Русский Север в живописи знаменитых художников. Картина север


Русский Север в живописи знаменитых художников

«Русский Север в силу своего пограничного положения в пространстве русской культурной традиции издавна считался и является её наиболее заповедной частью, её неприкосновенным древлехранилищем и животворящим источником» (Поморский этнограф, профессор Н.М.Теребихин)

Во второй половине XIX–начале XX века многие деятели культуры обращались к образам Русского Севера в своем творчестве. Север явился для них хранителем заветов стародавней Руси, православных святынь. Каждый по-своему передавал жизнь и облик северной стороны, а ее образы стали языком, выразившим содержание искусства. На этом языке, удивительно богатом и звучном, они говорили об историческом пути России, о религиозных и философских взглядах, о самобытности края и своем преклонении перед ним. Художники воспевали корни родной культуры: древние предания, искусство и быт северян, выражавшие стародавние понятия о мире и находившие своё отражение в самобытности северных пейзажей.

Этот край на рубеже многих столетий оставался центром древнего народного искусства. И потому художникам именно здесь удавалось прикоснуться к старине. Постигая духовную жизнь Севера, они, отчасти, уподоблялись древним мастерам, создавая произведения, относящиеся к национальной культуре. Неслучайно, многие из них, как в старину, работали в нескольких художественных областях. Как когда-то писал Н. Рерих: «Где найдёшь ещё такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов…»

И. Я. Билибин (1876-1942)

Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.

Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, создавший несколько серий открыток.

Особое место среди них занимают открытки, посвященные Русскому Северу. С иллюстрациями Билибина они становились причастием к Русскому Северу, древнерусской традиции, Русскому Духу…

Н. К. Рерих (1874-1947)

В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами.

Острову Валааму, являяющемуся русским опорным пунктом в северных землях, взрастившему плеяду старцев и приобретшему славу «Северного Афона», посвящены два полотна художника: «Святой остров» и «Святое озеро». Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа, не раз ещё будут встречаться в произведениях Рериха.

Святое озеро.

Святой остров.

В. В. Верещагин (1842 — 1904)

В начале 1890-х годов художник посещает родные места : едет в Вологду и ее окрестности, а летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездок стали более полусотни живописных этюдов.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя.

Северная Двина.

К. А. Коровин (1861-1939)

По инициативе Саввы Ивановича Мамонтова в августе 1894 года К. А. Коровин с В. А.Серовым отправляются на два месяца в путешествие по Русскому Северу. В 1897 году они вновь посещают Архангельск.

Эти поездки оказались для художников полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Их покорили суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок.

В процессе работы над декоративными панно для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900году Коровин ещё два раза посещает Север.

Всего им написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, и вместе составляющих один общий северный цикл работ. Картины, посвящённые русскому Северу, художник причислял к своим любимым работам.

Ручей Святого Трифона в Печенеге.

Село на севере России.

Ловля рыбы на Мурманском море.

Зимний пейзаж с церковью.

Мурманский берег.

В. А. Серов (1865-1911)

Белое море.

В. В. Переплётчиков (1863-1918)

Вслед за Коровиным, открывшим Север, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский. Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы.

Северная деревня (Усть-Пинега).

А. М. Васнецов (1856 –1933)

Аполлинарий Михайлович Васнецов, как и его старший брат, Виктор Михайлович, как и его отец, многократно писал пейзажи вятских земель. Север он изображал с юности, ранее, чем образы Москвы XVII века, наиболее известные в его творчестве. Это картины: «Родина», «Озеро», «Серый денек» и др. Многочисленны рисунки А. М. Васнецова, посвященные Северу. Некоторые из них широко известны, другие полузабыты. Так, о Русском Севере в его творчестве напоминают графические произведения: «Северная природа». «Туча», «Плетень», «Вид старинного русского города на берегу реки».

Северный край.

Озеро.

К.А.Васильев (1942-1976)

Многие работы художника обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой «васильевский» мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.

Русский Север.

Свияжск.

Северная легенда.

hitrostigizni.ru

Куинджи А. И. — Север

Пейзажная работа Архипа Куинджи «Север» написана на исходе девятнадцатого столетия в 1879 году. Картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Картине «Север» присущи черты импрессионизма. В понимании автора живописного произведения образ севера представляет собой мир, наполненный тишиной, дыханием холода, бескрайним, неоглядным пространством, где иначе переосмысливается действительность, привычные законы мира земного, природного и мира небесного.

Атмосфера бесконечности пространства рождается в результате соединения земли и неба в линии горизонта, которая, создаётся такое впечатление, очень скоро исчезнет, растворив все мыслимые границы и условности. Север – это мир красивейшей нетронутой дикой природы, мир холода, царство земли и неба в своей первозданности.

