Игра в шахматы (картина Кампи). Картина шахматы


Шахматы (29 фото)

Самая распространенная интеллектуальная игра на всём земном шаре — это шахматы. Игра, соединяющая воедино не только искусство, научный и спортивный интерес, обучает последовательно мыслить и заранее рассчитывать свои действия, формирует концентрацию, внимательность и усидчивость у игрока.

 

Шахматы на белом фонеШахматы на белом фоне

 

Два коняДва коня

 

Игра ШахматыИгра Шахматы

 

Чёрно-белые шахматыЧёрно-белые шахматы

 

Деревянные шахматыДеревянные шахматы

 

Деревянные фигурки - шахматыДеревянные фигурки — шахматы

 

Игра в шахматыИгра в шахматы

 

Прозрачные стеклянные шахматыПрозрачные стеклянные шахматы

 

Оловянные шахматыОловянные шахматы

 

Фигуры на шахматной доскеФигуры на шахматной доске

 

Шахматы из дереваШахматы из дерева

 

Янтарные шахматыЯнтарные шахматы

 

Сладкие шахматыСладкие шахматы

 

Шахматы Арабески-Тина янтарныеШахматы Арабески-Тина янтарные

 

Золотые шахматыЗолотые шахматы

 

Шахматы рюмкамиШахматы рюмками

 

Стеклянные шахматыСтеклянные шахматы

 

ШахматыШахматы

 

Шахматы ГусарыШахматы Гусары

 

Шахматы из болтов и гаекШахматы из болтов и гаек

 

VIP шахматы выполнены полностью из золотаVIP шахматы выполнены полностью из золота

 

Необычные шахматы из гильз и пульНеобычные шахматы из гильз и пуль

 

Необычные шахматыНеобычные шахматы

 

classpic.ru

Картинки красивые шахматы (36 фото) • Прикольные картинки и юмор

Шахматы развивают память и внимание, а также логическое мышление. Кроме того, можно сделать приятный подарок близкому человеку в виде эксклюзивных шахмат. Далее предлагаем посмотреть картинки красивых шахмат.

Очень красивые шахматы.

Эксклюзивные шахматы.

Уникальные шахматы.

 

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!

Загрузка...

Еще интересные подборки:

 

Картинки красивой дачи уютной как в сказке (35 фото) « Предыдущая запись Особенности игрового автомата Secret Elixir Следующая запись »

bipbap.ru

картина шахматы, шахматные картины, шахматы в живописи

Шахматы в живописи

Живопись – это творение жизни во всех её проявлениях. За сотни лет мировая культура подарила нам несметное количество гениальных шедевров. И как вы уже догадались, немало известных художников изображали в своих картинах шахматные образы, задача которых была передать особый смысл, задуманный автором.  Мы предлагаем нашим читателям, ознакомится с этими шедеврами в данном разделе сайта и попытаться понять тот самый смысл, который хотел донести до нас автор.

Одним из таких шедевров по праву можно считать работу представителя знаменитой немецкой династии художников Тишбейна Иоганна Генриха Вильгельма «Конрадин Швабский и Фридрих Баденский в ожидании приговора». Увидев эту картину впервые, сразу настораживает название. Но не пугайтесь, на самом деле всему есть вполне логичное объяснение.  И в данной картине оно довольно простое ведь в основе сюжета лежит стихотворение И.Я. Бодмера «Конрадин Швабский». Конрадин (Конрад) Швабский (1252-1268) — герцог, последний отпрыск дома Гогенштауфенов, который после поражения в битве при Тальякоццо (Италия) был взят в плен Карлом Анжуйским и обезглавлен в 1268 г. в Неаполе вместе с другом детства Фридрихом Баденским. Тишбейн, долгое время живший в Италии, решает исторический эпизод весьма условно, используя прямые заимствования из античного наследия. Чертами лица Конрад напоминает Аполлона Бельведерского. Судья, читающий приговор, имеет сходство с изображением римского императора Вителлия. На действующих лицах, кроме главных героев, одежды, напоминающие античные. Избранную классицистическую схему автор стремится оживить жанровыми деталями, одними из которых, как я полагаю, являются шахматы. Думаю, художник изобразил шахматы для того, чтобы передать непринуждённую обстановку. Вроде бы главным героям зачитывают смертный приговор, а они спокойно играют в шахматы.

Мы предлагаем нашим читателям взглянуть на этот шедевр, который будет размещен после этой статьи, и высказать свое мнение относительно этой картины в комментариях.

Факты:

На данный момент эта картина находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга (один из самых крупнейших музеев России).

Картина была создана в Германии, 1785 год. Написана на холсте размером 65,5 x 91,5 см. маслом.

Автор Юлия Семенова,

создатель web-клуба Феникс-64

скачанные файлы

 

 

fenix64.com

Шахматы в веках и... живописи

В дружеском ЖЖ обнаружила очень интересный очерк об истории шахмат. Но еще интереснее - видеоряд к этому посту. Удивительная подборка живописных полотен разных времен и с разными персонажами, и на каждом полотне центральное место отдано шахматной доске. Это просто для музея в шахматной столице Нью-Васюки!

Жизнь — это партия в шахматы.Сервантес.

