Шайтан - это кто такой? Значение слова «шайтан». Картина шайтана


Что означает Шайтан и как выглядит

Шайтан – представитель исламской мифологии, а что значит шайтан? Злой дух, настроенный враждебно по отношению и к Аллаху, и к людям. По аналогии со славянской мифологией – черт, однако имеет ряд специфических черт.

Как выглядит шайтан

По преданию, шайтанов сотворил их господин, Иблис, они бесплотны, так как состоят из огня и дыма, внешне подобны дьяволу с рогами. Однако они могут принимать формы обычных людей или вообще внешне появляться в самых разных видах и формах. Утверждать, что Иблис есть шайтан, нельзя, Иблис руководит шайтанами, порождает их, после чего шайтаны расселяются по разным странам, где живут группами и сбивают правоверных с праведного пути.

Могут представать перед людьми в образе благочестивых граждан, после этого отворачивают человека от Аллаха, заставляя его совершать грехи, сбивают с истинного пути, при этом используют самые низменные, плотские, желания человека.

Что означает слово шайтан

Шайтан – подчиненный Иблиса, постоянно живет в ожидании Судного дня, после чего будет обречен на адские муки навечно. Понятие шайтан родом с Востока, из арабских стран, именно там его корни. Существовало слово «гайтан» в древнесемитском языке, его значение – противник, враг. Коран свидетельствует, что пока Богом не был создан Адам, прародитель рода человеческого, шайтан был обычным джинном, ничем не примечательным, вполне обычным. Нес честно службу перед Всевышним, с сослуживцами ладил, ни на кого не доносил.

Когда Бог создал Адама, то пригласил всех подчиненных поклониться ему, ибо создал он человека по своему подобию. Перед творением Бога все пали ниц, кроме Иблиса. Господь расценил такое поведение, как проявление гордыни и повелел всем побивать шайтана камнями. Шайтан же, уповая на милость Божию, просил отсрочки наказания до Судного дня. С тех пор он соблазняет людей и толкает на грех.

fantasytown.ru

это кто такой? Значение слова «шайтан»

Данный термин пришел к нам с далекого арабского Востока. Конкретнее «шайтан» - это производное от древнесемитского «гайтан», что в дословном переводе значит «противник». То есть шайтан – враг человечества, сатана, коварный, плохой, зловредный дух, дьявол. Существует еще два определения, которые более распространены именно в мусульманском мире, так как именно означают: «неверующий из числа джиннов» и «тот, кто причиняет безысходность и отчаянье».

Злой дух в исламском богословии

Шайтан - это очень злоречивое существо. Он относится к представителям злых духов в исламском богословии, враждебно относится к людям и Аллаху. Шайтан имеет суперспособность – трансформацию, может принимать любой облик человека. После киямата, или, по-нашему, судного дня, господин шайтанов Иблис и все его подчиненные были обречены на нечеловеческие, адские муки. Он при помощи своих слуг отвлекает людей от хороших дел, совращает их и подстрекает совершать грехи. Шайтанов может порождать их господин – Иблис, они сделаны из дыма или огня, а также могут совершать метаморфозы – внешне принимать разные формы. Так что утверждение, гласящее о том, что шайтан - это Иблис, не всегда правильное, он их идейный предводитель, прародитель. Живут все эти духи большой дружной семьей в различных странах и регионах. У шайтанов могут быть разные имена. Так же как Иблис имеет синоним Раджим, что в переводе на русский – «побиваемый», слово «шайтан» имеет синоним в Библии – сатана. Получается, что шайтан – это дьявол.шайтан это иблис