Пейзажное изображение северного природного мира выполнено с использованием цветового метода растяжки. Цветовая растяжка создаётся здесь таким образом, что разрастание и усиление колорита осуществляется от самого тёмного, почти чёрного зелёного тона до светлого, розоватого, которым выписано всё пространство неба.

В пейзаже доминируют светлые, воздушные образы. На ярком светлом небе едва можно различить очертания облаков, линия горизонта слабо выявлена и столь же светла. Картина отличается своей атмосферностью, лёгкостью плавностью линий — всё это рождает образ, вонзающийся в небесные выси, устремляющийся куда-то в безграничность за недостижимую, почти неуловимую линию горизонта.

Ведущим мотивом полотна является мотив одиночества, тоски. Здесь говорит сам Север. С неподдельной силой ощущается мощь этого сурового мира, где зарождается ветер и живёт нестерпимый холод, где человек осмысляет себя лишь как незначащую песчинку в сопоставлении с вечной красотой северной земли, в сравнении с этой Вселенной холода, обжигающего ветра и одиночества.

Едва уловимые переходы цвета, колористический «разбег» оттеков выписан художником мастерски. Тёмно-зелёные, почти чёрные в своём величии и глубине северные деревья служат центральным образом, который насыщает всё изображение силой и неиссякаемой энергией северного воздуха, неброских красок и бесконечных пространств.

Название картины «Север» как остроконечное, острозаточенное стальное лезвие в своей силе звучания и воздействия. Название «Север» отдаётся эхом, пронзает точно холодный северный ветер и застывает в воздухе красивыми снежными узорами. Север — это и начало начал, и определённый предел, но не предел сил и возможностей жить и преодолевать себя вновь и вновь в покорении столь неприступного мира. Север – это постоянное противоборство стихий. Север – это леденящая душу мелодия ветра, вонзающаяся прямо в сердце и заставляющая его замереть. Это неотвратное и неизбывное чувство бездны, извечная направленность взгляда к небу, которое расплывается в молочно-сизых туманах, уходящих вдаль, растворяющихся в вечности.

Смотрите также

painteropedia.ru

Русский Север в живописи знаменитых художников

"Русский Север в силу своего пограничного положения в пространстве русской культурной традиции издавна считался и является её наиболее заповедной частью, её неприкосновенным древлехранилищем и животворящим источником"

(Поморский этнограф, профессор Н.М.Теребихин)

Во второй половине XIX–начале XX века многие деятели культуры обращались к образам Русского Севера в своем творчестве. Север явился для них хранителем заветов стародавней Руси, православных святынь. Каждый по-своему передавал жизнь и облик северной стороны, а ее образы стали языком, выразившим содержание искусства. На этом языке, удивительно богатом и звучном, они говорили об историческом пути России, о религиозных и философских взглядах, о самобытности края и своем преклонении перед ним. Художники воспевали корни родной культуры: древние предания, искусство и быт северян, выражавшие стародавние понятия о мире и находившие своё отражение в самобытности северных пейзажей.

Этот край на рубеже многих столетий оставался центром древнего народного искусства. И потому художникам именно здесь удавалось прикоснуться к старине. Постигая духовную жизнь Севера, они, отчасти, уподоблялись древним мастерам, создавая произведения, относящиеся к национальной культуре. Неслучайно, многие из них, как в старину, работали в нескольких художественных областях. Как когда-то писал Н. Рерих: "Где найдёшь ещё такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов…"

И. Я. Билибин (1876-1942)

Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.

Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, создавший несколько серий открыток.

Особое место среди них занимают открытки, посвященные Русскому Северу. С иллюстрациями Билибина они становились причастием к Русскому Северу, древнерусской традиции, Русскому Духу…

Н. К. Рерих (1874-1947)

В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами.

Острову Валааму, являяющемуся русским опорным пунктом в северных землях, взрастившему плеяду старцев и приобретшему славу «Северного Афона", посвящены два полотна художника: «Святой остров» и «Святое озеро». Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа, не раз ещё будут встречаться в произведениях Рериха.

Святое озеро.

Святой остров.

В. В. Верещагин (1842 - 1904)

В начале 1890-х годов художник посещает родные места : едет в Вологду и ее окрестности, а летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездок стали более полусотни живописных этюдов.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя.

Северная Двина.

К. А. Коровин (1861-1939)

По инициативе Саввы Ивановича Мамонтова в августе 1894 года К. А. Коровин с В. А.Серовым отправляются на два месяца в путешествие по Русскому Северу. В 1897 году они вновь посещают Архангельск.

Эти поездки оказались для художников полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Их покорили суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок.