Когда появились шахматы, точно не знает никто. Известно лишь, что произошло это в Индии не позднее VI века н.э. Но и на этот счет полного согласия нет.По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI–I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и ян, составила основу чатуранги, игры, являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота). В чатуранге, по свидетельству Бируни (Индия, XI в.), целью являлось истребление сил противника, а не объявление мата королю. Но в китайской литературе первые известные нам сведения о шахматах появляются в VIII в. н.э.Видимо, гаданием на 64-клеточной доске занимались и древние этруски: в их мифологии упоминалось о волшебном коне-скакуне, покрывающем за 64 скачка все небесное пространство (в шахматах конь может за 64 хода обойти всю доску).Через Иран шахматы проникли в арабские страны. На Ближнем и Среднем Востоке игра приобрела название «шатранг» (персидск.) или «шатрандж» (арабск.). В персидской притче-новелле «Деяния Ардашира Папакана» (около 600 г. н.э.) говорится, что ее герой проявил высокое мастерство «при игре в мяч, езде верхом, в шатранге, на охоте и в других состязаниях». «Оксфордский справочник по шахматам» (1984 г.) приводит эту цитату как «первое упоминание о шахматах в мировой литературе». Но другие источники (например, справочник Г. Голомбека) считают, что еще раньше шахматы упоминались в индийских поэмах VI в. «Васвадата» и «Хартахарита».«Некоторые несомненно подлинные шахматные фигуры, обнаруженные при раскопках в Италии, определены как восходящие ко II в. н.э. Хотя никто не подвергает сомнению научную добросовестность и профессиональную квалификацию археологов, совершивших это открытие, их выводы о принадлежности фигур к столь ранней эпохе обычно воспринимаются скептически. В случае если они подтвердятся, придется переписывать всю историю шахмат» (Г. Голомбек).Персидский поэт Фирдоуси, живший на рубеже X–XI вв., неоднократно описывал в своих произведениях шахматы, а в одной из поэм рассказал о прибытии ко двору персидского шаха Хосрова I посланников индийского раджи с подарками, среди которых находилась игра, изображающая картину битвы двух армий.Говорят даже, будто бы шахматы изобрел Паламед — один из греческих царей, принимавших участие в осаде Трои (около 1250 г. до н.э.). Играя в шахматы, Паламед проник конем в лагерь соперника, и именно это навело его на идею «троянского коня», принесшего грекам победу в войне. Однако никаких упоминаний о шахматах в Греции того времени нам не известно.Оксфордский справочник по шахматам гипотезы об их происхождении классифицирует:1. «Военные»: обучение стратегии, от скуки при длительной осаде, для снятия напряжения.2. «Утешительные». Так, поэт Фирдоуси (940–1020 или 1030) в своем эпосе «Шахнаме» писал, что шахматы обязаны своим происхождением индийским мудрецам, создавшим эту игру с целью утешить вдовствующую царицу Першнари (букв. «красавица с ангельским лицом») и отвлечь ее от горестных мыслей о погибшем в сражении сыне.3. «Соревновательные».4. «Мирные» (в качестве альтернативы войне при решении спорных вопросов).С завоеваниями арабов шахматы проникли в Испанию и Италию — первые страны Западной Европы, где они стали известны в VIII–IX вв. Из Испании шахматы проникли во Францию, а из Италии в Германию. Затем они попали в Англию. Об их быстром распространении и росте популярности свидетельствует тот факт, что многие старинные роды начали украшать свои гербы изображением шахматных фигур или шахматного поля.По поводу проникновения шахмат в Россию общепринятой гипотезы нет. Д. Саргин считает, что шахматы впервые появились на Руси в результате торговых и культурных связей с востоком еще до завоевания Ирана арабами, т. е. не позднее VII в. И. Савенков полагает, что шахматы могли проникнуть с Востока Каспийско-Волжским путем (VIII–IX вв.). В 1876 г. шахматный листок (выпускавшийся сильнейшим шахматистом России того времени М. Чигориным) писал: «Россия приобрела эту игру не от Запада, а непосредственно из Индии, что доказывается русскими названиями шахматных фигур».Упоминания о шахматах встречаются в русских былинах: «Садко...», «О добром молодце Василии Буслаевиче...». Интересно, что умение играть в шахматы считалось отличительной чертой характера богатырей, воспетых в былинах. Исходя из археологических находок проф. Арциховского в Новгороде можно считать, что в X–XI вв. сначала на территории южной России, а затем на севере шахматная игра стала известна восточным славянам.Часто, говоря о рождении шахмат, рассказывают приводимую ниже легенду, хотя, по оценке некоторых ученых, она существенно старше шахмат (около 1000 г. до н.э.) и, возможно, относилась сначала к другой настольной игре.Индийский властелин Схерам не отличался ни большим организационным талантом, ни умением управлять, а потому в короткое время довел государство до разорения. Тогда брамин мудрец Сесса, желая сделать тактичное замечание королю, придумал игру, в которой король не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Шахматы произвели на короля впечатление, и, желая отблагодарить Сессу, Схерам обещал его наградить всем, что тот пожелает. Сесса, решив преподать королю урок скромности, попросил, казалось бы, небольшое вознаграждение: выдать ему пшеницы, чтобы на первую клетку доски положить одно зернышко, на вторую — два, на третью — 2х2, на четвертую — 4х2 и т. д. (в порядке геометрической прогрессии на все 64 клетки шахматной доски). Властелин согласился, радуясь, что так легко отделался. Но когда из амбаров начали поставлять зерно, то выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно.При подсчете получилось, что на 64-ю клетку пришлось 87 076 425 546 692 656 зерен, а общее количество зерна, составляющее сумму чисел, возведенных в степень от 0 до 63 (1+21+22+23+24 и т. д.) составляет 18 446 744 073 709 551 615 зерен. По одной из прикидок, это 922 337203 685 м3 пшеницы, считая, что на один м3 зерна 20 миллионов зерен (на один см3 — 20 зерен). Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять поверхность Земли и столько же раз собрать урожай.Перельман в книге «Живая математика» дает иной подсчет: 1 м3 пшеницы содержит около 15 млн зерен. Требуемое брамином количество пшеницы составило бы 12000000000000 м3. Если бы построить амбар для этого количества зерна: 4 м высоты и 10 м ширины, — то его длина составила бы 300000000 км, т. е. в два раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Жизнь — все продолжающаяся борьба. Вот почему теория любой борьбы, в том числе и на шахматных полях, вьется вокруг зеленого дерева жизни.Эм. Ласкер.Шахматы в известном нам виде сформировались на рубеже XV–XVI вв. Деление доски на темные и светлые квадраты вошло во всеобщее пользование в XVI в. Раньше играли на одноцветной доске, разделенной на квадратные клетки. Одноцветная доска до сих пор используется на Дальнем Востоке. В арабских шахматах (как минимум, до начала XIII в.) ферзь передвигался только на одну клетку по диагонали. Слон ходил по диагонали через клетку, он мог перепрыгивать через фигуру.