Ilya Repin. Tsarevna Sophia Alexeevna (Alekseyevna) in the Novodevitchy Convent. The description of a picture Masterpieces of Russian painting. Картина софья


Описание картины И. Репина «Царевна Софья»

На картине изображена во весь рост крупная женщина в богатом одеянии. Интерьер дает возможность представить устройство богатой кельи для знатной особы: на стенах иконы, на столе скатерть. Сидящая за спиной царевны девочка в монашеской одежде робко смотрит на нее исподлобья.

Сама Софья – воплощение независимости и ярости. Сложенные на груди руки, горделивая осанка, распущенные волосы позволяют сравнить ее образ с непоколебимой в своей вере подвижницей. Черты ее лица суровы, глаза устремлены на зрителя, в сдержанной мимике чувствуется страдание от нанесенного оскорбления и душевной смятение, в позе – непопранность царского достоинства.

Сквозь решетку на окне виден силуэт повешенного стрельца – немого укора царевне, из-за которой гибнут люди.

Русский композитор, современник Репина, М. Мусоргский дал уничтожающую оценку картине «Царевна Софья». Работая над своей оперой «Хованщина», он глубоко вник в атмосферу XVII века, так что мог составить о картине свое суждение.

Он писал: «Моя мечта звала меня к маленькой толстоватенькой женщине, не раз испытавшей жизнь…, а увидел я …бабу, злую, но не озлобленную, бабу огромную, но не маленькую, всю расплывшуюся до того, что при ее величине… зрителю было мало места».

И. Репин «Царевна Софья»

И. Репин «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» (1879)

Посмотреть еще картины Репина И.Е. с описаниями

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Репин И.Е. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре»

Репин И.Е. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года»

еще фотографии →

Зал 29

Картина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре» - это первая работа Ильи Репина на историческую тему. Художник с необыкновенным мастерством передал не только характер и внутренние переживания свергнутой с престола царевны, но убедительно воссоздал историческую эпоху конца XVII века.

В 1698 году московские стрельцы, участвовавшие в Азовских походах, вместо возвращения в столицу, были направлены в Великие Луки, к новому месту службы, что вызвало их резкий протест. Около двухсот челобитчиков направились в Москву, намереваясь возвратить к власти царевну Софью, заточенную Петром в Новодевичьем монастыре. Но вскоре мятежники были выбиты из столицы и возвратились к месту службы ни с чем. Воспользовавшись отсутствием в Москве Петра, теперь уже почти четыре тысячи стрелков отправились в столицу с целью возвести на трон Софью Алексеевну. Так недовольство стрелков переросло в восстание.

Но дойти до столицы мятежным стрелкам не удалось. Недалеко от Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря они были разгромлены солдатами Преображенского, Семёновского, Лефортова и Гордонова полков.

Расправы над восставшими начались еще до возвращения царя из-за границы. Приехав в Москву, Петр проводит новое следствие и новые казни. В результате, по приказу царя, было казнено более 1700 мятежников.

Царевну Софью, сестру Петра, насильно постригли в монахини. Перед ее окнами, по приказу царя, были повешены три стрельца с челобитной к ней. В назидание их тела не убирали в течение пяти месяцев. Шесть лет, до самой смерти в 1904 году, она оставалась в Новодевичьем монастыре.

В небольшой келье во весь рост Илья Репин изобразил царевну Софью, одетую в белое парчовое платье. Мы видим сильную, энергичную женщину, взгляд которой полон злобы и ненависти, а в позе – независимость и царское достоинство. Она, словно, львица в клетке, бессильна что-то сделать, а в то же время в ее душе боль и страдание.

Вместе с тем, многие художники считали, что Репин изобразил Софью менее одухотворенной и старше, чем она была в то время, слишком мужиковатой и некрасивой.

На стенах кельи мы видим иконы, на столе – скатерть, на ярко-красном ковре – несколько капель от растаявших свеч. Девочка в монашеской одежде, сидящая в углу, смотрит на царевну с испугом. За окном видна церковь и виселица с повещенным стрельцом.

Картина Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре» передает зрителю не только чувства, которые испытывала отстраненная от власти царевна. Это своеобразная повесть о трагической странице нашей истории, когда шла непримиримая борьба за власть, повлекшая гибель многих людей разных сословий.

www.msk-guide.ru

Ilya Repin. Tsarevna Sophia Alexeevna in the Novodevitchy Convent. The description of a picture

Tanais Gallery
 Илья Репин. 
 Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. 
 Ilya Repin. 
 Tsarevna Sophia Alexeevna in the Novodevitchy Convent.


Ilya Repin. Tsarevna Sophia Alexeevna (Alekseyevna) in the Novodevitchy Convent. 1879. Oil on canvas. 204,5 x 147,7. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.

Peter I the Great and tsarevna Sophia Alexeevna The historical information

Peter was born in 1672 in Moscow, Russia to Alexis I of Russia and his second wife Nataliya Kyrillovna Naryshkina, within the walls of the Kremlin.

On 29 January, 1676, Tsar Alexis I died, leaving the sovereignty to Peter's elder half-brother, the weak and sickly Feodor III. Throughout this period, the government was largely run by Artamon Matveev, an enlightened friend of Alexis, the political head of the Naryshkin family and one of Peter's greatest childhood benefactors. This position changed when Feodor died six years later in 1682. As Feodor did not leave any children, a dispute arose between the Naryshkin and Miloslavsky families over who should inherit the throne. Peter's other half-brother, Ivan V, was the next for the throne, but he was chronically ill and of infirm mind. Consequently, the Boyar Duma (a council of Russian nobles) chose the ten-year old Peter to become Tsar, his mother becoming regent. This arrangement was brought before the people of Moscow, as ancient tradition demanded, where the people ratified it.

Sophia Alekseyevna (September 17 (27), 1657 – July 3 (14), 1704) - was the third daughter of Tsar Alexei I of Russia by his first wife, Maria Miloslavskaya. After the death of her full brother Fyodor Alekseyevich on April 27, 1682, Sophia unexpectedly entered Russian politics, trying to preclude her young half-brother, the 10-year old Peter Alekseyevich, and his Naryshkin relatives, from inheriting the throne.

The activity of this "bogatyr-tsarevna" (as Sergey Solovyov called her) was all the more extraordinary, as Muscovite women usually kept themselves aloof from politics.

Sophia Alekseyevna, led a rebellion of the Streltsy (Russia's elite military corps). In the subsequent conflict, some of Peter's relatives and friends were murdered, including Matveev, and Peter witnessed some of these acts of political violence.

The Streltsy uprising of April-May 1682 made it possible for Sophia, the Miloslavskys (the clan of Ivan), and their allies, to insist that Peter and Ivan be proclaimed joint Tsars, with Ivan being acclaimed as the senior of the two. Sophia acted as regent during the minority of the two sovereigns and exercised all power. Peculiarly, a large hole was cut in the back of the dual-seated throne used by Ivan and Peter. Sophia would sit behind the throne and listen as Peter conversed with nobles, also feeding him information and giving him responses to questions and problems. This throne can be seen in the Kremlin museum in Moscow. For seven years, she ruled as an autocrat.

Peter was not particularly concerned that others ruled in his own name. He engaged in such pastimes as shipbuilding and sailing, as well as mock battles with his toy army. Peter's mother sought to force him to adopt a more conventional approach and arranged his marriage to Eudoxia Lopukhina in 1689. The marriage was a failure, and ten years later Peter forced her to become a nun and thus freed himself from the union.

By the summer of 1689, Peter planned to take power from his half-sister Sophia, whose position had been weakened by two unsuccessful Crimean campaigns. When she learned of his designs, Sophia began to conspire with the leaders of the Streltsy, who continually aroused disorder and dissent of the tsar's rule. Unfortunately for Sophia, Peter, warned by the Streltsy, escaped in the middle of the night to the impenetrable monastery of Troitsky; there he slowly gathered his adherents and others, who perceived he would win the power struggle.

Feeling the power slipping from her hands, Sophia sent the boyars and the Patriarch to Peter, asking him to join her in the Kremlin. He flatly refused her overtures, demanding Shaklovityi's execution and Galitzine's exile.

After Sophia agreed to surrender her senior boyars, she was put under house arrest and forced to withdraw into the Novodevichy Convent without formally taking the veil. Her fate was sealed ten years later, when the Streltsy attempted to reinstate her in the Kremlin during Peter's absence from the country. This uprising was suppressed with an iron hand, and soon the corpses of the rebels were suspended in front of Sophia's windows. Having taken the veil, she was kept in the strictest seclusion, with other nuns not allowed to see her except on the Easter day. She died in the Novodevichy Convent 6 years later.

www.tanais.info

Софья, царевна – краткая биография

Софья Алексеевна, царевна-правительница в первые годы царствования Петра I была сестрой этого государя по отцу, третьей дочерью царя Алексея Михайловича от первой его жены, Марьи Ильиничны Милославской. Софья родилась в 1657 г. Одаренная природными способностями, любознательная, энергичная и властолюбивая, она после смерти отца (1676) сумела приобрести любовь и доверие больного брата-царя Федора и, благодаря этому, достигла некоторого влияния на государственные дела.

После смерти царя Федора (27 апреля 1682 г.) царевна Софья стала поддерживать права на трон не сына Натальи Нарышкиной, Петра, а слабоумного царевича Ивана. Иван, в отличие от Петра, являлся братом Софьи не только по отцу, но и по матери. Он был старше Петра, однако из-за слабости умственных способностей не мог лично вести государственных дел. Последнее обстоятельство было выгодно властолюбивой Софье, мечтавшей под внешней ширмой Ивана сосредоточить всю власть в собственных руках.

стрелецкий бунт 1682

Стрелецкий бунт 1682. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского, 1862.

(Царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван невредим) 

 

В борьбе против уже посаженного на московский трон боярами Петра царевна Софья воспользовалась недовольством, возникшим в стрелецком войске под конец жизни царя Федора и первые дни после его кончины. Под влиянием руководимой Софьей партии Милославских в Москве начался стрелецкий бунт. Созванный 23 мая 1682 г. собор из думных и всяких чинов людей (конечно, только москвичей) под угрозою расширения мятежа согласился на требования стрельцов, чтобы Иван и Петр царствовали вместе. Управление «ради юных лет обоих государей» было вручено их сестре. Имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало писаться во всех указах вместе с именами обоих царей.

 

 

Теперь предстояло унять стрельцов, которые продолжали волноваться. Во главе их стоял прежний единомышленник царевны Софьи, начальник стрелецкого приказа князь Иван Андреевич Хованский, начавший теперь собственную борьбу за власть. Вслед за стрельцами выступили «раскольники», добивавшиеся возвращения к церковной старине и отречения от всех новшеств и «ересей» патриарха Никона.

стрелецкий бунт 1682 - никита пустосвят

Никита Пустосвят. Спор царицы Софьи с раскольниками о вере. Кремль, 1682 г. Картина В. Перова, 1881

 

Софья начала действовать с большой энергией. Хованский за свои честолюбивые замыслы был казнен. Назначенный на его место думный дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках, и Софьи удалось, таким образом, поднять на прежнюю высоту авторитет власти.

Царевна Софья

Царевна Софья. Портрет 1680-х гг.