В процессе работы над декоративными панно для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900году Коровин ещё два раза посещает Север.

Всего им написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, и вместе составляющих один общий северный цикл работ. Картины, посвящённые русскому Северу, художник причислял к своим любимым работам.

Ручей Святого Трифона в Печенеге.

Село на севере России.

Ловля рыбы на Мурманском море.

Зимний пейзаж с церковью.

Мурманский берег.

В. А. Серов (1865-1911)

Белое море.

В. В. Переплётчиков (1863-1918)

Вслед за Коровиным, открывшим Север, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский. Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы.

Северная деревня (Усть-Пинега).

А. М. Васнецов (1856 –1933)

Аполлинарий Михайлович Васнецов, как и его старший брат, Виктор Михайлович, как и его отец, многократно писал пейзажи вятских земель. Север он изображал с юности, ранее, чем образы Москвы XVII века, наиболее известные в его творчестве. Это картины: "Родина", «Озеро», «Серый денек» и др. Многочисленны рисунки А. М. Васнецова, посвященные Северу. Некоторые из них широко известны, другие полузабыты. Так, о Русском Севере в его творчестве напоминают графические произведения: «Северная природа". "Туча», «Плетень», «Вид старинного русского города на берегу реки».

Северный край.

Озеро.

К.А.Васильев (1942-1976)

Многие работы художника обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой "васильевский" мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.

Русский Север.

Свияжск.

Северная легенда.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

Русский пейзаж - Русский Север в творчестве известных художников

Конец 19 века был ознаменован всплеском интереса русских художников к Северу России – краю с удивительными пейзажами и архитектурой. Его природа, величественная и суровая, покоряет бескрайними лесами и бесчисленными озерами, морскими просторами и каменистой тундрой. Самобытную часть местной культуры составляет деревянное народное зодчество, бесценные памятники которого сохранились и до наших дней. На фоне живописных пейзажей они выглядят особенно гармонично и естественно.

Русский Север становился источником вдохновения для многих художников, среди которых: К.А. Коровин, В.В. Верещагин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский, С.А. Виноградов, С.Г. Писахов. Из своих путешествий они привозили не только редкие по красоте и поэтичности картины, но и живые, интересные воспоминания.

Одним из первых побывал на Русском Севере К.А. Коровин. Восхищенный гармоничным сочетанием местной архитектуры и природы, «незлобивостью» диких животных и незнакомой прежде атмосферой, он пишет такие картины, как «Архангельский порт на Двине», «Пристань в Архангельске», «Архангельск». Неброская красота края дала возможность таланту художника проявиться во всей его полноте и оригинальности. По признанию самого живописца, нигде не встретишь такого разнообразия оттенков, как на кажущемся монохромным Севере.

Картина художника Константина Коровина Архангельский порт на ДвинеКонстантин Коровин "Архангельский порт на Двине" 1894

В Архангельск вместе с К.А. Коровиным отправился В.А. Серов, которого город также не оставил равнодушным. Считается, что «серебристая» и «серая» гамма, присущая стилю художника, берет начало именно в этой его поездке. Но на картине «Рыболовецкие суда в Архангельске» еще преобладают теплые цвета, которые создают ощущение летнего солнца и согретого им песка. «Речная» тема неоднократно найдет отражение и в творчестве других мастеров, побывавших на Русском Севере.

В конце XIX века путешествие по Северной Двине совершил В.В. Верещагин. В результате им были созданы многочисленные этюды и рисунки, отражающие спокойную и величественную красоту края. Из них наиболее известен пейзаж «Северная Двина», который передает атмосферу простора и покоя. Этюду присущ мягкий колорит, гармоничное и тонкое сочетание цветов, в целом непривычные для прежних работ живописца.

Нередко приезжал в Архангельск С.А. Виноградов. Здесь он создал произведения, запечатлевшие виды речного порта и живописных местных деревень.

Творчество современного художника Г.А. Лемана также неразрывно связано с Русским Севером. В центре внимания мастера – живописные места вблизи небольшого города Каргополя в Архангельской области. В работах Г.А. Лемана Север открывается с новой стороны: трогательная и беззащитная красота русской природы, сел и деревень приобретает лиричные и светлые ноты.

Поездка художника в эти места стала своего рода определяющей для его последующего творчества, во многом благодаря обретенным здесь новым образам и сюжетам. Несколько изменился и живописно-пластический почерк мастера, индивидуальные черты которого прочитываются в изображении сельских и природных пейзажей. Глядя на них, невозможно не проникнуться простой и поэтичной красотой Русского Севера.