В период средневековья во многих христианских странах шахматы преследовались — возможно, потому, что превратились в азартную игру, что лишало их благородных черт. Но с XIII века шахматы используются как одно из средств рыцарского воспитания. Шахматы по неписаному статуту входят в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.Самый знаменитый труд средневековья о шахматах — трактат на латинском языке Якова Цессолиса. Книга, написанная в конце XIII в., имеет нравоучительный характер, а шахматы в ней используются в качестве повода для изречения сентенций и назиданий морального, общественного, религиозного и политического свойства. Этот труд был распространен в многочисленных рукописных копиях на латинском, немецком, французском, чешском и других языках. В крупнейших европейских библиотеках находятся по несколько экземпляров этой книги (например, в Праге — девять).История шахматных состязаний насчитывает уже много веков.Современный германский историк Гельмут Фаустин документально установил, что одно из первых официальных шахматных соревнований в Европе состоялось в немецком университетском городе Гейдельберге в 1467 г. Турнир в Гейдельберге способствовал росту популярности игры в Германии, хотя центр шахматной жизни позже переместился в Нюрнберг. С 1477 г. шахматные турниры стали проводиться столь же регулярно, как и состязания миннезингеров. Существовало две категории шахматистов: мастера и подмастерья. Турниры продолжались до начала Тридцатилетней войны 1618–1648 гг., после которой шахматная жизнь в Германии пришла в упадок.В 1616 г. герцог Август фон Брауншвейг-Люнебург, скрывавшийся под псевдонимом «Густав Селенус», в книге «Шахматы, или Королевская игра» писал: «Эти русские, или московиты, очень хорошо и усердно играют в шахматы. Они так искусны в этой игре, что, по моему мнению, другим народам крайне трудно с ними соперничать».В 1815 г. шахматы были объявлены обязательным предметом в Военной академии датской армии в Копенгагене. В обоснование этого решения начальник академии докладывал военному министру, что «игра, в которой существует около 72000 различных способов сделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию».28 марта 1873 г. состоялся первый матч между сборными командами шахматистов двух крупнейших британских университетов — Оксфордского и Кембриджского. С этого времени они проводятся регулярно.В Германии широкую известность приобрела «шахматная» деревня Штребек (Штропке). О ее истории и традициях существует немало легенд. Согласно одной из них, она существует уже около 1000 лет. В 1823 г. в местной школе было введено преподавание шахмат (с 3 класса). Еще один рассказ повествует о том, что посватавшийся к местной невесте должен был «выиграть» ее за шахматной доской у ее родителей. В случае проигрыша партии претендент не только получал отказ, но и выплачивал денежный штраф. Нередко родители передавали роль экзаменатора деревенскому старосте — по традиции, сильному шахматисту. Это обеспечивало общине Штребек неплохой доход.С 1886 г. (с матча Стейниц — Цукерторт) проводятся соревнования на звание чемпиона мира по шахматам. Правда, после того как чемпионом мира стал Каспаров, претенденты разделились, и последние розыгрыши звания проводились по двум независимым лигам (получалось два разных чемпиона мира). Сейчас ведутся переговоры об их объединении. Остается надеяться, что последующая история шахматных состязаний будет единой.Шахматы в жизни замечательных людей.Петр I в юношеские годы с интересом относился к шахматной игре; особенно увлекся он шахматами во время путешествий. Он не только отменил существовавший тогда запрет на них, но и популяризовал шахматы при каждом случае, введя традицию шахматных уголков на придворных балах. В дневнике царя есть упоминание о том, что однажды он собственноручно выточил шахматы из дерева.При взятии Очакова летом 1788 г. Суворова ранили. К нему вызвали хирурга француза Массо. Вбежав в палату, врач нашел его в крови, но играющим в шахматы. Только после настойчивых уговоров полководец позволил перевязать себе рану.Неплохо играла в шахматы Екатерина II. Особенно она любила игру для двух пар, которая в те годы была распространена в России.Американский политик и педагог XVIII в. Б. Франклин рассматривал шахматы с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе «Morals of chess» (первой шахматной книге в Америке) он обращает внимание на формирующие характер свойства игры: выработку способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, развитие чувства рассудительности, осмотрительности и ответственности за свое решение. «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в игре в шахматы и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. ...Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра настолько изобилует разнородными ситуациями, подверженными неожиданным изменениям, что она вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей... В шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в собственные силы, а невнимание — привести к потерям».Наполеон был слабым шахматистом. В юношеские годы он бывал частым гостем в Кафе де ля Режанс в Париже — шахматном центре Франции (до создания шахматных клубов центрами шахматной жизни были кафе). Находясь на вершине власти, Наполеон не играл в шахматы: они отнимали много времени. В это время он предпочитал шашки, черпая в этой игре пример для тактики на поле боя. На острове Св. Елены Наполеон вернулся к шахматам, но он не подозревал о секрете, который таили в себе его шахматные фигуры. У него были шахматы из слоновой кости и перламутра, их сделали друзья Наполеона, и внутри нескольких из этих фигур были спрятаны планы побега с острова. Эти шахматы в качестве подарка должен был вручить Наполеону один из доверенных офицеров, который умер во время путешествия на корабле, и подарок вручил кто-то другой, не знавший тайны. Шахматы находились с Наполеоном до конца дней и были завещаны сыну.А.С. Пушкин в письме жене: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе: докажу после...»Высокого класса игроком и участником турнира мастеров был И.С. Тургенев. Во время пребывания в Париже он был постоянным гостем Кафе де ля Режанс. В 1862 г. он занял второе место в турнире, организованном владельцем кафе для 60 сильнейших шахматистов — завсегдатаев его кафе. В 1870 г. он выполнял в Баден-Бадене (Германия) функции вице-председателя шахматного конгресса.В доме химика Менделеева собиралось много любителей шахмат. Он был сильным шахматистом, интересовался теорией, делал записи сыгранных партий. Играя по вечерам допоздна, он не уставал, а, наоборот, освеженный умственным напряжением за шахматной доской, приступал к ночной научной работе.А. Алехин (1892—1946), четвертый чемпион мира, так говорил о шахматах: «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни».«Я считаю необходимыми для успеха три фактора. Во-первых, понимание своей силы и слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высшая цель... Эту цель я вижу в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств»..liveinternet.ru/users/igorinna/post130801117/#

