Шут Картина. Картина шуты


Шут Википедия

Шут при дворе, XV столетия. Миниатюра из манускрипта, хранящегося в Библиотеке Арсенала (Париж) Изображение шута на входе в замок города Тюбинген

Шут — лицо при дворе государя или в барском доме, в обязанности которого входило развлекать и смешить забавными выходками господ и гостей.

Традиционно шут изображался в колпаке с бубенцами. Три длинных его конца символизировали ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья. В руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырём, в которую насыпался горох. Эта принадлежность была у шутов ещё со времён древнего Рима. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло название «шут гороховый»[1].

История[ | код]

Происхождение[ | код]

Уже Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) при дворе эллинистического царя Птолемея I. Тем не менее в основном определение «шут» связывается с европейским Средневековьем.

Шут был символическим близнецом короля. Ему позволялось больше чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено. Не только люди с актёрскими способностями, но и люди с психическими отклонениями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.

Традиционно шут, как и герольд, обладал неприкосновенностью. Серьезно наказывать или казнить шута считалось дурным тоном (хотя такие случаи и бывали).

В Европе[ | код]

Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство, загадывание загадок.

В средневековой Европе в связи с отсутствием свободы слова вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. И если они переходили границы дозволенного, то наказывали их, а не вельмож. Через кривляния и болтовню дураков представители средневековой элиты доводили до сведения друг друга и короля свои претензии, критику, жалобы или особо рискованные предложения и идеи.

C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.

В средневековой Франции[ | код]

Шуты были при дворе королей Франции уже в XIV веке. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чём-то приравнивался к нему[2]. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. В конце средневековья шуты часто изображались с дурацкими жезлами в руках и в таких же трёхверхих колпаках[3]. Языки по двум их сторонам считались, правда, поднятыми ослиными ушами, а рог по центру – петушьей головой[4]. Священные трёхрогие быки, трёхверхие королевские короны, крестовые нимбы, теперь — и трёхконцовые шутовские колпаки[5].

В России

ru-wiki.ru

Шут Картина

Самые известные придворные шуты, которые были далеко не глупцами

Этот шут был умным и образованным человеком, знавшим шесть языков. О жизни легендарной личности осталось мало достоверных данных. «шутка») является спутницей Купидона. И только шуты по-прежнему забавляли ими народ. Самым же известным придворным шутом Петра Первого был Иван Балакирев. Традиционная одежда— колпак с ослиными ушами и колокольчиками и скипетр (маротта)— шутовской жезл, увенчанный резной головкой шута.

Он носил колпак с ослиными ушами и серебряными бубенцами. «Дурак» и карлик со времен античности— непременный спутник монархов и аристократов. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож.

Корабль дураков. например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. тж. Однако наиболее близки к современным работникам циркового искусства скоморохи. Сперва Шико стал хранилищем секретом для Генриха III, а затем стал служить и Генриху IV.

Лакоста получил прозвище Петр Дорофеевич и принялся усердно служить царю. В «Психомахии» персонифицированная Jocus (лат. И хотя вместо венцов у «царей» были воронки, вместо престолов – носилки, лукошки играли роль барабанов, а на шесте знаменем развевалось «платьишко», расценено все это было как самозванчество. В штат придворных «дураков» Балакирева зачислила уже Анна Иоанновна.

Но остроумный курьер оказался несдержанным на язык. Традиционная их одежда— колпак с ослиными ушами и колокольчиками и шутовской жезл (маротта). Этот придворный шут сумел прожить довольно длинную жизнь – с 1480 по 1560 годы. И только шуты по-прежнему забавляли ими народ. Уолла, Лондон).

Но с восшествием на престол Екатерины ее слуга был возвращен ко двору. Они были умны и пользовались своим положением, чтобы критиковать власть.

Скоморохи сооружали себе короны с подвесками и павлиньими перьями. В «Психомахии» персонифицированная Jocus (лат. После появления группы «Король и шут» ее поклонники стали украшать свое тело изображением шута. При общении с царем Лакоста умело вступал в богословские дебаты используя риторику. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Это позволило в статусе шута вовсю критиковать несмелую политику правителей. Шуты были при дворе королей Франции уже в XIV веке.

Тату шут и эскизы для него: из Средневековья в современность

Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродетели Благоразумия. Он одинаково должен быть уметь и шутить с толпой и отшучиваться от царя. Ею он, кстати, отлично владел. Лакоста тут же стал появляться на застолья в жестяной короне, сдвинутой на ухо.

А в 1723 году Петр подарил своему любимцу безлюдный остров Соммерс в Финском заливе и титул «короля самоедского». Шуты были при дворе королей Франции уже в XIV веке. Он одевался просто, но с отменным вкусом дворянина. «шутка») является спутницей Купидона.

Жан-Антуан дАнглере выбрал себе псевдоним, который означал обломок зуба, пенек. Свою придворную карьеру он делал при дворах литовских князей и польских королей. Устам Станчика приписывают весьма неблагонадежные, чуть ли не революционные высказывания. В 1717 году «кум» царя, проиграв спор, принял православие. Это обусловлено тем, что значение такого изображения достаточно противоречиво.