Картина художника Георгия Лемана На КаргопольеГеоргий Леман "На Каргополье" 1982картина маслом на холсте; размер: 55*73Собрание галереи АртПрима

Под впечатлением от путешествия на Русский Север в 1982 году Г.А. Леман пишет серию полотен, посвященных окрестностям Каргополя. Одним из них стала картина «На Каргополье», на которой изображена северная деревня в солнечный день.

Пейзаж удивительно светел и выразителен: ясное и безоблачное небо, яркие цветущие травы делают его воздушным и легким. Даже крепкие деревянные дома, которым отведено центральное место на полотне, не производят впечатления массивности и тяжеловесности.Художник использует бело-голубые, желтовато-зеленые и теплые коричневые тона, пишет легкими и точными мазками. В результате зритель видит простой, будничный и вместе с тем прекрасный северный пейзаж.

На главную    Пейзажи Академички    Биография художника    Каталог картин

Перейти к началу страницы

artleman.ru

Русский Север - глазами художников.: russkij_sever

Колаж

Небольшая подборка картин русских художников, творчество которых связано с Русским Севером ​Коровин Константин Алексеевич 

Зима в Лапландии. 1894 год.

Сарай 1900 год

Ручей Святого Трифана В Печенге 1894 год_______________________________________________________________________________________________________________

 Борисов Александр Алексеевич 

Весенняя полярная ночь 1897 год

В Кандалакшском заливе. Белое море. 1896 год

В области вечного льда. Лето. 1897 год_______________________________________________________________________________________________________________

 Травников Герман Алексеевич 

У моря студеного. 1974 год

У моря. 2006 год

Безымянная высота. 1985 год

_______________________________________________________________________________________________________________

 Писахов Степан Григорьвич 

Кий-остров.

На Двине. 1910-е годы.

Пустозерск. Изба._______________________________________________________________________________________________________________

russkij-sever.livejournal.com

Сочинение по картине Куинджи Север описание описание

Север

Замечательный художник, который известен многими своими работами написал картину «Север» в 1879 году. В эти годы Куинджи создает еще пару картин, который можно обобщить одной темой – пейзажи и красота севера.

Любому человека Север кажется суровым и холодным и больше никаких хороших впечатлений никто не видит. Художник сумел доказать обратное суждение. Изобразив северную природу в своём видении, Куинджи даёт понять, что Север может быть и красивым, живущим и цветущим.

С первых секунд созерцания данного шедевра сразу бросается в глаза небо. Именно изображение его полностью отвечает за всё настроение, которое художник пытается передать. Практически вся картина наполнена этим розовым небом. Изображенный пейзаж, деревья и земля словно пленены этим небом. Оно окутывает их, а на небе не просматриваются тучи и не видно лучей солнца.  

Многие специалисты и критики заметили, что автор в большинстве своих картин, небо изображал иначе. Мазки были широкими и менее выразительными, а в данной картине небо изображено легко и изящно.

Скала, изображенная на холсте, даёт понять, что люди для неё редкость и нога человека там не ступала. Её обвивает ветер, а с ней и сосны растущие рядом. Бедные сосны измучены и истрепаны этим ветром, который не перестает дуть. Но деревья, словно не сдаются, а наоборот своим видом показывают, что он им не страшен, а красивый пейзаж вдали придает силы стоять дальше.

То, что лес зеленого цвета, говорит о том, что на улице летняя пора. Очень красиво и словно живая изображена река. Она словно зовет к себе. Художник хорошо объясняет то, что даже такой суровый северный край, может быть красивым и живущим. Становится понятно, что каждое время года красиво и природа единственное, что может заставлять человека мечтать и любоваться.

Картина «Север» находится в Третьяковской галерее, как и остальные его работы, которые заслуживают особого внимания. После создания этого шедевра, художник прощается с природой севера.

Описание настроения картины Север

Чувства картины Север

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Возвращение блудного сына Рембрандта эссе 6, 7, 9, 11 класс

    Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии

  • Сочинение по картине Село Хмелевка Ромадина 9 класс

    Николай Михайлович Ромадин один из самых ярких и запоминающихся художников СССР. Его работы были отмечены многими наградами. Одна из таких наград, это премия Сталина.

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 6, 7 класс

    На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.

  • Сочинение по картине Мартовский снег Грабаря 3 класс

    Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление

sochinimka.ru

Север (картина Куинджи) Википедия

«Север» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 881). Размер картины — 132 × 103 см[1][2][3].

История и описание

Картина «Север» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «После дождя» и «Берёзовая роща»[4][5].

Картина «Север» была завершающим, прощальным произведением из трилогии художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «На острове Валааме» (1873)[6].

На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом. Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе[4].

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи[7]:

В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов. Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу).

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru