Картина Моне «Сорока». Зимний шедевр из Этрета. Картина сорока


СОРОКА Григорий Васильевич – Галерея произведений ( 21 изображение).

Открыть доступ

Г.В.СОРОКА

(1823 – 1864)

Среди учеников Алексея Венецианова имя Григория Сороки стоит одним из первых ряду. Это был яркий, самобытный талант, расцветший под чутким руководством наставника буквально за несколько месяцев обучения. 

Сюжеты и композиции произведений Григория Сороки перекликаются с картинами учителя, но есть и – столь же явные — различия. Сорока писал крестьянскую жизнь, имея к ней самое непосредственное отношение. Некоторая условность письма, движение пластики шло в его творчестве в сторону натурной достоверности, его персонажи лишены статичности, они естественны, жизненно убедительны.

Подлинными шедеврами Сороки стали его пейзажи. Они открыли целое направление в русском искусстве – поиски идеала и божьей благодати в окружающем мире, восприятие природы как блага. Развитие этой линии можно найти впоследствии в творчестве Левитана, Куинджи, Нестерова.

Судьба художника трагична.  Происходил он из крепостных крестьян гвардейского ротмистра П.И.Милюкова. Сорока – это деревенское прозвище художника, настоящая его фамилия Васильев. Самоучкой выучился рисованию. С начала 1840-х взят в дворню в имение Н.П.Милюкова Островки. В 1842 – 1847 годах с перерывами учился у А.Г.Венецианова в его имении Сафонкове, работал как подмастерье, выполняя под смотрением Венецианова заказы на церковные образа.

После 1852 года переселился из Островков в деревню Покровская, сменив положение дворового на положение деревенского живописца и иконописца.

После реформы 1861 года подписал договор с Милюковым о выкупе земельных угодий. В 1864 году участвовал в волнениях крестьян против помещика, был автором их прошения к императору Александру II. По жалобе Н.П.Милюкова 5 апреля 1864 был подвергнуть трехдневному аресту. 10 апреля художник покончил с собой.

 