Вечная война за душу человека

По исламским преданиям, эти злые духи подбивали на ошибки и грехи разных пророков, к примеру Юсуфа, и многих других хороших людей. Некоторая часть шайтанов временно была в подчинении у пророка Сулеймана, но позже они все же вернулись к своим грязным делишкам. До сих пор духи мешают народу молиться, а некоторых еще и обучают магии или же колдовству. Шайтан - это сатана, искушающий честных обывателей и направляющий на кривую стезю. Эти существа заставляют людей совершать плохие действия под видом хороших, добрых духов и забывать про Аллаха. Считается, что каждый человек имеет своего ангела и своего шайтана, которые сражаются за человеческое сердце и бессмертную душу. Злобные сущности сбивают человека с правильной стези, провоцируя в нем зависть, злобу и гнев, а также используют такие человеческие слабости, как желание удовольствия и прочие плотские стремления. Шайтан - это черт, если искать аналог в славянской мифологии.шайтан это

Неверующие и строптивые джинны

Но не все так плохо. Чтобы отогнать злобного шайтана, нужно всего лишь позвать на помощь Аллаха. Часть мусульманских богословов считает этих духов неверующими и строптивыми джиннами, другая же часть относит их к особой категории существ, которые обречены на наказание в огненном аду. А от воспоминания о Геенне огненной и пошло мнение, что шайтан - это что-то сатанинское. Доисламская Аравия пыталась найти у шайтанов хорошие качества и верила, что они являются посредниками, которые помогают общаться с потусторонним миром поэтов и прорицателей. Вот поэтому и бытуют разногласия: шайтан - это кто: злой демон или просто потусторонний посредник. В богословских сочинениях и в Коране шайтаны и Иблис иногда взаимозаменяются. Это связано с тем, что все злые духи подчиняются именно ему и выполняют все его команды и поручения. Иблис, Шайтан – это джинн, который за свое усердие получил приближение к Богу самим Богом, он находился среди ангелов, но его же гордость его и погубила. Из-за нее Иблиса выгнали с небес, после чего он озлобился на людей и Аллаха и стал сбивать верующих с правильного пути.шайтан это кто

Имеющий множество лиц

Иблис, словно актер бразильского телесериала, имеет множество имен. Его можно назвать аль-Адувв – враг, Шайтан – из-за своего главенства над злыми духами, и Адувв Аллах, что означает враг Аллаха. Зачастую к Иблису применяют эпитет "раджим". Для защиты от этого покровителя шайтанов мусульмане произносят последние суры своего священного Корана или же просто молятся.

Главнокомандующий злыми духами

В Коране сказано, что Иблис не повиновался приказу Аллаха упасть ниц перед Адамом – первосотворенным человеком. За то, что Раджим аль-Адувв ослушался приказа, Аллах низверг его с небес и обрек на страшные муки, но Иблис упросил верховного правителя отсрочить наказание до Страшного суда. Покровитель злых духов дал клятву совращать людей и сбивать их с верного пути. После того как настанет Судный день, все подчиненные Иблиса и он сам будут мучаться в аду. По преданию, он обитает на земле и является главнокомандующим злыми духами – джиннами и шайтанами. Самые любимые его места обитания – это кладбища, руины, рынки и бани. Но существо это весьма творческое – любит стихи, песни и танцы.шайтан это что

Библейская история на восточный лад

Первый человек, Адам, был совращен именно Иблисом, который уговорил его супругу и самого Адама ослушаться запрета Аллаха и вкусить плод с запретного дерева. Из-за него перестали верить Билкис – савская царица - самудяне и адиты. Ритуал, когда бросают камни при хадже, связан с Ибрахимом – пророком, отгонявшим Иблиса, который его преследовал. Во время вражды курайшитов и пророка Мухаммеда Иблис давал вдохновение мединским лицемерам и мекканцам.шайтан это черт

Причина неверия людей

Некоторые предания повествуют о том, что Иблиса называли аль-Харис или Азазил. Он был послан Аллахом для подавления мятежа джиннов и возгордился победой. Рассказы об Иблисе породили некоторые богословские проблемы, которые связаны со всемогуществом и концепциями предопределения Аллаха. Шайтан - это (фото его можно увидеть на страницах соответствующей литературы, посвящённой тематике злых духов) оружие, которым проводится испытание людей Аллахом. Одно из объяснений причин, по которой Иблис отказался поклониться Адаму, - это нарушение настоящего единобожия. Эту точку зрения поддерживали некоторые суфии и ал-Халладж. Как считает ибн Араби, Иблис все-таки заслужит прощение Аллаха. Образ шайтана встречается в среде иудеев, язычников и христиан, которые были в доисламской Аравии. Оттуда родом его имена – Шайтан и Иблис. Историю про Иблиса считают одной из причин неверия людей и существования зла во всем мире.шайтан это дьявол

Другие значения

Шайтан был и является значимым существом в мифологии и верованиях человека, поэтому многие географические объекты и предметы обихода назывались в его честь, например: озеро, расположенное на юге Кировской области РФ; российский боевой нож, остров в озере Иткуль, народное прозвище реактивного огнемёта «Шмель». В кинематографе существует несколько картин с названием «Шайтан» - это французский триллер 2006 года, индийский боевик 2011 года, индийская драма 1974 года и турецкий фантастический боевик 1973 г.

fb.ru

это кто такой? Значение слова «шайтан»

Данный термин пришел к нам с далекого арабского Востока. Конкретнее «шайтан» — это производное от древнесемитского «гайтан», что в дословном переводе значит «противник». То есть шайтан — враг человечества, сатана, коварный, плохой, зловредный дух, дьявол. Существует еще два определения, которые более распространены именно в мусульманском мире, так как именно означают: «неверующий из числа джиннов» и «тот, кто причиняет безысходность и отчаянье».

Злой дух в исламском богословии

Шайтан — это очень злоречивое существо. Он относится к представителям злых духов в исламском богословии, враждебно относится к людям и Аллаху. Шайтан имеет суперспособность — трансформацию, может принимать любой облик человека. После киямата, или, по-нашему, судного дня, господин шайтанов Иблис и все его подчиненные были обречены на нечеловеческие, адские муки. Он при помощи своих слуг отвлекает людей от хороших дел, совращает их и подстрекает совершать грехи. Шайтанов может порождать их господин — Иблис, они сделаны из дыма или огня, а также могут совершать метаморфозы — внешне принимать разные формы. Так что утверждение, гласящее о том, что шайтан — это Иблис, не всегда правильное, он их идейный предводитель, прародитель. Живут все эти духи большой дружной семьей в различных странах и регионах. У шайтанов могут быть разные имена. Так же как Иблис имеет синоним Раджим, что в переводе на русский — «побиваемый», слово «шайтан» имеет синоним в Библии — сатана. Получается, что шайтан — это дьявол.

Вечная война за душу человека

По исламским преданиям, эти злые духи подбивали на ошибки и грехи разных пророков, к примеру Юсуфа, и многих других хороших людей. Некоторая часть шайтанов временно была в подчинении у пророка Сулеймана, но позже они все же вернулись к своим грязным делишкам. До сих пор духи мешают народу молиться, а некоторых еще и обучают магии или же колдовству. Шайтан — это сатана, искушающий честных обывателей и направляющий на кривую стезю. Эти существа заставляют людей совершать плохие действия под видом хороших, добрых духов и забывать про Аллаха. Считается, что каждый человек имеет своего ангела и своего шайтана, которые сражаются за человеческое сердце и бессмертную душу. Злобные сущности сбивают человека с правильной стези, провоцируя в нем зависть, злобу и гнев, а также используют такие человеческие слабости, как желание удовольствия и прочие плотские стремления. Шайтан — это черт, если искать аналог в славянской мифологии.