Колокольчики носили и обычные люди, но к концу XV века делать это перестали. Их назначение тоже заключается в том, чтобы развлекать людей. Шута обвинили в связи с осужденным вице-канцлером Шафировым.

Шико являлся единственным придворным шутом в свое время, который имел шпагу. См. При этом Шико не носил пестрой одежды, традиционных бубенчиков.

Он проболтался о письмах Екатерины к камергеру Монсу. Это был энергичный человек, который вошел в историю еще и как писатель-сатирик. После пира и танцев молодых завели в Ледяной дом и уложили в ледяную постель. Шико. В итоге шут неожиданно мог прийти к весьма смешным выводам, что особенно нравилось Петру. Балакирев был представлен царю в 1715 году, в возрасте 16 лет. Этот шут сделал неплохую военную и политическую карьеру. С одной стороны шут – символ веселья и смеха.

Чаще всего те, над кем больше всего смеялись. Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродетели Благоразумия. А своего положения он добился благодаря остроумию. Балакирев.

О чём грустит Станчик – шут с лицом Яна Матейко

тж. Уолла, Лондон). Ренессанская аллегория аналогичным образом соединяет Любовь и Глупость, делая их спутниками Юности (см. Корабль дураков10. Шуты – это клоуны, развлекавшие королей и их близких. Также огромную популярность изображения шута в виде джокера приобрели татуировки после выхода в свет фильма «Темный рыцарь», где персонаж Джокера стал главным антигероем и злодеем.

За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Уолла, Лондон). Считается, что шуту приписывают даже деяния некоторых других его коллег. Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродтели Благоразумия.

Придворный шут Хуан Австрийский

Станчик. Традиционная их одежда— колпак с ослиными ушами и колокольчиками и шутовской жезл (маротта). Эта импозантная личность появилась на свет в 1540 году в Гаскони. Так, мужчина мог состариться играя юных и веселых мальчишек. Ян Лакоста. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож.

По приказу Анны Иоанновны в столицу были свезены по два человека от «всех племён и народов». «Дурак» со времен античности— непременный спутник государей и аристократов. См. ударить или выстрелить, по-подобию меткого выстрела словом, заставляющий плакать и смеяться», — сообщяет доктор наук исследователь словесности, поэт и писатель Алексей Николаевич Погребной-Александров, — наименование в слове «шут» заимствовано от англо-сакского и других сродных народов «shoot», записанному в англоязычные словари с 12 века, в числе которых были племена и народы Восточной Европы и Азии.

Галереи, серии картин, портретов

Смешная и неуклюжая фигура мужчины позволила ему сделаться шутом при дворе. А смех в то время вызывали недоразвитые дети, люди с психическими или физическими отклонениями. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. Но такие изображения требуют затрат времени. Простолюдину это не позволялось. Персонаж русских сказок Иван-дурак (кстати, по-англ.

В «Психомахии» персонифицированная Jocus (лат. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чём-то приравнивался к нему2. По документам того времени он шутом не числился. Многие знакомы с современной версией шутов – клоунами. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чём-то приравнивался к нему. Петр определил юношу в Преображенский полк, а затем стал ездовым Екатерины Алексеевны и ее рассыльным. В отличие от шутов, они не принадлежали конкретному человеку.

А императрица велела поставить стражников, чтобы шут и шутиха не покинули своего ложа до утра. В итоге Балакирева ждало наказание и ссылка. Он успел принять участие в Варфоломеевской ночи.

Среди многочисленных русских шутов были и иностранцы. А когда шут вырвался и попытался убежать, самодержец догнал его и зарезал ножом. Подходят они как девушкам, так и парням. Так называли артистов балагана.

Считается, что Станчик родился в деревне неподалеку от Кракова. также Корабль дураков. См. Колокольчики носили и обычные люди, но к концу XV века делать это перестали. На Руси подобные «игры в царя» были не менее популярны, чем в какой-нибудь Священной Римской империи.

Видео-подборка татуировок с шутами

Франция оставалась Францией. В 1666 году в Твери во время масленичного маскарада были возведены на престол такие вот самозваные цари. Меры приняли соответствующие: отсекли каждому из «царей» по два пальца на правой руке, били кнутом «нещадно» и сослали вместе с семьями в Сибирь. Скоморохи считались неотъемлемой частью народных гуляний. Кто мог стать в те мрачные времена шутом. Скоморох при дворе, шут – это, пожалуй, одна из важнейших должностей в государстве.

например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. Но и при ней шут так много болтал, что даже вызывался в Тайный приказ. Шут был символическим близнецом короля. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Несмотря на сложность исполнения, такого рода татуировки достаточно популярны. например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. Сам он являлся выходцем из старинного княжеского рода.

Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. Такие татуировки часто делают большими и красочными. В 1584 году Шико получил титул дворянина. С другой – обозначение человека имеющего маски, скрывающего что-либо от других.

«Дурак» со времен античности— непременный спутник государей и аристократов. «шутка») является спутницей Купидона. Но многие из них становились одаренными актерами. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. Помогал Балакирев и Петру, став его сподвижником.