eho-2013.livejournal.com

Шахматы в живописи - Любовь к жизни

    Шахматы в живописи получили достаточно широкое отражение. Художники изображали не только партнёров за шахматной партией, но и отдельные элементы шахматного инвентаря. Этому способствовал целый ряд факторов. Сами шахматы рассматривались как настольная игра, как модель отношений между людьми, даже как модель общественной иерархии и социальных процессов. Шахматы были включены в символику представлений человека Средних веков и Нового времени. Достаточно рано начался процесс анализа шахматной партии с точки зрения красоты проведённой в ней комбинации и изящества стратегического замысла противников. Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в них, а некоторые были профессиональными шахматистами и использовали свои живописные произведения для их пропаганды.Робине Тестар. Нравоучительная книга о шахматах любви.Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы, 1496—1498.

    Произведения живописи отразили этапы истории шахмат: процесс изменения правил, уровень мастерства в игре, характерный для разных эпох, различные (уже забытые) варианты шахматной игры, процесс восприятия игры в шахматы обывателями. Изменение духовного мира людей влияло на проблематику и художественные особенности воплощения данной темы, включающей такие жанры, как натюрморт, портрет, бытовой жанр, историческая живопись… Другими факторами, которые воздействовали на развитие этой темы, были: локальные особенности, уровень востребованности игры в шахматы в обществе, официальная позиция государственной власти и церкви по отношению к шахматам.Григорий Мясоедов. Сам с собою, или Игра в шахматы, 1907.

Джон Сингер Сарджент. Игра в шахматы, 1907.

Генри Сиддонс Моубри. Игра в шахматы, 1890.

Жан-Леон Жером. Альмеи, играющие в шахматы, 1870.

Жан-Жорж Вибер. Шах!

Шарль Барг. Игра в шахматы на террасе, 1883.

Артуро Риччи. Игра в шахматы.

Фрэнсис Котс. Портрет Уильяма Эрла Уэлбии его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы, 1789.

Ганс Милих. Герцог Альбрехт V и его жена Анна за игрой в шахматы.Книга сокровищ герцогини Анны Баварской, 1555.

sergeyurich.livejournal.com

Игра в шахматы (картина Кампи) — Википедия

Партия в шахматы (итал. Il gioco degli scacchi) — картина, атрибутируемая итальянскому художнику Джулио ди Галеаццо Кампи (итал. Giulio Campi, около 1508—1572).

Характеристка картины

Техника — масло по холсту. Размер — 90 на 127 сантиметров. Находится в Турине в коллекции Museo civico d'arte antica (англ.)русск.. Инвентарный номер — 0478/D. Экспонируется в Палаццо Мадама (итал. Palazzo Madama)[1].

Картина, по мнению значительной части исследователей, должна быть отнесена примерно к 1530 году, и, вероятно, создана Джулио Кампи до «Madonna della Misericordia dell’Arcivescovado» из Милана, которую он создал в 1534 году[1]. Существуют и иные датировки картины. В частности, Ахилл делла Раджионе относит картину к 1550 году[2], а Наоми Дж. Миллер и Наоми Явнех — к 1540-м годам[3].

Палаццо Мадама, где экспонируется картина

Существует реплика данной картины уменьшенного размера — 78,5 на 107,5 сантиметров. В 2004 году она под названием «Партия в шахматы» (итал. Partita a scacchi) была выставлена на аукционе Sotheby’s и продана за € 28 800[4].

Видео по теме

Сюжет и интерпретации изображения

Впервые пристальное внимание картина привлекла в 1963 году, когда она ещё находился в коллекции Константино Нигро (итал. Costantino Nigro) в Генуе, где считалась работой Софонисбы Ангиссолы. Небольшое исследование ей посвятил известный итальянский искусствовед Роберто Лонги. Сравнивая её с картиной на шахматный сюжет, действительно принадлежавшей Софонисбе, которая находится в музее Познани, Лонги посчитал, что данная картина принадлежит кисти художника кремонской школы, в то время как правильное соотнесение её с творчеством именно Джулио Кампи было сделано впервые Джованни Годи и Кирилло Джузеппе (в 1978 году). Лонги установил сходство с картиной «Аллегория тщеславия» Джулио Кампи из Музея Польди Пеццоли (которая также датируется 30-ми годами XVI века), соотнёс фигуру человека в чёрном головном уборе, который наклоняется над столом, с портретом Галеаццо Кампи, созданным Джулио Кампи (сыном Галеаццо) и находящимся в галерее Уффици во Флоренции[1].

Темой картины является игра в шахматы, как и на более ранней картине Лукаса ван Лейдена «Игра в шахматы» (1508), хранящейся в Берлине. Картина является свидетельством распространения игры в шахматы в регионе Кремоны, которое в XVI веке связано в Кремоне с популярностью поэмы «Игра в шахматы» Марко Джироламо Виды. Полотно использует композиционное решение, широко распространённое в районе Венето, близко в композиции к некоторым произведениям Доссо Досси и Каллисто Пьяцца (англ.)русск. (итал. Callisto Piazza). Последний художник был широко известен в Кремоне и, вероятно, от него Джулио Кампи подчерпнул особенность изображения спины и плеч фигуры на переднем плане[1].

Джулио Кампи (или его мастерская). Партия в шахматы. Реплика картины «Игра в шахматы», проданная на аукционе Сотбис в 2004 году

Картина использует популярный в эпоху Возрождения неоплатонический мотив противостояния Любви и Войны (где фигура одерживающей победу женщины может соотносится с традиционным изображением Венеры, в то время как одетый в доспех рыцарь — с Марсом). Видимость обычной шахматной партии обманчива из-за наличия некоторого количества аллегорических элементов. К примеру, роза, лежащая на столе (перед играющей в шахматы женщиной), вызывает в памяти образ Венеры, победившей Марса[4]. Через сто лет после создания этой картины Падованино запечатлел любовный поединок богов на картине «Марс и Венера играют в шахматы». Присутствие шута в сцене также не является случайным и символизирует иррациональность любовной дуэли и победы женщины над мужчиной. При этом персонажи одеты в современные художнику костюмы, что заставляет искусствоведов считать некоторые фигуры портретами, предполагать, что картина написана по случаю заключения брака[4].

