Национальная библиотека Республики Татарстан. Картина сабантуй


Картина на выставке Арт Сабантуй

Данная работа была написана мной летом прошлого года в окрестностях города Елабуги, на смотровой площадке у Дозорной башни . День был жаркий я уставший и покусанный насекомыми стоял у мольберта, мечтая быстрее закончить и покинуть солнцепёк, убравшись в живительную тень. Из пустых размышлений меня вывели шаркающие шаги за спиной, со стороны пешеходной дорожки, ко мне с деловым видом направлялась сгорбленная, как кривая ветка акции, старушенция. Она бесцеремонно подошла к картине со взглядом знатока посмотрела на набросок и сказала ”Ты Спаса –собор наш, нарисовать не забудь, а закончишь работу, зайди покажи, я яблок тебе отсыплю. Живу здесь рядом, по пути тебе будет, спросишь тетю Катю”. Ткнула палкой в сторону своего дома и ушла. Закончил работу уже далеко за полдень, простояв с раннего утра . Но уже идя к автобусу, решил зайти к этой тете Кате, работу показать, раз уж обещал. Тетя Катя осталась довольна дала мне вдоволь умыться, и заняв меня кружкой смородинового компота и куском сдобной булки, найдя свободные уши, стала рассказывать про свою жизнь и этот собор. Рассказала она мне, какое богатое убранство было в соборе при царе ( сама не видела, мать рассказывала) и что построен он на купеческие золотые рубли, которые в старые времена жертвовались с избытком от людей торговых. Что храм расписывал Василий Верещагин, а колокола лило семейство художника Василия Шишкина. И о том, как красногвардейцы в 18 расстреляли местного настоятеля Павла Дернова вместе с сыновьям. О том как к лику святых их представили и что теперь они за нас на небе БОГА молят. Еще говорила, что когда отца на фронт забрали в 42г. мать все ходила в церковь БОГА молить, а когда погиб в 43 г говорить стала, что если бы собор не закрыли , то помолись она в Спасе за отца может и спасла бы его. Когда же с булкой было покончено, она спросила, а портрет ты сможешь нарисовать, я ответил что да. Тогда она ушла в дом и вернулась с рамкой желтых старых фотографий , И сказала что всю жизнь хотела картину, где они всей семьей – баб Нюра (так она называла мать), Василий (отец), с ней и младшей сестрёнкой (померла уже лет как пятнадцать, не смогла пережить Гайдаровских реформ).Чтоб на этой картине было так , как она хотела всю свою жизнь-вместе, в парке и перед войной. И заплакала. Слезы нагнали и меня уже в автобусе, когда я возвращался домой. Но я пообещал себе, что в следующем году туда вернусь и обязательно напишу тот осенний день “ где все вместе, в парке и перед войной”.

fishki.net

Фотоархив

Источники:1. Сабантуй : метод.ярдәмлек / ТР мәдәният м-лыгы; Респ.халык иҗаты һ.мәд.-аг. эшләре ф.-метод.үзәге;[ред.:Р.Ш.Гәрәев,Ф.К.Хәсәнова;чыг.өчен җав.:А.И.Яруллина һ.б.]. - Казан : Печат.двор, 2004. – 95 б. 2. Сабантуй : [Электронный ресурс] : любимому празднику посвящается : подарочное мультимедийное издание.- Казань : Мастер, 2005.- 1 электронный диск (CD-ROM). 3. http://tatar-congress.org/ Сабантуй в XIX –XX веках

Сбор подарков для победителей Сабантуя

Майдан Сабантуя

Полотенца Сабантуя

Плуг

Поднятие флага Сабантуя

Открытие Сабантуя

Подъем по наклонному шесту

Перетягивание каната

Скачки

Бег в мешках

Лазание на шест

Поднятие тяжестей

Бег с яйцом

Бой мешками

Игра “Катык”

Бег с кромыслом

Татарская борьба

Разбивание горшка

Баран - главный приз батыру Сабантуя

Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев на казанском Сабантуе

Президент РФ В.В. Путин на казанском Сабантуе

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов на казанском Сабантуе. 2010 год

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин на Сабантуе

Мгновения Сабантуя

kitaphane.tatarstan.ru

Сабантуй (праздник): описание и история

Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.

сабантуй праздник

Описание праздника

Слово "сабантуй" происходит от тюркских лексем "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.

Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.

Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

народный праздник сабантуй

Сабантуй: история праздника

Народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.

Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью задабривания духов и божеств плодородия, чтобы они ниспослали хороший урожай. Поэтому Сабантуй праздновался в апреле перед посевными работами. В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово "туй" в данном случае правильнее трактовать, как "свадьба, бракосочетание".

Кроме того, ритуальный обычай предполагал жертвоприношения и общественные моления в честь бога Солнца и Неба - Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды заменили на традицию подношения подарков.

Народный праздник Сабантуй готовился заранее, еще зимой. Молодые девушки вышивали и шили полотенца, платки и рубашки, которые становились основной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и состязаниях. Самым желанным и дорогим вознаграждением считалось полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.

Основными играми и состязаниями были: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

Современный статус праздника

Народное гулянье и сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.

Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. Исторически народное гулянье имеет четкие обряды и традиции, однако, появляются и современные тенденции в его проведении.

Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.

национальный праздник сабантуй

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:

  • начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
  • через неделю народные гулянья проходят в городах;
  • еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле - майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.

сабантуй башкирский праздник

Состязания и народные игры

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - куреш, борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования - захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары - мужчины средних лет. Кульминация состязания - борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.

Еще одно основное состязание - конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Сабантуй - праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания - поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:

  • с яйцом в ложке;
  • с полными ведрами воды на коромысле;
  • прыжки в мешках;
  • парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

Очень популярны следующие народные игры:

  • бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
  • с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
  • командное или одиночное перетягивание каната, палки;
  • лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

праздник сабантуй описание

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный.

Здесь принято угощать мясной и сладкой едой. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:

  • татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
  • перемеч - нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
  • баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
  • бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
  • чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

детский праздник сабантуй

Детский праздник Сабантуй

Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школах и детских садах.

Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей.

Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:

  • Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
  • Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
  • Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
  • Окончание праздника - вручение подарков победителям.

Торжество дети проводят сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после мероприятия устраивают чаепитие и веселые танцы. Ребятишки приобщаются к народной культуре, проникаются традициями предков.

Поздравления с Сабантуем

На Сабантуй - праздник труда и здоровья - принято говорить друг другу теплые пожелания. Кроме того, поздравления звучат в газетах и других СМИ, от руководителей всех уровней и, конечно, президента.

Пожелания льются самые разнообразные, однако неизменными остаются слова о здоровье, счастье, благополучии. Нелишними будут пожелания успеха в трудовой деятельности и всех земных благ.

Можно привести следующий пример поздравления на Сабантуй: "От всей души поздравляю с национальным праздником Сабантуй - старинным и вечно молодым! Праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая. Желаю здоровья, благополучия и счастья! Пусть тебя сопровождает успех в делах, а все блага мира сопутствуют твоей семье".

татарский национальный праздник сабантуй

Традиции и новаторство праздника

Народное гулянье имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако оно развивается, появляются новые, интересные тенденции, которые делают его более разнообразным.

Сабантуй - праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные нововведения, основные из которых следующие:

  • награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
  • новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие;
  • бега с участием лучших рысаков России и зарубежья;
  • в некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой (стоить отметить, что рассматриваемое мероприятие не является религиозным).

Таким образом, Сабантуй - башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

fb.ru

Сабантуй 2014 - Рисунки на полях

tina_luchinaМЫ с моей крестницей сбегали сегодня на праздник Сабантуй.Мне искренне было стыдно за поведение русских. Дикие глаза при слове бесплатно и чуть ли не в драку за вареньем бесплатным. Тыкание в людей пальцем. Мат. Бог мой, было ощущение что колхоз вывезли наконец в столицу и как себя вести эти люди просто не в курсе. Они привыкли к коровам и уткам.. Это всё что они видели в этом мире.Башкиры замечая камеру улыбались, а наши - лезли в "бутылку".Татары наступив мне на ноги извинялись, россияне же снося камеру вместе со мной ещё и ворчали что им места мало и нефиг тут торчать покуда они, короли, идут...Из всей толпы людей не было пьяных.И всё же о красивых людях...Вернее портретах..3.4.5.6.7.8.9.10.11

tina-luchina.livejournal.com

Конспект урока на тему Сочинение по картине"

Урок развития речи «Описание внешности и действий людей».

Сочинение по картине Л.А.Фаттахова «Сабантуй».

Предметы гуманитарного цикла (раздел – русский язык)

Петрова Наталья Александровна

учитель русского языка

МБОУ «Александровская СОШ» (Республика Татарстан)

Цели: повторить практическим путем особенности описания внешности и действий людей; закрепить умение учащихся использовать причастия и деепричастия при описании природы, внешности и действий людей; показать роль композиции в раскрытии замысла художника; формировать умение выражать собственное отношение к происходящему; развивать речь учащихся; подготовить к самостоятельному сочинению по картине.

Оборудование: портрет писателя Л.А. Фаттахова, репродукция картины Л.А. Фаттахова «Сабантуй».

Подготовка к восприятию произведения живописи.

Рассказ о художнике Л.А. Фаттахове, истории создания картины «Сабантуй»(сообщения учащихся, презентации)

  1. Л.А. Фаттахов (презентация)

  2. Из истории создания картины (сообщение, показ слайдов)

Сабантуй-национальный праздник с играми и гуляниями, соревнованием в силе, ловкости, удальстве. Он проводится летом, в июле, продолжается семь дней, завершаясь в Казани состязанием победителей. Но особенно он красочен и наряден в деревнях Атнинского района, где, пожалуй, лучше всего сохранился местный колорит костюмов и народных обычаев.Там и собирал Фаттахов материалы для картины.

Работа над ней продолжалась два года и потребовала колоссального напряжения сил. Пожалуй, никогда ещё не приходилось Фаттахову решать таких сложных композиционных задач. Как организовать все это множество действующих лиц, без которого нельзя показать народность и массовость празднества? Как передать его нарядность и красочность? Как воплотить такое множество индивидуальных характеров, сохраняя единство увлеченной праздничным зрелищем массы народа? Задачи – одна сложней другой – возникали на каждом шагу. Не случайно художник заново переписал всё полотно уже после того, как картина была показана на декадной выставке.

Словарная работа (композиция картины)

Беседа по картине Л.А. Фаттахова «Сабантуй».

Отвечаем на вопросы, используя причастия и деепричастия.

- Что изображено на картине?

(На картине изображен национальный татарский праздник сабантуй)

- Где происходит действие?

(Действие происходит в одной из татарских деревень)

- Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

(На картине лето, жаркий день)

- Как художник изобразил борьбу? Июльский день. Мы видим сочную зеленую листву березы и пышную траву)

- Кто является главным действующим лицом картины? Что составляет композиционный центр?

(Композиционный центр образует группа из трех человек – двух схватившихся в жарком поединке борцов и внимательно наблюдающего за схваткой старика с полотенцем через плечо – атрибутом судьи состязания. Плотным кольцом окружил эту группу народ. Фаттахов так сумел написать людей, что зрители, вся масса народа также является главным героем картины)

Опишите позы, фигуры, выражения лиц борющихся, их одежду.

(На картине изображен решаюший момент борьбы. Каждый из борющихся показан ярко и выразительно. Герои волнуются. Парень с темными развевающимися на ветру волосами напряг мускулы. Кажется, что пройдет ещё мгновение, и он победит. Другой герой тоже не хочет сдаваться. Об этом можно судить по его позе: он уверенно стоит на ногах, хотя колени согнуты.

Участники состязания крепко сложены. Мы видим лицо только одного из них. Оно отражает сильное волнение: рот полураскрыт, взгляд встревоженный.

Борющиеся одеты по-летнему легко, празднично)

- Как показан наблюдающий за схваткой старик?

(Возможно, ему не раз приходилось судить на сабантуе. Его главная задача –справедливо вынести решение, правильно определить победителя. Он внимательно и сосредоточенно наблюдает за борьбой.Его лицо строгое и серьезное)

- Опишите зрителей, которые окружают борющихся.

(Среди зрителей мы видим людей всех возрастов: это и убеленные сединой старики, и молодые женщины, и крепкие мужчины, и восторженные дети. Каждый из них очень волнуется и переживает, наблюдая за решающим моментом борьбы. Двое мужчин не могут сдержаться, кричат, подняв руки вверх, пытаясь поддержать своих друзей. Седой старик с шестом на переднем плане сидит, чуть наклонившись.

Кто-то из зрителей стоит, кто-то расположился прямо на траве.

На героях картины национальная одежда: тюбетейки, безрукавки, платки, повязанные по-татарски.

Перед нами женщина с фотоаппаратом. Может быть, она является корреспондентом)

- Как показаны атрибуты праздника?

(Нарядная одежда, вышитые полотенца, красная скатерть судьи, гармонь (приз), вышивки, шесты с полотнищами)

- Какие цвета и оттенки использовал художник?

(Светлый (вышитые полотенца, белоснежные облака, ствол березы, одежда людей).

Зеленый (пышная зелень трав, цвет березовой листвы)

Красный (скатерть судьи, вышивки)

Голубой (цвет неба))

- Как на картине показано движение и действие? Какие причастия и деепричастия можно употребить в описании?

(Бегущие по небу облака, гонимые ветром.

Развевающиеся на ветру полотнища.

Выгнутые ветви дерева.

Трепещущая листва.

Борющиеся участники.

Мужчина стоит, подняв руки вверх.

Сидит старик, согнув спину)

- Какое настроение создает картина?

(праздничное, радостное)

- Почему она названа «Сабантуй»? Какова главная мысль картины?

(Сабантуй – большой праздник. Люди, окончив посевные работы, имеют право на отдых, который сближает их.

Главная мысль – сплочение людей, значимость труда в жизни человека)

Составление примерного плана сочинения

1.Вступление.

Сабантуй – народный национальный праздник.

2.Главная часть.

Описание картины «Сабантуй».

1).Место действия.

2).Время действия.

3).Главные герои картины.

4).Зрители.

5).Атрибуты сабантуя.

6).Цвета и тона, использованные художником.

7).Главная мысль картины.

3.Заключение.

Мои впечатления от картины.

Домашнее задание

Написать сочинение по картине Л.А. Фаттахова «Сабантуй», используя причастия, причастные обороты и деепричастия в описании внешности и действий людей.

Сочинение по картине Л.А. Фаттахова «Сабантуй».

Всем известно, насколько красив национальный праздник сабантуй. Это игры и гулянья, это соревнования в силе, ловкости, удальстве. Он проводится после посевных работ, когда люди могут отдохнуть после напряженного труда.

Особенно красив сабантуй в сельской местности. Именно такой праздник показал нам художник.

Жаркий июльский день. На голубом небе бегущие белоснежные облака, гонимые тёплым ветром. За деревней собрался народ, наблюдающий за состязанием.

В центре картины два схватившихся в жарком поединке борца и внимательно наблюдающий за схваткой старик-судья. Каждый из них показан ярко и выразительно. Парень с темными волосами, развевающимися на ветру, сильно напряг мускулы. Близка его победа. Но другой герой тоже не хочет сдаваться. Он уверенно стоит на ногах, хотя колени его напряженно согнуты.

Герои-сильные молодые люди, крепко сложенные. Мы видим лицо только одного из них. Оно отражает сильное волнение и напряжение. Борющиеся парни одеты по-летнему легко, но нарядно и празднично.

Старик, наблюдающий за поединком, склонившись в сторону, строго оценивает происходящее.

Плотным кольцом окружил эту группу народ. Мы видим здесь и стариков, убеленных сединой, и молодых мужчин, и скромных татарских женщин, и восторженных зрелищем детей, которые ползая по траве, переживают вместе со взрослыми.

Всем хочется поддержать борцов. Все волнуются. Кто-то из зрителей стоит, кто-то сидит, расположившись на траве.

Одежда на людях национальная: тюбетейки, платки, повязанные по-татарски, безрукавки.

Ярко показаны атрибуты праздника: красная скатерть судьи, вышивки, шесты с полотнищами, гармонь (приз).

Картина написана яркими красками. Преобладают белый, зеленый, красный и голубой цвета.

Художнику удалось передать движение и действие: облака бегут, полотнища развеваются, листва трепещет, ветви выгнуты ветром.

Картина создаёт радостное настроение.

Сабантуй-праздник труда, праздник единства людей, который сближает тех, кто вместе трудится и отдыхает.

infourok.ru

Ежегодный Сабантуй: особенности татарской культуры

Под этим, таким забавным и непривычным для русского человека названием, на самом деле скрывается потрясающе красивый и веселый национальный татарский праздник, отмечаемый ежегодно в честь окончания посевных работ, то есть примерно в середине июня, уже смело претендующий на звание Всемирного татарского «торжества плуга» (а именно так и переводится его название), ведь его регулярно и на законных основаниях отмечают по всему миру (Нью Йорк, Сан Франциско, Торонто, Стамбул, Берлин, Монреаль, Прага, Киев, даже у нас в Донецке…)

null null null

Уж что-что, а веселиться татары умеют, причем веселиться культурно, дружно, массово и красиво, благодаря богатому национальному колориту и многогранности древнейших традиций. Увидеть и поучаствовать в этом событии хочется снова и снова, хотя бы просто для того, чтобы действительно ощутить себя сопричастным (татарской сплоченности и уважению к культурным традициям можно только позавидовать).

null null null

Аналогичные праздники есть и у народов Чувашии (Атакуй), Удмуртии (Гербер) и Башкирии (Хабантуй). В Татарстане Сабантуй уже имеет статус государственного праздника. Его история уходит в глубоко в прошлое, бережно передаваясь из поколения в поколение.

Стоит отметить, что раньше Сабантуем отмечали начало посевной, сегодня  - ее окончание. В принципе, верно: кто хорошо работает, тот и хорошо отдыхает!

Сегодня Сабантуй дополняется новыми традициями и современными моментами, поэтому никогда не надоедает татарскому народу, а также привлекает представителей других национальностей, несмотря на постоянную основу праздника (ритуальный сбор подарков и майдан с песнями, танцами, интересными и веселыми состязаниями для детей и взрослых).

Сабантуй – это и резвые скачки юношей-наездников, поражающих своим умением и ловкостью, и состязание батыров – настоящих татарских богатырей, и бой на мешками, и веселые семейные конкурсы и эстафеты, и, конечно же, яркие и красивые национальные костюмы и зажигательные  песни и танцы, теплые встречи с родственниками и друзьями, и море вкуснейших национальных блюд.

null null null

Не проникнуться атмосферой Сабантуя просто невозможно, и яркие эмоции и воспоминания на весь следующий год обеспечены.

www.happy-giraffe.ru

Праздник Сабантуй | Команда Кочующие

Команда Кочующие - Сабантуй

 

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

 

 

                                                                  Праздник Сабантуй

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник.

 Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

                                                              Праздник Сабантуй

 

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.                                                       

 

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

 

 

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

 

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. 

Состязания на Сабантуе

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог - игра - эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы.

                                                              Праздник Сабантуй 

 

Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний - курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта - бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз - “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).                                                

 

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей - камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.                                     

 

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

 

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).                                                                                          

 

Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi - легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен. 

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

 

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров. 

 

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту. 

 

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем. Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу ( джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

 

История возникновения праздника Сабантуй

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

 

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

                                            Путин на празднике Сабантуй                                                                   

 

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.                              

 

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

 

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

 

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

 

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

 

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.                                                                        

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

 

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль "Сабантуй" по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их - разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

 

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

 

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это - скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ - разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах - гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку. 

 

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства - и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля - они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

 

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался "серэн сугу", по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и... глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: "Аксакаллар, сез ризамы?" (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не "шанелью"... Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

 

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

 

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу - народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя - белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй - праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием "на грудь", к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру "кыз куу".

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате - рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.         

 

 

СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:      

САБАНТУЙ МАРИЙСКИХ ТАТАР - ТУТ!

 

ОБЫЧАИ ТАТАРСКОГО НАРОДА - ТУТ!

 

ОБЩАЯ  СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ!!!

 

СВЯЩЕННЫЙ РОЩИ ТАТАР - ТУТ!     

 

СТАТЬЯ  ПРО  КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ - ТУТ!!!

 

ГОРОД ВЕЛИКИЕ БУЛГАРЫ (БОЛГАРЫ) - ТУТ!

 

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН  - ЗДЕСЬ!!!

 

 ИСТОРИЯ  КАЗАНСКОГО  ХАНСТВА - ТУТ!

 

ИСТОРИЯ ИСЛАМА У БУЛГАР (ТАТАР) - ТУТ!

 

ЗАПОВЕДНИК  ИСКЕ-КАЗАН В КАМАЕВО!

 

  Тукай-Кырлай (Новый Кырлай, музей Габдуллы Тукая)!!!

 

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Ренат ХАРИСОВ, Народный поэт Татарстана

Газета "Республика Татарстан", 25 мая 2006 г.

По материалам мультимедийного издания "Сабантуй",

Автор оригинальных текстов Д.Р.Шарафутдинов

http://1997-2011.tatarstan.ru/

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/

http://fotki.yandex.ru/users/masloff2006/

http://kukmor.livejournal.com/172007.html

https://lori.ru/cabinet/354197/info

komanda-k.ru