Известные картины Диего Веласкеса

aquareller.com

Шут — википедия фото

Происхождение

Уже Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) при дворе эллинистического царя Птолемея I. Тем не менее в основном определение «шут» связывается с европейским Средневековьем.

Шут был символическим близнецом короля. Ему позволялось больше чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено. Не только люди с актёрскими способностями, но и люди с психическими отклонениями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.

Традиционно шут, как и герольд, обладал неприкосновенностью. Серьезно наказывать или казнить шута считалось дурным тоном (хотя такие случаи и бывали).

В Европе

Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство, загадывание загадок.

В средневековой Европе в связи с отсутствием свободы слова вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. И если они переходили границы дозволенного, то наказывали их, а не вельмож. Через кривляния и болтовню дураков представители средневековой элиты доводили до сведения друг друга и короля свои претензии, критику, жалобы или особо рискованные предложения и идеи.

C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.

В средневековой Франции

Шуты были при дворе королей Франции уже в XIV веке. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чём-то приравнивался к нему[2]. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. В конце средневековья шуты часто изображались с дурацкими жезлами в руках и в таких же трёхверхих колпаках[3]. Языки по двум их сторонам считались, правда, поднятыми ослиными ушами, а рог по центру – петушьей головой[4]. Священные трёхрогие быки, трёхверхие королевские короны, крестовые нимбы, теперь — и трёхконцовые шутовские колпаки[5].

В России

Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак (ср.: англ. Fool, Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.

Известны шуты Петра Великого И.А. Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».

Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи[6] считают также и средневековых шутов носителями давних духовных традиций и тайных знаний. Были на Руси и ярмарочные шуты — скоморохи.

В русской традиции можно встретить замену слова «черт» (или вообще, нечистая сила) словом шут[7]. Широко известны, например, устойчивые выражения «Ну и шут с ним», «Какого шута?»[8].

В северорусских деревнях русалок называют шутовками или чертовками[9].

  Станьчык, фрагмент картины Яна МатейкоШут — единственный человек на королевском балу, опечаленный новостью о взятии русскими Смоленска в 1514 году.

Имя польского дворцового шута Станьчыка сохранилось в польском фольклоре как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.

Король Тонга Тауфа’ахау Тупоу IV — первый в новейшей истории монарх, нанявший шута на королевскую службу. Шутом стал некто Дж. Богдонофф, призванный на эту должность в 1999 году. Сохранить должность ему, однако, не удалось, так как в 2001 «шут» был уличён в финансовых хищениях (параллельно Богдонофф занимал должность финансового советника короля) и вынужден был покинуть королевство.

Основная статья: Список шутов

  Иероним Босх «Корабль дураков» 1495—1500. Лувр. Париж Картина полная острой социальной и политической сатиры с двусмысленным немецким названием «Narrenschiff» («Narr» — дурак, шут). Один из персонажей картины — Шут, одиноко сидящий на корме корабля, полного людей, погрязших в пороке и безнравственности. Подробнее о картине в статье Босх

В живописи

«Дурак» со времен античности — непременный спутник государей и аристократов. Традиционная их одежда — колпак с ослиными ушами и колокольчиками и шутовской жезл (маротта). Колокольчики носили и обычные люди, но к концу XV века делать это перестали. И только шуты по-прежнему забавляли ими народ. В «Психомахии» персонифицированная Jocus (лат. «шутка») является спутницей Купидона. Ренессанская аллегория аналогичным образом соединяет Любовь и Глупость, делая их спутниками Юности (см. например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. Уолла, Лондон). Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродетели Благоразумия. См. тж. Корабль дураков[10].

В массовой культуре

В России существовала известная рок-группа «Король и Шут», творческая философия которой основана на образе Шута, группа использовала и русские фольклорные элементы, и элементы средневековой готики.

Прочее

Часто выводил шута в качестве одного из героев своих пьес У. Шекспир.

С. Дали сделал своим жизненным девизом следующее высказывание: «Если существует так много Шутов, желающих стать мудрее, почему же и Мудрец не может быть Шутом?»

org-wikipediya.ru

Шут — WiKi

Происхождение

Уже Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) при дворе эллинистического царя Птолемея I. Тем не менее в основном определение «шут» связывается с европейским Средневековьем.

Шут был символическим близнецом короля. Ему позволялось больше чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено. Не только люди с актёрскими способностями, но и люди с психическими отклонениями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.

Традиционно шут, как и герольд, обладал неприкосновенностью. Серьезно наказывать или казнить шута считалось дурным тоном (хотя такие случаи и бывали).

В Европе

Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство, загадывание загадок.

В средневековой Европе в связи с отсутствием свободы слова вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. И если они переходили границы дозволенного, то наказывали их, а не вельмож. Через кривляния и болтовню дураков представители средневековой элиты доводили до сведения друг друга и короля свои претензии, критику, жалобы или особо рискованные предложения и идеи.

C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.

В средневековой Франции

Шуты были при дворе королей Франции уже в XIV веке. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чём-то приравнивался к нему[2]. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. В конце средневековья шуты часто изображались с дурацкими жезлами в руках и в таких же трёхверхих колпаках[3]. Языки по двум их сторонам считались, правда, поднятыми ослиными ушами, а рог по центру – петушьей головой[4]. Священные трёхрогие быки, трёхверхие королевские короны, крестовые нимбы, теперь — и трёхконцовые шутовские колпаки[5].

