного времени, пока все ещё на работе или в школе, начинает украшать ёлку самолично, глядя на игрушки и вспоминая каждую, как она называется и куда её надо будет подвесить… Возможно, что бабушка вдруг начинает вспоминать рождественские праздники или встречу нового года в свои молодые годы. И игрушка в её руке задерживается пока не пройдёт калейдоскоп эпизодов или конкретных лиц из воспоминаний  далёкого детства или молодости…  Не будем ей мешать.

 Результат Изображение для Егор Зайцев "Рождественская ЁЛКА"

  1. Егор Зайцев "Рождественская ёлка", 1996

   Хочется надеяться, что другая бабушка, где-то в Украине, предварительно всё подготовила из  угощений  к приезду внуков и детей. Во всяком случае, при взгляде на столы, расставленные на кухне и на то, что на них наставлено, слюнки сами текут, а попробовав, пальчики оближешь. Известно, мне уж точно, что украинские  булочки, пампушки, вареники с чем угодно – самые вкусные. В макитрах протёртый мак и кутья, Под рушниками – ломтики или кусок сала, зажаренный поросёнок в сметане с хрустящей корочкой, а в банках различные разносолы. В  общем, всего не перечислишь, но, судя по картине, всё заботливой бабушкой предусмотрено и готово к подаче на стол.

 Результат Изображение для Алексей Михайлович Корин - ЁЛКА Рождественская,

  1. Надежда Полуян–Внукова (Украина) –«У бабушки перед Рождеством».

     То же  сделала и Великая княгиня Ольга Александровна Романова, ставшая художницей в советской России. На  своей картине она тоже  приготовила новогоднее угощение и  праздничный стол, накрытый под  разукрашенной ёлкой, готов к приёму гостей.

 Результат Изображение для ВЕЛИКАЯ Княгиня Ольга Александровна Романова (сестра императора Николая II) "Новогоднее угощение".

  1. Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра императора Николая II) "Новогоднее угощение". (1935).

В императорской семье всех детей обучали живописи, но только Великая княгиня Ольга (младшая дочь императора Александра III) стала достаточно известным художником.

Мне  кажется, что краски на картине блеклые. Они либо выцвели от времени, либо у княгини не было возможности купить лучшие. Ведь она была лишенкой в советские времена и уже не была княгиней…

  А теперь можно приглашать гостей и начать отмечать Рождество и наступление Нового года, что и нарисовал художник  А.Ф. Чернышов.

 Результат Изображение для Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. Художник Чернышев А.Ф.

  1. Сцены из семейной жизни императора Николая I.Рождественская ёлка в Аничковом дворце. Художник Чернышев А.Ф.  

      На картине женщины в нарядных бальных платьях, мужчины во фраках и мундирах, дети в изысканных и модных по возрасту платьицах и костюмах. Ёлки в зале украшены, а на потолке - огромные люстры. Всё торжественно и чинно, ибо чувствуется присутствие царственных особ либо членов его семьи,  а то и самого императора России.

  1. Чарльз Грин (?). "Рождество бывает только раз в году", (1896). Charles Green, “Christmas Comes But Once A Year,”  

      Богатая семья. Рождественский ужин (другое называние картины). Гостей обслуживает горничная или стряпуха (кухарка, повариха) в чепце и переднике. Она приносит блюдо с дымящейся запеченной индюшкой, к которому привлечены взоры гостей. Хотя некоторые равнодушны и заняты беседой. Стоит, очевидно, хозяин и следит за порядком  на столе и в обслуживании…

Это всё, что я смог узнать об этой картине, причём показанной в интернете неоднократно. Даже о художнике не удалось найти никаких сведений, кроме имени,  но картина отвечает замыслу описания избранной темы.

 Результат Изображение для Егор Зайцев "Рождественская ЁЛКА"

  1. Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» (1891) Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество», 1891 год. Музей HIRSCHSPRUNG.     Не устоял перед соблазном изобразить Рождество и датчанин Вигго Юхансен — представитель группы «Скагенские художники» и директор датской Академии художеств.

    Ярко светит в затемнённой комнате наряженная красавица ёлка. Вокруг неё мамы  или старшие сёстры детей устроили хоровод, в котором все участники, взявшись за руки, танцуют, водят хоровод  и поют на датском языке…

 Результат Изображение для новогодние сюжеты на картинах художника губарева

  1. А в далёкой России юморист художник Валентин Губарев показал встречу «Нового года» на одной из серии своих шутливых картин изображений быта родственников, друзей, соседей и знакомых, чем и повеселил зрителя. Всё пристойно и  уважительно, но карикатурно и умело нарисовано. Хоть и схематично.
  2. РЕЗУЛЬТАТ Изображение для Нисси Джени Нистрем.   Дженни Нистрем. Рождественская открытка -  «Поющие (гномы или нисси)».  Шведская художница Дженни Нистрем прославилась своими изображениями нисси. (Возможно, она их так назвала от части своеё фамилии?).  Она придумала, как выглядит этот гном и или домовой. Своих весёлых и забавных нисси она часто рисовала на рождественских открытках. На них гномы кормят домашний скот и уличных птиц, везут елки и подарки, поют песни.                     А на этой открытке нисси поют, встречая приход Рождества и наступление Нового года. Ничем эти нисси не хуже и не лучше семи известных нам гномов из сказки братьев Гримм.

      Итак, новогодние и рождественские дни наступили и продолжаются. По ходу торжеств возникают новые или вспоминаются всяческие недоделки и заботы. Как, например, эти две очаровательные девчушки (а м.б. старшая – это нежный мальчик – зритель разберётся) решили зажечь дополнительные декоративные ароматные свечки под ёлкой на крыше красивого средневекового замка. Либо установить на башне флажок…

 Похожие изображения

  1. Felix Ehrlich «Christmas», (1889).«Рождество»  Феликс Эрлих (1866-1931) немецкий художник прекрасно и тонко нарисовал эту нежную  детскую картину. Какое приятное и красивое лицо у старшей девочки (мальчика?), нежно - розовое , белые ручки, вся она  в естественной позе. Как и младшенькая, застывшая от впечатления и с вниманием смотрит, что делает сестра. Я тоже  смотрю и не могу оторваться от этих очаровательных деток…

     «Деревенщиной» считали Карла Улофа Ларссона некоторые его критики за его тягу к изображению  сельских сюжетов.  (Carl  Olof  Larsson, 1853- 1919). Шведский художник и автор фресок, картин маслом и акварелей, считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев. Мать Ларссона была прачкой, а отец - простым рабочим.

Результат Изображение для Алексей Михайлович Корин - ЁЛКА Рождественская,         

  1. Carl Larsson вырядил  девочку в  явно сельский наряд в  типично народном стиле. Эта цветастая блузка и ярко красный передник на чёрной юбке очень подходят к такой же цветной шляпке, лихо надетой на головку красавице –подростку, что залюбоваться ею невозможно. Не зря её поставили на стул, наверное, не для пустого разглядывания, а для исполнения стихов или песни. Хотя, кажется, она  прикрепляет свечку к веточке ёлки. Но девушка при этом стесняется и, покраснев, опустила головку…

     Карл Ларссон. Теперь это Рождество снова:    

33.

На другой картине того же автора паренёк в колпаке Санта-Клауса  и в смешных великоватых ботинках то ли добавляет игрушки, то ли зачитывает текст, а одна из старших девиц или мама смотрит и внимает пацану. И Карл Ларссон восклицает в своей картине:

   Now it´s chirstmas again!  Теперь это снова Рождество!

Дети спать пораньше лягутВ день последний декабря,А проснутся старше на годВ первый день календаря.Год начнется тишиною,Незнакомой с прошлых зим:Шум за рамою двойноюЕле-еле уловим.Но ребят зовет наружуЗимний день сквозь лед стекла -В освежающую стужуИз уютного тепла.Добрым словом мы помянемГода старого уход,Начиная утром раннимНовый день и новый год! 

(Дети спать пораньше лягут... С. Маршак)

 Результат Изображение для Генри Мослер на картине «Рождественское утро»

  1. Дети рано утром, даже ещё не одевшись, притаились у двери комнаты, где стоит наряженная ёлка, выглядывая, нет ли под елкой мешочка с подарками…

Американский художник Генри Мослер на картине  «Рождественское утро» (1916)  изобразил момент предвкушения удовольствия и волнительного ожидания от возможного получения привычных и долгожданных подарков от Санта-Клауса, который никогда не забывает о них. Он и не забудет!

     Не зря же он охраняет предутренний предновогодний  сон девушки на картине другого американского художника, любуясь ею и безмятежным выражением её лица…

 Результат Изображение для Нормана Роквелла, Санта Клаус

  1. «Санта Клаус», (1921). Работа американского художника и иллюстратора Нормана Роквелла.

    Мудрый, добрый Санта-Клаус пощипывает бороду и внимательно присматривается к выражению лица и прислушивается к дыханию спящей девочки, пытаясь разгадать её сон и  загадать её будущее. А на её красивом и нежном лице просматривается лёгкая добрая улыбка. Наверное, сон из приятных, какими часто бывают утренние сны, когда совсем не хочется просыпаться…

    Ещё одно рождественское утро в многодетной семье.

Результат Изображение для Вальдмюллер георг Фердинанд «Рождественское утро», (

  1. Фердинанд Георг Вальдмюллер «Рождественское утро», (1844). Бельведер, Wien. Отец, мать, бабушка, ещё семейная, возможно бездетная пара, - все заняты семью (я больше не насчитал) детьми разного, но близкого возраста, которые ещё не совсем одеты, но уже активны, веселы и жизнерадостны. Это настроение передаётся взрослым и доставляет им радость и удовлетворение в это светлое праздничное рождественское утро.

На другой картине этого же мастера, показана весёлая мизансцена приезда всей семьи с внуками к бабушке с рождественскими поздравлениями и подарками

 Результат Изображение для Нормана Роквелла, Санта Клаус

  1. Норман Роквелл рисует бурный и шумный момент прихода семьи к бабушке, живущее отдельно. И внук кричит во весь голос: Мы приехали, бабуся! С рождеством! Мы приехали на нашем новом Плимуте! Merry Christmas Grandma… We Came in Our New Plymouth! (Картина  нарисована в 1951г.)

Мне кажется странным количество подарков, но нам не известен состав семьи бабушки…

А на посошок несколько картин анималистов, изобразивших моменты  полготовки кошек к новому году.        

 5352660-800-1450447465-67676.jpg

  1. Картина талантливого продолжателя династии художников Нефтекамска - Александр Мохов, 2005 год.

   Автор картины  рассказывает о любопытной рыжей кошке с белыми пятнами на морде, раскачивающей лапой большой шар, висящий на ёлочных «лапах», вставленных в вазу. Кошка  любуется меняющимися бликами цвета на нём при вращении шара. На столе – остатки трапезы с апельсиновыми корками, горящей свечой в бокале и фужер. Недалеко  - тёмная бутылка вина.

Результат Изображение для Егор Зайцев "Рождественская ЁЛКА"

  1. И. Демина "Новогодний стол"  из альбома «Скоро Новый год» 2013. Современная молодая художница. Родилась в 1988 году. Её картинку набедокурившего хитрого и безмятежного грязно-серо-коричневого кота трудно не заметить и не оценить. Оставив на праздничном столе свои объедки, аккуратно сложенные на тарелках, он лежит в безмятежной позе, подперев голову лапой, нагло смотрит на ошеломлённую хозяйку, ожидая от неё взбучки, но продолжает посасывать из рюмки вино, думая: «А, что уж будет, то и будет!». Мол, не впервой… Мяв на них на всех…

 Image result for Генриетта Роннер-Книп «Под елкой»

  1. Генриетта Роннер-Книп «Под елкой» («Котята с куклой»)

           Генриетта Роннер Книп ( 1821- 1909) бельгийская художница анималистка голландского происхождения, наиболее известная благодаря своим картинам с изображением кошек.  В последние годы жизни она жила в доме с большим садом, где держала собак, кошек и попугая, которые стали героями не только её картин, но и скульптур. В 1887 году она получила Орден Леопольда I, а в 1901 году-стала кавалером Ордена Оранских-Нассау.

    Милые и забавные котята очень небрежно обращаются с куклой, содрав с неё паричок с косой полулёжа на ней… Да и ёлка едва видна, так как на мизансцены сюжета – котята.

  Но уже на часах полночь, а это значить, что Новый Год уже наступил и нам следует это отметить как положено с бокалом шампанского в руке, что нам помог сделать на последней картине, предложенных вашему вниманию:

 Результат Изображение для Егор Зайцев "Рождественская ЁЛКА"

  1. Работа известного всему миру художника - иллюстратора Инге Лёёк. Инге Лоок – известная в Финляндии художница, прославившаяся веселыми тетушками-леди, а в русском переводе - старушками-хохотушками. Картины с их изображениями давно уже поселились в социальных сетях. Вот и на этой картинке, тётушки, приклеив усы, отметили тортом и рюмочкой шампанского наступление Нового Года…

  Что я вам всем пожелаю это сделать, когда огненный  (или «жареный») петух – символ будущего 2017 года, вас клюнет в...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.andersval.nl

Рождество на картинах европейских художников из русских музеев.

Тема Рождества Христова в западной религиозной живописи одна из самых популярных. Вот десять шедевров, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

XV век, Эрмитаж

Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане — «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой — «Избиение младенцев».

10 европейских картин о Рождестве в музеях России

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. XV век, Эрмитаж

10 европейских картин о Рождестве в музеях России

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу. 2-я половина XV века, ГМИИ

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу

2-я половина XV века, ГМИИ

Вместе с Богоматерью новорожденному Младенцу поклоняется ребенок постарше — Иоанн Креститель, по западным легендам — его двоюродный брат. За плечом Иоанна можно разглядеть топор лесоруба, воткнутый в пень, — напоминание, что этому святому отрубят голову.

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу

около 1480 года, Эрмитаж

Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай — ведь у райского сада обязательно есть забор!

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу. Около 1480 года, Эрмитаж

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество (Святая ночь). Около 1520 года, ГМИИ

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество» (Святая ночь)

около 1520 года, ГМИИ)

События на картине происходят глубокой ночью. Теплый свет, озаряющий Мадонну и ангелов, идет не от какого-нибудь искусственного источника тепла, а от самого тела Младенца. Ангелы слева вверху поют, держа в руках лист с нотами.

Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»

2-я половина XVI века, Эрмитаж

Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии — например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 2-я половина XVI века, Эрмитаж

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство. 1645, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство

1645, Эрмитаж

Мария с ребенком и мужем уже дома, в Назарете. Это ясно из того, что на заднем плане в тени написан плотник святой Иосиф — он стоит у своего верстака, строгая ярмо. Один из ангелов, спускающихся с небес, — в позе Распятия, чтобы напомнить зрителю, чем закончится эта семейная идиллия.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов

1570-е годы, Эрмитаж

Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом — истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов. 1570-е годы, Эрмитаж

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. 2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу

2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Если художник хотел изобразить роскошь и богатство — он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени — он писал эпизод Поклонения пастухов. В руках у персонажей картины — мощные пастушьи посохи.

Рутилио Манетти. Поклонение волхвов

начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша.

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

10 ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТИН О РОЖДЕСТВЕ В МУЗЕЯХ РОССИИ

Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646-1650 годы, Эрмитаж)

Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов

1646–1650 годы, Эрмитаж

Одна из легенд гласит, что пастухи, которым ангел возвестил о рождении Мессии, охраняли не обычное стадо, а животных, которые предназначались для жертв в Иерусалимском храме. По богословским толкованиям, эти простые люди символизируют будущих духовных пастырей и являются первыми евангелистами.

www.culture.ru

Рождество в русской живописи - Irchy's Nest

Рождество Христово на Руси - великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества - Сочельник - принято воздерживаться от приема пищи: "До первой звезды нельзя". По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.

Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.

Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его... - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

Анатолий Анатольевич Коробкин - Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.Анатолий Анатольевич Коробкин - Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.

...По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово - "Рождество". Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

Генрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. ВрубеляГенрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Борис Михайлович Кустодиев - Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, КраснодарБорис Михайлович Кустодиев - Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Александр Алексеевич Бучкури - Рождественский базар, 1906 г.Александр Алексеевич Бучкури - Рождественский базар, 1906 г.

Рождественский романс Твой Новый год по темно-синей Волне средь моря городского Плывет в тоске необъяснимой, Как будто жизнь начнется снова, Как будто будет свет и слава, Удачный день и вдоволь хлеба, Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево. - Иосиф Александрович Бродский (1961)

Владимир Юрьевич Жданов - СочельникВладимир Юрьевич Жданов - Сочельник

Виктор Лукьянов - Рождество, 2001 г.Виктор Лукьянов - Рождество, 2001 г.

Какое блаженство, что блещут снега, Что холод окреп, а с утра моросило, Что дико и нежно сверкает фольга На каждом углу и в окне магазина. Пока серпантин, мишура, канитель Восходят над скукою прочих имуществ, Томительность предновогодних недель терпеть и сносить — что за дивная участь...- Белла Ахмадулина, декабрь 1974

Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.

Александр Викторович Моравов - Рождественская ёлка, 1921 г.Александр Викторович Моравов - Рождественская ёлка, 1921 г.

Алексей Соловьев - Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.Алексей Соловьев - Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.

Рождество

Мой календарь полу-опалыйпунцовой цифрою зацвел;на стекла пальмы и опалымороз колдующий навел.Перистым вылился узором,лучистой выгнулся дугой,и мандаринами и боромв гостиной пахнет голубой.- Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин

Сергей Михайлович Коровин (род. 1957) - РождествоСергей Михайлович Коровин (род. 1957) - Рождество

Ирина Владимировна Рыбакова - Рождество, 2009 г.Ирина Владимировна Рыбакова - Рождество, 2009 г.

Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, 1896 г..jpgCергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, 1896 г.

Леонтий Никифорович Мазанов - Рождественский вечер, 1919 г.Леонтий Никифорович Мазанов - Рождественский вечер, 1919 г.

Был вечер поздний и багровый,Звезда-предвестница взошла.Над бездной плакал голос новый -Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,Как долгий визг веретена,Пошли в смятеньи старец важный,И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:В невозмутимой тишинеСреди толпы возник ИудаВ холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,Послали весть во все концы,И на губах ИскариотаУлыбку видели гонцы.- Александр Блок (1902)

Сергей Смирнов - Сочельник. Час первой звездыСергей Смирнов - Сочельник. Час первой звезды

Где ночь бросает якоряВ глухих созвездьях Зодиака,Сухие листья октября,Глухие вскормленники мрака,Куда летите вы? ЗачемОт древа жизни вы отпали?Вам чужд и странен Вифлеем,И яслей вы не увидали.Для вас потомства нет — увы,Бесполая владеет вами злоба,Бездетными сойдёте выВ свои повапленные гробы.И на пороге тишины,Среди беспамятства природы,Не вам, не вам обречены,А звёздам вечные народы.- Осип Мандельштам (1920)

Юрий Николаевич Волков - Сочельник, 2000 г.Юрий Николаевич Волков - Сочельник, 2000 г.

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -Праздник РождестваМы друг другу скажемТеплые слова.

Тихо снег ложится:За окном зима,Чудо здесь свершитсяИ зажжет сердца.

Пусть улыбки вашиВ этот дивный деньБудут счастьем нашимИ подарком всем.

Льются звуки жизни,Счастья и добра,Озаряя мыслиСветом Рождества.- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)

Александр Алексеевич Бучкури - Катание на святках. Холст, маслоАлександр Алексеевич Бучкури - Катание на святках. Холст, масло

Надежда Полуян–Внукова (Украина) - У бабушки перед РождествомНадежда Полуян–Внукова (Украина) - У бабушки перед Рождеством

Надежда Полуян–Внукова (Украина) - Рождественский вечерНадежда Полуян–Внукова (Украина) - Рождественский вечер

Звезда сияла на востоке,И из степных далеких странСедые понесли пророкиВ дань злато, смирну и ливан.

Изумлены ее красою,Волхвы маститые пошлиЗа путеводною звездоюИ пали до лица земли.

И предо мной, в степи безвестной,Взошла звезда твоих щедрот:Она свой луч в красе небеснойНа поздний вечер мой прольет.

Но у меня для приношеньяНи злата, ни ливана нет, -Лишь с фимиамом песнопеньяПадет к стопам твоим поэт.- Афанасий Фет (1887)

Константин Александрович Трутовский - Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.Константин Александрович Трутовский - Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.

Федот Васильевич Сычков - Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63x83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи.jpgФедот Васильевич Сычков - Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63x83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи

А ЕЩЁ:

- Новый год в русской и советской живописи- С первого по тринадцатое- Масленица в русской живописи- Снежные котики- Совы Босха- Зимние красавицы- Великая сила искусства- Будка Дюрера в Москве

irastrange.livejournal.com

Рождественские картины – Ярмарка Мастеров

зима

Снег под Рождество

Январь. Шестое число.День понедельник.Шел тихий снег под РождествоВ Святой сочельник.Он падал на поля и леснебесной манной,летел откуда-то с небесобетованных.Прекрасно было и светлоего паденье,природе жизнь несло оно,душе - смиренье.И утолялась страсть земнаяСвятой десницей,и разносилась весть благая:"Христос родится!"Александр Колосок2003 г.

снегНино Чакветадзе (Грузия, род. 1971) Рождество 2012 г.рождествоСажаев Михаил Петрович (род. 1948) В Сочельник утром.

2015 годБулыгин Иван Николаевич. Рождественский сочельник.

праздникСмирнов Сергей Иванович (род. 1954) Сочельник. Час первой звезды. 1997 г.

январьКолесников Степан Федорович (Россия, 1879-1955). Сочельник.

Колесников Степан Федорович (1879-1955). После службы.

Волков Юрий Николаевич (род. 1952). Сочельник. 2000 г.Под РождествоЛунная дорожкаПролегла стрелойНад замерзшей ледяной рекой.Выгляни в окошко,И увидишь тыТеплый свет рождественской звезды.Бабушкина сказкаЛьется, как вода.След от санок у искристого пруда.Вновь летят салазки,Снег со всех сторон...Ну, а может, это просто сон?Звездочка на елке,Шарики блестят,И гирлянды золотом горят.Все везде замолкло.Всюду сон.На сочельник будет вещий он.Москалева Елена Евдокимовна (род. 1952). Рождественская ночь.Терещенко Валентин Степанович (род. 1941). Сочельник.Anton Heinrich Dieffenbach (German, 1831-1914). A Christmas Party (Рождественская вечеринка).Carl Larsson (Swedish, 1853-1919). The Christmas Eve (Сочельник). 1904 г.Henry Tonks (British, 1862-1937). Steer at Home, 109 Cheyne Walk (on Christmas Eve) 1930 г.Josef Lada (Czech, 1887-1957). Vnoce (Рождество). 1955 г.Emil Czech (Austrian, 1862-1929). Heiligabend. Weihnachtstrume (Сочельник. Рождественские мечты). 1913 г.Marie (Rie) Cramer (Dutch, 1887-1977). A Chrismas Scene with Little Children dressed up Like Angels.Marie (Rie) Cramer (Dutch, 1887-1977). Drei Knige (Три царя).Franz Skarbina (German, 1849-1910) Bohemian Church on Christmas Eve (Церковь в Богемии в Сочельник). 1903 г. Stiftung Stadtmuseum, BerlinOtto Piltz (German, 1846-1910) Heilige 3 Knige (Святые три царя). 1907 г.Ugo de Cesare (Italian, born 1950) La sera di Natale (Рождественский вечер). 2006 г.Anders Zorn (Swedish, 1860-1920) Christmas Morning Service (Рождественская утренняя служба). 1908 г.***Пусть у каждой семьи, будет теплый, уютный очаг…Чтоб за общим столом все собрались в Рождественский вечер.Чтобы ангел-хранитель, задержался надолго в гостях,И провел всех живыми к Иисусу Христосу навстречу…Благодать пусть придет и наполнит любовью сердца,Пусть Господь сохранит и подарит любовь и надежду.Пусть не сходят улыбки и светятся счастьем глаза,И подарит сочельник всем светлую, добрую нежность…William C.Bauer (American, 1862-1904) Christmas Eve (Сочельник). William C.Bauer (American, 1862-1904) Christmas Eve (Сочельник).Гравер Э.Даммюллер Одна из моделей Вифлеема и его окрестностей, выставляемых в итальянских церквях на рождественских праздниках. 1874 г.

С Рождеством, дорогие друзья!

www.livemaster.ru

Рождество в русской живописи

Рождество Христово на Руси - великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества - Сочельник - принято воздерживаться от приема пищи: "До первой звезды нельзя". По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.

Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.

Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его... - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

Анатолий Анатольевич Коробкин - Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.

...По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово - "Рождество". Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

Генрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Борис Михайлович Кустодиев - Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Александр Алексеевич Бучкури - Рождественский базар, 1906 г.

Рождественский романсТвой Новый год по темно-синейВолне средь моря городскогоПлывет в тоске необъяснимой,Как будто жизнь начнется снова,Как будто будет свет и слава,Удачный день и вдоволь хлеба,Как будто жизнь качнется вправо,качнувшись влево.- Иосиф Александрович Бродский (1961)

Владимир Юрьевич Жданов - Сочельник

Виктор Лукьянов - Рождество, 2001 г.

Какое блаженство, что блещут снега,Что холод окреп, а с утра моросило,Что дико и нежно сверкает фольгаНа каждом углу и в окне магазина.Пока серпантин, мишура, канительВосходят над скукою прочих имуществ,Томительность предновогодних недельтерпеть и сносить — что за дивная участь...- Белла Ахмадулина, декабрь 1974

Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.

Александр Викторович Моравов - Рождественская ёлка, 1921 г.

Алексей Соловьев - Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.

Рождество

Мой календарь полу-опалыйпунцовой цифрою зацвел;на стекла пальмы и опалымороз колдующий навел.Перистым вылился узором,лучистой выгнулся дугой,и мандаринами и боромв гостиной пахнет голубой.- Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин

Сергей Михайлович Коровин (род. 1957) - Рождество

Ирина Владимировна Рыбакова - Рождество, 2009 г.

Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, 1896 г.

Леонтий Никифорович Мазанов - Рождественский вечер, 1919 г.

Был вечер поздний и багровый,Звезда-предвестница взошла.Над бездной плакал голос новый -Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,Как долгий визг веретена,Пошли в смятеньи старец важный,И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:

В невозмутимой тишинеСреди толпы возник ИудаВ холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,Послали весть во все концы,И на губах ИскариотаУлыбку видели гонцы.- Александр Блок (1902)

Сергей Смирнов - Сочельник. Час первой звезды

Где ночь бросает якоряВ глухих созвездьях Зодиака,Сухие листья октября,Глухие вскормленники мрака,Куда летите вы? ЗачемОт древа жизни вы отпали?Вам чужд и странен Вифлеем,И яслей вы не увидали.Для вас потомства нет — увы,Бесполая владеет вами злоба,Бездетными сойдёте выВ свои повапленные гробы.И на пороге тишины,Среди беспамятства природы,Не вам, не вам обречены,А звёздам вечные народы.- Осип Мандельштам (1920)

Юрий Николаевич Волков - Сочельник, 2000 г.

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -Праздник РождестваМы друг другу скажемТеплые слова.

Тихо снег ложится:За окном зима,Чудо здесь свершитсяИ зажжет сердца.

Пусть улыбки вашиВ этот дивный деньБудут счастьем нашимИ подарком всем.

Льются звуки жизни,Счастья и добра,Озаряя мыслиСветом Рождества.- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)

Александр Алексеевич Бучкури - Катание на святках. Холст, масло

Надежда Полуян–Внукова (Украина) - У бабушки перед Рождеством

Надежда Полуян–Внукова (Украина) - Рождественский вечер

Звезда сияла на востоке,И из степных далеких странСедые понесли пророкиВ дань злато, смирну и ливан.

Изумлены ее красою,Волхвы маститые пошлиЗа путеводною звездоюИ пали до лица земли.

И предо мной, в степи безвестной,Взошла звезда твоих щедрот:Она свой луч в красе небеснойНа поздний вечер мой прольет.

Но у меня для приношеньяНи злата, ни ливана нет, -Лишь с фимиамом песнопеньяПадет к стопам твоим поэт.- Афанасий Фет (1887)

Константин Александрович Трутовский - Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.

Федот Васильевич Сычков - Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63x83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи

irastrange

socialego.mediasole.ru


Смотрите также