Неверующие и строптивые джинны

Но не все так плохо. Чтобы отогнать злобного шайтана, нужно всего лишь позвать на помощь Аллаха. Часть мусульманских богословов считает этих духов неверующими и строптивыми джиннами, другая же часть относит их к особой категории существ, которые обречены на наказание в огненном аду. А от воспоминания о Геенне огненной и пошло мнение, что шайтан — это что-то сатанинское. Доисламская Аравия пыталась найти у шайтанов хорошие качества и верила, что они являются посредниками, которые помогают общаться с потусторонним миром поэтов и прорицателей. Вот поэтому и бытуют разногласия: шайтан — это кто: злой демон или просто потусторонний посредник. В богословских сочинениях и в Коране шайтаны и Иблис иногда взаимозаменяются. Это связано с тем, что все злые духи подчиняются именно ему и выполняют все его команды и поручения. Иблис, Шайтан — это джинн, который за свое усердие получил приближение к Богу самим Богом, он находился среди ангелов, но его же гордость его и погубила. Из-за нее Иблиса выгнали с небес, после чего он озлобился на людей и Аллаха и стал сбивать верующих с правильного пути.

Имеющий множество лиц

Иблис, словно актер бразильского телесериала, имеет множество имен. Его можно назвать аль-Адувв — враг, Шайтан — из-за своего главенства над злыми духами, и Адувв Аллах, что означает враг Аллаха. Зачастую к Иблису применяют эпитет «раджим». Для защиты от этого покровителя шайтанов мусульмане произносят последние суры своего священного Корана или же просто молятся.

Главнокомандующий злыми духами

В Коране сказано, что Иблис не повиновался приказу Аллаха упасть ниц перед Адамом — первосотворенным человеком. За то, что Раджим аль-Адувв ослушался приказа, Аллах низверг его с небес и обрек на страшные муки, но Иблис упросил верховного правителя отсрочить наказание до Страшного суда. Покровитель злых духов дал клятву совращать людей и сбивать их с верного пути. После того как настанет Судный день, все подчиненные Иблиса и он сам будут мучаться в аду. По преданию, он обитает на земле и является главнокомандующим злыми духами — джиннами и шайтанами. Самые любимые его места обитания — это кладбища, руины, рынки и бани. Но существо это весьма творческое — любит стихи, песни и танцы.

Библейская история на восточный лад

Первый человек, Адам, был совращен именно Иблисом, который уговорил его супругу и самого Адама ослушаться запрета Аллаха и вкусить плод с запретного дерева. Из-за него перестали верить Билкис — савская царица — самудяне и адиты. Ритуал, когда бросают камни при хадже, связан с Ибрахимом — пророком, отгонявшим Иблиса, который его преследовал. Во время вражды курайшитов и пророка Мухаммеда Иблис давал вдохновение мединским лицемерам и мекканцам.

Причина неверия людей

Некоторые предания повествуют о том, что Иблиса называли аль-Харис или Азазил. Он был послан Аллахом для подавления мятежа джиннов и возгордился победой. Рассказы об Иблисе породили некоторые богословские проблемы, которые связаны со всемогуществом и концепциями предопределения Аллаха. Шайтан — это (фото его можно увидеть на страницах соответствующей литературы, посвящённой тематике злых духов) оружие, которым проводится испытание людей Аллахом. Одно из объяснений причин, по которой Иблис отказался поклониться Адаму, — это нарушение настоящего единобожия. Эту точку зрения поддерживали некоторые суфии и ал-Халладж. Как считает ибн Араби, Иблис все-таки заслужит прощение Аллаха. Образ шайтана встречается в среде иудеев, язычников и христиан, которые были в доисламской Аравии. Оттуда родом его имена — Шайтан и Иблис. Историю про Иблиса считают одной из причин неверия людей и существования зла во всем мире.

Другие значения

Шайтан был и является значимым существом в мифологии и верованиях человека, поэтому многие географические объекты и предметы обихода назывались в его честь, например: озеро, расположенное на юге Кировской области РФ; российский боевой нож, остров в озере Иткуль, народное прозвище реактивного огнемёта «Шмель». В кинематографе существует несколько картин с названием «Шайтан» — это французский триллер 2006 года, индийский боевик 2011 года, индийская драма 1974 года и турецкий фантастический боевик 1973 г.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Виды джиннов и шайтанов | islam.ru

Прежде всего необходимо знать, что перечислять имена джиннов или шайтанов (дьяволов), говорить об их промыслах, видах и формах существования, даже просто произносить их имена – очень нежелательное действие. Одно только произнесение их имён может повредить человеку. Поэтому мы даём ограниченные сведения о них, чтобы люди имели общее представление о том, насколько велик вред, наносимый джиннами и шайтанами, чтобы знали, как предостеречь себя и своих близких от их вреда. Лучше будет не говорить о них, их проделках и кознях и никогда не произносить их имён, названий и т. д.

 

Виды джиннов:

Аль-Амиру – джинны, которые на невидимом уровне пребывают с людьми в их домах. В основном они не вредят людям, за редким исключением. Но те из них, которые пребывают в санузлах (ванная, туалет), – это будут шайтаны (дьяволы). Поэтому нам велено произносить «а’узубилляh» (славословие-оберег от колдовства и одоления бесами, джиннами) перед вхождением в туалет. Произнесение «а’узубилляhи мина шайтани рраджим» защищает человека от их вреда.

Аль-Карину – джинн, сопровождающий человека пожизненно, с его рождения и до смерти (другими словами – рождённый с человеком и приставленный к нему пожизненно). Он внушает плохие мысли, заставляет совершать дурные поступки, вызывает постоянные сомнения (васвасы разного рода), приводящие человека ко многим грехам и плохому исходу дел. Его промысел – наущение дурному и отвращение человека от хорошего, дозволенного.

Аль-Мариду – джинны с огромными телами, можно сказать, джинны-гиганты.

Джинн гигант

Аль-Ифрит. Этот вид джиннов самый сильный, могущественный, для силы его воздействия гигантизм тела не нужен. Например, даже самый маленький Ифрит способен убить самого огромного гиганта – джинна Марида, настолько он силён.

Умёму-Сибъян. Данный вид джиннов становится преградой для зачатия у женщин (он способен вызвать бесплодие). Кроме того, он умерщвляет детей, не достигших семилетнего возраста, вносит раздор в семью, вызывает фитну между мужем и женой. Этот тип также облизывает немытые грязные рты детей, вызывает у них рвоту, ослабляет их, наводит на них различные болезни.

Аль-Гавлу (Гилан) – в переводе с арабского означает «проявляющаяся в ночи». Он сопровождает человека, вышедшего в сафар (любая поездка) в одиночку. Он также появляется возле людей одиноких (у которых нет семьи, детей). Его промысел – нагнетание страха человеку в пути (в любой дороге, поездке), устрашение его, причинение разного рода вреда, препятствий в дороге, будь это сбивание с пути (наущая неправильную дорогу) или что-либо другое. В результате действий джиннов этого типа человек попадает в непредвиденные неприятные ситуации, хитросплетения и сихр. Однажды у Пророка ﷺ спросили: «Что представляет собой джинн аль-Гилан?» Пророк ﷺ ответил, что это джинн, работающий над сихром (то есть занимающийся сихром, уловками).

Джинн колдун

Ас-Сулат, Ад-Далгаб, Аш-Шик – джиннов очень много, не будем всех их перечислять и остановимся на этом.

Виды шайтанов (дьяволов):

Небольшая информация о видах шайтанов:

Ханзаб – досаждающий человеку во время намаза, вызывающий всякого рода васвасы – внося и вселяя сомнения, путаницу и неуверенность в сердце человека насчёт того, что касается намаза.

Гаффаф – наносит человеку вред, пугает его, может появиться в образе страшных животных.

Залнабур – пребывающий на рынках, в торговых точках, работает над обманом и одурачиванием покупателей. Его промысел – хитрить и лукавить во время торговли, заставлять продавца обсчитывать покупателя, восхвалять товар, скрывая имеющиеся недостатки.

Торговля

Валлгаа – настигает человека во время совершения омовения, внушая сомнения в ритуалах.

Сабар – усиливает гнев, злобу тех, кого постигла какая-либо беда; заставляет человека царапать лицо, кричать, срывать одежду и т. д., насылает на человека тяжесть его положения, нагнетает обстановку.

Агвар – приводит человека к зина (прелюбодеянию). Это шайтан, работающий над блудом и половым распутством людей.

Даасим – разводит фитну и раздоры в семье.

Матриш – работает над распространением ложных слухов.

Кошмарный сон

Даггар – вызывает ночные кошмары и пугает людей во время сна.

Тамрих – отвлекает людей от их обязанностей.

Миклас – притягивает человека к азартным играм, преподносит их в красочном, азартном виде.

Валагам, Ажда, Авар и многие другие, их много, мы намеренно не говорим обо всех, так как это очень нежелательно. Для того чтобы иметь общее представление о вреде, наносимом джиннами и шайтанами человеку, вышесказанного вполне достаточно.

Из книги «Сады здоровья» Мухаммадхабиба Будунова

Перевод Халимат Магомедовой

Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Рекомендуем к прочтению:

Как защититься от шайтана?

Как защититься от шайтана во время соития?

Джинн. Как изгнать его?

Эти аяты Корана должен читать на ночь каждый

Нечеловеческая цивилизация – мир джинов

Ислам о параллельных мирах и иных цивилизациях

Поражение джиннами: в чем актуальность проблемы?

Как лечиться Кораном?

Как снять сглаз и порчу посредством Корана?

Как лечиться от сглаза?

Как защитить себя от колдовства, порчи и сглаза?

Подскажите, пожалуйста, к кому можно обратиться для избавления от сглаза и колдовства?

www.islam.ru

История Красного шайтана

Сложно найти человека, который бы не помнил фильм «Белое солнце пустыни»? Сценарий к этой ленте написал драматург Валентин Ежов. Перед ним поставили задачу, что за месяц с небольшим, он должен был создать сценарий кинофильма о приключениях, так сказать русский вестерн в стиле «Неуловимых мстителей». Сценарист, чьему перу принадлежит киноповесть «Баллада о солдате», который прошел две войны, начиная с 1940 и закачивая 1945, несмотря на сжатые сроки, подошел к поиску информации со всей присущей ему серьезностью. Он отправляется в Среднюю Азию, там он запланировал встретиться с теми людьми, кто в двадцатые годы вел активную борьбу с басмачами.

кинодраматург  Ежов Валентин Иванович

Уже позже на одном из творческих вечеров Доме журналистов в Москве Валентин Иванович упоминал о том, что при посещении Азии его привлекла одна из историй. Это было жизнеописание Михаила Поспелова, который был офицером пограничной службы России. Не вооруженным взглядом видно, что если сопоставить описание внешности Верещагина Павла, которое Ежов прописал в своем сценарии, и в произведении «Пустыня» Рустами Ибрагимбекова, которое взяли за основную сюжетную линию известного кинофильма «Белое солнце пустыни», и фотоснимки штаб-ротмистра Поспелова, можно увидеть очевидное сходство между настоящим офицером и неординарным пограничником из киноленты.

С самого начала очень сложно было найти актера на роль Верещагина. К слову, чтобы упростить процесс подбор актера, сделали множество копий фотографий офицера, которые удалось получить из архива семьи. Одну из таких копий сценарист продемонстрировал Владимиру Мотылю, режиссеру. Но это не сильно ускорило поиск того, кто сможет сыграть Верещагина. Работника таможни описали как основательного и вдумчивого, понимающего стоимость жизни и гибели, этакого мифического богатыря, который несмотря ни на что верен долгу и предан делу, которое выполняет, даже если, казалось бы, уже и смысла нет. И лишь случай положил конец этим бесконечным розыскам. Режиссер увидел кинопробы Павла Луспекаева. Его схожесть с героем будущей картины указывала на то, что без сомнения они сделали правильный выбор.

По сюжету картины прописано, что Павел Верещагин при царе работал на таможне, и каждый контрабандист Средней Азии знал и испытывал страх перед ним. Однако прежняя власть правительства ушла в небытие, отныне царит всепоглощающий хаос и самоуправство разбойничьей мощи, и некогда верный страж, заслуженный офицер, награжденный «Георгием», должен со всем этим ужиться. С появлением Сухова в жизни Павла появляется новая цель. Будто вновь рождается Верещагин, возродился как птица феникс, и нет той силы, которая теперь способна победить его. Он готов защищать то идеалы, которые считает справедливыми. Именно в этом киногерой Верещагин похож на свой реальный прототип Поспелова.

Биографию Михаила Поспелова Валентину Ежову рассказал родственник пограничника, а если точнее то внук, на момент рассказа полковник в отставке, а дополнительную информацию почерпнули в Центральном пограничном музее. Во время царской России штаб-ротмистр Поспелов наводил страх на всех нарушителей границы и персидских разбойников, которые промышляли на рубежах России, участок границы, который охранял Гермабский пограничный отряд Закаспийской пограничной бригады.

Встав во главе отряда, он очень быстро обзавелся кличкой «Красный шайтан», такому второму имени, во-первых, способствовало наличие у него густых ярко-рыжих усов, а во-вторых, его умение неожиданно возникать со своим подразделением на скрытых дорожках нарушителей границы. Подобно двору Верещагина, Поспелов смог вырастить сад в пустыне. Среди его деревьев были и грецкий орех, и яблони, и груши, и вишни, и абрикосы, и алыча. В этом пустынном оазисе был даже пруд с карпами. Поспелов в период отсутствия централизованной власти из собственного жилья сделал небольшую цитадель, оснастив ее доступным оружием, научив свою супругу Софью справлять со всем этим богатством. Конечно же, бывший царский офицер понимал, что один он не справится с беспорядками, которые учиняют басмачи. Поэтому, не придумав ничего лучше, он избавлялся от меланхолии старым русским способом — пил самогон. И Поспелов и Верещагин переживали за судьбу своей отчизны, из-за этого ни таможенник, ни его кинообраз не оставили родной земли, не ушли вглубь государства, как другие военнослужащие Закаспийской пограничной бригады. Свое бессилие Михаил решил исправить по-верещагински. Тогда не один километр границы государства не защищался, недалеко от Гермаба обосновались эсеры, красная армия вела жесточайшие битвы с англичанами за Чарджоу и Мары, а в том месте, где нес ответственность отряд Поспелова был наведен порядок, восстановлена неприкосновенность границы России.

Чтобы восстановить сохранность рубежей Родины, Поспелов смог объединить грамотных наездников в отряд, научил их пользоваться оружием, собственные деньги вложил в покупку продуктов и для людей и для коней. Скорее всего, именно эта инициатива Поспелова вызвала доверие у большевиков по отношению к бывшему царскому офицеру, и они назначили его на пост начальника отряда. Уже в 1919 его назначают на должность командира пограничного батальона, а через два года он стал командиром погранполка, в обязанности которого входило контролировать всю советско-персидскую границу. В заслуги Поспелова можно еще отнести организацию пограничной школы для младшего комсостава, еще он отчаянно громил силы басмачей в туркестанских пустынях. Многолетние навыки пограничника, жесткость нрава, несомненно, способствовали тому, что в 20-е годы прошлого столетия смогли пройти с успехом экспедиции в Каракумы таких академиков как Ферсман А. и Щербаков Д., их целью были поиски залежей серы и других ископаемых.

Свою смерть Поспелов в отличие от Верещагина встретил не в боях с басмачами, а дожил до весьма седых седин. Его похоронили на старом кладбище в Ташкенте. Конечно же, его могила сейчас вряд ли усыпана цветами, и мало кто провозгласит тост, чтобы помянуть офицера Царской России, чей прообраз и жизнь стали сюжетом столь известного всем фильма про обожаемого народом пограничника Верещагина из «Белого солнца пустыни». Таким образом, этот фильм стал памятью для отважного офицера.

aeslib.ru