В России

Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак (ср.: англ. Fool, Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.

Известны шуты Петра Великого И.А. Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».

Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи[6] считают также и средневековых шутов носителями давних духовных традиций и тайных знаний. Были на Руси и ярмарочные шуты — скоморохи.

В русской традиции можно встретить замену слова «черт» (или вообще, нечистая сила) словом шут[7]. Широко известны, например, устойчивые выражения «Ну и шут с ним», «Какого шута?»[8].

В северорусских деревнях русалок называют шутовками или чертовками[9].

  Станьчык, фрагмент картины Яна МатейкоШут — единственный человек на королевском балу, опечаленный новостью о взятии русскими Смоленска в 1514 году.

Имя польского дворцового шута Станьчыка сохранилось в польском фольклоре как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.

Король Тонга Тауфа’ахау Тупоу IV — первый в новейшей истории монарх, нанявший шута на королевскую службу. Шутом стал некто Дж. Богдонофф, призванный на эту должность в 1999 году. Сохранить должность ему, однако, не удалось, так как в 2001 «шут» был уличён в финансовых хищениях (параллельно Богдонофф занимал должность финансового советника короля) и вынужден был покинуть королевство.

Основная статья: Список шутов

  Иероним Босх «Корабль дураков» 1495—1500. Лувр. Париж Картина полная острой социальной и политической сатиры с двусмысленным немецким названием «Narrenschiff» («Narr» — дурак, шут). Один из персонажей картины — Шут, одиноко сидящий на корме корабля, полного людей, погрязших в пороке и безнравственности. Подробнее о картине в статье Босх

В живописи

«Дурак» со времен античности — непременный спутник государей и аристократов. Традиционная их одежда — колпак с ослиными ушами и колокольчиками и шутовской жезл (маротта). Колокольчики носили и обычные люди, но к концу XV века делать это перестали. И только шуты по-прежнему забавляли ими народ. В «Психомахии» персонифицированная Jocus (лат. «шутка») является спутницей Купидона. Ренессанская аллегория аналогичным образом соединяет Любовь и Глупость, делая их спутниками Юности (см. например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. Уолла, Лондон). Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродетели Благоразумия. См. тж. Корабль дураков[10].

В массовой культуре

В России существовала известная рок-группа «Король и Шут», творческая философия которой основана на образе Шута, группа использовала и русские фольклорные элементы, и элементы средневековой готики.

Прочее

Часто выводил шута в качестве одного из героев своих пьес У. Шекспир.

С. Дали сделал своим жизненным девизом следующее высказывание: «Если существует так много Шутов, желающих стать мудрее, почему же и Мудрец не может быть Шутом?»

ru-wiki.org

Шут - Википедия

Шут при дворе, XV столетия. Миниатюра из манускрипта, хранящегося в Библиотеке Арсенала (Париж) Изображение шута на входе в замок города Тюбинген

Шут — лицо при дворе государя или в барском доме, в обязанности которого входило развлекать и смешить забавными выходками господ и гостей.

Традиционно шут изображался в колпаке с бубенцами. Три длинных его конца символизировали ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья. В руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырём, в которую насыпался горох. Эта принадлежность была у шутов ещё со времён древнего Рима. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло название «шут гороховый»[1].

История[ | ]

Происхождение[ | ]

Уже Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) при дворе эллинистического царя Птолемея I. Тем не менее в основном определение «шут» связывается с европейским Средневековьем.

Шут был символическим близнецом короля. Ему позволялось больше чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено. Не только люди с актёрскими способностями, но и люди с психическими отклонениями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.

Традиционно шут, как и герольд, обладал неприкосновенностью. Серьезно наказывать или казнить шута считалось дурным тоном (хотя такие случаи и бывали).

В Европе[ | ]

Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство, загадывание загадок.

В средневековой Европе в связи с отсутствием свободы слова вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. И если они переходили границы дозволенного, то наказывали их, а не вельмож. Через кривляния и болтовню дураков представители средневековой элиты доводили до сведения друг друга и короля свои претензии, критику, жалобы или особо рискованные предложения и идеи.

C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.

В средневековой Франции[ | ]

Шуты были при дворе королей Франции уже в XIV веке. Шут воспринимался как забавное отражение государя и в чём-то приравнивался к нему[2]. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему. В конце средневековья шуты часто изображались с дурацкими жезлами в руках и в таких же трёхверхих колпаках[3]. Языки по двум их сторонам считались, правда, поднятыми ослиными ушами, а рог по центру – петушьей головой[4]. Священные трёхрогие быки, трёхверхие королевские короны, крестовые нимбы, теперь — и трёхконцовые шутовские колпаки[5]. Франция оставалась Францией.

В России[ | ]

Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак (ср.: англ. Fool, Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.

Известны шуты Петра Великого И.А. Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».

Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи[6] считают также и средневековых шутов носителями давних духовных традиций и тайных знаний. Были на Руси и ярмарочные шуты — скоморохи.

В русской традиции можно встретить замену слова «черт» (или вообще, нечистая сила) словом шут[7]. Широко известны, например, устойчивые выражения «Ну и шут с ним», «Какого шута?»[8].

В северорусских деревнях русалок называют шутовками или чертовками[9].

В других странах[ | ]

Станьчык, фрагмент картины Яна Матейко Шут — единственный человек на королевском балу, опечаленный новостью о взятии русскими Смоленска в 1514 году.

Имя польского дворцового шута Станьчыка сохранилось в польском фольклоре как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.

Король Тонга Тауфа’ахау Тупоу IV — первый в новейшей истории монарх, нанявший шута на королевскую службу. Шутом стал некто Дж. Богдонофф, призванный на эту должность в 1999 году. Сохранить должность ему, однако, не удалось, так как в 2001 «шут» был уличён в финансовых хищениях (параллельно Богдонофф занимал должность финансового советника короля) и вынужден был покинуть королевство.

Упоминание шута в искусстве[ | ]

Основная статья:

Иероним Босх «Корабль дураков» 1495—1500. Лувр. Париж Картина полная острой социальной и политической сатиры с двусмысленным немецким названием «Narrenschiff» («Narr» — дурак, шут). Один из персонажей картины — Шут, одиноко сидящий на корме корабля, полного людей, погрязших в пороке и безнравственности. Подробнее о картине в статье Босх

В живописи[ | ]

«Дурак» со времен античности — непременный спутник государей и аристократов. Традиционная их одежда — колпак с ослиными ушами и колокольчиками и шутовской жезл (маротта). Колокольчики носили и обычные люди, но к концу XV века делать это перестали. И только шуты по-прежнему забавляли ими народ. В «» персонифицированная Jocus (лат. «шутка») является спутницей Купидона. Ренессанская аллегория аналогичным образом соединяет Любовь и Глупость, делая их спутниками Юности (см. например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. Уолла, Лондон). Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродетели Благоразумия. См. тж. Корабль дураков[10].

В массовой культуре[ | ]

В России существовала известная рок-группа «Король и Шут», творческая философия которой основана на образе Шута, группа использовала и русские фольклорные элементы, и элементы средневековой готики.

Прочее[ | ]

Часто выводил шута в качестве одного из героев своих пьес У. Шекспир.

С. Дали сделал своим жизненным девизом следующее высказывание: «Если существует так много Шутов, желающих стать мудрее, почему же и Мудрец не может быть Шутом?»

Шут как символ[ | ]

В картах таро шут — карта Старших Арканов (карта 0 в английской традиции, карта 22 — во французской).

В стандартной колоде игральных карт существует два джокера. Эти карты с изображением шута в большинстве игр стандартной колодой могут заменить в комбинации любую другую карту по желанию играющего.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid

Шут - это... Что такое Шут?

Шут при дворе, XV столетия. Миниатюра из манускрипта, хранящегося в Библиотеке Арсенала (Париж) Изображение шута на входе в замок города Тюбинген

Шут — человек во дворце монарха или в доме богатого аристократа, в обязанности которого якобы входит смешить хозяина, его семью и гостей. Шут — аналог клоуна, ассоциируемый, как правило, со Средневековьем. В наше время шутами являются сатирики (одна из задач: оставаться самим собой).

Клоуны - артисты, задача которых: просто смешить людей.

Традиционно шут изображается в шутовском колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья. В руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырём, в которую насыпался горох. Эта принадлежность была у шутов ещё со времён Древнего Рима. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло название «шут гороховый»[1].

История

Происхождение

Существование профессиональных шутов отмечено уже во времена ранней истории в родоплеменном обществе. Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) описывая визит Апеллеса во дворец эллинистического царя Птолемея I. Тем не менее, в основном определение «шут» ассоциируется с европейским Средневековьем.

Шут был символическим близнецом короля. Шуту позволялось больше чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено. Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле недоразвитыми детьми. Не только люди с актёрскими способностями, но и люди с психическими заболеваниями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.

В Европе

Все королевские дворы Средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство и загадывание загадок.

В период правления английской королевы Елизаветы I (1558—1603), Уильям Шекспир пишет свои пьесы, часто выводя в них шута в качестве одного из лирических героев.

В средневековой Европе шуты нередко выполняли важную социальную роль для привилегированного класса. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Через кривляния и болтовню шутов представители привилегированной элиты раннего Средневековья доводили до сведения друг друга, а также короля, свои претензии, жалобы, критику или особо рискованные предложения и идеи.

C наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась.

В России

Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак (ср. англ. Fool, англ. Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.

При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей.

При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные шуты Петра Великого Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».

Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи[2] считают также и средневековых шутов носителями древних духовных традиций и тайных знаний.

На Руси помимо царского шута существовали ярмарочные шуты — скоморохи.

В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут — «черт»), чертовками, водянихами[3]

В других странах

Станьчык, фрагмент картины Яна Матейко Шут — единственный человек на королевском балу, опечаленный новостью, о взятии русскими Смоленска в 1514 году.

Имя польского дворцового шута Станьчыка сохранилось в польском фольклоре как синоним острослова, высмеивающего текущие политические события. В период новой истории эта фигура стала символом для многих поляков.

Король Тонга Тауфа’ахау Тупоу IV — первый в новейшей истории монарх, официально нанявший шута на королевскую службу. Шутом стал некто Джесс Богдонофф, призванный на эту должность в 1999 году. Сохранить должность ему, однако не удалось, так как в 2001 «шут» был уличён в серьёзных финансовых хищениях (параллельно Богдонофф занимал должность финансового советника короля) и вынужден был покинуть королевство.

Упоминание шута в искусстве

Иероним Босх «Корабль дураков» 1495—1500. Лувр. Париж Картина полная острой социальной и политической сатиры с двусмысленным немецким названием «Narrenschiff» («Narr» — дурак, шут). Один из персонажей картины — Шут, одиноко сидящий на корме корабля, полного людей, погрязших в пороке и безнравственности. Подробнее о картине в статье Босх

В живописи

«Дурак» и карлик со времен античности — непременный спутник монархов и аристократов. Традиционная одежда — колпак с ослиными ушами и колокольчиками, и скипетр (маротта) — шутовской жезл, увенчанный резной головкой шута. В «Психомахии» персонифицированная Jocus (лат. «шутка») является спутницей Купидона. Ренессанская аллегория аналогичным образом соединяет Любовь и Глупость, делая их спутниками Юности (см. например картину Пурбуса «Аллегория любовного празднества», Колл. Уолла, Лондон). Шут может быть персонификацией Глупости, противопоставляясь добродтели Благоразумия. См. также Корабль дураков[4].

В массовой культуре

В России существует популярная рок-группа «Король и Шут», творческая философия которой основана на образе Шута, также группа использует русские фольклорные элементы и элементы европейской средневековой готики.

В играх

В игре Devil May Cry 3 вторичный антагонист, Аркхем, появлялся на протяжении игры под личиной таинственного Шута - одетого в шутовской наряд полубезумного мага, попеременно дающего протагонисту, Данте, загадочные советы и сражающегося с ним в боссовых битвах.

В игре The Elder Scrolls V: Skyrim персонаж Цицерон одет в шутовской костюм и изредка именуется шутом.

Прочее

Испанский художник Сальвадор Дали сделал своим жизненным девизом следующее высказывание: «Если существует так много Шутов, желающих стать мудрее, почему же и Мудрец не может быть Шутом?»

Шут как символ

В картах таро, шут — карта Старших Арканов (карта 0 в английской традиции, карта 22 — во французской). Занятно, что основным камнем преткновения в споре двух школ таро — является именно нумерация карты «Шут».

В стандартной колоде игральных карт существует два джокера. Это карты с изображением шута, которые в большинстве игр стандартной колодой могут заменить в комбинации любую другую карту по желанию играющего.

Известные шуты

Cм. также

Примечания

Литература

dik.academic.ru

Королевские шуты - Жанровая живопись - Живопись - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

 (699x586, 52Kb)

Он в королевстве важный человек ,Ведь для тебя необходим его совет .Он снова здесь ! Он тут как тут !Привет !  Я королевский шут !

На самом деле он смеётся над тобой .На самом деле он руководит страной .И правду мне сказать позволь .Привет ! Ты шутовской король !

(700x632, 110Kb)

___________

 (227x219, 39Kb)

ШУТ ШИКО

Шико (1540-1591) родился в Гасконии в 1540 году, на берегах Сены. Будучи южанином, он очень любил солнце. Настоящее имя – Жан-Антуан д’Анжлер. Происходил из дворянской семьи.

Шико был необычный шут. Прежде чем зваться Шико, он звался де Шико (приставка «де» означала знатное происхождение).Единственный шут за всю историю Франции который носил шпагу.

Да еще какую! Не уступающую самому Бюсси.В марте 1584 ему был пожалован

королём аристократический титул.Шико пользовался при дворе последнего Валуа свободой, равной той,которой был удостоен за тридцать лет до него Трибуле при дворе Франциска I, и той,которая будет предоставлена сорок лет спустя Ланжели при дворе короля Людовика XIII. Шут обладал неограниченными возможностями. Ему было позволено абсолютно все.Начиная от того что можно было улечься спать посередине зала во время королевской аудиенции и до того чтобы при людях обозвать короля дураком! Шут может сидеть на королевском троне, может стоять впереди короля, позади него, рядом,может говорить от имени короля, может передразнивать его . Вы себе это представить можете?Когда в те времена только один чей-то недобрый глаз в сторону царствуюшей особы мог повлечь гнев и наказание. Шуту было не обязательно все время ходить с бубенчиками на голове, пестрой одежде и длинных скороходах с задернутыми носами, походить на скомороха. Тут Шико был исключением. У него был прекрасный вкус. Одевался он просто, но со вкусом, вкусом дворянина!  