Итальянский искусствовед В. Гуаццони (в 1994 году) относит сцену именно к реальной жизни, а не к античной мифологии, считая картину групповым портретом в соответствии с практикой, также использованной несколько позже Софонисбой Ангвиссолой, которая на картине «Портрет сестёр художницы, играющих в шахматы» (1555) изображает своих младших сестёр и горничную[1].

Согласно мнению некоторых искусствоведов, на картине «Аллегория тщеславия» Кампи присутствует автопортрет художника, они предполагают поэтому, что молодой человек на дальнем плане картины «Партия в шахматы», который смотрит на зрителя из-за стола, может быть идентифицирован с самим Джулио Кампи, в то время, как пожилой человек рядом с ним, который опирается на стол, как это уже отметил Роберто Лонги, очень похож на его отца — Галеаццо Кампи[1].

Зритель видит на картине только малую часть шахматной доски и не может реконструировать позицию, стоящую на доске. Греческий искусствовед Νικόλας Σφήκας в своей книге «Ζωγραφικά έργα µε θέµα το Σκάκι από τον δέκατο πέµπτο έως τον εικοστό αιώνα» предполагает, что женщина указывает своему противнику и растерянным свидетелям правой рукой на мат, который она поставила своему противнику и одновременно откидывается назад, не желая смотреть на уже завершённую победой партию[5].

Галерея (персонажи, представленные на картине; полотна, отдельные мотивы которых прослеживаются в ней)

См. также

Примечания

Литература

  • Σφήκας, Νικόλας. Ζωγραφικά έργα µε θέµα το Σκάκι από τον δέκατο πέµπτο έως τον εικοστό αιώνα. — Θεσσαλονίκη: Αριστοτέλειο Πανεπιστήµιο Θεσσαλονίκης, 2007. — 298 с.  (греч.)
  • Miller, Naomi J.; Yavneh, Naomi. Sibling Relations and Gender in the Early Modern World: Sisters, Brothers and Others. Women and Gender in the Early Modern World. — Ashgate Publishing Company, 2007. — 236 с. — ISBN 0-7546-4010-8.  (англ.)

wikipedia.green

Шахматы в живописи — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шахматы в живописи получили достаточно широкое отражение. Художники изображали не только партнёров за шахматной партией, но и отдельные элементы шахматного инвентаря. Этому способствовал целый ряд факторов. Сами шахматы рассматривались как настольная игра, как модель отношений между людьми, даже как модель общественной иерархии и социальных процессов. Шахматы были включены в символику представлений человека Средних веков и Нового времени. Достаточно рано начался процесс анализа шахматной партии с точки зрения красоты проведённой в ней комбинации и изящества стратегического замысла противников[1]. Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в них, а некоторые были профессиональными шахматистами и использовали свои живописные произведения для их пропаганды[2].

Произведения живописи отразили этапы истории шахмат: процесс изменения правил, уровень мастерства в игре, характерный для разных эпох, различные (уже забытые) варианты шахматной игры, процесс восприятия игры в шахматы обывателями. Изменение духовного мира людей влияло на проблематику и художественные особенности воплощения данной темы, включающей такие жанры, как натюрморт, портрет, бытовой жанр, историческая живопись... Другими факторами, которые воздействовали на развитие этой темы, были: локальные особенности, уровень востребованности игры в шахматы в обществе, официальная позиция государственной власти и церкви по отношению к шахматам[3].

Историография проблемы

Изображение шахмат в живописи несколько раз становилось предметом анализа искусствоведов и историков шахмат. Тем не менее глубина анализа оставляет желать лучшего. Альбом немецкого историка шахмат Герхарда Йостена (Gerhard Josten[de]) «Schach auf Ölgemälden»[4], созданный в соавторстве с доктором искусствоведения Евой-Кристиной Рашке, содержит все известные на тот момент (2006) изображения с начала XVI века до современности, относящиеся к шахматам (600 иллюстраций, из них 100 — большие и цветные), однако ставилась только проблема поиска и описания картин, ни одна из них не была ими проанализирована. Попытка анализа композиции подобных изображений была предпринята в книге Николаса Сфикаса «Ζωγραφικά έργα µε θέµα το Σκάκι από τον δέκατο πέµπτο έως τον εικοστό αιώνα»[5][6].

Исследование Патрисии Симонс[7] посвящено проблеме роста самостоятельности и роли женщины в итальянском обществе эпохи Возрождения в соотношении с реформой шахмат этого времени и гендерными мотивами в изображении игры в шахматы этой эпохи. Этой же проблеме посвящена диссертация Регины О’Ши (но на примере Франции и за более широкий временной промежуток, включающий эпоху Средних веков) «Queening: Chess and Women in Medieval and Renaissance France». Источниками этого исследования служили и произведения живописи того времени[8].

Существует небольшая монография Лоренса Лейнджера с анализом данной темы в творчестве современного художника Самюэля Бака (англ.)русск.[9]. Целая выставка была посвящена проблеме шахмат в творчестве Марселя Дюшана[10]. В отдельных статьях рассматриваются конкретные картины шахматной тематики[11].

Картине Лукаса ван Лейдена «Игра в шахматы» (1508) в контексте изображения художником играющей женщины посвящены разделы докторской диссертации и изданной на её основе монографии Катарины Бюттнер «Dasœ Motiv der "femina ludens" im Werk von Lucas van Leyden: exemplarische Analysen»[12].

В серии статей, связанных с картиной Карела ван Мандера или Исаака Оливера «Бен Джонсон и Вильям Шекспир» (1603), реконструируется партия по изображённой на ней позиции. Среди вышедших на русском языке — статья «Шекспир и шахматы» И. Л. Майзелиса[13]. Сопоставлению шахматных позиций на картинах целого большого периода посвящена статья М. В. Хлопова «Изображение шахматной позиции на западноевропейских картинах 1540—1630 годов. Опыт реконструкции и анализа»[6].

Ранние изображения шахмат

В средневековой Европе шахматы появились на рубеже X—XI веков. Самое раннее изображение шахматной игры в европейской живописи находится в Палатинской капелле в Палермо на Сицилии[14]. Первый норманнский король Сицилии Рожер II лично руководил строительством капеллы. Храм задумывался как частная капелла, предназначенная для узкого круга лиц (размеры его невелики: 33 метра в длину и 13 в ширину). Вероятно, именно поэтому заказчик мог позволить себе вольности в его росписи. В царствование Рожера II византийскими мастерами были созданы мозаики купола, триумфальной арки и трансепта. Специалисты по византийской мозаике (в частности Отто Демус и Эрнст Китцингер) утверждали, что мозаики были выполнены теми же греческими мастерами, что мозаики Мартораны и собора Чефалу. Арабскими плотниками был выполнен резной сталактитовый потолок, характерный для мечетей фатимидского Египта и Магриба. Часовня была освящена 28 апреля 1140 года. Датируется фреска, изображающая игроков в шахматы, приблизительно 1143 годом, изображение выполнено под сильным арабским влиянием, оба шахматиста, сидящие на корточках, также одеты в восточные одеяния, на их головах тюрбаны. Шахматы, по всей видимости, в то время воспринимались как атрибут повседневной жизни мусульманских стран. Картина выполнена темперой на деревянной основе, покрытой штукатуркой[15]. Немного более позднее (а по мнению некоторых исследователей — чуть более раннее) изображение находится на напольной мозаике XII века в алтаре базилики Сан-Савино в Пьяченце[16].

Активно использовалась шахматная тема в геральдике. На польском гербе Вчеле XII века изображены две шахматные доски различного размера (верхнюю из них держит в руках негритянка с короной и повязкой на голове), а само его происхождение связано было по легенде с игрой в шахматы[17], однако сведения об этом относятся к 1842 году (Несецкий гербовник). Герб получил следующее описание[18]:

Согласно легенде, этот герб получил силезец Голуб, который во время своих путешествий попал в Африку, где дочка местного вождя вызвала его на партию в шахматы на условиях, что победитель в партии имеет право ударить проигравшего изо всех сил шахматной доской по голове. Голуб выиграл, и ударил принцессу по голове так, что доска треснула. Только в Польше изображение шахматной доски находилось в XIII—XIV веках на гербах Легницкого княжества, Силезских Пястов и герба Роха рыцаря Першхалы (ладья на шахматном поле, которой он по легенде поставил мат князю Мазовецкому), герба Забавы (так в польском языке первоначально именовалась шахматная игра)[17].

  • Капелла Палатина.jpg

    Палатинская капелла. Первое изображение шахмат, около 1143

  • POL COA Wczele.svg

    Герб Вчеле XII века

  • POL COA Pierzchała.svg

    Герб Роха XIV (?) века

Изображения шахмат в средневековых трактатах XIII—XV веков

Несколько более поздние изображения зафиксированы в манускриптах. Некоторые из них имеют высокую художественную ценность. Самым известным примером является манускрипт «Libro de los juegos» (или «Libro de axedrez, dados e tablas»), приписываемый Альфонсо X, королю Кастилии, Галисии и Леона, выполненный в скриптории Толедо в 1283 году. Книга содержит 150 иллюстраций, часть из них изображает игру в шахматы. Это один из самых важных документов для изучения истории настольных игр. Единственный известный оригинал хранится в библиотеке монастыря Эскориал вблизи Мадрида в Испании. Размеры манускрипта 40 на 28 сантиметров. Среди наиболее интересных миниатюр — вариант шахмат для четырёх игроков, шахматы 12 × 12 клеток («большие шахматы»), а также игра под названием «астрономические шахматы» (являющаяся шахматами в понимании того времени в противопоставлении костям и триктраку), которую играют на доске из семи концентрических кругов, разделённых в радиальном направлении на двенадцать областей, каждая из них связана с созвездием Зодиака. «Libro de los juegos» содержит обширную коллекцию шахматных задач, часть которых изображена на миниатюрах[19] рукописи. Сами миниатюры, вероятно, основаны на не дошедших до нашего времени персидских образцах[17].

Копия 1334 года хранится в библиотеке Испанской Королевской академии истории в Мадриде.

  • KnightsTemplarPlayingChess1283.jpg

    Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Тамплиеры, играющие в шахматы, 1283

  • ChristianAndMuslimPlayingChess.JPG

    Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Христианин и мусульманин играют в шахматы, 1251-1283

  • Moors from Andalusia playing chess.jpg

    Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Мавры играют в шахматы, 1283

  • Grande-acedrex.jpg

    Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Большие шахматы, 1283

  • F96V.jpg

    Альфонсо X. Книга об игре в шахматы, кости и триктрак. Астрономические шахматы, 1283

В Средние века шахматная игра воспринималась как аллегория жизни во всей её сложности и различных её проявлениях. В средневековых играх разыгрывалась жизнь в миниатюре, переведенная на язык символов. Именно поэтому первоначально изображение шахмат и игры в шахматы появилось в средневековых трактатах и миниатюрной живописи к ним. При этом шахматы использовались иногда только как метафора в самом широком контексте, никак не связанном с самой игрой. Только в конце XV века в поэме на каталанском языке «Schacs d’Amour» впервые за всю предыдущую историю шахматной литературы игра и аллегория были соединены воедино[20].

Трактаты, посвящённые игре с миниатюрами, на которых изображены шахматы, разделяются условно на несколько групп[20]:

  • Часто игра символизировала борьбу грешных устремлений и добродетели, происходящую в душе героя. К. Джюэл на примере трактата XV века «Нравоучительная шахматная игра Дамы» («Le Jeu des Echecs de la Dame mo­ralisée») проводит различие между «статичными» и «динамичными» шахматными аллегориями Средневековья. В первых описываются различные фигуры и принципы их перемещения по доске, но сам ход игры не привлекает внимания средневековых авторов, для которых различия между чёрными и белыми фигурами не принципиальны. В аллегориях второго типа игра не просто описывается, но по-настоящему играется, и в ней чёрные фигуры действительно противостоят белым. В описанной в трактате шахматной партии Отец тьмы играет с Дамой, которую пытается соблазнить возвышенными понятиями любви и заставить сделать ошибку. Шахматные фигуры «врага рода человеческого» (чёрные) представляют различные соблазны мира и грехи, фигуры Дамы (белые) символизируют разного рода добродетели. Дьявол делает первый ход, передвигая свою пешку (Самолюбие), в ответ на что Дама передвигает свою — Любовь к Богу. Через 16 ходов Дама объявляет шах чёрному королю с помощью своей королевы, символизирующей Смирение.
  • Иногда игра в шахматы воспринимается как модель человеческой жизни с переменой счастья и несчастья. В трактате XIII века, приписываемом римскому папе Иннокентию III, написано:
«Мир это как бы шахматная доска, одна клетка белая, а другая чёрная; так сменяют друг друга жизнь и смерть, счастье и несчастье».