 

Последовавшее затем семилетнее управление Софьи от имени её братьев (1682 – 1689) было отмечено в чисто гражданских делах несколько большей, сравнительно с прежним временем, мягкостью (запрещение разлучать мужей с женами при отдаче неисправных должников для отработки долга; запрещение взыскивать долги с вдов и сирот, если после мужей и отцов не осталось имения; замена кнутом и ссылкою смертной казни за «возмутительные слова» и т. п.). Однако религиозные гонения даже усилились: раскольники преследовались с ещё большей строгостью, чем ранее. Период правления царевны Софьи был апогеем гонения на них. Ближайшим сотрудником Софьи в это время был её сердечный любимец, князь Василий Васильевич Голицын, один из образованнейших людей тогдашней Москвы, большой поклонник «западничества». В правление Софьи была открыта в Москве при Заиконоспасском монастыре Славяно-Греко-Латинская академия, которая вскоре начала играть роль не столько учебного заведения, сколько своеобразной церковной инквизиции.

Годы власти Софьи отмечены и важными внешнеполитическими событиями. По «Вечному миру» 21 апреля 1686 г. Польша окончательно уступила Москве Киев и все земли, потерянные её королями по Андрусовскому перемирию 1667 года. Польский монарх Ян Собеский сделал эти уступки, чтобы привлечь Москвы к союзу против турок. В рамках этого союза князем Василием Голицыным были предприняты два похода на Крым (в 1687 и в 1689 г.), но оба они кончились неудачей.

С 1688 г. повзрослевший Петр I уже начал принимать участие в делах и посещать боярскую думу. Столкновения между ним и царевной Софьей начали учащаться, и решительная борьба была неизбежна. Попытка Шакловитого и Софьи опереться и в этой борьбе против Петра на стрельцов (второй стрелецкий бунт) кончилась казнью Шакловитого и заточением Софьи в Новодевичий монастырь (в конце сентября 1689 г.). Так окончилось её правление – государственные дела теперь перешли в руки Петра и его родственников Нарышкиных.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Картина И. Репина, 1879

 

После третьего стрелецкого бунта (1698 г.), который Петр приводил в связь с тайными интригами Софьи, та была пострижена под именем Сусанны (1698 г.) и заключена в Новодевичьем монастыре, где под тяжелым надзором прожила 5 лет. Царевна Софья умерла 3 июля 1704 года.

 

rushist.com

Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»

Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»

Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь.

Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица.

Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке».

Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Кроме того, если присмотреться к картине, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой. Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Он воплощает собой страх. И, чтобы наглядно это продемонстрировать, Репин также изобразил испуганную монашку, зажатую в угол.

Все остальные детали картины были созданы для того, чтобы подчеркнуть основной образ. Темное освещение, неброский интерьер, тени, решетки. Все это создает сильную психологическую напряженность, что и передает общее настроение работы художника.

«Царевна Софья» считается достоянием мировой культуры. Дебют Репина в историческом портрете до сих пор считают одним из самых ярких среди художников той эпохи.

Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» | источник

sochinenie-o.ru

Картина И.Е. Репина "Царевна Софья". История создания

Слайд 1

И.Е.Репин Название: ‘’ Царевна Софья ’’ Подготовила: ученица 7 А класса Макеева Яна.

Слайд 2

Биография Ильи Репина Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем .

Слайд 3

Царевна Софья « Царевна Софья» считается достоянием мировой культуры. Дебют Репина в историческом портрете до сих пор считают одним из самых ярких среди художников той эпохи .

Слайд 4

История создания . Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь. Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица. Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке». Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Кроме того, если присмотреться к картине, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой. Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Он воплощает собой страх. И, чтобы наглядно это продемонстрировать, Репин также изобразил испуганную монашку, зажатую в угол.

nsportal.ru

Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. Картина Репина

Главная » Описание картин, Русская живопись » Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. Картина Репина

Илья Репин.Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879. Холст, масло. 204,5 x 147,7. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории. Право, спасибо Вам. Ваша вещь, где хотите, была бы первой».

Год, целый год провела эта «тигрица» в заключении, более того – в монастыре. Ее еще не постригли в монахини – парчовый, расшитый драгоценными каменьями парадный наряд «правительницы» видит зритель. Но волосы ее распущены по плечам – будто вот-вот коснутся их ножницы пострига. За окном, перегороженным кованой тюремной решеткой, стоит виселица, на ней – тело повешенного стрельца… В келье, кроме застывшей в исступлении Софьи, еще только девочка-служка в черной высокой шапочке. Со страхом, с изумлением глядит дитя на кровавую «тигрицу». Вся прочая прислуга Софьи или изувечена на дыбе, или умерла под пыткой.

Репин написал одиночество властолюбия, не останавливающегося перед кровью человеческой, перед жертвами и муками других. Поглядите на темно-красный ковер в келье Софьи, ведь это кровь человеческая… Живописец Репин – тончайший виртуоз – написал отражение платья царевны в ковре так, будто его дает густая плотная жидкость, а не мягкий ворс.

Здесь впервые звучат репинские красные тона: алый и более густой – пунцово-коричневый. Мастер дает его рядом с черным цветом. Илья Ефимович научился использовать прозрачный копайский бальзам, придающий масляным краскам особую нежность. Он создает живописное целое своего холста, «сплетая» оттенки цвета, как ковровщик – тончайшие нити.

В дате, входящей в название картины, И.Е.Репин допустил неточность. Царевна Софья (1657—1704) была заточена в Новодевичий монастырь 6 сентября 1689. На следующий день, 7 сентября, издан указ об исключении царевны Софьи из «Титула»; таким образом, она официально перестала быть правительницей. Через год после ее заточения, то есть в 1690, раскрыт заговор сторонников Софьи против Петра. Именно тогда последовала расправа и казнь ее сторонников и «всей ее прислуги». По приказу Петра перед окнами кельи Софьи было повешено 195 стрельцов. 21 сентября 1698 (этот год стоит в названии картины) царевна Софья по решению Петра была пострижена в монахини, став инокиней Сусанной. Скончалась Софья 3 июня 1704, «а от рождения ей было 46 лет и 9 месяцев и 16 дней».

На выставке «Репин. 1891. С. -Петербург» экспонировались три живописных этюда для головы царевны Софьи: № 187 — «К царевне Софии (Е.И.Бларамберг-Ардов)»; № 188 -"Голова к царевне Софии"; № 189 — «№ 2, тоже». Для одного из них позировала Е.И.Бларамберг-Апрелева (литературный псевдоним — Ардов), для другого — «молодая толстая домашняя портниха, жившая во дворе, во флигеле» дома Репиных в Трубном переулке в Москве. О третьем живописном этюде сведений не имеется. В воспоминаниях дочери художника Веры Ильиничны есть свидетельство о том, как приезжала в дом Репиных Е.И.Бларамберг-Апрелева позировать для картины: «Она распускала свои чудные, длинные волосы и позволяла мне трогать их и путать, а я воображала, что плету косы». Кроме живописных, Репин исполнил графический этюд с В.С.Серовой, матери художника В.А.Серова, опубликованный в журнале «Нива» (1914, № 29). Местонахождение этюдов неизвестно. По воспоминаниям В.И.Репиной, платье для «правительницы Софьи» специально шилось на квартире Репина: «Для нее шился из серебряной парчи сарафан с откидными рукавами, длинными, в девять аршин, кисейными рукавами с золотой ниткой... а рукав собирался мелкою оборочкой». В Музее-усадьбе «Пенаты» хранится круглый парчовый воротник, являвшийся частью костюма Софьи. Приступая к работе над картиной, Репин обращался не только к историческим источникам, но изучал и зарисовывал исторические раритеты, хранившиеся в Оружейной палате Московского Кремля, директором которой был историк С.М.Соловьев. В воспоминаниях о В.С.Соловьеве Репин рассказывает и об эпизодах, связанных с отцом философа, и о его помощи при работе над картиной.

Живописные этюды для картины находятся в частных собраниях. Графические 1878 года — в ГТГ и в ГРМ, акварельный — в Музее личных коллекций ГМИИ. И.С.Зильберштейн упоминает о двух альбомах, заполненных рисунками к «Софье», при жизни Репина хранившихся в «Пенатах». В настоящее время из этих альбомов известны единичные разрозненные листы.

Источник: http://www.tanais.info/art/repin2more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru