Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим». Картина серафим


«Серафим шестикрылый» и другое художественное наследие Михаила Врубеля

Михаил Врубель – загадочная личность и выдающийся художник в одном лице. Его творческий путь усеян сложными метаморфозами, которые неизменно приводили его к изображению характерных композиций, где одного владения кистью было недостаточно.

Характер творчества Врубеля

Художник был многогранной личностью. Он много путешествовал и неоднократно бывал в мировых центрах искусства: Италии, Франции, Германии. Немалый интерес Михаила Александровича вызывали Греция и Швейцария. Посетив множество галерей, изучив историю и повстречав немало персонажей на своем пути, Врубель сделал центральной темой своего творчества человеческое бытие и морально-философские аспекты жизни.

Художественная культура XIX века была довольно противоречивой, художник вынужден был бороться за возможность передать свое видение мира на холсте, постоянно претерпевая сложности в изображении духовных путей решения проблем.

врубель художник Врубель – художник с ярким индивидуализмом и даже неким мистицизмом. Его работы встречали неоднозначные отзывы, и долгое время были не до конца приняты.

Истоки творчества художника

М. Врубель, картины которого часто выступали иллюстрациями к литературным произведениям, часто обращается в своей живописи к романтизму эпохи Возрождения, а также античной мифологии. Ввиду особенности его деятельности он был вынужден интересоваться и историей развития народных сказок.

Ввиду отсутствия строгих рамок в художественной стилистике того времени Михаил Александрович часто использует в своих работах технические приемы от разных школ. Излюбленные инструменты передачи изображений художника – загадочные и эфемерные приемы раннего российского символизма.

Михаил Врубель – художник с неоднозначной стилистической позицией. Будучи разносторонней и чувствительной личностью, он мечтал соединить жизнь и искусство в одном полотне. С этой целью он прибегал к сложным художественным решениям, используя орнаментный рисунок, который очень приближал его к последователям русского модерна.

Знаковые работы мастера

м врубель картиныМожно перечислить множество фамилий художников, которые были бы одинаково хороши в работе над портретом, пейзажем и натюрмортом, однако никто из них не сможет похвастаться столь небывалым мистицизмом и сложностью техники, как Михаил Александрович Врубель. Неординарные изобразительные решения наряду с сюжетной нагрузкой нашли отображение в следующих работах мастера: триптих «Фауст», «Утро». Здесь зритель может проследить веяние школы модернистов.

В попытке «разоблачить» человеческую душу и доказать ее единство с природой, художник создает картины «Пан», «Сирень», «К ночи». Однако и этого было мало Врубелю. Переехав в Киев в 1884 году, мастер начинает работать над циклом икон, а также находит свое предназначение в росписи стен храмов. Этим ремеслом он занимался на протяжении 5 лет и был несколько разочарован, так как не смог в своих работах воплотить свои идеи – он вынужден был служить затеям буржуазного общества.

Происходит процесс метаморфоз, когда Врубель видит, что все его мечты и видение человеческой натуры расходятся с окружающей его действительностью. Он становится одержим идеей создания произведений монументального искусства, глобальных работ. Примером попыток Врубеля воссоздать свои задумки на полотне может служить его знаменитый «Серафим шестикрылый».

Московский период творчества Врубеля

В Киеве художнику было тесно и он отправился в Москву. Здесь он всерьез занялся декоративным искусством. Предпосылкой этому послужило вступление Врубеля в художественный кружок С.И. Мамонтова. С этого момента художник работает над панно и станковыми произведениями, например «Гадалка» и «Венеция».

врубель шестикрылый серафим В столице для Врубеля открылись новые возможности, и он стал участвовать в оформлении спектаклей, создавать архитектурные эскизы. В эти годы начинается плодотворная работа Врубеля над иллюстрациями к произведениям Лермонтова.

«Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году. Тема добра и зла становится ключевой в произведениях Врубеля в его московский период творчества. Как ни странно, именно изображение демона позволило живописцу максимально раскрыться в символизме его личности, показать дерзкую натуру героя, бунтаря, человека, который не приемлет всю низменность и обыденность бытия, вынужденного из-за этого страдать от глубокого одиночества. Технические приемы изображения на полотне передают зрителю всю напряженность художника, все его сопереживание и отождествление с собой. Символически картина напоминает исповедь человека, который сумел многое постичь в жизни, но не осилил ее сопротивления.

Михаил Врубель «Шестикрылый Серафим»

серафим шестикрылый

Михаил Врубель был очень образованным человеком, и это одновременно мешало и помогало ему в жизни. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» - квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. Он сумел этой картиной поставить точку в надежде на монументальное искусство, показав, что он все еще терзается воспоминаниями о демоне, но уже не одинок.

Полотно написано плотным мозаичным мазком, цветовое сопровождение картины передает мистичность потустороннего мира, который художник пожелал показать нам сквозь осколки витражей.

fb.ru

Шестикрылый Серафим (Азраил). Картина М.Врубеля

Михаил Александрович Врубель

«Шестикрылый Серафим (Азраил)»

1904 год

Русский музей, Санкт-Петербург

 

Врубель — выдающийся, высокоодаренный колорист и рисовальщик — принадлежит в числу самых крупных мировых живописцев.

Своей живописью он надолго опередил время, в котором жил. Его самобытное, отмеченное глубоким своеобразием искусство проникнуто романтической приподнятостью, поэтической взволнованностью, экспрессией.

Творчество художника несло в себе отпечаток сложных современных исканий в плане символизма и монументально-декоративного стиля. Все ограниченное, узко-бытовое, приземленное было чуждо Врубелю, мыслившему большими философско-этическими категориями.

Страдавший от мещанства и косности, пронизывавших русскую жизнь 1880-х годов — периода жесткой политической реакции, Врубель видел долг художника в том, чтобы разбудить душу «от мелочей будничного величавыми образами».

Присущее художнику стремление нести своим искусством в мир добро и красоту нашло воплощение в теме пророка и серафима, характерной для исканий последних лет творческой жизни.

Образ пушкинского серафима ( по стихотворению «Пророк»), рассекшего мечом грудь пророка и вложившего в нее «угль, пылающий огнем», дабы он мог «словами жечь сердца людей», преображенный вдохновением художника, предстает в полотне «Шестикрылый Серафим (Азраил)».

Ангел с неподвижным взглядом огромных глаз и сомкнутыми устами, в поднятых руках которого застыли меч, змея и пылающее кадило, кажется каменным изваянием. Вместе с тем его облик полон необычайной духовной силы, экспрессии, горения.

«Шестикрылый Серафим», писавшийся в клинике для душевнобольных, между приступами тяжелого недуга (поверх неоконченной композиции «Пасхальные голоса»), — последнее крупное произведение Врубеля.

Это своеобразный реквием (Азраил — ангел смерти), в котором с необычайной силой сказался могучий живописный темперамент художника. Точно самоцветы, светятся изнутри краски, положенные широкими мазками, придающими изображению сходство с мозаикой.

Доминируют любимые Врубелем синие и фиолетовые тона, взятые в полную силу звучания. Подобно многим другим произведениям Врубеля, «Шестикрылый серафим», отличающийся монументальностью формы и цвета, плоскостностью построения, внешней статичностью при большой внутренней динамике и напряженности, решен как декоративное панно.

Поиски большого стиля, возвышенный характер образов, романтико-символическое содержание, сложно-опосредованная связь с современностью, присущие произведениям Врубеля, характеризуют основную направленность живописи начала XX века.

Автор сочинения: Елена Рыженко

Похожие записи

design-kmv.ru

Шестикрылый Серафим Картина

Картина Врубеля Михаила Шестикрылый серафим (Азраил): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Врубель Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного». Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного».

Купить картину или постер "Шестикрылый серафим", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Врубель был хорошо знаком с демонологической литературой. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.

Возможно, ощущая приближение собственной смерти, художник написал таинственно мерцающую и «жгучую» картину. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Полотно Михаила Александровича «Шестикрылый серафим» было написано как иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Пророк». Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Hexapteron — «Шестикрыл»).

Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом. Тема добра и зла становится ключевой в произведениях Врубеля в его московский период творчества. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В 1898 г. он написал этюд «Пророк», а с 1904 г. создавал произведения, в которых образ пророка почти автопортретен.

В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они – великая помощь спасающимся) их удел – славословие Бога и исполнение Его поручений, воли.

Картина «Шестикрылый Серафим» (1904) – почти геральдическое изображение демона с мечом в руке. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Она подлинно монументальна. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.

Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Asriil – «Помощь Божия»). И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Именно с этой, «змеиной» сущностью серафимов связано большинство чудес, творимых ветхозаветными пророками. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Ангелы – вечны.

Род. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Серафим холоден и суров. К столетию А. С. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

Но это не помешало ему вложить в свой шедевр всю свою душу. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту.

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов искушений и соблазнов.

Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. «. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Saraf — «жечь, сверкать») — в мифологии иудаизма и христианства — высший ангельский чин из первой триады (Серафимы, Херувимы, Престолы), наиболее приближенный к Богу. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.

«Серафим шестикрылый» и другое художественное наследие Михаила Врубеля

Может быть, в закладе. Это один из его несомненных шедевров. Но и не только это. Слово «серафим» употребляли и качестве синонима слова «огонь».

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Мастер работал над «Шестикрылым серафимом», когда уже был болен. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер.

Шестикрылые серафимы — ангелы, сильнее которых только Бог

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Санкт-ПетербургЧтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Бывало ли с вами такое: абсолютно безысходная, с вашей точки зрения, ситуация вдруг разрешается как бы сама собой случайно появляется нужный вам человек, необходимая вещь или важная информация. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный».

Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом. Технические приемы изображения на полотне передают зрителю всю напряженность художника, все его сопереживание и отождествление с собой. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Экспрессия была свойственна его дарованию изначально, но в ранних вещах он сбивался на утрировку и романтические штампы.

Картина Шестикрылый серафим (Азраил) Врубеля Михаила

Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. Сербского.

Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).

Каждый мазок на холсте излучает сияние. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.

Описание картины «Шестикрылый серафим»

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. «Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году.

Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Это бесподобное произведение искусства создавалось мастером в больнице В. П. По мнению эзотериков, это духи, эволюция которых шла иным, чем у людей, путем и в процессе этой эволюции они достигли очень высоких ступеней развития. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк. Художник дал картине подзаголовок: «Азраил» (арабск. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». (1826) Последняя фраза стихотворения связывает идею подвижничества, характерную для русского искусства, с библейским символом очищения огнем. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Вся земля полна славы Его. » (Ис. После этого в течение сорока дней Азраил должен изъять душу из тела мёртвого человека. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.

Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В колорите картины – контрасты. Azrail, от др. -евр. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

Описание картины Михаила Александровича Врубеля «Шестикрылый серафим»

Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Мощные и большие крылья Шестикрылого серафима сияют от блеска драгоценных камней. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.

У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Согласно Дионисию Ареопагиту, они символизируют Божественную любовь и имеют огневидный или пламеновидный, образ: «что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному их горячность и быстроту их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, – также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, – всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение». Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства.

Сочинение-описание картины Врубеля «Шестикрылый серафим»

И говоришь себе: Господи, ну ведь оказывается все так просто. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Этот шедевр нарисован маслом на холсте.

Тех миров, которые видели они, мы не видим. Их значительно больше, чем всех людей. Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Церковь называет их ангелами (вестниками), высокоразумными духовными существами, посредниками между Богом и людьми.

Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Общее руководство работами принадлежало Прахову.

Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов). Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. По совету И. Е.

В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.

Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. 6:2-3). Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. СЕРАФИМ (греч. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся -невидимая брань-.

Это находит отражение и в станковом характере рисунков. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Да ведь до них несколько верст.

«Серафим шестикрылый» и другое художественное наследие михаила врубеля

Серафимы окружают престол Бога и выполняют Его волю. Азраил «огромен и огненноподобен», он знает судьбы людей, но не ведает срока кончины каждого. Чистякова (курс не окончил). Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля.

Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Врубель провел в Венеции около полугода. Он выражает и надежду и мольбу безнадежно больного художника (Врубель работал в перерывах между обострениями психической болезни). Демон низринут в ущелье среди скал.

Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. К тому же престолы еще и хранители наций. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. Больно, горько до слез. Он смотрит своими огромными голубыми и холодными глазами, его взгляд буквально пронизывает насквозь зрителя.

Картина Врубеля «Шестикрылый серафим»

А наиболее исчерпывающее их описание представлено в книге Пророка Исайи, где и описывается наличие у них шести крыльев. В целом же непосредственно в Библии эти ангельские существа упоминаются крайне редко. Греческое название Серафима — Гексаптерон (греч. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Руководивший всем ангельским воинством Денница – самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека, как существо по способностям равное Богу (имеется ввиду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога и из-за чего он и был низвергнут.

При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Серафимов обозначал и змей на знамени Моисея. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. «Шестикрылый серафим (Азраил)»1904г. Холст, масло 131 х 155Государственный Русский музей.

Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».

Одну пару они используют для полёта, другими двумя закрывают лицо и ноги соответственно. Рождается ощущение первозданности. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.

У всех них есть свои задачи и обязанности. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Он пришёл, чтобы предупредить о том, что скоро настанет время возмездия. В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения): -Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.

В исламе Азраил – ангел смерти, один из четырех наиболее приближенных к Аллаху (соответствует христианскому Архангелу). На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Взорам людей доступны только их лица и крылья. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы.

Молитвы к серафимам и обращения к ним

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Другой художник, художник Михаил Александрович Врубель (1856—1910), обращаясь к поэзии Пушкина, по-своему претворил образ посланца Бога. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Хасиды считали семисвечник сделанным по образцу огненного существа.

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Шея серафима длинная и прямая. мне было все это видеть. Эту картину сравнивают со сном бредящего человека. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.

Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова — к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут.

В целом картина очень напоминает фреску. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. Врубель писал картины на темы pyc. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.

Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Ангелы, так же, как и люди имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Это вот, эти копны сена.

Картина Шестикрылый серафим – Врубель Михаил

Эта картина – последнее большое полотно Михаила Врубеля. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.

С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Искусствовед Н. М. Эта большая акварель поразительна.

  • Шестикрылый Серафим, Михаил Врубель
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Икона Шестокрылый Серафим – значение, виды изображений
  • Тринадцать демонов Михаила Врубеля
  • Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы
  • Серафимы и Херувимы – скрытый образ Арахны, арахноиды (ое) солнце
  • Московский период творчества Врубеля

Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. К столетию А. С.

Художник Русской частной оперы С. И. Свою картину под названием «Шестикрылый серафим» Михаил Александрович Врубель пишет уже в начале двадцатого столетия. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). В другой руке, вокруг которой обвивается змея, он держит меч.

Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Отблески от этого огня пронизывают тьму и непроглядный мрак. (1906), необычайно выразительный.

  • Михаил Врубель «Шестикрылый Серафим»
  • Известные ангелы Серафимы и их имена
  • Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках
  • Высший ангел Метатрон — место в иерархии
  • Наивысший ангельский чин — Серафимы
  • Херувимы — второй высший ангельский чин
  • Какое место в небесной иерархии занимают Престолы
  • Коллекция Государственного Русского музея

сказок и опер Н. А. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». Само слово «сераф» или же «сараф», в древнеиудейском языке обозначало огонь, а конкретнее — непосредственно языки пламени или же дракона. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.

Местами возникают огненные блики и пятна, которые красного, синего и зелёного цвета. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Венок на голове серафима как будто пылает огнём. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой.

музей русского искусства, Киев). Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Как было его сохранить. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». Мамонтова.

В Академии он работал по двенадцать часов в день. Ему было близко и томление духовной жаждою среди мрачной пустыни и призыв поэта глаголом жечь сердца людей. Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

Первая пара крыльев знаменует «страх Божий», сознание своего ничтожества перед Творцом, вторая — сознание своей слабости, а третья — готовность перенестись, куда прикажет Создатель. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Также «Шестикрылый серафим» знаком под названием «Азраил» и «Ангел с мечом и кадилом». Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.

Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Видение пророка Исайи переосмыслил А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль.

Чтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. Каждый мазок на холсте излучает сияние. Сходную трактовку имеют подобные существа в исламе (арабск.

Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Руки направлены вверх. Вытянутое худощавое лицо контрастирует с чёрными, как уголь, волосами. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды. Он считал главной своей задачей будить душу величавыми образами от мелочей обыденности. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.

И в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов и поразил Денницу (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы – бесами, демонами, чертями и пр. ). Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Холодные цвета мрачно шепчут о скором конце. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.

При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись. У его апостолов были живые прототипы.

Брюсова. Saraf — «возвышенный, благородный»). Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. В нем поднимался богоборческий бунт.

И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф. Репина занимался акварелью. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.

Seraphim, от др. -евр. Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). продолжение. Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое.

Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Вся меблировка два простых табурета и кровать.

aquareller.com

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Полотно «Шестикрылый серафим» Михаилом Врубелем было написано в 1904 году. Произведение искусства было создано художником в больнице В.П. Сербского при университете. Работа написана на холсте масляными красками. Данное творение известно под именем «Азраил», кроме того полотно называют «Ангел с мечом и кадилом».

Будто огнем воспылал венец на голове у изображенного Шестикрылого серафима, сеянием своим, пробиваясь сквозь непроглядную тьму. Драгоценным блеском камней отбывают свет сильные крылья. Облик его пронизан холодом и суровостью. Лицо обрамляют темные волосы. Его шея вытянутая и прямая. Серафим взирает пронзительным ледяным взглядом широко открытых огромных глаз. Руки его возведенные к верху.

В одной руке у него кадило с горящим пламенем, а в другой, увитой змеей, он удерживает меч. Всем своим видом серафим напоминает о небесном мире, откуда он спустился. Он как ангел смерти, напоминающий, что ничто не вечно в этом земном мире. Его взгляд говорит о скором приближении расплаты.

Картина схожа с бредовым сном, где то и дело появляются вспышки то красного, то синего и зеленого огня. Холодные краски звеняще извещают о близком конце.

Произведение искусства является иллюстрацией к стиху А.С. Пушкина «Пророк». Ранее Врубель уже писал картину, опираясь на творчество Пушкина. После этого тематика Пророка стала для художника проводной.

Врубель работал над полотном уже, будучи больным. При этом у него хватило сил вложить душу и тайный смысл в каждый мазок. Это после последнее большое полотно кисти художника.

Общий стиль исполнения полотна напоминает древнее фрески. В произведении искусства сплелись воедино мазки имеющие вид яркого витража. Кажется, будто картина собрана из тысяч частиц разноцветной мозаики. Одновременно она холодная, отталкивающая и завораживающая, наделенная глубокими переживаниями автора.

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» | источник

sochinenie-o.ru

Шестикрылый серафим (Азраил)

Шестикрылый серафим (Азраил)

Михаил Врубель, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках был открыт и легок в общении. Но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы он обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможным развивать перед своими коллегами. Загадочность, заложенная природой в натуре Врубеля и проявившаяся в его произведениях, и по сей день вызывает споры среди исследователей творчества художника.

Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного». Во многом это скорее сдержанный и многозначный финал всего пути художника в поисках и Демонов и Пророков.В этом произведении удивительным образом соединились эффект яркого, сияющего витража и выполненная плотными, угловатыми, мозаичными мазками живопись. Серафим наделен гипнотизирующим взглядом самой судьбы, а меч и светильник в его руках – поистине символической значительностью: сталь источает ледяной холод, споря с розовеющим, вещим, завораживающим и грозным светом лампады.Созданное в 1904 году в стенах университетской клиники В.П. Сербского, это произведение принадлежит к высшим проявлениям творческого духа Врубеля. «Огнеподобный» посланник Бога, ангел с пламенным взором, покровитель художника-пророка и его требовательный судия, словно напоминает о высшей миссии избранника, призывает к служению – «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами».Незабываем этот неотвратимо надвигающийся лик в облаке черных волос, с бездонными глазами, эта поднятая рука, держащая меч. Возмездие и высшая, суровая справедливость. И написал его жгучими, ослепительными красками, в блеске драгоценных камней, но кому придет в голову рассуждать о «декоративности» перед этой картиной?

В возвышенном строе картины, в свойственной ей «истовости» чувства ощутим отблеск переживаний Врубеля времени работы над холстом«Демон поверженный». Изумительный по красоте колорит воспринимается как воспоминание о блеске византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми художник любовался в дни своей юности. Работа написана поверх композиции 1901 года «Пасхальные голоса».В литературе полотно известно под несколькими названиями: «Ангел с мечом и кадилом», «Азраил» и «Херувим».

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

КАРТИНА "ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ": girafanya

Картина в провославном стиле. В ширину 280 бисеренок, в длину 360 б.Её размер 62см на 75см. В целом, схему нарисовала в течении недели в 2004 году, а вышивала около 5 месяцев и закончила в 2006 году. Вышивала по канве, монастырским швом. Картина подарена Собору святителя Николая в городе Сан Паулу, Бразилия.

Вот картина в рамке и висит в трапезной Собора святителя Николая

У нас с этим святым много связано интересного.Сперва я у подруги прочитала житие и в книгу влюбилась. Захотела себе такую, но просить не решалась, у той 2е детй росло.Пришла отдавать. она ставит на полку и там точно такая же стит :))) Она понятия не имеет откуда и предложила мне тут же одну забрать. Я просто задохнулась тогда.

Потом в Бразилии в Нитерои, мы были на храмовом Празднике Покров Богородицы и учавствовали в крестном ходе. Мне дали Икону Серафима Саровского и у Альки проскочила мысль, что Серафим Саровский пострадал от разбойников. Вечером этого же дня на нас впервые напали бандиты с оружием. Очень напугали и психически травмировала, Алексей болел серьёзно и долго, лесили по скорой помощи и потом долго, даже транквилизаторы...

После этого нападения, я начала вышивать картину Серафимушке, решила, что это знак мне был. Схему составила за 1 неделю!Но вышила не всё, нам прищлось ехать в Россию, и вместо 5 недель, мы там пробыли 7 месяцев в ожидании нового окнтракта без денег и бисера.

А потом приехали, и в дорогу мне подруга подарила маленькую Иконочку Серафимушки.На меня напали по приезде в Бразилию на 9ый день, опять с револьвером и унесли иконочку. Серафим ушёл к разбойникам, воспитывать их :)))

А несколько месяцев спустя я окончила картину и она теперь живёт в трапезной собора в Сан Пауло.

girafanya.livejournal.com

Загадки Серафима Саровского | Исторические сюжеты

Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых. Его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации…

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.

В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован.

Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.

Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность.

Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто.

Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года.

Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.

Прижизненный портрет

В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину.

Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).

Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».  

После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.

Были ли в действиях Николая II сокрыты  личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают.

Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться».

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 1903 г.

О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.

Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.

Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»).

Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен.

Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда.

Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима?

В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства?

Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.

Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе.

Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи».

Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году.

Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com