— Светлана Лучицкая. Весь мир — шахматная доска[20]

Бог играет, передвигая фигуры и давая им возможность выигрывать и проигрывать.

  • Популярно было сопоставление шахматных фигур с классами и сословиями. Фигуры на шахматной доске, различаясь по статусу, тем не менее зависят друг от друга и действуют вместе для достижения общих целей. Трактат доминиканского монаха Якобуса Цессолеса «Книга о нравах и обязанностях знати, или О шахматной игре»[22] («Liber de moribus hominum et officiis nobilium siue super ludo scacchorum») середины XIII века соотносит шахматные фигуры и общество, шахматы воспринимаются как модель социального порядка, важная роль отводится III сословию. Огромное количество рукописей сочинения Якобуса Цессолеса свидетельствует о широком распространении трактата. Шахматные фигуры на миниатюрах наделялись различными иконографическими атрибутами, связанными с их символическим статусом. Король изображался с короной на голове и в пурпурной мантии, пешки изображались с соответствующими орудиями сельского хозяйства или ремесла.
  • Любовь, как и шахматы, требует партнёра, поэтому её также часто сопоставляли с шахматной партией. Изображения женщин в шахматном трактате «Книга об игре в шахматы, кости и триктрак» («Libros de acedrex, dados e tablas»), заказанном Альфонсом Х Мудрым и законченном в 1283 году, отражают именно эту тенденцию. Шахматные партии часто предстают как метафоры куртуазной любви. К концу XV века относятся три манускрипта Робине Тестара, посвящённые подобному аллегорическому толкованию игры в шахматы. Наибольшую известность среди них приобрела «Нравоучительная книга о шахматах любви», созданная для графини Луизы Савойской. Книга представляет собой прозаический комментарий к поэме «Шахматы любви» Эврара де Конти, созданный им же самим в конце XIV века, которую Тестар также иллюстрировал. Его покровители Карл Ангулемский и Луиза Савойская были большими ценителями шахмат и имели целую библиотеку трактатов на шахматную тему.
  • Моралисты сравнивали искусство правителя с шахматной партией, а умение монарха играть в шахматы рассматривалось как признак его политической мудрости. Трактат «Диалог о шахматной игре» («Dialogus de Scaccario»), написанный казначеем английского короля Генриха II Плантагенета Ричардом Фиц Нилом, повествует об устройстве средневекового английского казначейства (Палатой шахматной доски, которая была названа так из-за напоминающего шахматную доску клетчатого сукна, на котором производились расчёты). Автор трактата сравнивает процесс взаимодействия между казначеем и шерифами с шахматной игрой.

Особое место занимает трактат «Об игре в шахматы» (лат. «De Ludo Schacorum») — книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли из монастыря Гроба Господня на латинском языке. Трактат известен также под названием «Отгоняющий скуку» (лат. «Schifanoia»). Часть иллюстраций к трактату атрибутируются Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 1452—1519), а некоторые исследователи утверждают, что им составлены и некоторые шахматные задачи из этого сборника[23].

  • Ludo scacorum, f.6r.jpeg

    Аноним. Трактат об игре в шахматы, Чехия (?), начало XV века

  • O Rei-enxadrista.jpg

    Якобус Цессолес. Книга о нравах и обязанностях знати, или О шахматной игре. Игроки в шахматы, XV век

  • Meister der Manessischen Liederhandschrift 004.jpg

    Мастер Codex Manesse. Manessische Liederhandschrift (Grand Heidelberger Liederhandschrift), между 1305 и 1340

  • Jeu des échecs moralisés - BNF Fr2471 f70.jpg

    Робине Тестар. Книга о нравах и обязанностях знати, или О шахматной игре, около 1500

Шахматы в миниатюрах к рыцарским романам

Шахматы упоминаются в рыцарских романах, в том числе в «Тристане» Готфрида Страсбургского, «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха, «Скакуне» Гуго фон Тримберга (англ.)русск., «Итальянском госте» Томмазино из Цирклария, в «Романе о Гвироне Вежественном» Рустикелло Пизанского, в жестах о Ги де Нантейле, а также в поэтических сборниках «Кармина Бурана» и «Манесский кодекс». Герои этих произведений играют в шахматы или наблюдают за игрой (а иногда используют шахматную доску для других целей). Шахматы в подобных произведениях становятся символом придворной культуры, её идеалов и ценностей. Шахматы также считались средством аристократического воспитания[20].

Роль шахмат в таких произведениях может быть различна: у Кретьена де Труа в романе «Персеваль, или Повесть о Граале» шахматы, если и фигурируют, то ассоциируются скорее с насилием и страстью (нередко герой использует шахматную доску в сражении в качестве оружия, что избрал темой для своего изображения французский миниатюрист). Рено де Монтобан на иллюстрации к рыцарскому роману, повествующему о его приключениях, крушит шахматной доской своих противников[24]. В более поздней переработке «Дидо-Персеваль», которая считается прозаическим пересказом утерянной книги Робера де Борона, шахматы с периферии сюжета перемещаются в центр повествования и герой приобретает важный жизненный опыт именно во время игры в шахматы. Изображение прерванной в середине партии в шахматы содержится в «Летописи и завоеваниях Карла Великого» Жана Тавернье (1455)[25].

  • Two kings play chess - Roman du Roy Meliadus de Leonnoys (c.1352), f.23 - BL Add MS 12228.jpg

    «Роман о короле Мелиадусе». Два короля играют в шахматы, около 1352

  • Libro del caballero Zifar, manuscrito de paris 2.jpg

    Аноним. «Рыцарь Сифар», 1464 (?)