1. Сорока Григорий "Автопортрет" Вторая половина 1840-х - начало 1850-х Холст, масло 44х36 Государственный Русский музей 1. Сорока Григорий «Автопортрет» Вторая половина 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 44х36 Государственный Русский музей2. Сорока Григорий "Портрет художника А.Г.Венецианова" Между 1842 и 1847 Холст, масло 34,9х30 Государственная Третьяковская галерея 2. Сорока Григорий «Портрет художника А.Г.Венецианова» Между 1842 и 1847 Холст, масло 34,9х30 Государственная Третьяковская галерея 3. Сорока Григорий "Портрет художника А.Г.Венецианова" Не позднее 1847 Холст, масло 36,5х31 Государственный Русский музей 3. Сорока Григорий «Портрет художника А.Г.Венецианова» Не позднее 1847 Холст, масло 36,5х31 Государственный Русский музей4. Сорока Григорий "Гумно" Лето 1843(?) Холст, масло 53,5х65 Государственный Русский музей 4. Сорока Григорий «Гумно» Лето 1843(?) Холст, масло 53,5х65 Государственный Русский музей 5. Сорока Григорий "Кабинет дома в Островках, имении Н.П.Милюкова" 1844 Холст, масло 54х65 Государственный Русский музей 5. Сорока Григорий «Кабинет дома в Островках, имении Н.П.Милюкова» 1844 Холст, масло 54х65 Государственный Русский музей6. Сорока Григорий "Вид на плотину" Не позднее 1847 Холст, масло 68х88 Государственный Русский музей 6. Сорока Григорий «Вид на плотину» Не позднее 1847 Холст, масло 68х88 Государственный Русский музей 7. Сорока Григорий "Рыбаки" Вторая половина 1840-х Холст, масло 67х102 Государственный Русский музей 7. Сорока Григорий «Рыбаки» Вторая половина 1840-х Холст, масло 67х102 Государственный Русский музей8. Сорока Григорий "Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии" 1840-е Холст, масло 69х88,5 Тверская областная картинная галерея 8. Сорока Григорий «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» 1840-е Холст, масло 69х88,5 Тверская областная картинная галерея 9. Сорока Григорий "Вид палисадника в усадьбе Н.П.Милюкова "Островки" Тверской губернии" 1840-е Холст, масло 27х37 Государственная Третьяковская галерея 9. Сорока Григорий «Вид палисадника в усадьбе Н.П.Милюкова «Островки» Тверской губернии» 1840-е Холст, масло 27х37 Государственная Третьяковская галерея10. Сорока Григорий "Флигель в Островках, имении Н.П.Милюкова" Первая половина 1840-х Холст, масло 27,5х39,5 Государственный Русский музей 10. Сорока Григорий «Флигель в Островках, имении Н.П.Милюкова» Первая половина 1840-х Холст, масло 27,5х39,5 Государственный Русский музей 11. Сорока Григорий "Портрет Е.Н.Милюковой" Вторая половина 1840-х Холст, масло 33х25,5 Государственный Русский музей 11. Сорока Григорий «Портрет Е.Н.Милюковой» Вторая половина 1840-х Холст, масло 33х25,5 Государственный Русский музей12. Сорока Григорий "Портрет К.Н.Милюкова в детстве" Вторая половина 1840-х Холст, масло 26х21 Государственный Русский музей 12. Сорока Григорий «Портрет К.Н.Милюкова в детстве» Вторая половина 1840-х Холст, масло 26х21 Государственный Русский музей 13. Сорока Григорий "Портрет А.И.Поздеева (не окончен)" Вторая половина 1840-х - начало 1850-х Холст, масло 27х22,5 Государственный Русский музей 13. Сорока Григорий «Портрет А.И.Поздеева (не окончен)» Вторая половина 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 27х22,5 Государственный Русский музей14. Сорока Григорий "Портрет Л.Н.Милюковой" Вторая половина 1840-х Холст, масло 44х33 Государственный Эрмитаж 14. Сорока Григорий «Портрет Л.Н.Милюковой» Вторая половина 1840-х Холст, масло 44х33 Государственный Эрмитаж 15. Сорока Григорий "Вид озера Молдино в Островках, имении Н.П.Милюкова" Конец 1840-х - начало 1850-х Холст, масло 50,5х64,5 Государственный Русский музей 15. Сорока Григорий «Вид озера Молдино в Островках, имении Н.П.Милюкова» Конец 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 50,5х64,5 Государственный Русский музей16. Сорока Григорий "Вид в Островках, имении Н.П.Милюкова" Конец 1840-х - начало 1850-х Картон, масло 37х28 Государственный Русский музей 16. Сорока Григорий «Вид в Островках, имении Н.П.Милюкова» Конец 1840-х — начало 1850-х Картон, масло 37х28 Государственный Русский музей 17. Неизвестный художник второй четверти 19 века - Сорока Григорий(?) "Горный пейзаж с селением. Оборотная сторона картины 16. Вид в островках, имении Н.П.Милюкова" Картон, карандаш 37х28 Государственный Русский музей 17. Неизвестный художник второй четверти 19 века — Сорока Григорий(?) «Горный пейзаж с селением. Оборотная сторона картины 16. Вид в островках, имении Н.П.Милюкова» Картон, карандаш 37х28 Государственный Русский музей18. Сорока Григорий "Портрет женщины с ребенком" 1851 Холст, масло 41,5х34 Волгоградский музей изобразительных искусств 18. Сорока Григорий «Портрет женщины с ребенком» 1851 Холст, масло 41,5х34 Волгоградский музей изобразительных искусств 19. Неизвестный художник второй четверти 19 века - Сорока Григорий (?) "Крестьянский мальчик" Картон, масло 33,5х26 Государственный Русский музей 19. Неизвестный художник второй четверти 19 века — Сорока Григорий (?) «Крестьянский мальчик» Картон, масло 33,5х26 Государственный Русский музей20. Неизвестный художник школы Венецианова - Сорока Григорий (?) "Отражение в зеркале" Холст, масло 41,3х38,5 Государственный Русский музей 20. Неизвестный художник школы Венецианова — Сорока Григорий (?) «Отражение в зеркале» Холст, масло 41,3х38,5 Государственный Русский музей 21. Сорока Григорий "Портрет художника А.Г.Венецианова" Конец 1840-х - начало 1850-х Холст, масло 49,8х63,5 Государственный Эрмитаж 21. Сорока Григорий «Портрет художника А.Г.Венецианова» Конец 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 49,8х63,5 Государственный ЭрмитажСОРОКА Григорий Васильевич – Галерея произведений ( 21 изображение). СОРОКА Григорий Васильевич – Галерея произведений ( 21 изображение).

cultobzor.ru

Григорий Сорока: картины, биография.

Григорий Васильевич Сорока (1823-1864)

 

Григорий Сорока

Автопортрет

Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.

 

  Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу".

 Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.

Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. 

 Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании.

 В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.

  Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.

 Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть".

Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре. 

"Тихие и беспорывные, как сама русская природа" (Н.Гоголь), пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника".

 Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.

  Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.

Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.

   В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.

 Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.

 И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось "испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.

   В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются диссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках") или берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках")

 В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.

 В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.

 

Статья Вл. Петрова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь.  М. 1988.

Портрет П.И.Милюкова

Кабинет в Островках 1844

Рыбаки Вторая половина 1840-х

Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г

Флигель в Островках. 1844г

Вид на озеро в имении Островки

Интересная информацияСмотрите на сайте "Загадочная сила": Образ кикиморы в изобразительном искусстве. Подборка картинок, рисунков с изображением кикиморы и рассказ о персонаже.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Картина Моне «Сорока». Зимний шедевр из Этрета

Этрета – небольшое поселенье на побережье Нормандии. Во времена Клода Моне был модным аристократическим курортом с умеренным нежарким климатом летом. Моне с женой и годовалым сыном Жаном провел там 1868-1869 годы и написал, кроме скалистых пейзажей, маленький зимний шедевр. Это известная картина Моне «Сорока».

Обстоятельства жизни художника в это время

Моне переживал очень трудный период. В Париже его картины отвергались жюри Салона. Ни одна из фотографий его работ отправленных на Международную морскую выставку в Гавре, не привлекла никакого внимания. Но что хуже всего – его холсты были конфискованы кредиторами. Картина Моне «Сорока» еще даже не была задумана художником.

Его подруга Камилла Донсье забеременела в 1865 году, и в августе 1867 года родила сына Жана-Армана-Клода.картина моне сорока Отец Моне, бакалейщик, неохотно смирился с избранной сыном профессией. Однако был категорически против связи сына с Камиллой и оставил их без материальной поддержки. В Париже художнику понемногу помогали друзья, но финансовое положение было столь плачевным, что он еще до рождения сына попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Сену. Без денег он отправился в дом отца в Сент-Адресс, оставив Камиллу одну в Париже. Моне поселился у своей тетки, которая всегда поддерживала его. К финансовым и семейным проблемам добавилась частичная потеря зрения, и он не мог рисовать на улице.

Удача приходит к упорным

Его положение частично изменилось, когда он встретил своего покровителя, судовладельца и коллекционера Годиберта (Gaudibert) из Гавра.картина сорока клод моне Тот заказал ему три портрета и помог продать еще одну картину. Наконец, у Моне появилось немного денег, и он отправился за Камиллой в Париж. Годиберт помог ему снять дом в Этрета, куда он с семьей переехал в октябре 1868 года, полностью оправившись от депрессии. Он писал другу в Париж: «...Благодаря этому джентльмену из Гавра, который помогал мне, я наслаждаюсь самыми совершенными тишиной и спокойствием, и я с нетерпением жду возможности сделать что-то стоящее...». Картина Моне «Сорока» написана в декабре 1868 года. Дни стояли короткие, сумеречные, падал мягкий снег...

Эксперименты Моне

Зимний пленэр стал суровым испытанием для художника. Дул пронзительный сырой морской ветер, а Моне нравилось испытывать различные цветовые эффекты, возникающие на мягком белом снегу. Это означало, что он полностью меняет летнюю палитру на белую, серую, фиалковую. В деревенском окружении рождалась картина Моне «Сорока». Художник обнаружил, что ему хочется рисовать не предметы сами по себе, а обволакивающий воздух, который их касается.

Клод Моне «Сорока»: описание картины

сорока картина моне описание

Место, где живописец рисовал свою «Сороку», неизвестно. Можно только предположить, что рядом с домом, где жила его семья. Чем так хороша картина «Сорока»? Клод Моне осветил ее изнутри, от нее исходит непонятный свет. Низкое зимнее солнце находится за пределами изображения слева. На заднем плане можно предположить, что изображены или заснеженные поля, или море. После сильного снегопада стоит полная тишина. Все тихо, ничто не движется. Если мысленно убрать сороку, то и тогда картина будет прекрасна, но птица вносит в нее движение жизни: прилетела, посидела, покрутила головой и сейчас вспорхнет снова. Сорока, единственное живое существо, – центр интереса. Полотно акцентировано несколькими темными областями: забором, воротами, стволами фруктовых деревьев и, наконец, самой птицей, которая уселась на решетчатую расхлябанную калитку как единственная чистая и пронзительная нота на нотном стане.

Композиция

Моне разбивает ее на две части. Горизонтально – забором и вертикально – сорокой в крайнем левом углу.

Колорит

Друзья-импрессионисты уже проводили эксперименты с изображениями теней на белом снегу. До них тени было принято писать только черным. Моне подхватил новый метод и виртуозно его развил. Белый снег является доминантой, но какой диапазон цветов использует Моне, чтобы выявить его белизну: желтые, красные, фиалковые, голубые, синие оттенки! Теплые цвета зданий контрастируют с прохладой крыши и синими тенями забора. Это один из первых случаев, когда Моне использовал в тенях цвет, который наблюдал в природе. Голубоватый снег шапкой завалил плетень, а ниже под ним ложатся глубокие синие тени, но сквозь них можно увидеть отдельные пятна белого снега. Моне, кроме того, отдает много света и тепла небу за деревьями. Деревья справа от ворот обозначены мазками с приглушенным белым цветом. Отдельного внимания заслуживает сама сорока.клод моне сорока описание картины Она обозначена всего лишь несколькими штрихами. Видно, что она сидит, ждет, слушает. Ее контуры смягчены мазками снега за ней. Если внимательно приглядеться, то внизу на снегу можно увидеть и ее голубоватую тень.

Эта великолепная работа – «Сорока». Картина Моне, описание которой мы дали, была отвергнута Салоном в 1869 году. Ни критики, ни публика не приняли красоту и легкость зимнего деревенского пейзажа. Они его не поняли, ибо привыкли к совсем другому. Теперь «Сорока» – украшение музея Орсе в Париже.

fb.ru

Картина «Сорока» — Artrue

Дата создания: 1869 год.Тип: масло на хосте.Габариты: 89*130 см.Местонахождение: Музей Д’Орсэ (Франция).

Сорока. МонеСорока. Моне

В 1868–1869 годах Клод Моне занимался написанием картины «Сорока«, выделяющаяся своим спокойствием. Работа выглядит довольно простой, на ней изображен зимний сельский пейзаж, сугробы, хлипкий заборчик и маленькая сорока, сидящая на слабенькой калитке. Если внимательно рассмотреть полотно, видно, что художник накладывал крупные объемные мазки, но это не делает сюжет картины размытым, а наоборот придает ему очаровательности, заставляя зрителя всматриваться в каждую деталь.

Лисица на снегу. РенуарЛисица на снегу. РенуарЛисица на снегу. Пьер Огюст Ренуар.

Большая часть картины выполнена в белом цвете, что неудивительно для зимнего пейзажа. Но Моне создает такой белый цвет, который невозможно увидеть больше ни в одной из существующих в мире картин, ведь он был мастером в смешивании красок и подборе оттенков. Снежные сугробы на картине сыграли роль очередного холста для художника, на котором он изобразил падающие тени, которые своим видом делают картину холоднее, напоминая о времени года. Изображение кажется воздушным, цвета плавно переходят друг в друга, это завораживает. Художник использует светлые и неброские оттенки, но все они имеют какой-то загадочный блеск. Данное полотно можно считать иллюстрацией к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Создание зимнего пейзажа дело не из легких, но Клода Моне на это вдохновили произведения Пьера Огюста Ренуара. Им движет огромное желание поделиться со зрителями своими впечатлениями и любовью к природе. Еще до создания этого полотна, созданием не менее великолепных зимних пейзажей занимался другой известный французский художник Гюстав Курбе, картины которого отличаются большей динамикой и насыщенностью деталями. Моне решает немного отойти от стиля Курбе и изображает на картине только одну крохотную птицу, которую он впоследствии прозвал «одинокой нотой».

Снежный пейзаж. КурбеСнежный пейзаж. КурбеСнежный пейзаж. Густав Курбе.

Данное полотно в то время не было принято обществом, критики сочли его слишком простым и скучным, так как картина слишком однотонная. Ценители того времени не были готовы к такому переходу, ведь им было привычно видеть яркие и живые картины, а Моне «подсунул» им свой спокойный пейзаж. Только по прошествии многих лет картину оценили по праву и поместили ее в музей.

artrue.ru

Клод Моне Сорока: Описание произведения

Самый солнечный художник Клод Моне вставал с рассветом и ложился спать на закате. Яркий или рассеянный, скользящий или заливающий все вокруг, свет был его вдохновением и страстью. И слепящее солнце в короткие зимнее дни – это все то же солнце. Моне надевал три пальто, перчатки и в пронизывающие морозы уходил писать ледоход на реке или стога под снегом, потому что снег – это не просто еще одна форма жизни. Снег – это природный белый холст, на котором изучать солнце и тени еще азартней, чем на камне или на воде. Снег – это чистый научный эксперимент.

Картина «Сорока» оказалась одним из самых первых снежных пейзажей для импрессионизма вообще и для самого Клода Моне. Пейзаж этот такой глубокий, такой уютный и теплый, что трудно представить, глядя на него, как голодный и нищий художник оставляет дома терпеливую жену и маленького сына и идет в мороз искать синие тени на ярком снегу. Не рассчитывая на понимание и признание. За эти цветные тени Моне будет доставаться от критиков, свято верящих в серый цвет. «Кажется, у художника галлюцинации!» - хохотали газетчики, а вслед за ними и толпы зрителей. Снег синего, фиолетового или зеленого цвета! Эти мазилки просто сошли с ума! Картина не будет принята в Салон 1869 года – она просто возмутительна, какое-то нагромождение красочных пятен.

Одинокая нота в партитуре, маленькая отметка на полях блокнота, сорока – единственное живое существо на картине и единственное движение на ней. Сорока – знак мимолетности и знак замершего времени. Она здесь ненадолго, прилетела и скоро улетит, минута – не больше. И все изменится. Для 1869 года присевшая на покосившуюся изгородь сорока – настоящий вызов, брошенный в лицо всем тем уважаемым обладателям первых салоновских премий, которые успешно вырабатывали вечные окаменевшие темы: Венеры в волнах, римляне в тогах, умирающая Жанна д’Арк.

