Творчество Рубенса. Картина рубенса


Творчество Рубенса. Описание картин - FiloLi.ru

Ноябрь 26, 2012

В течение жизни Рубенс неустанно стремился постичь все тайны профессии художника. Он был одаренным рисовальщиком, наделенным могучей фантазией сочинителем композиций, гениальным колористом, мастерски использовал светотень для моделировки объемов и форм. Пожалуй, в живописи не осталось ничего, что оказалось бы неподвластно ее признанному королю.

рубенс

Автопортрет с Изабеллой Брандт

1609-1610; 178х73136,5 смСтарая пинакотека, Мюнхен* * *Эта картина была написана Рубенсомпо случаю его бракосочетанияс Изабеллой Брандт

Нельзя сказать, что Рубенсу чрезвычайно повезло со временем рождения. Художественный контекст эпохи, в которую ему довелось жить, можно смело назвать убогим, поскольку он таковым и является. С момента смерти Питера Брейгеля Старшего в 1569 году в этом регионе так и не появилось ни одного мастера, который смог хотя бы сравниться с этим великим художником.

Вот почему главной проблемой для начинающих живописцев того времени было найти учителя, способного не только поделиться собственными знаниями и умениями, но и дать молодым талантам мощный импульс для дальнейшего самосовершенствования.

Учителя Рубенса

За весь период своего ученичества Рубенс побывает в стенах трех мастерских. У Тобиаса Верхахта он осваивал самые азы профессии, у Адама ван Ноорта, пользовавшегося гораздо большим авторитетом среди коллег, он приобретает навыки создания многофигурных композиций. Именно ван Ноорт пытается в силу своих возможностей продолжить традицию фламандской живописи, с которой связаны такие имена, как ван Эйк (ок. 1390-1441), ван дер Вейден (ок. 1400-1464), и др.

Может быть, Рубенс и остался бы в мастерской ван Ноорта подольше, но, по его же собственному признанию, учитель был «насколько действительно оригинальным художником, настолько и своенравным человеком, обходившимся со своими учениками слишком грубо». Так после четырех лет обучения у ван Ноорта Рубенс оказывается в мастерской Отто ван Веена (Вениуса).

Это был человек высокообразованный, обладавший превосходным вкусом и изысканными манерами, не позволявший себе грубости и бесцеремонности по отношению к ученикам. Вениус является одним из членов элитарной группы так называемых «романцев» — художников, когда-то учившихся в Италии и с тех пор с гордостью несущих символический факел гуманистических идеалов эпохи Ренессанса.

Исследователи отмечают, что работы Отто ван Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Тем не менее, этот художник оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса, привив ему интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии.

Эжен Фромантен, рассказывая об учителях Рубенса, писал:

«Нет ничего более противоположного, чем контраст, представляемый ван Ноортом и Вениусом, этими столь неодинаковыми по характеру и, следовательно, столь различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями.

Нет ничего более причудливого, чем судьба, призвавшая их, одного за другим, к разрешению столь ответственной задачи, как воспитание гения. Заметьте, что противоположности их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколь и дерзновенной.

В отдельности они представляли собой противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нем возможностей, с его гармонией, равновесием и единством, но только без его гения».

И как итог: «Без этих наставников вряд ли и Рубенс был таким, каким мы его видим».

Второе рождение Рубенса

В возрасте 23 лет Рубенс прибывает в Италию, которая уже в течение нескольких лет является землей обетованной всего европейского искусства. С одной стороны мастер хотел увидеть воочию страну великого античного и современного искусства, памятники Древнего Рима и произведения гениев итальянского Возрождения — Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.

Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе (1528-1588), могучие, полные динамизма и необычных ракурсов композиции Тинторетто (1518-1594) и особенно универсальный живописный дар Тициана (ок. 1488-1576) — все это оставит самый глубокий след в его творчестве.

В Мантуе Рубенс восхищается интерьером Камеры дельи Спози, оформление которого принесло в свое время европейскую славу Андреа Мантенье (ок. 1430-1506), а во Флоренции копирует картины и рисунки Леонардо да Винчи и изучает скульптуры работы Микеланджело. В Риме Рубенс все свое время посвящает изучению памятников античного искусства и в одном из своих писем отмечает: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытаюсь следовать, но сравниться с которым я не смею и помыслить».

Из актуальных веяний, формировавших направление развития итальянского искусства в то время, по-видимому, самым значительным являлось творчество Караваджо, который находился в зените своей славы как раз в тот период, когда Рубенс впервые приехал в Рим. Караваджо был всего на четыре года старше Рубенса, но его картины произвели на фламандца огромное впечатление, он даже сделал с них несколько копий.

Но если Рубенс преклонялся перед реализмом Караваджо, который выходил далеко за рамки того, что пытались позволить себе художники его времени, то технику итальянца он считал для себя неприемлемой — в отличие от техники болонского мастера Аннибале Карраччи, который тогда же работал в Риме над оформлением дворца Фарнезе. Карраччи изобрел метод быстрого исполнения набросков мелом, который Рубенс тут же у него перенял.

Стилистика Карраччи существенно отличалась от манеры Караваджо. Он проповедовал классические концепции, а его композиция отличалась скульптурным величием с разнообразным отражением традиционных элементов. Такое самовыражение Рубенс считал наиболее созвучным собственному творческому подходу.

Рубенс — художник барокко?

В течение долгого времени Рубенса считали типичным представителем стиля барокко. Но сегодня искусствоведы стараются избегать подобного определения. Искусство Рубенса отличается живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете их тяжеловесной красоты, и все это, в общем, было свойственно эстетике барокко.

Но самые характерные черты этого стиля, а именно условность и внешняя, иногда ложная, экзальтация, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Картины художника, написанные им сразу же по возвращении с Апеннинского полуострова в Антверпен, отмечены сильным влиянием итальянской живописи — и в особенности, творчества Тициана. Но постепенно в живописи Рубенса начинает пробиваться его индивидуальный стиль. Наследуя богатые традиции итальянского искусства, художник пропускает их сквозь призму собственного понимания живописи, и тут, возвращаясь к началу этой главы, необходимо признать: явление Рубенса в искусстве было весьма своевременным!

Неужели великие недостаточно поработали для него? И не для него ли Рафаэль приготовил свои изысканные композиционные решения, Микеланджело — атлетизм фигур, Тициан — динамику и размах, Веронезе — цвет, Караваджо — свет, Тинторетто — жест? Конечно, многие современники великого фламандца использовали некоторые достижения итальянских мастеров, но чтобы гениально сочетать в своем творчестве все без исключения, следовало быть именно Рубенсом!

Картины Рубенса, описание

картина рубенса «снятие с креста»Снятие с Крестакартина рубенса «вознесение Богоматери»Вознесение Богоматерикартина рубенса «похищение дочерей Левкиппа»Похищение дочерей Левкиппакартина рубенса «Охота на львов»Охота на львовкартина рубенса «Крестьянская свадьба»Крестьянская свадьбакартина рубенса «Пейзаж с замком»Пейзаж с замкомкартина рубенса «Суд Париса»Суд Париса

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Живопись Рубенса - Интересное рядом.

Три Распятия, 1620. Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам

воскрешение ХристаВоскрешение Христа, 1612.Антверпен, Кафедральный Собор

МадоннаМадонна со святыми и ангелами, 1634.Церковь Святого Иакова в Антверпене

Святой ИеронимСвятой Иероним в своей келье, 1608-1609.  Шлосс Сансучи, Потсдам

Святой СебастьянСвятой Себастьян, 1614.Музей Стаатлих, Берлин

Христос на кресте.1627: Rockox дом, Антверпен

Снятие с креста.1617: Musйe изящных искусств, Лилль "

"Поклонение волхвов".1629: Musйe дю Лувр, Париж

"Поклонение волхвов".1619: Musйe изящных искусств, Лион

Благовещение.1628: Рубенс дом, Антверпен

Успения Пресвятой Богородицы.1626: ПР Vrouwekathedraal, Антверпен 

Мадонна в венке.1620: Старая Пинакотека, Мюнхен

Мадонна с младенцем в Венке цветов.1621: Musйe дю Лувр, Париж

АллегорияАллегория - Четыре Континента, 1615.  Исторический Музей, Вена

ЮдифьЮдифь с головой Олофрена, 1616. Музей герцога Ульриха Антона, Брауншвейг

Равнодушная Венера, 1614 г. Антверпен, Королевский музей изящных искусств

Пан и Сиринга , 1617-19 гг. Кассель, Государственные музеи

Венера и Адонис, ок. 1635 гг. Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Юнона и Аргус, 1611 г. Кёльн, музей Валлрафа Рихартца

Купидон, натягивающий лук, 1614 г. Мюнхен, Старая пинакотека

Два сатира, 1618-1619.  Альт Пинакотека, Мюнхен, Германия

vovikte.livejournal.com

Творчество Питера Пауля Рубенса

В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.

По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов.

Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 1611 — 1613 годов) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста» (около 1610—1611, Антверпен, Собор), где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озаренного узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников. Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы, иными словами ее верховной строфой» (Фромантен). «Воздвижение креста» показывает, как переосмысливал фламандский живописец опыт итальянцев. У Караваджо Рубенс заимствовал мощную светотень и пластическую убедительность форм. Вместе с тем выразительные фигуры Рубенса исполнены патетики, охвачены стремительным напряженным движением, какие были чужды искусству Караваджо. Склоненное порывом ветра дерево, ярость усилий атлетически сложенных палачей, поспешно поднимающих крест, резкие ракурсы сплетающихся друг с другом фигур, беспокойные блики света и тени, скользящие по трепещущим от напряжения мышцам,— все сливается в единый стремительный порыв, объединяющий и человека и природу.

Рубенс охватывает целое в его многообразном единстве. Каждая индивидуальность раскрывает характер во взаимодействии с другими персонажами. Рушатся принципы классической композиции искусства Возрождения с типичной для нее замкнутостью и изолированностью изображаемой сцены. Пространство картины решается как часть необъятного окружающего мира. Это впечатление подчеркнуто диагональю креста, словно вырывающегося за пределы рамы смелым срезом дерева и фигур. Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611—1614, Антверпен, Собор).

Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо его произведений. Герои античных мифов, христианских легенд, современные ему исторические деятели и люди из народа живут в его полотнах неутомимой жизнью; воспринимаются как часть могучей первозданной природы. Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.

Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип. Рассказы о подвигах античных богов и героев — свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования. В «Вакханалии» (1615—1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства), изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы — носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия.

Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, бурной жизнью природы. Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы. В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619—1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор — он подчеркивает структуру композиции. Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами. Патетика композиции усиливается низким горизонтом, благодаря которому фигуры героев возвышаются над зрителем и четко смотрятся на фоне бурного неба.

Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» (Дрезден, Картинная галерея), «Охота на львов» (около 1615, Мюнхен, Старая пинакотека; эскиз — Санкт-Петербург, Эрмитаж). Ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Трепет жизни передан художником во всех явлениях материального мира, его природных формах.

Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета. Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи, смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.

Эти особенности лучистой палитры Рубенса характеризуют шедевр Эрмитажа — картину «Персей и Андромеда» (1620—1621, прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда. Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. Героическая тема раскрыта живописно-пластическими средствами, напряженной внутренней динамикой линий, форм, ритмов. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. Грозно сверкает металл доспехов Персея. Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее композицию, подобно вихрю, воспринимается как отзвук недавней битвы. По мере приближения к Андромеде оно замирает и едва ощущается в трепете плавных очертаний ее фигуры. К ней устремляется уверенной мужественной поступью Персей, легко и стремительно летит богиня победы Виктория, венчающая Персея лавровым венком. Ярко-красный цвет плаща Персея, холодное серебро его лат контрастируют с теплым нежным тоном тела Андромеды, точно сотканного из света, окруженного ореолом сверкающих золотых волос. Световоздушная среда растворяет контуры ее тела. Тончайшие сопоставления розово-желтых тонов с голубыми полутонами, коричневых тонов с вспыхивающими красными рефлексами придают трепетность круглящимся формам. Мерцающие пятна светло-желтого, розового, красного и голубого — развевающихся одежд, объединенные золотистым подмалевком, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования.

К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца. Это своего рода живописная ода в честь правительницы Франции. В полотне «Прибытие Марии Медичи в Марсель» театральность целого сочетается с естественностью и свободой в расположении фигур.

В 1620-е годы Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» (около 1625, Санкт-Петербург, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется па темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения.

Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. В «Автопортрете» (около 1638, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка — все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Пресыщенный славой и почестями, он ушел от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн. Рубенс писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636, Лувр, Париж). Часто в его произведениях звучат интимные ноты. Полон особой свежести образ Елены Фоурмен, молодой фламандки, с ее упругим телом, атласной кожей, мягкими пушистыми волосами, блестящими глазами — пышной, цветущей, женственно-обаятельной. Переливающееся нежными перламутровыми красками тело оттенено темным пушистым мехом шубки — картина «Шубка», (1638—1639, Вена, Историко-художественный музей). Художник тонко чувствует оттенки полупрозрачных красок, нежных, голубовато-серых теней, розовых мазков, переходящих друг в друга и образующих словно эмалевый сплав.

Одна из центральных тем этого периода — сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635, Флоренция, галерея Питти). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 годами, Мадрид, Прадо), где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли. В дальнейшем творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи. Особое значение оно имело для формирования фламандской живописи, и прежде всего — Ван Дейка.

Рубенс Питер Пауль. Картины →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru


Смотрите также