Мистическая история картины Ивана Крамского «Русалки». Картина русалки


Мистическая история картины Ивана Крамского «Русалки»

И. Крамской. Русалки, 1871. Фрагмент

И. Крамской. Русалки, 1871. Фрагмент

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки». И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

И. Крамской. Автопортрет, 1867

И. Крамской. Автопортрет, 1867

Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок. 

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,... что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было. 

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.

И. Крамской. Русалки, 1871

И. Крамской. Русалки, 1871

 

art.mirtesen.ru

Русалки. Описание картины Крамского

Иван Крамской. Русалки.(на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь»). 1871. Холст, масло. 88 x 132. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.

Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь!» Он любил Гоголя, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. И пусть это только сказка, и сказочным кажется дом на горе, и дремучий лес, и глухой, заросший пруд, и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды, и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Картина стоила Крамскому немалого труда. Сохранились эскизы, наглядно показывающие, как постепенно художник отходил от иллюстративного метода, искал средства живописного воплощения поэзии лунной ночи: того «впечатления сказочного», о котором он писал Васильеву в августе 1871 года, когда, с опозданием прибыв в имение П.С.Строганова Хотень Харьковской губернии, где они сговорились встретиться, не застал уже Васильева, выехавшего в Ялту. О том влиянии, которое двадцатилетний Васильев оказывал не только на ровесников, но и на Крамского, свидетельствуют и сама картина, и письма, Крамской так и не сумел добиться результата, который удовлетворил бы его самого: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука — луна».

«Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи.

Картина представляет берег реки в лунную ночь. Справа пригорок, на нем усадьба, окруженная тополями. На заднем плане лес. На заросшем тростником берегу, на стволе свалившегося, перекинутого через реку гиганта-тополя в мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всей картине лежит глубокая печать поэзии и тихой грусти. Общий тон гармонирует с характером таланта художника, который сам причислял себя к разряду «тихоструйных».Все тихо — полная лунаБлестит меж ветел над прудом,И возле берега волнаС холодным резвится лучом.  

Михаил Лермонтов  

Сам Крамской картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще, и мне хотелось бы ее поправить».

И все же произведение Крамского было по-своему знаменательно для русской живописи, поскольку в нем, как и в «Бабушкиных сказках» В.М.Максимова, впервые проявился интерес к народной поэзии, пока еще опосредованный, воспринятый в литературной обработке, но уже прокладывающий тропинку, по которой пойдет сначала В.М.Васнецов, а затем и другие русские художники.

Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.

Источник: http://www.tanais.info/art/kramskoy33more.html 

Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.

Похожие записи

design-kmv.ru

Эта картина собирает очереди в Третьяковке. C ней вечно творится настоящая мистика!

Иван Николаевич Крамской по праву считается одним из лучших мастеров жанровой живописи. Его картины по сей день собирают толпы в галереях, а история их создания будоражит сердца.

Сегодня редакция «ОФИГЕННО» расскажет тебе об одном из лучших полотен Крамского — картине «Русалки». История этой картины таит в себе много загадочных и даже мистических моментов!

Идея картины посетила Крамского после прочтения повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Книга произвела на художника неизгладимое впечатление, и в его голове созрел сюжет.

Причем Иван Николаевич вовсе не хотел делать банальную иллюстрацию к гоголевскому произведению. Для него гораздо важнее было передать атмосферу тихой украинской ночи, а заодно визуализировать мифы и легенды. Ведь народные предания рассказывали, что в русалок превращались утонувшие девушки!

Чтобы передать неповторимую атмосферу мистической ночи, герой нашего рассказа много времени проводил при свете луны, пытаясь передать на полотне ее призрачное мерцание. В одном из своих писем художник сетовал: «Всё стараюсь поймать луну... Товарищи говорят, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна!»

Особенно осложнял задачу тот факт, что самого ночного светила на картине Крамского не было. Ему нужно было лишь показать неуловимые лунные блики на призрачных фигурах русалок.

Но самое сложное оказалось переубедить многих знакомых, что работа над картиной с «бесовским» сюжетом не несет никакой опасности. Особенно за художника боялись простые люди, верившие в то, что нечисть на картине может ожить!

Конечно же, прогрессивные друзья-художники, как и сам Крамской, вовсе не верили в русалок и прочую нечисть, но некоторая нервозность всё же передалась. Окончив работу, Иван Николаевич даже облегченно признался: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи. А если и не поймал луны, то всё же нечто фантастическое вышло!»

Картина «Русалки» была показана публике на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года. Ее повесили рядом с еще одним знаковым полотном русской живописи — картиной Саврасова «Грачи прилетели». В первую же ночь с «Русалками» стало твориться что-то необъяснимое...

Всё началось с того, что утром картину Крамского обнаружили на полу. Она свалилась со стены ночью без видимой на то причины. Художники посмеялись, что русалкам не понравилось соседство с грачами, но вскоре всем стало не до шуток...

Сразу после выставки обе упомянутые картины купил для своей коллекции Павел Третьяков. «Грачей» Саврасова он сразу же распорядился повесить в своем кабинете, а вот «Русалки» долгое время не могли найти себе место.

В какой бы комнате ни находилась работа Крамского, всюду ее сопровождало нечто сверхъестественное. Слуги Третьякова клялись, что по ночам слышат, как из помещения с картиной доносится плеск воды и девичье пение, а от дверей веет прохладой. Дошло до того, что уборщицы наотрез отказались заходить в комнату с «Русалками»!

Хотя Третьяков не был суеверным и не верил в россказни прислуги, но вскоре сам обратил внимание, что начинает быстро уставать, если долго находится рядом с картиной. К тому же посетители галереи тоже жаловались, что подолгу рассматривать «Русалок» попросту невозможно...

Вскоре начали шириться слухи о том, что все девушки, которые слишком долго смотрели на картину, сошли с ума, а одна из них даже утопилась в Яузе! Естественно, никаких подтверждений этому не было, но люди продолжали верить в чертовщину, творящуюся вокруг работы Крамского.

Жалобы на картину продолжали сыпаться до тех пор, пока старушка-нянька, жившая в доме Третьяковых, не посоветовала перевесить полотно в дальний угол. «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!» — истолковала бабуля.

Как бы там ни было, а тема русалок-утопленниц и по сей день тревожит многих людей и находит отображение в творчестве мировых знаменитостей.

Даже если ты не веришь в чертовщину, нельзя не признать того, что «Русалки» Крамского производили на публику мощнейшее впечатление. Халтурно нарисованная картина никогда не обрастет таким количеством легенд и слухов!

Расскажи историю этого выдающегося полотна своим друзьям. Отныне они будут смотреть на «Русалок» другими глазами!

ofigenno.com

Мистическая история картины Ивана Крамского "Русалки"

    Ко всяким проявлениям мистицизма, я, считая себя человеком рационалистическим, отношусь с вполне понятным скептицизмом. Но иногда, особенно когда речь заходит об изобразительном искусстве, мой скептицизм дает некоторую слабину, уж слишком таинственными и необъяснимыми являются некоторые истории, происходящие с теми или иными произведениями живописи.    Одну из таких историй я хотел бы предложить вашему вниманию.

    В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с "нехорошей" репутацией. В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Николаевича КРАМСКОГО. А самое большое количество легенд связано с его картиной, написанной в 1871 году, "РУСАЛКИ".

    Замысел "Русалок" возник у художника под впечатлением повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница".    Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Крамской.Автопортрет И. Н. Крамского (1867 г.):   Эта тема была для художника-реалиста неожиданной и новой. Художник очень любил творчество Н. В. Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу "Майской ночи", погрузить зрителя в таинстенный мир малороссийского фольклора.    Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем.

    Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: "Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна...", - сетовал художник.    Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было - только её блики на призрачных фигурах русалок.

  Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира была чрезвычайно опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло", - говорил Крамской.

  Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину "крайним правдоподобием фантастического сна": "Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники, что появление произведения, подобного "Майской ночи", должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление".    Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась МИСТИКА.

    На первой выставке Товарищества передвижников "Русалок" Крамского повесили рядом с картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

    Ночью саврасовский пейзаж неожиданно упал со стены - тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство.    Но вскоре стало не до шуток.

    Знаменитый меценат П. М. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи.

Портрет Третьякова кисти И. Е. Репина (1883 г.):

   Для "Грачей" Саврасова  место сразу нашлось - в кабинете, а "Русалкам" долго не могли найти подходящего места, перевешивая из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось едва слышное пение и веяло прохладой, как будто у воды.

  Уборщицы отказывались заходить в тот зал, где висела картина.

    Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном.    Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на "Русалок", сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе.

  Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы на нее не падал дневной свет: "Трудно русалкам  при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!".    Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета.    С тех пор посетители галереи на картину не жаловались.

    Но мистическая история с картиной Крамского ничуть не помешала другим русским художникам постоянно возвращаться к этому сюжету. Вот, например, картина К. Е. Маковского "Русалки" (1879 г.):

    Вот такая вот мистическая история.    А верить в нее или нет, дело ваше.

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com


Смотрите также