После «Сороки» Моне еще десятки раз выйдет на охоту за снегом: специально поедет в Норвегию, выбежит с мольбертом в разгар страшного ледохода на Сене. Крестьяне будут прятаться по домам, промерзшая на 40 сантиметров вглубь река начнет ломаться в оттепель, вышвыривая ледяные глыбы на берег и затапливая водой поля, рыбацкие дома и не успевших скрыться несчастных. «Конец света!» - кричат ранним утром у дома Моне, колотя ему в окна. Грохот стоит невыносимый. Моне напишет больше 20 картин с ледяными глыбами. «Слишком холодные», - скажут критики парижского Салона, где художник внезапно решит попытать счастья, и не примут льдины.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Описание картины Клода Моне «Сорока»

Описание картины Клода Моне «Сорока»

«Сорока» – картина Клода Моне, написанная в 1968 году и находящаяся сейчас в парижском музее Орсе. На первый взгляд картина кажется очень простой, на ней изображены плетень, сидящая на калитке сорока, фруктовые деревья, дом сбоку и снег. Видно, что на полотно наносились широкие и быстрые мазки. Но эта зрительная простота буквально очаровывает зрителя, заставляет вглядываться в изображение.

Белый цвет, которым пользуется Моне, особенный, не имеющий аналогов в живописи. На фоне снежного пейзажа Моне играет со светом и тенью, создавая особую чувственную атмосферу холодного дня. Изображение будто полупрозрачное. Едва уловимый переход от света к тени завораживает. Моне использует для написания картины лишь неяркие, но при этом блестящие оттенки. Эту картину принято считать своего рода аналогом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Работать над снежным пейзажем очень непросто, но Моне был вдохновлен Писсарро и Ренуаром. Он охвачен желанием показать зрителю простой пейзаж, западающий в душу. До «Сороки» жанром зимнего пейзажа овладел Курбе, но его картина более живая, открывающая зрителю множество деталей: люди, кони, собаки, а уж затем снег. Клод Моне отходит от живости Курбе и предпочитает изобразить на картине одну лишь маленькую сороку, неуклюже примостившуюся на плетне. Она как бы случайно оказалась на картине и не привлекает к себе много внимания. Живописец называет ее «одинокой нотой».

Простая картина, без ярких мазков и деталей, была не принята современниками художника. Публика того времени привыкла совсем к другим картинам и не была готова воспринять легкость и красоту зимнего пейзажа. Парижский салон отвергает это творение Клода Моне. Позже картину принимают, классифицируют как импрессионистскую и помещают в музей.

opisanie-kartin.com

Художник Григорий Васильевич Сорока - Галерея современного искусства

Григорий Васильевич Сорока 1823-1864гг - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.В русском искусстве „ Автопортрет" Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя".Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. Автопортрет 1840г (700x658, 106Kb)Художник написал себя в возрасте 20-30 лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музеюГумно 1843г (700x591, 49Kb)Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. (605x661, 123Kb)Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем ВенециановымДом в Островках ~1844гТворческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в (699x477, 50Kb)Созданные Сорокой в середине 1840-х годов картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г (700x531, 49Kb)Рыбаки Вторая половина 1840-х (700x454, 35Kb) (699x492, 46Kb)Вид на озеро в имении Островки ~1840-ые г (699x549, 50Kb)Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника. В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стебли (699x525, 53Kb)Кабинет в Островках 1844 (699x525, 54Kb)Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера (699x509, 48Kb)Кабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны — работа крепостных мастеров — создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, — католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным прибором (698x356, 45Kb)На конторских счетах отложено число —1844 — год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее. (699x590, 63Kb)Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.Отражение в зеркале ~1850г (558x699, 55Kb)Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров ВозрожденияПортрет Е.Н.Милюковой(дочери помещика Н.П.Милюкова) конец 1840-ых (699x628, 87Kb)Портрет Л.Н.Милюковой(дочери помещика Н.П.Милюкова) 1840ыеЛидия Николаевна Милюкова, старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках — усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться на кудри Елизаветы Николаевны и на косы Лидии (700x607, 82Kb)В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляковЧасовня в парке ~1850г (700x528, 48Kb)В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной.Вид на озеро Молдино ~1840-ые г (700x573, 51Kb) (700x538, 59Kb)Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописиИсторияviaНаписано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

nikole-t.livejournal.com


Смотрите также