Основной задачей шута состояло в том что бы он веселил и развлекал короля. Шико с этим прекрасно справлялся. У него было потрясающее чувство юмора. Он мог мертвого рассмешить. От его лихих дурачеств, король порой чуть со смеху не помирал. Шико любил распевать духовные гимны, декламировать стихотворные сатиры, составлять бывшие тогда в большом ходу анаграммы, находя в имени каждого куртизана - либо по-французски, либо по-латыни - намеки, донельзя обидные для того, чью личность он таким образом высмеивал. Сам же при этом даже не улыбался. Он был в меру серьезен и смешон. Король его очень любил. Он был для него самым близким другом. Он доверял своему шуту дела государственной( государсвтенной!!!) важности и частенько просил о помощи или обращался за мудрым советом. Они все время были почти безотлучными. Всегда ВМЕСТЕ. Шико оберегал Генриха Валуа, как мать оберегает ребенка.

 (561x699, 78Kb)

Он обладал всеми качествами которыми должен обладать человек служивший при дворе: лицемерие, наигранные улыбки, гримасы, лукавая ирония, сарказм и притворство. Он был остроумен, весел, полон задора и энергии. Он излучал свет и положительные эмоции.

Шико прекрасно умел подражать чужим голосам. Он находил общий язык с любым человеком. Даже с самым злейшим врагом короля! Он мог влиться в доверие к любому. Как к пьянице монаху так к принцу крови. Он знал практически все что происходит в королевстве и за его пределами. Он просчитывал все на несколько ходов вперед. Фактически Шико был королем Франции. В Шико была воплощена мудрость королевства !!!

Шико был прекрасным философом, он ничего не принимал близко к сердцу. Он смеялся потихоньку над неблагодарностью людей и по своему обыкновению чесал себе нос и подбородок.

/800/600/http/s44.radikal.ru/i104/0910/ba/a1840c4233df.jpg

В 1591 году придворный шут Шико стал жертвой покушения при осаде Руана (город и порт на севере Франции, в 100 км от устья все той же Сены) в рамках таинственной интриги, организованной Католической Лигой.

Так закончилась жизнь великого шута и славного дворянина.

_________

Шут Балакирев

/800/600/http/painting.artyx.ru/painting/item/f00/s00/e0000861/pic/000000.jpg

Неизвестный художник - Портрет Якова Тургенева, шут Петра I. 

Балакирев Иван Алексеевич (1699-1763), придворный шут Петра I. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1715 определен в Преображенский полк; ему надлежало обучаться инженерному искусству; впоследствии (около 1719) взят для домашних услуг во дворец. Назначен в ездовые к Екатерине I. Воспользовавшись обстоятельствами, сумел стать полезным разным придворным. Отличался расторопностью и остроумием. Вскоре сблизился с В. Монсом, служа рассыльным между ним и Екатериной I. Слухи дошли до Петра I, который приказал вздернуть Балакирева на дыбу.По делу Монса за сообщничество Балакирев был бит батогами и сослан на три года в Рогервик. После воцарения Екатерины I в 1725 Балакирев был возвращен в столицу, пожалован чином прапорщика. Преображенского полка и определен ко двору императрицы приближенным человеком благодаря своему умению ладить с людьми; играл роль официального шута.Императрица Анна Ивановна окончательно зачислила Балакирева в штат «дураков», в обязанности которых входило тешить скучавшую императрицу; «шутам» делались иногда существенные подарки, но одновременно они подвергались и жестокому обращению. За отказ участвовать в одной из потасовок между шутами Балакирев по приказанию Бирона был избит. По доносу «в произнесении слов, оскорбительных для Императрицы» Балакирев был и в Тайной канцелярии, но сумел оправдаться. В 1740 Балакирев испросил разрешения императрицы для поездки в свои костромские деревни, а после смерти императрицы ко двору не возвратился .

Трибуле

/800/600/http/i040.radikal.ru/0902/9d/6cd743f2b77d.jpg

Француз Трибуле, живший в XVI веке, был известен своим интеллектом и остроумием.Обессмертили его многочисленные писатели, такие как Виктор Гюго, а Верди взял прообраз придворного и "Риголетто" именно с него. Трибуле - популярный образ в европейской культурной традиции.Упоминание о нем встречается в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле. Не удовлетворившись советами людей, почитавшихся умными, Панург обращается к Требуле, руководствуясь народной мудростью "иной дурак умного научит". Родившись в 1495 году, Трибуле вскоре стал придворным блаженным короля Франции Франциска I, который питал нему огромную симпатию.Трибуле мог безнаказанно обижать знатных дворян, потому что король повелел,что если кто-либо его обидит, будет сурово наказан. Однако после скандального случая, когда Трибуле тихо обрезал рейтузы одному знатному человеку,который, кланяясь королеве, обнажил всему двору свои ягодицы.Из-за своих шуток он прожил только до 30 лет.. но зато каких лет.

 (583x698, 63Kb) 

 (700x552, 74Kb)

Шут Богдонофф

В некотором царстве, некотором государстве по имени Тонга жил-был король Тауфаахау Тупоу IV. Абсолютный монарх в крохотном, но зато своем королевстве. Основные поступления в королевскую казну шли от продажи кабачков Японии и Корее, но этого было недостаточно, и тогда тонгайцы открыли неординарную статью дохода: Тонга стала приторговывать своим гражданством. Дело в том,что она входит в Британское Содружество.

В это время в "Бэнк оф Америка" в Сан-Франциско работал инвестиционным консультантом некто Джесси Дин Богдонофф .В один прекрасный день 1994 года Джесси наткнулся на счет, на котором пылились,  более 20 миллионов долларов. "Кто владеет счетом?" - поинтересовался у коллег удивленный своим открытием Джесси. "А, это деньги государства Тонга, - ответили ему. - Не бери в голову, они там живут на коралловом атолле посреди Тихого океана, и им все по барабану".

Джесси, однако, был энергичным и предприимчивым человеком. С детства он увлекался театром и джазом .Величина суммы подогревала его азарт, и он отправился в далекую Тонгу, где обнаружил нищету .Но голубое небо, ласковый прибой, шелест прибрежных пальм и открытые дружественные тонганцы завладели его сердцем. Он познакомился с местным бизнесменом, который предложил устроить Джесси встречу с Его Величеством: Тонга - государство маленькое, 110 тысяч душ, все друг друга знают.

Тауфаахау Тупоу IV принял его в своей библиотеке .

Они тут же понравились друг другу и проговорили пару часов обо всем на свете.  Еще до конца не верящий в свою удачу Джесси лично тиснул королевскую печать на все бумаги и вернулся в Сан-Франциско с победой. В течение последующих пяти лет он присматривал за тонгайскими инвестициями и, перекидывая их из одних фондов в другие, на бурном подъеме рынка ценных бумаг в конце 90-х приумножил их на 11 миллионов долларов. В 1999 году Джесси решил открыть собственное инвестиционное дело. Но он не мог перевести в него миллионы "Тонга Траст Фанд", потому что "Бэнк оф Америка" тут же бы подал на него в суд за кражу клиента. Единственным способом избежать этого было получить служебную должность в Тонге. Приехав в Тонгу на свой день рождения, Джесси пошутил: "Вот родился я 1апреля, в день смеха, а толку мне от этого никакого, хотя я и прирожденный шут. Каждому королю подобает иметь своего шута, - почему бы меня не сделать придворным шутом Тонги?" Король сначала посмеялся, но когда Богдонофф сказал, что обязанностью шута будет рекламировать Тонгу туристским агентствам, согласился и издал королевский указ об официальном назначении Джесси Богдоноффа "королем шутов и шутом короля, чтобы нести людям добрую мудрость и радость и быть посланником доброй воли в мире".  Получив доступ к кругленькой сумме, Джесси предложил Тонге вложить 20 миллионов долларов в компанию "Миллениум Эссэт Менеджмент", которая гарантировала 30-процентную прибыль за два года. Когда в июне 2001 года тонгайцы не получили свои 6 миллионов прибыли, они забили тревогу. Богдонофф отправился в Тонгу с предложениями, как спасти если не деньги, то честь страны, прихватив для этого специалиста по связям с общественностью. Но тонгайцы не захотели с ним разговаривать, когда выяснилось, что Джесси получил до миллиона долларов за привлечение тонгайских инвестиций.Вообщем, длинная история...Тонга предъявила Джесси Богдоноффу и "Миллениум Эссэт Менеджмент" судебный иск. Процесс тянулся три года и закончился в начале 2004-го. Джесси, не признавая за собой вины, согласился замять дело на любопытных условиях: он выплатит в сильно опустевший "Тонга Траст Фанд" 100 тысяч долларов и в ближайшие 10 лет будет отчислять 50-процентов от денег, заработанных от продажи прав на фильмы, телепрограммы или книги о том, как он был шутом при дворе короля Тонги.Но и тут он остался  при деньгах и в выгодном положении.Вот такой шут.

 (700x518, 91Kb)

/800/600/http/i007.radikal.ru/0902/ce/e29dc1fbb366.jpg

Придворные шуты всех времен и народов собрались в книге Беатрис Отто

«Дураки. Те, кого слушают короли».

Занявшись историей придворных шутов, Беатрис Отто сделала открытие и удивилась. Оказалось, шуты при монарших дворах – дело отнюдь не европейского Средневековья и Ренессанса.

Дурацким своим ремеслом – говорить власть имущим правду – они занимались при султанах и падишахах.

Еще раньше – при дворах римских императоров. Параллельно острили и поддевали императоров китайских. Лезли с опасными откровениями в души африканских вождей.

Подкалывали лидера загадочного племени майя Монтесуму II накануне непрошенного визита Кортеса. Безобразничали при дворах грозных российских царей.

«Дураки» – книга многоликая, как и сами придворные шуты.

С одной стороны – подробнейшая монография со ссылками на весьма ученые труды. С другой – остроумно составленная антология мирового дурачества, полная легенд и анекдотов из жизни Тиля Уленшпигеля, Шико и Насреддина.

/800/600/http/s45.radikal.ru/i108/0902/c6/6660f49056dd.jpg

 

Художник Михаил Хохлачёв

Фильм представляет собой философско-историческую притчу о взаимоотношении власти с представителями смеховой культуры. Шут - особа почти коронованная. шутовской колпак - та же корона. но как бы вывернутая наизнанку. он тоже своего рода король среди дураков.

metod-sunduchok.ucoz.ru