М. А. Врубель: «Сирень». Картина сирень


Картина Кончаловского "Сирень в корзине": описание

Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах - на плетеном стуле, на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам. И еще не срезанная с кустов, и помещенная в различные вазы и емкости, и в любое время весеннего дня - сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива.

картина кончаловского сирень в корзине

Полотна, рождающие поэзию

Этой необыкновенной красоте, которая льется с полотен П. Кончаловского (1876 – 1956), Александр Кушнер посвятил великолепный стих, который необходимо прочитать полностью, потому что он так же прекрасен, как цветы на различных полотнах художника, в том числе и на картине «Сирень в корзине»: «Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой перед взором предстанет сирень…» Все очень изысканно - и стихи, и картины, особенно если посмотреть ретроспективу или хотя бы несколько «сиреневых» полотен.

Как можно назвать эти цветы, прошедшие через все творчество художника? Красная линия, дело жизни, основная тема или символ творчества? Наверное, последнее определение подойдет больше всего, потому что из более чем полутора тысяч написанных Петром Петровичем картин при упоминании его имени перед глазами встают эти цвети, и особенно картина Кончаловского «Сирень в корзине».

Всегда желанная тема

сирень в корзине кончаловский

Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах. Они все удивительно хороши, все в них разное – оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Это и подоконник, и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый. Часто художник изображает сирень на полу, наверное, для того чтобы подчеркнуть обилие срезанных веток. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно).

Наипопулярнейшее полотно

сирень в корзине Но чаще всего упоминается именно картина Кончаловского «Сирень в корзине». Это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней - гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. А сейчас, пусть и в корзине, передают всю красоту окружающего мира. Кончаловский использовал в картине белый, сиреневый, лиловый, бордовый, голубой оттенки. Это многоцветье подчеркивает красоту весны, умиротворением наполняет душу.

Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени). Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза…» А ведь живописец со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество красивых цветов. Но любовь к сирени у Кончаловского - как любовь к Родине. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него – с сиренью.

Фантастическая реальность изображения

п кончаловский сирень в корзинеРоссиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение. «Сирень в корзине» - очень благодатная тема, она развивает фантазию. На первый взгляд – просто цветочный натюрморт, а присмотреться – чего только не увидишь. Одни только упругие кисти, пойди, опиши. А цветовая гамма, а реалистичность изображения! Существует легенда, что Петр Кончаловский, зная, как естественно выглядят цветы на его полотнах, перед очередной экскурсией прикрепил к нарисованному букету живую ветку, и никто не обратил на шутку внимания, так естественно она вписалась в полотно.

«Ни веселая, ни печальная…»

«Сирень в корзине» Кончаловский писал в 1923, 1933, 1937, 1954 годах. А просто сирень, всякую, всевозможную, он рисовал всегда, каждый год, до самой своей смерти.картина сирень в корзине

Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году. Очень хороший натюрморт – не задорный, не ликующий, но и не погребальный. Даже в 1941 году Кончаловский обращался к любимой теме, потому что, очевидно, сирень – это символ жизни, а может быть, даже победы. Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить…» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году "Сирень в корзине". Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе». Он утверждал, что в цветке есть все, что только существует в природе, но в более сложной, утонченной, изысканной форме.

Важные детали

Хочется отметить, что к самим корзинкам, как и другой таре для прекрасных срезанных веток, живописец тоже относился серьезно. Корзины в натюрмортах разные. В работе 1937 года она нежно-желтая, сплетенная из тонких веток, с ручкой: кажется, ее только принесли из сада и ненадолго поставили в прихожей. Букет 1933 года совсем в другой емкости: П. Кончаловский сирень в корзине разместил в надежной, крепкой, соответствующей мощному, богатому букету таре. Плетение у нее крупное, прутья широкие – она надежна, несмотря на сравнительно небольшой объем. Темный стол, темная корзина, густые тени, отбрасываемые букетом на стену, – все подчеркивает красоту букета, создает трехмерность пространства, как бы приближает букет к зрителю. Листья переливаются всеми оттенками зеленого и тоже усиливают выпуклость разноцветных гроздей.

К этому полотну, конечно, не подходят удивительные строки О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…» Но к другим натюрмортам подходят, потому что П. Кончаловский сирень в корзине рисовал всякую – и торжествующую, героическую, и нежную, обморочную. Тот букет, который рекомендует школьная программа для написания сочинений в 5-м классе, действительно является удачным выбором. Он вызывает различную гамму, но только добрых и радостных чувств. Сочинения по таким темам учат детей гордиться своей отчизной, ее радостной красотой и героической историей. Картина «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, размером 79 х 104 см хранится в Третьяковской галерее.

Свой неповторимый стиль

Петра Петровича Кончаловского называют сезаннистом. Но не только на него творчество французского постимпрессиониста оказало сильное влияние, и не только под влиянием француза находился наш соотечественник. Просто Поль Сезанн по духу был близок раннему Кончаловскому.  сирень в корзине фотоВ работах начала века одного из основателей «Бубнового валета» - авангардиста П. Кончаловского - очень чувствуется влияние знаменитого автора «Пьеро и Арлекина», но в более поздних полотнах, таких как «Сирень в корзине» (фото шедевра прилагается), присутствует только гениальный отечественный художник со своей индивидуальной, узнаваемой манерой письма.

fb.ru

М. А. Врубель: «Сирень» :: SYL.ru

Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) проявил себя во многих жанрах искусства. В живописии он стал родоначальником русского символического направления стиля модерн. Столь нашумевшую "Сирень" Врубель написал именно в этом стиле, но в расцвете творческой деятельности он не имел значительного признания публики, не был принят художественным сообществом и был осуждаем критикой.

Врубель Сирень

Официальное признание пришло к художнику только к концу жизни: в 1905 году он стал академиком живописи.

Врубель принадлежал к кружку «мирискуссников», то есть к объединению творческих личностей вокруг журнала «Мир искусства». Вместе с ними, он, будучи охвачен идеями славянофильства, искал проявления красоты русской души, черпая вдохновение в природе. Созданная в 1900 г. М. А. Врубелем "Сирень" экспонировалась именно благодаря этому творческому объединению.

Его манеру письма принято относить к символическому направлению модерна. Но произведения мастера не похожи на другие этого стиля, у него своя неповторимая узнаваемость, с характерной яркостью, нестандартным, самобытным видением изображаемых персонажей.

Сюжет картины "Сирень" Врубель насытил философски осмысленным содержанием. Эта и другие его работы подобны снам. Отсюда и фантастичность, и символизм персонажей и сюжетных образов его живописных произведений, поскольку только в снах так органично переплетаются с реальностью фантастические образы, созданные нашими мечтами и желаниями.

Интересные факты биографии

Известно, что Михаил Александрович Врубель обладал синестезией – видением музыки в цвете. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена.

Художник различал десятки оттенков белого цвета, в то время, как глаз обычного человека – только семь. И главное, он обладал настолько неподражаемым стилем написания картин, что это до сих пор защищает их от подделок.

Обстоятельства написания картины

В 1898 году женой М. А. Врубеля стала Н. И. Забела, на сестре которой уже был женат сын знаменитого живописца Николая Николаевича Ге (1831-1894). Тесные родственные связи двух семей позволили в мае 1900 года Михаилу Александровичу оказаться в гостях у семейства Ге на хуторе в Черниговской губернии, расположенном недалеко от станции железной дороги Плиски. Здесь росло много сирени, которую и увидел Врубель. Картина "Сирень" была написана сразу же, непосредственно в мастерской Н. Н. Ге, а сам цветок стал лейтмотивом многих его творений.

Творение было написано на пике творческой активности. Тогда же стали проявляться и первые симптомы ухудшения психического здоровья художника. Отсюда и мрачная колористика его живописи, мистика и тревожность образов, обреченность настроения.

«Сирень» Врубеля: описание

Врубель Сирень картина

На полотне картины мастер демонстрирует нам уголок сада ночью. Среди темноты и неясных очертаний яркими пятнами бросаются в глаза соцветия кустов сирени во всех своих оттенках синего и фиолетового.

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины, и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Сирени так много, что она заполоняет собой все пространство вокруг зрителя. Мы даже начинаем чувствовать ее тонкий аромат.

Сотканный из ночного сумрака женский силуэт выплывает в это буйство красок тревожной тенью прямо на передний план изображения. Нам видны черные длинные волосы, густой волной ниспадающие по плечам и смешивающиеся с темным цветом одеяния. Фигура безмятежно и медленно движется по картине. Лунный свет тусклыми лучами избирательно освещает девичий образ: тонкие и бледные, словно безжизненные, руки, прикасающиеся к полным красками цветкам сирени, мимо которых тихо и печально шествует девушка, строгое и задумчивое ее лицо, полуприкрытое ночными тенями.

Границы образа размыты, создавая иллюзию общности двоих – сиреневого куста и девушки. Настроение картины - тоска и одиночество, предощущение смерти.

Символизм в картине

Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

врубель сирень описание

Художник видел в ней душу сирени и дал ей имя – Татьяна, сравнивая с пушкинской героиней, в которой, как казалось художнику, запечатлелась душа поэта. Искусствоведы находят в этой девушке черты жены Врубеля, которую тот часто изображал на своих полотнах.

Считается, что эта картина перекликается с другой - «Паном» из серии ноктюрнов «Сказочного цикла», к которому принадлежит и «Сирень». В этой аллитерации, подтвержденной самим мастером, в девичьем силуэте мы узнаем нимфу Сирингу, в которую влюблен сатир в «Пане».

Как много неоднозначных, сложных, глубоких образов собрала в себе "Сирень"! Врубель, возможно, этим и пугал своих современников, которые желали видеть в картинах что-то более понятное, более привычное.

Созвучно этой работе, было задумано, но так и незавершено, другое полотно - «Цветение сирени» 1901 г., которое сам живописец называл более серьезным и продуманным произведением, где собирался более полно отразить свой художественный замысел, реализованный в описываемом произведении.

Однако, именно ему и суждено было стать поворотным в судьбе живописца. Свою "Сирень" Врубель показал на выставке мирискуссников в 1900 г., в Академии Художеств. Там ее заметил государь Николай Александрович - известный консерватор в искусстве. Он заинтересовался ею и оставил благожелательный отзыв, что сразу изменило отношение критиков к Михаилу Александровичу, дало ему известность и славу.

Итоги

О произведениях Врубеля и о нем самом бытуют полярные мнения. Сторонникам одного из них импонирует загадочная мистичность его картин, которые признаются шедеврами живописи. Другие почитали его гений за бездарность, которая укрывается за нестандартными сюжетами и техниками рисования. Так, А. Н. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке" писал, что "многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом".

Сегодня в России работы мастера можно увидеть в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.

www.syl.ru

Сирень в живописи | Творчество

04.05.2012 · 16:30

Месяц май – время цветение прекрасной сирени. Каждый год тысячи людей радует этот ароматный цветок своей красотой. В ботаническом саду Киева в районе 1-9 мая каждый год зацветают кусты сирени. Очень большое разнообразие цвета и аромата в эти дни можно найти в саду, где собраны и красиво посажены кусты сирени. В ботаническом саду открывается красивый живописный вид, и притягивает ежегодно художников, которые переносят красоту природы на свои полотна или вдохновляются на создание натюрмортов с букетами цветов сирени.

Время от времени нахожу очень красивые работы различных художников, написанные маслом, акварелью, акрилом и гуашью. Выкладываю некоторые понравившиеся работы на тему “сирень в живописи”.

 

Петров А.И. “Выдубецкий монастырь Киев”

Э. Панов

 

Сидоренко Ж.

 

Демиденко Сергей ” Сирень зацвела”

Попова С.Е. “Сирень”

 

 

Нестерчук Степан – Сирень

Шелкова Натили “Сиреневое счастье”

ОчИ Марианна. Ветка сирени

В.Валевская

Евгений Гавлин. “Сирень.”

Виктория Кирьянова “Букет садовых цветов”

Виктория Кирьянова “Букет Сирени”

Виктория Кирьянова “Цветет сирень так нежно и красиво”

Попробуйте и сами нарисовать, свою картину. Пример, как можно это сделать всего за 15 минут, смотреть здесь сирень акварелью

Подписывайтесь на обновления и получайте новости и записи сайта TworiSmelo!

© 2012 – 2016, https:. Все права защищены. Копирование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на сайт.

Вам будет интересно:

Опубликовать в Facebook

tworismelo.com

Михаил Врубель. Сирень. - Галерея современного искусства

Особое положение среди сказочных картин Врубеля занимают такие, в которых сказочное рождается из самого живописного видения. Прекрасным образцом этому может служить картина „Сирень" (1900). Прелесть самой картины в том, что нечаянное появление фигуры выглядит как рождение органического, человеческого из мертвой материи, из драгоценных камней. В картине, в сущности, не происходит ничего, что можно было бы пересказать словaми. Но мы как бы присутствуем при возникновении образа. Михаил Врубель. Сирень. 1900. Холст, масло. Третьяковская Галерея (700x634, 208Kb)В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо. Здесь есть и нечто от тютчевских „Тени сизые смесились". Но подобное состояние передано языком живописи. Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Один из современников Врубеля писал: "Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны". Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями, и название этой темы - «превращение Хаоса в Космос». Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво (Art Nouveau style, который появился в московском периоде творчества Врубеля), много работал в области монументально - декоративного и театрального искусства. Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Его фантазия была способна преобразить простой цветок или куст в фантастическую феерию цвета и линий. Излюбленная художником цветовая гамма, включающая все оттенки синего, от голубого до фиолетового, в сочетании с розовым и зеленым, создает ощущение мерцающей, изменчивой поверхности. (644x699, 164Kb) На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, – темный силуэт женской фигуры. Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н.И. Забелу, одновременно вызывая в памяти майоликовые скульптуры, которые Врубель делал по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». По некоторым свидетельствам «Сирень» навеяна романсом Рахманинова — этот романс Забела исполняла в концертах. Появление темноглазой феи как бы уже подготовлено созерцанием сиреневых масс, напоминающих груды аметистов. Она просто не может не появиться там. Так и шаловливые наяды возникают из игры волн, а дочери морского царя всплывают из радужных глубин жемчужной раковины. «Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо. Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо» (А. Блок). В русском слове "сирень" переозвучено "Сиринга" - имя нимфы, преследуемой Паном и превратившейся в камыш, из которого Пан соорудил флейту. "Сирень" и "Пан" связаны единством мифологического сюжета. Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. (699x444, 148Kb)Из-за кустов сирени выглядывает смеющаяся голова духа природы, одного из тех, которыми древние мифы населяли мир. Даже незаписанный кусок холста с намеченным силуэтом задумчивой женской фигуры, сидящей на садовой скамейке, нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми пронизан холст.Написано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

nikole-t.livejournal.com


Смотрите также