  • Meister der Manessischen Liederhandschrift 004.jpg

    Манесский кодекс. Король Оттон IV играет в шахматы со своей супругой, между 1305 и 1340

  • Рено де Монтобан.jpg

    Миниатюра XV века. История Рено де Монтобана, 1468—1470

Шахматы в станковой и фресковой живописи XIV—XV веков

Изображения шахмат в этот период в станковой и монументальной живописи встречаются довольно редко. Художнику Николо ди Пьетро атрибутируется картина «Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию» (1413—1415). Святой Августин изображён за шахматной партией со своим другом Святым Алипием. «Шахматисты» — французский витраж XV века. Изображение допускает различные, в том числе весьма двусмысленные, толкования. В обоих случаях, как и во многих других упоминаниях этой игры в литературных и исторических произведениях этой эпохи, шахматы подразумевают некоторую греховность людей, которые играют в них[26].

Весьма популярной становится тема противостояния дамы и кавалера в шахматном поединке. Тема любви-противоборства привлекает большое число художников своей многозначностью. Изображаются влюблённые, жених и невеста, муж и жена. Одним из наиболее популярных в своё время подобных произведений стала гравюра «Большой Сад любви с шахматистами» Мастера E. S. Созданная около 1475 года одна из трёх сохранившихся панелей кассоне «Шахматисты», приписываемых Либерале да Верона, вероятно, является иллюстрацией к эпизоду рыцарского романа. Кассоне представляет собой сундук, распространенный в Италии в XV веке и предназначенный для хранения вещей, которые женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук)[27].

Небольшая группа изображений посвящена теме шахматного поединка человека с силами Зла. Условно исследователи разделяют её на два вида изображений: поединок человека с Дьяволом за свою душу и со Смертью за свою жизнь. Самое известное из подобных изображений создано художником Альбертусом Пиктором. Написанная им в 1480 году в церкви Тёбю (Швеция) фреска «Смерть, играющая в шахматы» является аллегорией скоротечности жизни человека. Гравюра эльзасского художника конца XV века Израэля фон Мекенема (Israhel von Meckenem) «Смерть ставит мат королю» развивает эту тему и делает свидетелями поражения властителя стоящих рядом его придворных[28].

Шахматы в станковой живописи XVI — первой трети XVII веков

Изображения шахмат в подобных произведениях стали более распространёнными в этот период. Шахматная доска обычно представлена на переднем плане[6]. При этом привычные для нашего времени 64-клеточные шахматы соседствуют с другими их вариантами. Игра в шахматы вчетвером («королевская игра») изображена художником на обложке шахматного трактата К. Вейкмана, изданного в Ульме в 1664 году[17]. Голландский художник Ян де Брай создал рисунок пером «Шахматист» (1661 год, возможно, автопортрет), изобразив юношу, сидящего опять же за курьерскими шахматами. Рисунок находится в альбоме Liber Amicorum, его сопровождает ироничная надпись. На более ранней картине нидерландского художника Лукаса ван Лейдена «Игра в шахматы» (1508) изображена партия в курьерские шахматы (англ. Courier chess). На этой и других картинах эпохи маньеризма и раннего барокко позиция на доске поддаётся достаточно уверенной реконструкции, обычно она изображается на переднем плане полотна[6]. Для профессиональных шахматистов этого времени был характерен пристальный интерес к дебюту[29][30]. Это значительно экономило профессионалу силы и время. Весьма часто в сохранившихся партиях встречается прямая атака на короля противника, независимо от развития собственных фигур, атаке чаще всего подвергались уязвимые пункты начальной позиции (обычно пешки f2 и f7)[6]. Шахматисты охотно жертвовали фигуры. На картинах этого времени изображён эндшпиль или миттельшпиль. Ни на одной картине нет дебюта. В миттельшпиле и эндшпиле шахматист проявляет свои индивидуальные качества. Художников интересовали драматизм борьбы и личность партнеров, а не стандартное начало партии. На картинах представлены обычно комбинации, и во всех случаях комбинация, проводимая партнёром, не предусматривает жертвы фигуры[6].

Особую категорию картин представляют полотна художников этого периода, содержащие позиции-головоломки. Фигуры на такой позиции могут быть сознательно изменены художником до неузнаваемости. Фрагмент доски часто бывает заслонён рукой или телом персонажа, зрителю предстоит установить, какая фигура находится в руке у шахматиста, делающего ход, так как она неразличима. Художник пытается заставить зрителя думать и самостоятельно реконструировать не только комбинацию, но и позицию, расставленную на доске. К этому типу относятся: картина Антониса Мора (1548, шахматные фигуры искажены на варианте из Готы до неузнаваемости, на варианте из Лейпцига они более привычны) и Софонисбы Ангвиссолы (часть доски, важная для комбинации, которая приведёт к мату, прикрыта рукой одной из сестёр, разыгрывающих партию)[6]. В 1555 году итальянская художница Софонисба Ангвиссола написала «Портрет сестёр художницы, играющих в шахматы». На картине «Игра в шахматы» её учителя живописи — художника кремонской школы Джулио Кампи — в присутствии родственников играют жених и невеста. В толпе художник изобразил себя и своего отца[31].

Играющие в шахматы персонажи изображены также на картинах «Курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный играет в шахматы с испанским дворянином» (1548, атрибутируется Антонису Мору и показывает драматический эпизод пребывания в плену лидера Реформации в Германии), «Портрет Эдварда Виндзора, 3-й барона Виндзора, его жены, Кэтрин де Вер, и их семьи» (1568, атрибутировалась Мастеру графини Уорик), «Шахматисты» (между 1540 и 1545, Парис Бордоне), на миниатюре «Герцог Альбрехт V и его жена Анна за игрой в шахматы» (1552—1555, Ганс Милих). Последняя запечатлела, вероятно, реальную партию, в которой супруга герцога Баварского одержала победу над своим мужем, изображение находится в каталоге драгоценностей, которые ей принадлежали, на миниатюре представлены портретные изображения придворных, которые, по всей видимости, были свидетелями победы

wiki-org.ru